Маршрут по черногории на машине карта. Поездка и отдых в Черногории на машине (2017 год). Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк

Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос - Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю - Бока Которский залив . Причины:

1 - Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.

2 - Свежие морепродукты

3. Архитектура из Венецианской эпохи

4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.

Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора - balkanets.com

Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват - Котор - Прчань - Столив - паром Лепетане Каменари - Херцег-Нови - Рисан - Пераст
Маршрут на карте . Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.


ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро . Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива - отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку "Герой" ()

Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent , можно сделать шикарные фото для Инстаграма.

Мой обязательный ритуал - латте в ресторане Al Posto Giusto . Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан , в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.

Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата - Pine . Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник "Ядран", на нем ходил сам Тито!

КОТОР

Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.

И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница - у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход - у Летнего театрау Речных ворот - . Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича - . Тропа бесплатная, народа - единицы, виды - шикарные!

Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны... фоткать рыжие крыши.
Есть у меня пару исторических очерков о Которе - и .

ПРЧАНЬ

Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы .

Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня - № 1 в бухте.

О храме Богородицы и городке читайте

Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана "Бокешки гушти"
Удивительно - будний апрельский день, а два ряда столов заняты

Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань - старинная архитектура + тишина

Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат

Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к

За Прчанью следует городок Столив . Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню , виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20

Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.

ПРОЛИВ ВЕРИГЕ - самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова - Богородицы на рифе и Святого Георгия

Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся

В центре старого города по сей день развивается российский флаг!

Самый зеленый и цветочный город у моря - это однозначно Херцег-Нови

Что посмотреть в старом городе и окрестностях .

Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к Морской крепости и пошли гулять вдоль моря

На фото - туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г

Херцег-Нови - это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто на границе двух стран или в деревню .

МОРИНЬ

Этот городок известен рестораном "Чатовича Млини". Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana , там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив

РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. - акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.

Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей - фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный - Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.

Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба... Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка

Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.

Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход - 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности. Римские мозаики и развалины были открыты в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут - [email protected]

В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет...

У церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
- Посетить музей города и найти картину, как капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
- Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды

В музее Пераста несколько этажей и комнат - одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход - 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу "Второй арап Петра великого" Дмитрия Чегодаева , чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями
здесь .

Если вы присмотритесь к рукописям - они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский - вопрос... То ли "спасибо" родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык

Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете:)

Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей

Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!

У меня есть давнее желание прокатиться по Балканам на автомобиле, но как-то оно не складывается все время, потому что хочется делать это не спеша, а зачастую у меня не получается выделить на поездку даже пару недель, все чаще получаются небольшие вылазки в страну с обзорным знакомством. Вот и в этот раз, удачно отхватив билеты до Тивата, я решил немного прокатиться по Черногорию, заодно почувствовать вкус Балкан, что приведет к более активной реализации своего путешествия по ним. Начну я свой рассказ с краткого рассказа, что надо знать при поездки по Черногорию на автомобиле, а также какие трудности с этим у меня были связаны.

Свою поездку я решил начать прямо от аэропорта и все это в итоге вылилось вот в такой маршрут:

Перед тем как отправиться в Черногорию я долго выбирал, где бы арендовать машину, просматривал различные крупные компании, но в итоге наткнулся на русскоязычных ребят, которые занимаются прокатом машин в Черногории. В итоге это был очень правильный выбор, условия оказались шикарными, получение и передача машины быстрые и вообще всем буду их рекомендовать. Но чтобы никто не заподозрил меня в продажности, ссылку ставить не буду, хоть они ее и достойны.

Выбрал я такого малыша с однолитровым двигателем и механической коробкой передач и всего 100 км пробега на одометре. В принципе у меня не было особых проблем за все время своего автопутешествия, хотя мне бы заранее стоило учесть пару моментов. Во-первых, я пару лет катался только на механики, и первые пару часов я очень тяжко вспоминал, что существует еще педаль сцепления и надо самому переключать передачи. В начале это доставляло дискомфорт, но потом навыки вернулись и уже первый день по возвращению в Россию я пытался вручную переключать автомат, а ногой искал третью педаль. Во-вторых, 1 литр двигателя бензина хоть жрет мало, но все же маловат для быстрого маневрирования по серпантину, особенно тяжело машине давались затяжные подъемы, когда я ехал в самое высокогорное поселение Балкан - город Жабляк. В-третьих, машина была компактная, что было удобно при поездках по городу и поиску парковочных мест, но в последний день выдалась непогода с сильным ветром, который заметно так влиял на мое движение по серпантину вдоль побережья, особенно в момент выезжания из-за горы или попадания на другой открытый участок, я даже начал немного из-за этого нервничать, но все прошло отлично. Зато ее малолитражность позволила значительно сэкономить на топливе.

Кратко, что стоит знать о правилах дорожного движения. В городе можно ездить со скоростью 50 км/ч, за городом - 80, не штрафуется превышение на 9 км. На самом деле важно обращать внимание на знаки, т.к. небольших деревень попадается много, поэтому особенно длинных участков дороги с большой скоростью ехать не получалось. Опять же Черногория страна холмистая, а на серпантинах резво катаются только местные, да и ограничения там тоже зачастую меньше максимально разрешенных скоростей.

За все время мне нигде не попалось камер фиксации скорости, обычно это были типичные сотрудники полиции с «фенами» в руках. Я старался везде кататься так, чтобы меня не за что было штрафовать, но один раз меня все равно остановили, но это было из-за того, что я как-то неудачно петлянул на дороге прямо перед сотрудниками, чем и вызвал их подозрение. Говорят, что в стране допускается 0,3 промилле алкоголя, что позволяет сделать в обед пару глотков пива, но я таким не злоупотреблял. В общем меня остановили, что-то сказав на местном, я, разумеется, ничего не понял, но протянул комплект документов на машину + международные права. Интересно, что в Черногории можно спокойно кататься с нашими российскими правами, но я сделал себе международные, потому что в планах на год есть не только поездки по Черногорию. Однако международные права не понравились инспектору, и он потребовал с меня другие, в итоге, показав ему отечественные я был отпущен с наставлением в следующий раз не давать что-то другое, кроме российских прав. А я даже думал, что их не надо с собой брать.

Еще их интересных особенностей правил в Черногории можно отметить запрет на использование противотуманных фар, то есть при езде должны быть включены ходовые огни или ближний свет, а противотуманки можно использовать только по их прямому назначению. При заездах в многочисленные туннели, народ дружно включает свет, который потом также дружно выключает.

В остальном правила схожи с нашими, надо быть пристегнутым и нельзя разговаривать по телефону. Из особенностей вождения можно отметить то, что включать поворотники здесь почему-то очень не любят, разве что на светофорах в городе.

С бесплатными парковками здесь большие проблемы, поэтому иногда приходилось парковать за несколько кварталов от места, куда мне надо. Есть платные парковки, но одно дело, когда там стоит шлагбаум и живой человек берет 0,8 евро за каждый час стоянки, а другое дело, когда попадаешь на платную парковку в Подгорице, где надо оплатить при помощи SMS, которые можно отправить только с местного номера. В конечном итоге я везде умудрялся припарковаться бесплатно.

Одной из проблем оказалось планирование автомобильных маршрутов по Черногорию, сидя за ноутбуком в Туле очень просто построить маршрут, прикидывай сколько километров за день ты будешь проезжать, сколько мест посетишь и прочее. На деле же навигатор показывает время движения, совершенно не беря во внимание, что вся дорога проходит со серпантину, а еще будет туман и возможен дождь. В итоге, даже не смотря на отличные дороги, расстояние, которые ты планировал преодолеть за 1 час, ты едешь 2,5 часа, в кафе ты ждешь обед на полчаса дольше, а потом сидишь и грустно думаешь, какую следующую точку из первоначального маршрута стоит удалить. По этой причине я не попал в несколько мест, которые планировал первоначально.

Это, наверное, все, что касается использование автомобиля в Черногории, дальше будут уже стандартный для набор постов из поездки, в которых я также постараюсь рассказать, где я зря потратил время и деньги, что можно было бы и не смотреть, посетим заброшенную резиденция знатного рода Бизанти, куда уж без этого, и, конечно же, где в Черногории спрятался очередной шарокот 😊

Откуда: Россия, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и обратно), 10 дней — отдых в Черногории.

На машине в Черногорию. Подготовка

Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех стран только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в остальные страны для граждан России виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на русском языке), почему Вы едете именно через Польшу и маршрут поездки по странам.

Также необходимо иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилья в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Нашли и забронировали через Интернет (искать лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутах пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электронной почте.

Промежуточные ночёвки были исключительно спонтанными. Нигде заранее ничего не бронировалось.

В любой страховой необходимо будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.

Про деньги

Держите хороший запас денег на кредитных карточках, так как евро — официальная денежная валюта только в самой Черногории, в остальных странах деньги свои.

Наличные евро берите мелкими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете только в банке.

В Белоруссии на некоторых заправках (в частности заправках «Лукойл») принимаются российские рубли, но не везде.

Про навигацию

Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (кроме Сербии), две раскладных бумажных карты и атлас автомобильных дорог Европы.

Внимание! Строго соблюдайте скоростной режим! Даже если автомобили с местными номерами будут на него активно плевать, обязательно включайте ближний свет фар в любое время суток и не включайте противотуманные фары без надобности!

На машине в Черногорию. Поездка

Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют желать лучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень часто и в самых разных местах. Проезжаете г. Псков, г. Остров, и г. Опочка. Далее возможны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, далее через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, или через населённый пункт Себеж, далее через границу на г. Полоцк. Дорога во втором случае короче на 100 км, но необходимо будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, в зависимости от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.

Белоруссия. Братская республика отличается, прежде всего, ухоженными трассами. Дороги везде ровные, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, регулярно встречаются уютные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-первых, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и стоимость бензина резко отличается от российского в большую сторону (цена за литр 95-го составляла около 35 российских рублей, а сейчас и того больше). Во-вторых, сотрудников ГИБДД по трассе практически нет (только на подъезде к крупным населенным пунктам), однако не теряйте бдительность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но сложно.

Следующий город — столица Белоруссии, город Минск. Прекрасный город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, обязательно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью или в парке Комсомольского озера.

После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — по сути, платный автобан. Но плата мизерная, а дорога отличная. Именно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой…

С точки зрения отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске или Бресте найти недорогую гостиницу проблем не составит (в том числе и через Интернет), да и по трассе периодически встречаются придорожные мотели.

Расстояния (от Санкт-Петербурга):
До Витебска - 670 км.
До Минска - 800 км.
До Бреста - 1140 км.


Старт из Витебской области в 9.00. Где-то в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за двадцать. В начале пятого въехали в Польшу.

После пересечения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и далее к границе со Словакией. Дороги в Польше хорошие, но узкие. Трасс как таковых нет, через каждые 5-10 км обязательно встретиться деревушка. Везде всё чисто и аккуратно. Ехали достаточно долго, по правилам: в населённых пунктах — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше исчез звук от шин, разговаривать в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.

Польский — очень забавный язык, большое количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему неповторимый оттенок. Русский язык все понимают, да и польский, в общем, понятен, поэтому с аборигенами мы общались без особых проблем.

Стоит обратить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позже всё «вымирает», работают только заправки. На протяжении всего пути в Польше регулярно встречались отели и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтобы утро начать в новой стране — это было ошибкой!

Польско-Словацкая граница представляет собой… Fiat Uno 80-х годов выпуска, с двумя пограничниками и амбарной книгой. В неё нас записали и с Богом отправили дальше. Необходимо было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни отелей — только в крупных городах. Волей случая, в ближайшем после границы населенном пункте заговорили с молодым человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к симпатичному двухэтажному дому. Дверь открыла заспанная мама гостеприимного незнакомца. Парень объяснил ей кто мы и зачем пришли. Женщина проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, показали, где ванная и туалет. В общем, (не за дорого) оказали радушный приём совершенно незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Русский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением английского и «пальцев».


Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна небогатая. Смотреть по дороге особо не на что. Почти всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии неплохие, но регулярно встречались и разбитые участки асфальта. Машинвстречалось мало, поэтому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.

Расстояние :
от Бреста до Кошице - 550 км.

Границы между Словакией и Венгрией нет вообще, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой чем Словакия экономикой, видно сразу. Хорошие широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровные. Регулярно встречаются современные заправочные станции, в которых есть даже душевая комната! Трассы достаточно загруженные, но местные водители едут по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень быстро, без боязни попасться полиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в России. Стоит обратить внимание на особенности обгона в Венгрии. Водитель автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.

Маршрут по Венгрии выглядел следующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, далее по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и затем, через Сербскую границу в г. Суботица.

В Будапеште хотели задержаться чуть подольше. Проехали через центр города, но ничего особо интересного не увидели, а искать времени не было. Венгры ни на английском, ни на франзуском, ни тем более на русском языке не говорят. Общались «на пальцах»

Расстояние :
от Кошице до Субботицы - 480 км.

На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию регулярно встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городах и населённых пунктах очень выручает навигатор, подсказывая нужный поворот или съезд.

Однако в наш электронный путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, надо сказать, что именно дорога по Сербии оставила у нас больше всего впечатлений, причем, как и позитивных так и негативных.

Про бензин

Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некоторые заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов топлива: одного 95-го встречалось по 4 вида.

Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Посмотрели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала радовать нас своим качеством: ровная и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пункту Нови-Сад. Далее есть возможность поехать двумя путями. Первый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать прямо до Белграда, и далее по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. Второй путь более сложный, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Дальше необходимо попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и далее вдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В России нам советовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была вторая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом далее.

Сам Белград до сих пор представляет собой большую стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городе практически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги везде идеально ровные. Кое-как мы нашли выезд из города на нужное шоссе Е-763. Темнело. Следующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась первая встреча с полицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманные фары (в пересчете) на 40 евро. Сначала полицейский брать штраф в евро отказывался, но, поняв, что других денег у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил деньги в карман и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совсем, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 опустился до +3 градусов Цельсия.

После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и далее в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы поняли, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Именно в этот момент, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пункта назначения без остановок!

По горному серпантину мы ехали впервые. Испытали всю гамму чувств от дороги. Прежде всего, от красоты и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в сто метров, на каждом третьем повороте лежали венки и цветы. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристические автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночью.

Расстояние :
От Суботицы до границы с Черногорией - около 550 км.

На границе с Черногорией, кроме стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую необходимо было наклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевый из всех восточноевропейских стран — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце полностью поднялось из-за горизонта, мы увидели лазурное побережье Адриатического моря и основной центр туристической жизни Черногории — город-крепость Будва.

Расстояние :
От Сербско-Черногорской границы до г. Будва - около 550 км.

Для описания достопримечательностей Черногории потребуется отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу лишь, что эта страна заслуживает того, чтобы в ней хоть раз побывать.

…про обратный путь

Обратим Ваше внимание на одном дне из путешествия в обратном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Возвращались также, до г. Подгорица, только потом следует ехать на г. Никшич и, далее через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких проблем на границе не возникло, все документы оформлялись быстро и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.

Центр этого города немного напоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, особенно в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам необходимо было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, далее на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит вдоль этой реки, ну а дальше, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на собственном опыте, мы однозначно решили, что более длинный путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог значительно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а значит и средняя скорость выше. Также упал средний расход топлива, который в горах достигал 13 литров на сотню из-за постоянного включения пониженных передач, вплоть до первой.

В Боснии и Герцеговине, на шоссе посреди леса нас второй раз остановила полиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.

…А вот проезжая Польшу на обратном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отделались «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только наши стражи закона не гнушаются дополнительным заработком…

На машине в Черногорию: итоги

Туда и обратно — 7 126 км за 8 дней. Поездка дала массу впечатлений. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был именно отдых в Черногории, поэтому в большинстве интересных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтобы не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на хорошем уровне. Затраты на топливо составили около 1300 евро на троих. Никаких криминальных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество ни разу волноваться не пришлось.

С точки зрения экономической целесообразности, разницы между путёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, хотите своими глазами увидеть, как живут люди в других странах, обогатить своё мировоззрение — смело отправляйтесь в путь. Это очень интересно!

. Первый порадовал ценой, взяла автомобиль за 10 евро в сутки, и оформила все буквально накануне. Правда, машина была не очень чистой, плюс из-за ошибки в заказе вместо автомата мне пригнали механику. Машину быстро поменяли, но все равно пришлось подождать. В целом, отзывы в интернете хорошие, а сотрудники отзывчивые и доброжелательные, так что остались положительные впечатления.

Второй сервис - RentalCars - агрегатор, где можно найти разные компании по прокату. Здесь авто обошлось мне в 30 евро за сутки. Документы оформили быстро, машина была в хорошем состоянии, в дороге показала себя молодцом.

Также вы можете арендовать машину через «Островок». Просто напишите на [email protected] , расскажите о деталях поездки и укажите пожелания к машине. Специалисты свяжутся с вами и подберут автомобиль.

Что надо знать, когда берёшь авто

1. Дороги бесплатные.

Единственное место, где взимается плата, - проезд через туннель Созине к городу Бар. Но и его можно объехать по бесплатному участку.

2. Найти и оплатить парковку достаточно просто.

Есть как платные, так и бесплатные паркинги. Цены на платные парковки везде разные, узнавать нужно на месте. Иногда можно припарковаться на целый день за один евро, а иногда только час стоит два.

3. Не паркуйтесь близко к другим машинам.

Отношение к автомобилям у местного населения очень потребительское: пылинки не сдувают и особо не берегут. Ваше авто могут поцарапать, просто открыв в него дверь собственной машины на парковке. Если боитесь таких ситуаций, лучше возьмите у прокатчика полную страховку.

4. Уточните, есть ли у арендованной машины green card.

Это международная страховка, которая позволяет выезжать за пределы страны. Расстояния в Черногории маленькие, за день вполне реально доехать до соседней Сербии, Албании или Боснии. Но если green card у машины нет, покидать Черногорию вы не можете.

5. Скачайте GoogleMaps и Maps.me.

Чтобы уверенно передвигаться по стране, пользуйтесь сразу двумя картами. Первая иногда путает маршруты, но на ней можно найти практически любые места. Maps.me достаточно точно рассчитывает маршруты, но иногда, особенно в глубинке, прокладывает путь по пунктирным дорогам. В гористой местности ездить по такими дорогам трудно, так что лучше езжайте по основной трассе.

6. Будьте осторожны на серпантинах.

Серпантинов и узкий горных дорог в Черногории много, особенно в Дурмиторе, и часто двум машинам разъехаться непросто. Местные жители ездят довольно быстро даже в опасных местах, лихачат на поворотах и вообще весьма бесстрашны. Но не берите с них пример: ведите машину медленно и осторожно с учетом непредвиденных встречных водителей.

Маршрут на полный день Будва – Дурмитор

Расскажу вам об одном из любимых маршрутов. Он прекрасен своей атмосферой, местами, где по-настоящему отдыхаешь душой, наслаждаешься тишиной, природой и забываешь про давящую цивилизацию.

А - Будва, B - монастырь Морача, C - парк Биоградская гора, D - мост Джурджевича, E - Чёрное озеро в Дурмиторе

Для удобства будем считать отправной точкой Будву - один из самых известных туристических городов. Выехать из Будвы советую в семь-восемь утра, чтобы легко промчать по полупустым дорогам, хотя в не сезон пробок и так не будет. Общий маршрут с остановками, прогулками, перекусами, фотографиями и обратной дорогой займет 15-20 часов. Переезды небольшие и в тот же день получится вернуться обратно. Но можно предусмотреть ночевку в Колашине или Жабляке и разбить маршрут на два дня.

Будва – Монастырь Морача

Дорога с побережья до монастыря займет 1,5-2 часа. Путь пролегает через горы, а после Подгорицы - через каньоны рек, где захочется останавливаться каждые 500 метров и рассматривать все вокруг.

Монастырь Морача был основан в 1252 году, и современники считают его важным памятником Средневековья на Балканском полуострове. Монастырь находится в каньоне реки Тары, со всех сторон окружён горами и утопает в сочной зелени. Для меня это своеобразное место силы: здесь царят спокойствие и тишина, которые наполняют энергией и полностью перезаряжают.

Погуляйте по территории, загляните в сад с розовыми кустами, попейте воды в небольшом источнике. Считается, что вода целебная, так что местные и туристы набирают её в бутылки и увозят с собой. Также тут есть маленькая пасека и продаётся монастырский мёд. При желании вы можете пообщаться со священником и поставить свечки, а после прогулки выпить прохладительных напитков в небольшом деревянном кафе.

Монастырь Морача – парк «Биоградская гора»

Все по той же живописной дороге, через город Колашин, вы поедете в национальный парк «Биоградска гора». Если вы уже проголодались, то заезжайте в Колашин и перекусите в ресторане «Савардак» - небольшое уютное заведение в виде юрты. Здесь готовят национальную еду и традиционный северный качамак - сытное блюдо на основе картофеля и кукурузной крупы. После такой «заправки» можно смело отправлять дальше и исследовать национальные парки и озера.

Гордость парка - Биоградское озеро, расположенное в природной межгорной котловине над уровнем моря. Это озеро считается крупнейшим среди других шести озер парка. Часа хватит, чтобы исследовать место, полюбоваться природой и даже покататься на маленькой лодке.

Парк «Биоградская гора» – мост Джурджевича

Дорога от Биоградского озера до моста займет около часа. Это одно из известных туристических мест, но очарования от этого меньше не становится. Мост Джурджевича парит над рекой Тарой на высоте 172 метра. Пожалуй, это лучшая смотровая площадка на каньон и лазурную горную реку. Когда стоишь посередине моста на пешеходной зоне и смотришь вокруг, дух захватывает напрочь: под тобой пропасть, а вокруг необъятные просторы и уходящий вдаль леса.

Любители экстрима могут прокатиться на зиплайне - пролететь над каньоном Тары на стальном канате от одного берега реки до другого. Впечатлений хватит надолго! Если предпочитаете спокойно созерцать прекрасное, расположитесь в кафе с видом на мост и подкрепитесь десертом.

Мост Джурджевича – Чёрное озеро в Дурмиторе

Следующий пункт - Crno Jezero, или Чёрное озеро. Я слышала легенду, что озеро называют чёрным не из-за каких-то мрачных историй, а благодаря природным особенностям местности. Озеро окружено горами, над ним часто нависают облака и кажется, что вода почти черного цвета - отсюда и название.

Чтобы пройти к озеру, нужно будет купить билет в парк «Дурмитор», стоит около 4 евро. В этих местах уже чувствуется север - температура ниже, чем на юге, а вокруг преимущественно хвойные леса. Обязательно возьмите теплую кофту или даже куртку, чтобы гулять было комфортно. По дороге к озеру можно купить лесные ягоды. Поскольку Дурмитор один из самых экологически чистых районов Европы, за качество лесных вкусняшек можете быть спокойны.

Когда вы пройдете пешую тропу и доберетесь до берега, поймете, почему я советую здесь побывать. Цвет воды поражает, вокруг густые ели и высоченные горы. Пляжей тут нет и не зря: если вы не «морж», то купаться холодно даже летом. Температура воды на четыре-шесть градусов ниже температуры воздуха. Оценивайте свои силы. Я бы рекомендовала плавать в море, в тёплой воде, а сюда приезжать ради природы. Хотя некоторые туристы делают быстрые заплывы для галочки.

Можете взять лодку и покататься по озеру или же устроить ягодный пикник на берегу, поедая землянику и чернику, купленные по дороге. Редкой красоты природа делает Чёрное озеро идеальным местом для фотосессий, тут есть где разгуляться. Кроме того, вокруг всего озера проходит пешая дорожка, пройти её можно за 2-3 часа.

Чёрное озеро - конечная точка нашего маршрута. Теперь можно возвращаться в Будву, обратная дорога без остановок займет примерно 3,5 часа.

Где остановиться

Если хотите разбить маршрут на два дня, рекомендую остановиться в Колашине или Жабляке. Колашин вы как раз будет проезжать после монастыря Морачи. Тут много прекрасных отелей с бассейнами, спа и хорошей кухней. Например, - уютный отель с деревянной отделкой, расположен прямо по пути, так что не придётся петлять и уходить с маршрута.

Более бюджетный, но такой же комфортный вариант для ночёвки, - отель . Он находится рядом с горнолыжным комплексом, так что если дорога вас не очень утомила, отправляйтесь в Ski Сentar Kolasin. Здесь работает подъёмник, который вознесёт вас на высоту 1450 метров - оттуда открывается роскошный вид на горные массивы и леса с вековыми пихтами.

Второй вариант для остановки на ночь - Жабляк. Это маленький городок с населением 4200 человек, он будет уже в самом конце маршрута. Так что после прогулки к Чёрному озеру вполне можно заселиться в отель и отдохнуть в спа или сходить в ресторан. Из интересных фактов: будете спать на высоте 1456 м, в самом высокогорном поселении на Балканах, и дышать дурмиторским воздухом. Могу порекомендовать очаровательный - тут есть бани, спа и собственный ресторан. Другой вариант - коттеджный комплекс , который находится прямо на территории национального парка Дурмитор.

Памятка для путешествующих по маршруту Будва-Дурмитор

  • Решите, разбивать маршрут на два дня или нет. Если хотите остановиться на ночевку, забронируйте отель в Колашине или Жабляке.
  • Возьмите тёплые вещи - в национальном парке Дурмитор будет достаточно прохладно.
  • Не паркуйтесь близко к другим машинам, сосед может поцарапать ваше авто и уехать, а с прокатчиками объясняться вам.
  • Не лихачьте на серпантинах, ведите машину осторожно и не разгоняйтесь.

Редакция выражает благодарность Анастасии Колесниковой www.akolesnikova.ru за предоставленные фотографии.

В данном фото-отзыве вы найдете исчерпывающий список и карту всех достопримечательностей Черногории , которые можно посмотреть летом или зимой за 1-2 недели, также здесь составлены оптимальные маршруты для однодневных путешествий по Черногории.

В посте дается краткое описание, можно кликнуть по названию и открыть статью с подробным рассказом, фото и информацией о том, как добраться и сколько это стоит .

Совет . В Черногории безумно красивая природа, но общественный транспорт во многие места не ходит.

Если не планируете брать в , чтобы ездить по достопримечательностям Черногории самостоятельно, то рекомендую рассмотреть вариант покупки групповых экскурсий.

Здесь очень большой выбор туров одного дня. Если нужно выбрать всего одну-две экскурсии, то самые интересные эти:

1. Экскурсия по Бока-Которской бухте , 25€ взрослые и 12€ дети

Если экскурсии брать не планируете, то ниже описано, что посмотреть в Черногории самостоятельно.

Содержание статьи

Если вас заинтересовало описание какого-то дня, кликните по его названию, чтобы почитать подробнее про эти достопримечательности.

Выбор транспорта

Благодаря компактным размерам страны, большинство достопримечательностей Черногории можно посетить в рамках однодневных поездок из Будвы или других курортов.

1. Авто в аренду

В национальные парки и в горы Черногориии автобусы не ходят , а именно там расположено все самое интересное. Если вас как минимум двое, то аренда авто+бензин будет стоить столько же или дешевле, чем поездки на общественном транспорте, особенно на дальние расстояния.

Карта достопримечательностей Черногории

День 1

Котор — Пераст — ферма устриц — Бока Которский залив — пляж Bajova kula

День 2

Крепость Горажда — гора Ловчен — Негуши — Цетине — Липская пещера

, 24 км от Будвы

Цена — бесплатно

Самое современное и надежное сооружение для своего времени (1886г), хорошо сохранившееся до наших дней. Частично заросло травой, стоит на горе между Котором и Тиватом.

, 52 км от Будвы

Время на осмотр — 30 минут-1 час
Чем заняться? Дегустировать пршут и сыр

Негуши — село в горах возле нац. парка Ловчен, где производят черногорский пршут. Однолетний — 16€ /кг, двухлетний — 18€ /кг

, 33 км от Будвы

Цена — 5€

Пещера находится в 5 км от Цетинье. Одна из крупнейших облагороженных пещер Черногории.

Как добраться?

Перечисленные выше места можно посетить только в рамках экскурсии Монтенегро тур за 30€ . Более развернутый вариант — Сердце Черногории — она стоит 50€ , но включает посещение большего количества мест.

Альтернатива — на своей машине или на такси.

Мы ездили на машине, за 8 часов посетили все перечисленное выше, на обратном пути заехали на пляжи Яз и возле Будвы.

Общественный транспорт в Национальный парк Ловчен не ходит. Как вариант, можно доехать на автобусе до Цетинье (4€, 40 мин ), а там нанять такси, чтобы вас отвезли на гору Ловчен и привезли обратно в Цетине (20-25€ за такси с учетом ожидания).

День 3

Герцег Нови — пляж Жаница — Голубая пещера — крепость Мамула

, 45 км от Будвы

Самый зеленый город Черногории на границе с Хорватией. Смотрим монастырь Савина, три крепости, старый город и пляжи. Если поедете с групповой экскурсией, времени на осмотр будет мало.

Голубая пещера

Из Герцег Нови есть экскурсии, которые предусматривают посещение не только пляжа Жаница, но и Голубой пещеры (8€). На пляже Жаница тоже можно купить экскурсию в Голубую пещеру за 3€

На катере вас привезут в грот, где можно купаться. Минус лишь в том, что место популярное, поэтому в пещере будут другие катера и много туристов.

Как добраться?

Посмотреть Герцег Нови, Голубую пещеру, пляж Жаница и Тиват можно в рамках морской прогулки по Герцег-Новинскому заливу за 45€ . Эта экскурсия рассчитана на целый день.

Также можно добраться до Герцег Нови и пляжа Жаница самостоятельно на машине за 1 час через паромную переправу в Тивате (4.5€ за машину, люди бесплатно).

Альтернативный вариант — приехать в Герцег Нови на автобусе (5.5-6.5€ с человека в одну сторону из Будвы, 1ч15м или 2 часа по объездной) и уже на месте купить прогулку на катере (5€ за Жаницу + 6€ за голубую пещеру и крепость Мамула).

День 4

Тиват — Порто Монтенегро — пляж Калардово — остров Цветов

Тиват, 25 км от Будвы

В Тивате можно посмотреть набережную, ботанический сад, дворец Буча, парки, городские пляжи, а главное — яхтенную марину Порто Монтенегро.

Пляж Калардово, 22 км от Будвы

Южнее Тивата есть небольшой обустроенный пляж Калардово (песок и мелкая галька). Там ресторан, стоят качели для детей, можно арендовать шезлонги и зонтики. Если хочется искупаться в море в районе Тивата, можно это сделать в Калардово. Заодно понаблюдать, как взлетают самолеты (аэропорт совсем рядом).

С Калардово можно сходить пешком на остров Цветов — там тоже пляжи и развалины монастыря Св. Михаила.

Как добраться?

В Тиват можно приехать на автобусе из Будвы (3-4€ , каждые полчаса, в пути 30 минут ) или на авто.

Если времени на отдых в Черногории мало, можно посмотреть Тиват и яхт-марину Порто Монтенегро по дороге в Герцег Нови (день 3 ). Также можно приехать в Тиват к бассейну Лидо мар на целый день, если море штормит или если надоели шумные переполненные пляжи.

День 5

Пивское озеро — Жабляк — нац. парк Дурмитор — мост Джурджевича и каньоны рек Тара, Морача — монастырь Острог

Пивское озеро , 170 км от Будвы

Здесь смотрим озеро и Пивский монастырь 16 века. Must see в Черногории.

Жабляк , 187 км от Будвы

Жабляк — центр горного туризма Черногории возле парка Дурмитор. Если едете на автобусе, нужно покупать билет в Жабляк. В этом городке вся инфраструктура (жилье, кафе).

Мост Джурджевича , 201 км от Будвы

, 100 км от Будвы

Монастырь Острог (17 в) — главная святыня Черногории. Расположен в скале на высоте 900 м над морем. Здесь хранятся мощи Святого Василия, к которым съезжаются паломники со всей Черногории. У мощей обычно просят здоровья или детей. Место действительно светлое и энергетически сильное.

Как добраться?

На севере и северо-востоке Черногории безумно красиво, поэтому если вам нужно выбрать всего одну экскурсию, рекомендую посетить каньоны и национальный парк Дурмитор.

Это крайне насыщенный маршрут, но вполне осуществимый. Выезжать лучше рано утром.

Мы ездили в Дурмитор на машине и успели за один день посмотреть все перечисленные выше места, накрутили 500 км за 12 часов . Чтобы погулять по пешеходным тропам парка Дурмитор, одного дня явно недостаточно. Лучше ехать с ночевкой.

При подготовке к поездке я руководствовалась описанием с некоторыми корректировками.

Планировалось ехать только в нац. парк Дурмитор и к реке Таре, но в итоге успели еще и монастырь Острог на обратном пути посетить. Приехали в Острог в 6 вечера, когда последние экскурсионные автобусы увезли туристов на курорты. Никаких очередей (днем можно час или два простоять в очереди к мощам).

Альтернативная дорога. Если вы не поедете в Острог, можно возвращаться обратно по трассе через Колашин на Подгорицу, посмотреть по пути национальный парк Биоградска гора , каньон реки Морача и погулять по подвесному мосту через реку Морача (он на моей карте достопримечательностей обозначен в описании 5 дня, красные значки).

Все эти места, кроме Острога, можно посетить в рамках . Ищите название «Каньоны» — 40€ или Гранд Каньоны - она более насыщенная и стоит 65€ с человека.

Монастырь Острог можно посетить в другой день, купив экскурсию по монастырям, стоит 25€

На общественном транспорте можно добраться до города Жабляк. Ходит один автобус из Будвы в 8.45, стоит 16€ в одну сторону, в пути 5 часов . Если этот автобус не подходит, то едем из Будвы до Подгорицы и там садимся на автобус до Жабляка (4 рейса в день).

День 6

Улцинь — Велика плажа — остров Ада Бояна — Бар

, 70 км от Будвы

Курорт на юге Черногории на границе с Албанией. Знаменит песчаными пляжами и особой атмосферой (играет энергичная албанская музыка, совсем другой контингент отдыхающих, чем на Будванской ривьере)

Бар , 52 км от Будвы

В Баре есть Старый Бар и Новый Бар. В Старом городе (вход 2€ ) мечеть, крепость 17 в, церковь и собор, старая олива (2000 лет). Новый Бар — крупнейший порт Черногории и популярный курорт (сомнительный выбор для пляжного отдыха, но отдыхающих хватает).

Как добраться?

Для отдыха я бы эти места не выбирала, а вот на день съездить в Улцинь и покататься по окрестным пляжам непременно стоит. Пейзажи и море совсем не такие, как на севере страны.

Если едете на автобусе (7.5€, 2 часа ), придется очень много ходить или тратиться на такси, т.к. расстояния большие, а общественного транспорта между Улцинем и пляжами нет. Лучше ехать на своем авто, чтобы посмотреть и город, и длинный пляж, и остров Ада Бояна.

Бар можно посетить по дороге в Улцинь или на обратном пути. Если целенаправленно хотите только в Бар, то из Будвы ходят автобусы (5€, 1 час ). От Нового Бара до Старого 5км . Можно дойти пешком или доехать на автобусе за 1€ .

День 7

Скадарское озеро — Риека Црноевича — Подгорица

Скадарское озеро, 43 км от Будвы

Скадарское озеро — один из крупнейших птичьих заповедников в Европе. Едем в город Вирпазар, там катаемся на лодке по Скадарскому озеру до крепости Гможур. Можно посетить и другие озерные монастыри на островах.

Подгорица, 64 км от Будвы