«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию. План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста План по самообразованию по теме познавательное развитие

Трусова Елена Сергеевна
План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад "Изумрудный город"

Перспективный план по самообразованию на 2017 -2018 учебный год.

Подготовила и разработала: воспитатель 1 младшей группы "Звонкий ручеек": Трусова Елена Сергеевна.

Тема: Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: разностороннее развитие личности ребенка, создание

условий для самоопределения и самореализации воспитанников на основе социокультурных, духовно - нравственных правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для реализации целевых ориентиров ФГОС ДО.

Работа по самообразованию одна из форм повышения профессиональной компетенции.

Работа будет строиться по следующим направлениям:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.

Изучение учебной и научно-методической литературы.

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии.

Изучение новых программ и педагогических технологий.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

Повышение общекультурного уровня.

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте ФГОС.

Проявление творческого потенциала.

Пропаганда своих достижений.

Развитие исследовательской деятельности.

Тему для самообразования подбирала с учетом Программы развития ДОО, следуя стратегическим ориентирам развития образования в округе.

Учитывала основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Сотрудничество Организации с семьей.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемииологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

Актуальность выбранной темы.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования «Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Цель:

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

Продолжать создать картотеку дидактических игр;

Развивать мышление у детей; самостоятельность в поиске решений;

умение отвечать на вопросы.

В течение года мной будет изучена специальная методическая литература:

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Изучение статей в Интернет – журналах «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольный возраст. Дошкольное воспитание», «Педагогическая библиотека».

Использование дидактических игр позволит:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу я буду проводить по трем направлениям:

1. Создание предметно - развивающей среды в группе.

Подготовлю новые игровые пособия для развития мышления, внимания, восприятия, памяти, речи, творческого воображения, внимания, логического мышления.

2. Работа с детьми.

Работа с детьми будет строиться по следующим путям развития познавательных способностей:

Развитие мышления;

Развитие внимания;

Развитие восприятия и памяти;

Развитие речи;

Развитие творческого воображения.

Свою деятельность буду выстраивать поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр будут учитываться особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр словесного содержания мной будут использоваться сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры будут включены в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий буду подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали.

3. Работа с родителями.

В октябре будет проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».

В ноябре для родителей будет подготовлена папка - передвижка на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

В течение года буду привлекать родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

Завершением послужит родительское собрание в конце учебного года «Играем вместе с родителями в занимательные игры».

В конце года проведу самоанализ по изученной теме и сделаю прогноз на будущее. В творческой форме подготовлю презентацию – отчет о проделанной работе по теме.

План работы по самообразованию на тему

«Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»

на 2010-2015 годы

Воспитатель: Шамсутдинова Г.Ш.

Начиная работу по самообразованию, я поставила перед собой:

Цель: создать оптимальные условия для ребёнка дошкольного возраста как основы познавательного, интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:

1.Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу по данной теме,изучить педагогический опыт через статьи интернет.

2.Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «

3.Воспитать интерес к играм.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный) 2010-2011 учебный год

Изучение научной, методической литературы,

Закон «Об образовании в РФ»,Конвенция о правах ребёнка,

Анализ и обобщение теоретических данных,

Разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)2012-2014 год

Организация игровых центров

Внедрение в практику полученных теоретических знаний.

Размещение публикаций

Практические выходы, выступления, участия на конкурсах, консультации:

Практические выходы:

Познавательные проекты на темы: «_Моя дружная_семья»для воспитателей МБДОУ,«Чудо эксперименты», «Здоровейка»,«Развивающие игры», «Национальные игры», «В гостях у Витаминки», «Всякое познание начинается с удивления»

«Современные технологии по развитию речи Синквейн.Составление загадок по Нестеренко

Работа с родителями,консультации,родительские собрания:

Консультации: «Какие игрушки необходимы детям», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»,«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка», « Народные игры»; «Поисково-познавательная деятельность», «Игра в жизни детей»

Родительские собрания по темам: « Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности», «Роль игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса детей к предметному миру»

Выступление на обще родительском собрании на тему: «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»

Выступление на районном семинаре на тему: «Взаимное сотрудничество – залог успешного воспитания дошкольника»

Выступление на семинаре-презентации воспитателей МБДОУ на тему: «Использование инновационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Развитие познавательности детей через нетрадиционные техники рисования»

Показ открытых занятий, мероприятий:

Показ театрализованной игры по теме: «На день рождения к Нюше» с участием представителей ГУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ БДД РТ»

Показ открытого занятия для воспитателей МБДОУ по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Путешествие в научную лабораторию»

Показ открытого занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ по теме: «Путешествие в мир предметов»

Показ районного занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ теме: «Одуванчик»

Показ открытого районного занятия по развитию речи для воспитателей МБДОУ по теме: «Матрёшки»

Показ районного открытого занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ по теме: «В гостях у снеговика»

Участие в районных, республиканских, во всероссийских семинарах, конкурсах, мероприятиях:

Участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства размещённых в сети интернет.

Участие в межрегиональном конкурсе образовательных программ и методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий»

Участие воспитанников в открытом межрегиональном интеллектуальном турнире способностей: «РостОК-SuperУм»

Трансляция опыта работы по теме: «Всякое познание начинается с удивления»

III этап (обобщающий)2014-2015 год

Обобщение опыта работы по теме: « Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность »

Практическая работа по теме самообразовани

1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».

3. Попова Л. В. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».

4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

5. Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

алла куркина
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

ПЛАН

по самообразованию на тему :

«Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста »

Воспитатель : Куркина А. А.

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

Актуальность :

Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир , в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию .

Выстраивая свою работу, мы стремились, чтобы процесс был построен таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Важно развивать тягу к познанию , преподносить детям не готовые истины, выводы и обобщения, а сделать так, чтобы ребенок сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов.

Проблема :

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»

Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям : нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Цели :

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи :

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира :

Знакомить с различными свойствами веществ.

Развивать представления об основных физических явлениях

Развивать представления детей о некоторых факторах среды.

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Формировать у детей разные способы познания .

Литература :

1. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты. pdf,

2. formir_ekol_predstav (1) .ppt,

3. Рыжова, Методика детского экспериментирования. pdf

4Тугушева, Чистякова : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности . ФГОС

Подробнее : https://www.labirint.ru/books/628504/

5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников . – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2006.

1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности . сентябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В теч . года Оформлены :

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов :

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей , а так же ребенка со сверстником

5. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования В теч. года Конспекты НОД на темы : «Воздух вокруг нас» , «Волшебница вода» , «Свойства снега» , «Удивительная крупа» , «Бумажные фантазии» , «Как увидеть звук?»

6. Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Имеется, но пополнять постоянно

7. Работа с воспитателями :

Показ мастер-класса

Просмотр занятия на РиМО

Итоговое занятие май Разработать памятку общих правил исследовательского обучения.

9. Работа с родителями :

Консультации :

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов.

План по самообразованию «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» ПЛАН РАБОТЫ.

Светлана М
Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать . Развитие стоит во главе угла . Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры . Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка , раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра , поэтому развивать познавательные процессы легче через игру . В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры . Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника . Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я два года работаю по теме : «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры », целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры , которая предусматривает решение следующих задач :

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес , который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых , более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка : целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат : в процессе дидактических игр у детей развивается внимание , память, речь, мышление, интеллектуальное развитие .

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно- развивающей среды в группе , что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка» , где собраны различные дидактические игры , авторские игры , многофункциональные пособия такие, как : «Чудо-дерево» , «Волшебная корзинка» , «Ваза» , «Разноцветный сундучок» , «Мудрая змея» , «Воздушное облако» , «Цветик-семицветик» , «Бурёнка» «Зонт» , «Часы» , «Африка» . Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр , как :

- «Бесконечная классификация» ;

- «Найди по описанию» ;

- «Найди лишний предмет» ;

- «Узнай по тени дерево» ;

- «Соберем урожай» ;

- «Садовник и цветы» ;

- «Поиск общего» ;

- «Поиск аналогов» ;

- «Что к чему подходит?» ;

- «Что растет на грядке?» ;

- «Поиск противоположных предметов» ;

- «Животные Африки» ;

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям :

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми :

Обучение детей строится на основе программы «Радуга» . Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям :

1. Интеллектуальное развитие ;

2. Развитие внимания ;

3. Развитие восприятия и памяти ;

4. Развитие речи .

В интеллектуальном развитии применяю такие игры : «Отгадай фигуру» , «Собери снеговика» , «Превращения» , «Чудесный лес» , «Четвёртый лишний» , «Путаница?» .

В развитии внимания : «Отражение» , «Выложи кружочки» , «Пантомима» , «Портрет» .

В развитии восприятия и памяти : «Нади отличия» , «Сложи картинку» , «Угадай предмет» , «Какое время года?» , «Кто не на месте?» , «Рассмотри внимательно» , «Найди предмет» .

По развитию речи : «Вершки и корешки» , «Вкусный сок» , «Угадай, что я съел» , «Что за предмет?» , «Разноцветный сундучок» .

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей , а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты : через героя , которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала , который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

- игры головоломки ;

- игры шутки ;

- игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдет» , «Незаконченные картинки» , «Чиним одеяло» , «Живые числа» , «Новогодние елочки» .

По развитию речи включаю дидактические игры , на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения : «Назови как можно больше предметов» , «Кто больше увидит и назовет» .

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности , наблюдательности : «Волшебный кубик» , «Садовник и цветы» , «Кто летает?» , «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры . В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр , с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры , в том числе и электронные игры . Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов . Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую : игры – путешествия , презентации, интерактивные игры . Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий :

«Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой, использовала игры : «Назови дни недели» , «Сосчитай мячи» , «Найди ошибки» , «Загадки-задачки» , «Найди лишний предмет» .

«Путешествие в Звукоград» . Использовала следующие игры : «Магазин игрушек» , «Назови слова» , «Рассели звуки по домикам» , «Угадай по описанию» .

Реализация проекта : «Морские обитатели» , занявший 1 место на базе нашего ДОУ. Использовала следующие игры : «Угадай по силуэту» , «Засели аквариум морскими обитателями» , «Собери целую картину» .

Работа с педагогами :

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме : «Познавательное развитие детей через дидактические игры ». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры . Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры . Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку» , которые были представлены на конкурсе проектов детского сада. Проект «Морские обитатели» занял 1 место.

Работа с родителями :

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?» , на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя» . Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведенные игры . Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны , активны, стали больше интересоваться познавательной литературой , задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » .

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую :

1. изготовление новых дидактических игр ;

2. создание картотеки дидактических игр для родителей ;

3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей) ;

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.

Сентябрь.

Октябрь.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь.

Декабрь.

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

«Мыло фокусник».

Январь.

Февраль.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Опыты с почвой.

(огород на подоконнике).

Март.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

«Исчезающая монета»

Апрель.

Май.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для

оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

План по самообразованию на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность»

Подготовительная группа «КАПЕЛЬКИ»

2016-2017г.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Воспитатель: Турченко О.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.

Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»