Современные поэты о войне сценарий. Сценарий " проза и поэзия времен великой отечественной войны". Рефлексия «Письмо солдату»

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 10 , 11

Задачи :

  • способствовать углублению знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны;
  • способствовать воспитанию чувства благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне;
  • воспитывать мужество, патриотические чувства у обучающихся.

Оборудование : музыкальное сопровождение, использование ИКТ.

Ход литературно-музыкального вечера

(А. Вивальди 1часть «Концерт для скрипки с оркестром «Зима»)

Ведущий 1:

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский

ПРОЛОГ

Ведущий 1: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий 2: Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память.

Ведущий 1: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Ведущий 2:

Умирают солдаты дважды:
От штыка или пули вражьей
И спустя много лет, в грядущем
От забывчивости живущих.
А. Романов. «Тревога»

Ведущий 1: Константин Симонов писал:«О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Нам следует отдать долг памяти тем, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь ради нас – потомков.

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Н. Майоров. «Мы». 1940

Ведущий 2: Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…

НАЧАЛО ВОЙНЫ

(«Школьный корабль»музыка Г. Струве)

Ведущий 1:

Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д. Самойлов

Ведущий 2:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
С. Щипачёв

(«Звуки» войны: звук летящих самолётов, рвущихся снарядов)

Ведущий 1: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

Ведущий 2:

(Песня «Священная война» музыка А. Александрова)

Ведущий 1: И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя…

Стихотворение Ю. Друниной «Я ушла из детства…» (Приложение 1 ).

Ведущий 2: Людей, рождённых в начале 1920-х годов, называют теперь ветеранами. А когда они участвовали в боях в 1941-1945 годах, многие из них были мальчишками и девчонками 16-17 лет - вашими ровесниками. Вся страна, все как один встали на защиту своей Родины.

Текст песни Б. Окуджава «До свидания, мальчики…» (Приложение 2 ).

Ведущий 1: Война проверяла на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие…

Отрывок из поэмы Р. Рождественского « Реквием» (Приложение 3 ).

БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Ведущий 2: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Ведущий 1: Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод,в голод, нередко под огнём противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

Стихотворение М. Кульчицкого «Столица»

Ведущий 2: Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

Ведущий 1: Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска,– значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка.

Ведущий 2: Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Стихотворение П. Железнова «На подступах к Москве»

Ведущий 1: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ведущий 2: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.

(Песня М.Фрадкина «У деревни Крюково»)

ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Ведущий 1: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага.

Ведущий 2: Партизаны своими действиями нанесли непоправимый урон войскам противника: выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи.

Ведущий 1: В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели восемнадцатилетней москвички, партизанки – разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

Девушка в ушанке: Стихотворение М. Алигер «Зоя»

Ведущий 2: В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…

Ведущий 1: Партизан – героев во время войны было много – сотни и тысячи… Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.

вучит мелодия песни Н. Богословского «Темная ночь»)

Ведущий 2: Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы.

Стихотворение Л.Патраковой «В мир приходит женщина».

Ведущий 1: Женщинам грозных 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

Ведущий 2: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

Ведущий 1: 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою. А какой ценой оценить подвиг врачей, медсестер, санитарок?

Стихотворение И.Уткина «Сестра»

Ведущий 2: Юлия Друнина… В 1941 году ей исполнилось 17 лет. Санитарка, одна на весь пехотный батальон.

Ведущий 1:

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ведущий 2: Это не просто слова. Цена им – жизнь. После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошёл в 2 миллиметрах от нее – снова ушла на фронт, добровольцем. Под обстрел, в холод, в грязь. Ни на секунду не возникло у нее сомнение: «А нужно ли снова возвращаться в пекло, под пули?» Она знала – её место там, на передовой.

Ведущий 1:

Нет, это не заслуга, а удача –
Стать девушке солдатом на войне,
Когда б сложилась моя жизнь иначе,
Как в день Победы стыдно б было мне!

Ведущий 2: На войне всем тяжело. Бойцы собою закрывали огненную картечь на линии фронта. Их матери, сестрёнки и братишки работали в тылу, падая от усталости и недоедания. Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт? Что чувствовали они? Могли ли они с мужской твердостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?

Стихотворение Ю. Друниной «Зинка»

О ЛЮБВИ

Ведущий 1: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё высшие взлёты человеческого духа. Высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Стихотворение С. Щипачёва « Грозно грянула война…»

Ведущий 2: Поколение сороковых прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…»

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…»

Ответное слово: стихотворение Е.М. Ширман «Возвращение» (Приложение 4 ).

(Песня К. Листьева на стихи Суркова «В землянке».)

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

(Фоном песня из к\ф «Офицеры» муз. Р. Хозака)

Ведущий 2: В те грозные военные времена судьба Ленинграда стала предметом непрестанной тревоги всей страны. Многое оказалось связано с этим городом: воспоминания юности, образы мощной красоты, воплощенные в граните, мраморе и бронзе, любимые строки Пушкина и Блока, памятники русской воинской славы… И рядом с этим величием и красотой стояли ленинградцы – рабочие, студенты, прославленные и ещё не известные учёные, артисты, художники, поэты…

Ведущий 1:

О, какая отрада,
Какая великая гордость
Знать, что в будущем каждому скажешь в ответ:
– Я жила в Ленинграде
В декабре сорок первого года,
Вместе с ним принимала
Известия первых побед.
Из «Писем на Каму»

Ведущий 2: Ольга Бергольц была не просто поэтом: она стала голосом блокадного Ленинграда, духовным символом Победы, живущей в глубинах душ измученных голодом и бомбежками ленинградцев. И время выбрало именно её говорить со всем миром по «праву разделенного страданья».

Ведущий 1:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.

Ведущий 2: Из сжатых и выстраданных строк возникает образ Женщины – Матери, Жены, Сестры. В её лицо бьет ветер, «злой, неукротимый ветер» трагических дней.

Ведущий 1:

Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, –
Мы не покинем наших баррикад.

Ведущий 2: Ольга Бергольц! Она стала живой легендой, символом стойкости, и её голос был для ленинградцев воздухом мужества и уверенности, мостом, перекинутым через мертвую зону окружения, – он помогал соединять пространства и души. Опыт всеобщей трагедии заставлял находить безошибочно точные слова – слова, равные по своей необходимости пайке блокадного хлеба. Они не утоляли голод, но они были спасением.

Ведущий 1:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Ведущий 2: В середине лета 1942 года началась историческая Сталинградская битва, которая продолжалась больше полугода.

Ведущий 1: К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.

Ведущий 2: Из воспоминаний члена Военного совета Сталинградского фронта Чуянова: «С правого берега привезли раненых. Один из них обратился к бойцам с просьбой закурить. Ему протянули несколько кисетов с махоркой. Кто-то спросил: «Что там в городе делается?» – «Да сам черт не разберёт. Видишь? – раненый хмуро показал рукой в сторону Волги. – Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган, туго нашим приходится. Все горит: заводы, земля, металл плавится…» – «А люди?» – «Люди? Стоят!..»

Ведущий 1: В уличных боях и в небе Сталинграда советские воины проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен. А в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.

Стихотворение А. Твардовского «Возмездие»

Ведущий 2: Победа на Волге переломила ход войны. Наша армия начала наступать.

Ведущий 1: Вечная слава!

(Звучат первые два куплета песни А. Пахмутовой на стихи М. Львова «Горячий снег».)

НА ПРИВАЛЕ

Ведущий 2: После тяжелых боев солдатам необходим отдых, хотя бы короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Ведущий 1: Знали солдаты, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Знали, что война – не праздник. Но всё же звучали на войне шутки, раздавался смех, пелись веселые песни.

(Звучит ПОПУРРИ из песен военных лет)

Отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» (Приложение 5 ).

ПОБЕДА

Ведущий 1: В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином.

Стихотворение К. Симонова «Не той, что из сказок…»

Ведущий 2: То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

Стихотворение А. Ахматовой «Прошло пять лет – и залечила раны…» (Приложение 6 ).

Ведущий 1: Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

Стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины»

Ведущий 2: Они не забыты, они всегда в наших сердцах – люди одной героической судьбы.

Стихотворение С. Щипачёва «Павшим»

Ведущий 1: Пришло мирное время, но шрамы войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев. Они пали, их нет, но они живут в нас. И их мысли и чувства должны обрести голос.

Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Ведущий 2:

Помните!..
Через века, через года, –
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда...
Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». 1959-1962 (Приложение 7 ).

Ведущий 1: Двадцать семь миллионов потеряла наша Родина в этой битве… Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

(Минута молчания. Звучит метроном)

Фоном песня «Журавли» муз. Я. Френкеля

Ведущий 2: Стихотворение Ю.Воронова «А может, нам о них забыть?» (Приложение 8 ).

Ведущий 1:

Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
М. Михайлов

(«Песня о солдате» сл. М. Агашина, муз. В. Мигули)


Сценарий поэтического вечера

г. Петропавловск-Камчатский
2012 год.
Пояснительная записка.

Цель обучающая: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Цель воспитательная: формирование чувства патриотизма у учащихся.
Задачи:
Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности.
Совершенствование навыков выразительного чтения лирических произведений.
Ознакомление со страницами истории Отечества, формирование чувства любви к своей родине и чувства уважения к ее защитникам.
Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, видеозапись художественного фильма, презентация. Используются информационные технологии.
Сценарий мероприятия подготовлен в 2011 году. Актуальность музыкально-поэтического мероприятия заключается в необходимости формировать и развивать чувство патриотизма у студентов, которые в будущем станут работниками образовательной сферы.
Сценарий может быть актуален и в период проведения мероприятий, посвященных «Дню защитников Отечества», и во время подготовки ко «Дню Победы».
Материал подготовлен для проведения музыкально-поэтического вечера со с учащихся старших классов, а также студентами средних профессиональных учебных заведений.

Сценарий праздника «Лирика военных лет», посвященного Дню защитника Отечества

Торжественные фанфары

Учитель 1: 23 февраля наша страна будет отмечать большой государственный праздник – «День защитника Отечества»!

Учитель 1: В этот день хотелось бы вспомнить не только героев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, героев современного времени, но и поэтов, не пришедших с полей сражений. Наш литературно-музыкальный вечер посвящен лирике военных лет.

Учитель 2: Давайте вспомним суровые страницы истории нашей страны в 40-е годы XX века.
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель 1: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Учитель 2: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями; 4 года войны. 1418 дней беспримерного военного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Студентка читает стихотворение Булата Окуджавы:

Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат
До свидания. Мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите
Но все-таки постарайтесь вернуться назад!

Учитель 1: Булат Шалвович Окуджава

Учитель 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Студентка читает стихотворение «Его зарыли в шар земной».

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Июнь 1944

Учитель 1: Начинающие поэты - студенты Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война. В их стихах звучит мотив жертвенности.

Учитель 2: Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые слова: «Я с детства не любил овал / Я с детства угол рисовал» (1936).Им написано и стихотворение «Звезда»:
Светлая моя звезда.
Боль моя старинная,
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих своих степей.
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь.
Сколько ярких писем
Ладно - раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень. В поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь, подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.
Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя, Звезда.
Боль моя старинная.

Учитель 1: Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма режиссера Н. Лебедева, созданного по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда»
Обсуждение.
Учитель 2: Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.
Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала к ответственности за судьбу страны. Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
Учитель 1: Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт. 417 из них не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, моряками.
Почему же поэзия оказалась необходима людям?
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Учитель 2: Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.
Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского в исполнении студентов:
Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

Как много их. Друзей хороших.
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Светилась, падая ракета,
Как догоревшая звезда..
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те –
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.
Учитель 1: Стихотворение Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом.
Студентка читает стихотворение:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть, не отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это - в жизни короткий последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Учитель 2: Действительно, поэзия не боялась правды. Она связывала воюющих и оставшихся в плену. Война часто изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Поэт Николай Старшинов. Его комиссовали после тяжелого ранения в 1944 г., и он стал классическим «поэтом-фронтовиком», самая главная тема его творчества это память о войне («Я сорок с лишним лет / ношу твои осколки»).

Студентка:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: «Вперед».
Команда: «Встать».
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»,
А шли и гибли за нее.
Н. Старшинов

Учитель 1: Юлия Владимировна Друнина, известная русская поэтесса, прошла рядовым солдатом всю войну. Как она говорит о себе: «Я родом не из детства - из войны».
«В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам»

Студентка читает стихотворение Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны»


И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю и радость тишины,
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства – из войны.
Раз, пробиваясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой тропинке робкой.
Я родом не из детства – Из войны.
И может, потому – незащищенней:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства – Из войны.
Прости меня – В том нет моей вины

Студентка:

***
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву, и тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Студентка: «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать.

Студентка читает стихотворение «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне
Идут по войне девчата,
Похожие на парней

Учитель 2: Страшный путь прошли солдаты, защитники своего Отечества.
Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка, а многие воевали рядом с мужчинами.
Студентка читает стихотворение Александр Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»
Учитель: Главным было стремление сохранить Родину. Все шли к Великому дню – Дню Победы. И все верили, что этот день настанет. Поразительно пророчество поэта А. Суркова:

***
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май. (1942)

Учитель 2:
Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. День Победы – это день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глаза. И мы должны благодарить защитников Отечества, тех, кто свои жизни отдал за свою Родину.
Знаменательным днем для нашей страны является не только «День Победы», но и 23 февраля – «День защитника Отечества».

Литература
Владимирова Е. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной дню рождения Р.Рождественского

20 июня исполнилось 80 лет Роберту Рождественскому, яркому представителю поколения «шестидесятников», который считал себя продолжателем стиля Владимира Маяковского. Яркий и самобытный автор в наибольшей степени проявил себя в «эстрадной» поэзии. Как и его друзья и одновременно творческие единомышленники Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, поэт учил страну любить, жить, не забывать прошлое и с оптимизмом смотреть в будущее.

Ведущий: Что бы рассказал нам поэт, если бы вдруг, волшебным образом оказался в 21 веке? Какие бы чувства родились в его душе, будь он свидетелем тех социальных потрясений, которые выпали на долю его народа? Думается, он по-прежнему верил бы в высокое предназначение Человека.

Видео 1 (встреча поэта со студентами)

На последних секундах видео на сцену выходит ученик (поэт), одетый так же, как и Рождественский на кадрах, садится за стол, напротив располагаются «студенты»

Роберт Иванович, ваши строки стали крылатыми, песенными. В них не только история страны, в них и ваша биография.

- Почти вся моя биография (или почти вся) в стихах. Плохо ли, хорошо ли, но поэт всегда говорит в стихах о себе, о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе.

- Вы родились в 1932 году в селе Косиха, Алтайского края. Это в Сибири, довольно близко от Барнаула.

Да. Мать у меня - врач, отец - военный. Мы переехали в Омск - большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Их довольно много. Но самое большое - война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском. Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что "это" скоро кончится. А что касается нас, мальчишек, так мы были просто в этом уверены. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых, - помню, - последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти.

- Это было стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…» , напечатанное в «Омской правде» 8 июля 1941 г.

Да. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвез наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принес первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже повлияло на благоприятный исход войны).

- Детство и война – одна из сильнейших тем вашего творчества…

Война и росла вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом - уже в конце - она была еще и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей.

Чтение стихотворения

Концерт

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

раздаётся.

А в нём – укор:

Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… -

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.

После первого литературного опыта, наверняка, были предприняты новые попытки. В Вас сразу увидели талант поэта?

- Стихи писал все это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нем, выучил наизусть правила приема. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал все это в Москву. Отказали. Причина: "творческая несостоятельность".(Между прочим, правильно сделали. Недавно я смог посмотреть эти стихи в архивах Литинститута. Ужас! Тихий ужас!) Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нем.

Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушел в спорт. "Достукался" по первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идет прекрасно, но... Махнуть рукой на стихи не удалось. Наверное, это и есть любовь.

Видео 2 (жизнь и творчество поэта0

- Ваша поэзия разнопланова. Это и стихи о любви, о войне, Родине.

В моей жизни было очень много поездок. Так, например, мне посчастливилось побывать на Северном полюсе, на одной из наших дрейфующих станций.

Однако среди прочего вы много уделяете внимания прозе наших будней. Вас неоднократно обвиняли в нежелании писать о высоких идеалах, в излишней публицистичности вы продолжали творить поэзию, в которой писал о современности и окружающих людях: программистах, врачах, шоферах…

С какими парнями я познакомился там! Без всякого преувеличения - первоклассные ребята! В основном - молодые, умные, очень веселые. Работа зимовщиков трудна и опасна, а эти - после работы вваливались в палатки и оттуда еще долго шел такой громыхающий смех, что случайные белые медведи, которые подходили к лагерю, - безусловно шарахались в сторону. Это и есть проза жизни. Проза, которая сродни поэзии.

Аплодисменты

Кстати, какой-то остряк-летчик привез из Москвы номера, которые вешаются на домах в столице. Потом авиационный штурман с помощью каких-то хитрых приборов точно определял, какая сторона улицы является четной, а какая - нечетной. Номера были торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы: "Дрейфующий проспект". Так я и назвал одну из своих книжек. Их у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм "Реквием" - особенно дорога мне.

Военная тема характерна для вашей песенной лирики. Все помнят песню «За того парня», которая украсила картину «В бой идут одни «старики». Ее исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие другие артисты эстрады.

Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это - шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Песня на стихи Рождественского «За того парня»

Но военной тематикой ваше творческое содружество с композиторами не ограничивалось. Всем мы помним «Эхо любви», исполненное Анной Герман, «Позвони мне, позвони», спетую Ириной Муравьевой. «Мгновения» из «17 мгновений весны», «Погоня», «Товарищ Песня», оптимистичный призыв «Не надо печалиться» – эти хиты широко известны.

Мне посчастливилось оказаться в творческом тандеме со многими замечательными композиторами. Это , (с ним у нас родилась первая песня), , , , , , , , , , И если песни поют, значит что-то получилось. А еще очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю все время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, - будет очень обидно.

Песня на стихи Рождественского «Эхо»

«Студенты» читают стихотворение

Человеку надо мало...

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила..

Человеку надо мало:
после грома -
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну.
И смерть -
одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И -
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.

Гражданская позиция р. Рождественского не только в его стихах. Она – вся его жизнь.

С 1986 года - он председатель Комиссии по литературному наследию , принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О. Э. Мандельштама.

Рождественский возглавил Комиссию по литературному наследию , добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

Кроме того, он председатель Комиссии по литературному наследию , составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.)

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

Участники диалога встают и подходят к краю сцены.

Друзья, невозможно молчать, если душа поет. Вместе с Поэтом давайте обнимем мир нашей любовью.

Зрителям раздают тексты песни на слова Р.Рождественского «Ноктюрн». Все вместе поют.

Между мною и тобою - гул небытия,

звездные моря,

тайные моря.

нежная моя,

странная моя?

Если хочешь, если можешь - вспомни обо мне,

вспомни обо мне,

вспомни обо мне.

Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,

долгая любовь моя.

А между мною и тобой - века,

мгновенья и года,

сны и облака.

Я им и тебе сейчас лететь велю.

Как тебе сейчас живется, вешняя моя,

нежная моя,

странная моя?

Я тебе желаю счастья, добрая моя,

долгая любовь моя!

Я к тебе приду на помощь,- только позови,

просто позови,

тихо позови.

зов моей любви,

боль моей любви!

Только ты останься прежней - трепетно живи,

солнечно живи,

радостно живи!

Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,

счастливо живи всегда.

А между мною и тобой - века,

мгновенья и года,

сны и облака.

Я им к тебе сейчас лететь велю.

Ведь я тебя еще сильней люблю.

Пусть с тобой все время будет свет моей любви,

зов моей любви,

боль моей любви!

Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.

Счастливо живи всегда.

Строки, опаленные войной

Цель мероприятия:

Дать обзор прозы и поэзии времён Великой Отечественной войны, познакомиться с фрагментами биографии писателей и поэтов ВОВ.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

3. Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Ход мероприятия

Звучит мелодия «Прощание славянки»

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.

Ведущий: Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.

Ведущий:

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Ведущий:

Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

(Исполнение песни «Тучи в голубом» . Вальс танцуют пары под песню.)

Ведущий:

Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина»

Вед.: Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, А. Жаров, В. Лебедев- Кумач.

Слайд (фото Фадеева)

Выходит ученик (Фадеев):

Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером. (отходит, садится за писательский стол)

Вед: Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий:

Над землей война металась

По земле пожаром шла

Землю кровью пропитала,

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

Ведущий:

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

Выходят парень с девушкой.

(Мелодия «С чего начинается Родина»

Девушка читает стих. «До свидания, мальчики» Б. Окуджава

Парень читает стих. «Жди меня» К. Симонов)

Ведущий: Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

Ведущий: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Стала медсестрой Вероника Тушнова.

Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали…

(Чтение наизусть стихотворения О.Берггольц «Я никогда героем не была» )

Ведущий: Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.

Слайд (фото, слова)

Выходит ученица (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

(Стихотворение Ю Друниной «Не плакала» )

(Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной читают наизусть по ролям)

2 девушки

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий: Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. О таких девушках писал Борис Львович Васильев.

Выходит ученик (Б. Васильев):

Я родился в Смоленске в семье кадровых военных. Быть военным не собирался, мечтал стать историком, но война все перечеркнула. 8 июля 1941 года я, девятиклассник- доброволец, в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск, под Вязьмой. После войны стал профессионально заниматься литературой. Написаны повести «Встречный бой», «Завтра была война», а первая повесть «А зори здесь тихие» сразу же получила признание читателей.

Сценка из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие» .

Кирьянова говорила коротко: сказала два раза "слушаю" да раз пять поддакнула. Старшина:

Стройте людей.

Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года...

Вольно!

Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:

Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Я знаю.

Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Боец Гурвич.

Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

Хенде хох.

Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут.

Остаток времени старшина посвятил небольшой лекции, вводящей, по его мнению, бойцов в курс дела:

Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, - значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Знаем, - сказала рыжая. - Одна - справа, другая - слева.

Скрытно, - уточнил Федот Евграфыч. - Порядок движения такой будет: впереди - головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах - основное ядро: я... - он оглядел свой отряд, - с переводчицей. В ста метрах за нами - последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры...

Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.

Я умею, - робко сказала Гурвич. - По ослиному: и-а, и-а!

Ослы здесь не водятся, - с неудовольствием заметил старшина. - Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Чего им вдруг весело стало, Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

(Танец «На привале» или "Песня туристов" из оперы Молчанова "А зори здесь тихие")

Ведущий: Юрий Васильевич Бондарев. В июне 1941 года Юре Бондареву было чуть больше 17-ти лет. Как все сверстники, он рвался на фронт.

Слайд (фото)

Выходит ученик (Ю. Бондарев):

Я окончил ускоренный курс артиллерийского училища и уже в 1942 году воевал под Сталинградом.

Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, как раз об этих событиях: о боях на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи. По мотивам этого романа был снят художественный фильм под тем же названием. В 1945 году после очередного ранения я демобилизовался. В свое книге «Мгновения» я написал: «Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории – это люди и время. Не забывать время- это значит не забывать людей, не забывать людей - это значит не забывать время. Быть историчным – это быть современным».

(Просмотр отрывка из фильма «Батальоны просят огня» )

(Чтение стих Р.Рождественского «Был ноябрь» .)

Ведущий: Виктор Петрович Астафьев – сибиряк. Детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Слайд (фото)

Ученик (Астафьев):

Я воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизован. Я всегла чувствовал вину перед теми, кто не дожил, не долюбил. Свою правду о войне поведал в повестях: «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном монументальном романе «Прокляты и убиты».

Ведущий: Не о бессмертном народе-победителе писал В.П.Астафьев, а о «рядовом» человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны.

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.

(На сцену выходит Василий Теркин)

Теркин:

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно. нет,

Я в другой колхоз, и в третий

Вся округа на виду,

Где-нибудь на этом свете

На гулянку попаду.

Ведущий: А любовь на войне? На войне чувства были еще острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье.

Ведущий:

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая, вспомню я опять

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать.

(Сценка из произведения М. Карима «Помилование» .)

(Звучит песня «Эхо» )

Ведущий: Многие современные поэты пишут о войне. Среди них Владимир Семенович Высоцкий. Он был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Ведущий: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать –это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья…»

Ведущий: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей… Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…» (Р.Рождественский)

(Звучит исполнение ансамблем девушек песни В.Высоцкого «На братских могилах…» )

Вед. Всеволод Багрицкий – погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука.

Павел Коган – погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу.

Николай Майоров – убит в бою на Смоленщине в 23 года

Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года под Сталинградом.

Семен Гудзенко – умер от ран.

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

(Звучит песня «Журавли» , слайды героев Сов. Союза Мишкинского района)

Ведущий:

Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Ведущий:

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

Ведущий:

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.

(Стихотворение читает ученица 3 класса «Я рисую людей» )

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

Я рисую дома

И сады на луне.

Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.

Литературная гостиная «Стихи военных лет»

Тема : Великая Отечественная война в лирике современников и поэтов послевоенного времени.

УМК :

    Стихи поэтов Александра Твардовского, В.И. Лебедева-Кумача , Михаила Светлова, Константина Симонова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой и другие.

    Слайд-шоу, специально подготовленное для этой гостиной, содержащее общие фотографии военных лет и военную кинохронику.

    Музыка и песни военных лет.

Цели :

    Обучающая :

    обучение творческому восприятию лирического произведения;

    проследить историю Великой Отечественной войны, историю страны через лирические произведения военных лет;

    актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

    Развивающая :

    развить познавательный интерес учащихся;

    развить творческие и актерские способности учащихся.

    Воспитывающая:

    воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма;

    воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.

Задачи:

    Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства.

    Показать метапредметные связи: литература, история, музыка.

Участники и зрители мероприятия – учителя, у ченики начальной школы с 1 по 4 классы.

Литературная гостинная строится на основе театрализованного представления, художественного чтения стихов учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов о ВОВ. Мультимедийное сопровождение играет большую роль в формировании особой атмосферы, приближающей участников и зрителей к военному времени.

Оборудование : Проектор, ноутбук, экран, магнитофон, усилительные колонки.

Сценарий

Ведущий. Сл.1

Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе и поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

22 июня 1941 года, в самую короткую ночь года, немцы вероломно вторглись на территорию нашей Родины. Это было лето, время каникул, отпусков, страна жила своей мирной жизнью. Сл.2 Старшеклассники только что сдали выпускные экзамены. (Щелчок) И в один миг все оборвалось. На наши мирные города обрушились бомбы, враг пошел по нашим дорогам, деревням, городам, не щадя никого, ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей . (Сл.3) Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт . (Щелкнуть по картинке)

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

В годы войны эта песня звучала повсюду. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

О том, что война эта будет жестокой, что от ее исхода будет зависеть останется ли русский человек, русский народ напишет и Анна Андреевна Ахматова в своем стихотворении « Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Враг рвался вперед, немцы занимали город за городом, подошли вплотную к Москве, окружили Ленинград. Наши солдаты не щадили своей жизни, сражались за каждый метр соей земли. (Сл.5)

Грянул смертный бой
нескончаемый! Даже мертвые оживали вновь, выходили они

из сырых могил, чтоб живым помочь

в битве яростной, чтобы вновь принять смерть за Родину! А кто слабым был - сильным стал тогда. А кто сильным был - стал еще сильней. И кричали враги потрясенные: "Может, русские

заколдованы?!

Их сожжешь огнем, а они живут! Их пронзишь стрелой, а они живут! Их убьешь сто раз, а они живут! А они живут и сражаются!.."

(Р.Рождественский)

Вот так бились наши солдаты, потому что они сражались за свои дома, за жизнь своих детей. (Сл.6) Вот как написал об этом поэт Константин Симонов.

Майор привез мальчишку на лафете .
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал. (Щелчок)

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941г.

Песня «Баллада о солдате»

К. Симонов написал и следующее стихотворение, которое прозвучит сегодня. Оно о любви. О том, что мы победили не только благодаря мужеству наших солдат, но и благодаря тому, что наши прабабушки умели любить и ждать своих мужей с фронта. (Сл.7)

Стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941 год

Перенесемся мысленно в то далекое время. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Ее накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звезд. В окопах распрямляют затекшие спины солдаты, и начинаются негромкие разговоры. А потом тихо вполголоса поют. Возможно, это песня «В землянке» Алексея Суркова. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал поэт.- Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне». Но это стихотворение стало песней, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны. (Сл.8)

Песня «Землянка»

Но женщины не только ждали мужчин с фронта, не только трудились в тылу, многие из них сражались на передовой, были летчицами, разведчицами, медсестрами, которые выносили раненых бойцов с полей сражений. (Сл.9)

Юлия Друнина, семнадцатилетняя выпускница одной из московских школ, как и многие сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Она написала много стихов о войне. Вот одно из них:

ТЫ ДОЛЖНА!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна
. (Щелчок)
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
(Щелчок)
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...

Но сколько бойцов погибло в тех боях, сколько не вернулось к своим матерям, женам, детям. От кого-то не осталось даже могильного холмика. Их близкие получили страшную весть – пропал без вести. (Сл.10)

Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Всем погибшим и без вести пропавшим мы посвящаем эту песню. Песня «Ангелом летал»

Но, несмотря на страшные потери, мы выстояли! Мы отбросили врага от стен Москвы! Мы шли вперед! Фашисты не знали, что против них будет сражаться не только армия, против них будут сражаться даже дети. Об этом стихотворение

«Рассказ танкиста» Александра Твардовского (Сл.11)




А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Глаза откройте!

Приготовьтесь слушать!

Вниманием наполнитесь сейчас!

Для вас про легендарную Катюшу

Споёт сегодня наш любимый класс! (Сл.12)

Песня «Катюша»

С каждым днем приближалась Победа! Но как тяжелы были эти последние бои! Кажется устали не только люди, устала земля, от взрывов, от огня, от крови. Послушайте песню «Последний бой» (Сл.13)

Закончилась война, но еще много лет не заживали раны наших людей, так много детей она унесла, так много жизней было разрушено. Матери продолжали ждать своих сыновей и спустя много- много лет . (Сл.14)

Андрей Дементьев

Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;

Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени (Сл.15)

Андрей Дементьев

* * *
Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.

Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

Песня «О той весне»