Родительский комитет и родители мероприятия их объединения. Для чего нужны родительские комитеты в детском саду. Юридическая сторона вопроса

Родительский комитет В каждом классе и каждой группе детского сада должен быть родительский комитет. Но не все родители знают, что он собой представляет и какие у него права и обязанности.

Состав родительского комитета

В родительский комитет входят представители от родителей всего класса или группы, выбранные из желающих на общем собрании. В идеальном случае - от 3 до 7 человек от одной группы или класса. Из их числа выбирается председатель комитета и секретарь, между всеми членами распределяются обязанностями, результаты заносятся в протокол собрания, утверждается устав, которому должны следовать участники.

На практике родкомитет может состоять даже из одного инициативного человека, принявшего на себя весь груз ответственности.Родительские комитеты группы или класса объединяются в общешкольный (или общесадовый) комитет, решающий вопросы, касающиеся деятельности всей школы или сада.

Задачи родительского комитета

В глазах многих функция родительского комитета сводится к денежным поборам, но все далеко не так односторонне. Итак, комитет осуществляет:

Выяснение того, в чем нуждаются дети и что при этом им не может обеспечить администрация ДОУ;

Сбор денег на различные нужды группы, класса, школы, детские мероприятия , праздники и подарки к ним;

Закупку необходимых вещей в класс, материалов для ремонта, организация ремонтных работ, на которые не выделяет средства ДОУ;

Закупки подарков к праздникам детям и учителям;

Решение мелких организационных вопросов, ради которых нет смысла созывать общее собрание;

Помощь в устройстве различных мероприятий;

Содействие воспитателям и педагогам в работе с детьми.

Против первых пунктов вы рискуете услышать, что «поборы» незаконны, так как по закону государство обеспечивает сады и школы всем необходимым. К сожалению, на деле без финансовой помощи родителей бюджетным учебным заведениям часто приходится крайне тяжело. Вы можете столкнуться с тем, что в группе входная дверь обветшала настолько, что легко открывается без ключа, стоит лишь дернуть посильнее, окно в туалете сломано, не хватает спальных мест (даже раскладушек), а новые игрушки покупались лет 10 назад. Конечно, легко все оставить в таком виде, сославшись на то, что детям важнее общение, чем окружающая обстановка, но… В задачи родительского комитета, в частности, входит оценка реальных нужд и удовлетворение этих потребностей с помощью других родителей.

Кроме сбора и целевой траты средств, членам РД придется вести учет всем принятым и потраченным средствам и быть готовыми предоставить отчет по первому требованию.

В «неофициальные» обязанности членов родительского комитета входит умение находить общий язык с родителями других детей в группе, воспитателями и педагогами и членами других родкомитетов в ДОУ.

Права родительского комитета

Члены комитета имеют не только многочисленные обязанности, но и права:

Требовать отчета о потраченных средствах с администрации учебного заведения, если передавали собранные деньги в ее распоряжение.

Вносить конструктивные предложения, касающиеся педагогического процесса, воспитательной работы и оснащения учебного заведения. И требовать информацию о принятых решениях.

Получать от администрации отчет о работе, материальном положении и техническом состоянии ДОУ, его нуждах.

Инициировать родительские собрания по важным вопросам, которые не терпят до планового собрания.

Присутствовать на учительских совещаниях по приглашению педагогического коллектива.

Искать спонсоров для ДОУ и детских мероприятий среди общественных и коммерческих организаций.

Сообщать о грубых нарушения прав детей со стороны их родителей или работников школы или сада.

Если вы впервые оказались членом родительского комитета и еще слабо представляете, что делать дальше, возьмите на вооружение несколько идей.

«Предвкушая» постоянный сбор денег по каждой мелкой надобности, вы можете составить годовой бюджет группы или класса. Прикиньте, сколько денег нужно на весь год, с учетом расходов на ремонт, праздники, мероприятия, подарки учителям, воспитателям и детям и другие необходимые покупки, добавьте еще 8-10% на непредвиденные траты. Сообщите о результатах расчетов остальным, чтобы родители знали, какие расходы им предстоят.

Обзаведитесь телефонами всех родителей и учителей, чтобы была возможность связаться в ними в любую минуту.

Поддерживайте связь, а еще лучше, хорошие отношения с членами родительского комитета параллельного класса. У них, скорее всего, будут аналогичные нужды, и, объединив усилия, вы сможете, например, заказывать книги, тетради, подарки более крупными партиями , покупая их по оптовой цене или со значительными скидками.

И уж, конечно, запаситесь крепкими нервами. Работа в родительском комитете полезная и необходимая, но совершенно неблагодарная деятельность.

Анна Петрович | 8.09.2015 | 1926

Анна Петрович 8.09.2015 1926


Родительский комитет – это орган самоуправления в классе, имеющий свои права и обязанности. Разбираемся, в чем же они состоят.

Так получилось, что я возглавляла родительский комитет в детском саду, а потом и в школе. Я не боялась брать на себя ответственность и проявлять инициативу, которая иногда бывает наказуема. Кстати, я ощутила это и на себе, но все же не отказалась от участия в родительском комитете ради своей дочки Лизы.

Самая большая сложность состояла в том, что большинство членов родительского комитета класса не приходили на собрания. Также кого-то возмущали финансовые сборы на нужды класса, а кто-то просто не находил свободного времени.

Я предложила собрать экстренное собрание для повторного голосования по поводу членства в родительском комитете. Теперь меня поддерживают активные и инициативные родители, и наша работа «кипит».

Я хочу рассказать, в чем же состоят права и обязанности родительского комитета.

Права родительского комитета

Вот, какие основные права имеет родительский комитет:

  • Внесение предложений относительно воспитательной работы, оснащения класса и т.д.
  • Родительский комитет может потребовать от администрации школы отчет о том, как были потрачены средства, собранные на различные нужды учебного заведения.
  • Инициирование внеплановых .

Обязанности родительского комитета

Что касается задач, то они следующие:

  1. Сбор денежных средств на хозяйственные нужды класса и школы, различные мероприятия, подарки и т.д.
  2. Покупка материалов и вещей для нужд класса.
  3. Покупка подарков для детей, учителей к праздникам.
  4. Решение малосущественных организационных вопросов, не требующих созыва родительского собрания.
  5. Оказание помощи педагогам в различных вопросах, например, по налаживанию контактов с другими родителями, активное участие в организации внеурочного досуга (экскурсии, спортивные мероприятия, игры).
  6. Члены родительского комитета должны мотивировать других родителей принимать участие в жизни класса и школы – это сплотит и взрослый, и детский коллективы.
  7. Необходимость вести документацию: протоколы заседаний, планы работы на определенный период времени, график собраний, положения о правилах и принципах работы, отчеты о потраченных средствах.
  8. Представление интересов детей и класса на школьных собраниях, конференциях и т.д.

Состав родительского комитета – около 3-5 человек. Они выбираются на общем родительском собрании. Если желающих нет, членов родительского комитета назначает классный руководитель.

«Подводные камни» – о чем нужно помнить?

Когда я говорила о том, что инициатива наказуема, я опиралась на свой опыт. Думаю, многие родители, ставшие членами родительского комитета, так или иначе сталкивались с этими проблемами.

Во-первых , нередко члены родительского комитета не проявляют активности и все ложится на плечи председателя. В этом случае необходимо провести повторное голосование и выбрать более активных родителей.

Во-вторых , стоит быть готовыми к тому, что другие родители будут недовольны результатами вашей работы: кого-то не устроит сумма, которую вы собираете на подарки, кому-то не понравится цвет тех самых подарков, кто-то не захочет платить за школьные альбомы и т.д. В этом случае, конечно, необходимо искать компромиссы, а не гнуть свою линию. При возникновении противоречивой ситуации лучше всего собрать экстренное родительское собрание и вынести этот вопрос на открытое голосование.

В-третьих , вас могут обвинять в том, что вы собираете слишком много денег, а часть из них тратите на свои нужды. Чтобы застраховаться от подобных случаев, вам необходимо будет собирать все чеки и вести отчетность (о потраченных средствах я отчитываюсь в закрытой группе нашего класса в одной из социальных сетей).

В-четвертых , внутри вашего небольшого коллектива могут возникнуть разногласия из-за распределения обязанностей. Лучше всего заранее назначить каждого из родителей ответственными за ту или иную работу: кто-то будет собирать деньги, кто-то – покупать подарки, кто-то – организовывать мероприятия, кто-то – вести документацию. Любые спорные вопросы решает председатель.

Председателю родительского комитета следует записать номера телефонов всех родителей, чтобы при необходимости связываться с ними.

Я хочу сказать, что членство в родительском комитете имеет свои плюсы и минусы. Из положительных сторон я бы выделила то, что вы сможете стать ближе к своему ребенку, который будет ощущать, в том числе и на себе, плоды вашей работы. Из недостатков – это настоящая работа, временами нервная и совсем не оплачиваемая.

Вступать в родительский комитет или нет – это только ваше решение. Вы можете взвесить все «за» и «против» и сделать свой выбор. Но я хочу сказать, что родители не должны бояться проявлять инициативу, ведь все делается только на благо их детей.

А еще хочу обратиться к мамам и папам, которые не состоят в родительском комитете, но постоянно высказывают свое недовольство его работой: будьте добрее и лояльнее. А если вас что-то не устраивает, вступите в родительский комитет и помогайте ему, как сможете.

А вы состоите в родительском комитете?

Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год.

В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет (председатель) участвует (при необходимости) в заседаниях пед. совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:

Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

Влиять на формирование культуры родительского общения;

Быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

Активно участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;

Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;- принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

Проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды.

Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.



Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

Состав родительского комитета:

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей.

Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:

а) протоколы заседаний родительского комитета;

б) положение о родительском комитете школы;

в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;

г) график заседаний родительского комитета.

Участие в родительском комитете школы имеет для родителей, как плюсы, так и минусы.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей в классе, в дне самоуправления.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе. В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки - это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают кругозор.

Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок Польза родителей в решении этого вопроса огромна, однако, это интересно не только детям, это интересно и самим родителям- увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся род.комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещение учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Плюсы участия в деятельности родительского комитета:

Возможность контролировать образовательный процесс школы и влиять на него;

Влиять на педагогический коллектив, других родителей (выступление на общих собраниях, участие в проверочных комиссиях и т. д.);

Получать информацию из первоисточников (члены родительского комитета напрямую общаются с администрацией школы);

Реализовывать организаторские способности (участие во внеклассной жизни школы, класса);

Демонстрировать свою ответственность, родительскую и гражданскую позиции.

Минусы участия в деятельности родительского комитета:

Работа в родительском комитете отнимает много времени;

Создает много хлопот: организация ремонта, уборки, решение других хозяйственных проблем;

Возможны конфликты с другими родителями, не желающими участвовать в воспитании детей, общественной жизни школы.

4.4. Организация и методика проведения, конференций, лектория «Университет педагогических знаний», тематические и индивидуальные консультации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании». Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программаразвития учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и актуальным.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Это может быть:

· приобщение родителей к педагогическому процессу;

· неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

· система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

· совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

· разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа : взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов, одна из основных форм работы с родителями.

Общешкольное родительское собрание . Регулярность и заблаговременная повестка собрания, сформулированная цель и четкая постановка задач и вопросов для обсуждения, помогают собрать большую часть родительской общественности. Очевидно, что общешкольные родительские собрания, периодичность которых – 2 раза в год для каждой параллели, дают возможность родителям увидеть результаты и перспективы деятельности школы в целом. Сделать информирование более наглядным помогает использование подготовленных компьютерных презентаций.

Работа по повышению педагогической культуры родителей наиболее уместна на классных родительских собраниях . Важно то, что зачастую повестка дня является следствием тех вопросов, по которым родители были проинформированы на общешкольном собрании. При проведении родительских собраний используются интерактивные формы, такие как:

1. Групповая работа на заданную тему .

Родительское собрание включает в себя 2 этапа:

Информирование родителей о возрастных изменениях, происходящих с детьми этого возраста и глобальных социальных изменениях, затрагивающих семью.

Групповая работа родителей. Родители делятся на группы (всего было 4 группы по 5 – 6 человек). Задача каждой группы – символически выразить (на листе ватмана), как социальные изменения отражаются на детях класса. Эффективность данной формы работы оценивается через активность и общую вовлеченность в общий аналитический диалог всех участников собрания, через сплочение родителей при работе на поставленную цель, через продуктивный обмен опытом.

2. Форма обсуждения проблемы за круглым столом . Цель: разработка путей педагогической коррекции проблем в поведении ряда учеников класса. Форма круглого стола позволяет выровнять позиции педагогических работников и родителей, свободно выражать свое мнение. Эффективность данной формы в достижении взаимопонимания по ряду вопросов обучения и воспитания.

3. Форма диспута в родительских группах . Проводят педагоги начальной школы, работающие по программе развивающего обучения. Цель: активное вовлечение родителей в вопросы развивающего обучения. Родителям предлагается разделиться на группы по принципу «те, кто полностью принял РО» и «те, кто сомневается». Между группами организуется диалог «вопрос-ответ».

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Как отмечалось выше, родительское собрание может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, образовательного процесса. Эффективность работы по взаимодействию с семьей в выстраивании партнерских отношений родителей и педагогов.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Формы организации занятий разнообразны; лекции, конференции, беседы, практикумы, деловые игры и т. д.Цель родительского лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический лекторий лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Занятия проводят директор, заместители директора, социальный педагог, специалисты медицинских учреждений и профилактических центров. Обычно лекторий посвящен определенной теме педагогического просвещения и объединяет родителей одной или двух параллелей.

Педагогический всеобуч - Цель педагогического всеобуча -осуществление деятельности, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Инновационный подход в проведении родительского всеобуча мы видим в использовании таких формах работы с родителями, как

Проведение открытых родительских собраний для молодых классных руководителей;

Проведение семинаров для классных руководителей, которые направлены на увеличение арсенала способов проведения родительских собраний «Семья в контексте глобальных изменений»;

Использование нестандартных форм проведения родительских собраний,

Создание Общешкольного родительского Актива;

Использование новой формы подведения итогов года

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) - – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, обмен опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.Алгоритм проведения - раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов.

Цель конференций - просвещение родителей по актуальным вопросам и формирование активной педагогической позиции.

Проблемы взаимоотношений отцов и детей, особенности гендерного воспитания и обучения, профилактика наркомании – это далеко не все вопросы, поднимаемые на родительских конференциях. Конференции проводятся один раз в год. Темы конференций: "Я и мой ребенок", «В семье растет сын», «В семье растет дочь», «О ребенке и его здоровье».

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. Например, на сайте образовательного учреждения, в школьной газете, в СМИ региона или города.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Здесь возможна такая форма работы как Ассамблея достижений , которая проводится как расширенное заседание родительского комитета школы. На этой встрече отчитывается администрация школы, награждаются самые активные родители, проводится анкетирование родителей.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Открытые уроки, дни открытых дверей, родительская суббота -ознакомление родителей с методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежатьмногих конфликтов, вызванных незнанием, непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Посещение семей - эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в школе.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей . Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Консультация - оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.

Родители учащихся приняли решение о создании родительского комитета. К сожалению, действующее законодательство не содержит систематизированных положений о таком объединении. Каков его статус, функции и полномочия? Об этом и поговорим...

Задачи родительского комитета

Действительно, четких норм, регулирующих работу такого комитета, нет. Однако в ряде нормативных актов все же имеются упоминания о родительском комитете. Так, в пункте 2.4 приложения 1 к письму Минобрнауки России от 31 марта 2008 г. № 03-599 говорится о том, что наличие и работа родительского комитета влияют на определение эффективности управленческой деятельности (правда, это касается дошкольных учреждений).

А в пункте 27 Порядка проведения ЕГЭ указано, что представители родительских комитетов могут входить в число общественных наблюдателей за проведением единого госэкзамена (порядок проведения единого госэкзамена утвержден приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. № 57).

Помимо таких косвенных упоминаний есть еще один нормативный акт, представляющий особый интерес (данный документ хотя принят и давно, но официально не утратил силу). Речь идет о письме Минпроса РСФСР от 19 марта 1971 г. № 114-М «О типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы». В нем, в частности, отмечены следующие задачи комитета:

Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной работы;
- помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы.

Кроме того, данное Положение регламентирует права и обязанности, полномочия родительских комитетов, организационную структуру. Но при использовании этого Положения важно не забывать, что его применяют только в совокупности с нормами действующего законодательства.

Статус родительского комитета

Создание родительского комитета - это одна из форм реализации права граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ).

СТАТУС ПРОСТОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН

Он возникает исходя из факта простого создания родительского комитета. То есть как только родители собрались и решили, что у них будет родительский комитет, такое объединение уже появилось. Но на него не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья 5 Закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо:

Не менее трех участников;
- организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании комитета, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что на комитет будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях.

Родительский комитет в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права - к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такой комитет и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не родительскому комитету, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей собственности членов родительского комитета.

Например, глава родительского комитета подпишет договор от имени родительского комитета, но юридически будет считаться, что все права и обязанности по такому договору возникли не у родительского комитета, а у его главы как физического лица.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких родительских комитетов в этом перечне нет, как и любых других объединений граждан, не являющихся юридическими лицами (это распространяется и на первый вид объединения).

СТАТУС РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА КАК ЮРЛИЦА

Для того чтобы родительский комитет начал свое существование в качестве юридического лица, он должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: фонд, некоммерческое партнерство, общественная организация и др. Важно, чтобы эти формы предусматривали членство.

В данном случае комитет признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

Организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды детей;
- назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;
- открыть расчетный счет в банке;
- заключать договоры от имени родительского комитета.

Создавать родительский комитет со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств от родителей. Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Кто отвечает за расход средств

Этот вопрос также зависит от того, каким образом организован родительский комитет.

Если это юридическое лицо, то ответственность за полученные деньги несет организация. Учет и отчетность в нем регулируются общими нормами, которые касаются всех юридических лиц.

Если же это просто объединение родителей, то отвечать будет тот, кто непосредственно получил деньги (глава комитета, иное лицо). Документально это оформляют обычной распиской о получении денег с указанием имени, фамилии, отчества и паспортных данных лица, получившего средства. Или же можно завести журнал, где будут отражены эти данные, а также график приема денежных средств.