Тексты изложений из сборника цыбулько. Сочинения ОГЭ по пособию И. Цыбулько Как вы понимаете значение слова подвиг

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.

- (2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!

(5) Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, ког­да я был готов, мы двинулись в путь.

(6) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк - обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли...

- (9)Не беда, - успокоил меня отец. - Не за тем идём...

(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (И)Миновали железно­дорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубе­ющему вдали лесу.

(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги засты­ли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание... (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.

- (16)Кто-то проснулся? - спросил я.

- (17)Тетерев-косач, - ответил отец.

(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.

(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.

- (23)3наешь, - сказал отец, - это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!

- (25)Какой?

- (26)Весенний... (27)Конец зимнему царству...

(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.

- (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (ЗО)Музыка - лес­ная капель. (31)А слова какие!

(32)Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса:

- (ЗЗ)Куплю балахон, продам шубу...

(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...

(По А. Баркову)*

* Барков Александр Сергеевич (род. 1935 г.) - известный писатель, автор книг для детей.

2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования от­вета на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей?»

1) 20-21 2) 23-27 3) 28-29 4) 32-34

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мета­фора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

4. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание приставки не опре­деляется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишет­ся 3, а перед глухими согласными - С».

5. Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса опре­деляется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с осно­вой на Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «живо» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «зимнее царство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

9. Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь, 1 соня. На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дрёмы, 2 наскоро умылся, 3 выпил кружку моло­ка, 4 и, 5 когда я был готов, 6 мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад, 7 то и дело проваливаясь в колдобины.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, 1 важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы, 2 вздувала шею, 3 вскидывала краснобровую голову, 4 распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди, 5 с расстановкой вторили другие птицы.

Знаешь, 6 - сказал отец, 7 - это лучшая песня. Послушаешь её, 8 и весь месяц на душе праздник!

13. Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите но­мер этого предложения.

14. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчи­нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писа­теля и публициста Н.Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логиче­ские отношения между словами...». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Черны­шевского.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те­зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Рецензия (от лат. recenzio - рассмотрение, обследование) - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. (2)Обычно в рецензии даётся анализ содержания произведения, высказывается и обосновывается его оценка, что требует от автора рецензии хорошего знания предмета того, о чём он пишет: литературы, театра, кино. (3) в рецензии отмечаются художественные достоинства произведения (сочинения, спектакля, фильма), особенности его построения, особенности авторского языка.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Слово «рецензия», образованное от латинского «рассмотрение», «обследование», обозначает «письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги».

2) Письменный анализ произведения, предполагающий критическую оценку его содержания, особенностей формы, художественных достоинств и поэтому требующий от автора хорошего знания предмета рассмотрения, называют рецензией.

3) В рецензии излагается содержание научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги и критически оценивается позиция автора.

4) Рецензия - это письменный анализ произведения, который требует от автора хорошего знания предмета рассмотрения, так как предполагает критическую оценку его содержания, особенностей формы, художественных достоинств.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Наоборот,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.ЯЗЫК, -а, м.

1) Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языком. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Держать я. за зубами (перен.: не говорить лишнего, помалкивать; разг.).

2) (о предметах и явлениях) То, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

3) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский л. Славянские языки. Литературный я. История языка.

4) Речь, способность говорить. Лишиться языка.

5) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. пчёл. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования.

6) Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

добрАлась

убыстрИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица пьесы, поставленной школьниками, были легко узнаваемы.

Немаловажным фактором при ОТРАЩИВАНИИ волос является правильный уход за ними.

НАПОМИНАНИЕ об этом древнем городе впервые встречается в летописи XII века.

С прошлого года ПЛАТА за проезд увеличилась.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

косвенных ПАДЕЖОВ

здоровые ДЁСНЫ

из жарких ПУСТЫНЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Один из упомянутых старинных домов в путеводителе был снесён.

2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3) Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

4) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.

5) Главным инженером, ни перед кем не отчитываясь, было принято решение, противоречащее первоначальным планам компании.

6) Даниель Дефо (1660-1731 гг.) - английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».

7) Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

8) Те, кто читал статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», знакомы с оценкой критика образа Катерины.

9) Пётр I, издав указ, обязал всех оружейников, которые не работали на заводе, перейти в Оружейную слободу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут..пический

ав..нтюра

в..ртуозный

приг..рать

компр..мисс

9. Определите ряд» в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел, пр..плёл

о..гадать, на..кусить

ра..жечь, бе..печный

н..длом, н..езд

пр..добрый, пр..думал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

застр..вать

усидч..вый

отчётл..вый

подчёрк..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

запиш..шь

наполн..нный

закручива..мый

накин..шь

закле..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.

(НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться ребят во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что нельзя бросать друзей в беде.

ТАК(ЖЕ), как и вчера, сегодня душно, (ПО)ЭТОМУ все окна открыты.

(В)ТЕЧЕНИЕ лета мне пришлось жить за городом, (ПРИ)ЧЁМ у незнакомых людей.

Лет сто (НА)ЗАД (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на

фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н. П. Левашкевича».

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предметы или явления так и представить их признаки в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и слушателя.

4) Сергей Николаевич поднялся и вслед за ним встали все гости.

5) А она только слушает да молчит.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Рука Николая дрожала (1) и (2) когда он передавал лошадь коноводу (3) чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чиновник был уверен: подобным отвлечённым абстракциям не место на выставке современного социалистического искусства.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. (2)Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. (3)В той или иной мере, конечно.

(4)Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность».

(5)Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомлённости.

(6)Техника заполонила собой всё и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. (7)Но природа не терпит пустоты. (8)Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить её. (9)3аменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. (10)Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. (11)Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

(12)Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. (13)Агрессивность происходит от потребности в деятельности. (14)Это деятельность в чистом виде, без содержания. (15)Жажда деятельности - естественное свойство человека. (16)Её нужно вооружить полноценным содержанием. (17)Именно культура даёт достойное, высокое содержание этой жажде активности. (18)Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. (19)Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную по своей природе культуру. (20)Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. (21)Она сама в себе несёт притягательность. (22)Она никого не отталкивает, но всех приглашает. (23)Поэтому-то культура вечна и даёт выход жаждущему деятельности человеку.

(24)Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? (25)Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. (26)Тем более неоднозначно такое явление, как культура. (27)Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. (28)Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

(29)Возьмём только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание - «классическая культура» или даже проще: «классика» - и остановимся на классических произведениях. (30)Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современными и для нас.

(31)Классика - это то, что остаётся постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. (32)А самое главное - она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается. (33)В каком смысле «содержательнее»? (34)Содержательнее культурным опытом. (35)Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. (36)Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

(37)Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. (38)Поэтому приобрёл уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

(39)Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, - это и есть люди культуры, интеллигенты. (40)Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. (41)Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность.

(42)Интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения.

(43)Агрессивен только полу интеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

(По Д. С. Лихачёву)

21. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Культура по своей природе неагрессивна и не нуждается для своего развития в насилии.

2) Хотя техника даёт людям комфорт, она не способна заменить духовную жизнь человека.

3) Классическая литература обогащает человека культурным опытом.

4) Интеллигенты - люди преимущественно нерешительные и закомплексованные и поэтому несклонные к агрессии.

5) Такому явлению, как культура, можно дать однозначное определение: это опыт прошедших веков.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 дано описание.

2) В предложениях 6-11 представлено повествование.

3) В предложениях 12-19 представлено рассуждение.

4) Предложение 23 содержит вывод из утверждений, высказанных в предложениях 21 и 22.

5) Предложение 34 поясняет то, о чём говорится в предложении 32.

23. Из предложений 33-36 выпишите устаревшее слово.

24. Среди предложений 12-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Д. С. Лихачёв вовлекает своих читателей в диалог, используя при этом приём - (А)___(предложения 24-28, 33-34). Понятия и явления, о которых рассуждает автор, только на первый взгляд кажутся однозначными - наверное, поэтому в тексте так часто встречается лексическое средство - (Б)___ ("чужому" - "своих", "прошлом" - "настоящем" в предложении 39). Автор делится с читателями мыслями о том, что ему кажется важным, акцентируя внимание с помощью такого приёма, как (В)___ ("полезные" в предложении 18, "культура" в предложении 27), и такого тропа, как (Г)___ (предложения 16, 43)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) градация

3) сравнение

4) лексический повтор

5) антонимы

6) анафора

7) риторическое обращение

8) вопросно-ответная форма изложения

9) метафора

26. Напишите сочинение.

Вариант 25

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

итакнаконец

добралась

123 или любая комбинация этих цифр

упоминание

1234 или любая комбинация этих цифр

пригорать

отвлечёнными

надломнаезд

застревать

заклеивший

врачующими

невдалеке

1621 или 2116

Проблема

    Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чём состоит значение культуры в нашей жизни?)

2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?)

1. Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием, благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом.

2. Однозначно ответить на вопрос, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждое из этих словосочетаний отражает различные стороны культуры.

Мы собрали для вас все тексты изложений из сборника Цыбулько 2015 года. Под каждым текстом есть микротемы и готовое сжатое изложение. Многие из этих текстов повторяются в открытом банке заданий ФИПИ, а значит, могут попасться на реальном ОГЭ. Пользуйтесь!

Текст к вариантам 1-4 ("Современная жизнь с её всё возрастающим темпом...").

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.
Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.
Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг - тоже человек, а идеальных людей нет. Главное - относиться к нему с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

Микротемы:

№ абзаца

Микротема

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Готовое сжатое изложение

1) Современная жизнь заставляет людей общаться с большим числом "мимолетных" знакомых, среди которых всё сложнее найти настоящих друзей. Но сильную потребность в близком дружеском общении ощущаем мы все.

2) Каким должен быть настоящий друг? Он сможет помочь в трудное время и никогда не будет использовать вас. Он будет искренне рад вашим успехам и не будет завидовать вам. Он найдет слово поддержки. На него можно положиться.

3) Друг - не идеальный человек. У него есть недостатки. Главное - относиться к нему с добротой и вниманием.

Текст к вариантам 5-8 ("Мы часто говорим друг другу...").

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. С. Лихачёву)

Микротемы:

№ абзаца

Микротема

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Готовое сжатое изложение

1) В пожелании добра людям мы выражаем свою человеческую сущность, потому что это требует большой силы духа. Умение видеть окружающих по-доброму - это результат огромной внутренней работы.

2)Отказать в помощи - значит потерять достоинство. Чтобы уберечь себя от равнодушия к нуждающимся в помощи, надо развивать соучастие и сострадание, а также умение отличать человеческие слабости от пороков.

3)Увеличивать добро в окружающем мире - самая большая цель жизни. Любовь и дружба обретают новые силы, становясь выше, а человек, их центр, мудрее.

Текст к вариантам 9-12 ("Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос...").

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

(По Д.С. Лихачёву)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Почему доброта не ставится в один ряд с доблестью и храбростью? Ведь без доброты невозможна душевная красота человека. Она вместе с эмоциональной культурой является средоточием человечности.

2) Сегодня нам стоит быть более добрыми по отношению друг к другу, к животному миру и совершать смелые поступки во имя добра. Путь добра - единственно верный для человека. Он испытан, верен, полезен и человеку, и обществу.

3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. Они усваиваются вместе с главной истиной - ценностью жизни всего живого. В детстве человек должен пройти школу добрых чувств.

Текст к вариантам 13-16 ("Человек совершил проступок...").

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек. Забывать о важной, а может быть, важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С. Львову)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1)Человек совершил проступок, преступление или не оправдал надежд. Все ищут объяснений или оправданий и винят окружающих и обстоятельства.

2)Но не следует забывать о самовоспитании. Ведь важнейшее из формирующих человека обстоятельств является сознательное отношение к собственным мыслям и действиям.

3)Самовоспитание начинается с самооценки. У человека заниженная самооценка, когда он теряет уверенность в себе, повсюду находит непреодолимые препятствия. Завышенная самооценка тоже опасна, ведь тогда человек считает себя во всём правым и не прислушивается к другим. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет человеку ставить цели и добиваться их.

Текст к вариантам 17-20 ("Время меняет людей...").

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия –наши добродетели».

(По А.А. Лиханову)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1)Образ жизни, отношение к ней и сострадание меняют тебя сильнее, чем время. Я верю, что сострадание не воспитывается собственной бедой, а является талантом, без которого трудно оставаться человеком.

2) Несчастья и беды - это неизбежность. Но чаще всего они кажутся счастливому далёкими, нереальными, ведь счастье не будет счастьем, если постоянно будет думать о горе.

3) Если человек запоминает только уроки собственных бед, у него заниженная чувствительность. Труднее плакать от чужой боли, чем от собственной. Мыслитель прошлого сказал, что процветание раскрывает наши пороки, а бедствия - добродетели.

Текст к вариантам 21-24 ("Грубость в языке...").

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, –человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно –прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Грубость в языке - распространенное явление, свидетельствующее о слабости и незащищенности человека. Оно является признаком невоспитанности, а иногда - жестокости.

2) По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Каждый наш поступок и каждое наше слово отражается на окружающих. Сильный человек это понимает. Он и силён как раз своим благородством и великодушием.

3) Учиться спокойной и интеллигентной речи нужно долго и внимательно. Это действительно нужно, ведь речь - важнейшая часть личности и способности не поддаваться влиянию среды, если она "затягивает".

Текст к вариантам 25-28 ("Были ли у человеческого искусства два пути...").

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

Текст к вариантам 29-32 ("Как и всякий квалифицированный...").

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия –это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

(По В.А. Сухомлинскому)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Учитель - это профессия особая, не сравнимая ни с каким другим делом. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

2) Учительская профессия - это человековедение, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека с помощью специальных инструментов - слов, красоты окружающего мира и искусства, создания обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства.

3) Конечный результат труда учителя раскрывается через продолжительное время. От учителя зависит настоящее и будущее ученика. Безграничная вера в человека должна жить в его душе.

Текст к вариантам 33-36 ("Когда мне было лет десять...").

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Томик "Животных-героев" стал для меня "будильником" чувства природы. Для других же таким "будильником" были прогулки по лесу, жизнь в деревне, путешествие с ночевкой.

2) Человек, вырастая, должен умом постигать внутреннюю взаимосвязь всего живого мира, его прочность и уязвимость одновременно, зависимость всего в нашей жизни от здоровья и богатства земли и природы. Эта школа должна быть.

3) Но в начале всего стоит Любовь ко всему живому - точка отсчета всех жизненных ценностей. Она приближает человека к счастью.

Сочинение на тему: Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества

Образец и пример сочинения № 1

О культуре сказано уже очень много, но тем не менее автор предложенного текста Д. С. Лихачев снова обращается к проблеме бескультурья и бездуховности в современном обществе. Учёный видит причины этого явления в общем падении культуры в мире, в засилии техники, в агрессивном воздействии «попкультуры». Д. С. Лихачёв отмечает, что истинная культура делает человека мягким, интеллигентным, учит понимать окружающих, в то время как «массовые культуры» воздействуют агрессивно, подавляя лучшие душевные побуждения людей. Но между тем автор считает, что только классика наполняет душу высоким содержанием, делая человека мудрым, терпимым и способным на высокую деятельность.

Д. С. Лихачёв полагает, что интеллигентом становится лишь тот человек, который обогатил себя всем тем прекрасным смыслом, который содержится в классической культуре. И только в этом случае культура наполняет нашу жизнь высоким содержанием.

Я согласен с автором текста. Действительно, классическая литература, классическое искусство делают человека тоньше, внимательнее к ближнему, учат его понимать нюансы в жизни и в отношениях людей. Кроме того, классика, традиции учат нас самоуважению.

Теме общего падения культуры на фоне бурного развития материальных благ посвящены многие страницы повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Главная героиня Тамара Ивановна с изумлением видит, что место традиционных ценностей занимают товары народного потребления, а окружающая действительность всё больше напоминает рынок или джунгли, где действует право сильного или богатого. Женщина вынуждена защищать честь дочери, а вместе с ней и всего попранного народа с оружием в руках, защищать от богатых пришельцев, которые не видят в нас силы, способной противостоять своей агрессии. Преступникам кажется, что всех можно купить или запугать. Но им противопоставлена исконная русская культура, традиционные жизненные ценности Тамары Ивановны и, в духовном плане, любовь к слову, которая внезапно просыпается у её сына Ивана.

Колоссальное воздействие классики на душу человека несомненно. Мне вспоминается один из эпизодов книги В. Астафьева «Затеси», в котором говорится, как музыка Чайковского вернула отчаявшемуся солдату волю к жизни.

Истинная культура наполняет душу человека силой и красотой.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Как написать мини сочинение с планом

В своем тексте Д.С.Лихачев поднимает проблему роли культуры в жизни человека. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассуждает о пользе культуры, которая не только «дает достойное, высокое содержание… жажду активности», но и «сама в себе несет притягательность».

Кроме того, Д.С.Лихачев обращает наше внимание на классику, одну из разновидностей культуры, акцентируя что «она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека». Автор убежден в том, что культура придает жизни человека смысл, помогает найти выход из любой жизненной ситуации, какой бы трудной она ни была, и обладает целебными свойствами, являясь средством отдыха и расслабления. Я полностью разделяю авторскую позицию. Несомненно, произведения культуры представляют собой истинную ценность для человечества на протяжении многих веков, а накопленный благодаря ей опыт позволяет обществу развиваться и совершенствоваться.

В то же время нельзя не упомянуть о том, насколько важна культура и для отдельной личности: она помогает найти смысл жизни, обогащает духовный мир человека и делает его добрее. Аргументы для подтверждения моей точки зрения можно найти в произведениях отечественной художественной литературы. Рассмотрим события из рассказа А.Приставкина «Рогожский рынок», в котором перед нами предстает картина холодной и голодной Москвы времен Великой Отечественной войны. Главный герой мечтает лишь о том, чтобы, заработав хоть немного денег с продажи дров, купить картошки. Вопреки своим ожиданиям мальчик бессознательно приобретает томик «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, что поначалу сильно расстраивает его. К счастью, чтение великого произведения не менее великого писателя не оставляет героя равнодушным и уносит его прочь от столицы.

Так, прихожу к выводу о том, что знакомство с истинной культурой дарит мальчику ощущение радости и восторга, позволяет хоть ненадолго забыть о текущих трудностях и невзгодах. В качестве другого аргумента можно привести события из рассказа А.И.Куприна, где перед нами предстает яркий пример всепоглощающей силы классической музыки. Слушая сонату Бетховена, любимое музыкальное произведение Желткова, переданное любимой женщине в качестве завещания, Вера Шеина слышит среди нот голос любившего ее человека. Наконец княгиня осознает, что упустила шанс на великую любовь, который зачастую дается только один раз в жизни. Таким образом, мы увидели, как музыка смогла растопить сердце героини и совершить в ее душе переворот. Поводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: культура-это неотъемлемая часть существования человечества.

Именно поэтому, роль культурных ценностей в жизни каждого из нас постоянно возрастает. Вариант 2 Огромный простор для размышлений вызывает у меня текст Дмитрия Сергеевича Лихачева. В котором ярко выражена проблема бездуховности людей. Автор в тексте рассказывает, что в нынешнее время человечество все меньше интересуется культурой, падает роль духовной культуры из-за техники. Все больше проявляется агрессивные формы, с которыми нужно бороться. Но ведь каждое направление культуры воспитывает, делает чище и содержательнее человека, и благодаря этому он приобретает ценности в жизни. Этими эпизодами писатель нам показывает, как духовность человека приобретает уважение. Позиция автора такова: техника все меньше оставляет времени на познания культуры.

В комфорте цивилизации человека, падает роль духовной культуры. Я абсолютно согласна с автором. Действительно, люди все меньше открывают книги, ходят в театр, заместо этого чаще смотрят фильмы, бессмысленные программы. Тем самым все больше становится бездуховных. Подтверждение этой мыли можно найти в классической литературе.

Так, Рэй Бредбери в своем произведении «Вельд», размышляет о потере нравственных ориентиров из-за техники. Венди и Питер, герои произведения, привыкшие получать только удовольствие и наслаждение от родителей. Они совершенно не слушали их требования.Детская комната овладела мыслями и чувствами детей, в которой осуществлялись их мечты. И только стоило родителям выключить комнату и повезти их на природу, дети совершили ужасный поступок, они обманом заманили родителей в комнату и скормили львам, которые стали настоящими. На данном примере автор показывает, как из за прогресса технологий душа детей стала черствой и жестокой.

Также в произведении Рэй Бредбери «Улыбка» размышляет над этой проблемой. Так мальчик Том во время очередной «культовой революции», рискуя жизнью, хватает и прячет кусок холста, на котором изображена Джаконда. Он хочет сохранить его, чтобы потом вернуть людям.

Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу. Писатель стремится донести до нас, что искусство, культура способна обогатить человека только наилучшими качествами. В заключении хотелось бы сказать, что именно благодаря культуре мы развиваем наш духовный мир, и совсем не стоит забывать о ней.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Аргументы из литературы. Проблема текста

Если бы человек жил только инстинктами, наверное, наш мир не смог бы стать таким, каким он является сейчас. Одной из составляющих нашего бытия, помимо прочего, является культура. О её роли в нашей жизни предлагает задуматься в своем тексте Д.С. Лихачев. Говоря о проблеме, автор, в первую очередь, конечно, имеет в виду бездуховность и бескультурье как феномен цивилизованного и высокотехнологичного 21 века. Подразумевая такие проблемы современного общества, как страшная агрессивность, а также потребность в постоянной деятельности, писатель выводит понятие культуры.

Он подводит нас к мысли о том, что весь внешний технологический прогресс дает человеку возможность упрощать свою деятельность, но культура придает этой деятельности содержание и глубину, нужный подтекст. «Культурный человек – это…тот, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому». Д.С. Лихачев считает, что роль культуры состоит в том, что она наполняет деятельность человека высоким содержанием, определяет нужный, полезный вектор.

Классическая культура воспитывает каждого, кто к ней приобщается, делает нас чище и наполняет своим опытом. Культурный человек не просто поглощает книги и музыку, а обогащается ими, приобретает уважение к другим народам, к их культуре и верованиям. Безусловно, я согласна с мнением автора. Я тоже считаю, что культура выполняет одну из главных ролей в нашей жизни, делая из человека разумное и мыслящее существо, способное к полезным и даже красивым поступкам. Благодаря, например, книгам, в которых заложен опыт предыдущих поколений, человек имеет возможность культурно обогащаться и совершенствоваться, наращивать багаж своих знаний, и, к тому же, учиться смотреть на себя со стороны.

Так, например, среди произведений русских классиков существуют те, в которых герои служат ярким примером бескультурья и бездуховности. Герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», раскрываются как невежественные личности, без каких-либо духовных запросов и высоких побуждений. Круг интересов, например, Манилова, ограничен настолько, что из всего многообразия дел он любит собирать кучки трубочного пепла. Характеризующей деталью в его доме служит книга, с закладкой на все той же 14 странице, «которую он постоянно читал уже два года».

Невысокий уровень культуры и читательского кругозора в поэме является общей чертой чиновничества. С помощью подобных образов Н.В. Гоголь призывает читателя быть культурным и развиваться. О роли культуры рассуждал и Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». В ней писатель говорит о том, что изучение наук не является заведомо гарантом к культурному развитию личности. Другими словами, насильно нельзя вырастить интеллигента.

Как бы не пыталась Простакова научить своего сына быть образованным и культурным — его нежелание и неспособность к этому, наложенные на плохое воспитание, не могли привести к хорошему результату. Те герои, которые изначально служат антиподами Простаковой и Митрофанушки, потому и ужасаются образу жизнедеятельности этой семьи, что сами уже стали интеллигентными и порядочными людьми до знакомства с главными героями комедии. Мне кажется, что культура является, или, по крайней мере, должна являться образом нашей жизни и нашего мышления.

Человек – существо мыслящее и рефлексирующее, и его деятельность постоянно должна быть направлена на развитие как умственное, так и духовное. В этом ему и помогает культура.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности - естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.

Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание - «классическая культура» или даже проще: «классика» - и остановимся на классических произведениях. Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.

Классика - это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное - она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, - это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».