Что посетить в черногории маршрут на автомобиле. Как устроить автопутешествие по черногории и почему это крутая идея. Цетинье или Ловчен

В идеале использовать вот этот маршрут (он построен на основе одной из самых популярных экскурсий в Черногории Макси Монтенегро тур (Цетине+Ловчен+Негуши) :

Если Google карты или навигатор отказываются прокладывать маршрут Ловчен — Котор, то стройте маршрут по-частям. Дорога Котор — Ловчен есть, она хорошего качества и очень интересная. Над Котором серпантин из 26 петель, дорога узкая, иногда разъехаться со встречными машинами сложно. Но тем не менее, это не мешает там ездить большим экскурсионным автобусам. Едьте смело, но не торопитесь, едьте осторожно.

Маршрут очень интересный , дорога не напрягает. Очень красивые виды на Будванскую ривьеру. В 2017 году дорогу над Будвой отремонтировали, участок Будва — Цетинье в отличном состоянии. Над Будвой делают много видовых площадок вдоль дороги. И виды, которые здесь открываются на всю Будванскую ривьеру одни из самых лучших в Черногории.


Отличная видовая площадка с шикарными видами на всю Будванскую ривьеру

Цетинье - небольшой милый городок, культурная столица Черногории, но особо интересного там ничего нет. Несколько музеев, храмы. Приятно прогуляться по его аккуратным улочкам, окунуться в его уютную атмосферу. Здесь тихо и спокойно. Можно посидеть в одной из кафешек в центре, покушать или заказать мороженное, выпить кофе.

Машину можно поставить на большой бесплатной парковке в центральной части города. Бесплатная парковка в центре (42.38713, 18.92652)
Такие машины там можно встретить в Черногории
Симпатичная церковь в Цетинье
Сооружение в Цетинье, один из музеев
Один из домов в центре Цетинье
Центральная улица Цетинье
Здание в центре Цетинье Очень симпатичная площадь в Цетинье

На гору Ловчен (координаты: 42.399902, 18.837514), к мавзолею Негоша от Цетинье идет очень приятная, качественная дорога собственно через сам парк Ловчен . Встречных, да собственно, и попутных машин очень мало. Открывайте окна, наслаждайтесь природой, и дышите прекрасным свежайшим горным воздухом! Это национальный парк, местные машины здесь ездят редко, в основном в выходные. Основная дорога Котор — Цетинье проходит в стороне. Недалеко от мавзолея есть развилка, на которой можно свернуть к городу КОТОР. Т.е к мавзолею идут 2 дороги - от Цетинье и от Котора. Перед мавзолеем есть бесплатная стоянка для авто (координаты: 42.398000, 18.840162) . Она не большая, но когда нет мест, машины выстраиваются просто вдоль дороги. Вход в сам мавзолей стоит несколько евро, за мавзолеем есть смотровая площадка, с которой открывается вид на Боко которскую бухту. Если погода будет ясная, то с верхней точки увидите всю Черногорию! Нам с ясной погодой не очень повезло, но в целом очень понравились виды, ну и не жарко было, это тоже плюс!

Далее мы направились в сторону Котора. Вид на Котор с верхней точки серпантина просто, а б а л д е н ы й!!! Это что-то! Не передать ни словами, ни фото, ни видео! Очень рекомендую (опять же лучше в ясную погоду)!



ЗДЕСЬ . Координаты: 42.40086, 18.7935 . Вход - бесплатный - фотографируйся - не хочу! Когда мы были на этой площадке, еще и гром грохотал (на видео немного слышно) Тем, у кого не большой опыт вождения, на серпантине будет не уютно, а местами, возможно и страшно (см. конец видео). Дорога местами очень узкая. Но таких дорог в Черногории очень много - это и дорога в монастырь Острог, и вдоль Скадарского Озера, и на реку Црноевича.
Про эту видовую площадку я написал в статье . По моему мнению, — это одно из самых интересных мест в Черногории!

В целом маршрут очень понравился. Если Вы на машине, то очень рекомендую проехаться по этому маршруту! Масса положительных впечатлений Вам обеспечена! На мой взгляд, это один из основных маршрутов, которые обязательны для знакомства с Черногорией!

Ехать можно и в обратном направлении: Котор — Ловчен — Цетинье — Будва. Но именно первый вариант Будва — Цетинье — Ловчен — Котор мне понравился больше.

Наше видео. Как мы поднимались на машине из Котора на эту видовую площадку:

Находиться весь отпуск на одном месте, пусть даже на море, даже в хорошую погоду, даже в таком оживленном курортном городе, как Будва — согласитесь, скучно. А уж если солнце скрылось за облаками и идти на пляж нет смысла — тут уж обязательно надо куда-то съездить, что-нибудь посмотреть. И тут встает вопрос — пойти купить экскурсию или направится в сторону прокатной конторы. Первый вариант дает возможность полностью расслабиться, и прихлебывая из заранее заполненной фляжки местный Вранац, спокойно слушать рассказы гида, но это, конечно, не так интересно, как самостоятельное путешествие на авто. Разве поехал бы экскурсионный автобус в Жабляк короткой дорогой, через перевал? А мы поехали, совершенно не представляя, что нас там ждет...

Да же в начале сентября, когда пик сезона уже позади найти не дорогую "живую" машину в прокатной конторе Будвы довольно сложно, лучше заказывать заранее. Но нам повезло — удалось взять бензиновую Тойоту Ярис, причем, прокатчики даже не попросили оставить залог. Странно, но дизельные машины в Черногории почему-то не жалуют, хотя рельеф местности очень к этому располагает. Итак, фляжки заполнены, пршут закуплен, пора в путь!

Будва осталась позади

Пока закупали провиант и наполняли фляжки, погода существенно улучшилась, и мы тут же свернули на ближайший пляж, чтобы продолжить овощной отдых солнце припекает, но решение принято, и мы уезжаем дальше от солнечного побережья в суровые (как потом выяснилось) черногорские дали. С плаката скупившей половину Черногории российской компании улыбаются нам вслед.

Планирование маршрута осуществлялось практически на ходу, с использованием навигационной программы. Дорога пока хорошая, машин не много, по сторонам — красота!

Даже пассажиры иногда отвлекаются от фляжки, чтоб куснуть пршута полюбоваться видами

Перед тоннелем остановились, чтобы перевести дух и набраться храбрости сфотографировать величественные горы, и дорогу по которой только что проехали.

На развилке после Шавника свернули налево, и тут же поняли, что допустили роковую ошибку почему Черногорию называют Черногорией

Тем временем дорога становилась все уже, а температура за бортом все ниже

Забираемся на перевал, дорога настолько сузилась, что дальше можно ехать только на ишаке разъезд со встречной машиной может вызвать проблемы. Перед крутыми поворотами, коих великое множество, сигналим в клаксон, чтобы встречный камаз случайно не раздавил нашу консервную банку предупредить о своем приближении. Но, машины по этой дороге практически не ездят, т.к. все умные люди едут по другой, хорошей дороге через Мойковац

Встречных и попутных машин нет, зато есть коровы

И, наконец-то, люди! Правда, непонятно, что они там делают, очень похоже на какой-то ритуал. Не стали выяснять подробности, чтобы нас случайно не принесли в жертву

Тем временем за бортом становится совсем не жарко, наверно, надо было взять с собой теплую одежду. Но кто ж знал, что разница температур с Будвой составит целых 20 градусов!

Быстро осматриваем попадающие на пути достопримечательности — и скорее обратно, в машину, там тепло, там печка

По всему видно, что места тут не туристические.

Брошенные дома, мрачно, безлюдно

Но все-таки и среди этого уныния, как оказалось, есть жизнь

Заборы выполняют чисто символическую функцию

Назначение таких мостиков перед некоторыми домами осталось загадкой

Жутковатое с виду жилище, а бампер у машины из натурального дерева!

Добрались до Жабляка, посмотрели на Черное озеро, и поехали искать ночлег. Ужин в гостинице в окрестностях города обошелся в смешную сумму, в разы дешевле, чем в Будве, причем доесть все предложенное мясо было очень трудно, но мы справились!

Т.к. смотреть в Жабляке было больше нечего (а может быть и было, но мы не знали, чего еще там смотреть), на следующее утро отправились в обратный путь. Термометр в машине показал +3, в футболке было совсем холодно, пришлось дрогнуть пока салон не прогрелся. По горам полз туман

Обратно поехали уже по другой дороге — через Мойковац, по пути есть очень красивый мост

Но его, наверно, уже все 100 раз видели на туристических проспектах и в путеводителях

По мере приближения к побережью теплело, солнце появлялось все чаще и чаще

Дома уже не такие страшные, печку в машине выключили

Когда проезжали Скадарское озеро, стало уже жарко, включили кондиционер

Если Вам понравились представленные в топике деревенские домики и Вы, возможно, находитесь в поисках «новой родины», можете ознакомится с ценами на недвижимость в Черногории. На сайте также много предложений таунхаусов и квартир в городах Черногории.

По инерции доехали до Стефана, можно снова расслабиться!

У меня есть давнее желание прокатиться по Балканам на автомобиле, но как-то оно не складывается все время, потому что хочется делать это не спеша, а зачастую у меня не получается выделить на поездку даже пару недель, все чаще получаются небольшие вылазки в страну с обзорным знакомством. Вот и в этот раз, удачно отхватив билеты до Тивата, я решил немного прокатиться по Черногорию, заодно почувствовать вкус Балкан, что приведет к более активной реализации своего путешествия по ним. Начну я свой рассказ с краткого рассказа, что надо знать при поездки по Черногорию на автомобиле, а также какие трудности с этим у меня были связаны.

Свою поездку я решил начать прямо от аэропорта и все это в итоге вылилось вот в такой маршрут:

Перед тем как отправиться в Черногорию я долго выбирал, где бы арендовать машину, просматривал различные крупные компании, но в итоге наткнулся на русскоязычных ребят, которые занимаются прокатом машин в Черногории. В итоге это был очень правильный выбор, условия оказались шикарными, получение и передача машины быстрые и вообще всем буду их рекомендовать. Но чтобы никто не заподозрил меня в продажности, ссылку ставить не буду, хоть они ее и достойны.

Выбрал я такого малыша с однолитровым двигателем и механической коробкой передач и всего 100 км пробега на одометре. В принципе у меня не было особых проблем за все время своего автопутешествия, хотя мне бы заранее стоило учесть пару моментов. Во-первых, я пару лет катался только на механики, и первые пару часов я очень тяжко вспоминал, что существует еще педаль сцепления и надо самому переключать передачи. В начале это доставляло дискомфорт, но потом навыки вернулись и уже первый день по возвращению в Россию я пытался вручную переключать автомат, а ногой искал третью педаль. Во-вторых, 1 литр двигателя бензина хоть жрет мало, но все же маловат для быстрого маневрирования по серпантину, особенно тяжело машине давались затяжные подъемы, когда я ехал в самое высокогорное поселение Балкан - город Жабляк. В-третьих, машина была компактная, что было удобно при поездках по городу и поиску парковочных мест, но в последний день выдалась непогода с сильным ветром, который заметно так влиял на мое движение по серпантину вдоль побережья, особенно в момент выезжания из-за горы или попадания на другой открытый участок, я даже начал немного из-за этого нервничать, но все прошло отлично. Зато ее малолитражность позволила значительно сэкономить на топливе.

Кратко, что стоит знать о правилах дорожного движения. В городе можно ездить со скоростью 50 км/ч, за городом - 80, не штрафуется превышение на 9 км. На самом деле важно обращать внимание на знаки, т.к. небольших деревень попадается много, поэтому особенно длинных участков дороги с большой скоростью ехать не получалось. Опять же Черногория страна холмистая, а на серпантинах резво катаются только местные, да и ограничения там тоже зачастую меньше максимально разрешенных скоростей.

За все время мне нигде не попалось камер фиксации скорости, обычно это были типичные сотрудники полиции с «фенами» в руках. Я старался везде кататься так, чтобы меня не за что было штрафовать, но один раз меня все равно остановили, но это было из-за того, что я как-то неудачно петлянул на дороге прямо перед сотрудниками, чем и вызвал их подозрение. Говорят, что в стране допускается 0,3 промилле алкоголя, что позволяет сделать в обед пару глотков пива, но я таким не злоупотреблял. В общем меня остановили, что-то сказав на местном, я, разумеется, ничего не понял, но протянул комплект документов на машину + международные права. Интересно, что в Черногории можно спокойно кататься с нашими российскими правами, но я сделал себе международные, потому что в планах на год есть не только поездки по Черногорию. Однако международные права не понравились инспектору, и он потребовал с меня другие, в итоге, показав ему отечественные я был отпущен с наставлением в следующий раз не давать что-то другое, кроме российских прав. А я даже думал, что их не надо с собой брать.

Еще их интересных особенностей правил в Черногории можно отметить запрет на использование противотуманных фар, то есть при езде должны быть включены ходовые огни или ближний свет, а противотуманки можно использовать только по их прямому назначению. При заездах в многочисленные туннели, народ дружно включает свет, который потом также дружно выключает.

В остальном правила схожи с нашими, надо быть пристегнутым и нельзя разговаривать по телефону. Из особенностей вождения можно отметить то, что включать поворотники здесь почему-то очень не любят, разве что на светофорах в городе.

С бесплатными парковками здесь большие проблемы, поэтому иногда приходилось парковать за несколько кварталов от места, куда мне надо. Есть платные парковки, но одно дело, когда там стоит шлагбаум и живой человек берет 0,8 евро за каждый час стоянки, а другое дело, когда попадаешь на платную парковку в Подгорице, где надо оплатить при помощи SMS, которые можно отправить только с местного номера. В конечном итоге я везде умудрялся припарковаться бесплатно.

Одной из проблем оказалось планирование автомобильных маршрутов по Черногорию, сидя за ноутбуком в Туле очень просто построить маршрут, прикидывай сколько километров за день ты будешь проезжать, сколько мест посетишь и прочее. На деле же навигатор показывает время движения, совершенно не беря во внимание, что вся дорога проходит со серпантину, а еще будет туман и возможен дождь. В итоге, даже не смотря на отличные дороги, расстояние, которые ты планировал преодолеть за 1 час, ты едешь 2,5 часа, в кафе ты ждешь обед на полчаса дольше, а потом сидишь и грустно думаешь, какую следующую точку из первоначального маршрута стоит удалить. По этой причине я не попал в несколько мест, которые планировал первоначально.

Это, наверное, все, что касается использование автомобиля в Черногории, дальше будут уже стандартный для набор постов из поездки, в которых я также постараюсь рассказать, где я зря потратил время и деньги, что можно было бы и не смотреть, посетим заброшенную резиденция знатного рода Бизанти, куда уж без этого, и, конечно же, где в Черногории спрятался очередной шарокот 😊

В данном фото-отзыве вы найдете исчерпывающий список и карту всех достопримечательностей Черногории , которые можно посмотреть летом или зимой за 1-2 недели, также здесь составлены оптимальные маршруты для однодневных путешествий по Черногории.

В посте дается краткое описание, можно кликнуть по названию и открыть статью с подробным рассказом, фото и информацией о том, как добраться и сколько это стоит .

Совет . В Черногории безумно красивая природа, но общественный транспорт во многие места не ходит.

Если не планируете брать в , чтобы ездить по достопримечательностям Черногории самостоятельно, то рекомендую рассмотреть вариант покупки групповых экскурсий.

Здесь очень большой выбор туров одного дня. Если нужно выбрать всего одну-две экскурсии, то самые интересные эти:

1. Экскурсия по Бока-Которской бухте , 25€ взрослые и 12€ дети

Если экскурсии брать не планируете, то ниже описано, что посмотреть в Черногории самостоятельно.

Содержание статьи

Если вас заинтересовало описание какого-то дня, кликните по его названию, чтобы почитать подробнее про эти достопримечательности.

Выбор транспорта

Благодаря компактным размерам страны, большинство достопримечательностей Черногории можно посетить в рамках однодневных поездок из Будвы или других курортов.

1. Авто в аренду

В национальные парки и в горы Черногориии автобусы не ходят , а именно там расположено все самое интересное. Если вас как минимум двое, то аренда авто+бензин будет стоить столько же или дешевле, чем поездки на общественном транспорте, особенно на дальние расстояния.

Карта достопримечательностей Черногории

День 1

Котор — Пераст — ферма устриц — Бока Которский залив — пляж Bajova kula

День 2

Крепость Горажда — гора Ловчен — Негуши — Цетине — Липская пещера

, 24 км от Будвы

Цена — бесплатно

Самое современное и надежное сооружение для своего времени (1886г), хорошо сохранившееся до наших дней. Частично заросло травой, стоит на горе между Котором и Тиватом.

, 52 км от Будвы

Время на осмотр — 30 минут-1 час
Чем заняться? Дегустировать пршут и сыр

Негуши — село в горах возле нац. парка Ловчен, где производят черногорский пршут. Однолетний — 16€ /кг, двухлетний — 18€ /кг

, 33 км от Будвы

Цена — 5€

Пещера находится в 5 км от Цетинье. Одна из крупнейших облагороженных пещер Черногории.

Как добраться?

Перечисленные выше места можно посетить только в рамках экскурсии Монтенегро тур за 30€ . Более развернутый вариант — Сердце Черногории — она стоит 50€ , но включает посещение большего количества мест.

Альтернатива — на своей машине или на такси.

Мы ездили на машине, за 8 часов посетили все перечисленное выше, на обратном пути заехали на пляжи Яз и возле Будвы.

Общественный транспорт в Национальный парк Ловчен не ходит. Как вариант, можно доехать на автобусе до Цетинье (4€, 40 мин ), а там нанять такси, чтобы вас отвезли на гору Ловчен и привезли обратно в Цетине (20-25€ за такси с учетом ожидания).

День 3

Герцег Нови — пляж Жаница — Голубая пещера — крепость Мамула

, 45 км от Будвы

Самый зеленый город Черногории на границе с Хорватией. Смотрим монастырь Савина, три крепости, старый город и пляжи. Если поедете с групповой экскурсией, времени на осмотр будет мало.

Голубая пещера

Из Герцег Нови есть экскурсии, которые предусматривают посещение не только пляжа Жаница, но и Голубой пещеры (8€). На пляже Жаница тоже можно купить экскурсию в Голубую пещеру за 3€

На катере вас привезут в грот, где можно купаться. Минус лишь в том, что место популярное, поэтому в пещере будут другие катера и много туристов.

Как добраться?

Посмотреть Герцег Нови, Голубую пещеру, пляж Жаница и Тиват можно в рамках морской прогулки по Герцег-Новинскому заливу за 45€ . Эта экскурсия рассчитана на целый день.

Также можно добраться до Герцег Нови и пляжа Жаница самостоятельно на машине за 1 час через паромную переправу в Тивате (4.5€ за машину, люди бесплатно).

Альтернативный вариант — приехать в Герцег Нови на автобусе (5.5-6.5€ с человека в одну сторону из Будвы, 1ч15м или 2 часа по объездной) и уже на месте купить прогулку на катере (5€ за Жаницу + 6€ за голубую пещеру и крепость Мамула).

День 4

Тиват — Порто Монтенегро — пляж Калардово — остров Цветов

Тиват, 25 км от Будвы

В Тивате можно посмотреть набережную, ботанический сад, дворец Буча, парки, городские пляжи, а главное — яхтенную марину Порто Монтенегро.

Пляж Калардово, 22 км от Будвы

Южнее Тивата есть небольшой обустроенный пляж Калардово (песок и мелкая галька). Там ресторан, стоят качели для детей, можно арендовать шезлонги и зонтики. Если хочется искупаться в море в районе Тивата, можно это сделать в Калардово. Заодно понаблюдать, как взлетают самолеты (аэропорт совсем рядом).

С Калардово можно сходить пешком на остров Цветов — там тоже пляжи и развалины монастыря Св. Михаила.

Как добраться?

В Тиват можно приехать на автобусе из Будвы (3-4€ , каждые полчаса, в пути 30 минут ) или на авто.

Если времени на отдых в Черногории мало, можно посмотреть Тиват и яхт-марину Порто Монтенегро по дороге в Герцег Нови (день 3 ). Также можно приехать в Тиват к бассейну Лидо мар на целый день, если море штормит или если надоели шумные переполненные пляжи.

День 5

Пивское озеро — Жабляк — нац. парк Дурмитор — мост Джурджевича и каньоны рек Тара, Морача — монастырь Острог

Пивское озеро , 170 км от Будвы

Здесь смотрим озеро и Пивский монастырь 16 века. Must see в Черногории.

Жабляк , 187 км от Будвы

Жабляк — центр горного туризма Черногории возле парка Дурмитор. Если едете на автобусе, нужно покупать билет в Жабляк. В этом городке вся инфраструктура (жилье, кафе).

Мост Джурджевича , 201 км от Будвы

, 100 км от Будвы

Монастырь Острог (17 в) — главная святыня Черногории. Расположен в скале на высоте 900 м над морем. Здесь хранятся мощи Святого Василия, к которым съезжаются паломники со всей Черногории. У мощей обычно просят здоровья или детей. Место действительно светлое и энергетически сильное.

Как добраться?

На севере и северо-востоке Черногории безумно красиво, поэтому если вам нужно выбрать всего одну экскурсию, рекомендую посетить каньоны и национальный парк Дурмитор.

Это крайне насыщенный маршрут, но вполне осуществимый. Выезжать лучше рано утром.

Мы ездили в Дурмитор на машине и успели за один день посмотреть все перечисленные выше места, накрутили 500 км за 12 часов . Чтобы погулять по пешеходным тропам парка Дурмитор, одного дня явно недостаточно. Лучше ехать с ночевкой.

При подготовке к поездке я руководствовалась описанием с некоторыми корректировками.

Планировалось ехать только в нац. парк Дурмитор и к реке Таре, но в итоге успели еще и монастырь Острог на обратном пути посетить. Приехали в Острог в 6 вечера, когда последние экскурсионные автобусы увезли туристов на курорты. Никаких очередей (днем можно час или два простоять в очереди к мощам).

Альтернативная дорога. Если вы не поедете в Острог, можно возвращаться обратно по трассе через Колашин на Подгорицу, посмотреть по пути национальный парк Биоградска гора , каньон реки Морача и погулять по подвесному мосту через реку Морача (он на моей карте достопримечательностей обозначен в описании 5 дня, красные значки).

Все эти места, кроме Острога, можно посетить в рамках . Ищите название «Каньоны» — 40€ или Гранд Каньоны - она более насыщенная и стоит 65€ с человека.

Монастырь Острог можно посетить в другой день, купив экскурсию по монастырям, стоит 25€

На общественном транспорте можно добраться до города Жабляк. Ходит один автобус из Будвы в 8.45, стоит 16€ в одну сторону, в пути 5 часов . Если этот автобус не подходит, то едем из Будвы до Подгорицы и там садимся на автобус до Жабляка (4 рейса в день).

День 6

Улцинь — Велика плажа — остров Ада Бояна — Бар

, 70 км от Будвы

Курорт на юге Черногории на границе с Албанией. Знаменит песчаными пляжами и особой атмосферой (играет энергичная албанская музыка, совсем другой контингент отдыхающих, чем на Будванской ривьере)

Бар , 52 км от Будвы

В Баре есть Старый Бар и Новый Бар. В Старом городе (вход 2€ ) мечеть, крепость 17 в, церковь и собор, старая олива (2000 лет). Новый Бар — крупнейший порт Черногории и популярный курорт (сомнительный выбор для пляжного отдыха, но отдыхающих хватает).

Как добраться?

Для отдыха я бы эти места не выбирала, а вот на день съездить в Улцинь и покататься по окрестным пляжам непременно стоит. Пейзажи и море совсем не такие, как на севере страны.

Если едете на автобусе (7.5€, 2 часа ), придется очень много ходить или тратиться на такси, т.к. расстояния большие, а общественного транспорта между Улцинем и пляжами нет. Лучше ехать на своем авто, чтобы посмотреть и город, и длинный пляж, и остров Ада Бояна.

Бар можно посетить по дороге в Улцинь или на обратном пути. Если целенаправленно хотите только в Бар, то из Будвы ходят автобусы (5€, 1 час ). От Нового Бара до Старого 5км . Можно дойти пешком или доехать на автобусе за 1€ .

День 7

Скадарское озеро — Риека Црноевича — Подгорица

Скадарское озеро, 43 км от Будвы

Скадарское озеро — один из крупнейших птичьих заповедников в Европе. Едем в город Вирпазар, там катаемся на лодке по Скадарскому озеру до крепости Гможур. Можно посетить и другие озерные монастыри на островах.

Подгорица, 64 км от Будвы

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

Плав

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".

Парк "Биоградская гора"

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!