История с 9 века по 17 егэ. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс. Гевуркова Е.А

ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс. Гевуркова Е.А.

М.: 2016. - 272 с.

Пособие предназначено для эффективной самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по истории. Оно поможет повторить, систематизировать и обобщить знания по истории России с древности до конца XVIII века. Для этого в каждой теме пособия есть краткая историческая справка, дискуссионные точки зрения по самым важным проблемам каждого исторического периода, даты, понятия и термины, персоналии, а также вопросы и задания всех уровней сложности для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы. Пособие адресовано учителям и методистам, а также учащимся старших классов для самоподготовки к экзамену.

Формат: pdf

Размер: 5,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 5
I. От Древней Руси к Российскому государству
1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия 6
Краткая историческая справка 6
2. Образование государства Русь. Русь в конце X - начале XII в 9
Краткая историческая справка 9
Основные дискуссионные точки зрения 14
Даты 17
Понятия и термины 18
Персоналии 22
Вопросы и задания 23
3. Русь в середине XII - начале XIII в 42
Краткая историческая справка.....42
4. Русские земли в середине XIII-XIV в 48
Краткая историческая справка 48
Основные дискуссионные точки зрения 51
Даты 52
Понятия и термины: 52
Персоналии 53
Вопросы и задания 53
5. Формирование единого Русского государства в XIV-XV вв 62
Краткая историческая справка 62
Основные дискуссионные точки зрения 74
Даты 76
Понятия и термины 77
Персоналии 78
Вопросы и задания 79
II. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
1. Россия в XVI в 91
Краткая историческая справка 91
Основные дискуссионные точки зрения 100
Даты 104
Понятия и термины 104
Персоналии 105
Вопросы и задания 107
2. Россия в XVII в 117
Краткая историческая справка 117
Основные дискуссионные точки зрения 135
Даты 136
Понятия и термины 137
Персоналии 139
Вопросы и задания 140
III. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи
1. Россия в эпоху преобразований Петра 1 159
Краткая историческая справка 159
Основные дискуссионные точки зрения 169
Даты 170
Понятия и термины 171
Персоналии 172
Вопросы и задания 173
2. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» 185
Краткая историческая справка 185
Основные дискуссионные точки зрения 189
Даты 191
Понятия и термины 192
Персоналии 193
Вопросы и задания 194
3. Россия в 1760-x-l 790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I ....205
Краткая историческая справка 205
Основные дискуссионные точки зрения 216
Даты 219
Понятия и термины 220
Персоналии 221
Вопросы и задания 222
Задания с иллюстративным материалом 232
Человек в истории 233
Задание 1 233
Задание II 235
Задание III 236
Задание IV 238
Задание V 239
Культурное пространство 241
Задание 1 241
Задание II 242
Задание III 244
Задание IV 245
Задание V 247
Задание VI 248
Ответы
I. От Древней Руси к Российскому государству 250
1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.

2. Образование государства Русь.
Русь в конце X - начале XII в 250
3. Русь в середине XII - начале XIII в.
4. Русские земли в середине XIII-XIV вв 253
5. Формирование единого Русского государства в XIV-XV вв 257
П. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству 258
1. Россия в XVI в 258
2. Россия в XVII в 262
III. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи 264
1. Россия в эпоху преобразований Петра 1 264
2. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» 266
3. Россия в 1760-x-l 790-х гг. Правление Екатерины II и Павла 1 269
Задания с иллюстративным материалом 271

Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по курсу истории России с древности до конца XVIII в., а также познакомить с различными типами заданий, используемых в качестве контрольных измерительных материалов при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Пояснительная записка.

Представленный вариант контрольной работы по обществознанию разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы соответствующего раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – « Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016 .

При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов

1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 « Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.

2. . Федеральный институт педагогических измерений.

3. . ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

История, 11 класс

Часть 1

Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

    Расположите в хронологической последовательности исторические события

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной

последовательности в таблицу.

    Медный бунт.

    Вестфальский мир.

    Смоленская война

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Крестьянская война Степана Разина

1)1682-1689гг.

Б) Правление Фёдора Алексеевича

2) 1667-1671гг.

В) Война с Речью Посполитой за Украину

3)1654-1667гг.

Г) регентство Софьи Алексеевны

4)1645-1676гг.

5)1648-1654гг.

6)1676-1682гг.

Ответ:

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV−XVII вв.

1) пожилое

2) Соборное уложение

3) Табелью о рангах

4) заповедные лета

5) урочные лета

6) Юрьев день

Начало формы

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ:

4. Напишите пропущенное слово.

Лично свободных крестьян, работающих на государственных землях, несших государственные повинности в XIV- XVII вв, называли ________.

Ответ: ___________________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ СОБЫТИЯ

А) Переяславль

Б) Андрусово

В) Кардисс

Г) Нерчинск

1) Мир со Швецией, отказ России от претензий на Прибалтику.

2) перемирие с Польшей, Смоленские земли и Левобережная Украина входят в состав России

3) договор с Японией о статусе Сахалина и Курильских островов

4) Признание Польшей Киева и Запорожья территорией России

5) Рада, принявшая решение о включении Украины в состав России

6) Разграничение границ с Китаем на Дальнем Востоке.

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их

краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой,

подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».

Б)

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои - выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

    « Ученица Симеона Полоцкого» заключила в 1686 г. «Вечный мир» с Речью Посполитой.

    Представители семьи Романовых пришли к власти в результате стрелецкого бунта.

    В тексте речь идёт о событиях, связанных с Земским Собором 1613 года.

    « Ученица Симеона Полоцкого» пришла к власти в результате стрелецкого восстания.

    В период правления упомянутого в тексте представителя семьи Романовых заключил Столбовский мир со Швецией.

    Упомянутый(ая) в тексте представитель(ница) семейства Романовых пришёл(шла) к власти, свергнув своих младших братьев – Ивана и Петра.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

7. Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) товарная специализация районов

2) железнодорожное строительство

3) создание мануфактур

4) развитие ярмарочной торговли

5) уничтожение внутренних таможенных пошлин

6) начало промышленного переворота

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже

список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного

буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) По условиям «Вечного мира» с речью Посполитой в состав России был включён город ___________ .

Б) Гетман Украины, сторонник объединения с Россией, его имя и фамилия _________.

В) В.В. Голицын возглавлял русские войска, которые в 1687 году предприняли поход в ___________.

    Сибирь.

    Степан Разин.

    Крым.

    Киев

    Смоленск

    Богдан Хмельницкий

Ответ:

9. Установите соответствие между именами князей и воевод и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

А. Обязанность крестьян отдавать помещику часть имущества в натуральной или денежной форме

1.МАНУФАКТУРА

Б. Обязанность крестьян обрабатывать землю помещика

2. БАРЩИНА

В. Система постоянно действующих торговых связей между различными частями страны

3. ОБРОК

Г. Промышленное предприятие, основанное на принципе разделения труда, ручном наёмном труде.

4. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

5. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК

6. ЯРМАРКА

Ответ:

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

«Это был властолюбец, фанатично веривший в свое великое предназначение. С началом церковной реформы в 1654 г. патриарх стал публично заявлять о первенстве «священства над царством», что означало подчинение царской власти патриаршей. Со временем это различие характеров царя и патриарха породило взаимное отчуждение. Алексей Михайлович все более и более тяготился его назойливой опекой и высокомерием. Дружбе пришел конец, и, когда патриарх в 1658 г. публично в кремлевском Успенском соборе отрекся от своего сана, царь не стал его отговаривать».

Ответ: _______________

11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Время правления

События

Михаил Фёдорович

___________ (А)

___________ (Б)

Фёдор Алексеевич

___________ (В)

Чигиринские походы

____________ (Г)

1682-1689

«Вечный мир « с Польшей

____________ (Д)

1645-1676

____________ (Е)

Пропущенные элементы:

1)»Азовское сидение»

2)Алексей Михайлович

3)»Соловецкое сидение»

4)1613-1645

5)Азовские походы

6) 1676-1782

7)Иван Алексеевич

8) Софья Алексеевна

9) 1682-1696

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

12 Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского.

«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния неумолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпелива молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительное…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.

2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.

3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.

4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.

5) Первым представителем новой династии, о которой говорятся в тексте, был царь Михаил Фёдорович.

6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».

Ответ:____________

14.Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».

Ответ:____________

15.Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. - _____________ - обозначена на схеме цифрой "4"».

Ответ:____________

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.

2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.

3) Точечным узором на схеме обозначен основанной район производства льна и пеньки.

4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенное на схеме.

5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.

6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск

Ответ:

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими

характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Летний дворец в с. Коломенском

Икона, написанная для Троице-Сергиевой Лавры С. Ф. Ушаковым

«Спас Нерукотворный»

Икона, написанная для Ферапонтова монастыря Дионисием

Церковь Покрова в Филях

Пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Этот памятник был создан как летняя резиденция Бориса Годунова.

Архитектурный стиль - русское узорочье (московское узорочье)

Этот памятник был создан как летняя резиденция Алексея Михайловича.

Ответ:

18. Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) на фотографии изображён портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича

2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа

3) парсуна создана в XVII в.

4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.

5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове – держава.

Ответ:

19. Какая из икон была создана в том веке, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ

2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причём присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильнее сожаление, что народ, без его ведома, испытала такие бедствия со стороны безбожных

Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кратко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но, тем не менее, не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

20. После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?

Ответ:__________

21. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

Ответ:__________

22. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?

Ответ:__________

23. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи в XVII в. Но успехи во внешней политике были незначительны. Основные стратегические задачи - выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешёнными и перешли следующему веку. Какие препятствия мешали более успешному решению внешнеполитических задач? Приведите три объяснения.

Ответ:__________

24. Ниже указана одна из существующих точек зрения на крепостное право.

« Крепостное право в России XVII – первой половины XIX в. являлось для своего времени эффективной формой взаимодействия государства, землевладельцев и крестьян».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1613-1676гг.; 2) 1676-1689.; 3) 1613-1689 гг.

В сочинении необходимо:

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание

исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Даты по истории России для ЕГЭ с комментариями. 17 век

17 век

1598-1605 - царствование Бориса Годунова.

1598-походы на Крымское ханство, мирное соглашение

1600-перемирие с Речью Посполитой на 20 лет

1601-1603- голод

1603-1604 - восстание Хлопка.

1604 - вторжение Лжедмитрия I в Россию.

1604 - смерть Бориса Годунова, свержение и убийство его сына Федора.

Январь 1605- битва под Добрыничами с войсками Лжедмитрия 1, бегство Лжедмитрия 1 в Путивль

1605-1606 - правление Лжедмитрия I.

1606 - избрание Земским собором Василия Шуйского царем.

1606-1610 - правление Василия Шуйского.

1606-1607 - восстание И. Болотникова.

1608-1610 - Тушинский лагерь Лжедмитрия II.

1609 - обращение русского правительства к Швеции с просьбой за помощью. Отказ от условий Тявзитского мира.

1609- Начало открытой польской интервенции. Начало осады поляками Смоленска.

1610 - низложение Василия Шуйского. Переход власти в руки «семибоярщины». Приглашение на русский царский престол польского королевича Владислава.

24 июня 1610- разгром войск Шуйского у деревни Клушино под Можайском польскими войсками.

1611 - первое ополчение во главе с И. Заруцким, князем Д. Т. Трубецким, П. Ляпуновым.

1611- взятие Смоленска поляками.

1611- взятие Новгорода шведами

1611-1612 - второе ополчение во главе с Д. Пожарским и К. Мининым. Начало формироваться в Нижнем Новгороде. Создание «Совета всея земли »- временного правительства. Глава - Д.Трубецкой. Освобождение Москвы .

Последствия смутного времени: династический кризис, распад политической структуры общества, экономическая разруха, территориальные потери.

Задачи, стоявшие перед правительством: восстановить самодержавие и государство, преодолеть рознь в обществе, ликвидировать разруху, вернуть утраченные земли.

Направления перемен: укрепление абсолютной монархии, подавление казачьего движения, создание крупной промышленности, развитие внутренней торговли, создание регулярной армии, получение выхода к морям, расширение связей с другими государствами.

1613-1645 - царствование Михаила Федоровича.

1617 - Столбовский мир со Швецией . Переход Ивангорода, Яма, Копорья к Швеции. Потеря Россией выхода в Балтийское море.

1618 - Деулинское перемирие с Польшей . Потеря Россией Смоленской, Черниговской и Новгород-Северской земель.

1632-1634 - Смоленская война с Польшей.

1631-1634- создание «полков иноземного строя».

1634 - Поляновский мир . Отказ Владислава от претензий на русский трон.

1637-1642 - захват донскими казаками Азова («Азовское сидение»).

1642-1651- походы Е.Хабарова В.Пояркова за Амур

1645 - Увеличение срока сыска беглых крестьян до 10 лет .

1645-1676 - царствование Алексея Михайловича.

1646- создание Ближней думы

1648-1654 - освободительная борьба украинского народа во главе с Богданом Хмельницким.

1648 - Соляной бунт

1649 - Зборовский мир между казаками и Польшей.

1649- -Принятие Соборного уложения - основного свода законов России Оно окончательно оформило крепостное право , упрочило права дворянства и сблизило по статусу поместья и вотчины. Отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян.

1651 - Белоцерковский мир между казаками и Польшей.

1653 - принятие Торгового устава.

1653 - решение Земского собора о принятии Украины в состав России.

1653 - церковная реформа патриарха Никона . Раскол Русской Церкви и возникновение многочисленных старообрядческих течений.

1654 - Переяславская Рада. Решение о переходе Украины (Малороссии) под московское покровительство.

1658- создание Приказа тайных дел

1654-1667 - русско-польская война .

1656-1658 - русско-шведская война.

1661 - Кардисский мир со Швецией.

1662 - «Медный бунт» в Москве.

1666 - поход Василия Уса на Москву.

1666-1669 - дело патриарха Никона.

1667-1669 - поход «за зипунами» донских казаков во главе со С. Разиным.

1667 - Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Присоединение к России Левобережной Украины и Смоленска.

1667 - принятие Новоторгового устава , носившего протекционистский характер.

1668-1676 - Соловецкое восстание.

1670-1671 - казацко-крестьянское восстание Степана Разина.

1676-1682 - царствование Федора Алексеевича.

1677-1681 - война России с Турцией и Крымским ханством . Бахчисарайский мир : 20-летнее перемирие с Турцией, Турция признала вхождение Украины в состав России.

17 век. Социально - экономическое развитие. Новое время Сельское хозяйство (основное) Трехполье Экстенсивный путь развития земледелия (юг России, Поволжье, Сибирь) Рост товарного производства сельхозпродукции Ремесло Превращение ремесла в мелкотоварное производство Товарная специализация отдельных районов Появление мануфактур (до 30 в 17 в.) Торговля Появление торгового капитала Развитие купечества Формирование российского внутреннего рынка Отрасли экономики


17 век. Особенности русской мануфактуры 1. В отличие от европейской основывалась не на вольнонаемном труде, а на крепостном (приписка и покупка крепостных крестьян) 2. Чаще всего мануфактуры основывались государством и выполняли его заказ 3. Слабая заинтересованность мануфактуристов в совершенствовании техники из - за дешевизны рабочей силы Тормозило рост производства! Россия оставалась феодальной страной, но появились зачатки промышленного развития, усиливается обмен между областями и началось складывание всероссийского рынка.


17 век. Политическое развитие Усиление власти царя Отмена местничества, как факт ослабления боярства Рост приказной бюрократии – новой опоры царской власти Абсолютная монархия (с 17 в.) Прекращается созыв Земских соборов (последний – 1653 г.) Изменяется социальный состав Боярской думы – введение в нее дворянства и думных дьяков, самозабвенно преданных царю Сословно - представительная монархия (до 17 в.) Земский собор Боярская дума


17 век. Признаки абсолютизма Наивысшая степень централизации Развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат Высокий уровень экономики Сильная армия и органы охраны порядка Ликвидация представительных организаций Развитая дипломатия Полное подчинение церкви светской власти


17 век. Реорганизация армии Создание полков нового строя: рейтарские и драгунские Вооружение и экипировка за счет казны Жалование Сначала комплектование из « охочих людей », затем и из « даточных людей »=> регулярная национальная армия регулярная национальная армия"> регулярная национальная армия"> регулярная национальная армия" title="17 век. Реорганизация армии Создание полков нового строя: рейтарские и драгунские Вооружение и экипировка за счет казны Жалование Сначала комплектование из « охочих людей », затем и из « даточных людей »=> регулярная национальная армия"> title="17 век. Реорганизация армии Создание полков нового строя: рейтарские и драгунские Вооружение и экипировка за счет казны Жалование Сначала комплектование из « охочих людей », затем и из « даточных людей »=> регулярная национальная армия">




17 век. Социальные движения: городские восстания Дата события Очаг восстания Причины УчастникиИтоги 1648 « Соляной бунт » Москва, Курск, Воронеж Рост налогов вообще Введение пошлины на соль Недовольство некоторыми представителям и власти (Морозов, Плещеев) Горожане, стрельцы, крестьяне Казнь бояр; прекращение взимания недоимок, соборное Уложение 1649 г. (ликвидация « белых слобод », которые не платили гос налоги) 1662 « Медный бунт » Москва Усиление налогового гнета Дороговизна и голод из - за обесценивания выпущенных медных денег Посадский люд Прекращение чеканки медных денег




17 век. Степан Разин Дата события Очаг восстания Причины УчастникиИтоги (поход за зипунами) (крестьянская война) Дон, Поволжье 1) Скопление на Дону « горючего материала »- беглых крестьян, холопов, посадских, недовольных усилением крепостного права и феодального гнета 2) Активность казачества, недовольство государственными порядками России Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права Казнь С. Разина в июне 1671 г.


Унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »" title="17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »" class="link_thumb"> 12 17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим » унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »"> унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »"> унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »" title="17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »"> title="17 век. Церковная реформа Никона: причины Централизованное государство => унификация церковных правил и обрядов Разночтения в богослужебных книгах Концепция « Москва – третий Рим »">


17 век. Церковная реформа Никона: суть Единый культ богослужения За образец – греческий богослужебный чин Установление единогласия (понятность текста) Обрядовые изменения: троеперстие, поясные поклоны, крестный ход навстречу солнцу, иконы греческого письма Все старые книги и иконы подлежат уничтожению


17 век. Церковная реформа Никона: последствия Церковная реформа () Старообрядцы Протопоп Аввакум Раскольники Соловецкого монастыря (восстание) Никонианцы Патриарх Никон (1652 г.) Конфликт с царем Алексеем Михайловичем – « священство выше царства »


17 век. Внешняя политика Михаила Федоровича Романова (г. г.) Смоленская война (г. г.) – « вечный мир » с Польшей (на реке Поляновке): Польша возвращаются все занятые города, но польский король отказывается от московского престола Азовское сидение г. г. – крепость вернули туркам


17 век. Внешняя политика Алексея Михайловича Романова (г. г.) Основная задача: вернуть земли, потерянные в период Смуты => войны с Польшей и Швецией войны с Польшей и Швецией"> войны с Польшей и Швецией"> войны с Польшей и Швецией" title="17 век. Внешняя политика Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г. г.) Основная задача: вернуть земли, потерянные в период Смуты => войны с Польшей и Швецией"> title="17 век. Внешняя политика Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г. г.) Основная задача: вернуть земли, потерянные в период Смуты => войны с Польшей и Швецией">






17 век. Андрусовское перемирие 1667 г. Смоленские и Черниговские земли отходили к России Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией Правобережная Украина и Белоруссия сохраняются под властью Польши Киев на 2 года остается за Россией (так и не вернули)


17. век. Внешняя политика при Федоре Алексеевиче () и Софье () Бахчисарайский мир с Крымским ханством и Турцией (1681 г.): Россия отказывается от Правобережной Украины (кроме Киева), но за ней признается Левобережная Украина « Вечный мир » с Польшей 1686 г. Походы на Крым (1687, 1689 г. г.) – неудача Нерчинский договор с Китаем (1689 г.): отступились от берегов Амура => избежали войны, закрепились за Байкалом избежали войны, закрепились за Байкалом">








17 век. Литература Социальный протест против крепостничества Образ идеального царя в УНТ Любимый герой – Степан Разин Популярный писатель, поэт Симеон Полоцкий (полемика с Никоном) Первая рукописная газета « Куранты » Основные жанры: бытовая повесть, демократическая сатира, автобиографическая повесть 17 век. Архитектура Характерно: стремление к внешней нарядности и отказ от строгих церковных канонов Каменные шатровые храмы Запрет Никона Новый стиль – « московское барокко » Каменное строительство переходит от церковного к жилым и хозяйственным постройкам Теремный дворец в Московском Кремле Церковь Вознесения в Коломенском Церковь Николы в Хамовниках Царский дворец в Коломенском




17 век. Наука и образование Накопление научных знаний Вклад России в географические открытия Развитие образования Экономическое развитие Военное дело Север и северо - восток Азии Изучение Сибири – Семен Ремезов 1674 г. – первое учебно - историческое произведение 1658 г. – московская славяно - греко - латинская академия – первый ВУЗ Рост числа библиотек Правительственные, частные школы, при монастырях Итог: распространение грамотности в среде городского посада привело к появлению прослойки Образованных людей


1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.
Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу исто­
рии России XVII в
Из сочинения историка.
«Со второго десятилетия... века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов,
которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во­первых, на московском
престоле садится новая династия... Государственная территория... постепенно вбирает в себя всю
Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов
русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и,
наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских
степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до
Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский
хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.
Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой
династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно
рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически... На его место во главе общества
становится новый класс, дворянство...
Среди... непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского
труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю... Но, стесняемый политически, на­
родный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны
теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной
производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве
промышленность обрабатывающая, заводско­фабричная, поднимающая нетронутые дотоле
естественные богатства страны».
1.О каком веке, и какой новой династии идёт речь в документе?
2. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите
не менее трёх положений.
3. Используя текст документа и знания истории, укажите, какое значение для последующего
развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном
столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?
2.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.

России XVII в
Из исторического очерка:
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже
классы общества. Для боярства Романовы были свои - выходцы из одного из самых знатных
боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и
пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались
казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике
Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с
ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и
бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет
возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и
сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».
1.О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло, и чем было вызвано?
2.Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
3.Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском
престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

Задания по истории России XVII в.
3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.
Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории
России XVII в

Из записок иностранца.
«В Москву прибыли шведские послы для ратификации мирного договора. Они были встречены
и приняты согласно обычаю и, после некоторого пребывания, отпущены в довольстве<...>
С медными деньгами ежедневно было хуже и хуже. В начале сего года 5 или 6 шли к одному
серебром, а когда я приехал в страну - всего по 3 <...> Причиной ежедневного падения [стоимости
медной монеты] было то, что большое количество оной ввозилось тайком из­за моря, а в Москве и в
других городах чеканилось частными лицами. Было поймано много фальшивомонетчиков, каждому
из коих отрубили руку, били кнутом и ссылали в Сибирь, изъяв имущество в казну, но ничто не
помогало. Открылось, что даже кое­кто из знатных особ прикладывает руку к такой подделке.
Этой зимой боярин Борис Иванович Морозов умер бездетным, оставив царю огромное
состояние и много денег<...>
Рано утром, когда, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился
полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступить к Таганским
воротам. Я осведомился, где [царь], и, узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда<...>
Мятежники толпою вышли из Серпуховских ворот. Их было около 4 или 5 тысяч, без оружия,
лишь у некоторых имелись дубины и палки. Они притязали на возмещение [убытков] за медные
деньги, соль и многое другое. С сею целью в разных местах города были расклеены листы, а один
стряпчий<...> читал лист, содержащий их жалобы, имена некоторых особ, коих они мнили
виновными в злоупотреблениях, и призыв ко всем идти к царю и добиваться возмещения, а также
голов дурных советников».
1.Назовите царя, упоминаемого в тексте. К какому году относятся описываемые в тексте события?
Под каким названием эти события вошли в отечественную историю?
2. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор?
Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?
3.Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх новых явлений в российской экономике
того периода, к которому относятся описываемые в тексте события.
4.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.
Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории
России XVII в.
Из исторического источника
«Здесь о сем воре...пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который,
собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей,
...и уже те его дела злые дошли до Государя... Тогда Государь повелел собрать несколько войска и
послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он...воровские войска, пошёл
Волгою вниз, ...в Каспийское море, разбои великие чинил, ...и грады Персидские там пленил..., и
безмерно себя и всех своих обогатил... Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести
повинную к Царю... И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к
воеводе возвестить, что...идёт с повинною к Царю...
И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи,
когда лаской, а иногда и грозою их от него получал... Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он
его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, ...завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его
отправление... Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на
Воеводу того... Устремились все во град ко двору воеводскому...
Воеводу и граждан побили, и град весь побили и пленили, и имение разграбили... К ним
присоединились военные там бывшие и работные всякие люди бурлаки... Собрав их многие тысячи,
Электив по истории. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Задания по истории России XVII в.
бунтовщик пошёл вверх по реке Волге... И шёл бунтовщик с тем намерением, чтоб ему придти во
град в Москву, и всех князей и бояр и знатных людей и всё шляхетство российское побить,
искоренить всякое чиноначалие и власть, и учинить то, чтоб всяк всякому был равен. И на то писал
письменные листы, и послал наперёд себя по городам, сёлам и деревням, возвещая то своё злое
намерение. И то его злое замышление простому народу очень было угодно: вся та чернь поднялась
убивать своих господ, и присоединялась к бунтовщику».
1.К какому веку относятся описываемые в источнике события? Назовите «бунтовщика», о
действиях которого говорится в источнике. Назовите государя, в правление которого происходили
описываемые в источнике события.
2. Как в тексте объясняются действия «бунтовщика» и его людей против астраханского воеводы?
Какие намерения «бунтовщика» при походе на Москву указываются в тексте? Приведите не менее
двух положений, раскрывающих эти намерения.
3.Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов,
произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.
5. В.О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории».
Объясните, в чём состояли важнейшие социально­экономические изменения (приведите три
объяснения).
6. В 1654­1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебря­
ные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к
серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве ­ Медный бунт.
Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы.
Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно
любое изменение)?
7. В XVII в. Россию сотрясали многочисленные народные выступления ­ современники нередко на­
зывали этот век «бунташным». В частности, рядом массовых народных движений была отмечена
середина ­ вторая половина XVII в.
Назовите основные причины социальных движений середины ­ второй половины XVII в. Укажи­
те не менее трёх причин.
Назовите нормативный акт, окончательно закрепостивший крестьян за землевладельцами, и год
выпуска данного документа. Приведите не менее 3­х причин данного процесса.
8. В 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт.
Укажите любые три итога (последствия) этого восстания.
9. Царь Алексей Михайлович получил от современников прозвание Тишайший. Царь отличался для
своего времени мягким характером, был часто снисходительным к проступкам окружающих и
очень религиозным. Но его царствование ознаменовалось страшными социальными потрясениями,
из­за которых столетие, на которое пришлось царствование Алексея Михайловича, вошло в
историю как «бунташный век».
Приведите не менее трёх причин социальных потрясений времён царствования Алексея
Михайловича.
Электив по истории. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Задания по истории России XVII в.
10. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных
достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и
два аргумента ­ опровергающих её.
Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие
опровергают её.
11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются


«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в эко­
номической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться
до уровня развитых стран западной Европы»

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих
данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.
Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие
опровергают её.
12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения,
существующих в исторической науке.
«В экономическом, социально­политическом и культурном аспектах Россия XVII в. не испытала
заметного европейского влияния; страна осталась в сущности такой же, как в XVI в.».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить
данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.

Электив по истории. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Задания по истории России XVII в.
Ответы:
Задание 1.
1. ­ идёт речь о XVII веке.
­ автор имеет в виду новую династию – Романовых
2. Автор видит отличия данного периода русской истории в следующем:
­ существенно увеличилась территория страны
­ на царском престоле – новая династия
­ теряет своё былое могущество боярство и возрастает роль дворянства
­ владельческие крестьяне попадают в крепостную зависимость
­ происходят серьёзные изменения в хозяйстве страны: развивается промышленное производство
(появляются первые мануфактуры)
3. ­ названные историком изменения во всех сферах жизни России подготовили почву для реформ
Петра I
­ было принято «Соборное Уложение» (1649) царя Алексея Михайловича
Задание 2.
1.­речь идёт об избрании нового царя, которое должно было состояться на Земском соборе.
­событие относится к 1613 г.
­оно было обусловлено необходимостью восстановления государственности и обретения новой
династии.
2. Выбор династии Романовых был обусловлен:
­ Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, политические группы, что давало
возможность достичь примирения интересов
­ Романовы ­ знатный боярский род, связанный родственными узами с династией Рюриковичей
­ Романовы пользовались немалой популярностью, в том числе и в среде казачества
3. Началу династии Романовых предшествовали:
­Смута
­ борьба за власть
­ хозяйственное разорение страны
­ социальные конфликты
­ иностранная интервенция
Первым представителем династии Романовых был Михаил Фёдорович
Задание 3.
1.­ царь­ Алексей Михайлович;
­год ­ 1662 г.;
­ название события ­ Медный бунт.
ввоз медной монеты из­за границы;
действия фальшивомонетчиков.
2.­ причины:


­ объяснение бессилия властей:

незаконной чеканкой медной монеты занимались знатные, влиятельные лица.
Электив по истории. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Задания по истории России XVII в.

3. Новые явления в экономике России XVII в.:
­ развитие мелкотоварного ремесла;
­ появление первых мануфактур;
­ товарная специализация районов, начало образования всероссийского внутреннего рынка;
­ начало осуществления государством протекционистской политики.
Задание 4.
1. ­ век ­XVII в.;
­ «бунтовщик» ­Степан Разин;
­ государь ­ Алексей Михайлович.
2 ­ действия «бунтовщика» и его людей против астраханского воеводы были вызваны
корыстолюбием воеводы, оттягивавшего пропуск разинцев к Москве;
­ положения, раскрывающие намерения Разина при походе на Москву:
истребление знати (князей, бояр, дворян);
уничтожение власти (чиноначалия);
установление равенства.








3. ­восстания, бунты:
восстание Хлопка;
восстание Ивана Болотникова;
Соляной бунт;
Медный бунт;



Соловецкое восстание;
стрелецкий бунт 1682 г.;
стрелецкий бунт 1698 г.
Электив по истории. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Задание 5.
­ Объяснения:
юридически оформляется крепостное право;
появляются мануфактуры;
начало формирования единого всероссийского рынка;
мелкотоварнный характер ремесла.









Задание 6.

­ Причины провала реформы:
Чеканка медных монет достигла за 1655­1662гг достигла невиданных размеров во многих
Жалование выплачивалось медными, а налоги собирались серебряными монетами. Автори­
В эти же годы правительство увеличивает налоги на 20%, в народе этот сбор получил

монетных дворах Москвы, Пскова и Новгорода, и носила неуправляемый характер

название «пятой деньги»

тет медных денег начал катастрофически снижаться.

Медная копейка начала обесцениваться, торговля заметно расстроилась, никто не хотел
брать за уплату медные деньги. Стрельцы и служивые люди стали роптать, на свое «медное» жало­
ванье они не могли ничего купить. Все товары резко подорожали, никто не обращал внимания на
царский указ.

 Изменения в стране после Медного бунта:
В результате медного бунта по царскому указу были закрыты монетные дворы в Пскове и

Новгороде, в столице возобновили чеканку серебряных монет.

обманывало свой народ.

Служивым людям жалованье снова стали выплачивать серебром.


Задание 7.
Скоро медные деньги были изъяты из обращения, хотя при этом государство бессовестно
­ Причины:

ухудшение благосостояния населения (повышение налогов) в связи с частыми войнами;
закрепощение крестьян;
усиление приказной волокиты;
церковный раскол и расправы со старообрядцами;
ограничение казачьего самоуправления.







­ Юридический акт, окончательно закрепивший крестьян за землевладельцами ­
Соборное Уложение 1649 года.
­ Причины развития процесса закрепощения:

Необходимость восстановить страну после Смуты, для чего нужна дешевая рабочая сила.
Усиление роли дворянства в жизни общества, которому было выгодно закрепощение


крестьян, их бесправие для личного обогащения.

счёт закрепощения крестьян.

государственном уровне.

экономическое развитие страны.

допускать восстаний


Задание 8.
Усиление самодержавной власти монарха, который стремился упростить своё положение за
Крестьяне были малообразованны, не могли противостоять закрепощению на
Активное развитие мануфактур, совмещенное с бесплатной рабочей силой, могло ускорить
Уложение было издано после Соляного бунта, ввело бессрочный сыск крестьян, чтобы не









­ Итоги (последствия):

отмена взыскания недоимок по налогам;
созыв Земского собора;
принятие Соборного уложения;
отмена «белых слобод»;
введение бессрочного сыска беглых крестьян (отмена урочных лет);
падение правительства Б.И. Морозова.
Могут быть указаны другие итоги (последствия)


­ Причины социальных потрясений времён Алексея Михайловича:
недовольство народных низов ростом налогов (установление новых налогов - пятинных
Задание 9.

денег, соляного налога и др., рост старых);




недовольство крестьян закрепощением;
недовольство казаков наступлением на их вольности;
церковный раскол, борьба старообрядцев против официальной (никонианской) Церкви.
Могут быть приведены другие причины. Причины могут быть сформулированы иначе.


Задание 10.
 В подтверждение

в конце XVI в. в Архангельск
приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. –
80; в Амстердам – сотни в день. Это свидетель­
ствует о том, что внешние контакты России
были несравнимо слабее, чем контакты между
странами Запада;

московская дипломатия не участвовала
в европейских делах (постоянные контакты
были лишь с Польшей и со Швецией);

до 1710­х гг. Россия не смогла освоить
производство современных видов вооружения,
которыми уже обладали страны Запада (оружие
покупали за границей). Это свидетельствует об
отсутствии тесных контактов с Западом, пред­
полагающих заимствование производственных
технологий

 В опровержение
в Немецкой слободе служили офицеры­
крупные мануфактуры основывались

иностранцами;

началась «военная революция»: появи­
лись солдатские, драгунские и рейтарские
полки, созданные по европейскому образцу;

иностранцы;

происходило «обмирщение культуры»:
кризис средневекового сознания; появлялись
новые – светские – сюжеты, темы и образы в ли­
тературе и искусстве. Названные процессы про­
исходили во многом под влиянием западной
культуры.


Задание 11.
 В подтверждение
в производстве товаров господствовало

экономика страны была в основном
сельскохозяйственная, основанная на труде кре­
постных крестьян;

ремесленное производство;

мировоззрение большинства населения
было пронизано религиозными догмами и осно­
вывалось на средневековых традициях;

образование основной части населения
было преимущественно религиозного характера;
 В опровержение

в экономической жизни страны активно
проявлялись, новые, более прогрессивные
черты: формировалась экономическая специа­
лизация районов страны на производстве от­
дельных видов продукции,
развивался
внутренний товарообмен и внешняя торговля,
шло становление ярмарочных центров торговли,
активно развивался Всероссийский рынок;

появляются мануфактуры в металлур­
гии качестве крупного производства, основан­

быт основной части населения носил ар­
светская культура и наука практически

хаичный характер;

не развивались

Задание 12.
 В подтверждение

В стране отсутствовала буржуазия, а


в XVII в. промышленность России была
представлена прежде всего ремесленным
производством, организованным так же, как в
предшествующие столетия; 

торговлей занималось купечество;

центральное управление осуществляя­
лось через несколько десятков приказов
функции которых нередко дублировали друг

друга;

в культуре по­прежнему очень
значительно влияние религии; подавляющая
часть населения с недоверием относится к
Западу, не имеет никаких контактов с
находящимися в России европейцами и ведёт
традиционный образ жизни





активизировался процесс выпуска
в русской культуре XVII в. развивается
охвативший
ного на разделении труда и ручном
изготовлении продукции;

процесс её обмирщения,
литературу, живопись, архитектуру;

печатной продукции;

появляется первое высшее учебное
заведение: Славяно­греко­латинская академия
(1687);

появляются новые виды художественно­
го творчества европейского типа, в частности
театр
 В опровержение
появляются мануфактуры, часть которых была
организована иностранцами;
формируется
всероссийский рынок, увеличивается роль
торгово­предпринимательской части населения;
создаются полки «нового строя» (прообраз
регулярной армии), усиливается централизация
управления, человека всё чаще оценивают не по
«породе», а по личным заслугам. Эти же
тенденции характерны и для стран Запада;
появляется первая газета, создаётся первый
театр, всё больше представителей верхних
слоев общества владеет иностранными языками
(польский, латинский), носит европейскую
одежду, в Москве расширяется Немецкая
слобода, знать всё чаще берёт на службу
европейских врачей и учителей.