Любовница в Елисейском дворце. Валери Жискар д’Эстен и Сильвия Кристель. Валери-Жискар Д'Эстен и его вклад в создание и развитие Европейского союза Валери жискар д эстен внешняя политика

Валери-Жискар Д"Эстен родился 2 февраля 1926 года в Германии, во второй мировой войне участвовал в последних боях французской армии, а после войны окончил Политехническую и Национальную школу администрации и в 1953 году получил должность советника премьер-министра.

В период президентства он возглавляет экономический сектор правительства, и успевает создать свою партию. Национальную федерацию независимых республиканцев, которая заявила о себе как о неолиберальной и проевропейской.

Выйдя в отставку, он заявил об оппозиционности партии правлению Шарля Де Голя, и о разночтениях в вопросах европейской политики и альтернативе Де Голля "Европе отечеств".

После прихода к власти Жоржа Помпиду, он снова занимает пост министра финансов и участвует в деятельности такой международной организации как Совет Организации сотрудничества и экономического развития (ОСЭР).

Как писал Де Сижэ, этот мудрый уравновешенный человек с обширнейшим дипломатическим опытом готовил при президенте Помпиду материалы по внешней политике. Он возглавил рабочую группу, образованную из парламентариев, входивших в различные объединения большинства и оппозиции Тихомиров А.В. Валери Жискар д"Эстен "Франция должна оставить мысли о своей исключительности...". - интервью с Де Сижи, китайским писателем. - 14 марта 2006. - с. 56. Этот мягкосердечный и честно мыслящий человек с неколебимым упорством отстаивал свое убеждение в том, что всегда и повсюду возможно возникновение ситуаций, при которых национальные интересы Франции оправдывали бы применение наших Вооруженных сил Тихомиров А.В. Валери Жискар д"Эстен "Франция должна оставить мысли о своей исключительности...". - интервью с Де Сижи, китайским писателем. - 14 марта 2006. - с. 56.

Но мой собеседник давал совершенно иную оценку: любая ситуация в мире, независимо от места ее возникновения, при некоторых обстоятельствах могла бы поставить вопрос об угрозе национальным интересам нашей страны.

Хотя я проявил настойчивость, мне не удалось изменить его позицию. Он не соглашался определить обстоятельства и регионы, при которых и в которых не могла возникать угроза для национальных интересов Франции" Тихомиров А.В. Валери Жискар д"Эстен "Франция должна оставить мысли о своей исключительности...". - интервью с Де Сижи, китайским писателем. - 14 марта 2006. - с. 56.

Избранный в 1974 году главой государства, он проводит ряд социальных реформ, что подчеркивало его демократический стиль руководства. Естественно он уделял внимание европейской интеграции, считая, что Франция может развиваться исключительно в рамках Единой Европы.

Является ли Франция с политической точки зрения центром мира? Большинство французов в это верит. Верит в это и Жискар Д"Эстен. Многие из наших политических руководителей потакают этой иллюзии. Подобные действия приводят французов к ложным, далеким от объективных, представлениям об их отношениях с остальным миром, порождающим, с одной стороны, высокомерие, в котором нас часто упрекают, а с другой - разочарование, когда обнаруживается, что действительность совершенно не соответствует нашим ожиданиям Тихомиров А.В. Валери Жискар д"Эстен "Франция должна оставить мысли о своей исключительности...". - интервью с Де Сижи, китайским писателем. - 14 марта 2006. - с. 53.

Его правление было неоднозначным, что и решило последующие президентские выборы не в его пользу. Единственное, о чем он действительно сожалел - о том, что не смог завершить европейское строительство.

Победив в выборах депутатов народного собрания, он посвятил себя Комиссии по иностранным делам. А позже, в 89-93 гг, был депутатом европейского парламента, и возглавлял либеральную, демократическую и республиканскую группы. С 1989 по 1997 гг. Жискар д"Эстен был главой Международного европейского движения, а с 1997 по 2004 гг. - президентом Совета коммун и регионов Европы. Он также основал Институт в поддержку демократии в Европе.

Его мечта возглавить в конечном счете Европарламент почти сбылась после избрания его главой Конвента, призванного решить будущее Европы. Его идеи в большинстве своем развились в проекте Конституции, разработанной этим Конвентом. После роспуска Конвента в 2003 году, конституция была принята в 2004 году, ратификация каждым государством должна быть сделана в этом году.

Можно также отметить его вклад в создание европейской валютной системы. Важным для него было подтянуть страну к уровню Германии, то есть сделать франк таким же платежеспособным как и марка. Соглашение о введении безналичной европейской валюты - экю - было создано под его руководством. Созвучная со старинной французской монетой, денежная единица сменила свое название на Евро по просьбе немецкой стороны.

Двигателем европейской политики он считал Саммиты, теперь именуемые встречей восьмерки, включающей лидеров 8ми государств, с полугодовым председательством каждой из стран-участниц.

Под Евросоветом, созданным в 1974, он понимал образование политической федерации, которой европейские страны передали бы часть своего суверенитета. Хотя на поверку его роль оказалась гораздо меньше.

Как вспоминал Жискар д"Эстен, "важный для Франции вопрос - ее позиционирование по отношению к Европейскому союзу. Нам никогда не удастся в полном объеме воздать должное воображению и прозорливости тех, кто на еще дымящихся пепелищах, оставленных войной, призвал народы примирить Францию и Германию и построить Союз Европы.

В 1978 году я участвовал в праздновании тридцатилетия инициативы Робера Шумана, которое проходило в Часовом зале Министерства иностранных дел на Кэ д"Орсэ. Внимание участников церемонии привлек вдруг раздавшийся легкий свист, переполошивший охрану, принявшую его за шипение запала взрывного устройства, но, как оказалось, его издавал премьер-министр одной из европейских стран, усыпленный длинными речами! Проект Союза Европы 1950-1980 годов отличали блеск и логика. Заметный отпечаток на него наложила Франция, руководители которой не только вносили одно предложение за другим, но и упорно доводили их до завершения. Планировалось объединить всех, кто являлся близким по духу в Европе, то есть практически все народы, входившие некогда в империю Карла Великого и в Священную Римскую империю, а позже добровольно или против своей воли оказавшиеся в наполеоновской Империи. Железный занавес советской оккупации обозначил на востоке пределы пространства Союза. Разумеется, все эти народы испытали на себе приливы и отливы Истории, но они сохраняли отпечаток общности цивилизации и культуры. Проект ставил целью объединить все формы их участия в международной жизни, выработав при этом новый вид их организации, позволяющий государствам сохранить свою историческую самобытность.

Франции легко дышалось в этом проекте, и именно она в значительной мере его вдохновляла. Германии, тогда еще разделенной, этот замысел давал возможность очиститься от позорных пятен своего недавнего прошлого, присоединившись к международному сообществу. Цель этого Союза была современной, выглядела убедительно и вызывала энтузиазм далее у значительной части молодежи. И все это чуть было не удалось! Мудрость твердила, что следует завершить дело до будущего воссоединения Германии. Но продвижение было приостановлено в 1980-е годы упорнейшим сопротивлением Маргарет Тэтчер, выступившей, в частности, против того содержания которое предполагалось придать Союзу в политической области Жискар д"Эстен В. Французы: Размышления о судьбе народа: Пер. с фр. - М.: Ладомир, 2004. ".

В 1984 г. Жискар д"Эстен предложил введение поста президента Европы. Им должен был стать президент Евросовета, продление его мандата на несколько лет обеспечило бы преемственность и вес европейской политики. Это предложение в несколько измененном виде и легло в основу европейской Конституции. Введение поста президента и министра иностранных дел Европы сделало бы весомой систему европейского политического представительства. Однако в ходе работ Конвента Жискар д"Эстену так и не удалось закрепить наднациональные полномочия из-за боязни некоторых стран потерять суверенитет.

Его отношение к парламенту было более сложным. Согласие о проведение выборов было дано в результате фактического ультиматума европейских лидеров, лишь при таком условии готовых на создание Евросовета.

Что касается его идеи создания военно-оборонительного союза, выдвинутой в 1974 году, она впервые предлагала интеграцию Германии в такой союз, что противоречило другим странам. Став президентом Конвента, Жискар д"Эстен получил новую возможность осуществить свои идеи. Именно благодаря его активной поддержке в проект Конституции были внесены статьи, облегчающие создание независимой обороны в Европе. Конвент зафиксировал создание Европейского агентства по вооружениям (или "военного штаба") и "дело общей солидарности" (оказание взаимопомощи в случае агрессии против одной из стран-членов Союза). Однако в последний момент перед принятием Конституции саммит в Брюсселе внес поправку, по которой главенствующая роль в европейской обороне будет принадлежать НАТО.

Бывший президент Франции Жискар д"Эстен, назначенный председателем Конвента - совещательного органа, призванного разработать план политической реформы единой Европы, представил правительствам и общественности стран ЕС документ, родившийся в результате многомесячных дискуссий.

Необходимость в реформе возникла прежде всего из-за приема в ЕС новых членов, грозящего сделать неуправляемым прежний бюрократический механизм, основанный на принципе консенсуса и сложной системе согласований. Комиссии Жискара д"Эстена предстоит также высказаться по судьбоносному вопросу - останется ли единая Европа союзом суверенных государств или превратится в некую федерацию? Жискар д"Эстен пишет конституцию ЕС// БиБиСи Пресса. - 29 октября 2002

Сложности обстояли с принятием в ЕС других государств. Жискар д"Эстен понимал, что включение новых государств в союз может сделать его структуру такой же размытой, какой сейчас является ООН.

Что касается эпиграфа к преамбуле проекта Конвента он избрал цитату из древнегреческого историка Фукидида: "Наша Конституция называется демократией, так как это власть не меньшинства, а большинства". Однако во время брюссельского саммита данная цитата была вычеркнута, что вызвало протест Жискар д"Эстена, заявившего, что он не понимает, кому мог помешать "несчастный Фукидид" Кургинян И.С. Валери^Жискар Д"Эстен и история европейской интеграции. - с. 154. Очевидно, эта фраза противоречила идее равенства между государствами.

Документ можно оценить по откликам Европейской официальной прессы:

Парижская "Фигаро" назвала план "продуманным". Он предусматривает сведение всех договоров, регулирующих деятельность ЕС, в единый и простой для понимания документ.

"Перед нами пример разумного баланса, - пишет газета. - Оставаясь в рамках возможного, Конвент вместе с тем не боится заглядывать в будущее".

Немецкие газеты также в основном одобряют новые предложения. Они дают простым гражданам возможность понять, что же происходит с Европой, поучаствовать в этих процессах, а если нужно, то и защитить себя от них, пишет "Франкфуртер рундшау". "Нынешняя система договоров настолько хаотична, важное и неважное перемешано в ней до такой степени, что даже специалисту трудно уяснить, что же все это значит", - утверждает газета.

советский французский европейский союз

Берлинская "Тагесшпигель" настроена более скептически, особенно по поводу предложения Жискар д"Эстена учредить в ЕС еще один высший орган - Конгресс народов Европы.

"Критический настрой Йошки Фишера в связи с этим вполне объясним, - считает газета. - И без Конгресса народов структура ЕС сложна и малопонятна большинству его граждан. Главное не в количестве институтов власти, а в том, чтобы сделать их прозрачными и ответственными перед обществом". Вопрос о том, нужен ли единой Европе президент, также остается открытым.

Вместе с тем газета хвалит Жискар д"Эстена хотя бы за то, что он наконец-то сдвинул дело с мертвой точки.

Гамбургская "Вельт" называет предложения революционными. "План открывает дорогу к появлению Евроконституции. В понедельник в Брюсселе Жискар показал публике ее каркас - или, как уже заметили злые языки, скелет. Теперь предстоит нарастить на нем мясо в виде конкретных статей и положений - конечно, если план вообще получит путевку в жизнь", - пишет газета.

"Франкфуртер альгемайне цайтунг" также называет представленный документ "не более и не менее как проектом конституции". А еще в нем предложены на выбор три названия для будущего сверхгосударства. ЕС может вернуться к своему изначальному имени - Европейское Сообщество. Другое название - Соединенные Штаты Европы - в ходу у политиков без малого сто лет, но вызывает стойкую аллергию у евроскептиков, для которых оно ассоциируется с полной утратой национального суверенитета. Третий вариант, который, похоже, нравится самому Жискару д"Эстену - Единая Европа Жискар д"Эстен пишет конституцию ЕС// БиБиСи Пресса. - 29 октября 2002.

Сложность была с введением в конституцию Европейского союза понятия христианства. Будучи католиком у него были сложные отношения с церковью, особенно с тех пор, как в президентский срок он разрешил аборты. Окончательный текст, по настоянию Жискар д"Эстена, содержит сноску лишь на некое весьма расплывчатое "культурное, религиозное и гуманистическое" наследие Европы.

Его неприятие Турции как часть Европейского континента также противоречиво. Лидеры европейских стран осудили главу Конвента за попытку навязывания недемократического образа Европы как "христианского клуба". Турция, полагал он, может быть принята в европейское пространство, обладающее особой, однако, не единой с Евросоюзом, структурой.

В отношении России Жискар д"Эстен давно разрабатывал концепцию "Европы от Атлантики до Урала". Впервые данный термин предложил де Голль. В 1976 г., в эпоху разрядки, Жискар д"Эстен трактует его как союз с целью обеспечения безопасности на континенте. Он предлагал возможность включения Европейской России в Большую Европу, однако было одно но… условие отказа "русского национализма от контроля над огромными азиатскими владениями от Урала до Тихого океана" Кургинян И.С. Валери^Жискар Д"Эстен и история европейской интеграции. - с. 155.

Что же касается референдума по принятию конституции, Франция оказалась одной из немногих стран, которые проголосовали против, причины этого - страх перед безработицей, и неприятие неолиберальных статей проекта.

Глава 35. Франция

Контрольные вопросы

Глава 34. Великобритания

Раздел V. Тенденции государственно-правового развития западных стран во второй половине XX в.

Контрольные вопросы

Марта - - вступление Ф.Д.Рузвельта на пост президента. Начало «нового курса» (New Deal).

· Что такое «великая депрессия»?

· Почему Фр.Д. Рузвельт был вынужден принимать меры чрезвычайного характера в США?

· Как определить понятие «новый курс» Рузвельта?

· Перечислите основные законы, регулировавшие сферу промышленности, банковского дела, и сельского хозяйства в США в 1933 г.

· Какой была реакция внутри страны на нововведения Рузвельта?

· Кто был вправе поставить вопрос о неконституционности мер «нового курса»?

Источники современного конституционализма в Великобритании. Отсутствие в Великобритании писаной Конституции, т.е. Конституции в формально-юридическом значении, значительно осложняет анализ современных тенденций развития страны. Великобритания не знает единовременно созданного акта, который бы выполнял роль и функции Конституции, поэтому, согласно британской доктрине конституционализма неписаная Конституция Великобритании - - это, во-первых, конституционные статуты (Magna Carta Libertatis 1215, Билль о правах 1689, Акты о парламенте 1911, 1949 гг., Законы о пэрах 1963 и 1999 гг., Закон о палате общин 1978 и др. - - таких статутов к настоящему времени накопилось более 40).

Также в понятие "конституции" включаются многочисленные конституционные обычаи (соглашения) , например, cоглашения, регулирующие статус премьер-министра, состав и функции кабинета министров. Согласно одному из конституционных соглашений монарх обязан подписать акт, который был принят обеими палатами парламента согласно другому - - монарх обязан назначить премьер-министром страны лидера партии, победившей на выборах в палату общин.

Прецедентным правом , т.е. совокупностью решений судов по конституционным вопросам, также урегулирована часть проблем английской неписаной конституции. Так, правило «Корона не может ошибаться» было создано прецедентом несколько веков назад с целью снять с монарха любую ответственность за принимаемые им решения. Теперь такая ответственность по правилу контрассигнатуры возлагается на премьер-министра либо на иного члена британского кабинета (табл. 13).

Таблица 13.

Доктрина , т.е. мнения известных английских конституционалистов (Брактона, Дайси и др.) по соответствующим вопросам, выполняет роль субсидиарного (дополнительного) источника конституционного права и действует в тех случаях, когда пробел в праве не урегулирован статутом, прецедентом либо конституционным соглашением.


Государственно-правовое развитие Великобритании в новейшее время. С начала XX в. в Великобритании, как и в других индустриально развитых странах, наблюдается тенденция к падению роли парламента («кризис парламенского верховенства») в публично-правовой жизни. Парламент в Великобритании новейшего периода – это уже не тот орган, о котором говорилось, что он «может всё, только не может переделать мужчину в женщину и наоборот». Принцип парламентского верховенства с начала XX в. подвергается постоянному сомнению из-за права исполнительной власти издавать предписания, имеющие силу закона – акты делегированного законодательства.

Так, по Закону о чрезвычайных полномочиях (1920) предписывалось право Короны издать указ о введении чрезвычайного положения, и в пределах действия данной нормы предоставить право министру или представителю иного ведомства исполнительной власти издавать распоряжения с силой закона.

Закон о чрезвычайных полномочиях (1939) в разделе «Оборонные предписания» содержал право издания исполнительной властью в лице премьер-министра актов делегированного законодательства в целях «поддержания общественного порядка».

В конце XX в. в Великобритании ежегодно на примерно 2500 актов делегированного законодательства приходилось около 80-ти статутов (табл. 14).

Таблица 14.

Наряду с масштабным делегированным правотворчеством в современной Великобритании появилась доктрина «парламентской исполнительной власти», которая предполагает широкое участие исполнительной власти в делах власти законодательной. Министры Великобритании не только не лишены возможности заседать в парламенте, а, напротив: для членов кабинета в палате общин существует своеобразная квота в 95 мест, которая почти покрывает число (100) министерств и ведомств страны. Поэтому практически только правительство обладает в палате общин законодательной инициативой: ни один законопроект не будет принят палатой, если он не пользуется правительственной поддержкой. В этой связи иногда парламент современной Великобритании называют «учреждением при правительстве».

Идея разделения властей при таком положении дел не существует в чистом виде - - об этом еще в XIX в. говорил У.Бэйджхот, автор «Английской Конституции». Великобритания гарантирует правопорядок в стране слиянием исполнительной и законодательной властей в парламенте и реальной властью кабинета министров страны в процессе принятия ответственных решений.

Демократизация избирательного права Великобритании в XX в. Первая половина XX в. была отмечена новыми демократическими преобразованиями в английском избирательном праве . Так, в 1918 г. по инициативе консерваторов, рассчитывавших на поддержку консервативно мыслящего женского электората, избирательное право было впервые частично предоставлено женщинам. Участвовать в выборах согласно Акту о народном представительстве (1918) могли женщины, достигшие 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход не менее 5-ти ф.ст.

(1928) распространил право участия в выборах на всё женское и мужское население старше 21 года - - это означало, что в Великобритании впервые было установлено всеобщее избирательное право.

До 1948 г. в Великобритании существовало правило о «двойном вотуме », при котором право голосовать дважды имели, например, лица, проживавшие в одном избирательном округе и имевшие недвижимость в другом. То же правило касалось и профессуры Оксфорда и Кембрижда: они голосовали в соответствующих университетах и по месту жительства. Для демократизации избирательного права Акт о народном представительстве 1948 г. полностью ликвидировал «двойной вотум».

Снижение возрастного ценза для участия в выборах до 18-ти лет произошло после принятия Акта о народном представительстве (1969).

Консолидированный Акт о народном представительстве (1983)свел воедино все вышеперечисленные изменения в избирательном праве Великобритании, происшедшие в XX в.

Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития. Поскольку Великобритания относится к странам общего права (common law), причем кодификация там не производится вплоть до настоящего времени – ее заменяет консолидация , то иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляют консолидированные статуты. Из наиболее известных можно выделить Закон о собственности (1925), Закон о продаже товаров (Sаle of Goods) (1980), Закон о компаниях (1985).

Прецеденты (судебная практика) в английском гражданском праве регулируют в настоящее время преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств.

(Приказы Короны в Совете, приказы и постановления министров и др.) также выполняют роль источника гражданского права Великобритании.

Обычай в гражданском праве Великобритании применяется в новой форме – как торговое обыкновение . Именно торговым обыкновением урегулированы реквизиты письменных сделок.

Основные тенденции развития английского гражданского права в новейшее время - - это:

1) тенденция ограничения прав отдельных собственников в пользу государства и крупных компаний. Так, если прецедент 1843 г. установил, что собственник владеет всем над- и под своим земельным участком, то Закон 1949 г. о гражданской авиации постановил, что воздушное пространство должно быть использовано в публичных целях. А Законы 1981 г. о принудительном выкупе земли и о приобретении земли постановили, что в Великобритании реальна возможность принудительного выкупа земель у частных лиц, корпораций и муниципалитетов, если таковая производится в общенациональных интересах.

2) тенденция к социализации собственности. Когда после Второй мировой войны лейбористское правительство столкнулось с тем, что доля государственной собственности в совокупной промышленной продукции страны составила не более 20%, то оно осуществило национализацию ряда убыточных предприятий. В основе национализации был социальный компромисс, при котором собственникам предприятий выплачивалась крупная компенсация, позволившая им сделать капиталовложения в более оснащенные и прибыльные отрасли британской экономики.

3) тенденция к внедрению в архаичную доктрину английскогообязательственного права современных общепризнанных принципов договорных обязательств – свободы воли сторон, их равенства, незыблемости исполнения обязательств и т.д.

Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития. Как и в гражданском, в современном английском уголовном праве преобладают статуты (законы ), которыми регулируется отрасль. В Великобритании неоднократно предпринимались попытки принятия УК, но пока безуспешно, поэтому консолидированные статуты заменяют уголовный кодекс. К числу наиболее известных статутов можно отнести Закон о присяжных (1974), Закон об уголовном праве (1977), Закон об уголовно наказуемом покушении (1981), Закон об уголовной юстиции (1982). До сих пор действует и Закон об измене (1351), поэтому, хотя в Великобритании с 1970 г. смертная казнь отменена, но теоретически она может быть применена за государственную измену, а также за пиратство и поджог королевских доков.

Прецедентами также регулируется уголовно-правовая отрасль, хотя в настоящее время судья не может создать прецедентом новый состав преступления или установить ответственность за него.

Делегированное законодательство в отдельных случаях также может служить источником уголовного права.

В новейшее время в Великобритании утратила популярность старая классификация преступных деяний на фелонии и мисдиминоры . Гораздо более актуальным с 1967 г. стало подразделение преступлений на:

1) преступления, преследуемые по обвинительному акту (рассматриваются с участием присяжных Судом Короны – категория тяжких преступлений);

2) суммарные преступления – рассматриваются магистратами без присяжных (категория менее тяжких или не представляющих большой опасности преступлений);

3) «гибридные» преступления, т.е. те, которые трудно безоговорочно отнести к какой-либо из двух групп.

Даже в XX в. в Великобритании не было выработано общего определения преступления . Наказания же в основном выступают в форме лишения свободы (от 1 года до пожизненного заключения) или штрафов .

Общая тенденция в развитии уголовного права Великобритании – это гуманизация и оптимизация наказания.

Кратко события в послевоенной Великобритании изложены в табл. 15.

Таблица 15.

Великобритания (1945- -2001 гг.)

Предшественник: Жорж Помпиду Преемник: Франсуа Миттеран Вероисповедание: Рождение: 2 февраля (1926-02-02 ) (93 года)
Кобленц , Германия Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруга: (с 1952 г.) Анна Эймона Жискар д’Эстен (1933) Дети: дочери Анна Валери (1953) и Жасинта (1960), сыновья Анри (1956) и Луи (1958) Партия: Союз за французскую демократию (UDF) Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: 128x100px Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:
Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона Кавалер Большого Креста ордена За заслуги (Франция) Военный крест 1939-1945 (Франция)
Кавалер Большого креста, декорированного Большой лентой ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» 60px Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа
Кавалер ордена Серафимов Кавалер Большого креста ордена Инфанта дона Энрике Кавалер Большого креста ордена Сантьяго и меча
Кавалер ордена Изабеллы Католички с цепью (Испания) Бальи - Кавалер Большого Креста Чести и Преданности Мальтийского ордена Большой крест pro Merito Melitensi
Цепь ордена Карлоса III Кавалер Большого креста особой степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 60px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Валери́ Рене́ Мари́ Жорж Жиска́р д’Эсте́н (фр. Valéry René Marie Georges Giscard d’Éstaing ; род. 2 февраля , Кобленц , Гессен , Веймарская республика) - французский государственный и политический деятель, президент Французской Республики (Пятая республика) в 1974-1981 годах.

Биография

Родился в Германии, где в тот момент находился по долгу службы его отец Эдмон Жискар д’Эстен (1894-1982). Воспитывался в состоятельной семье с аристократическими корнями. Эдмон Жискар д’Эстен был финансовым инспектором и членом Института Франции. Его мать Мэ Барду (1901-2003) - дальняя родственница короля Людовика XV .

Валери хорошо проявил себя во время учёбы и уже в 15 лет получил диплом о полном среднем образовании (фр. baccalauréat ). Затем он успешно сдал экзамены в одно из самых престижных научных заведений Франции в Высшую политехническую школу . Позже продолжил учёбу в Национальной школе администрации , после завершения которой началась его политическая карьера.

Политическая деятельность

Правоцентристский политик, лидер партии Союз за французскую демократию . После кончины Жоржа Помпиду избран президентом республики и находился на этом посту один полный семилетний срок. Во время правления Жискар д’Эстена были предприняты масштабные государственные проекты (в частности, сооружение скоростных железных дорог TGV и строительство АЭС). Лауреат премии Нансена 1979 года. Однако во второй половине его срока начался крупный экономический кризис, остановивший стабильный рост французской экономики и положивший конец «славному тридцатилетию ».

Жискар д’Эстен, не принадлежавший к голлистским партиям, начал пересматривать некоторые аспекты внешней политики голлизма . При нём Франция постепенно начала возвращаться в военные структуры НАТО , поддержав решение Совета НАТО развернуть в Европе американские ракеты средней и меньшей дальности. Вместе с тем продолжалось укрепление советско-французских отношений; при Жискаре Франция оставалась одной из самых дружественно настроенных к СССР стран Запада, а самого президента связывали тёплые личные отношения с Брежневым . Премьер-министр Франции Раймон Барр провозгласил «политику жёсткой экономии», что привело к сокращению программ финансирования французского влияния за рубежом, в том числе - в странах Тропической Африки . В конце правления Жискар д’Эстена критики обвиняли его в авторитарном подходе, отказе от компромиссов и стремлении фактически превратить правительство в свой «ближний круг». Это оттолкнуло от него многих правых.

Семья и личная жизнь

Любовницей Валери Жискар д’Эстена была Сильвия Кристель (исполнительница роли Эммануэль), чего они оба не скрывали .

Мемуары

Власть и жизнь (1988-1991) - воспоминания экс-президента Франции о времени пребывания у власти, наиболее интересных событиях и встречах в большой политике того периода.

  • Русское издание:
    • Кн. 1. - М.: Международные отношения , 1990. - ISBN 5-7133-0166-4
    • Кн. 2. Противостояние. - М.: Международные отношения, 1993. - ISBN 5-7133-0657-7

Награды

  • Кавалер Большого Креста ордена Святого Олафа (Норвегия , )

Напишите отзыв о статье "Жискар д’Эстен, Валери"

Примечания

Предшественник:
Жорж Помпиду ,
Ален Поэр (вр. и. о.)
Президент Франции
(Пятая республика)

27 мая 1974 года - 21 мая 1981 года
Преемник:
Франсуа Миттеран
Научные и академические посты
Предшественник:
Леопольд Седар Сенгор
Кресло 16
Французская академия

- н.вр.
Преемник:
-

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Жискар д’Эстен, Валери

Эта книга именно о такой, не совсем «правильной» по общим понятиям, жизни… Это история «маленькой отшельницы», потерянной в непонятном и иногда очень «шипастом» мире людей. Прошедшей долгий и весьма «тернистый» путь, и, наконец, обретшей свою настоящую сущность, понимание жизни и так долго окружавших её чудес…
Я благодарна моему дедушке за те яркие и незабываемые воспоминания, которыми он наполнил мой детский мир, и те необыкновенные чудеса, которые, к сожалению, очень скоро стали «бичом» моего детского существования.
Я благодарна моему отцу, без поддержки которого я никогда не сумела бы пройти свою жизнь с высоко поднятой головой, не сломавшись и никогда не теряя веру в себя. Без любви и веры которого, моя жизнь никогда не смогла бы быть такой, какой она стала сейчас.
Я благодарна моей маме за её чудесную доброту и веру в меня, за её помощь и решительность сохраняя мои «неординарные» способности.
Я благодарна моему чудесному сыну Роберту, за возможность чувствовать себя гордой матерью, за его открытое сердце и за его талант, а также за то, что он просто есть на этой земле.
И я всей душой благодарна моему удивительному мужу – Николаю Левашову – помогшему мне найти себя в моём «затерянном» мире, давшему мне понимание всего того, на что я мучительно пыталась найти ответы долгие годы, и открывшему для меня дверь в невероятный и неповторимый мир большого Космоса. Ему, моему лучшему другу, без которого я не могла бы сегодня представить своего существования, я посвящаю эту книгу.

Пояснение первое
По мере того, как мы растём, взрослеем, стареем, наша жизнь наполняется множеством нам дорогих (а частично и совершенно ненужных), воспоминаний. Всё это перегружает нашу, и так уже чуть уставшую, память, оставляя в ней лишь «осколки» давно произошедших событий и лица каких-то давным-давно встреченных людей.
Настоящее понемножку вытесняет прошлое, загромождая наш и так уже сильно «натруженный» мозг важными событиями сегодняшнего дня, и наше чудесное детство, вместе с так дорогой нам всем юностью, «затуманенные» потоком «важного сегодняшнего», постепенно уходят на второй план...
И какую бы яркую мы не прожили жизнь, и какой бы блестящей памятью не обладали, никто из нас не сможет восстановить с полной точностью события, происходившие сорок (или более) лет назад.
Иногда, по неизвестным нам причинам, какой-то человек или факт оставляет в нашей памяти неизгладимое впечатление и буквально «впечатывается» в неё навсегда, а иногда даже что-то очень важное просто исчезает в «вечнотекущем» потоке времени, и только случайный разговор с каким-то старым знакомым неожиданно «выхватывает» из закоулков нашей памяти какое-то исключительно важное событие и несказанно удивляет нас тем, что мы вообще могли такое как-то забыть!..
Перед тем, как я решилась написать эту книгу, я попыталась восстановить в своей памяти некоторые для меня важные события, которые я считала достаточно интересными, чтобы о них рассказать, но, к моему большому сожалению, даже обладая великолепной памятью, я поняла, что не смогу достаточно точно восстановить многие детали и особенно диалоги, которые происходили так давно.
Поэтому я решила воспользоваться самым надёжным и хорошо проверенным способом – перемещением во времени – для восстановления любых событий и их деталей с абсолютной точностью, проживая заново именно тот день (или дни), когда выбранное мною событие должно было происходить. Это было единственным верным для меня способом достичь желаемого результата, так как обычным «нормальным» способом и вправду абсолютно невозможно воспроизвести давно прошедшие события с такой точностью.
Я прекрасно понимала, что такая детальная точность до мельчайших подробностей воспроизведённых мною диалогов, персонажей и давно происходивших событий, может вызвать недоумение, а может даже и некоторую настороженность моих уважаемых читателей (а моим «недоброжелателям», если такие вдруг появятся, дать возможность назвать всё это просто «фантазией»), поэтому сочла своим долгом попытаться всё происходящее как-то здесь объяснить.
И даже если это мне не совсем удалось, то просто пригласить желающих приоткрыть со мной на какое-то мгновение «завесу времени» и прожить вместе мою странную и временами даже чуть-чуть «сумасшедшую», но зато очень необычную и красочную жизнь...

После стольких прошедших лет, для всех нас детство становится больше похожим на давно слышанную добрую и красивую сказку. Вспоминаются тёплые мамины руки, заботливо укрывающие перед сном, длинные солнечные летние дни, пока ещё не затуманенные печалями и многое, многое другое – светлое и безоблачное, как само наше далёкое детство… Я родилась в Литве, в маленьком и удивительно зелёном городке Алитус, далеко от бурной жизни знаменитых людей и «великих держав». В нём жило в то время всего около 35,000 человек, чаще всего в своих собственных домах и домиках, окружённых садами и цветниками. Весь городок окружал древний многокилометровый лес, создавая впечатление огромной зелёной чаши, в которой тихо мирно ютился, живя своей спокойной жизнью, княжеский городок.

Он строился в 1400 году литовским князем Алитис на берегу широкой красавицы реки Нямунас. Вернее, строился замок, а вокруг уже позже обстраивался городок. Вокруг городка, как бы создавая своеобразную защиту, река делала петлю, а в середине этой петли голубыми зеркалами сияли три небольших лесных озера. От старинного замка до наших дней, к сожалению, дожили только лишь руины, превратившиеся в огромный холм, с вершины которого открывается изумительный вид на реку. Эти руины были любимым и самым загадочным местом наших детских игр. Для нас это было местом духов и привидений, которые казалось всё ещё жили в этих старых полуразрушенных подземных тоннелях и искали своих «жертв», чтобы утащить их с собой в свой загадочный подземный мир… И только самые храбрые мальчишки отваживались идти туда достаточно глубоко, чтобы потом пугать всех оставшихся страшными историями.

Насколько я себя помню, большая половина моих самих ранних детских воспоминаний была связана именно с лесом, который очень любила вся наша семья. Мы жили очень близко, буквально через пару домов, и ходили туда почти каждый день. Мой дедушка, которого я обожала всем своим детским сердечком, был похож для меня на доброго лесного духа. Казалось, он знал каждое дерево, каждый цветок, каждую птицу, каждую тропинку. Он мог часами рассказывать об этом, для меня совершенно удивительном и незнакомом мире, никогда не повторяясь и никогда не уставая отвечать на мои глупые детские вопросы. Эти утренние прогулки я не меняла ни на что и никогда. Они были моим любимым сказочным мирком, которым я не делилась ни с кем.

К сожалению, только спустя слишком много лет я поняла, кем по-настоящему был мой дед (к этому я ещё вернусь). Но тогда это был просто самый близкий, тёплый и хрупкий человечек с яркими горящими глазами, который научил меня слышать природу, говорить с деревьями и даже понимать голоса птиц. Тогда я ещё была совсем маленьким ребёнком и искренне думала, что это совершенно нормально. А может даже и не думала об этом вообще… Я помню моё первое знакомство с «говорящим» деревом. Это был старый огромный дуб, который был слишком объёмистым для моих маленьких детских ручонок.
– Видишь, какой он большой и добрый? Слушай его… Слушай... – как сейчас помнится тихий, обволакивающий дедушкин голос. И я услышала…
До сих пор ярко, как будто это случилось только вчера, я помню то, ни с чем не сравнимое чувство слияния с чем-то невероятно огромным и глубоким. Ощущение, что вдруг перед моими глазами начали проплывать странные видения каких-то чужих далёких жизней, не по-детски глубокие чувства радости и грусти… Знакомый и привычный мир куда-то исчез, а вместо него всё вокруг сияло, кружилось в непонятном и удивительном водовороте звуков и ощущений. Не было страха, было только огромное удивление и желание чтобы это никогда не кончалось...
Ребёнок – не взрослый, он не думает о том, что это неправильно или что этого (по всем нашим «знакомым» понятиям) не должно быть. Поэтому для меня совершенно не казалось странным, что это был другой, абсолютно ни на что не похожий мир. Это было чудесно, и это было очень красиво. И показал мне это человек, которому моё детское сердце доверяло со всей своей непосредственной чистой и открытой простотой.
Природу я очень любила всегда. Я была «намертво» слита с любым её проявлением вне зависимости от места, времени или чьих-то желаний. С самых первых дней моего сознательного существования любимым местом моих каждодневных игр являлся наш огромный старый сад. До сих пор я буквально до мельчайших подробностей помню ощущение того неповторимого детского восторга, которое я испытывала, выбегая солнечным летним утром во двор! Я с головой окуналась в тот удивительно знакомый и в то же время такой загадочный и меняющийся мир запахов, звуков и совершенно неповторимых ощущений.

Мир, который, к нашему общему сожалению, растёт и меняется соответственно тому, как растём и меняемся мы. И позже уже не остаётся ни времени, ни сил чтобы просто остановиться и прислушаться к своей душе.
Мы постоянно мчимся в каком-то диком водовороте дней и событий, гонясь каждый за своей мечтой и пытаясь, во что бы то ни стало, «добиться чего-то в этой жизни»… И постепенно начинаем забывать (если когда-то помнили вообще...) как удивительно красив распускающийся цветок, как чудесно пахнет лес после дождя, как невероятно глубока порой бывает тишина… и как не хватает иногда простого покоя нашей измученной каждодневной гонкой душе.

Президентские выборы 1974 г. 2 апреля 1974 г. президент республики Жорж Помпиду скоропостижно скончался. Во Франции были объявлены внеочередные президентские выборы. Официальным кандидатом от голлистской партии ЮДР был выдвинут бывший премьер-министр страны Жак Шабан-Дельмас. Его поддержали все голлисты старшего поколения. От «независимых республиканцев» на пост президента баллотировался их лидер, министр экономики и финансов Валери Жискар д"Эстен. Единым кандидатом левых сил, как и в 1965 г., стал Франсуа Миттеран.

В ходе предвыборной кампании сложилась совершенно непредвиденная ситуация. Один из членов ЮДР, молодой и энергичный министр внутренних дел Жак Ширак, стал организатором раскола в голлистских кругах. Под его руководством 39 депутатов и 4 министра, представлявших ЮДР, открыто выступили в поддержку Жискар д"Эстена. Они совместно подписали «призыв 43-х», направленный против Шабан-Дельмаса. В результате таких обстоятельств итоги прошедшего 5 мая 1974 г. первого тура внеочередных президентских выборов обернулись для голлистского кандидата полным поражением. Шабан-Дельмас собрал всего 15% голосов, пропустив вперед и Миттерана (43%), и Жискар д"Эстена (32%). Последний получил 19 мая во втором туре 50,8% голосов и был избран третьим президентом Пятой республики.

Свою главную задачу Жискар д"Эстен определил лозунгом «Перемены без риска». Он считал, что Франция должна стремиться к созданию «передового либерального общества». При этом государство обязано создавать условия для нормального функционирования рыночной экономики, а также выполнять свои социальные функции.

Так как голлистская партия ЮДР располагала в Национальном собрании 183 мандатами, а «независимые республиканцы» всего 55, Жискар д"Эстен назначил на пост премьер-министра голлиста Жака Ширака. В его кабинет вошли как представители ЮДР, так и «независимые республиканцы». Таким образом, состав правящей коалиции остался неизменным, хотя теперь большинство министерских портфелей было отдано представителям партии президента республики.

Правительство Жака Ширака. Кабинет Ширака (май 1974г. -август 1976 г.), следуя в русле политики, провозглашенной президентом республики, принял ряд важных социальных законов.

Правительство повысило СМИК и заработную плату, а также пособия по безработице, пенсии и семейные пособия. Возрастной ценз на выборах был снижен с 21 года до 18 лет. Специальный закон устанавливал обязательное обучение в средней школе с 6 до 16 лет и расширял дошкольное образование. На строительство школ и детских садов кабинет Ширака выделил дополнительные ассигнования.

Большие преобразования правительство провело в области законодательства по семье и положению женщин. Во Франции была упрощена процедура развода, уравнены в правах брачные и внебрачные дети, а также разрешены запрещенные прежде искусственное прерывание беременности и применение противозачаточных средств.


Личные отношения президента республики Валери Жискар д"Эстена и премьер-министра Жака Ширака складывались нелегко. Премьер был не согласен с некоторыми, на его взгляд, чересчур либеральными идеями президента. Он не одобрял и курс Жискар д"Эстена, направленный на смягчение отношений с левыми силами. Ширак был также недоволен тем, что по настоянию президента ключевые посты в его кабинете (например министров экономики и финансов и внутренних дел) занимали «независимые республиканцы». Они действовали, как правило, «через голову премьера», обращаясь непосредственно к главе государства. Сам президент по многим важным вопросам не считал нужным советоваться с премьер-министром, а лишь ставил его в известность о том или ином своем решении. В результате Ширак добровольно покинул свой пост. В августе 1976 г. он заявил: «Я не располагал средствами, которые считал необходимыми для эффективного осуществления моих функций и потому решил положить им конец».

Президент республики принял отставку Ширака и назначил на пост премьер-министра Раймона Барра. Новый глава правительства, формально «беспартийный», по своим политическим убеждениям был близок к «независимым республиканцам». Его нередко называли «экономистом номер один» в стране. Именно поэтому выбор президента и пал на кандидатуру Барра. В середине 70-х годов Франция, как и другие европейские государства, столкнулась с серьезным экономическим кризисом.

Экономический кризис. Первое и второе правительства Раймона Барра. Причиной кризиса стал «нефтяной шок» - резкое повышение цен на нефть ее главными экспортерами. С 1973 по 1981 г. стоимость нефти превысила в 12 раз уровень 1972 г. Такая ситуация самым пагубным образом отразилась на экономике Франции, которая импортировала более 80% потребляемой ею нефти. В результате темпы экономического развития страны существенно снизились. Уже в 1975 г. впервые за весь послевоенный период во Франции объем промышленного производства сократился на 8%, а сельскохозяйственного - на 6%. Экономика вступила в полосу стагнации. При этом наблюдался постоянный рост цен и, как следствие этого, высокая инфляция. Снижение темпов промышленного развития влекло за собой рост безработицы, которая в конце 80-х годов стала настоящей проблемой для Франции. Если в 60-е годы в стране насчитывалось примерно 200 тыс. безработных, то в 1980 г. их было уже почти 2 млн.

Правительства Раймона Барра (август 1976 г. - март 1977 г. и март 1977 г. - март 1978 г.) свою главную задачу видели в борьбе с экономическим кризисом и в обуздании инфляции. Премьер-министр выдвинул план «поддержки» экономики. Он получил название политики «жесткой экономии» и «затягивания поясов». Кабинет повел курс на поддержку крупных промышленных компаний, модернизацию и структурную перестройку экономики страны, свертывание «нерентабельных» отраслей (например металлургической и текстильной), ликвидацию убыточных предприятий и, как следствие, рабочих мест. Одновременно с этим правительство шло по пути замораживания цен и установления ограничений роста заработной платы. Однако даже такие меры не привели к росту производства и снижению инфляции, а безработица только возросла. Парламентские выборы 1978 г. Третье правительство Раймона Барра. К выборам в Национальное собрание ведущие политические силы страны подошли разрозненными.

Социалистическая партия отказалась от выработки единой с коммунистами предвыборной платформы и решила выступить самостоятельно, Французская коммунистическая партия приближалась к выборам, претерпев существенные изменения. В 1976 г. она решительно избавилась от идеологической опеки Москвы, отказалась от понятия «диктатура пролетариата» и заменила его формулировкой «власть рабочего класса и других категорий трудящихся». На такие же позиции встали коммунистические партии Италии и Испании. Эти важные перемены в идеологии и политике трех крупных и влиятельных коммунистических партий Западной Европы получили название «еврокоммунизма».

Большие изменения произошли и в правых партиях. Бывший премьер-министр Франции Жак Ширак решил преобразовать голлистское движение. В 1976 г. он провозгласил создание на основе Союза демократов за республику новой голлистской партии Объединение в поддержку


республики (РПР). Ширак стал председателем РПР. Своей основной задачей партия считала победу на выборах и завоевание прочных позиций внутри правящей коалиции.

Президентская партия Национальная федерация независимых республиканцев в 1977 г. изменила свое название на Республиканскую партию. В следующем году, накануне выборов, она объединилась с несколькими центристскими группировками в Союз за французскую демократию (ЮДФ). Таким образом Жискар д"Эстен и его сторонники рассчитывали увеличить свое представительство в Национальном собрании и иметь в нем фракцию по крайней мере равноценную голлистской. Однако поставленной цели им достичь не удалось.

На парламентских выборах, прошедших в марте 1978 г., победу одержали правые силы. Голлистская партия РПР получила 154 мандата, Союз за французскую демократию- 123. Социалистическая партия с примыкавшими мелкими группировками провела в нижнюю палату парламента 115 депутатов. Коммунисты получили 86 мест.

После выборов Раймон Барр сформировал свой третий кабинет (апрель 1978 г. - май 1981 г.). Задачи правительства оставались прежними. Не изменилась и его тактика. Премьер-министр продолжал следовать курсу «жесткой экономии» и «затягивания поясов». Тем не менее он оказался малоэффективным. Экономического роста практически не наблюдалось. Темпы инфляции увеличились. Реальные доходы населения не поднимались. В стране становилось все больше безработных. Сам Раймон Барр побил все рекорды по непопулярности.

Внешняя политика. В период президентства Жискар д"Эстена основные направления внешней политики Франции оставались такими же, как при де Голле и Помпиду. Однако ее принципы претерпели некоторые изменения. Прежде всего это касалось отношений с США. Жискар д"Эстен повел курс на сближение с Соединенными Штатами в политической и экономической областях. Было возобновлено и военное сотрудничество. Франция по-прежнему отказывалась вернуться в военную организацию Североатлантического блока. Тем не менее французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО.

Начиная с 1975 г. стали ежегодно проводиться совещания «большой семерки» (США, Канады, Японии, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии). Франция, естественно, стала постоянным участником этих «встреч в верхах», на которых ее президент обсуждал все важнейшие проблемы мировой политики со своими главными партнерами.

Летом 1975 г. Жискар д"Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт совещания 35 государств в Хельсинки. Участники совещания обещали руководствоваться в своей политике принципами неприменения силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека.

Франция продолжала участвовать в процессе европейской интеграции, которая развивалась по пути расширения полномочий наднациональных органов Европейского сообщества. Французский президент наравне с другими главами государств ЕС стал входить в Европейский совет. В Европейском парламенте заседали депутаты от Франции, избираемые с 1979 г. всеобщим голосованием.

Основным партнером Франции в Западной Европе оставалась ФРГ. Валери Жискар д"Эстен постоянно встречался с канцлером Гельмутом Шмидтом.

Большое значение Франция придавала связям со своими бывшими африканскими колониями. Президент страны не раз посещал молодые африканские государства и принимал их лидеров в Париже.

Одним из важнейших направлений внешней политики Франции оставалось развитие отношений с СССР. Жискар д"Эстен неоднократно встречался с главой Советского Союза Л.И. Брежневым: в декабре 1974 г. и в июле 1977 г. в Париже, в октябре 1975 г. и в апреле 1979 г. в Москве и в мае 1980 г. в Варшаве (не считая встречи в августе 1975 г. в Хельсинки). Стороны подписали декларацию о развитии дружбы и сотрудничества между двумя странами, а также несколько коммюнике. Франция и СССР углубляли свои отношения в области промышленности, энергетики, туризма, культуры. Однако в 1979 г. Франция резко осудила советское руководство за ввод войск в Афганистан.


ГЛАВА VII. ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА Первое президентство Франсуа Миттерана

Президентские и парламентские выборы 1981 г. Очередные президентские выборы сопровождались разобщенностью как правых, так и левых политических сил страны. Каждая из четырех главных партий Франции выдвинула своего претендента. Президент республики Валери Жискар д"Эстен баллотировался на второй срок. Он стал кандидатом от Союза за французскую демократию. Лидер голлистского Объединения в поддержку республики Жак Ширак хотел, чтобы и его партия была представлена на главных выборах страны, и объявил о выдвижении своей кандидатуры. Левые силы также были представлены двумя претендентами. Кандидатом Социалистической партии стал Франсуа Миттеран. От Коммунистической партии выдвинулся Жорж Марше.

Предвыборная программа Миттерана в основном соответствовала программе левых сил, обнародованной еще в начале 70-х годов и предполагавшей, в первую очередь, проведение во Франции серьезных социально-экономических преобразований. Главный лозунг Миттерана гласил: «С левыми - за единую Францию». Марше выдвинул свою избирательную платформу. Он объявил себя «кандидатом перемен» и заявил, что намерен «покончить с политикой и властью капитала и открыть стране демократический путь к самоуправляющемуся социализму по-французски». Жискар д"Эстен в ходе предвыборной кампании говорил о своих достижениях на посту президента в области внешней и внутренней политики. Ширак выступил как с критикой левых партий, так и президента республики.

В первом туре выборов, прошедшем 26 апреля 1981 г., Жискар д"Эстен собрал 28,3% голосов, Миттеран - 25,8%. На третье место вышел Ширак, получивший около 18%, на четвертое- Марше с 15,3%. Голоса остальных избирателей поделили между собой еще шесть кандидатов, представлявших незначительные политические группировки. Между двумя турами кандидат коммунистов Марше официально объявил, что во втором туре его партия поддержит Миттерана. Ширак же отказал в поддержке Жискар д"Эстену. Как лидер партии он предоставил каждому голлисту право самому сделать «выбор сообразно своей совести и руководствуясь интересами Франции».

Во втором туре, прошедшем 10 мая 1981 г., победу одержал Франсуа Миттеран, собравший 51,75% голосов избирателей. Используя право президента республики, он распустил Национальное собрание, в котором заседало правое большинство, и назначил новые выборы.

Внеочередные выборы в Национальное собрание прошли в июне 1981 г. Они принесли небывалый успех левым силам. Социалистическая партия, возглавляемая новым президентом республики, получила 286 мандатов, Коммунистическая - 44. Правые потерпели серьезнейшее поражение. Голлистское РПР смогло провести в Национальное собрание 88 депутатов, а ЮДФ - всего 62.

На пост премьер-министра Миттеран назначил известного деятеля Социалистической партии Пьера Моруа. В его кабинет вошли в основном социалисты. Министерские портфели получили также четыре коммуниста. До этого представители ФКП входили в состав правящего большинства лишь в 1944-1947 гг.

Правительства Пьера Моруа. Согласно традиции, сложившейся в первые годы существования Пятой республики, новый президент Франции посвятил себя главным образом внешней политике. К решению внутриполитических проблем приступил глава правительства.

В период правления кабинетов Моруа (май - июнь 1981 г. и июнь 1981 г. - март 1983 г.) во Франции были осуществлены широкие преобразования в области социально-экономической политики. Предпринимая их, правительство следовало выполнению предвыборных обещаний Миттерана.

Важнейшим мероприятием кабинета стало проведение третьей крупной национализации во Франции (первую осуществило правительство Народного фронта в 1936 г., вторую - Временное правительство в 1945 г.). В 1986 г. были национализированы 36 частных банков и пять финансово-промышленных групп. Владельцы этих предприятий получили компенсацию в размере максимальной рыночной стоимости акций с учетом инфляции. Под контроль государства перешло


84% авиационной и ракетной промышленности, 63% цветной металлургии, 54% химической промышленности. В результате государственный сектор увеличился почти в два раза.

Правительство отменило налоги на лиц, получавших минимальную заработную плату и ввело налог на крупные состояния (свыше 3 млн франков, а в промышленности и торговле - свыше 5 млн франков). Минимальная заработная плата была повышена на 10%, семейные пособия - на 14%, пенсии - на 20%. Пенсионный возраст снизили с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин), а размер пенсий был доведен до 75% от зарплаты. Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с четырех до пяти недель. Рабочая неделя сократилась с 40 до 39 часов. Специальные правительственные законы расширяли права профсоюзов на предприятиях. Члены профсоюзов могли проводить собрания на территории предприятия без разрешения хозяина. Запрещалось преследование рабочих за политические убеждения и какое-либо ущемление прав трудящихся на основании их пола, семейного положения, происхождения или вероисповедания.

Кабинет Моруа провел административную реформу. 96 департаментов страны объединили в 22 больших региона. Полномочия местных органов власти расширялись. Была отменена смертная казнь.

Главными проблемами левого правительства, как и предыдущих правых кабинетов, оставались безработица и инфляция. Кабинет Моруа предпринял целый ряд мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест, главным образом для молодежи. Однако они не привели к желаемым результатам. Уровень безработицы даже увеличился (в конце 1983 г. во Франции насчитывалось 2 млн 200 тыс. официально зарегистрированных безработных).

Осенью 1981 г. правительство объявило о введении чрезвычайных мер по борьбе с инфляцией. Они вылились в политику «замораживания», цен и заработной платы. Однако, согласно требованию Европейского сообщества, Франция была вынуждена провести две девальвации франка (в октябре 1981 г. ив июне 1982 г.). В результате этого надбавки к зарплатам и пенсиям фактически были аннулированы, а инфляция оставалась на том же уровне.

Деятельность левого кабинета, поначалу встреченная с энтузиазмом, постепенно стала вызывать недовольство. Трудящиеся были разочарованы в реформах, которые фактически не привели к реальному повышению жизненного уровня. Представителей крупного капитала не устраивала национализация, введение налога на крупные состояния и расширение прав профсоюзов. Они прибегли к классической мере воздействия на правящие круги, организовав «бегство капиталов» за границу. Всех недовольных активно поддерживала правая оппозиция, бесспорным лидером которой стал Жак Ширак. Французские правые политики неустанно критиковали мероприятия левого кабинета, называя их «безответственными» и ведущими к «экономической катастрофе».

В итоге третий кабинет Моруа (март 1983 г. - июль 1984 г.) отступил от реформ и по существу перешел к политике «жесткой экономии». Теперь правительство выступило в поддержку французского крупного капитала. Оно увеличило налоги для малоимущих, повысило цены на лекарства, за проезд на транспорте, коммунальные услуги, урезало кредиты местным органам власти и сократило инвестиции в «нерентабельные» отрасли национализированного сектора экономики.

Правительство Лорана Фабиуса. Парламентские выборы 1986г. Летом 1984 г. президент республики назначил на пост премьер-министра социалиста правого толка Лорана Фабиуса (июль 1984 г. - март 1986 г.), призванного еще более усилить режим «жесткой экономии». Коммунисты решили выйти из состава кабинета. Он был сформирован практически целиком из социалистов. Фабиус пошел на дальнейшие уступки предпринимателям и сокращение прав профсоюзов. В связи с предстоявшими в 1986 г. очередными выборами в Национальное собрание новый кабинет принял закон о замене мажоритарной системы выборов в два тура пропорциональной системой в один тур.

Правая оппозиция начала активную подготовку к парламентским выборам, рассчитывая взять реванш за свое поражение в 1981 г. Представители правых партий РПР и ЮДФ понимали, что в случае победы им придется сотрудничать с Миттераном, до истечения президентского мандата которого оставалось два года, и были готовы к этому. Еще в конце 1983 г. ближайший помощник


лидера оппозиции Жака Ширака Эдуар Балладюр заявил: «Нельзя исключать возможности сосуществования настоящего главы государства с будущим парламентским большинством. Оно никакими усилиями не сможет изгнать президента республики, и если он сам не уйдет в отставку, то нужно будет управлять вместе с ним на определенных условиях». 128

Парламентские выборы, состоявшиеся в марте 1986 г., действительно принесли успех правым партиям. РПР и ЮДФ вместе получили 278 мандатов в Национальное собрание (РПР- 147, ЮДФ- 131). Социалистическая партия провела в парламент 212 депутатов, коммунисты - 35. Впервые значительных результатов добилась крайне правая партия Национальный фронт, возглавляемая Жаном-Мари Ле Пеном. Она получила 35 мест. Национальный фронт был образован еще в 1972 г., но до сих пор ему не удавалось провести своих депутатов в Национальное собрание. Основной лозунг Ле Пена «Французы прежде всего» приобрел в стране популярность в конце 70-х - начале 80-х годов, в период нефтяного и экономического кризиса, роста безработицы и прибывания во Францию все большего числа иммигрантов.

После выборов президент республики, как и ожидалось, предложил сформировать новый кабинет лидеру правой оппозиции Жаку Шираку. Так началось первое в истории Франции политическое «сосуществование» левого президента и правого премьер-министра.

Правительство Жака Ширака. Первое «сосуществование». Кабинет Ширака (март 1986 г. - май 1988 г.) начал свою деятельность в благоприятной экономической обстановке. Цены на нефть упали, что позволило Франции сократить в два раза расходы на импорт энергоносителей. Правительству удалось впервые с 1979 г. добиться положительного платежного баланса, значительно снизить инфляцию и уменьшить торговый дефицит.

Премьер-министр сразу взялся за решение социально-экономических проблем страны, решительно заявив: «Наша политика - это разрыв с прошлым». Прежде всего такой лозунг предусматривал денационализацию и либерализацию экономики.

Согласно закону о денационализации, принятому в августе 1986 г., предполагалось в течение пяти лет приватизировать 66 предприятий, банков и страховых обществ. К началу 1988 г. была уже выполнена половина программы. В частные руки было передано 50% акционерного капитала государственного сектора.

С 1987 г. правительство полностью отменило введенный социалистами налог на крупные состояния. Важным мероприятием кабинета стала так называемая дерегламентация. Она заключалась в заметном сокращении контроля за практикой увольнений, деятельностью банков и валютно-финансовыми операциями. Был отменен контроль за ценами при одновременном ограничении роста заработной платы. Правительство взяло также курс на резкое сокращение расходов по социальным статьям бюджета и практически не предпринимало мер по борьбе с безработицей. В результате число безработных во Франции увеличилось и составило в 1987 г. 2 млн 600 тыс. человек.

Кабинет Ширака принял закон о возврате к прежней системе выборов. Вновь была введена мажоритарная система в два тура.

Социальная политика правительства вызвала серьезное недовольство трудящихся. С осени 1986 г. начались забастовки. Работу прекращали транспортники, электрики, почтовые и государственные служащие, учителя. Они выступали против реального снижения заработной платы, ухудшения условий труда, увольнений в рамках модернизации производства.

Кабинет Ширака столкнулся с серьезными трудностями при попытке провести через парламент закон о реформе высшего образования. Он предусматривал повышение в полтора-два раза платы за обучение, усложнение правил приема в высшие учебные заведения, сокращение прав студенческого самоуправления. Против законопроекта в ноябре-декабре 1986 г. выступили студенты, поэтому правительству пришлось от него отказаться.

Отношения премьер-министра с президентом республики были сложными. И Миттеран, и Ширак намеревались выставить свои кандидатуры на предстоящих в 1988 г. президентских выборах. Поэтому «сосуществование» вылилось для двух его действующих лиц в открытое противостояние. Миттеран, опытнейший политик, сумел обернуть все неудачи главы


правительства в свою пользу. В результате популярность президента росла, а премьер-министра падала.

Экономическое развитие Франции в конце XX в. В 80-е годы после длительного периода модернизации Франция превратилась в одну из ведущих экономических мировых держав. Французская промышленность по своему объему производства и величине экспорта в 90-е годы вышла на второе место в Европе и четвертое в мире, уступая только США, Японии и Германии.

В стране быстрыми темпами шло развитие энергетики, химической промышленности, космической индустрии, электротехники и электроники. Большое значение во Франции приобрело строительство ультрасовременных зданий и комплексов, скоростных железных дорог. В последние годы XX в. стали развиваться и новые отрасли французской экономики: производство вооружений, по экспорту которых страна занимала пятое место в мире, а также биотехнологии.

Несмотря на значительное свертывание не утеряли своего значения и традиционные отрасли французской промышленности; судо,- авиа- и автомобилестроение, металлургическая, легкая. Французские реактивные пассажирские самолеты «Каравелла» и «Конкорд» и автомобили марок «Рено», «Пежо» и «Ситроен» стали известны во всем мире. На протяжении всего XX в. Франция считалась законодательницей моды. Производимые в стране ткани, женская одежда, обувь, аксессуары считались самыми элегантными и изысканными.

По уровню сельскохозяйственного производства в 90-е годы страна вышла на первое место в Европе, а по экспорту производимых ею сельскохозяйственных товаров во всем мире пропустила вперед лишь США.

В конце XX в. индустриальное общество во Франции уступает место постиндустриальному, информационному обществу, в котором ведущую роль играют системы информации и управления, а также компьютеризация. Главное место в экономике страны занимали крупнейшие компании «Электриситэ де Франс», «Аэроспасьяль», «Эр Франс», «Алькатель-Альстом», «Эльф Акитен», «Том-сон», «Рон-Пуленк», «Дассо», «Матра», «Мишлен», «Шаржер текстиль» и др. Многие из них распространяли свою деятельность и За пределы Франции и таким образом приняли участие в процессе интеграции французской экономики в мировое хозяйство.

Одной из характерных черт французского экономического развития 80-х - 90-х годов оставалось широкое использование в промышленности и сельском хозяйстве иностранной рабочей силы. В конце XX в. во Франции проживало более 4 млн иммигрантов. Места выходцев из Южной Европы (итальянцев, испанцев, португальцев) стали все активнее занимать переселенцы из Северной Африки (в основном алжирцы), «черной» Африки и стран Индокитайского полуострова. Их труд использовался главным образом на неквалифицированной работе и в сфере обслуживания. Постепенно иммиграция превратилась в настоящую проблему для французского общества.

Иммигранты разительно отличались от французов по уровню и образу жизни, обычаям, вероисповеданию, плохо владели французским языком, часто жили замкнутыми этническими общинами, с трудом ассимилировались. По причине отсутствия французского гражданства они были социально незащищены, испытывали постоянные проблемы с жильем, образованием, здравоохранением. Отчасти поэтому на их долю приходилась значительная часть совершаемых во Франции преступлений.

Внешняя политика. Президент Франсуа Миттеран в своей внешней политике продолжал следовать курсу, утвержденному Жискар д"Эстеном.

Франция укрепляла свои связи с Соединенными Штатами Америки и НАТО. Она одобряла все решения США и НАТО в области военной стратегии, в том числе о размещении в Европе американских ракет. Военные контакты Франции с США постоянно расширялись.

Самое важное место в своем внешнеполитическом курсе Миттеран уделял европейской политике. С согласия Франции в 1981 г. десятым членом Европейского союза стала Греция, а в 1986 г. - одиннадцатым и двенадцатым - Испания и Португалия. В 1985 г. Миттеран от имени страны подписал совместно с другими государствами, входящими в Европейское сообщество, Единый европейский акт. Он предусматривал дальнейшую интеграцию стран Западной Европы (Франции, ФРГ, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Италии, Англии, Ирландии, Дании, Греции, Испании и Португалии); укрепление сотрудничества в политической, военной, валютно-


финансовой областях, ликвидацию границ, согласование внутренней политики, выработку и проведение совместной европейской внешней политики. Единый европейский акт вошел в силу 1 июля 1987 г.

Главным партнером Франции по Европейскому сообществу оставалась ФРГ. Президент Франсуа Миттеран неоднократно встречался с канцлером Западной Германии Гельмутом Колем и обсуждал с ним проблемы многостороннего франко-западногерманского сотрудничества.

Большое значение Франция придавала развитию отношений со странами «третьего мира». Среди них особое место по-прежнему занимали связи Франции со своими бывшими колониями в Африке. Она предоставляла им техническую, финансовую и военную помощь.

Отношения между СССР и Францией переживали сложный период из-за ввода советских войск в Афганистан. Прекратились традиционные политические консультации двух стран, сократился научный и культурный обмен. Тем не менее экономическое сотрудничество продолжалось. Постепенно трудности в отношениях Франции и СССР преодолевались. Этому способствовали визиты на высшем уровне Миттерана в Москву в июне 1984 г. и в июле 1986 г. и М.С. Горбачева в Париж в октябре 1985 г.

Первая практика «сосуществования» наглядно показала, что в области внешней политики между левым президентом и правым премьер-министром существенных разногласий нет. В 1986-1988 гг. глава французского правительства Жак Ширак одобрил практически все внешнеполитические шаги Франсуа Миттерана.

Андрей Шарый: Человек недели Радио Свобода – бывший президент Франции Валери Жискар Д"Эстен. Под его руководством Конвент Европейского Союза на этой неделе завершил работу над проектом Европейской Конституции. Жискар Д"Эстен родился в 1926-м году в городе Кобленц в Германии, где служил его отец. Ветеран Второй мировой войны окончил политехническую школу и национальную школу управления. Политическую карьеру он начал в 56-м году в качестве депутата Национального Собрания. Был министром экономики и финансов в правительстве Жоржа Помпиду. В 1966-м создал Национальню федерацию независимых республиканцев, переименованную позже в Республиканскую партию. С 1974-го по 1981-й год - президент Франции. В конце 80-х стал лидером Союза за французскую демократию. Занимал множество европейских постов. Ныне возглавляет конвент Европейского Союза, который занимается реформированием и дальнейшим расширением Европейского Союза. Валери Жискар Д"Эстена представляет наш корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский:

Семен Мирский: Энергия этого человека и соответственно проделанная им работа поражают воображение. В 1944-м году в возрасте 18 лет Валери Жискар Д"Эстен участвовал в боях за освобождение Франции и был награжден военным крестом "За мужество, проявленное в бою". Он наделен феноменальной памятью. Биографы Жискар Д"Эстена цитируют генерала Де Голля, в период правления которого, в начале 60-х годов, Жискар был государственным секретарем по вопросам финансов. На все вопросы, связанные с бюджетом, Де Голль неизменно отвечал: "Спросите у Жискара. Он помнит все." С тех пор Жискар Д"Эстену были присвоены бесчисленные награды, премии и почетные докторские степени. Но когда его спрашивают о корнях его честолюбия, Жискар неизменно отвечает, что на совесть сделанная работа вполне нормально влечет за собой вознаграждение.

Работа, проделанная Жискаром на посту председателя Конвента, разработавшего проект Конституции Объединенной Европы станет, скорее всего, главным делом жизни этого человека. В день открытия Конвента 28-го февраля 2002-го года Жискар Д"Эстен произнес речь, содержащую его программу европейского строительства и видение Объединенной Европы. В этой речи он говорил о Европейской мечте, о Европе, в которой наконец-то царит мир, континенте, ставшем пространством свободы, на котором каждый человек имеет возможность беспрепятственно передвигаться, учиться, работать, развлекаться, накапливать знания и приобщаться к культуре. О Европе, которой удастся примирить ее историю с ее же географией. В свои 77 лет Валери Жискар Д"Эстен полон планов и энергии. Следующий рубеж и следующая его задача - создание Объединенных Штатов Европы.