Кто купался в крови невинных девушек. Кровавая графиня Элизабет(Альжбета) Батори. Пожизненное заточение, посмертная слава

Женское начало традиционно ассоциируется с нежностью и лаской. Мать, выносившая и родившая дитя, не способна к жестокости и насилию. Однако в истории достаточно примеров, доказывающих, что представительницы прекрасного пола могут быть не менее кровожадны, чем мужчины. Нежность и милосердие не были знакомы такой известной средневековой преступнице, как графиня Батори. Исторические : от рук этой женщины пострадало немало людей.

Эржебет из Эчеда

Эржебет (Елизавета) Батори родилась в августе 1560 года. Её отец и мать принадлежали к одному роду и были дальними родственниками. Маленькая Эржебет провела детские годы в замке Эчед, получив соответствующее её статусу образование. В возрасте десяти лет девочка была обручена с Ференцем Надашдем. Несколько лет спустя состоялась свадьба.

Жизнь молодой дворянки мало чем отличалась от той, которую вели все женщины её социального статуса. После свадьбы Ференц отправился в Австрию получать образование, а затем был назначен командующим венгерскими войсками. Надашдь нечасто бывал дома, что не помешало супружеской паре стать родителями шестерых детей. Молодая жена не занималась их воспитанием, поскольку много времени посвящала защите имений мужа, постоянно отсутствовавшего дома. Эржебет неоднократно выступала покровительницей обездоленных женщин, потерявших своих мужей на войне против турок. Но не по этой причине вошла в историю графиня Батори. Исторические факты свидетельствуют об огромном количестве преступлений добродетельной супруги Ференца Надашдя.

В начале 1600-х годов распространяются слухи о том, что графиня Батори зверски пытает и убивает маленьких девочек и молодых девушек. Жертв графиня выбирала как среди простолюдинов, так и среди мелкопоместных дворян. Крестьянских детей Эржебет нанимала на работу. Девушек из благородных семей ей привозили сами родители. Графиня должна была обучать их придворному этикету. Кроме того, жертв для Батори похищали. После того, как преступления графини были доказаны, венгерский король Матьяш потребовал, чтобы Елизавета Батори, кровавая графиня, была казнена.

Несмотря на то, что родственники жертв и сам венгерский правитель желали смерти Эржебет, казнь была заменена пожизненным заключением. Против расправы выступали многие представители знатных семейств. Казнь, по их мнению, опозорила бы древний благородный род Батори и дискредитировала бы всех дворян. Помилованная графиня была заточена в одном из своих замков. Одиночной камерой, предположительно, стала спальня самой Эржебет. Двери и окна помещения были замурованы. Для вентиляции и связи с внешним миром было оставлено небольшое отверстие. Графиня недолго прожила в заточении. В августе 1614 года она скончалась.

Елизавета Батори кровавая графиня?

Была ли Эржебет той, за кого её выдают в течение четырёх сотен лет, уверенно не скажет ни один специалист. Среди историков существует точка зрения о том, что Батори сама стала жертвой сложной политической игры. Её смерть была выгодна многим, в том числе и королю Матьяшу. Графиня вошла в национальный венгерский фольклор. О ней было создано множество легенд:

  • Эржебет была вампиром. Она пила кровь своих жертв.
  • Графиня пыталась сохранить молодость, купаясь в крови девственниц. Легенда возникла благодаря тому, что жертвами Батори становились маленькие девочки и молодые девушки.

  • Эржебет имела незаконнорожденного ребёнка. По слухам, через 2 года после вступления в брак графиня забеременела от слуги. Ференц был уверен, что жена вынашивает не его ребёнка, и жестоко покарал виновного. Беременная графиня была перевезена в другое поместье, где и родила дочь. Не существует никаких свидетельств того, что у Эржебет был незаконнорожденный ребёнок. Вполне возможно, что девочка была убита законным супругом Батори. Есть также легенда о том, что графиня стала матерью ещё в девичестве. Отец девушки был вынужден хорошо заплатить будущему мужу Эржебет, чтобы он согласился взять в жёны обесчещенную дочь.

Никто не знает, какой на самом деле была графиня Батори. . Некоторые историки заинтересованы лишь в поиске сенсаций, способных прославить учёного.


Ее называют самой жестокой женщиной-убийцей в истории . С ее именем связано такое количество легенд, что отделить правду от вымысла очень сложно. Так, говорят, что она даже была музой знаменитого итальянского художника Караваджо. Не была ли графиня Батори на самом деле несправедливо осужденной жертвой интриг тех, кто охотился за ее деньгами и землями? И каким образом ее мог встретить Караваджо?



Венгерская графиня Эржебет (Елизавета, Эльжбета) Батори попала в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств, – на ее счету около 650 жертв. За изощренные методы пыток ее называют Дракулой в женском обличье. Кроме того, она была одной из самых богатых женщин Европы на тот момент. Когда император Матиуш поручил палатину Дьердю Турзо расследовать многочисленные убийства, тот, по одной из версий, сфабриковал против нее улики, чтоб завладеть ее землями и золотом.



Даже если графиня была несправедливо оклеветана, 650 жертв – слишком большая цифра для сфабрикованного дела. Как говорят, нет дыма без огня. Рассмотрим факты, дошедшие до наших дней. Род Батори был древним и знатным. Предки графини часто вступали в кровосмесительные браки, из-за чего представители рода болели эпилепсией, сумасшествием и пьянством.



Этими болезнями страдала и Эржебет – возможно, этим и объясняются ее неконтролируемые приступы ярости. В подростковом возрасте Эржебет обручилась с дворянином Ференцем Надашди и поселилась в Словакии, в замке Чахтице.



Точное время преступлений графини неизвестно – где-то между 1585 и 1610 гг. Эржебет убивала местных крестьянок, пытала и жестоко наказывала за любую провинность прислугу. Графиня секла плетью служанок, таскала за волосы, загоняла иглы под ногти, садистски избивала. По легенде, она купалась в крови своих жертв, чтобы продлить свою молодость. И судя по всему, ей это удавалось – она была одной из красивейших женщин своего времени.





Как ни странно, большая часть легенд о кровавой графине возникла не в XVI–XVII вв., а в наше время, и в немалой степени мифологизации ее образа поспособствовал кинематограф. В 2008 г. вышел фильм Ю. Якубиско «Кровавая графиня – Батори», после которого ее имя стали связывать с именем Караваджо. По фильму, итальянский художник попадает в плен в Турции, откуда Надашди привозит его в качестве подарка своей жене. И конечно, на фоне кровавых событий разворачивается любовная история графини и художника. На самом деле это вымысел от начала и до конца.


маленькие монстры – четверо самых жестоких детей-убийц

Спустя полвека после его смерти мистическая слава перешла к Елизавете Батори - «кровавой графине», которая предположительно убила 650 девушек ради вечной молодости. История до сих не определилась во мнении, кто же Елизавета Батори на самом деле - жестокая убийца, последовательница черной магии и оккультизма или жертва религиозного заговора.

Детство и юность

Эржебет (русский вариант - Елизавета) Батори, она же Альжбета Баторова-Надашди, родилась 7 августа 1560 года в венгерском городе Ньирбатор. Родители происходили из одного рода: отец Дьёрдь был братом трансильванского воеводы Андраша Батори, а мать Анна - дочь другого воеводы, Иштвана IV. По материнской линии Эржебет была племянницей , короля Польши и Литвы. Девочка – не единственный ребенок в семье: на 5 лет старше нее брат Стефан, младше - сестры София и Клара.

Кровосмешение наложило отпечаток на психическое здоровье семьи. Говорят, что все в роду Батори страдали эпилепсией, шизофренией и алкогольной зависимостью, сырые стены имений провоцировали подагру и ревматизм. От последнего, став взрослой, страдала и Елизавета. В юности девочка часто впадала в беспричинную ярость, что объясняется не только искаженной генетикой, но и жестокостью Средневековья в целом.

Юная аристократка с пеленок изучала латынь, немецкий и греческий языки, исповедовала кальвинизм (направление протестантизма). Вера, возможно, послужила поводом для трагических событий в биографии Елизаветы Батори.

Личная жизнь

Рожденной в привилегированной дворянской семье, богатой и образованной девушке пришлось рано повзрослеть - уже в 10 лет родители обвенчали ее с Ференцем Надашди, сыном палатина Тамаша Надашди. Вероятно, ранний брак был продиктован политическими целями. В роли невесты Эржебет провела 5 лет, свадьба состоялась 8 мая 1575 года. На торжестве, состоявшемся в замке Вранова, присутствовали 4,5 тыс. гостей.


Социальное положение девушки было выше, чем у супруга, поэтому она отказалась взять его фамилию, вместо этого Ференц стал Батори. В качестве свадебного подарка Надашди преподнес молодой жене Чахтицкий замок, расположенный на территории современной Словакии. Пока муж получал знания в Вене, Елизавета одна занимала семейное имение, состоящее из загородного дома и 17 окрестных деревень.

В 1578 году Ференца назначили главнокомандующим венгерскими войсками в сражениях против Османской империи. Ни походы, ни Тринадцатилетняя война не помешали продолжить род Батори. Первенец, дочь Анна Надашди, появилась на свет в 1585 году. Впоследствии девушка стала супругой хорватского полководца Миклоша Зриньи. Доподлинно известно о рождении еще четверых детей: девочек Оршои (1590), и Каталины (1594), мальчиков Андраша (1598) и Пала (1593).


Имеются предположения о наличии еще двух детей: Милош - неизвестно, являлся ли он третьим сыном Эржебет и Надашди или двоюродным братом девушки, а также Дьёрдь - мальчик либо погиб в младенчестве, либо вовсе не существовал.

Исторические факты указывают на то, что до замужества 13-летняя Елизавета родила дочь Анастасию от Ласло Бенде, слуги из замка Шарвар - родового имения Надашди. Разъяренный Ференц собственноручно кастрировал мужчину и велел запереть в клетке со сворой голодных собак. По одной из версий, ребенка постигла та же участь, по другой - его отдали приемной матери и выслали в Валахию.


Наследников рода Батори воспитывали гувернантки, а Елизавета в свободное от личной жизни время следила за домом и принадлежащими ей поместьями. Она как владелица Чахтицкого замка несла ответственность за жителей, их физическое и психическое благополучие. Поэтому, когда во время Тринадцатилетней войны османы напали на имение, Эржебет вела дипломатические переговоры, успокаивала жен погибших мужей и матерей, чьи дочери попали в сексуальное рабство варваров.

4 января 1604 года 48-летний Ференц Надашди умер. Точная причина неизвестна, но болезнь, вызывающая жуткие боли в ногах и спровоцировавшая смерть, начала развиваться еще в 1601-м. Спустя 2 года мужчина утратил возможность ходить. Перед кончиной он оставил завещание, согласно которому присматривать за вдовой и наследниками должен был Дьёрдь Турзо - граф и палатин Венгрии. Он сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Елизаветы.

Обвинение и расследование

В 1610 году до двора Габсбургов, одной из могущественных монарших династий Европы, дошли слухи о чудовищных зверствах, которые происходят в Чахтицком замке: якобы хозяйка заманивает в дом чистых, непорочных девушек, применяет к ним пытки, а затем хладнокровно убивает и купается в их крови, чтобы сохранить молодость.


Согласно одной из легенд, после смерти супруга Елизавета Батори встречалась с мужчинами моложе нее. Однажды во время свидания аристократка увидела пожилую женщину и спросила у кавалера, что бы тот сделал, если бы пришлось поцеловать старушку. Парень рассыпался в нелестных выражениях. Услышав разговор влюбленных, женщина подошла к ним и обвинила Батори в тщеславии, справедливо заметив, что однажды старость придет и в ее дом.

Елизавету испугала открывшаяся истина. В тот же вечер служанка, подготавливая хозяйку ко сну, случайно выдернула ей волосок гребнем. Обозлившись, Батори ударила девушку по лицу, да так, что разбила губу. Несколько капель крови упали ей на руку. Аристократке показалось, что место на коже, где еще недавно алели пятна, стало мягким и упругим.


Домыслы Елизаветы подтвердила и колдунья. Она сказала, что лучшим средством от увядания кожи считается кровь молодых непорочных девушек. С маниакальной тщательностью при помощи трех помощниц богатая помещица заманивала к себе крестьянских дочерей, якобы на работу, а затем пытала их самыми изощренными способами и использовала кровь как воду. «Высосанные» трупы, которые находили вблизи Чахтицкого замка, местные жители объясняли существованием вампиров.

Несмотря на еженедельные ванны, Елизавета продолжала стареть. Она обрушилась на колдунью с обвинениями, а та пояснила, что девушки из низшего класса не даруют вечную молодость, нужно «охотиться» на дочерей состоятельных отцов. Исчезновению девственниц из крестьянских семей не придавали особого значения, а когда начали пропадать аристократки, жители забили тревогу.


Слухи о жестокости Эржебет Батори начали доноситься до императора Священной Римской империи, короля Германии, Чехии и Венгрии Матьяша II, еще в 1602 году, но лишь спустя 8 лет он разрешил начать расследование. Дело поручили Дьёрдю Турзо.

29 декабря 1610 года граф Турзо ворвался в дом Елизаветы и якобы застал ее, а также трех сообщниц - служанок Илону Йо, Катарину Беницку и Дороту Сентеш, которые заманивали девушек в Чахтицкий замок, на месте преступления. В имении обнаружили 9 тел: некоторые девушки уже умерли, другие были заперты в «железных девах» и истекали кровью.


За 5 дней расследования показания о жестокости Батори дали 300 свидетелей, большинство – крестьяне, работающие в замке. Трое «помощниц» аристократки под пытками признались в причастности к жутким преступлениям. 2 января 1611 года их заживо сожгли, предварительно отрубив пальцы рук в качестве наказания за содеянное. По разным данным, Елизавету обвиняли в убийстве от 30 до 650 человек. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый убийца. Ее не казнили – избрали более суровую кару.

После судебного процесса все упоминания о Батори были уничтожены – дневники, документы, личные вещи. До наших времен не дошел ни один портрет «кровавой графини». Историки предполагают, что столь скоропалительное желание стереть человека с лица земли свидетельствует о заговоре, в котором участвовал не только Дьёрдь Турзо, заинтересованный в землях и имуществе аристократки, но и представители католической церкви.


Во времена войны с Османской империей протестантизм, который исповедовала Елизавета, креп, поэтому последователям католицизма требовалась «показательная порка». Выставление кальвинистки-Батори в образе сущего дьявола положительно сказалось на их планах отвратить народ от протестантизма.

К теории гонения склоняются многие соотечественники Батори, в том числе историк Ласло Надь. В 1984 году он выпустил книгу «Дурная слава Батори», где Елизавета выступает как жертва интриг палатина Турзо. Та же версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Последние годы и смерть

Местом заточения Эржебет стал Чахтицкий замок. Ее замуровали в комнате, заложив кирпичом окна и двери, оставили лишь отверстие для передачи пищи: воды и хлеба.


На сухом пайке женщина продержалась 3 года. 21 августа 1614 года Батори пожаловалась страже на холод. Утром ее нашли мертвой.

Спустя 4 месяца, 25 ноября, тело захоронили при церкви замка, а затем перенесли в родное поместье Елизаветы – Эчед. Где сейчас покоятся останки «кровавой графини», неизвестно.

Елизавета Батори в книгах и фильмах

Наиболее интересные факты из биографии Эржебет нашли отражение в кино, компьютерных играх, книгах, графических произведениях. Именем графини названы музыкальные группы, ей посвящены целые альбомы и отдельные композиции.

В литературе:

  • 1901 – «Хозяйка замка Чехтице» Кальмана Миксата
  • 1968 – «62. Модель для сборки» Хулио Кортасара
  • 1985 – «Эржебет Батори» Андраша Наги (пьеса)
  • 1992 – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана
  • 2011 – «Проклятые»

В кинематографе:

  • 1971 – «Графиня Дракула»
  • 1974 – «Аморальные истории»
  • 2002 – «Убийца любви»
  • 2004 – «Могила оборотня»
  • 2006 – «Остаться в живых»
  • 2008 – «Кровавая графиня – Батори»
  • 2014 – «400 лет Кровавой Графини: Секрет за секретом» (документальный)
  • 2015 – «Кровавая леди Батори»

Элизабет Батори. Биография

Элизабет Батори родилась в 1560 году в семье Георга и Анны Батори. Проживала на землях Венгрии, но учитывая, что граница Венгерской империи часто меняла свои координаты, фактически она скорее принадлежит народу, проживающему в республике Словакия. Воспитывалась юная графиня в родовом поместье Батори в Икседе, в Трансильвании, большую часть своей взрослой жизни Элизабет провела в Замке Каштис, около города Вишина, к северо-востоку от современной Братиславы, в области, где сходятся границами Австрия, Венгрия и республика Словакия (а в большинстве рассказов о Батори многие писатели ошибочно располагают этот замок в Трансильвании).


Юность Элизабет проходила во время того, как часть Венгрии была порабощена турецкими войсками, Оттоманская империя служила полем для сражения между армиями Турции и Австрии (Габсбургов), что повлияло на разделение религиозных взглядов. Семья Батори приняла сторону новой волны протестантизма, противостоящей традиционной Римско-католической церкви. Еще с детства Элизабет проявляла свой характер, она была подвержена приступам, которые сопровождались ужасным гневом и неконтролируемым поведением, но видимо это была характерная черта всего рода Батори, т.к. благодаря своей агрессии и властности ее кузен Стефан, в 1571 году стал принцем Трансильвании, а позже овладел еще и троном Польши. В этом же году состоялась помолвка одиннадцатилетней Элизабет с графом Ференсом Надашди. Граф Надашди был военным и часто подолгу отсутствовал дома, но его невеста не сдержала своей чести до свадьбы, и в 1574 году Элизабет забеременела в результате мимолетной связи с крестьянином. Чтоб избежать позора графиню прятали за стенами замка, пока не родился ребенок (далее в истории ничего не упоминается об этом ребенке).
В мае 1575 года состоялась свадьба Элизабет с графом Ференсом. Служебные обязанности не позволяли графу постоянно находиться в дома, поэтому, Элизабет взяла на себя управление всеми делами замка Сарвар, родового поместья семьи Надашди. Детская агрессия, подкрепленная властью и статусом, переросла в маниакальную жестокость, положившую начало ее зловещим деяниям. Все началось с грубого отношения к прислуге, а закончилось ужасающими пытками. Штат прислуги состоял в основном из молодых девушек, что еще больше сердило Элизабет, особенно, если девушки были еще и красивыми. Элизабет сама была довольно красива и постоянно беспокоилась за свою внешность, ей было тяжело воспринимать, что в замке есть кто либо, такой же красивый, отсюда и стремление изуродовать юных красавиц. Графиня Батори не просто наказывала прислугу за провинности по своим правилам, но и находила предлоги, чтобы причинить им страдания. Она получала удовольствие от пыток и смерти своих невинных жертв. Элизабет втыкала булавки под ногти, использовала каленое железо, литой воск и ножи, чтобы пускать их кровь, устраивала пытки с бритвами, факелами, и ее собственной традицией, серебряными щипцами (позже, ко всему этому списку пыток, добавилось подвешивание девушек на крюки для собирания их крови на «кровавое купание»). Зимой графиня кидала обнаженных девушек в снег и обливала их холодной водой, пока они не замерзали до смерти. Муж Элизабет знал о увлечениях своей жены, даже участвовал в этих садистских наказаниях. Сам граф научил ее «летней» пытке. Он раздевал женщину, обмазывал ее медом и оставлял в лесу на съедение бесчисленным насекомым. Союз кровожадной пары распался в 1604 году, когда умер граф Ференс Надашди.
После его похорон Элизабет переехала в Вену, где находились ее поместья, одно в Бекове, а другое в Каштисе (территория современной Словакии). Лицо 44-летней Элизабет теряет форму и упругость, среди ее прислуги много молодых и красивых девушек, отсюда и начинается волна ее самых знаменитых злодеяний. В преступлениях графине помогала ее верная напарница, по имени Анна Дарвулия, о которой мало что известно, но позже, в 1609 году, ее сменила более жестокая Эрцзи Майорова, вдова местного фермера-арендатора. Именно эта женщина расширила круг жертв Батори, вписав в него пару имен благородного происхождения. Майорова научила графиню «заметать следы», выдавая все убийства за несчастные случаи и суициды.
Летом 1610 года начались расследования преступлений Элизабет, причиной которых было вовсе не постоянно росшее число жертв, а политические проблемы. Королевская фамилия надеялась конфисковать огромные земельные поместья Батори, во избежание возврата большого займа, который был предоставлен ее покойным мужем королю. 29 декабря в 1610 году Батори была арестована. Через несколько дней, после ареста, Элизабет предстала перед судом. Суд выдвинул первые обвинения и конфисковал земли, а 7 января 1611 года, состоялось второе заседание. На этот суд в качестве доказательства был представлен дневник, найденный в покоях Батори. В нем были описаны имена 650 жертв, все записи были сделаны ее почерком. Упоминалось также, что иногда графиня откусывала кусочки плоти с у девушек во время пыток.Ее соучастники были приговорены к наказаниям согласно степени их участия и роли в пытках. Элизабет была приговорена к пожизненному заключению. Графиню Батори поместили в комнату, ей же и принадлежавшего замка Каштис, в которой не было ни окон, ни дверей, а имелось лишь маленькое отверстие для подачи еды и несколько щелей для доступа воздуха (в некоторых источниках сказано, что отверстие для подачи еды проделала ее служанка вязальной спицей, и тайно ее кормила, т.к. Батори решили заживо замуровать в стенах комнаты). Здесь она провела последние три года своей жизни, которые закончились 21 августа 1614 года. Похоронена она была здесь же, в родовом поместье Батори в Иксиде, где и выросла.

Легенды о Батори

После смерти Элизабет Батори все материалы суда были опечатаны и тщательно спрятанны, потому что обнародование ее деятельности могло закончиться крупным скандалом вокруг венгерского господствующего класса. Король Венгрии, Матиуш II, запретил упоминать ее имя даже в разговорах, не говоря уже об истории. Спустя 100 лет один иезуитский священник по имени Ласло Туроши нашел документы суда над графиней Батори, его это заинтересовало, он начал собирать рассказы о ней, которые ходили среди жителей Каштиса и той местности, где находился ее замок. Всю полученную информацию священник вписал в свою книгу Венгерской истории, которая была опубликована в 1720 году. Эта книга положила начало рассказам других писателей о «Кровавой графине» и ее злодеяниях. Батори стали обвинять в вампиризме и приписывать ей магические способности. Вот парочка подобных легенд:

Легенда 1.

Молодая девушка-служанка расчесывала волосы графине Элизабет и случайно дернула ее за прядь волос. Графиня пришла в ярость и избила девушку. На руке Элизабет осталась кровь девушки, она попыталась ее вытереть, и ей показалось, что ее руки стали мягче и нежнее. Батори задумалась о том, что натирание кровью поможет ей сохранить молодость и красоту. С этого момента Элизабет привлекает к себе в замок юных и красивых девственниц, уверяя их родителей, что просто хочет научить их аристократическим манерам, запирает в подвале и зверски над ними издевается. Она подвешивала их на крюки и резала ножницами, чтоб собрать как можно больше крови в большом чане, а затем выкупаться там. На такие купания уходило много невинных девушек, а когда их обескровленные трупы были обнаружены в не зоне замка, среди народа ходили слухи о появившихся вампирах.

Легенда 2.

После смерти мужа Элизабет имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем еще парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина, услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Элизабет в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а так же напомнила ей, что старение еще никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, а остановилась на омоложении кровью юных дев.

Элизабет Батори – героиня романов

После запрета на упоминание имени Батори, ее личность возможно и не вспомнили, если бы не вспышка в 70-е годы прошлого века, когда интерес к резко возрос. Все началось с публикации серии книг в начале 70-х, первопроходцем был Валентин Пенроуз со своим произведением «Элизабет Батори, кровавая графиня», французское издание 1962 года и английский перевод «Кровавая графиня» (1970). Эстафету продолжили Дональд Глат с «Настоящие в истории» (1971) и Габриэль Роней «Правда о Дракуле» (1972). По книге Валентина Пенроуза сняли фильм о Элизабет Батори, который вдохновил Майкла Пэрри на создание романа «Графиня Дракула». Ученый Раймонд Макнелли написал самую авторитетную книгу о Элизабет на сегодняшний день — «Дракула был женщиной. В поисках кровавой графини из Трансильваиии» , которая появилась в 1984 году. Макнелли, пользуясь своей гениальностью, старательно демифологизировал легенду и дал ответы на многие вопросы, которые ставили в тупик большинство предыдущих исследователей. Элани Бергстром написала роман «Дочь ночи» (1992), черпая вдохновение из исследования Макнелли.
Что бы не говорили о Элизабет Батори, и как бы не спорили историки с легендами народа, она все равно остается всем известной Кровавой графиней, наводящей ужас и по сей день. Ее маниакальное стремление сохранить молодость, прибегая к жестоким убийствам и пыткам, которое так стремились утаить местные власти, все же оставило кровавый след в истории.

Венгрия – одна из самых мистических стран в мире. Здесь как и в соседней Румынии весьма сильны верования в вампиров. Причем в Венгрии много легенд связано с представителями одного из самых злобных видов вампиров – носферату. По преданиям носферату становятся незаконнорожденные дети незаконнорожденных родителей.

Но складывается впечатление, что еще больше, чем вампиров венгры почитают ведьм.

Одной из главных достопримечательностей Будапешта является гора Геллерта, названная в честь святого мученика. По преданию христианина Геллерта венгры-язычники усадили в истыканную гвоздями бочку и сбросили именно с этой горы. Но гора Геллерта больше известна под названием «Гора ведьм». Считается, что в Вальпургиеву ночь (1 мая) на нее слетаются ведьмы на свой шабаш.

А рядом с памятником Святому Геллерту находится мост Эржбет, который венгры назвали в честь ведьмы во плоти – графини Эржбет Батори. Считается, что причины, превратившие ее в кровавую фурию, кроются в ее детстве. Род Батори в Венгрии выделялся своей знатностью, богатством, отвагой на полях сражений и заносчивостью. В 16 веке род разделился на две ветви. Представители одной ветви, носящие фамилию Эчед обосновались в горной Словакии, представители другой по фамилии Шомльо – в Трансильвании. Из-за непомерного чувства собственной исключительности Батори обоих ветвей считали ниже своего достоинства якшаться с другими дворянами и в результате женились на родственниках. Такое кровосмешение вызвало у представителей их рода наличие таких заболеваний, как эпилепсия и сумасшествие. Вступившие в брак Дьерд Батори из рода Эчед и Анна Батори из рода Шомильо произвели на свет дочку Эржбет (Елизавету), которая с детства отличалась болезненностью и неуравновешенной психикой, что выражалось в безудержных вспышках ярости с ее стороны.

Хотя Батори были богаты и могущественны, но они жили в жестокое время и сами отличались жестокостью. Например, когда Эржбет была еще маленькой, ее тетка убила двух своих мужей, а потом сама стала жертвой. Ее изнасиловал целый отряд турок, после чего она скончалась.

Еще в детстве Эржбет обручили с Ференцем Нададши, сыном богатого графа. А когда она подросла, то и выдали за него замуж. Но семейная жизнь у них протекала преимущественно на расстоянии. Ференц постоянно был в различных военных походах, а потом и вовсе умер от лихорадки. Предоставленная сама себе Эржбет от скуки завела любовника, но со временем разочаровалась в мужчинах и предпочла удовлетворять свои сексуальные прихоти с женщинами. Одной из ее сексуальных партнерш была даже ее родная тетка. Но главным занятием графини была забота о своей красоте. Еще с детства все твердили ей, что она необыкновенно красива, превозносили ее белизну кожи, большие черные глаза, длинные волосы. Первая морщина стала для Эржбет настоящей трагедией.

По одной из версий к рецепту омоложения кровью Батори пришла случайно. Венгерский историк Туроци рассказывал об этом так:

«Однажды одна из камеристок, причесывая голову своей госпожи, в чем-то провинилась и за свою ошибку получила такую сильную пощечину, что кровь брызнула в лицо повелительницы. Когда графиня вытерла кровь со своего лица, ей показалось, что кожа на этом месте стала гораздо красивее, белее и тоньше. Она тотчас решила мыть лицо, да и все тело, в человеческой крови, чтобы увеличить свою красоту и привлекательность».

Однако более достоверной представляется другая версия, что в поисках секрета вечной молодости она решила обратиться за помощью к колдунье Дарвуле, которую по ее приказу доставили к ней в замок. С детства Батори росла в атмосфере разговоров о колдовстве, черной магии и могуществе нечистой силы. Она читала книги по черной магии и верила в силу описанных там обрядов. Даже в письмах к мужу, когда тот был еще жив, она рекомендовала Ференцу Нададши расправляться с врагами не с помощью оружия, а магических сил:

«Поймайте черную курицу, и бейте это до смерти белым тростником. Возьмите кровь, и намажьте немного на вашем враге. Если Вы не имеете никакой возможности намазать это на его тело, получите один из его предметов одежды и намажьте это».

Но поскольку самой Батори магические приемы не помогали сделаться вечно молодой, со временем она решила, что ей требуется опытный в колдовстве человек, который бы помог разобраться, как использовать магическую теорию на практике. И таким человеком для нее стала Дервуля. Правда, колдунья не стала выдумывать чего-то особо изысканного. Ее рецепт был прост, но жесток. Она сказала графине, что той, чтобы сохранить молодость, нужно купаться в крови девственниц. Красота для Эржбет была превыше всего, и она прибегла к этому рецепту. По ее приказу с окрестных деревень начали свозить в замок бедняжек-девственниц, которых убивали, а их кровью наполняли ванну для графини.

Главными помощниками Эржбет стали две ее служанки Илона Йо и Дорка, а также горбун Фицко, ненавидевший весь мир за насмешки над ним. Постепенно графиня становилась все более кровожадной, она не только начала сама убивать девушек, но и делала это с особой изощренной жестокостью, подолгу мучая и пытая их перед смертью. Например, девушек поочередно загоняли в узкую клетку, снабженную металлическими стержнями для протыкания жертвы. Клетка подвешивалась под потолок, а сидящая внизу Батори наслаждалась видом льющейся сверху крови. Иногда, впадая в исступление, она принималась собственноручно истязать жертву, кромсая ее тело ножницами, стегая плетью и прижигая раны раскаленными железными прутьями.

Однако кровавые ванны не стали панацеей от старости, Эржбет обнаруживала у себя все новые признаки увядания красоты. Она все сильнее гневалась на Дарвулю и та со страха придумала себе оправдание, сказав, что рецепт был правильным, только требовалась не кровь девственниц-простолюдинок, а дворянок. Дорка и Илона нашли двадцать дочерей из обедневших дворянских семейств и сумели уговорить их родителей отправить девушек в замок к графине Батори, где они смогли бы жить в достатке и возможно найти хорошую партию. Уже через несколько дней никого из этих двадцати девушек не осталось в живых. Но и их кровь не стала волшебной. Не обнаружив признаков омоложения, Батори страшно разгневалась. Колдунья Дарвуля, только представив каким мукам ее может предать разозленная графиня, скончалась от страха.

Священник, которому долгое время приходилось отпевать жертв кровавой графини, наконец, преодолел свой страх перед ней и написал письмо о ее злодействах ее родственнику Дьердью Турзо. У Турзо и Эржбет были разногласия из-за родового наследства, и графиня даже предпринимала попытку отравить его. Поэтому Турзо инициировал расследование преступлений родственницы. Но даже во время расследования Эржбет не прекратила свои убийства.

Когда Турзо с солдатами вынудил графиню впустить его в замок, то там были обнаружены в подвальных помещениях многочисленные приспособления для пыток, окровавленные чаны, а также нашли дневник графини, в котором было описано как она умертвила 610 девушек.

Суд над Эржбет и ее приспешниками начался 2 января 1611 года. По приговору суда Илону и Дорку сожгли на костре, воспитаннику графини горбуну Фицко отрубили голову, а потом бросили ее в тот же костер. Учитывая знатность Эржбет Батори, суд сохранил ей жизнь, но подверг мучительному наказанию. «Чжетская бестия» была заживо замурована в каменном склепе в ее замке Чейт. В каменном узилище графиня Батори прожила еще около 3-х лет, без солнечного света и общения с людьми. Ежедневно ей просовывали пищу через небольшое отверстие, которое было ее единственной связью с миром. Думается, что в заточении ее красота изрядно поблекла, а кожа от грязи потеряла свою шелковистость.