Особенности реализации молодежной политики на муниципальном уровне. Механизмы реализации муниципальной молодежной политики. Моделирование муниципальной молодежной политики: опыт, механизм реализации

Цели и задачи государственной и муниципальной молодежной политики. Муниципальная молодежная политика - это система мер, направленных на создание в муниципальном образовании экономических, социальных, организационных условий для успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей.

Молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Она разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет.

Цель и задачи молодежной политики определены Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденными постановлением Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

Целью молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач.

Первая задача - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет:

  • ? развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;
  • ? модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
  • ? оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
  • ? развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
  • ? поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
  • ? реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Вторая задача - формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:

  • ? обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
  • ? создание и развитие системы «социальных лифтов» (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресную государственную поддержку учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
  • ? развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
  • ? повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активную пропаганду и популяризацию достижений талантливой молодежи в России и в мире, организацию стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;
  • ? распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
  • ? вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:

  • ? развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
  • ? развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
  • ? популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
  • ? поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
  • ? стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

Для достижения поставленных задач необходимо взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (рис. 5.8).

Рис. 5.8.

Такая система реализации молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Тезисы лекции

«Муниципальная молодёжная политика»

В представительных органах местного самоуправления молодежь до 30 лет составляет около 5%, среди глав муниципальных образований молодежи менее 2%.

Выделяются следующие особенности участия российской молодежи в жизни муниципалитета (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения):

Участие молодежи рассматривается в контексте самоуправления (ученического, школьного, студенческого и др.);

Местные власти концентрируются на политическом (гражданском или общественном) участии молодежи (участие молодежи в экономической, социальной и культурной сферах не считается актуальным);

Отмечается низкий уровень политического участия молодежи;

Исполнительные и представительные органы власти не стремятся к сотрудничеству с молодежью.

Полномочия местного самоуправления в молодёжной сфере преимущественно являются не собственными, а делегированными федеральными и региональными властями. За счёт этого всеобщность приобретают следующие направления и задачи государственной молодёжной политики:

1. Изменение стереотипа восприятия молодежи, принижающего эффективность участия.

2. Ликвидацию формализации молодежного участия и превращение его в инструмент личного карьерного роста (относится к молодежным лидерам).

3. Усиление информации о возможном участии на уровне местного самоуправления.

4. Создание у молодежи мотивов участия в развитии местного самоуправления.

5.Ограничение манипуляции молодежью со стороны политических групп.

Государственная молодёжная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

Правовые основы участия молодежи в жизни общества закладывает , которая содержит положения, составляющие начала государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления.

После включения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовых норм, касающихся полномочий органов местного самоуправления в области работы с молодежью, была начата работа по определению основ участия молодежи в жизни общества на муниципальном уровне. Особенно активизировалась деятельность по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, которыми утверждаются базовые положения об организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании.

На региональном уровне в ряде базовых законов субъектов Российской Федерации в молодежной сфере имеются статьи, касающиеся специфики молодежной политики, осуществляемой органами местного самоуправления. В этих статьях, как правило, определяются компетенция органов местного самоуправления и особенности их деятельности в данной сфере. Правовые нормы, регулирующие отдельные вопросы работы с молодежью в муниципальных образованиях, их участия в реализации региональных целевых молодежных программ, содержатся в подзаконных актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Но следует отметить, что на федеральном уровне процесс правового регулирования участия молодежи в жизни общества координируется слабо, и, как следствие, ее законодательная база продолжает отставать от реальных процессов, идущих в молодежной среде. Назрела необходимость для принятия базового федерального закона о молодежи, который сможет комплексно регулировать общественный отношения в данной области. Также следует использовать накопившийся за годы правоприменительной практики опыт субъектов Российской Федерации при реализации законов о молодежи на региональном уровне.

Анализ регионального законодательства показал, что законы, регулирующие молодежную политику, приняты в 62 из 83 субъектов РФ. Они носят разные названия - "О молодежи", "Об основных направлениях государственной молодежной политики", "О деятельности государственных органов в сфере молодежной политики", "О реализации молодежной политики".

Несмотря на то, что Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. не регламентирует институциализации и форм деятельности молодых людей как особого структурного компонента населения, в ряде муниципальных образований складывается особая система взаимодействия молодежи и органов местного самоуправления. Наиболее устоявшимися формами взаимодействия, на наш взгляд, являются: программно-стратегическая, правовая, социальная и воспитательная.

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

Обеспечение соблюдения прав молодежи;

Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

Поддержка молодой семьи;

Гарантированное предоставление социальных услуг;

Поддержка талантливой молодежи;

Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

Воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

Расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

Профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

Поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

Поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

Развитие международного молодежного сотрудничества.

Муниципальная молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения.

Молодежь призвана сыграть особую роль в обеспечении и процветания в России XXI столетии. Именно молодые люди уже сегодня потенциально являются основной движущей силой российского социума. Несмотря на то, что молодежь оказалась в ходе реформ одной из наиболее пострадавших от их издержек группой населения. Она сохраняет свой статус как лидирующая группа российского общества, быстро адаптирующая к постоянно меняющимся социальным условиям, постоянно участвуя в самом процессе их изменения.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

Возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

Создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

Содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

Воспитания и образования молодежи;

Реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

Использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

Создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

Недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной, в том числе и к политической деятельности. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного и находилась в первых рядах созидателей нового, прогрессивного.

Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.

Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе.

Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она готова к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера.

Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.

Теперь можно определить значение термина “молодежная политика”.

Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 30 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).

Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи.

В - третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.

Таким образом, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это -- на будущее состояние общества. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.

Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы.

Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии политического лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной.

Это обстоятельство означает, что в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости.

Государственная молодежная политика - это система социально- экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан.

Молодежная политика не может развиваться по моделям, противоречащим общей концепции государства в области социального управления, ее приоритетам и механизмам. Когда расширяется перспектива самостоятельного выбора жизненного пути молодым человеком, для молодежной политики становится приоритетной поддержка самореализации молодого поколения.

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.

Цель определяет взаимосвязанные задачи:

Создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

Создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;

Практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Гаджиев К.С. Каменская Г.В. Родионов Г.А. Введение в политологию[текст]. - М.: Пресс, 2007.с.179.

Российское общество и государство должно рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов.

В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить возрождению России как великой державы.

Данные обстоятельства предполагают постоянное внимание государства к молодежи, что должно реализоваться в определенной совокупности мер государственной молодежной стратегии.

В настоящее время значимость молодежи, как политического и социального ресурса возрастает, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач развития Российского государства в XXI веке. Проводимые сегодня реформы предполагают получение результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии[текст]. 2006. №3. с.65.

В научных и политических кругах не раз возникали дискуссии о необходимости сместить приоритеты государственной политики в целом, обеспечить молодежи центральную роль политического, экономического и социального автора.

Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что молодежь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, - обладает всеми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для ответа на новые вызовы современности в форме адаптации и самостоятельного осуществления необходимых инноваций, обеспечена ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач обеспечения конкурентоспособности страны.

Без целенаправленного воздействия со стороны государства и общества это может создавать серьезную угрозу общественной безопасности в настоящем и лишать общество предсказуемого будущего. Молодежь в условиях социально-экономических реформ[текст].// Материалы международной научно-практической конференциии. - 2007.с.15.

Поэтому воздействовать на социализацию молодежи необходимо так, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не создавала угрозу обществу в настоящем.

Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение. Политология.[текст]/Под ред. Г. В. Полуниной.- М.: Акалис, 2007.с.196.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика -- совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. чел.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанна с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность[текст] // Безопасность Евразии. 2006. №3. с.65.

На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Целью муниципальной молодежной политики является содействие молодым гражданам в возрасте до 30 лет и их общественным объединениям в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации в интересах всего общества.

Современные приоритеты экономического и политического развития регионов и муниципалитетов, в том числе города Орла, не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов города важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение.

По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к 14 - 25-летним новые требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых поколений.

Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году, по сравнению с 2005 годом, на 20% и составит 700 человек. То есть от качественных параметров такой категории населения, как молодежь, зависит социально-экономическое положение города Орла в ближайшем будущим. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]

По данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на начало 2010 года в городе Орле проживают 75774 граждан в возрасте от 14 до 30 лет и 24 190 человек в возрасте от 30 до 35 лет, что составляет примерно 31,55% от общей численности населения города (316 838 человек). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

(Приложение А)

Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают существовать негативные явления в молодежной среде. В тоже время молодежи свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.

Молодежь - один из основных стратегических ресурсов, который необходимо направлять на социально-экономическое развитие города. Таким образом, эффективная молодежная политика - один из важнейших элементов развития города Орла, роста благосостояния его жителей и совершенствования общественных отношений.

По данным социологического опроса, для 53% респондентов из числа молодежи остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (82%), удобный график работы (31%), наличие перспектив карьерного роста (27%). Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]

Среди факторов, мешающих найти работу по специальности, - низкая заработная плата (24%), отсутствие вакансий (25%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (34%). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Только 34% опрошенных молодых специалистов сообщили, что были полностью готовы к исполнению своих обязанностей на первом рабочем месте и им не потребовалось времени на адаптацию.

Для 32% период адаптации на первом рабочем месте длился до 3 месяцев.

Свыше 70% опрошенных молодых рабочих отметили, что в начале трудовой деятельности им требовался наставник, 56% достигли определенного уровня мастерства только через один - два года работы. Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.

Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию социально-экономических приоритетов по модернизации экономики и других сфер жизни города. Реализация творческого потенциала молодежи нуждается в совершенствовании. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

Несмотря на широкий круг участия представителей талантливой творческой молодежи в отборочных и финальных этапах городских творческих конкурсов, рамки мероприятий не могут охватить всех желающих и позволить проявить свои творческие способности ввиду ограниченного финансирования.

Используется вариант привлечения внебюджетных источников (спонсорские средства, собственные средства конкурсантов), но ввиду финансово-экономической ситуации последних лет подобные просьбы зачастую заканчиваются отказом со стороны коммерческих структур.

Уровень финансовой обеспеченности молодежной политики не позволяет направлять представителей молодежи Орла для участия в творческих конкурсах по приглашению других городов и регионов. По тем же причинам делегации молодежи города Орла не имеют возможности принимать участие во многих межмуниципальных и межрегиональных семинарах, конференциях, "круглых столах" и лагерях актива, приглашения на которые регулярно поступают в администрацию города.

Таким образом, у молодежи отсутствует возможность обмена опытом и реализации своего потенциала за пределами города. Кроме того, это приводит к снижению репутации города Орла на межмуниципальном и межрегиональном уровне.

В настоящее время в городе реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь города Орла на 2011-2015гг.» основными целями данной программы являются:

1) Вовлечение молодежи в социальную практику.

2) Патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактика экстремизма в молодежной среде.

3) Формирование системы выявления, развития потенциала и поддержки талантливой молодежи.

4) Формирование молодежного актива и поддержка молодежных общественных объединений.

5) Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения в молодежной среде.

6) Совершенствование кадровой, информационно-методической деятельности и развитие инфраструктуры по работе с молодежью.

Структура финансирования программы «Молодежь г.Орла на 2011-2015гг.» (Приложение Б)

По состоянию на начало 2010 года в программных мероприятиях в сфере молодежной политики в городе Орле было задействовано около 40% молодежи города, только около 60% молодежи имели информацию о возможности применения своего творческого, интеллектуального, лидерского потенциала. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.

В программные мероприятия, исходя из возможностей их финансирования из городского бюджета, есть возможность привлекать менее половины молодежи города. Однако эта малая доля состоит из лидеров мнений в молодежной среде и формирует молодежный актив города.

Именно через актив общественных объединений, учебных заведений, предприятий и учреждений города может быть налажено взаимодействие органов исполнительной власти с молодежью. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы - жизненная необходимость развития города Орла.

Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории г.Орла является Управление по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации г. Орла Структура Управления приведена в виде схемы (Приложение В).

Основной миссией управления является разработка и реализация на территории города Орла молодежной политики, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, становление и развитие молодых граждан города Орла.

Основными функциями управления являются:

Анализ ситуации в сфере молодежной политики, прогнозирование социальных процессов в молодежной среде;

Взаимодействие с общественными организациями;

Выявление реальных потребностей, интересов и проблем молодежи, а также возможности ее участия в социально-экономическом развитии города Орла посредством проведения исследований, семинаров, форумов, научно-практических конференций, совещаний, иных мероприятий с привлечением общественных организаций, движений, инициативных граждан;

Разработка совместно с заинтересованными организациями городских комплексных и целевых программ в сфере реализации молодежной политики и деятельности общественных организаций, координация и контроль их исполнения;

Участие в разработке и реализации областных программ по вопросам своих полномочий; Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Спецификой молодежной работы является высокая концентрация высших и средне-специальных учебных заведений, сосредоточенных в городе.

Как показывает общая характеристика Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями круг полномочий осуществляемый им очень широкий, это как и работа с молодежью так и взаимодействие и координация деятельности общественных организаций, к тому же деятельность Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями частично пересекается с деятельностью Управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Орла.

В городе Орле нерешенной остается проблема несовершенства инфраструктуры по работе с молодежью. Слабо развита система клубов и центров по работе с молодежью. Наблюдается несоответствие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Десантник» современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

Значимым мероприятиями в 2010 году стали: праздничное мероприятие «Российский день молодежи» (июнь), празднование которого приняло масштабный характер. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.

На летней сцене детского парка прошли: молодежный концерт «Рок свободы», молодежный бал; в Городском парке культуры и отдыха прошли: концертные программы «Мы вместе», «Молодежный калейдоскоп»; на Александровском мосту: выставка молодых художников, конкурс граффити и фестиваль молодежных культур; перед кинотеатром Победа: фестиваль по брейк-дансу, боди-арт; на площади им. Ленина: турнир по стритболу, концертная программа, праздничная дискотека и фейерверк; молодежная культурно-развлекательная программа «День знаний» (1 сентября), которая проходила на эстраде детского парка с приглашением команды КВН г. Москвы; студенческая акция «Мир во всём мире» (сентябрь), посвящённая Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В городском парке культуры и отдыха собралась активная, творческая, неравнодушная молодёжь, которая своим творчеством высказала протест против войн, агрессии, терроризма.

Как символ любви к человечеству и борьбы с терроризмом стало создание полотна мира, запущенное в небо. Молодёжная акция, посвящённая здоровому образу жизни «Ударим по вредным привычкам» (октябрь) с проведением экологического субботника в парке Победы.

В октябре 2010 года организован первый слет молодежного актива города Орла, целью которого было вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь города Орла, формирования активной гражданской позиции и повышения правовой культуры. В рамках слета прошла деловая игра: «Время выбирать молодым!».

Так же совместно с молодежными общественными организациями города Орла проведены следующие мероприятия: автопробег по местам боевой славы (июль), акция, посвященная Дню защиты детей (1 июня), слет Орловских радиолюбителей (сентябрь), молодёжная акция «Флаги России» (22 августа), первенство города Орла по компьютерному спорту, посвященного Дню интернета в России (30 сентября). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Возобновилась работа по формированию штаба молодежных оперативных отрядов. 07 октября 2010г. был организован семинар с представителями прокуратуры, правоохранительными структурами и руководителем городского штаба ДНД, на котором были вручены удостоверения члена оперативного отряда, а также темы последующих семинаров, которые планируется проводить не реже 1-го раза в квартал. В 2010 году было сформировано 22 молодежных оперативных отряда на базе ВУЗов и ССУЗов города Орла.

Впервые проведен конкурс для работающей молодежи «Минута славы» (октябрь-декабрь). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.

На развитие программных мероприятий в 2010 году было направлено из бюджета города Орла 1 200 тыс.руб., которые были освоены полностью. Также благодаря активной работе управления со спонсорами за второе полугодие 2010г. было привлечено около 155 тыс. руб. дополнительно. Все крупные культурно-массовые молодежные мероприятия широко были освещены в СМИ.

В своей деятельности управление по делам молодежи столкнулось со следующими проблемами:

1. Низкий уровень интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни общества, социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, низкий уровень вовлеченности молодежи в экономическую деятельность и подготовленности к конкуренции на рынке труда.

2. Несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям города: усиление тенденции девальвации семейных ценностей, недоверие молодежи к ценностям демократии, институтам власти и гражданского общества, снижение престижа военной службы, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов, приводящее к экстремистским действиям.

3. Снижение престижа общественной деятельности в молодежной среде, низкий уровень подготовленности молодежных общественных лидеров, отсутствие системы поддержки молодежных общественных объединений.

4. Ухудшение здоровья молодого поколения, высокий уровень распространенности вредных привычек и асоциального поведения в молодежной среде. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[текст].- 2010

5. Недостаточное количество клубов, центров для работы с молодежью, несоответствие материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.

6. Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе. В настоящее время в городе Орле не придают значения этой проблеме.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Текущее состояние молодежной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов - молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и так далее. Проектирование системы государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях целесообразно осуществлять руководствуясь несколькими принципами. К их числу относятся:

1. Системный характер, который проявляется в том, что социальные проекты должны учитывать системный характер муниципального пространства;

2. Вариативность, которая обеспечивается использованием при разработке проекта несколько важных сценариев развития;

3. Инновационность, определяющаяся спецификой объекта, высокой динамикой перемен в российском обществе, достаточно значимым инновационным потенциалом работников молодежных структур;

4. Перспективность, выражающаяся в долгосрочном характере молодежных проектов. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.

Перспективы развития молодежной политики показывают, что комплексные целевые программы в данной сфере деятельности позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в соответствие с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики.

Программно-целевой метод управления молодежной политикой - метод управления, при котором разрабатываются цель управления молодежной сферой, механизм реализации направлений молодежной политики, сроки, состояния промежуточных значений процесса, а также предполагаемые конечные результаты предлагаемых мероприятий.

Целевая комплексная программа - ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.

Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью на всей территории страны, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.

Кроме того, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.

В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу.

Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.

Муниципальная молодежная политика — совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации.

Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн чел. Правовые основы государственной молодежной политики определены Постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации » в 1993 г. С тех пор ее главные направления не корректировались (даже после принятия Конституции РФ). В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты РФ взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и в 1996-1997 гг. законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах.

Основные цели государственной молодежной политики:

Социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;

Реализация выдвигаемых молодежью общественно полезных инициатив, программ и проектов;


Наиболее полное участие молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

Для достижения поставленных целей необходимо взаимодействие органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (рис.).

Только объединив усилия всех, кто участвует в разработке и реализации молодежной политики, можно успешно решить многочисленные и подчас очень сложные молодежные проблемы, которые проявляются как на муниципальном, так и на региональном и общероссийском уровне. Субъектами государственной молодежной политики в РФ выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Кроме того, в рамках реализации приоритетных национальных проектов госу-дарство оказывает поддержку инициативной, способной, талантливой молодежи. Выявить таких лидеров позволяют открытые и прозрачные конкурсные проце-дуры, проводимые в муниципальных образованиях, с участием гражданских ин-ститутов. Ежегодно 2,5 тысячам молодых людей — победителям всероссийских олимпиад и конкурсов будут выделяться именные гранты по 60 тысяч рублей.

Приоритетный национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям и сельским специалистам, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий. Им будут предос-тавляться бюджетные субсидии. Государство может оплатить часть покупки (строительства) или погасить первый взнос при получении ипотечного кредита.

Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или опла-ту первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство индивидуального жилья финансируется в размере 10% от средней стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета, не менее 25% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% за счет средств региональных или местных бюд-жетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка, в рамках подпро-граммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дополнительно субъекты, орга-низующие подпрограммы, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию за-траченных собственных средств на приобретение жилья или строительство ин-дивидуального жилья.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна укреплять ее целостность. Основные направления, программы и проек-ты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федераль-ных, региональных и местных программ социально-экономического развития со-ответствующей территории.

В структуре органов исполнительной власти субъектов РФ созданы и функционируют государственные органы по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Механизмы реализации муниципальной молодежной политики

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей.

1. Сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. Например, отделы по молодежной политике во многих муниципальных образованиях находятся в непосредственном подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных.

2. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.

3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные средства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкретной территории острых проблем развития молодежи и необходимости их эффективного решения. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Муниципальные органы реализации молодежной политики

В определении организационной структуры реализации молодежной политики существует явная неопределенность. 30 апреля 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 483 «О структуре федеральных органов исполнитель-ной власти» был упразднен Государственный комитет РФ по делам молодежи. Функции упраздненного комитета были переданы. Министерству труда и соци-ального развития Российской Федерации. Позже был вновь создан самостоя-тельный федеральный орган — Государственный комитет РФ по делам молоде-жи, который, в свою очередь, Указом Президента РФ от 25 мая 1999 года № 651 был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по моло-дежной политике. Через год Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867

Государственный комитет по молодежной политике вновь упразднен. Его функции по межотраслевой координации и регулированию молодежной политики осуществляет в настоящее время Департамент по молодежной политике Министерства образования и науки Российской Федерации.

Актуальнейшие проблемы в сфере молодежной политики, конечно же, требуют наличия самостоятельного федерального органа исполнительной власти с не обходимым статусом и достаточными полномочиями. В связи с упразднением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике в субъектах Российской Федерации наметилась тенденция к упразднению выше-названных органов исполнительной власти, что, по существу, разрушает скла-дывающуюся систему работы с молодежью на местах. В структуре муниципаль-ных органов исполнительной власти созданы и функционируют отделы или департаменты по делам молодежи, которые нуждаются как в координации сво-ей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны органов государственной власти.

На муниципальные структурные подразделения по делам молодежи возлагаются следующие задачи:

Проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;

Создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;

Обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;

Привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;

Духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;

Поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;

Организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;

Осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;

Координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.

В целях решения перечисленных задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции (рис.).

Муниципальная молодежная политика - совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации.

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.

Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики представляют собой несколько основных блоков:

  • 1. Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.
  • 2. Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.
  • 3. Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.
  • 4. Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.
  • 5. Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования. 4

Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.

Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области.

Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.