Что такое легкое дыхание. И. Бунин "Лёгкое дыхание": анализ, характеристика героев и интересные факты. Характер главной героини

Образ Оли Мещёрской в рассказе Ивана Бунина “Лёгкое дыхание” – сочинение по литературе современного русского поэта Данила Рудого.

Оля Мещерская

Легкое дыхание я прочитал летом 2004 г. В то время творчество Ивана Бунина чрезвычайно интересовало меня, так как его произведения я считал эталоном изящной словесности и тонкого психологизма. Легкое дыхание – одна из лучших его работ. Николай Гумилев говорил, что самый верный критерий качества стихотворения – это желание быть его автором. Закончив Легкое дыхание , я действительно ощутил сожаление, что рассказ написан не мной.

Главными персонажами рассказа является легкое дыхание, символ духовной чистоты, и гимназистка Оля Мещерская – красавица-гимназистка, им наделенная. С точки зрения формы рассказ интересен тем, что смысл его названия раскрывается читателю лишь в самом конце, уже после смерти Мещерской.

Оля Мещерская – красавица-гимназистка, жизнерадостная и… легкая. Поведение ее настолько непринужденно, что заслуживат любых синонимов слова “легкий”. В начале рассказа легкое дыхание можно объяснить как самоощущение, не зависящее от мнения окружающего мира. Оле Мещерской все равно, что о ней подумают – для нее значение имеет лишь то, чего она хочет. Поэтому она не обращает внимание ни на чернильные пятна на пальцах, ни на беспорядок в одежде, ни на другие мелочи, которые поглощают посторонних. Начальница гимназии, авторитетные замечания которой Мещерской приходится выслушивать с завидным постоянством, одна из них. Однако, в силу собственной косности, интуитивно презираемой Мещерской, она не может смутить строптивую воспитанницу и заставить ее изменить вере в себя.

Именно внутренняя независимость порождает легкость Мещерской. Причины популярности Оли как подруги и как девушки в ее естественности. Но Оля еще молода и не понимает исключительности своей натуры, наивно ожидая от других тех же самых намерений, которые преследует сама.

Легкое дыхание: перелом

Иван Бунин. Зрелость

Встреча Оли Мещерской с Малютиным – переломный момент ее жизни, когда наступает болезненное прозрение. В своем дневнике, описывая произошедшее, Мещерская повторяет слово “я” семнадцать раз. “Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! ” (Иван Бунин. “Легкое Дыхание”) Близость с мужчиной превратила Олю в женщину в прямом смысле, дав ей новое ощущение самой себя.

Вечер с Малютиным, не изменил в Мещерского лишь одного – того, что и приведет к ее смерти, этой легковерной убежденности, что вся жизнь – это игра. Так было раньше – с младшими классами, которые так ее любили, с подругами по гимназии, которые любили ее еще больше, – так будет и сейчас. Но теперь игра в любовь превратится в театр потеряв всю легеость. Вскружить голову неблагородному мужчине и обмануть его, в самый последний момент, уже на вокзальном перроне – что в это плохого ? Кто не влюбляется и не дает клятв в семнадцать лет? Но офицер убивает Олю, одним выстрелом обрывая легкое дыхание ее жизни. Его поступок – бунт, и в чем-то равносилен самоубийству. Дело не в том, что он плебейского вида и некрасивый . Мещерская сыграла со всей его жизнью, подарив ему надежду на счастье, о котором он вряд ли смел и мечтать, и жестоко лишив его этой надежды – а вместе с ней и любого выносимого будущего.

Финал оставляет тяжелое впечатление. Мещерская, воплощавшая легкое дыхание, умирает; само дыхание оказывается развеянным, и неясно, когда оно воплотится снова. Смерть Оли несправедлива: она поплатилась за наитие,в которой не было злого умысла: только испорченный . Увы, Мещерская не успевает понять, что такое легкое дыхание, что становится очевидно в кульминационном диалоге с Субботиной. Ее смерть – это огромная потеря, и потому тяжелый и гладкий дубовый крест на ее могиле выглядит особенно символично. А сколько осталось в мире людей, полностью подчиненных внешнему миру и начисто лишенных внутренней легкости и искренности? Та же классная дама. Стань Оля Мещерская ее выдумкой при жизни, эта немолодая особа наверняка смогла бы изменить свою жизнь, и быть может даже стать счастливой, взращивая в душе капельку легкого дыхания, подаренного ей Олей.

На таких людях, как Мещерская, держится мир, хотя это и звучит пафосно . Легкое дыхание дает силы не только им, а поддерживает всю жизнь вокруг, заставляя других людей равняться на новый эталон. Однако легкое дыхание беззащитно, и если его наитие себя погубит, от него не останется ничего, кроме могильного креста и трагического порыва холодного ветра.

Во многих произведениях Бунин обращается к вечным темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть. Эти темы становятся главными и в рассказе «Легкое дыхание», поражающем именно легким дыханием бунинской прозы, ее особым ароматом.

Смысл названия рассказа связан прежде всего с главной героиней. Примечательна первая деталь описания облика Оли Мещерской, обнаруживающая ее личностную индивидуальность, - «живые, радостные глаза». Живость, простота, естественность, непосредственность, красота, наивность, женственность, легкость составляют бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность, обольстительность, «манкость». «Легкое дыхание» ее женственности радостно и всепобеждающе торжествует в малейших деталях внешности и поведения. Всё это дано ей от природы, пришло к ней без малейшего ее усилия – «легко». Мотив легкости – основной в описании внешности, поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь смерть – «крест из дуба» на могиле Оли, «крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип антитезы сохранится на протяжении всего рассказа, отразившись и в системе образов, и в композиции.

Героиня Бунина свободно и радостно шла по жизни, не задумываясь о ее темных, мутных потоках, смысл жизни для нее - в самой жизни. На пути ее легкого полёта были любовь учениц младших классов, танцы на балах, веселье, бег на коньках, влюбленность гимназиста Шеншина, но был и пятидесятишестилетний «ловелас» Малютин, был казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». Оля опять-таки легко сделала шаг навстречу нравственному падению, ведь в ее отношении к Малютину не было и тени любви, легко призналась в этом гимназической начальнице, легко играла чувствами казачьего офицера. Не случайно Малютин упоминает о Фаусте с Маргаритой: в истории искушения Маргариты в Фаусте торжествует плотское над духовным; Малютин и не скрывает «мефистофелевского» начала в своем плотском желании обладать юной прелестью Оли, а Оля не подозревает о необходимых нравственных границах своего жизненного полета – только легкость, только свобода, только веселая игра.

О гибели Оли на вокзале сказано сухо, отрывисто, как в хронике уголовного дела. Полёт по жизни – вне осознанности и ответственности - вовлекает героиню Бунина в опасную сферу «плебейских» чувств, однолинейных и жестоких решений: казачий офицер увидел в Мещерской одно издевательство над собой, над его, так сказать, принципами, над его «нравственностью», он покарал Олю как легкомысленную, аморальную соблазнительницу – и полагал себя правым. Жизнь Оли была легка, и смерть тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую» жизнь.

Однако авторская задача не имеет ничего общего с мелодраматическим и морализаторским описанием жизни и смерти прелестной, но запутавшейся гимназистки. Произведение имеет необычную композицию: начинается и завершается описанием кладбища, хронология событий изменена писателем, фабула не совпадает с сюжетом. Появляются эпизоды, казалось бы, не имеющие с историей Оли никакой связи, - ее рассказ подруге о «легком дыхании» и приходящая на могилу классная дама.

Образ главной героини включен в систему антитез, одна из которых – Оля Мещерская и классная дама. Классная дама живет выдумкой, заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь Оли была полна энергии, стремительна и празднична – жизнь классной дамы одинока, скудна событиями, лишена любви и счастья. Эта уже «немолодая девушка» умна, однако в ней нет того «легкого дыхания», которым была наделена Оля, жизнь проходит мимо классной дамы, даруя ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое ее притяжение даже к памяти о «легком дыхании».

«Легкое дыхание» - это энергия женственности, вечно живущая в мире, способная сводить с ума, даровать либо высшее счастье, либо трагедию. Эта энергия не связана (или менее всего связана) с красотой как гармонией внешних черт - не случайно Оля, говоря подруге о красоте, отвергла всё внешне-декоративное: «черные, кипящие смолой глаза», «колена цвета раковины», «нежно играющий румянец» и так далее – и выбрала лишь «легкое дыхание». Это великая тайна, которой можно изумляться, но которую нельзя разгадать до конца.

«Легкое дыхание» - это и энергия творчества, вдохновения, тоже необъяснимая и неразложимая на формулы и определения. Именно «легкое дыхание» творчества чувствуется в сцеплении событий рассказа Бунина. Наиболее точно об этом сказал искусствовед и психолог прошлого века Л.С.Выготский: «Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная, мутная, запутавшаяся, но события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и переходах они словно развязывают стягивающие их нити, они отрешаются от действительности. Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в легкое дыхание бунинского рассказа».

Про рассказ "Легкое дыхание" нужно сказать, что действия происходят на кладбище. Идет апрель, погода ужасная и холодная. Оля Мещерская - главная героина рассказа. На кресте, который стоит у одной из могил, виднеется портрет девушки, по-видимому, она гимназистка. Бунин создает двойственную атмосферу, переплетает жизнь со смертью, описывает апрель, голые деревья. Это показывает, что жизнь всегда неразлучна со смертью.

Весь рассказ построен на противопоставлении, даже описание жизни главной героини, которая была недолгой, но яркой. Олечка была храброй, красивой девушкой, она пользовалась популярностью, была милой и хорошо каталась на коньках.

Но в последнюю зиму что-то изменилось, Оля вела себя странно, постоянно веселилась и вызывающе одевалась. Низко обошлась с Шеншиным, сначала клялась в любви, а потом просто "играла", что привело к его попытке убить себя.

Под ее чары попадает и Алексей Михайлович Малютин, он намного старше Оли, но это не мешает ей кокетничать с ним.

Казачий офицер, который не походил на людей ее окружения, тоже состоял в отношениях с Олей, она клялась ему в своей любви, в том, что выйдет за него после. Но на вокзале ее слова ранят офицера, она обманула его. Оля рассказывает о связи Алексеем Малютиным, поэтому офицер убивает ее из пистолета.

При прочтении рассказа возникает вопрос, почему же Оля Мещерская вела себя так? А ответ прост - она не понимала того, что делала. Не понимала и не считалась с чувствами других людей.

Олю Блок описывает способной девушкой, но беззаботной и в то же время легкомысленной. Ее сравнивают с бурей, которая может снести все на своем пути.

Но кроме этого, образу Оли противопоставляется образ дамы, которая руководила гимназией, она была не молода, ругала Ольгу за плохое поведение. Она была сестрой Малютина, поэтому старалась уберечь его от ошибки.

Не смотря ни на что, дама приходит на кладбище - и именно в этот момент читатель видит антитезу. Дама сидит рядом с могилой и вспоминает разговор Оли о книге, в которой прописывалось, что девушка должна быть яркой, с горящими глазами. Так приходит понимание того, что после Ольги ничего не осталось, только пустота.

Вариант 2

Так проникновенно, ярко и полно, как Бунин, о любви не писал никто. Он был несомненным мастером описания всех оттенков и нюансов этого чувства. Первая любовь, поглощающая страсть, страдания от неразделённых чувств, безрассудная влюблённость – его перо не знало в этом равных.

Рассказ «Лёгкое дыхание» не исключение. Он описывает короткую, но яркую историю молодой девушки, которая наперекор всем правилам и устоям общества, вела бездумную, полную удовольствий жизнь и шла за своими страстями.

Весь рассказ построен на контрастах. Он начинается с описания могилы главной героини – Ольги Мещерской. Мрачное кладбище, тусклый день, голые ветки деревьев, свежая насыпь ещё больше подчёркивают безрадостность этого места. Поэтому портрет Оленьки на кресте вызывает противоречивые чувства. На нём беззаботная девушка, с весёлыми, полными жизни глазами.

Оля Мещерская рано расцвела, уже в 14 лет она из обычной девочки превратилась в настоящую красавицу. Это не могло не вызвать интереса у противоположного пола, и - неудовольствия у начальницы и учителей гимназии, в которой обучалась Оля. Поклонников было много, девушка не противилась соблазнам. Её беззаботная ветреная жизнь становится почти беспутной, но автор не осуждает героиню за это. Ему нравится Олечкина жажда жизни, смелость с которой она бросает вызов рутине и серости обывателей. В разговоре с начальницей гимназии Оля Мещерская она не скрывает, что ведёт безнравственный образ жизни. И виноват в этом Алексей Малютин, брат начальницы. Это он соблазнил Олю и стал её первым мужчиной. А ведь директриса хотела прочесть Мещерской лекцию о скромности, но нотация не удалась.

Совсем скоро выясняется, что у Оли были любовные отношения с человеком не её круга. Казачий офицер планировал жениться на девушке, но Ольга объявила ему, что её чувства были поверхностны. А в качестве доказательства даёт прочесть страницу из дневника, где описана связь с Малютиным. Становится понятно, что это правда, оскорблённый офицер одним выстрелом убивает Ольгу.

Не только рассказ, вся Олечкина жизнь состояла из противоречий. Красивая, но испорченная. Неглупая, но легкомысленная. Искренняя, но не заботящаяся о чувствах других. Она порхала, подобно бабочке, не думая о будущем и последствиях. Но даже такая короткая жизнь, по мнению автора, привлекательнее унылой и безрадостной жизни классной дамы, которая ходит на могилу Оли. У неё нет той дерзости и жажды жизни, что была у её воспитанницы. Именно там, на могиле, классная дама вспоминает разговор Оли с подругой. В нём девочка признаётся о своём секрете. У настоящей женщины должно быть лёгкое дыхание. Это она прочла в одной из книг отцовской библиотеки. И решила, что и у неё должно быть так же.

У Олечки Мещерской лёгким было не только дыхание. Она с лёгкостью относилась к самой жизни. Очарование и хрупкость красоты, простота восприятия мира, бездумность и легкомысленность – за всё это была заплачена высокая цена. Но Бунин не ставит в рассказе глобальных проблем. Он просто заставляет задуматься, для чего и как живёт человек в этом мире.

Анализ №3

Прочитав название рассказа, сразу возникает вопрос, о чём он. Как-то не понятно. «Легкое дыхание» выражение, которое сразу ассоциируется с медициной. А у Бунина оно ассоциируется с героиней Олечкой Мещерской. Почему? Женщины во все времена были натурами таинственными и непонятными. Многие мужчины пытались постичь женскую душу. Пытался сделать это и Бунин.

Оля была богатая и счастливая девушка. Она сразу бросалась в глаза среди остальных учениц гимназии в этих унылых коричневых платьях - изящная, нарядная, ловкая, с ясным блеском в глазах.

Она старается находить в окружающих её людях и обстановке только хорошее. Вот начальница, несмотря на седину, сохранила моложавость. И кабинет содержит в чистоте и порядке, от голландской печи исходит тепло и пахнет ландышами. Ну как в таком кабинете могут ругать? В друге своего отца Малютине она замечает и вкус в одежде, и прекрасные чёрные глаза, и серебряного цвета бородку.

Такой человечек, как Оля, не способен на мерзкий поступок. Она судила других людей по своим меркам. Да, она была совсем наивным ребёнком. Окружающий мир был ей интересен, он манил её своим разнообразием. Она никак не могла предположить, что в нём живут подлецы, которые могут воспользоваться её детской наивностью и молодой красотой.

В каждом обществе существуют определённые правила поведения. И не всегда то, что делала она, совпадало с этими правилами. Она носилась наперегонки с первоклассницами, радуясь от переполнявших её эмоций, а надо было степенно и чопорно ходить по коридорам гимназии. Оля была, как лёгкое дуновение весеннего ветерка. Как лучик света, пробившийся через мутное оконное стекло.

Надо было слиться с безликой коричневой массой гимназисток и не выделяться из толпы, а она носила гребни в волосах и высокие женские причёски. И на ногах были дорогие изящные женские туфельки. Она так хотела быть взрослой женщиной. Получив первый жестокий урок взрослой жизни, эта полуженщина, полуребёнок возненавидела не только своего соблазнителя Малютина, но и саму себя.

После Олиной смерти на её могилу приходила классная дама, долго там сидела и рассматривала её фото в траурной рамке. Почему? Может быть, она мысленно сравнивала свою придуманную жизнь с Олиной. Завидовала той лёгкости, с которой она жила в жизни. Завидовала её смелости, с которой она бросила вызов обществу.

Сама так жить она не умела, а в душе, наверное, хотела. Хотела скинуть свои годы, своё положение, искренне порадоваться и снегу, и солнцу. Но её сущности хватало только на то, чтобы вязать за письменным столом, как старушка. Старушка в душе, стала старушкой снаружи. Вон и седые волоски появились.

Первое впечатление от рассказа «Легкое дыхание» ввело меня в состояние некоего непонятного чувства, недоумения, ощущения незаконченности событий, словно от меня ускользнула какая-то тайна автора. Хотелось перечитать снова, углубиться, понять секретный смысл произведения и отследить приемы, которыми пользуется И.Бунин для достижения эффекта таинственности.Для этого нужно проанализировать рассказ.

Начнем с истории создания. Рассказ И.Бунина пишется накануне Первой Мировой войны. В этот период обстановка в стране довольно накаленная. А вопросы «жизни», «смерти» и «смысла жизни» широко обсуждались в журналистике. На смену старым теориям приходят новые.Наиболее популярной была теория «живой жизни», которую проповедовал известный писатель-реалист В.Вересаев. По его мнению, жить «живой жизнью» - значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности жизни. Смысл ее – в ней самой, она сама по себе представляет величайшую ценность независимо от ее содержания. Вот эти теории и споры отразились в некоторых рассказах Бунина, в том числе и в рассказе «Легкое дыхание».

О замысле Бунин пишет так: «Забрел я однажды зимой на одно маленькое кладбище на Капри и натолкнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то маленькой девушки с необыкновенно живыми и радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства».

Сама по себе фабула (сюжетная линия) - весьма тривиальна. Провинциальная гимназистка, история ее грехопадения, обозначенная всего одной фразой, адресованной гимназической начальнице, да небольшими выдержками из дневника, беспутная, по сути, и такая недолгая жизнь, и кошмарный финал - убийство девушки казачьим офицером, которому Оля разбила сердце. Примечательно, что вся эта сюжетная линия, несмотря на весь трагизм, подана в спокойном тоне, как бы, между прочим. И ощущения трагизма вовсе не остается в финале.

Бунин назвал свой рассказ "Лёгкое дыхание". Заглавие настраивает на восприятие чего-то легкого, светлого, радостного.Как дыхание может быть лёгким? Ведь это уже что-то изначально лёгкое, привычное. Дыхание даётся природой, оно естественно для каждого человека и не является сложной работой. Однако, автор хотел подчеркнуть, что лёгкое дыхание - это что-то неуловимое и очень недолговечное.

В рассказе "легкое дыхание" из обычной детали портрета превращается в "лейтмотив, "музыкальный" ключ, основную лирическую тему, которая подкрепляется использованием и других слов с корнем "дых-": "свежо дует полевой воздух", "кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни тёплом блестящей голландки", "сделала только один глубокий вдох". Этот мотив с первых строк врывается в рассказ "холодным ветром" и "звенит фарфоровым венком у подножия креста", совсем не соответствуя настроению начального аккорда рассказа: "лёгкое дыхание" и кладбище.

Бунин сравнивает главную героиню - Олю Мещерскую - с "лёгким дыханием", ведь всю свою недолгую,но яркую жизнь Оля прожила как бы на одном дыхании - "лёгком дыхании".Об этом говорят следующие строки: "без всяких забот и усилий как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз", "она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам", "она вихрем носилась по сборному залу от гоняв­шихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц", "и уже пошли толки, что она ветрена" - природа дала ей то, что хотели бы иметь многие.

Даже имя своей героини автор дает гармоничное и легкое. Оля Мещерская…Вспомним Паустовского. Мещеры – это дремучесть, нетронутость. В применении к главной героине это означает «дремучесть» сознания, его неразвитость и одновременно самобытность. Фоносемантическая оценка имени показывает, что образ слова производит впечатление чего-то хорошего, красивого, простого, безопасного, доброго, сильного, светлого. На фоне нее смерть кажется нелепостью и не выглядит зловещей. Неслучайно И. Бунин начинает рассказ с сообщения о смерти Оли, это лишает этот факт убийства эмоциональной окраски. Так читатель озадачивается не результатом жизни, а динамикой самой жизни, истории Оли.

Образ начальницы противопоставлен образу Оли Мещерской. В отличие от начальницы, девочка мало заботится о том, как ее воспринимают другие. Помимо этого, противопоставление заключается и во внешнем облике героинь, сопоставляются прически. Оля Мещерская обращает внимание на "ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах", на создание которого, видимо, тратится много времени. А Оля, узнав, что ее вызывает начальница, прихорашивается буквально за несколько секунд: "Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы". И это уже для нее привычно. Начальницу раздражает легкомысленное поведение Оли, ее простые и веселые ответы.

Образ классной дамы представлен читателю в конце рассказа. Автор уделяет много внимания образу классной дамы. Она не имеет имени. Читатель встречает направляющуюся к кладбищу "маленькую жен­щину в трауре, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного де­рева".Подбор автором деталей-символов сказал об этой женщине все. Она ходит на могилу Оли, не спускает глаз с дубового креста, который с самого начала символизирует общий жизненный крест. Маленькая женщина не просто глядит на крест, она несет жизненный крест. Она не может быть счастливой. Траур ее – это не столько траур по Оле, сколько свидетельство того, что жизнь классной дамы есть нескончаемый траур.

Об Алексее Михайловиче Малютине мы узнаем из дневника Оли Мещерской: "ему пятьдесят шесть лет, но он ещё очень красив и всегда хорошо одет". Малютин, который годится Оле в дедушки, вступает в сексуальные отношения с ребёнком, нарушая тем самым социальные нормы. Малютин совершил преступление, но для героя это осознанное переступание границ, которое он мотивирует литературными аллюзиями и заигрываниями. Хочется задать вопрос: о чём только думал этот человек, как он мог позволить себе пойти на столь необдуманный подлый шаг? Ведь он был другом и соседом отца этой юной девушки, а значит, Олю он знал достаточно давно и она ему почти, как родная. Мотивация его поведения раскрывается через портрет. В своем дневнике Оля несколько раз подчеркивает моложавость (псевдомолодость) героя, причем эта моложавость изображается по нарастающей: сначала Оля отмечает, что Малютин «еще очень красив», а затем описывает «совсем молодые» черные глаза.Также Оля отмечает "...был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что давно влюблен в меня". Эти действия Малютина совершенно не соотносятся с его старческим возрастом! Имя и отчество героя знаменательно совпадает с именем и отчеством державного предка того самого “молодого царя”, чей портрет “очень нравился” девушке; а его фамилия - Малютин - провоцирует читателя вспомнить о любимце царя Ивана Грозного Малюте Скуратове.

Образ гимназиста Шеншина упоминается в рассказе только один раз “...незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, что она не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство...” Шеншин ждал от Оли постоянства и не мог простить ей изменчивую натуру. Для И.А. Бунина этот образ является важным. Многие детали образа Шеншина остаются читателю неизвестными, например, автор не дает точных сведений о самоубийстве героя, а опирается на слухи, которые ходят в гимназии.

И.А.Бунин излагает события в рассказе "Легкое дыхание" глазами сразу нескольких участников. На пяти страницах он освещает жизнь Оли Мещерской с разных точек зрения.

Новелла И.А.Бунина «Легкое дыхание» давно стала примером необычного, «инвертированного» построения композиции. Как известно, первым эту ее особенность отметил и попытался объяснить еще в 20-ых гг. 20 в. Л.С.Выготский в одной из глав своей книги «Психология искусства»

Композиция произведения имеет кольцевую структуру, т.е. представляет собой рассказ в рассказе. «Рамкой» является описание кладбища и одной из могил (начало) и женщины, которая посещает эту могилу, размышляя о судьбе девушки, похороненной здесь (конец). Судьба девушки находится в центре повествования. Рассказ о ней также имеет нестандартную композицию: завязка истории, причины внутренней драмы Оли Мещерской проясняются уже после трагической гибели девушки.

Завязка рассказа, перенесенная в конец, по-новому освещает всю историю, что дает возможность почувствовать ее особенно остро. Лишь в конце рассказа выявляется, что Оля Мещерская не пустая и беспутная, а несчастная и жестокая в первую очередь по отношению к себе. И смерть, может быть, - это именно то, к чему она стремилась.

Особенностью композиции "Легкого дыхания" является ее несовпадение с диспозицией (хронологическим порядком событий). Если выделить смысловые части текста,то обнаруживается,что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища,монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными,поразительно живыми глазами. Следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит,однако мы уже вовлечены в действие. Возникает множество вопросов:"Кто эта девушка? Какова причина ее смерти? Автор сознательно медлит с ответом,поддерживая напряженность восприятия.

Главный композиционный приём,который использует Бунин - это антитеза, то есть противопоставление. Автор использует его с самых первых строк: преобладает в начале рассказа тема жизни и смерти. Бунин начинает с описания креста: "тяжелый, крепкий", символ смерти. Ясные, солнечные апрельские дни противопоставляет серым дням (угрюмым, неживым). Вместо живых цветов на могиле лежит фарфоровый венок, олицетворяющий собой безжизненность, смерть. Всему этому мрачному описанию противоречит образ Оли Мещерской: "В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый ме­дальон, а в медальоне фотографический портрет гимназистки с радостны­ми, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская". Бунин не говорит прямо о том, что это могила Оли Мещерской, будто не хочет связывать эту веселую и жизнерадостную девушку с кладбищем, со смертью.

При описании жизни девушки в гимназии автор снова обращается к антитезе: "девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц", но в отличии от своих сверстниц, которые очень следили за своим внешним видом и лицом, она "ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена". Бунин постоянно делает акцент на том, что Оля Мещерская была лучшей во всем: в беге на коньках, в танцах, за ней ухаживали так, как ни за какой другой гимназисткой. Никого другого так не любили младшие классы, как ее! Олина жизнь - веселая, без забот, постоянно в движении, - никак не соотносится с образом кладбища. Она пронеслась в этой жизни вихрем, яркой звездочкой. Даже Малютина и казачьего офицера он противопоставляет. Малютин - красивый пожилой мужчина, а казачий офицер - ничем не выделяется внешне.

Бунин постоянно подчеркивает ее глаза: "ясный блеск глаз", "сияя глазами". Свет - символ жизни. Он вводит риторический вопрос: "возможно ли, что под ним та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как сов­местить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с име­нем Оли Мещерской?". Даже после смерти глаза сияют "бессмертно".

Автор отвлекает от казалось бы значимых событий читателя, загромождает их словами. Например, слово «застрелил» гасится автором среди описания офицера и платформы, толпы народа, только что прибывшего поезда. Таким образом, наше внимание настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной жизни.

Мотив женщины красной нитью проходит через весь рассказ И. А. Бунина.

Вначале остановимся на его словесных воплощениях. Слова женщина и женский упоминаются в рассказе 7 раз.Впервые это слово звучит в разговоре Оли Мещерской и гимназической начальницы. "Это женская прическа!" - с упреком говорит начальница. "...Я женщина", - отвечает ей Оля.Затем это слово упоминается в дневнике Оли: "Нынче я стала женщиной!"После смерти Оли на ее могилу приходит "маленькая женщина" - классная дама (слово "женщина" упоминается 3 раза).И, наконец, в конце рассказа опять приводятся слова самой Оли о том, "какая красота должна быть у женщины".Проследив использование этого мотива в рассказе можно прийти к выводу, что Олей Мещерской в ее поступках руководит стремление стать женщиной, но превращение в женщину оказывается совсем не таким, каким его представляла себе девочка.Автор раскрывает нам не только красоту девушки, разумеется, не ее опыт, а лишь эти не развившиеся прекрасные возможности. Они, по мнению автора, не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.
Красота и смерть, любовь и разлука - вечные темы, получившие столь трогательное и просветленное воплощение в творчестве И. А. Бунина, волнуют нас и сегодня:

И ко мне долетает
Свет улыбки твоей.
Не плита, не распятье
Предо мной до сих пор -
Институтское платье
И сияющий взор.

"Легкое дыхание", как справедливо полагают исследователи, один из самых чарующих и загадочных рассказов Бунина. Его блистательный анализ был предложен известным психологом, занимающимся проблемами художественного творчества, Л. С. Выготским. Анализ рассказа исследователь начал с названия, которое, по его мнению, и является своеобразной доминантой повествования и "определяет собой все построение рассказа". Как отмечает исследователь, «это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе».

Эти мысли были высказаны Л. Выготским в 1965 году в книге "Психология искусства". Даже сейчас, спустя почти полвека, они вызывают нешуточные споры. Во-первых, исследователи во многом не соглашаются с такой однозначной трактовкой названия рассказа, справедливо полагая, что в тексте «легкое дыхание» служит обозначением одного из слагаемых женской красоты («Я... прочла, какая красота должна быть у женщины».) Безусловно, даже принятие такого кодекса красоты говорит о душевной ущербности героини. Однако в рассказе нет никакого нравственного суда над Олей Мещерской: страстное жизнелюбие главной героини очень по душе повествователю. Ему по душе также и та гармония, которая воцаряется в душе героини, когда она ощущает свое единство с миром, с природой, с собственной душой.

"Быть предельно живым — значит быть предельно обреченным, — заметил однажды современный литературовед С. Вайман. — Такова ужасающая истина бунинского мироощущения". Как видно, приведенные выше комментарии лишь развивают отдельные положения, выдвинутые Л. С. Выготским. Собственно расхождения между ним и современными исследователями начинаются тогда, когда речь заходит о причинах несостоявшейся жизни Оли Мещерской. Оппоненты Выготского склонны видеть их в бездуховности существования, в отсутствии нравственно-этических норм и приводят в доказательство разговор в кабинете начальницы, историю с казачьим офицером, а самое глазное — историю классной дамы, которая сначала хотела посвятить себя брату, «ничем не замечательному прапорщику», потом вообразила себя "идейной труженицей" и, наконец, нашла себя в исступленном служении памяти своей воспитанницы.

Особенности композиции рассказа "Легкое дыхание"

Один из исследователей справедливо заметил, что оригинальность композиции «Легкого дыхания» состоит в том, что она исключает всякий интерес к сюжету как таковому. Действительно, повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается, по существу, тем же. Автор-повествователь переносит действие рассказа из прошлого в настоящее, смешивая два плана повествования, вводя в ткань художественного текста отрывки из дневника Оли Мещерской, строя отдельные фрагменты текста по контрасту: настоящее — прошлое, веселое — грустное, живое — мертвое. Начинается рассказ как эпитафия, «эпитафия девичьей красоте», по меткому выражению К. Г. Паустовского. Перед глазами читателей мелькают, как кадры хроники, безрадостные картины убогой провинциальной жизни, появляются и исчезают немногочисленные герои, и постепенно на страницах произведения встает иной мир, мир, враждебный красоте, и возникает «рассказ совсем о другом: об обреченности красоты и молодости на гибель» (Ю. Мальцев).