Инструкция по выполнению работы. Ана­лиз текстовых ис­то­ри­че­ских источников И.В. Сталин встретил нас один. Он был явно озабочен

План

1. Причины и содержание «перестройки» (основные подходы).

Реформы политической и экономической сферы СССР в 1985–1991 гг.

Внешняя политика СССР в период «перестройки».

Доклады:

Гласность» и раскрепощение общественного сознания.

Возрождение российской многопартийности.

3. Отечественная наука, культура, образование в условиях «перестройки» и «постперестройки».

Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты.

Задание 8.1.

1. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

2. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-поли­тическому кризису...

Начался про­цесс оздо­ров­ле­ния эко­но­ми­ки стра­ны, её по­во­рот к удо­вле­тво­ре­нию на­сущ­ных по­треб­но­стей людей. На­би­ра­ют силу новые ме­то­ды хо­зяй­ство­ва­ния. В со­от­вет­ствии с За­ко­ном о го­су­дар­ствен­ном пред­при­я­тии (объ­еди­не­нии) идёт пе­ре­вод объ­еди­не­ний и пред­при­я­тий на хоз­рас­чет и са­мо­оку­па­е­мость. Раз­ра­бо­тан, ши­ро­ко об­суждён и при­нят Закон о ко­опе­ра­ции. Вхо­дят в жизнь новые, про­грес­сив­ные формы внут­ри­про­из­вод­ствен­ных тру­до­вых от­но­ше­ний на ос­но­ве под­ря­да и арен­ды, а также ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность. Идёт пе­ре­строй­ка ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур управ­ле­ния, на­прав­лен­ная на со­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для эф­фек­тив­но­го хо­зяй­ство­ва­ния пер­вич­ных зве­ньев эко­но­ми­ки.

Развёрну­тая по ини­ци­а­ти­ве пар­тии ра­бо­та поз­во­ли­ла воз­об­но­вить рост ре­аль­ных до­хо­дов тру­дя­щих­ся. Ре­а­ли­зу­ют­ся прак­ти­че­ские меры по уве­ли­че­нию про­из­вод­ства про­дук­тов пи­та­ния и пред­ме­тов по­треб­ле­ния, рас­ши­ре­нию жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства. Осу­ществ­ля­ют­ся ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния. Ду­хов­ная жизнь ста­но­вит­ся мощ­ным фак­то­ром про­грес­са стра­ны. Зна­чи­тель­ная ра­бо­та про­ве­де­на по пе­ре­осмыс­ле­нию со­вре­мен­ных ре­аль­но­стей ми­ро­во­го раз­ви­тия, об­нов­ле­нию и при­да­нию ди­на­миз­ма внеш­ней по­ли­ти­ке. Таким об­ра­зом, пе­ре­строй­ка всё глуб­же вхо­дит в жизнь со­вет­ско­го об­ще­ства, ока­зы­ва­ет на него всё воз­рас­та­ю­щее пре­об­ра­зу­ю­щее воз­дей­ствие».

Задание 8.2.

1. Назовите хронологические рамки исторического периода, о ткотором идет речь в тексте.

2. На­зо­ви­те не менее трех эко­но­ми­че­ских ре­форм, пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма» и осу­ществ­лен­ных в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния.

Из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го пар­тий­но­го де­я­те­ля В. А. Мед­ве­де­ва.

«11 июня... про­шло со­ве­ща­ние в ЦК КПСС по во­про­сам уско­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В до­кла­де [Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] в мак­си­маль­ной мере были ре­а­ли­зо­ва­ны раз­ра­бот­ки, ко­то­рые ве­лись в те­че­ние этих лет по под­го­тов­ке Пле­ну­ма ЦК.

На со­ве­ща­нии был углублён кри­ти­че­ский ана­лиз пред­ше­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да раз­ви­тия. Вме­сте с тем со всей оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­лось, что уско­ре­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а зна­чит и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны, упи­ра­ет­ся в хо­зяй­ствен­ный ме­ха­низм, уна­сле­до­ван­ный от про­шло­го. Даль­ней­шая прак­ти­ка под­твер­ди­ла, что даже тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные об­шир­ные про­грам­мы раз­ви­тия науки й тех­ни­ки, мо­дер­ни­за­ции оте­че­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния... не могут рас­счи­ты­вать на успех в усло­ви­ях ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма, по­это­му центр тя­же­сти и вни­ма­ния в сфере эко­но­ми­ки стал по­сто­ян­но пе­ре­клю­чать­ся на раз­ра­бот­ку эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма. А за этим по­сте­пен­но по­тя­ну­лась и вся це­поч­ка.

При углублённом ана­ли­зе про­блем со­вер­шен­ство­ва­ния хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма ока­за­лось, что оно не­мыс­ли­мо без ре­фор­ми­ро­ва­ния всей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, а это в свою оче­редь дик­ту­ет и не­об­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра роли самой пар­тии».

Задание 8.3

Изучите по учебной литературе ход «перестройки» и заполните следующую таблицу:

Во второй колонке обозначьте установки и лозунги, которые провозгласило и пыталось придерживаться в своей политике руководство страны. Имейте в виду, что некоторые из этих лозунгов стали названием для того или иного этапа перестройки. В третьей и четвёртой колонках необходимо отметить только наиболее важные политические и экономические мероприятия руководства СССР на каждом этапов «перестройки».

Основные даты

март 1985 г. – избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева.

июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)».

май 1988 г. – принятие закона «О кооперации в СССР».

июнь 1988 г. – XIX Всесоюзная партийная конференция; начало реформы политической системы (перестройки).

1988–1989 гг. – ликвидация социалистических режимов в Восточной Европе («бархатные революции»).

май–июнь1989 г. – I Съезд народных депутатов СССР.

весна 1991 г. – роспуск СЭВ и ОВД.

июль 1991 г. – подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

Основные понятия

Гласность – понятие, выработанное отечественной политической мыслью, близкое понятию свободы слова, но не адекватное ему. Доступность информации по всем важнейшим вопросам работы государственных органов.

Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) – создан в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. представителями властных структур, несогласными с политикой реформ М.С. Горбачева и проектом нового Союзного договора. В состав ГКЧП вошли: О.Д. Бакланов, первый заместитель председателя Совета обороны СССР; В.А. Крючков, председатель КГБ СССР; В.С. Павлов, премьер-министр СССР; Б.К. Пуго, министр внутренних дел СССР; В.А. Стародубцев, председатель Крестьянского союза СССР; А.И. Тизяков, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР; Г.И. Янаев, вице-президент СССР, член Совета безопасности СССР. В крупные города были введены войска, прекратили вещание практически все программы телевидения, была приостановлена деятельность партий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещен выпуск оппозиционных газет. Далее члены ГКЧП проявили нерешительность. В этой ситуации наибольшую активность проявил президент РФ Б.Н.Ельцин. Он призвал всех граждан к неповиновению и всеобщей забастовке. Центром сопротивления ГКЧП стал Белый дом – здание российского правительства. В течение трех дней стало ясно, что выступление ГКЧП (путч) общество не поддержало. Члены ГКЧП отправились в Крым к М.С. Горбачеву, где были арестованы. Им было предъявлено обвинение по статье 64 Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине) по делу «ГКЧП». Позже они были освобождены из-под стражи. Попытка переворота, предпринятая ГКЧП, ускорила процесс распада СССР.

Новое политическое мышление – новая философско-политическая концепция, выдвинутая М.С. Горбачёвым, основные положения которой предусматривали: отказ от вывода о расколе мира на 2 противоположные общественно-политические системы; признание мира целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил 2-х систем, а баланса их интересов; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и др. Привело к окончанию «холодной войны».

Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, проводившаяся с 1985 г. по август 1991 г. Инициаторы перестройки (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев и др.) хотели привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями. Перестройка осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР в 1991 г.

Ускорение – лозунг и политический курс генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, провозглашённый в апреле 1985 г. и направленный на повышение эффективности народного хозяйства страны. Курс вылился в ряд крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством в 1985–1986 гг., приведших к ухудшению экономического развития.

Холодная война – период в истории международных отношений со второй половины 40-х до 1991 г. Для “холодной войны” характерно противоборство двух сверхдержав – СССР и США, двух мировых социально-политических систем в экономической, идеологической и политической сферах с использованием психологических средств воздействия на противника. Противостояние на грани войны.

Литература

1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – С. 29–52.

2. Зачем Гайдар рассказывал про «голод» и «роковую» нефть (комментарии к книге Е.Т. Гайдара «Гибель империи» А.Б. Кобякова)

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть I состоит из 21 задания (А1-А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть II состоит из 13 заданий (В1-В13), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть III состоит из 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I

А1. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

1) с Любечским съездом князей

2) с дунайскими походами

3) с разгромом хазар

4) с разгромом печенегов

А2. Прочтите отрывок из сочинения и укажите, при каком правителе названные территории были присоединены к Москве. «В 1463 г. все князья ярославские... били челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в северной Руси. В 1474 г. князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была куплена Москвой... В 1485 г. была завоевана Тверь...».


1) Дмитрии Донском

2) Иване III

3) Федор Иванович

4) Иване Калите

А3. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) создание Лжедмитрием II тушинского лагеря

2) создание Совета всея земли

3) осада войск в Туле

4) смерть Бориса Годунова

А4. Под руководством Аристотеля Фиораванти на территории Московского Кремля был возведен

1) Успенский собор

2) Архангельский собор

3) Благовещенский собор

4) колокольня Ивана Великого

А5. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.

«Сказал [он] матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

3) Святославе

4) Ярославе

А6. Что явилось следствием укрепления армии в первой половине XVII в.?

1) появление артиллерии

2) создание полков нового строя

3) введение рекрутских наборов

4) создание гвардейских полков

А7. Какую должность занимал?

1) министр государственных имуществ

2) министр внутренних дел

3) министр иностранных дел

4) военный министр

A8. Что из названного относится к последствиям победы России в русско-турецкой войне гг.

1) был основан город Одесса

2) пала Османская империя

3) Крым получил независимость

4) Россия получила возможность контролировать проливы Босфор и Дарданеллы

А9. Прочтите отрывок из книги участника общественного движения XIX в. и укажите его фамилию

«первая и главная черта – это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству…

Хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек – недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню».

А10. Что стало одной из причин русско-турецкой войны гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

___________________ (В)

____________________ (Г)

____________________ (Д)

__________________ (Е)

2) реформа управления государственными крестьянами

6) учреждение III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

9) предоставление крестьянам права выхода из общины с наделом

В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка И. И. Долуцкого.

«Петербургские куплетисты... распевали куплеты: “Вот шимоза пролетела, меня нисколько не задела”, а на сопках Маньчжурии лилась кровь. Шимозы (мощные разрывные снаряды) косили российское воинство, таких снарядов не имевшее.

Железные дороги могли обеспечить переброску из России только двух-трех дивизий в месяц...

Сухопутной армией командовал, бывший военный министр. Известный генерал Скобелев, у которого Куропаткин служил начальником штаба в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг., дал ему такой со­вет: “Помни, ты хорош на вторых ролях. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника: те­бе не хватает решимости и твердости воли. Какой бы ты великолепный план не разработал, ты его не сможешь довести до конца”.

Плана действий сухопутных сил и флота не было. Макаров, недавно назначенный на Дальний Восток, еще не успел реализовать большинство своих планов по пере­стройке флота. Ситуация усугублялась тем, что над обои­ми командующими поставлен еще и главком – адмирал Алексеев, не ладивший ни с одним из них».

Используя документ и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) этот военный конфликт завершился подписанием Портсмутского мирного договора

2) Россия вела военные действия против Китая

3) Императором России в это время был Александр II

4) По итогам войны Россия потеряла южную часть Сахалина и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром

5) Россия выиграла Цусимское сражение

6) война сделала неизбежной революцию в России

Рассмотрите изображения и выполните задания В12 и В13

В12. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберете два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления того же императора, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Из воспоминаний советского партийного деятеля.

С5. В современной историографии высказывается следующая оценка причин замедления, «застоя» в экономической и социально-политической жизни в СССР в 1970-х – 1980-х гг.:

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы».

Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие данную оценку и три аргумента, опровергающие ее. Укажите, какие из приведенных Вами аргументов подтверждают, а какие опровергают ее.

С6. ОДНОГО и выполните задание.

1) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Вариант № 2

КЛЮЧИ

Часть I . 1 балл за правильный ответ

А 5. 3

А 9. 4

А 12. 2

А 14. 1

А 15. 2

А 17. 3

Часть II.

В1. 1 балл

В2. 2 балла

В3. 2 балла

В4. 1 балл Бенкендорф

В5. 1 балл Промышленный переворот.

В6. 3 балла

1

В13. 1 балл 1

Часть III

С1. 2 балла

Ответ: Перестройка. Горбачев

С2. 2 балла

Ответ: Замедление темпов экономического роста; растущее отставание от США; финансовые проблемы; падение эффективности общественного производства.

С3. 2 балла

Ответ: ускорение социально-экономического развития (развитие средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса); гласность как критика недостатков; перестройка хозяйственных и политических механизмов.

С4. 3 балла

1) Рост налогов

2) Окончательное закрепощение крестьян.

3) Церковная реформа

1) Создание регулярной армии

2) Защита суверенитета и территориальной целостности

С5. 4 балла

Подтверждение:

1) административно-командная модель не восприимчива к НТП

2) рост номенклатурных привилегий

3) обострение проблем потребления

Опровержение:

1) темпы роста снижались, но ситуация не была критической

3) влияние субъективного фактора (личность)

С6. Ниже даны четыре исторических деятеля различных эпох. Выберете из них ОДНОГО и выполните задание.

2) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из направлений.


Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 т.д.), а зате
Из записок иностранного посла в России
С5. Назовите не менее двух целей царского правительства в Первой мировой войне. С6.
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а за
Из записок Е.Р. Дашковой
С6. Приведите не менее двух примеров реформ политической системы СССР в период перестройки. ВАРИАНТ 5
Произведения культуры и достижения инауки
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите номер задания (С1 и т.д.), а затем отве
...
Полное содержание Подобный материал:
  • , 1378.19kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 394.08kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 468.17kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 482.23kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 259.23kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 59.28kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 170.3kb.
  • Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится , 293.72kb.
  • Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку , 180.98kb.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 33 задания.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки - знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр.

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности. Задания С1-С4 предусматривают анализ исторического источника. Задания С5-С6 предполагают развернутый ответ на заданную тему.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

Часть 1

^ При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. 1700,1709,1714 гг. относятся к событиям

1) Семилетней войны

2) городских восстаний

3) Северной войны

4) Русско-турецких войн

А2. Первый свод законов Древнерусского государства Русская Правда связан с именем


1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича

A3. Основным типом промышленных предприятий в России XVIII в. были


1) монополии

2) мануфактуры

3) фабрики

4) ремесленные мастерские

А4. С какой целью был созван сьезд русских князей в 1097 г. в Любече?

1) установить новый порядок взимания дани


2) принять Русскую Правду

3) остановить междоусобицы

4) принять решение о введении на Руси христианства

А5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию зодчего, о котором идет речь.

«В 1754-1762 гг. () создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».


1) Аристотель Фиораванти

2) Василий Баженов

3) Матвей Казаков

4) Варфоломей Растрелли

А6. Какое из названных событий произошло раньше всех других?


1) Заграничный поход русской армии

2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира

4) создание Свода законов Российской империи

А7. Кто из декабристов был членом «Южного общества»?


1) П.И. Пестель

2) М.С.Лунин

3) С.П.Трубецкой

4) Н.М. Муравьев

А8. Как в XVIII - первой половине XIX в. назывались крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на казенных и частных заводах?


1) посессионные

2) приписные

3) государственные

4) удельные

А9. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние


1) идей славянофильства

2) теории официальной народности

3) идей Просвещения

4) теорий «общинного социализма»

А14. Что было одной из причин перехода к новой экономической политике (нэпу)?

1) левоэсеровский мятеж в Москве

2) провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) необходимость в форсированной коллективизации сельского хозяйства

4) массовое недовольство крестьян продразверсткой

А10. Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идет речь.

«Шум и крик делались беспрестанны, и частые выстрелы перелетали через голову. Наконец, народ начал также колебаться, и многие перебегали к мятежникам, пред которыми видны были люди невоенные. Одним словом, ясно становилось, что не сомнение в присяге было истинной причиной бунта, но существование другого важнейшего заговора делалось очевидным. «Ура, Конституция!» – раздавалось и принималось чернью за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича! »


1) 11 марта 1801 г.

4) в 1944 г.

А12. Событие, ставшее началом первой российской революции, получило название


1) «Ленский расстрел»

2) «Хождение в народ»

3) «Кровавое воскресенье»

4) «Великий перелом»

А13. Как назывались участники социалистического соревнования, передовики производства с середины 1930-х гг.?


1) стахановцы

2) челюскиццы

3) петрашевцы

4) нечаевцы

А15. Прочтите отрывок из воспоминаний П.Сорокина и укажите событие, которому они посвящены.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари... На Литейном увидел бушующее пламя... Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».


1) начало Первой мировой войны

3) Кронштадтский мятеж 1921 г.

4) создание СССР

А16. Полет Ю.А. Гагарина - первый полет человека в космос – состоялся


1) в 1955 г.

4) в 1964 г.

А17. К периоду руководства Л.И.Брежнева (1964-1982 гг.) относится

1) Карибский кризис

2) Потсдамская конференция

3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) строительство Берлинской стены

А18. Что характеризует развитие советской науки в 1960-е гг.?

1) успехи в освоении космического пространства

2) быстрое внедрение научных достижений в производство товаров народного потребления

3) освобождение науки от идеологического контроля

4) мировое лидерство в освоении компьютерных технологий

А19. К экономическим преобразованиям периода перестройки относится


1) создание совнархозов

2) национализация банков

3) политика укрупнения колхозов и совхозов

4) развитие кооперативного движения

А20. Что было одной из причин отставки правительства Е.Т. Гайдара в 1992 г.?

1) недовольство политикой Е.Т.Гайдара со стороны иностранных партнеров

2) выступление ГКЧП

3) конфликт правительства и президента в борьбе за власть

4) недовольство населения последствиями проводимой правительством «шоковой терапии»

Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Полтавская битва Б) провозглашение Российской империи

В) Медный бунт Г) итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Крымской войной 1853-1856 гг.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) М. Скобелев

2) П. Нахимов

3) П. Багратион

4) Д.Давыдов

5) В. Корнилов

Ответ: ______________________

В4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите имя, пропущенное в тексте.

«Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования престола у имеющих на него право не отьемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола... Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным... Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему».

Ответ: _________________________

В5. Что из названного относилось к событиям русско-японской войны 1904-1905 гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.


1) бои у оз. Хасан

2) осада Плевны

3) оборона Порт-Артура

4) Цусимский бой

5) оборона Шипки

Ответ: __________________________

В6. Прочтите отрывок из статьи Р.А.Медведева и напишите название периода в отечественной истории, о наступлении которого в нем говорится.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали...»

Ответ: ______________________

В7. Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запищите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Часть 3

^ Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

^ Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.

С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

^ Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана IV Грозного.

В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства.

С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в.

С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

ВАРИАНТ 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1) битва на Калке

2) восстание древлян

3) первое упоминание о Москве в летописях

4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

А2. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?


1) введено новое летосчисление

2) открыта Петербургская Академия наук

3) дана Жалованная грамота городам

4) открыт Московский университет

A3. Что такое «Соборное уложение?»


1) свод гражданских законов

2) военный устав

3) свод церковных законов

4) свод челобитных царю

А4. Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.?


1) захват и разгром Киева

2) разорение Великого Новгорода

3) начало политической раздробленности Руси

4) разорение северо-восточных русских земель

А5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».


1) Петру I

2) Алексею Михайловичу

3) Павлу I

4) Михаилу Романову

А6. В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи?


1) 1809 г., 1829 г., 1856 г.

2) 1831 г., 1848 г., 1863 г.

3) 1865 г., 1873 г., 1876 г.

4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.

А7. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?


1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли

2) В. Кожина, Г. Курин

3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов

4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов

А8. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева?


1) социал-демократы

2) славянофилы

3) западники

4) народники

А9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

1) образован единый суд для – представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) ограничена состязательность судебного процесса

4) присяжным заседателям передали функции адвокатов

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.

«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум.

^ Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр».


1) русско-турецкой 1877-1878 гг.

2) Крымской 1853-1856 гг.

3) русско-иранской 1804-1805 гг.

4) русско-турецкой 1806-1812 гг.

А11. Первая российская революция началась


1) в 1894 г.

4) в 1914 г.

А12. Первым председателем Совета народных комиссаров стал


1) Г.В. Плеханов

2) С.Ю.Витте

3) В.И.Ленин

4) П.А. Столыпин

А13. С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие


1) концессия

3) план Маршалла

4) ленд-лиз

А14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.?

1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения

2) установление советской власти в Финляндии

3) разрыв левых эсеров с большевиками

4) проведение выборов в Учредительное собрание

А15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».


1) диссиденты

2) народники

3) челюскинцы

4) стахановцы

А16. 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена


1) в 1964 г.

4) в 1993 г.

А17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства


1) И.В. Сталина

2) Н.С.Хрущева

3) Л.И.Брежнева

4) М.С. Горбачева

А18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.?

1) рост внешней задолженности

2) сокращение числа мелких предпринимателей

3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса

4) отсутствие инфляционных процессов

А19. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для


1) первого послевоенного десятилетия

2) периода «оттепели»

3) периода «застоя»

4) перестройки

А20. Что было одной из причин начала «холодной войны»?

1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы

3) ввод советских войск в Афганистан

4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской Японией

Часть 3

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК. На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка. При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии». С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана
IV Грозного.

В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства. С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в. С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

ВАРИАНТ 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какое из перечисленных событий произошло позднее других? 1) битва на Калке 2) восстание древлян 3) первое упоминание о Москве в летописях 4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцевА2. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны? 1) введено новое летосчисление 2) открыта Петербургская Академия наук 3) дана Жалованная грамота городам 4) открыт Московский университетA3. Что такое «Соборное уложение?» 1) свод гражданских законов 2) военный устав 3) свод церковных законов 4) свод челобитных царюА4. Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.? 1) захват и разгром Киева 2) разорение Великого Новгорода 3) начало политической раздробленности Руси 4) разорение северо-восточных русских земельА5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского». 1) Петру I 2) Алексею Михайловичу 3) Павлу I 4) Михаилу РомановуА6. В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи? 1) 1809 г., 1829 г., 1856 г. 2) 1831 г., 1848 г., 1863 г. 3) 1865 г., 1873 г., 1876 г. 4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.А7. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.? 1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли 2) В. Кожина, Г. Курин 3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов 4) Н.Н. Раевский, М.И. ПлатовА8. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева? 1) социал-демократы 2) славянофилы 3) западники 4) народникиА9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.? 1) образован единый суд для – представителей всех сословий 2) помещики потеряли право суда над крестьянами 3) ограничена состязательность судебного процесса 4) присяжным заседателям передали функции адвокатовА10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум. Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр». 1) русско-турецкой 1877-1878 гг. 2) Крымской 1853-1856 гг. 3) русско-иранской 1804-1805 гг. 4) русско-турецкой 1806-1812 гг.А11. Первая российская революция началась 1) в 1894 г. 2) в 1905 г. 3) в 1907 г. 4) в 1914 г.А12. Первым председателем Совета народных комиссаров стал 1) Г.В. Плеханов 2) С.Ю.Витте 3) В.И.Ленин 4) П.А. СтолыпинА13. С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие 1) концессия 2) доктрина Трумэна 3) план Маршалла 4) ленд-лизА14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.? 1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения 2) установление советской власти в Финляндии 3) разрыв левых эсеров с большевиками 4) проведение выборов в Учредительное собраниеА15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов». 1) диссиденты 2) народники 3) челюскинцы 4) стахановцыА16. 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена 1) в 1964 г. 2) в 1985 г. 3) в 1990 г. 4) в 1993 г.А17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства 1) И.В. Сталина 2) Н.С.Хрущева 3) Л.И.Брежнева 4) М.С. ГорбачеваА18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.? 1) рост внешней задолженности 2) сокращение числа мелких предпринимателей 3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса 4) отсутствие инфляционных процессовА19. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для 1) первого послевоенного десятилетия 2) периода «оттепели» 3) периода «застоя» 4) перестройкиА20. Что было одной из причин начала «холодной войны»? 1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы 3) ввод советских войск в Афганистан 4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской Японией

Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) Осип Бове Б) Андрей Рублев В) Варфоломей Растрелли Г) Аристотель Фиораванти Ответ: ___________________В2. Установите соответствие между именами монархов и событиями, относящимися к их царствованию. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Запищите в таблицу выбранные цифры.
В3. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) создание Государственного совета 2) судебная реформа 3) создание военных поселений 4) отмена крепостного права 5) восстание декабристов Ответ: _______________________В4. Прочтите отрывок из воспоминаний известного хирурга Н.И.Пирогова и напишите название войны, о которой идет речь.«Я никогда не забуду моего первого въезда в Севастополь. Это было в позднюю осень в ноябре 1854 года. Вся дорога от Бахчисарая на протяжении 30 верст была загромождена транспортами раненых, орудий и фуража. Дождь лил как из ведра, больные и между ними ампутированные лежали по двое и по трое на подводе, стонали и дрожали от сырости; и люди и животные едва двигались в грязи по колено; падаль валялась на каждом шагу... Хорошо, что прошлое забывается. Теперь не без чувства гордости вспоминаешь прожитое. Мы взаправду имеем право гордиться, что стойко выдержали (_________) войну, – ее нельзя сравнивать ни с какою другою». Ответ: .В5. Что из названного относилось к характерным чертам политики «военного коммунизма»? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) всеобщая трудовая повинность 2) сдача мелких и средних предприятий в аренду 3) иностранные концессии 4) бесплатные коммунальные услуги 5) массовая коллективизация сельского хозяйства Ответ:В6. Прочтите отрывок из информационного сообщения и напишите название города, о событиях в котором в нем говорится.«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении розничных цен на мясомолочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации [местного завода] по снижению расценок за оплату труда рабочих. Все это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня 1962 года рабочих завода, которая вылилась в многотысячный митинг. Утром 2 июня... многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети... колонной направились в [город], чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне... В результате применения оружия в целях самозащиты военнослужащими внутренних войск 2 июня на площади и у горотдела милиции было убито 22 и ранено 39 участников беспорядков». Ответ: ____________________В7. Установите соответствие между реформами и фамилиями советских государственных деятелей, с чьим именем эти реформы связаны. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Запишите в таблицу выбранные цифры.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

А-14: Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском
съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин

Ответ: В.И. Ленин (1922–1924)

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в
довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики

Ответ: создание предприятий тяжёлой промышленности, что позволило победить в ВОВ.

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием
Ф. Паулюса

Ответ: окружением и разгромом немецкой армии под командованием генерала
Ф. Паулюса

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его
фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших
людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества
нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему
родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович

Ответ: Дмитрий Шостакович

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни
СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий
2) смягчение критики культа личности И.В. Сталина руководителями
государства

3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС

Ответ: методом исключения - 2 (не смягчение, а сворачивание ставшего бесполезным на том этапе активного процесса десталинизации)

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое
послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет
средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ: увеличение политического влияния СССР за счет расширения соц. лагеря в Восточной Европе.

Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в
1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и
М.М. Зощенко?

1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

Ответ: «Звезда» и «Ленинград» (см. постановление)

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были
отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных и промышленных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения

Ответ: преодоление дефицита за счет дешевого импорта и нелегальной торговли.

B2: Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической
политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.

1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий

Ответ: хозрасчет на предпирятиях, банки и биржи, концессии

B 6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П.К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Ответ: показаны серп и молот, изображены рабочий и колхозница. Скульптор: Вера Мухина.

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1) 3)
2) 4)

Ответ: 3) Здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Оно было построено в 1949-1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры; является одной из семи «высоток» Москвы.

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

C1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

C3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

C5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,

военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

C6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв . Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.