Если ребенок застенчив советы психолога. Детская застенчивость: причины, признаки и способы коррекции. Не записывайте ребенка в кружки и секции

Наталья Павлова
«Застенчивый малыш - какой он?» Причины. Симптомы. Рекомендации

Застенчивый малыш – какой он?

Причины.

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность.

Причины развития застенчивости у детей.

Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.

Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.

Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.

Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.

Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков.

Среди них:

1. Общие признаки. К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло. Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение - основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.

2. Самокритичность . Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.

4. Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.

5. Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.

6. Нерешительность. Если обычного ребенка позвать в поездку, он не станет задумываться прежде, чем согласится. А вот застенчивые дети будут долго взвешивать все и сомневаться. Это касается всего - какое мороженное выбрать, какую обувь купить и что подарить на день рождения. Эти вопросы будут мучить и прокручиваться в голове по несколько раз. Только взвесив все «за» и «против», будет дан какой-то ответ.

Как бороться с застенчивостью у ребенка.

Советы родителям

Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.

Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.

Стать примером. Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.

И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

1. Быть уверенным. Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.

2. Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

3. Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

4. Активно вести диалог. Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

5. Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

6. Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

7. Бороться со страхами. Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

8. Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

9. Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.

10. Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.

Полезные игры и упражнения.

Рисунок "Какой я есть и каким бы я хотел быть"

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке - таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.

В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между "реальным и "идеальным" Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.

В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная. Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большое количество цветов, яркая одежда. После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

"Разыгрывание ситуаций"

Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:

Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми.

Ты пошел в магазин.

Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать.

Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки.

Игра "Торт" (с 4-х лет)

Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник - мука. Другой - сахар, третий - молоко и т. д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т. д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек", описывая его. Торт очень красив!

Следите за выражением лица "торта", оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет - не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых - помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец - первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него - это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают - стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.


Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Застенчивый ребенок: будущий лузер?

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!». Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

«Совет детского психолога» Как преодолеть застенчивость у детей?

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать - тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!
  4. Мамина школа. Застенчивый ребенок. Как воспитать в нем уверенность в себе и научит постоять за себя?

Казалось бы, маленьким детям незнакомо чувство стыда, им неоткуда взять комплексы - откуда же берется застенчивость?

Родители многих застенчивых детей удивляются: в кого он такой? Рос обычным ребенком, бегал с детьми на площадке, тянул ручки даже к незнакомым взрослым - и вдруг как подменили.

Стесняется, прячется за маму, всего боится. Если малыш ходит в школу - его застенчивость может проявляться в боязни ответить на уроке, поднять руку, даже когда он знает ответ, и вообще как-либо выделиться. В чем причины такого поведения?

1. Частично на проявление застенчивости влияет темперамент ребенка. Например, среди холериков и сангвиников вы вряд ли встретите "стесняшек", а флегматики и меланхолики часто бывают застенчивыми.

2. Методика воспитания. Пока ребенок маленький и мама с папой для него - главные авторитеты и вообще весь мир, то он ещё не осознает себя, свою личность. Малыш складывает мнение и представление о себе самом через поведение родителей. То есть если он слышит, что у него "руки дырявые", что "вечно все ломает", "совсем без мозгов", "ничего сам не может", "руки не оттуда растут", если на него ни у кого нет времени, терпения, любви и ласки - то ребенок воспринимает это как истину и как то, что он "заслужил". Родителям же "виднее". А мама и папа продолжают говорить и делать так сгоряча, даже не задумываясь, что прокладывают в будущем путь ребенку к психотерапевту для лечения детских психотравм и нормализации самооценки.

И жёсткий, и слишком мягкий метод воспитания являются травматическими для ребенка. В первом случае он начинает всего бояться, чтобы его меньше ругали. Во втором - боится, потому что родители не ограждают от опасностей, не предостерегают, а познавать мир без подстраховки взрослых и возможности на них опереться - тоже страшно. Отсюда берется неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, боязнь даже пытаться что-то сделать.

Адекватное воспитание основано на балансе: родители рядом, не вмешиваются лишний раз в развитие ребенка, но всегда готовы помочь, научить, подсказать. Предупреждают, утешают, поддерживают. С надёжным тылом ребенок растет более смелым и независимым.

3. Личный пример родителей. Если хотя бы один из родителей страдает от предубеждений, комплексов, застенчивости - то ребенок начнет копировать это поведение. Мама боится новых знакомств? Папа стесняется говорить по телефону? Родители не умеют отстоять авторитет перед бабушкой и дедушкой? Стесняются что-то делать, если на них смотрят? Малыш очень быстро это впитает и тоже станет неуверенным в себе. Ведь как можно не бояться людей и вообще этого мира, если его боятся даже папа с мамой?

Если в детском саду застенчивость ребенка не влияет на его жизнь критичным образом, то в школе и дальше может иметь очень негативные последствия: от плохой успеваемости до невозможности завести друзей и романтические отношения, найти достойную работу и свое место в жизни. Застенчивость делает человека закрытым для возможностей, его жизнь становится скудной и ограниченной. Он может, конечно, внушить себе, что это удел каждого интроверта, но при этом не будет находиться в гармонии с собой.

Как помочь застенчивому ребенку, пока он не стал замкнутым взрослым?

1. Пересмотрите свои взгляды на жизнь. Сходите к психологу, разберитесь со своими "тараканами" в голове и комплексами. Если вы застенчивы, но не хотите, чтобы ребенок вырос таким же - меняйтесь вместе.

2. Будьте всегда на стороне ребенка. Не подталкивайте его к действиям угрозами, приказами, ни в коем случае не стыдите его за застенчивость. В любой ситуации вы должны быть опорой и защитой для ребенка. Донесите это до окружающих - родственников, педагогов, - которые могут бестактно обвинять ребенка в трусости. Объясните, что нельзя так разговаривать с ним, и сами тоже так не делайте.

3. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, братьями/сестрами или даже собой в его возрасте. В ваших мыслях такие сравнения неизбежны, но высказывать их малышу не нужно. Он и сам постоянно "мониторит" окружающих, сравнивая себя с ними, незачем усугублять ситуацию. Поддерживайте его собственные успехи, а не рассказывайте о чужих, это совсем не мотивирует.

4. Играйте вместе с ребенком, вместе фантазируйте, сочиняйте сказки. Поиграйте в угадайки: жестами и мимикой нужно показать сюжет сказки или какое-нибудь животное, героя мультика. Сначала вы показываете, а ребенок угадывает, затем меняйтесь ролями.

5. Собственный YouTube-канал - отличный современный метод избавления от застенчивости и для маленьких, и для повзрослевших детей. Помогите ребенку создать его, записывать видео. Возможно, скоро малыш даже захочет пойти на курсы актерского мастерства, чтобы лучше смотреться в кадре.

Помните, что на избавление от застенчивости может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Если вы чувствуете, что предложенные выше способы не помогают либо недостаточны - обратитесь к детскому психологу.

Родителям застенчивых детей поначалу может быть даже удобно это качество малыша: кроха никого не поколотит в песочнице, не отберет игрушку. Но ближе к детскому саду, а тем более школе многим уже хочется как-то побороть застенчивость сына или дочери, сделать их более общительными. Что действительно можно изменить, если вам достался ребенок-интроверт, а что в его характере стоит просто принять?

У вашего наследника довольно закрытый характер: он редко стремится в общество других детей, умеет сам придумывать для себя игры и глубоко погружается в свои фантазии, чаще слушает, чем говорит сам. Иногда вы думаете, что дело в том, что он интроверт, или застенчивый, или замкнутый.

Вас это может беспокоить – ведь из-за застенчивости малыш все время оказывается где-то в задних рядах, в хвосте, упускает все самое интересное и вообще проводит слишком много времени в одиночестве. Вы боитесь, что у него не будет друзей или что он не сможет получить от жизни то, что захочет, потому что слишком застенчив, чтобы попросить или заявить о себе? А может быть, это "говорит" с вами опыт вашего собственного детства, когда вы всего стеснялись и избегали общения с другими?

Важно помнить, что между замкнутостью и застенчивостью все же есть разница: в первом случае ребенок действительно не нуждается в обществе других людей, во втором – не играет с другими детьми не потому, что сам не хочет, а потому что не знает, как подступиться к этой пугающей задаче. Как научить малыша общаться, ведь жить ему придется в обществе, и он должен найти свое место в мире?

Психологи уверены, что в то время как одни малыши стесняются потому, что сомневаются в себе и обладают низкой самооценкой, другие просто генетически предрасположены к такому типу поведения и общения с миром. В их случае застенчивость – это наследственная черта, полученная от мамы или папы (или даже от обоих родителей сразу).

Важно понимать, что интровертность и застенчивость – это черты личности, а не проблемы, с которыми непременно надо бороться. Очень многие проявления постепенно уйдут сами собой – кроха их просто перерастет.

Конечно, это не значит, что нужно смириться и ничего не делать. Наоборот, в детстве гораздо проще принять и освоить основные навыки коммуникации, принятые в социуме. Что же можно сделать прямо сейчас? Вот несколько советов.

  • Общаясь с сыном или дочкой, чаще задавайте такие вопросы: "Как ты думаешь?..", "Если бы ты был на этом месте, как бы ты поступил?". Это поможет маленькому человеку постепенно научиться доносить до других людей свое мнение – ведь он привыкнет, что для вас оно важно, что вы внимательно его слушаете.
  • Не стоит постоянно опекать ребенка. Да, он застенчивый и стеснительный, но это не значит, что вы везде должны вступать в качестве его голоса. Малыш очень-очень хочет, чтобы в магазине вы купили ему шоколадку? Вручите купюру и отправьте добывать ее самостоятельно (конечно, первые несколько раз вы проделаете это вместе, еще несколько раз подойдете к прилавку с ним и будете тихонько подсказывать, и наконец он сделает это сам). Или навстречу идет замечательная собака, и ребенок хочет выяснить, что это за порода? Ничего страшного не случится, если он пересилит себя и сам задаст вопрос хозяину.
  • Помогите малышу определить и развивать свои способности . Дети-интроверты, увлекаясь чем-то, готовы уйти в свое увлечение с головой – так помогите это сделать! Поощряйте их энтузиазм, помогайте искать дополнительную информацию, запишите в тематический кружок или секцию, покупайте качественные материалы для творчества или хорошую спортивную экипировку. Возможность сосредоточиться на любимом деле дарит интроверту силу, уверенность и ощущение счастья.
  • Уважайте потребность ребенка в "тихом уголке" – то есть в личном времени и пространстве. Если он ходит в детский сад, скорее всего, там у него нет возможности "подзарядить батарейки", так пусть хотя бы дома будет шанс побыть некоторое время в одиночестве и восстановить силы.
  • Не планируйте слишком много развлечений , посещений людных мест, даже на день рождения лучше звать поменьше гостей. Кстати, если вас пригласили на детский праздник, постарайтесь приехать туда пораньше, чтобы ребенок успел все рассмотреть и привыкнуть к обстановке. Когда появятся другие маленькие гости, он уже будет чувствовать себя хозяином положения и поведет себя менее замкнуто.
  • Сопереживая малышу, постарайтесь почувствовать разницу между "жалеть" и "поддерживать". В первом случае, жалея, вы подтверждаете для него, что с ним что-то не так, что он нуждается в вашей жалости, и этим делаете ребенка слабее, еще более закрытым и застенчивым. Поддержка же – это сообщение, что вы рядом и принимаете его таким, как есть, без условий, что вы поможете ему стать сильным. Это гораздо более "ресурсное" состояние, в нем скрыт потенциал.
  • Когда вы смотрите мультфильмы, объясняйте, почему персонажи поступают так, а не иначе, почему, например, один помогает другому, или куда они отправились вместе. Подтекст многих поступков часто непонятен малышу-интроверту, который сосредоточен на своем внутреннем мире, своих мыслях и чувствах.

Идем в гости. Возьмите несколько мягких игрушек и поделите их: часть останется с вами, часть пойдет "в домик" к малышу. Теперь звери будут ходить друг к другу в гости! Пусть ребенок командует. Кто пойдет первым? Что он возьмет с собой – угощение или игрушки? А что скажет, когда войдет в домик? Как поведут себя хозяева? Разыграйте по ролям все диалоги так, чтобы малыш побыл и гостем, и хозяином.

Ничего не слышу. Договоритесь с ребенком, пусть он расскажет вам, что с ним произошло, или короткую сказку. Но вот незадача – ваши уши сегодня "не работают", так что придется все показывать. Вы можете задавать наводящие вопросы ("А потом ты куда пошел? А что ты там делал?"), а малыш будет изображать это с помощью мимики, жестов и пантомимы.

Варим суп. Поставьте в комнате большую коробку или контейнер для игрушек – это будет кастрюля. Договоритесь, что для супа вам нужны разные овощи. Часть их заменят игрушечные, а вы с малышом выберете себе по одному названию, например "морковка" и "свекла". Сначала вы будете поваром: командуйте, что класть в суп, а когда назовете овощ, которым стал малыш, пусть он тоже залезет в коробку. Потом поваром будет ребенок.

Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе

Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо , в чем он силен, какими качествами обладает.

Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися, и понимает: "Я – хороший".

Поощряйте взаимодействие с другими детьми – не только со сверстниками, но и с теми, кто младше (может, ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее в такой компании) и постарше (а такие дети могут стать для него отличным примером для подражания), но при этом уважайте темп ребенка и его возможности. Сначала он может просто играть рядом с другими детьми, на следующий день – поздороваться и попрощаться, еще через некоторое время - вступить в диалог.

Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте "переводчиком": объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе. Например: "Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться".

Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.

Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: "Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный". Это ведет к очередному "минусу" от уверенности в себе.

Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде "Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить" или "Ну почему же ты все время стесняешься?". Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.

Запоминайте и затем вместе с ребенком обсуждайте ситуации, когда он смог справиться со своей замкнутостью, например подошел к незнакомой девочке и попросил разрешения поближе рассмотреть красивую куклу или предложил мальчику поменяться ненадолго самокатами. Обязательно уточните, как вы гордитесь тем, что малыш сам вступил в разговор и смог договориться. Поощряйте такое поведение – более открытое и смелое, чем обычно.

Застенчивый ребенок.

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми. Одна из этих историй знакомит нас с мальчиком, который из-за вывиха тазобедренных суставов вынужден был носить распорки. Недуг развил в нем болезненную застенчивость, которая заставляла его прятаться под кровать или за дверь, как только в доме появлялись посторонние. Это продолжалось и после того, как распорки были сняты. Когда пришла пора отдать мальчика в школу, он беспрерывно плакал, цеплялся за мать, утыкался головой ей в подол, лишь бы не общаться с учителями и детьми. Тогда мать придумала способ, чтобы отвлечь сына от сосредоточенности на себе. Она решила сделать ему маску, позволяющую скрыть лицо. Мальчик с удовольствием принял эту игру и начал называть себя «Одиноким Ковбоем». Остроумный прием матери неожиданно сработал. Учителя и дети также приняли эту игру, и постепенно мальчик вошел в группу, хотя и чувствовал себя несколько отстранение. В течение целого года он каждый день надевал свою маску и снимал только тогда, когда за ним приходил кто-то из родных. Постепенно росла его уверенность в себе, накапливался опыт общения с людьми, и, наконец, наступил момент, когда он согласился отказаться от маски, чтобы превратиться в здорового и счастливого ребенка.

Это история со счастливым концом. Но как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым вовремя не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею.

Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, ее психологическая природа? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в исследовании застенчивости у детей дошкольного возраста.

Опрос родителей 3-летних детей показывает, что та или иная степень застенчивости свойственна 42 % дошкольников.

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются вне поля зрения родных.

Примае6 застенчивости: Трехлетний Дима играет с машинкой рядом со сверстниками. При появлении взрослого он внимательно смотрит на него, но, встретив его взгляд, смущенно отворачивается. Взрослый просит мальчика подойти к нему. Дима улыбается, быстро встает, делает несколько шагов навстречу, останавливается и смущенно топчется на месте, вертит в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывает на взрослого. Когда взрослый снова зовет его, он вновь делает два шага, затем идет вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, стоящих в группе, подходит и останавливается в нескольких шагах от взрослого, снова отходит, затем бежит в туалет, выходит из него, издали вопросительно смотрит на взрослого. Подходит к нему после того, как тот зовет его четвертый раз, стоит рядом и смущенно поглядывает взрослому в глаза, накручивает на палец волосы. В ответ на предложение взрослого поиграть Дима охотно соглашается и идет в игровую комнату. Однако, усевшись за столик, мальчик как бы внутренне сжимается и сидит в неподвижной позе, глядя в пол, иногда поднимая глаза и робко поглядывая на взрослого, поводя плечами и смущенно улыбаясь. Разложенные на столе игрушки и книжки привлекают его. Он робко дотрагивается до них, но не решается взять или попросить разрешения поиграть или посмотреть.

На этом примере видно, как трудно застенчивому ребенку совершить даже такое, казалось бы, простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. Здесь перед нами предстает вся симптоматика поведения застенчивого ребенка. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка являются прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра-драматизация «Море и корабль», в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!» Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испуганно и виновато повторяя: «Я не могу».

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития,- доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных вилах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает малышу справиться с задачей. Поговорите с ребенком от имени, придуманного вместе, персонажа, разыграйте смешную сценку. Эго разрядит напряженность, отвлечет малыша от самого себя, придаст ему смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенка, его непосредственность, и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Если вы не хотите, чтобы ребенок испортил вашу губную помаду или испачкался ею, дайте ему старую и ненужную, предложите нарисовать ею на листе бумаги; если вам жаль обоев, на которых маленькие дети иногда любят порисовать, предложите им кусок обоев, оставшийся после ремонта. Разложите его на полу и вместе с малышом нарисуйте красками большую картину. Позвольте ему рисовать и кисточкой, и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания. чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снясь внутренне напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с ребенком в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки, пятнашки - это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы так заняты, что у вас не остается времени на «пустяки». Это неверно. Подвижные игры со взрослыми помогут ребенку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры-соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие, как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел». «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его. вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают малышу в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Персонажами игры могут стать также знакомые детям герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливою зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно находит в них отголоски своей собственной жизни и овладевает приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, «спрятаться» за маской. Можно организовывать игры в «детский сад», где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, прочитать стихотворение или составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Описание конкретных игр с детьми вы можете найти в следующих книгах.

Литература.

  1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
  3. Захаров А. И. Что снится нашим детям.- М.: ACT. 1997.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991.
  5. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- М.: Издательский Дом «Искатель», 1997,.
  6. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1995.