Малахит какое вещество простое или сложное. Конспект урока по химии «Сложные вещества» (8 класс). Лабораторная работа «Реакции обмена»

Конспект урока по химии «Сложные вещества» (8 класс)

Урок формирует у учащихся естественно-научную картину мира, знакомит с научными методами доказательства состава веществ. В процессе выполнения экспериментальной работы учащиеся самостоятельно изучают состав сложного вещества, самостоятельно формулируют понятия, сравнивают полученные результаты, делают выводы. Особенностью данного урока является исследовательская деятельность учащихся, которая развивает наблюдательность, самостоятельность, умение логически мыслить. В ходе экспериментальной работы, наблюдением за демонстрационным опытом, работой с презентацией учащиеся составляют итоговую таблицу, в которой представлен состав веществ.

Структура урока четко определяет деятельность учителя и учащихся. Урок способствует личностному развитию учащихся, ориентирован на самостоятельное приобретение знаний.

Цель урока:

Формирование важнейшего химического понятия «вещество», методами доказательства сложного вещества – анализом и синтезом.

Задачи:

    Научить учащихся пользоваться химическим языком, группировать и классифицировать вещества по составу и свойствам, сравнивать свойства веществ.

    Развивать наблюдательность, умение проводить эксперимент, умение делать выводы о составе вещества по результатам эксперимента.

    Воспитать умение логически мыслить, развивать абстрактное мышление, умение планировать ход эксперимента.

    Ознакомить с правилами техники безопасности при нагревании веществ, правилами зажигания и гашения спиртовки, мерами предосторожности при использования огня.

    Способствовать личностному развитию учащихся.

Оборудование: пробирки, спички спиртовки, держатели, малахит, перманганат калия, лучина, порошок железа и серы. Видеофрагмент электролиза воды. Проектор. Презентация.

Организационный момент – 1 минута.

Приветствую учащихся, проверяю присутствие учеников, назначаем дежурного, проверяю готовность учащихся к уроку, наличие учебных принадлежностей по предмету.

Проверка домашнего задания – 10 минут.

Экспресс опрос: Записать знаки химических элементов (металлы и неметаллы)

Литий, золото, аргон, хлор, кремний, магний, неон, хром, иод, медь, железо, кислород, бор, бериллий, фосфор.

Устный опрос.

1 ученик. Какие вещества относятся к простым? Охарактеризовать их свойства.

2 ученик. Какими свойствами, строением и структурой обладают немолекулярные вещества?

3 ученик. Составить формулы простых веществ, образованных элементами третьего периода, сравнить их свойства и структуру.

Изучение нового материала, проведение ученического эксперимента – 26 минут

Учитель ставит цели и задачи урока.

Слайд 3. На данном слайде вы видите ряд веществ: оксид меди, графит, кварц, основной карбонат меди, сера, кислород, углекислый газ, вода.

Как вы думаете, какие из этих веществ состоят из одного элемента, а какие из нескольких?

Сколько элементов входит в состав воды? Как это можно доказать?

По внешнему виду можем ли мы определить простое или сложное данное вещество?

Как мы называем те вещества, которые состоят из одного элемента?

А как называются те вещества, которые состоят из двух или нескольких элементов?

Как можно сформулировать определение сложных веществ?

Слайд 4. Вещества, состоящие из атомов различных химических элементов относят к сложным.

Слайд 5. Составить схему классификации веществ по составу и привести примеры:

Вещества: простые (кислород, натрий, вода и т.д.) и сложные (малахит, мел, аргон и т.д.)

Как на опыте можно доказать, к сложным или к простым относится вещество?

По каким признакам мы узнаем, что вещество сложное?

Слайд 6. Определение состава вещества с помощью разложения называется анализом.

Разложение часто проводят посредством нагревания.

Проведение лабораторной работы по группам.

Опыт 1. Разложение малахита.

Учитель наблюдает ход эксперимента, выполнение правил техники безопасности.

Беседа о результатах эксперимента.

Опыт 2. Разложение перманганата калия.

Учитель наблюдает за ходом эксперимента и соблюдением правил техники безопасности.

Что мы видим после нагревания?

Выделяющийся газ мы определим поднеся к газоотводной трубке тлеющую лучинку.

Какой это газ?

Сейчас возьмем два стаканчика с водой. В один поместим несколько крупинок перманганата калия, а в другой вещество из пробирки после нагревания.

Что мы видим? Прокомментировать результаты продуктов растворения.

Заполним таблицу.

Сделать вывод о составе перманганата калия и способах доказательства его состава.

Видеофрагмент «Разложение воды».

При разложении воды образуются кислород и водород, то из каких веществ образуется вода?

Слайд 7. Образование сложного вещества из простых – синтез.

Демонстрационный опыт.

Нагреем железные опилки с порошком серы. Что мы видим? Беседа:

Какое вещество образуется в результате – простое или сложное?

Из каких элементов оно состоит?

Можно ли с помощью синтеза доказать состав вещества?

Слайд 8. Какую структуру имеют сложные вещества? Сделать вывод о структуре сложного вещества. Составить кластер, привести примеры.

Высказывают свое мнение.

Из двух: кислород и водород.

Учащиеся отвечают.

Дают определения простым и сложным веществам.

Предполагают.

Записывают.

Составляют схему, приводят примеры.

Отвечают.

Записывают.

Проводят самостоятельно эксперимент.

Наблюдают за происходящими изменениями, записывают результаты эксперимента в таблицу

Вывод о составе сложного вещества. Закрепляют понятие «анализ».

Учащиеся проводят эксперимент, наблюдают, записывают результаты эксперимента в таблицу.

Отвечают.

В первом стакане вещество растворилось, и раствор приобрел розовую окраску, а во втором – зеленую, значит это два разных вещества.

Делают вывод.

Делают вывод о составе воды.

Записывают.

Заполняют таблицу.

Делают вывод: сложные вещества по структуре делятся на молекулярные и немолекулярные. Составляют кластер.

Записывают.

Рефлексия – 7 минут.

1. Какие вещества относятся к простым? Какие к сложным?

2. Как определяют состав вещества?

3. Дайте определение понятия «синтез» и «анализ».

4. Какую структуру имеют сложные вещества?

Учащиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку заполненной таблицы и сделанных выводах о сложности испытанных веществ.

V. Домашнее задание – 1 минута.

§7 до абзаца «Формулы сложных веществ составляют…», задания 3,5,6, домашний эксперимент.

Критерии оценивания результатов деятельности учащихся

Критерии оценки знаний по результатам эксперимента

1. Ответ полный и правильный

3. Записаны наблюдения

4. Указаны образовавшиеся вещества

5. Сделаны выводы о сложности испытанного вещества

1. Ответ полный и правильный

2. Соблюдены правила техники безопасности при выполнении эксперимента

3. Допущены незначительные ошибки по числу образовавшихся продуктов

Ответ полный, но допущены существенные ошибки по числу продуктов реакции

Приложение 1.

Название
вещества

Способ
воздействия

Наблюдения

Число образовавшихся веществ

Вывод о сложности вещества

нагревание

Изменение цвета

Оксид меди, вода, углекислый газ (3)

Перманганат калия

нагревание

Изменение цвета

Оксид марганца, манганат калия. Кислород (3)

электролиз

Выделяются газы

Водород и кислород (2)

Простые вещества

Железо и сера

нагревание

Серый цвет

ЕРЕМИНА

ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА

Должность

Учитель информатики

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1»

Стаж работы

в должности

Конкурсный балл

Тема педагогического опыта

Реализация личностно-ориентированного обучения через применения проектной методики на уроках информатики

Актуальной является проблема создания условий для расширения познавательных интересов детей для самообразования в процессе практического применения знаний. Решение данной проблемы возможно при создании условий для формирования информационных компетентностей учащихся.

В основе метода проектов лежит личностно-ориентированное обучение, развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Метод проектов направлен на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, выполняемую в течение определенного промежутка времени.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В основу теоретических исследований проблемы «Реализация личностно-ориентированного обучения через применения проектной методики на уроках информатики» легли труды И.С. Якиманской, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, В.В. Серикова Е.Н. Степанова.

Педагог распространяет опыт работы на разных уровнях: от школьного до федерального, является руководителем районного методического объединения учителей информатики, проводит открытые уроки для учителей информатики района. В интернете размещены публикации:

– «Мультипликация с изменением форм черепашки в ЛогоМирах» – конспект урока с реализацией проекта для 6 класса; второй конкурс «Мультимедиа урок в современной школе»; направление конкурса – «Информатика»;

– сайт. «Охрана труда и здоровья на уроках информатики» – конспект урока с реализацией разноуровневых проектов; конкурс цифровых методических ресурсов ВиЭксМ-2011 на портале «Сеть творческих учителей» () в рамках номинации «Пять минут для души и тела (физкультпауза)».

В 2010 году педагог участвовала в районном и областном конкурсе проектов классных руководителей «Воспитание оренбуржца XXI века» в номинации «Воспитательная деятельность во внеурочное время» с проектом «Мастерская будущего», который занял I место в районе.

Результативность реализации методической системы

По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующие выводы: повысилось качество знаний по информатике с 56% до 72%, заметно увеличился интерес учащихся к предмету «Информатика». Детям нравится выполнять учебные проекты. Ученики 5-7 классов в 2005-2012 гг. занимают призовые места в районной игре «Информашка». В 2011 году учащиеся стали лауреатами сетевого проекта «Слон больше чем животное», проводимого общенациональным образовательным проектом. В 2011 году в 10 классе был реализован сетевой проект «Современный компьютер» (), который участвовал в региональном конкурсе проектов, проводимого открытой интернет-площадкой «Оренвики» (). Пятнадцать выпускников продолжают свое образование в вузе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой и информационно-коммуникационными технологиям, третий год ученики сдают информатику в форме ЕГЭ, средний балл составил 60. Три выпускника обучаются в вузах на учителей информатики и ИКТ.

Блог-урок по теме «Файлы и файловые структуры»
для учащихся общеобразовательной школы по предмету
информатика (8 класс)

Блог-урок ориентирован на программу Н.Д. Угриновича. Целью создания блога-урока является формирование представления о файлах и файловых системах и изучение возможностей Сервиса Веб 2.0 среды Blogger для общения, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и развитие коммуникативных и информационных навыков работы на уроке и в сети интернет. Такая форма работы с группой учащихся реализует направленность на умение решать проблемные ситуации, развивает самостоятельность, формирует универсальные учебные действия и предметные компетентности. В ходе блога-урока учащиеся создают сетевой проект, в котором выполняют задания, предложенные учителем, в результате чего добывают новые знания по теме урока.

Цели занятия: Формирование представления о файлах и файловых структурах.

Задачи занятия

Обучающая:

познакомить с понятиями «файл», «папка», «файловая система», «имя файла», «путь к файлу».

изучить возможности среды Blogger для сетевого проектирования и общения;

Развивающая:

формирование умения составлять дерево файловой системы;

формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать;

совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать суждения, согласно этическим нормам, принятым в сети интернет;

Воспитательная

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,

воспитание информационного поведения, информационного мышления и информационного мировоззрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе занятия

В ходе урока обучающиеся создадут сетевой проект, усвоят знания о файлах и файловых структурах, масках имен файлов, усовершенствуют умения и знания в работе с папками и файлами, отработают навыки в написании структурных формул гомологов и изомеров. Ребята закрепят навыки работы с блогами при групповой работе и умения систематизировать накопившуюся информацию, продолжат дальнейшее развитие коммуникативных качеств.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Личностные: осознать значимость решения учебных задач; исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Ориентировочные: управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Конкретные: поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, способов решения задачи.

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками в группе, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование и материалы

К уроку подготовить блог-урок (можно средствами) со страницами по количеству заданий. Для данного урока использовался блог по адресу: /

Компьютер, интерактивная доска, проектор, маркеры, ручки, чистые листы бумаги по количеству участников, 10 рабочих мест учеников

Этап урока

Подробное описание хода урока

УУД, которые формируются при использовании данного метода

Ключевые компетентности

Инициация

Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок блог-урок.

Что такое блог? (возможные ответы детей: блог – это коллекция записей, среда общения, среда для записей, блог – это сетевой дневник и т.д.)

Правильно! А мы сегодня будем использовать блог для изучения новой темы.

Информационная

Погружение в тему

Попробуйте отгадать тему нашего урока, она зашифрована в ребусе.

Правильно! Тема нашего урока: «Файлы и файловые системы»

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Целью нашего занятия будет знакомство с понятиями: файл, файловая система, расширение, корневой каталог, путь доступа к файлу.)

Познавательные, включая общеучебные и логические

Информационная

Формирование ожиданий обучающихся

Метод «Ладошка»

Цель: выяснить ожидания учащихся от занятия

Участники: вся группа

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: листы формата А4 по числу участников, маркеры, ручки

Проведение: участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги (пальцы желательно растопырить, чтобы каждый палец обрисовался отдельно). На каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от занятия?». Затем ответы зачитываются вслух по желанию.

Личностные

Знаково-символические

Коммуникативные

Коммуникативная

Социальная

Проработка содержания темы

Ребята, на партах у вас лежит справочный материал, текст дополнительного задания

Предлагаю следующий план работы: выполнять задания последовательно:

Мозговой штурм

Задание 1

Задание 2

Мозговой штурм

Пользуясь текстом учебника или ресурсами сети интернет продолжите предложения:

    Файл – это...

    Имя файла состоит
    из …

    Имя файла не может содержать следующие символы: …

    Порядок хранения файлов на диске определяется....

    Файловая система –
    это...

    Файловые структуры бывают...

    Последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл, называется....

    Путь к файлу вместе с именем файла называют...

    Можно производить над файлами следующие операции: ...

В комментариях запишите только продолжения предложений. Обязательно подпишите комментарий!

Ответы на вопросы:

1) Файл – это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

2) Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой. Слева от точки находится собственно имя файла. Следующая за точкой часть имени называется расширением файла.

3) Имя файла не может содержать следующие символы: / \ : ? * > < " |

4) Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

5) Файловая система – это вся совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

6) Файловые структуры бывают одноуровневые и многоуровневые.

7) Последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл, называется путь к файлу.

8) Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

9) Можно производить над файлами следующие операции: копирование, перемещение, удаление, переименование.

Задание 1. Имена и расширения файлов

Предложите варианты имен и типов для перечисленных ниже файлов.

Для этого напишите в комментариях у к заданию ответ в следующей форме:

    Моя_семья.jpg

    .........................

Задание 2: «Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:

Варианты ответов (выбери только один вариант):

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Познавательные, включая общеучебные и логические

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Коммуникативные

Информационная

Коммуникативная

Социальная

Информационная

Информационная

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Социальная

Эмоциональная разрядка (разминка)

Физминутка

Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. txt, гимн. mp3, сочинение.doс, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt.

Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу

Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 8 «а» класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc.

Проработка содержания темы

Учащиеся выполняют задание 3, размещенные на соответствующих страницах блога. Кто быстро выполнил все задания, тот делает дополнительное задание «Найди термины».

Задание 3

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу.

Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Например: C:\Документы\Маша\письмо.doc

Задание 3. Вам необходимо записать полные имена всех файлов.

В комментарии к заданию напишите только полные имена файлов.

Не забудьте подписать комментарий!

Дополнительное задание.

Найди термины.

В сетке таблицы записаны 11 слов (по горизонтали, по вертикали и по диагонали). Нужно отыскать все слова и записать их в комментариях, в скобках указано количество букв в слове:

действие с файлами и папками (8);

действие с файлами и папками (11);

действие с файлами и папками (8);

атрибут папки и файла (3);

атрибут файла (3);

графическое представление объекта (6);

указатель на объект (5);

поименная область на диске (4);

место на диске для хранения файлов и папок (5).

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Информационная

Рефлексия

Ребята, сегодня на уроке Вы изучили тему «Файлы и файловые структуры». Предлагаю вам выразить свое отношение к таким понятиям как «информация», «файл», «папка», «каталог», «блог-урок» и некоторым другим с помощью Сиквейна.

Вспомнить, что это такое, вы сможете, прочитав на странице блога «Рефлексия» (учащиеся пишут сиквейны).

Некоторые учащиеся читают вслух созданные сиквейны. Остальные сиквейны все смогут прочитать в комментариях к станице блога «Рефлексия».

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Коммуникативные

Коммуникативная

Социальная

Подведение итогов урока

Каждый ученик делает самооценку своей работы на уроке в Карте «Самооценки».

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Блог-урок по теме «Файлы и файловые структуры» разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы по предмету информатика и ориентирован на программу Н.Д. Угриновича.

Целью создания блога-урока является формирование представления файлах и файловых системах и изучение возможностей среды Blogger для общения. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и развитие коммуникативных и информационных навыков работы на уроке и в сети интернет.

Почему именно блог-урок позволит добиться поставленных целей?

Блог – это коллекция записей, среда общения, среда для записей. Блоги имеют ряд очевидных преимуществ перед электронной почтой, форумами и чатами в силу своих характеристик: простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность.

Блог-урок относится к одной из форм организации деятельности в дистанционном режиме. Посредством блог-урока возможна организация обмена текстовыми сообщения, аудиальной и визуальной информацией.

Тема «Файлы и файловые системы» важна и интересна для изучения учащимися.

Преимущества урока-блога:

    Отсутствие жестких временных ограничений.

    Работа школьников в индивидуальном темпе, соответствующему их возрастным и психологическим особенностям.

    Возможность оперативного получения обратной связи от обучающихся и педагогов благодаря функции размещения комментариев.

    Совершенствование навыков письменной речи в процессе публикации собственных рассуждений.

    Возможность развития у обучающихся критического мышления, самостоятельности и инициативности.

    Выполнение творческих заданий с использованием аудио- и видеоматериалов, рисунков.

Полученные результаты занятия

В качестве результатов данного занятия можно выделить следующие моменты:

    созданы условия для формирования позитивного отношения обучающихся к коллективной работе, толерантного отношения к мнениям других людей, коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Использованная литература, источников информации.

1. // Блог-урок. Анжелика Мина и Маргарита Римша.

2./index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=37 Блог-урок как одна из эффективных форм современного урока. Бородина Наталья Валерьевна.

3. «Копилочка активных методов обучения», И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, Петрозаводск, 2005-2008. Международный Институт Развития «ЭкоПро». Мой университет.

4. Электронный курс «Активные методы обучения!» (/list/e-courses/list_amo) – образовательный портал «Мой университет», факультет «Реформа образования».

Результативность занятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Апробация блога-урока прошла 16 декабря 2011 г., на уроке присутствовали 15 учителей информатики Адамовского района. Технология блога-урока и применения АМО позволила посмотреть на обычное занятие по-другому, более четко увидеть результаты всех этапов занятия, проследить деятельность каждого участника.

Такой блог урок сможет провести любой учитель по любому предмету, для этого необходимо:

1. Создать блог, продумать тему, структуру и содержание.

2. Информировать обучающихся о создании блога, организовать доступ к нему обучающихся.

3. Контролировать деятельность школьников в блоге.

4. Информировать обучающихся о результатах работы в блоге.

Блоги могут служить площадкой для организации обучения школьников по основным учебным и внеучебным дисциплинам. Учебное занятие в блоге целесообразно при организации своеобразного «виртуального урока», занятия кружка, факультатива, элективного курса, в рамках которых педагог может консультировать обучающихся.

Форма проведения урока в виде блога-урока будет полезна на уроках гуманитарной направленности.


РУЗАНОВА

ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баймаковская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области

Стаж работы

в должности

Конкурсный балл

Тема педагогического опыта

Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ при обучении во внеурочной деятельности русскому языку и литературе

Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта

Приоритетной задачей образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных компетентностей современных подростков. Идея овладения коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности, способной самореализоваться в современном обществе.

Педагогом была разработана программа творческого объединения «Стиль». Привлечение социума гарантирует успех организованного дела, обеспечивает поддержку юному творческому коллективу. Рузанова Т.Л. организовала экскурсию в типографию газеты «Бугурусланская правда», где учащиеся встретились с главным редактором. Для развития школьного издательского дела были объединены усилия администрации школы и редакции, администрации сельского Совета, глав фермерских хозяйств, сельского Дома культуры, фельдшерско-акушерского пункта. В редакции работают так называемые отделы, что дает возможность объединиться ребятам по возрастам и интересам. Направления работы отделов творческого объединения: учебный отдел, отдел «Досуг», «Замечательные люди нашего села», «Мы за здоровый образ жизни», «Актуально» и др. В своей работе главной задачей педагог считает формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. Помимо выпуска газеты, ребята занимаются распространением листовок, буклетов о ЗОЖ, выпуском поздравительных открыток, оказывают информационную поддержку учителям и ученикам на различных конкурсах, участвуют в акциях и проектах.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)

На муниципальном уровне:

    2007 г. Районный семинар-практикум «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

    2008 г. Обобщение опыта работы в сфере дополнительного образования

МАЛАХИТ –является соединением меди, состав природного малахита несложен: это основной карбонат меди (СuОН) 2 СО 3 , или СuСО 3 ·Сu(ОН) 2 . Это соединение термически неустойчиво и легко разлагается при нагревании, даже не очень сильном. Если нагреть малахит выше 200 о С, он почернеет и превратится в черный порошок оксида меди, одновременно выделятся пары воды и углекислый газ: (СuОН) 2 СО 3 = 2CuO + CO 2 + H 2 O. Однако получить вновь малахит – очень трудная задача: это не могли сделать в течение многих десятилетий, даже после успешного синтеза алмаза.
Видеоопыт: "Разложение малахита".

Непросто получить даже соединение того же состава, что и малахит. Если слить растворы сульфата меди и карбоната натрия, то получится рыхлый объемистый голубой осадок, очень похожий на гидроксид меди Сu(OH) 2 ; одновременно выделится углекислый газ. Но примерно через неделю рыхлый голубой осадок сильно уплотнится и примет зеленый цвет. Повторение опыта с горячими растворами реагентов приведет к тому, что те же изменения с осадком произойдут уже через час.

Реакцию солей меди с карбонатами щелочных металлов изучали многие химики разных стран, однако результаты анализа полученных осадков у разных исследователей различались и иногда существенно. Если взять слишком много карбоната, осадок вообще не выпадет, а получится раствор красивого синего цвета, содержащий медь в виде комплексных анионов, например, 2– . Если карбоната взять меньше, выпадает объемистый желеобразный осадок светло-синего цвета, вспененный пузырьками углекислого газа. Дальнейшие превращения зависят от соотношения реагентов. При избытке СuSО 4 , даже небольшом, осадок со временем не изменяется. При избытке же карбоната натрия синий осадок через 4 дня резко (в 6 раз) уменьшается в объеме и превращается в кристаллы зеленого цвета, которые можно отфильтровать, высушить и растереть в тонкий порошок, который по составу близок к малахиту. Если увеличить концентрацию СuSO 4 от 0,067 до 1,073 моль/л (при небольшом избытке Nа 2 СО 3), то время перехода синего осадка в зеленые кристаллы уменьшается от 6 дней до 18 часов. Очевидно, в голубом студне со временем образуются зародыши кристаллической фазы, которые постепенно растут. А зеленые кристаллики намного ближе к малахиту, чем бесформенный студень.

Таким образом, чтобы получить осадок определенного состава, соответствующего малахиту, надо взять 10%-ный избыток Nа 2 СО 3 , высокую концентрацию реагентов (около 1 моль/л) и выдерживать синий осадок под раствором до его перехода в зеленые кристаллы. Кстати, смесь, получаемую добавлением соды к медному купоросу, издавна использовали против вредных насекомых в сельском хозяйстве под названием «бургундская смесь».

Известно, что растворимые соединения меди ядовиты. Основной карбонат меди нерастворим, но в желудке под действием соляной кислоты он легко переходит в растворимый хлорид: (СuОН) 2 СО 3 + 2HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + H 2 O. Опасен ли в таком случае малахит? Когда-то считалось очень опасным уколоться медной булавкой или шпилькой, кончик которой позеленел, что указывало на образование солей меди – главным образом основного карбоната под действием углекислого газа, кислорода и влаги воздуха. В действительности токсичность основного карбоната меди, в том числе и того, который в виде зеленой патины образуется на поверхности медных и бронзовых изделий, несколько преувеличена. Как показали специальные исследования, смертельная для половины испытуемых крыс доза основного карбоната меди составляет 1,35 г на 1 кг массы для самца и 1,5 г – для самок. Максимальная безопасная однократная доза составляет 0,67 г на 1 кг. Конечно, человек – не крыса, но и малахит – явно не цианистый калий. И трудно представить, чтобы кто-нибудь съел полстакана растертого в порошок малахита. То же можно сказать об основном ацетате меди (историческое название – ярь-медянка), который получается при обработке основного карбоната уксусной кислотой и используется, в частности, как пестицид. Значительно опаснее другой пестицид, известный под названием «парижская зелень», который представляет собой смесь основного ацетата меди с ее арсенатом Cu(AsO 2) 2 .

Химиков давно интересовал вопрос – существует ли не основной, а простой карбонат меди СuСО 3 . В таблице растворимости солей на месте СuCO 3 стоит прочерк, что означает одно из двух: либо это вещество полностью разлагается водой, либо его вовсе не существует. Действительно, в течение целого столетия никому не удавалось получить это вещество, и во всех учебниках писали, что карбонат меди не существует. Однако в 1959 это вещество было получено, хотя и при особых условиях: при 150° С в атмосфере углекислого газа под давлением 60–80 атм.

Малахит как минерал.

Природный малахит всегда образуется там, где есть залежи медных руд, если эти руды залегают в карбонатных породах – известняках, доломитах и др. Часто это сульфидные руды, из которых наиболее распространены халькозин (другое название – халькокит) Cu 2 S, халькопирит CuFeS 2 , борнит Cu 5 FeS 4 или 2Cu 2 S·CuS·FeS, ковеллин CuS. При выветривании медной руды под действием подземных вод, в которых растворены кислород и углекислый газ, медь переходит в раствор. Этот раствор, содержащий ионы меди, медленно просачивается через пористый известняк и реагирует с ним с образованием основного карбоната меди – малахита. Иногда капельки раствора, испаряясь в пустотах, образуют натеки, нечто вроде сталактитов и сталагмитов, только не кальцитовых, а малахитовых. Все стадии образования этого минерала хорошо видны на стенках огромного меднорудного карьера глубиной до 300 – 400 м в провинции Катанга (Заир). Медная руда на дне карьера очень богатая – содержит до 60% меди (в основном в виде халькозина). Халькозин – темно-серебристый минерал, но в верхней части рудного пласта все его кристаллики позеленели, а пустоты между ними заполнились сплошной зеленой массой – малахитом. Это было как раз в тех местах, где поверхностные воды проникали через породу, содержащую много карбонатов. При встрече с халькозином они окисляли серу, а медь в виде основного карбоната оседала тут же, рядом с разрушенным кристалликом халькозина. Если же поблизости была пустота в породе, малахит выделялся там в виде красивых натеков.

Итак, для образования малахита нужно соседство известняка и медной руды. А нельзя ли использовать этот процесс для искусственного получения малахита в природных условиях? Теоретически в этом нет ничего невозможного. Было, например, предложено использовать такой прием: в отслужившие свое подземные выработки медной руды засыпать дешевый известняк. В меди тоже не будет недостатка, так как даже при самой совершенной технологии добычи невозможно обойтись без потерь. Для ускорения процесса к выработке надо подвести воду. Сколько может продлиться такой процесс? Обычно естественное образование минералов – процесс крайне медленный и идет тысячелетиями. Но иногда кристаллы минералов растут быстро. Например, кристаллы гипса могут в природных условиях расти со скоростью до 8 мкм в сутки, кварца – до 300 мкм (0,3 мм), а железный минерал гематит (кровавик) может за одни сутки вырасти на 5 см. Лабораторные исследования показали, что и малахит может расти со скоростью до 10 мкм в сутки. При такой скорости в благоприятных условиях десятисантиметровая корка великолепного самоцвета вырастет лет за тридцать – это не такой уж большой срок: даже лесопосадки рассчитаны на 50, а то и на 100 лет и даже больше.

Однако бывают случаи, когда находки малахита в природе никого не радуют. Например, в результате многолетней обработки почв виноградников бордосской жидкостью под пахотным слоем иногда образуются самые настоящие малахитовые зерна. Получается этот рукотворный малахит так же, как и природный: бордосская жидкость (смесь медного купороса с известковым молоком) просачивается в почву и встречается с известковыми отложениями под ней. В результате содержание меди в почве может достигать 0,05%, а в золе виноградных листьев – более 1%!

Образуется малахит и на изделиях из меди и ее сплавов – латуни, бронзы. Особенно быстро такой процесс идет в больших городах, в которых воздух содержит оксиды серы и азота. Эти кислотные агенты, совместно с кислородом, углекислым газом и влагой, способствуют коррозии меди и ее сплавов. При этом цвет образующегося на поверхности основного карбоната меди отличается землистым оттенком.

Малахиту в природе часто сопутствует синий минерал азурит – медная лазурь. Это тоже основной карбонат меди, но другого состава – 2СuСО 3 ·Сu(ОН) 2 . Азурит и малахит нередко находят вместе; их полосчатые срастания называют азуромалахитом. Азурит менее устойчив и во влажном воздухе постепенно зеленеет, превращаясь в малахит. Таким образом, малахит в природе вовсе не редок. Он покрывает даже старинные бронзовые вещи, которые находят при археологических раскопках. Более того, малахит часто используют как медную руду: ведь он содержит почти 56% меди. Однако эти крошечные малахитовые зернышки не представляют интереса для искателей камней. Более или менее крупные кристаллы этого минерала попадаются очень редко. Обычно кристаллы малахита очень тонкие – от сотых до десятых долей миллиметра, а в длину имеют до 10 мм, и только изредка, в благоприятных условиях, могут образоваться огромные многотонные натеки плотного вещества, состоящего из массы как бы слипшихся кристалликов. Именно такие натеки и образуют ювелирный малахит, который встречается очень редко. Так, в Катанге для получения 1 кг ювелирного малахита надо переработать около 100 т руды. Очень богатые месторождения малахита были когда-то на Урале; к сожалению, в настоящее время они практически истощены. Уральский малахит был обнаружен еще в 1635, а в 19 в. там добывали в год до 80 т непревзойденного по качеству малахита, при этом малахит часто встречался в виде довольно увесистых глыб. Самая большая из них, массой 250 т, была обнаружена в 1835, а в 1913 нашли глыбу массой более 100 т. Сплошные массы плотного малахита шли на украшения, а отдельные зерна, распределенные в породе, – так называемый землистый малахит, и мелкие скопления чистого малахита использовались для выработки высококачественной зеленой краски, «малахитовой зелени» (эту краску не следует путать с «малахитовым зеленым», который является органическим красителем, а с малахитом его роднит разве что цвет). До революции в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле крыши многих особняков были окрашены малахитом в красивый синевато-зеленый цвет. Привлекал малахит и уральских мастеров выплавки меди. Но медь добывали только из минерала, не представляющего интереса для ювелиров и художников. Сплошные куски плотного малахита шли только на украшения.

Источники: ресурсы Интернет

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/MALAHIT.html

Химическая реакция – это «превращение» одного или нескольких веществ в другое вещество, с иным строением и химическим составом. Получившееся вещество или вещества называют «продуктами реакции». При химических реакциях ядра и электроны образуют новые соединения (перераспределяются), но их количество, не изменяется и изотопный состав химических элементов остаётся прежним.

Все химические реакции делятся на простые и сложные.

По числу и составу исходных и полученных веществ простые химические реакции можно подразделить на несколько основных типов.

Реакции разложения – это такие реакции, при которых из одного сложного вещества получается несколько других веществ. При этом, образованные вещества могут быть и простыми, и сложными. Как правило, протекания химической реакции разложения, необходимо нагревание (это эндотермический процесс, поглощение теплоты).

Например, при нагревании порошка малахита образуются три новых вещества: оксид меди, вода и углекислый газ:

Cu 2 CH 2 O 5 = 2CuO + H 2 O + CO 2

малахит → оксид меди + вода + углекислый газ

Если бы в природе происходили только реакции разложения, то все сложные вещества, которые могут разлагаться, разложились бы и химические явления не смогли бы больше осуществляться. Но существуют и другие реакции.

При реакциях соединения из нескольких простых или сложных веществ получается одно сложное вещество. Получается, что реакции соединения являются обратными реакциям разложения.

Например, при нагревании меди на воздухе, она покрывается чёрным налётом. Медь превращается в оксид меди:

2Cu + O 2 = 2CuO

медь + кислород → оксид меди

Химические реакции между простым и сложным веществами, при которых атомы, составляющие простое вещество, замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями замещения.

Например, если опустить в раствор хлорида меди (CuCl 2) железный гвоздь, он (гвоздь) начнёт покрываться выделяющийся на его поверхности медью. А раствор к концу реакции из голубого становится зеленоватым: вместо хлорида меди в нём теперь содержится хлорид железа:

Fe + CuCl 2 = Cu + FeCl 2

Железо + хлорид меди → медь + хлорид железа

Атомы меди в хлориде меди заместились атомами железа.

Реакция обмена – это реакция, при которой два сложных вещества обмениваются составными частями. Чаще всего такие реакции протекают в водных растворах.

При реакциях оксидов металлов с кислотами два сложных вещества – оксид и кислота – обмениваются своими составными частями: атомы кислорода – на кислотные остатки, а атомы водорода – на атомы металла.

Например, если оксид меди (CuO) соединить с серной кислотой H 2 SO 4 и нагреть, получится раствор, из которого можно выделить сульфат меди:

CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O

оксид меди + серная кислота → сульфат меди + вода

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

I. Сложные вещества и смеси

1. Состав неоднороден.
2. Состаит из разных веществ.
3. Не имеют постоянных свойств.
4. Имеют постоянные свойства.
5. Сохраняют свойства исходных компонентов.
6. Не сохраняют свойства исходных компонентов.
7. Можно разделить физическими методами.
8. Нельзя разделить физическими методами.
9. Исходные компоненты присутствуют в определенных соотношениях.
10. Исходные компоненты присутствуют в произвольных соотношениях.
11. Горная порода гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата.
12. Молекула сульфида железа состоит из атомов железа и серы.
13. Бывают однородными и неоднородными.
14. состав выражается химической формулой.

II. Атом и молекула

1. Мельчайшая частица химического элемента.
2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
3. Существуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
4. При физических явлениях сохраняются, при химических – разрушаются.
5. Частицы различаются размерами и свойствами.
6. Находятся в непрерывном движении.
7. Имеют химический символ.
8. Имеют химическую формулу.
9. Имеют количественные характеристики: массу, относительную массу, валентность, степень окисления.
10. Могут соединяться друг с другом.
11. При химических реакциях не разрушаются, а перегруппировываются.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

III. Простое вещество и химический элемент

1. Совокупность атомов одного вида.
2. Состоит из атомов одного вида.
3. В химических реакциях не может разлагаться с образованием нескольких других веществ.
4. Кислород – это газ, малорастворимый в воде.
5. Растворенным в воде кислородом дышат рыбы.
6. Железо – это металл, который притягивается магнитом.
7. Железо входит в состав сульфида железа.
8. Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода.
9. В настоящее время известных 114 различных видов атомов.
10. Кислород входит в состав воды.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

IV. Коэффициент и индекс

1. Показывает число атомов в молекуле.
2. Число перед химической формулой или символом химического элемента.
3. В молекулах большинства простых газообразных веществ равен 2.
4. Ставят в соответствии с валентностью в формуле сложного вещества.
5. Ставят, когда уравнивают число атомов в левой и правой частях химического уравнения.
6. 7H, 5O.
7. В молекуле воды два атома водорода и один кислорода.
8. В химических формулах металлов равен 1.
9. В молекуле сульфида железа сумма равна 2.
10. 5FeS.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

Номер задания

Коэффициент

V. Простое вещество и сложное вещество

1. Молекулы состоят из атомов одного вида.
2. Молекулы состоят из атомов разного вида.
3. Не разлагаются при химических реакциях с образованием других веществ.
4. Разлагаются при химических реакциях с образованием других веществ.
5. Характерны постоянные физические свойства: температура плавления, температура кипения, цвет, плотность и др.
6. Разрушается при химических реакциях, но сохраняется при физических явлениях.
7. Состав постоянен.
8. Состав изменяется в довольно широких пределах.
9. Не имеет постоянных свойств.
10. Молекула состоит из двух атомов кислорода и одного атома водорода.
11. Может существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

VI. Химические явления и физические явления

1. Молекулы сохраняются.
2. Молекулы разрушаются.
3. Изменение агрегатного состояния.
4. Изменяют цвет и запах, выделяется теплота, образуется осадок.
5. Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.
6. Можно выразить при помощи химического уравнения.
7. Плавление стекла при замерзание воды.
8. Сгорание топлива, гниение органических веществ.
9. Измельчение мела.
10. Ржавение железа, скисание молока.
11. Выделение меди на железном гвозде в растворе хлорида меди.
12. Горение спирта.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

VII. Типы химических реакций

1. Исходное вещество – одно сложное.
2. Исходное вещество – два или более простых.
3. Исходное вещество – одно простое и одно сложное.
4. Продукты реакции – два или более простых веществ.
5. Продукты реакции – два или более сложных веществ.
6. Продукты реакции – одно сложное вещество.
7. Продукты реакции – простое и сложное вещество.
8. Продукты реакции – два или более простых или сложных веществ.
9. Продукты реакции – два сложных вещества.
10. Продукты реакции – два простых вещества.
11. Разложение малахита.
12. Горение серы.
13. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

VIII. Водород и кислород

1. Растворяется в воде.
2. Плохо растворяется в воде.
3. Легкий газ.
4. Тяжелый газ.
5. Горючий газ.
6. Газ, поддерживающий горение.
7. Горит в хлоре.
8. Является восстановителем.
9. При смешивании с кислородом образует взрывчатую смесь.
10. Собирают вытеснением воздуха.
11. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд.
12. Собирают в сосуд, поставленный на дно.
13. Собирают путем вытеснения воды.
14. Взаимодействуют с оксидом меди при нагревании.
15. Используют как экологически чистое топливо.
16. Применяют в ракетных двигателях.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

IX. Металлы и неметаллы

1. Простые вещества металлическим блеском, хорошие проводники тепла и электричества, ковкие.
2. Простые вещества – твердые, жидкие или газообразные, металлическим блеском преимущественно не обладают, плохо проводят электрический ток.
3. Высшая валентность по кислороду равна I –II.
4. Высшие оксиды обладают основными свойствами.
5. Образуют летучие водородные соединения.
6. Высшая валентность по кислороду равна IV –VII.
7. Высшие оксиды обладают кислотными свойствами.
8. Не образуют летучих водородных соединений.
9. Образуют гидроксиды с основными свойствами.
10. Образуют гидроксиды с кислотными свойствами.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

X. Группа и период

(В группе изменения рассматриваются сверху вниз, в периоде – слева направо)

1. Неметаллические свойства усиливаются.
2. Неметаллические свойства ослабевают.
3. Металлические свойства усиливаются.
4. Металлические свойства ослабевают.
5. Элементы содержат одинаковое число электронов на внешнем электронном уровне.
6. Элементы содержат одинаковое число электронных уровней.
7. Увеличивается число электронных уровней.
8. Уменьшается радиус атомов.
9. Увеличивается радиус атомов.
10. Постепенное увеличение числа электронов на внешнем уровне.
11. Одинаковое строение внешнего электронного уровня.
12. Увеличивается притяжение внешних электронов к ядру.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

Номер задания

XI. Щелочные металлы. (литий, натрий, калий, рубидий, цезий)

1. Металл серебристо – белого цвета.
2. Металлы с плотностью меньше 1.
3. Металлы с плотностью больше 1.
4. Самый легкий металл.
5. Самый тяжелый металл.
6. Металл с температурой плавления ниже температуры тела человека.
7. Металлы, образующие при окислении основные оксиды.
8. Металлы с валентностью по кислороду, равной1.
9. Металлы, загорающиеся при обычной температуре.
10. Металлы, загорающиеся только при нагревании.
11. Металлы, взаимодействующие с водой с образованием щелочи.
12. Самый активный металл.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

Номер задания

XII. Галогены (фтор, хлор, бром, йод)

1. Газообразное вещество.
2. Жидкое вещество.
3. Твердое вещество.
4. Температура кипения ниже 0o C.
5. Температура кипения выше 0o C.
6. Галоген темно – серого цвета.
7. Галоген красно – бурого цвета.
8. Реагирует с водородом с образованием летучих водородных соединений.
9. Реагирует с металлами с образованием соли.
10. Валентность по водороду равна 1.
11. Валентность по кислороду равна 7.
12. Возможная валентность

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

Номер задания

XIII. Хлор и хлороводород

1. Бесцветный газ

2. Газ желто-зеленого цвета.

1. Газообразный при обычных условиях.
2. Не имеет запаха.
3. Имеет резкий запах.
4. не имеет цвета.
5. В воде малорастворим.
6. В воде хорошо растворим.
7. Легко сжижается.
8. Степень окисления азота равна – 3.
9. Степень окисления азота равна 0.
10. В молекуле между атомами – ковалентные полярные связи.
11. В молекуле между атомами – ковалентные неполярные связи.
12. На воздухе не горит.
13. Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора.
14. Горит в кислороде.
15. Взаимодействует с водой.
16. Взаимодействует с кислотами с образованием солей.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

Номер задания

XV. Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)

1. Газ, практически в воде нерастворимый.
2. Газ, заметно, растворимый в воде.
3. Газообразный при обычных условиях.
4. Не имеет запаха.
5. Не сжижается.
6. Легко сжижается и затвердевает.
7. Ядовитый газ.
8. Неядовитый газ.
9. Степень окисления углерода равна +2.
10. Степень окисления углерода равна +4.
11. Горюч.
12. Не горит.
13. В молекуле между атомами – ковалентные полярные связи.
14. Газ легче воздуха.
15. Газ тяжелее воздуха.
16. Несолеобразующий оксид.
17. Кислотный оксид.
18. Реагирует с оксидами металлов с образованием оксида углерода (IV).
19. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

XVI. Оксид углерода (IV) и оксид кремния (IV)

1. Бесцветный газ, в 1, 5 раза тяжелее воздуха.
2. Твердое кристаллическое вещество.
3. Вещество с молекулярной кристаллической решеткой.
4. Вещество с атомной кристаллической решеткой.
5. В воде растворяется.
6. В воде практически не растворяется.
7. Является кислотным оксидом.
8. Не имеет запаха.
9. Легко сжижается и затвердевает.
10. Степень окисления элемента равна +4.
11. Имеет низкую температуру плавления.
12. Имеет высокую температуру плавления.
13. Реагирует с основными оксидами.
14. Реагирует со щелочами.
15. Не вступает в химическую реакцию с водой.
16. При повышенной температуре вытесняет из солей другие, более летучие кислотные оксиды.

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

XVII. Соляная кислота и серная кислота

1. Маслообразная, вязкая жидкость.
2. Бесцветная жидкость.
3. Во влажном воздухе «дымит».
4. Обладает гигроскопичностью.
5. Концентрированная. Раздражает дыхательные пути и слизистые оболочки.
6. При обычной температуре не летуча и не имеет запаха.
7. Обугливает сахар, бумагу, дерево, волокна.
8. Образует гидраты при растворении в воде.
9. Используется для осушки газов.
10. Можно хранить в железной таре и перевозить в стальных цистернах.
11. Хранят и перевозят в гуммированных цистернах и бочках.
12. Используют в аккумуляторах

Ключ «+», если «да», ключ «–», если «нет».

1. На бумаге пишем приглашение растворами солей сульфатом железа (III), меди (II), висмута, железа (II). За тем протираем бесцветную запись тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли. Появляются синие, темно-коричневые, желтые, зеленые записи.

Платочек из хлопчатобумажной или льняной ткани смачиваем тщательно водой, чтобы не осталось сухих мест. Затем смачиваем ацетоном или спиртом. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем горящей лучиной и держим его тигельными щипцами на вытянутой руке. Фарфоровую чашку с 0,3 г перманганата калия, к которому добавлены несколько капель концентрированной серной кислоты, помещаем на поднос. Вокруг чашки кладем стружки. Незаметно для зрителей берем в руки ватный тампон, пропитанный этиловым спиртом, и выжимаем на смесь. Стружки вспыхивают. В ступке смешивают порошок металлического алюминия и сухого иода. Иода берут около 10г, алюминия в два или три раза больше. Смесь тщательно перетирают и переносят в фарфоровый тигель, который помещают на железном поддоне. Смесь сухих порошков может храниться при комнатной температуре без всяких изменений. Если же к ней прибавить 2- 3 капли воды, то через некоторое время (от нескольких секунд до 2-3 минут) начинается бурная реакция образования иодида алюминия. Реакция сопровождается бурной вспышкой. Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5 -7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. По палочке приливают 30 – 40 мл концентрированной серной кислоты. Затем быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане, заполненном смесью. Через одну-две минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже дымиться. Она медленно выползает из стакана. В стакан наливают ярко-синий раствор CoCl2 или Co(NO3)2 в этиловом спирте или ацетоне. В другой чистый стакан наливают воды и добавляют в стакан с синим раствором. Окраска мгновенно переходит в бледно-розовую. В стакан с бледно-розовым раствором добавляют спирт или ацетон. При этом раствор опять становится ярко-синим. В тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1\4 чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная “гадюка”. У основания она окружена “воротником2 догорающего спирта. Для проведения этого опыта можно использовать курительницу для ароматических масел, куда налить несколько капель 25% раствора аммиака или замаскировать флакон с раствором аммиака цветной бумагой, придав ей причудливую форму. Погрузить трубочку в концентрированную соляную кислоту, а затем поднести к испарениям аммиака. Образуется белый дым хлорида аммония . Ведущий в чашку Петри на вату насыпает слегка растертые кристаллы перманганата калия, наливает глицерин и затем из пипетки капает несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит возгорание. В бутыль или колбу объемом 2-10 литров предварительно налить 25% - ный раствор аммиака, смочить стенки, а избыток жидкости вылить в склянку для слива растворов. Бутыль закрыть пробкой. Ведущий в ложечку для сжигания веществ помещает только что полученный оксид хрома и разогревает в пламени спиртовки, а затем вносит в бутыль с аммиачно-воздушной смесью и сбрасывает порошок. Образуется сноп искр, кружащихся в бутыли. Бутыль не следует плотно закрывать. Ведущий помещает 4-5 таблеток сульфадиметоксина в горку растертых 2-3 таблеток сухого спирта и поджигает спирт лучиной. Через некоторое время горения из горки начинают вылезать черные змеи.

1. Как вдохнешь зеленый газ, так отравишься сейчас. (хлор) .

2. К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений) .

3. Из него солдатик твой, но болеет он “чумой”. (олово).

4. Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (углерод).

5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (азот).

6. В технике сплавов нашел применение как стойкий и легкий металл. И в самолетостроении важное место занял. (алюминий).

7. Давно известна человеку: она тягуча и красна, и по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. (медь).

8. Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел. (водород)

9. Он в течение многих лет был причиной многих бед. (золото)

“Найди ошибку”

В каких уравнениях химических реакций неправильно расставлены коэффициенты?

3CO + Fe2O3 –> 2Fe + 3CO2;
5HCl + HClO –> 5Cl2 + 3H2O;
4NH3 + O2 –> 4NO + 3H2O;
NH3 + 3O2 –> 4N2 + H2O.

“Химическая математика”

Необходимо выполнить химический расчет. Число полученное в ходе вычисления в квадратике, совпадает с порядковым номером буквы в алфавите . В круг необходимо записывать буквы. Прочитав загадку, ее надо отгадать. (Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.(кальций)

Выполнение работ" href="/text/category/vipolnenie_rabot/" rel="bookmark">выполняет работу по получению бездымного пороха, крайне необходимого для русской армии)

6. Назовите вещество, дезинфицирующее воду. (Озон)

7. Назовите кристаллогидрат необходимый и в строительстве, и в медицине (Гипс)

Вопросы для профильных классов

Зеркало

Что такое зеркало - знают все. Кроме бытовых зеркал, используемых с древнейших времен, известны технические зеркала: вогнутые, выпуклые, плоские, применяемые в различных приборах. Отражающие пленки для бытовых зеркал готовят из амальгамы олова, для технических зеркал - пленки из серебра, золота, платины, палладия, хрома, никеля и других металлов. В химии используются реакции, названия которых связаны с термином “зеркало”: “реакция серебряного зеркала”, “мышьяковое зеркало”.Что это за реакции, для чего их применяют?

Баня

Популярны в народе русские, турецкие, финские и другие бани.

В химической практике бани как лабораторное оборудование были известны с алхимического периода я подробно описаны Гебером.

Для чего применяются бани - в лаборатории и какие их разновидности вам известны?

Уголь

Уголь, которым топят печь и используют в технике, известен всем: это уголь каменный, бурый и антрацит. В качестве топлива или энергетического сырья не всегда используют уголь, но образные выражения с термином “уголь” применяют в литературе, например “белый уголь”, означающий движущую силу воды.

А что мы понимаем под выражениями: “уголь бесцветный”, “желтый уголь”, “зеленый уголь”, “синий уголь”, “голубой уголь”, “красный уголь”? Что такое “ретортный уголь”?

Огонь

В литература слово “огонь” употребляется в прямом и переносном смысле. Например, “глаза горят огнем”, “огонь желаний” и пр. С огнем связана вся история человечества, поэтому термины “огонь”, “огненный” сохранились с древнейших времен в литературе и в технике. Что означают термины: “огниво”, “греческий огонь”, “болотные огни”, “огниво Доберейнера”, “блуждающие огни”, “огненный нож”, “бенгальские огни”, “огни Эльма”?

Шерсть

После хлопка шерсть - второе по значению текстильное волокно. Она отличается низкой теплопроводностью, большой влагопроницае-мостью, поэтому нам легко дышится и бывает тепло зимой в шерстяной одежде. Но есть “шерсть”, из которой ничего не вяжут и не шьют - “философская шерсть”. Название пришло к нам из далеких алхимических времен. О каком химическом продукте идет речь?

Шкаф

Шкаф - распространенный предмет мебели домашнего обихода В учреждениях мы встречаемся с несгораемым шкафом - металлическим ящиком для хранения ценных бумаг .

А какие шкафы и для чего используют химики?

Ответы на вопросы викторины

Зеркало

“Реакция серебряного зеркала” - характерная реакция альдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I), в результате которой на стенках пробирки выделяется осадок металлического серебра в виде блестящей зеркальной пленки. Реакция Марша, или “мышьяковое зеркало”,- это выделение металлического мышьяка в виде черного блестящего налета на стенках трубки, через которую при нагревании до 300-400° пропускается мышьяковистый водород - арсин, разлагающийся на мышьяк и водород. Эта реакция используется в аналитической химии и в судебной медицине при подозрении отравления мышьяком.

Баня

Со времен алхимии известны водяные и песчаные бани, т. е. кастрюля или сковорода с водой или песком, дающие равномерный нагрев с определенной постоянной температурой. В качестве теплоносителя используют жидкости: масло (масляная баня), глицерин (глицериновая баня), расплавленный парафин (парафиновая баня).

Уголь

Бесцветный уголь” - это газ, “желтый уголь” - солнечная энергия, “зеленый уголь”- растительное топливо, “синий уголь” - энергия приливов и отливов морей, “голубой уголь” - движущая сила ветра, “красный уголь” - энергия вулканов.

Огонь

Огниво - это кусок камня или стали для высекания огня из кремня. “Огниво Доберейнера”, или химическое огниво, - смесь бертолетовой соли и серы, нанесенная на дерево, которая вспыхивает при внесении ее в концентрированную серную кислоту.

“Греческий огонь” - это смесь селитры, угля и серы, с помощью которой в древности защитники Константинополя (греки) сожгли арабский флот.

“Болотные огни”, или блуждающие огни, появляются на болотах или кладбищах, где при гниении органических веществ выделяются горючие газы, на основе которых - силан или фосфины.

“Огненный нож” - это смесь порошков алюминия и железа, сжигаемая под давлением в токе кислорода. С помощью такого ножа, температура которого достигает 3500 ° С, можно резать бетонные блоки толщиной до 3 м.

“Бенгальские огни” - это пиротехнический состав, горящий ярким цветным пламенем, в который входят бертолетова соль, сахар, соли стронция (красный цвет), соли бария или меди (зеленый цвет), соли лития (алый цвет). “Огни Эльма” - светящиеся электрические разряды на острых концах каких-либо предметов, возникающие во время гроз или снежных метелей. Название возникло в средние века в Италии, когда такое свечение наблюдалось на башнях церкви святого Эльма.

Шерсть

“Философская шерсть” - оксид цинка. Это вещество было получено в древности путем сжигания цинка; оксид цинка образовывался в виде белых пушистых хлопьев, напоминающих по виду шерсть. Применение “философская шерсть” находила в медицине.

Шкаф

В химической лабораторной технике для высушивания веществ используют сушильные электрические шкафы или печки с небольшой температурой нагрева до 100-200 °С. Для работы с ядовитыми веществами применяются вытяжные шкафы с принудительной вентиляцией .

Викторина

1. В названия каких химических элементов входят названия животных?

2. Отбросив в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы, получите название скошенной и высушенной травы.

3. Добавьте одну букву в название элемента шестой группы и получите название парнокопытного животного.

4. Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами.

5. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?

6. В названии какого химического элемента входит название дерева?

7. Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?

8. Переставьте буквы в названии элемента восьмой группы таким образом, чтобы получилось название леса из молодых ёлочек.

9. В название какого съедобного входит название химического элемента?

10. Заменив первую букву в названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли , заросшего растениями.

11. В название какого важнейшего для жизни растений соединения, обусловливающего их окраску в зелёный цвет, входит название химического элемента?

12. Измените лишь букву в названии элемента четвертой группы и получите название представителя важнейшего класса органических соединений, широко распространённых в природе и являющихся главным источником энергии в организмах.

13. В названия каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента?

14. Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы и получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки.

15. Заменив последнюю букву в названии химического элемента четвёртого периода на другую, получите название органов человека и животных, вырабатывающих специфические вещества участвующие в различных биохимических процессах.

16. Изменив лишь одну букву в названии элемента семейства галогенов, получите фамилию известного немецкого зоолога и путешественника, автора многотомного труда «Жизнь животных».

17. Отбросив первые три буквы в названии химического элемента семейства лантаноидов, получите название сильного наркотика, используемого в медицине как болеутоляющее средство.

18. Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента.

19. Какой химический элемент был открыт в продуктах выщелачивания пепла морских водорослей ?

20. Какой металл может «болеть чумой»?

21. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?

22. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон?

23. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?

24. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

25. При каких заболеваниях доктор назначает бром?

26. Какая кислота находится в желудке человека?

27. Какое животное причастно к открытию йода?

28. В каком органе больше всего брома?

29. Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе?

Ответы викторины

1. Мышьяк – мышь, як.

2. Ксенон – сено.

3. Сера – серна.

4. Уран – ушан.

5. Азот – «безжизненный».

6. Никель – ель.

8. Никель – ельник

9. Бор – боровик.

10. Золото – болото.

11. Хлор – хлорофилл.

12. Углерод – углевод.

13. Хром – хромосомы.

14. Серебро – ребро.

15. Железо – железа.

16. Бром – Брем.

17. Европий – опий.

22. Мышьяк.

24. Серебро.

25. Нервных.

26. Соляная

Богат и интересен мир металлов, среди которых встречаются старые друзья человека: медь, железо, свинец, ртуть, золото, серебро, олово. Эта дружба насчитывает уже тысячи лет. Но есть и такие металлы, знакомство с которыми состоялось лишь в последние десятилетия. Свойства металлов чудесны и разнообразны. РТУТЬ, например, не замерзает даже на морозе (температура плавления -39° С), а ВОЛЬФРАМ не боится самых жарких объятий (самый тугоплавкий и выдерживает температуру свыше 3000° С). ЛИТИЙ может быть отличным пловцом: он вдвое легче воды и при всём желании не сможет утонуть, а ОСМИЙ – чемпион среди металлов-тяжеловесов – камнем пойдёт ко дну. СЕРЕБРО “с удовольствием” проводит электрический ток, а у ТИТАНА явно “не лежит душа” к этому занятию: его электропроводность в 300 раз ниже, чем у серебра. ЖЕЛЕЗО мы встречаем на каждом шагу, а ГОЛЬМИЙ содержится в земной коре в таких мизерных количествах, что даже крупицы этого металла стоят баснословно дорого: чистый гольмий в несколько раз дороже золота.

А чем же привлекли к себе внимание ТЯЖЁЛЫЕ МЕТАЛЛЫ?

Существует более 50 элементов, которые могут быть отнесены к тяжёлым металлам, 17 из них считаются очень токсичными, но довольно широко распространёнными. Токсичная концентрация зависит от вида металла, его биологической роли и вида организма, который подвергается его воздействию.

Токсичность тяжёлых металлов связана с физико-химическими свойствами металлов. Так, высокая электроотрицательность ртути даёт ей возможность в первую очередь взаимодействовать с активными центрами ферментов и снижать их активность, а у растений – подавлять фотосинтез в хлоропластах.

Металлы побочных подгрупп больших периодов в организме человека содержатся в малых количествах, но при переходе от лёгких металлов к тяжёлым токсичность их возрастает. Анализируя химический состав человеческого организма, учёные пришли к выводу, что тяжёлые металлы оказывают влияние не только на физиологическое, но и на психическое состояние человека. Например, известно, что при стрессе содержание ЦИНКА в крови возрастает, а повышенное содержание НИКЕЛЯ и МАРГАНЦА в крови происходит незадолго до инфаркта. Методом масс-спектроскопии было обнаружено, что у агрессивных людей в волосах обнаруживается повышенное содержание СВИНЦА, ЖЕЛЕЗА, КАДМИЯ, МЕДИ и пониженное ЦИНКА, КОБАЛЬТА. Таким образом, содержание металлов в организме человека даже в очень малых количествах жизненно необходимо, и падение концентрации ниже допустимого уровня ведёт к тяжёлым расстройствам. Это объясняется тем, что многие металлы выполняют главным образом функции катализаторов.

Молодёжь более подвержена токсическому воздействию тяжёлых металлов. Неблагоприятными результатами их воздействия являются ослабление роста и развития, нарушения деятельности нервной системы, а также может стать причиной развития аутоиммунитета, при котором иммунная система разрушает свои собственные клетки. Это может привести к заболеваниям суставов, к поражению почек, системы кровообращения и нервной системы.

Исходя из вышесказанного, сегодня мы поговорим о тяжёлых металлах, с которыми чаще всего связано отравление людей. Такими металлами являются: СВИНЕЦ, РТУТЬ, КАДИМЙ, МЕДЬ.

1. В 4 пробирки нальём по 2 мл раствора белка.

2. В первую пробирку добавим 1 мл раствора ацетата свинца, во вторую – 1 мл раствора хлорида железа (III), в третью – 1 мл раствора хлорида меди (II), в четвёртую – 1 мл раствора хлорида натрия.

3. Наблюдения.

4. Выводы.

Наблюдения: Белок свернулся в пробирках, в которые добавили соли тяжёлых металлов, т. е. в пробирках №№ 1, 2, 3.

Это интересно! В 1692 году, незадолго до своего пятидесятилетия, Ньютон тяжело заболел. Болезнь, тянувшаяся более года, была серьёзной и непонятной. Она подорвала физические силы учёного, нарушила его душевное равновесие. Это был “чёрный год” в жизни Ньютона, как называют его биографы. Он потерял сон и аппетит, находился в состоянии глубокой депрессии, избегал контактов даже с друзьями. Временами он испытывал нечто вроде мании преследования, а иногда его начинала подводить память. Кто же оказался виновником болезни Ньютона?

Оказалось, что виновницей болезни Ньютона явилась РТУТЬ и её соли. На протяжении 18 лет Ньютон часто обращался к химии. Из записей Ньютона следует, что он работал с большим количеством ртути, подолгу нагревал соли ртути, чтобы получить летучие вещества, часто пробовал на вкус то, что у него получалось. В рабочих тетрадях 108 раз встречаются заметки типа “вкус сладковатый”, “безвкусно”, “солоновато”, “очень едкое”. Все симптомы болезни Ньютона напоминали признаки ртутного отравления. Анализ волос великого учёного показал, что концентрации металлов с высокой токсичностью в них значительно превышают нормальный уровень. Это интересно! В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взят табак. Правило, запрещающее курение на улицах, действовало многие десятилетия в городе на Неве. Человек, выкуривший 22 тыс. сигарет, приравнивается к работнику уранового рудника. При выкуривании 1 пачки сигарет с общей массой табака 20 г. образуются канцерогенные смолы, в которых содержатся тяжёлые металлы (КАДМИЙ, никель). За год в организме курящего скапливается около 1 кг табачного дёгтя, который может вызвать злокачественный рост тканей, т. е. рак. Это уже инвалид. Так стоит ли это “удовольствие” всех последствий? Это интересно! Профессор одного из университетов читал студентам лекцию о соединениях ртути; на кафедре перед ним стояли два стакана: один с подслащенной водой, которую профессор любил пить во время лекции, другой – с раствором сулемы для опытов. По ошибке лектор глотнул из второго стакана. Сулема – сильный яд, и профессор знал об этом. Но он знал и противоядие. Он велел разболтать сырые яйца с водой и выпил смесь. Началась сильная рвота, яд вышел из организма, и впоследствии никаких признаков отравления не проявилось.