Краткое содержание рассказа изба распутина. Прощание с Матёрой. Прощание с матерой

В начале произведения автор рассказывает о героине Вике. Ее отправили на выселки на перевоспитание к бабушке. Дело в том что в свои 16 лет она попала в дурную компанию и забеременела. Вике сделали аборт и через неделю после этого отправили в деревню.

На вид она была рослой девушкой, а вот по уму была словно ребенок. У бабушки она не искала новых знакомств и не интересовалась чем либо. Скучно ей было, телевизора там не было, да и электричества тоже, из-за дороговизны солярки.

Однажды ночью Вике и бабушке Натальи не спалось. Они долго ворочались и потом начали разговор. Наталья стала объяснять своей бедовой внучке, что мужчина у девушке должен быть один на всю жизнь. Но Вика была не согласна с этим, ведь это все старина.

Вика собиралась узнать у бабушки, когда приедет ее отец, поэтому Наталья и решила начать этот разговор.

Вика твердила бабушке, что женщине сейчас важнее быть лидером, чем терять или не терять свою невинность. Главное быть независимой, а то, со своим мужчиной, единственным или нет, она будет, совсем не важно. Потом Вика решила спросить бабушку Наталью о понятие целомудрия. Бабушка сказала, что это когда с умом штанишки скидывают, что мужчина должен быть родной и суженный. Она объясняла, что раньше тоже были девушки, которые приносили в девичестве и, у которых муж был не первым мужчиной, и те, которые не говорили о своем не целомудрие своим мужьям. Разное бывало. У самой Натальи тоже был подобный грех.

Вика стала расспрашивать бабушку о том, как у Натальи с дедушкой было. И Наталья рассказала, что тяжело было с венчанием, поэтому они легли будучи невенчанными.

Вика все доказывала бабушке, что сейчас женщине нужно быть целеустремленной. Наталья считает, что нужно быть любее и любее своему мужчине. Она не понимала значения целеустремленных женщин. Начала приводить в пример гончих собак, которые добиваются целей, которые ей ставят.

Наталья рассказывает внучке историю о том, что у вики на самом деле было два дедушки. Первый был мужем Натальи до войны, а второй после. Первого звали Николай. От него Наталья родила двух сыновей, братьев Викиного отца. Потом Николай ушел на войну и не вернулся с фронта, но прислал к Наталье своего боевого товарища Семена. Этот человек был хорошим товарищем, поэтому Николай перед смертью Николай отдал ему Наталью. Сама женщина было против этого. Тогда Семен поселился у родителей Натальи и привязал к себе ее детей. Стали Наталья и Семен друг с другом бороться, но Семен ее опережал, так как он хорошо общался и с ее родителями и с ее детьми. В общем, после того, как Наталья поняла, что Семен из-за своей контузии и из-за своих чувств нуждается в этой женщине. Она позвала его жить к себе, но без любви.

Прожили они вместе семь лет, потом Семен умер. Наталья не находила нужным сравнивать своих мужчин. Она считала, что ее любимый ушел на войну одним человеком, а вернулся другим. Она не говорило о том, что кого-то она любила больше, ведь когда Семен прикасался к ней, никакой доли чужих прикосновений она не чувствовала.

Этот разговор закончился тем, что Вика назвала бабушку забавной. В ответ Наталья засмеялась. Они уснули, а на дворе стояла глубокая ночь. Вокруг была тишина.

По календарю был март.С работы только что вернулся усталый Иван Петрович, работавший водителем.Встречала его супруга Алена.Но неожиданно он услышал, что люди кричали о пожаре, о том, что горели ОРСовские склады. В суматохе Иван Петрович решает, что с собой взять, что бы тушить пожар, ну и взял топор..Русские люди сначала делали, а потом думали и приспосабливались так как, как им комфортнее жить.Не думали о том как уберечься и спастись. И тогда, когда быстро строили поселок не думали о пожаре, спасались только от воды. А горели две части склада и продовольственная и промышленная. Афоня и Семен Кольцов, оба надежные товарищи, были во главе борьбы с пожаром.Это Иван Петрович моментально заметил. Распутин говорит об огне, как о ком-то живом существе, сущность которого -это свирепость и жадность.
Собрались начальники.


Строил этот поселок леспромхоз. Построили его не для того чтобы жить в нем постоянно, а временно.Поселок этот не имеет ни садов, ни деревьев. Не построены в поселке ни какие социальные строительства, потому что ничего никому не нужно.Вот имеется на данный момент работа, то есть древесина, но через несколько лет ее не останется и тогда работяги станут вести работу в вахтенном режиме.Иной работы не имеется, потому что все поля затопило, когда строили гидроэлектростанцию.. Пришел Водников Борис Тимофеевич, который является начальником участка. Он умелый руководитель, на него всегда можно надеется, хотя он и ругается со всеми..
Алёна тоже оказывает помощь в тушении пожара наравне с мужиками, спасая всевозможные вещи. Бригада оргнабора (приезжие наемные рабочие) называется архаровцами.

Они в повести фигурируют, как отрицательные персонажи. В панике имущество могут разворовать и поэтому кладовщица по имени Валя не хочет открыть склад, боясь того, что ей могут предъявить претензии Борис Тимофеевич сказал, чтобы архаровцы ломали склад..Стал искать начальника склада, но потом вспомнил, что он на очередном совещании.Чтобы не было мородерства Иван Петрович хочет поставить старого Хампо и сторожа. Один архаровец, Сашка Девятый, сказал главному герою, остановив того перед пожаром, чтобы тот не ходил сюда, а то сгорит и некому будет качать права.
Вот в этом и заключаются их взаимоотношения.Архаровцы имеют лагерные понятия, они представляют город в котором отношение к работе, как к какой-то обязанности и если ты увельнул от нее, то это очень достойно. Вот за свою принципиальность и не любят Ивана Петровича. Распутин выражает архаровцев, как мрачные стороны цивилизации и прогресса.


Фамилия у Ивана Петровича Егоров, да и деревня, в которой он жил называлась Егоровкой. На войне он был танкистом. Люди стали покидать деревню после войны, зная, что ее затопит. Иван Петрович остался в деревне, не смотря на то что она по-тихоньку пустела. Еще он не хотел быть горожанином из-за того, что больна мать и на Алене собирался женится. Братан Гошка уехал в город, но там стал основательно прикладываться к бутылке.. В итоге ему пришлось перебраться в другой поселок, который называется Сосновка(где развиваются данные события). Наверное и сейчас переезд неизбежен, хотя Иван Петрович не хотел бы.


Иван Петрович ворвался в продсклад. Большие запасы продуктов, которые расстаскивались и портились в результате пожара смотрелись очень плачевно.Иван Петрович недоумевает - продуктов везде всегда не хватало, а здесь всего полно. Много сгорит в результате пожара. на много больше чем утащут, все сгорит и импортные кофты и отечественные сковороды. Если бы был транспорт и не было бы беспорядка, то продсклады пока что можно было бы спасти. Однако пожарную машину, которая одна на всю округу, давно разобрали на запасные части. Она лишь считается, что есть, а на самом деле не существует. Автор ведет рассказ о том, с какого времени жизнь дала трещину. Оказыется все начало меняться, когда стали вырубать лес.


Ведь это не душевная работа, стали рушиться не только леса, но и люди.Раньше Сосновка была как обыкновенная деревня-люди друг другу помогали, было общение между людьми. Но стало появляться много людей, которым ничего не надо было, кроме того чтобы выпить, поесть, отдохнуть.Они не стремились, чтобы у них было хозяйство. В прошлые времена люди пили и стеснялись этого, теперь стали появляться даже компании с вожаками.. Стало много преступлений, социальная среде стала на много хуже.Если посчитать, то окажется, что во время войны погибло столько людей, живших в Сосновке, сколько не своей смертью.

Совестливый людей в Сосновке не уважают.Один раз лесничий выписал штраф леспромхозу из-за то, что оставляют очень большие пни и из-за этого задержали зарплату. Так потом у него подожгли баню и украли лошадь. Так же относятся и к Иван Петровичу. Он хотел объяснить, что все зависти от людей, от природных ресурсов, а не от плана. Но над этим начальником есть свои начальники и свои заботы. Вот и поит он рабочих водкой за свои деньги, чтоб план был выполнен.. У Иван Петровича мир полных ценностей и он оттстаивает их очень рьяно.Однако имеются и иные взгляды. Вот, к примеру, Афоня Бронников, он также живет в Егорьевке, также честный человек, но свои взгляды объясняет так-я честно тружусь и живу, не краду, не изворачиваюсь- и довольно. Забота всех-это показывать жизненый пример, а не гнать всех в одно стадо. От этого проку мало.
Но Распутин с этим не согласился. Иван Петрович в рассказе говорит, что уже поздно подавать примеры.


В то время, когда пламя подошло к к бутылкам с водкой сосновцы и архаровцы показали чудесную организованность.-они стали передавать водку аккуратно друг другу, и в тоже время одновременно распивая их. Иван Петрович один пытается спасти подсолнечное масло. Афоня просит его уберечь муку. Слышно что где-то кричат о пожаре тем кто еще не проснулся. Распутин показывает душевную драму у Ивана Петровича Ценности изменились. Они перстали быть в сознании общества. Но Иван Петрович от них не отказывается. Иван Петрович спасает продукты. Он знает, что все спасти невозможно, а помощи ждать неоткуда. Он стал пытаться сломать ограждение, но вдруг на помощь ему неожиданно пришел Сашка Девятый.. Иван Петрович встретил Алену и вместе с ужасом смотрят, как растаскивают промтоварный склад.


Алена и Иван вместе прожили 32 года. На юбилей свдаьбы они навестили своих. Дети их-это две дочери и сын.Одна из дочерей работает учитель-ницей в небольшом поселке. Другая дочька живет в Иркутске. Сын работает летчиком под Хабаровском.Очень радостно было Ивану Петровичу у сына, потому что он следит за хозяйством, за садом, у него много яблок поспевает, также он со всеми дружен, с близкими жены, с соседскими людьми. И на предложение сына переселиться к нему Иван Петрович с женой ответили согласием. .


Сосновку спасать было бесполезно. А всему начало было-это приезд годом раньше архаровцев. Бригада ихняя была последней. Они сильно агрессивные, а между собой довольно сплоченны. Иван Петрович пробовал указать им свое место, но чудом остался жив.(хотели свалить на случайность).
Жена была библиотекарем. Муж не заметил как они стали одним целым. Распутин показывает их взаимоотношения, как полное взаимопонимание. И когда решали вопрос о переезде к сыну, то она также была согласна, но только трогаться с места тяжело.


Ивану Петро-вичу оказывают помощь в перетаскивание муки, но неожиданно помощники куда-то делись. Иногда приходят пьяные архаровцы, но от них толку очень мало. Работу ведут Афоня, Пантелеев и Петрович.Но скоро у них совсем не осталось времени и им приходиться бросать муку близко к складу. У Ивана Петровича потемнело в глазах.


Дядю Мишу Хампо пара-ли-зовало в детстве.. У него нарушилась речь и перестала работать рука. Но, если хочешь понять друг друга, то не обязательно иметь большой словарный запас.Но вот для того, чтобы не понять, то тут-то много надо иметь слов. Дядя Миша был всеми любим. Он был очень трудолюбивым человеком. Жить ему приходиться одному, потому что женка его давно померла. Он очень любил труд,работа его заключалось в том, что он сторожил, да к тому же почти даром.Хампо для Распутина -это символ.Он символичен, как хранитель ценного. Когда воровать стало в порядке вещей, то ему, который имело огромную совесть, надо было привыкнуть. .


В Сосновке Иван Петрович потерял смысл жизни. О н не хочет трудиться только для того, чтобы жить в достатке.В работе он любит творить, творить на века. Нравственность разрушилась, все перемешалось, и злость и добрые дела. Когда Афоня стал спрашивать почему Иван собрался уезжать, то тот ответил, что у него больше нет сил. Афоне стало жалко его и он думает, а кому же здесь тогда жить, на кого он оставляет Егоровку. Егоровка во всех нас думал сказать Иван Петрович,но Афоне оказывается хотелось поставить памятник Егоровке на верху водохранилища.Об этой чудной затеи хотел он поговорить.


Пожар стал очень сильным, но помощь тоже прибавилась.,. Муку спасают, не смотря на то, что многие перепились. Но Валя кладовщица кричит, что много утащили и ей придется ответить за это. Иван Петровичу становится плохо и если он не передохнет, то может все кончится плачевно. Опьянев, архаровцы стали убивать колотушкой Хампо., но Хампо успел придавить одного. Лежат два мертвых человека.


Насту-пило утро. Приедет множество комиссий. Пустое пожарище оцепили. Иван Петрович спрашивает Афоню: как же теперь быть.? Афоня говорит: будем продолжать жить.Иван Петрович с с ним согласен.
Иван Петрович входит в лес, пахнущий весной, он хочет там получить отдых и покой. Он чувствует как пробуждается земля и вся природа. Он надеется, что он,заблудившийся человек, благодаря земле, найдет свою дорогу.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пожар». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями.

Март месяц. Иван Петрович - водитель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встречает жена Алёна. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар.

Горят ОРСовские склады. Иван Петрович суматошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой топор. «Русский человек и всегда-то умён был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут, когда ставился посёлок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне?»

Горят обе части склада: и продовольственная, и промышленная. Иван Петрович сразу приметил, что стихийную борьбу с огнём возглавили два надёжных человека: Афоня и Семен Кольцов. Распутин описывает огонь как живое существо, главное свойство которого - жадность, свирепость.

Собирается начальство.

Посёлок этот построен леспромхозом. Его строили не для жизни, а на время, до следующего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет деревьев, садов.

В посёлке не ведётся строительства социальных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа - дерево, но через 3-4 года его не останется, рабочие будут работать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоплены при строительстве гидроэлектростанции.

Появляется начальник участка Борис Тимофеич Водников. Он, хоть и ругается всегда со всеми, умеет руководить, и на него можно положиться.

Алёна помогает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.

Архаровцы - бригада оргнабора (наёмные неместные рабочие). Они являются отрицательными персонажами повести.

Валя-кладовщица не хочет открывать склад, потому что боится, что ей предъявят претензии, если имущество разворуют в панике. Борис Тимофеевич приказывает архаровцам ломать склад. Он ищет начальника ОРСа (склада), но вспоминает, что тот на очередном совещании. Иван Петрович советует поставить сторожа и старика Хампо, чтобы предотвратить мародёрство.

Сашка Девятый, один из архаровцев, говорит главному герою, останавливая его перед огнём: «Не сюда. Не сюда, гражданин законник. Сгоришь - кто нам будет права качать?!» В этом - все их взаимоотношения. Архаровцы - носители лагерных понятий, представители города, где каждый относится к работе как к обязанности, увильнуть от которой - достойное дело. Поэтому Ивана Петровича не любят за его принципиальность. Архаровцы у Распутина - выражение мрачных сторон цивилизации, прогресса.

Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его - Егоров. Воевал танкистом. Люди начали покидать деревню уже после войны - о затоплении знали заранее. Но Иван Петрович остался, хотя и тяжело было смотреть на пустеющую деревню. Он не становится горожанином ещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился. В конце концов, пришлось ему переехать в новый посёлок - Сосновку (где и происходят события повести). Иван Петрович думает, что придётся переезжать и сейчас, хотя совсем не хочется.

Иван Петрович врывается в один из продовольственных складов. Обильные запасы продовольствия, постепенно разрушаемые хаосом паники и жаром, описаны угрожающе, враждебно. Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватает, откуда же её столько здесь? «Плакали промтоварные склады, плакали японские кофточки и родные сковородки - разве столько в сравнении с вынесенным останется там, в этом пекле?! Но продовольственные склады, попустившись правым, ещё и теперь можно бы спасти, будь машина и будь побольше порядка. Но „пожарку“, единственную на весь леспромхоз, ещё года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении...»

Автор (или герой?) рассуждает о том, с какого момента жизнь пошла наперекос. Всё изменилось, когда начали рубить лес. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека. Сосновка начиналась как нормальная деревня: была взаимопомощь, люди общались между собой. Но всё больше и больше стало приходить «лёгких» людей, которые не хотели обзаводиться хозяйством, а работали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили, стесняясь этого, то сейчас появились целые «бригады» со своими лидерами. Ухудшается социальная обстановка, растёт преступность. Директор школы Юрий Андреевич посчитал: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.

В Сосновке не любят добросовестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштрафовал леспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задержали зарплату. После этого у него сгорела баня и пропала лошадь. Аналогичное отношение к Ивану Петровичу. Он пытался доказать начальнику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах. Но у начальника - свои заботы и свои начальники. Поэтому ему приходится поить водкой рабочих за свой счёт, чтобы они делали план.

Иван Петрович живёт в мире абсолютных ценностей и готов отстаивать их активно. Но представлена и другая жизненная позиция. Афоня Бронников, тоже из Егоровки, тоже честный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу - и хватит. Наше дело - жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутин с такой позицией не согласен. Устами Ивана Петровича он говорит: «Да ведь опоздали, опоздали с примером-то! Поздно!»

Когда огонь подобрался к водке, местные жители и архаровцы проявляют чудеса организованности: они передают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. Иван Петрович в одиночку спасает растительное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит, только проснувшись: «Гориииим!»

Распутин описывает психологическую драму в душе Ивана Петровича. Жизнь изменилась. Ценности героя перестали осознаваться обществом как абсолютные. Но он не может от них отказаться и не может понять современность.

Иван Петрович продолжает спасать муку и сахар. Он понимает, что спасти все не удастся, а помощников нет. Он начинает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, как ни странно, Сашка Девятый.

Иван Петрович наталкивается на Алёну. Они в ужасе наблюдают, как грабят остатки промтоварного склада.

С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили навестить детей, двух дочерей и сына. Одна дочь - учительница в каком-то посёлке. Вторая дочь - в Иркутске. Сын - лётчик, в посёлке Сырники под Хабаровском. Больше всего понравилось Ивану Петровичу у сына: сын следит за домом, выращивает яблоки, дружит с соседями, родственниками жены. Поэтому когда он предложил родителям переехать к нему, Иван Петрович согласился.

Сосновку уже не спасти. Всё началось с приезда последней бригады архаровцев год назад. Они очень сплочённые, настроены агрессивно. Иван Петрович пытался поставить их на место, но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай).

Алёна работала в библиотеке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена стала неотъемлемой частью его собственной личности. Распутин идеализирует их отношения: полное взаимопонимание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо, но как-то не охота.

Ивану Петровичу помогают таскать муку. Но вдруг помощники исчезают. Изредка появляются пьяные архаровцы, но они уже ни на что не способны. Работают Иван Петрович и Афоня, а также Пантелеев. Вскоре уже не остаётся времени отнести мешки подальше, бросают сразу у склада. У Ивана Петровича темнеет в глазах.

Дядя Миша Хампо парализован с детства. У него не работала рука, была нарушена речь. Но «чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо - чтобы не понимать». Хампо все любили. Он был трудолюбив. Жена давно умерла, жил один. Работал он всегда сторожем, почти бесплатно - Распутин вкладывает в это символический смысл: Хампо - хранитель ценностей. Когда воровство утвердилось, даже ему, самому совестливому, пришлось привыкать.

Жизнь Ивана Петровича в Сосновке теряет смысл. Он не может работать только для достатка. Работа для него - это творение чего-то вечного. Разрушены нравственные основы, всё смешалось: добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петровича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил, что устал. Афоня сожалеет: кто же останется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел ответить, что Егоровка - в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причудливую затею поставить памятник Егоровке на поверхности водохранилища.

Чем сильнее огонь, тем больше помощников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участники перепились. Валя-ключница орёт про то, что много украдено, и ей отвечать. Иван Петрович уже теряет сознание, ему надо отдохнуть. В пьяном угаре архаровцы колотушкой убивают Хампо, но Хампо успевает задавить одного из них (Соню). Лежат два трупа.

Наступает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепелище оцеплено. Иван Петрович идёт к Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович соглашается.

Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдохнуть там и успокоиться. Он чувствует пробуждение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему, заблудившемуся человеку.

15 марта 1937 года, 78 лет назад родился известный, справедливый писатель Валентин Григорьевич Распутин. Этот человек имел массу достоинств, и массу интересов. Валентин Григорьевич являлся общественным деятелем, героем социалистического труда, лауреатом государственной премии СССР, государственной премии России и премии Правительства. Но главное – он писатель, с большой буквы «П», его стихией была публицистика, с 1967 года он являлся членом писателей СССР.

Валентин Григорьевич родился в Иркутской области, а именно в поселке Усть – Уда. Семья будущего писателя была очень обычной, крестьянской. Мать звали Нина Ивановна, а отца Григорий Никитич. Они, через некоторое время после рождения сына, переезжают в деревню Атланку. Которая вскоре потерпела затопление. Именно в этой деревне Валентин Григорьевич окончил начальную школу, а вот среднюю школу он оканчивал уже вдали от дома, и именно это время послужило сюжетом известного рассказа Распутина «Уроки Французского».

После окончания средней школы, Валентин Григорьевич стал студентом Иркутского государственного университета историко-филологического факультета. Во время учебы он не просто сидел за учениками, а развивался, и уже с 1957го года Распутин работал внештатным корреспондентом газеты «Советская молодежь», а уже с 1959го года он работал в штате газеты.

Он работал и на телевидении, так с 1961го года Валентин Григорьевич был редактором литературно-драматических передач на Иркутской студии телевидения. В 1962 году Валентин Григорьевич увольняется и уезжает в Красноярск. Там его рабочая деятельность набирает обороты, он работал и в газете «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец», и сотрудничал с газетой «Советская молодежь». Примерно в этот же период творческая деятельность Распутина так же обрела свое дыхание. В 1961 году был опубликован первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки», в свет начали выходить очерки книги «Край возле самого неба», а в 1966 году вышла уже полная книга этого произведения. В 1964 году был опубликован рассказ «Человек с этого света», а в следующем году был опубликован рассказ «Ветер ищет тебя». Следующей книгой Валентина Распутина стал «Человек с этого света», она была издана в 1967 году, за книгой «Человек с этого света» издали книгу «Молодая гвардия». В этом же году Валентин Распутин вступил в Союз писателей СССР.

В 1970ом году была написана повесть «Последний срок», в 1973году тот самый рассказ о периоде учебы в средней школе «Уроки французского», в следующем году была окончена повесть «Живи и помни», в 1976 году «Прощание с Матёрой». Валентин Распутин с 1979 года вошел в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири». А годом позже он стал членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Тогда Валентин Распутин начал свою общественную деятельность, например, он выступал за спасении озера Байкал от целлюлозно-бумажного комбината. К тому же он был противником проекта поворота северных и сибирских рек.

1981 год был ознаменован выходом рассказов «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи – век люби». А довольно таки знаменитая повесть «Пожар» была опубликована в 1985 году. В следующем году писатель был избран секретарем правления союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1987 году Валентину Распутину присвоили звание Героя Социалистического труда, за всю свою жизнь он был не однократно награжден почетными знаками, орденами, и премиями. Среди его наград был орден «знак почета», трудового красного знамени, два ордена Ленина, орден России за заслуги перед отечеством, орден Александра Невского, так же премия иркутского комсомола имени Иосифа Уткина, премия имени Л.Н. Толстого, имени Святителя Иннокентия Иркутского, Александра Солженицына, имени Ф.М.Достоевского, имени Александра Невского «России верные сыны», премия президента России в области литературы и искусства, премия «Большая книга», правительства РФ в области культуры, премия святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия. Также Валентин Григорьевич был удостоен премией святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия Второго.

В 1989 году Валентин Распутин стал депутатом Верховного Совета СССР, а через год членом президентского совета СССР. Однако, Валентин Григорьевич не однократно утверждал свою непричастность к политике, он не считал себя деятелем этой сферы. Хотя впервые съезд народных депутатов СССР услышал предложение о выходе России из СССР именно от Валентина Григорьевича.

Да и в 2007ом году Распутин активно поддерживал позицию известного политического деятеля Геннадия Андреевича Зюганова, в 2012 году активно протест овал и поддерживал уголовное преследование фемен-группы Pussi Riot.

Среди боле современного потомства творчества Валентина Григорьевича Распутина можно выделить книгу «Дочь Ивана, мать Ивана», опубликованной в 2004 году, очерк «Сибирь, Сибирь» в 2006 году, совместно написанная с Виктором Кожемяка опубликованная в 2013 году книга «Эти двадцать убийственных лет».

Валентин Распутин делал много хороших дел, он активно помогал православной жизни страны. Так в Иркутске в 1996 году он инициировал открытие Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и в 2010 году стал членом Патриаршего совета по культуре.
Но увы даже такие светлые люди, которые вносят огромный вклад в развитие чего либо, в данном случае культур и литературы – не вечны. Валентин Распутин видел жизнь долго, но не увидел радость близких, которые хотели бы поздравить его с 78 летием, писатель не дожил до свеого дня рождения каких то 4 часа, Он умер 14 марта 2015 года.

Распутин Валентин

Не могу-у

Валентин Григорьевич Распутин

НЕ МОГУ-У..

Мы с товарищем опоздали на электричку и сели на проходящий, взяв билеты в плацкартный вагон. Плацкартные ныне потускнели - или оттого, что возвращаться к ним приходится нам из купейных, а не подниматься, как в свою пору, из общих, или, правда, по всем статьям опустилась железная дорога. Этот, в который мы забрались, был замусорен, закопчен и как-то не расположен к уборке. Проводнице, хорошенькой большеглазой девушке из студенток, конечно, казалось в нем неуютно, и она, едва поезд тронулся, скрылась, и больше мы ее за два с половиной часа не видели. Впрочем, и поезд был не дальнего следования, под трехзначным номером - кто на такой смотрит, кто к такому придирается? Лишь бы вез, а то ведь они, эти недальнего следования, горазды и стоять.

Мы устроились на свободной скамье напротив старушки с книгой и принялись осматриваться. Старушка читала без очков - это в ее возрасте надо выделять как особую примету. Она держала толстую и разбухшую книгу на коленях, наклонив аккуратно седую голову с широким гребнем в коротко остриженных волосах. Губы ее пошевеливались при чтении, подвижное чуткое лицо отзывалось той жизни, которая была в книге, с простодушным интересом. На верхней полке над старушкой ворочался и косился на нас красивыми серыми глазами на породистом длинном лице мужчина средних лет, одетый в спортивное трико - черное с белыми полосами; полосы, впрочем, посверкивали и на лысеющей голове. По его мнению, мы были несерьезные пассажиры: вдвоем с одной сумкой, да еще к тому же отчего-то веселые. Веселье под хмелем понять можно, а без хмеля оно подозрительно, особенно в поезде. Может быть, этого пассажира сверху смущали наши три свободных руки, может, что-то более серьезное, но мы ему явно не нравились.

Товарищ мой по своему обыкновению всем интересоваться поднялся и обошел вагон. Когда он вернулся, сообщив, что в вагоне на удивление не людно, и стал рассуждать, почему пассажир сейчас поредел (дело было в сентябре), послушать его к нашему купе придвинулись любопытные - мальчик и девочка лет пяти-семи, которых он успел за свой короткий выход чем-то заинтересовать. Прервавшись, Олег (так звали моего товарища) полез в карман, нашарил там шариковую ручку и расческу и протянул их ребятам. Те, помявшись, взяли и, не зная, что с ними делать, остались стоять с подарками в руках, оторопело поглядывая друг на друга. Мужчина наверху усмехнулся, но, кажется, этот неумелый и искренний жест его успокоил - он отвернулся. Старушка, приподняв книгу и делая вид, что не отрывается от нее, смотрела на моего товарища с опасливым прищуром, боясь, как бы он не взялся одаривать чем-нибудь подобным и ее. Мы все больше сходили за ненормальных.

И тут до нас вдруг донесся не то стон, не то вскрик, да такой бедовый и тяжкий, что стало не по себе. Олег вскинулся:

Что это?

Это там дяденька плачет,- сказала девочка и показала рукой в глубину вагона.

Дяденька плачет? Чего он плачет?

Его хмель давит,- баском пояснил мальчик.

Теперь, когда они заговорили, стало видно, что мальчик старше девочки и кое-что знает в жизни.

Старушка оторвалась наконец от книги и, выглянув в коридор, со вздохом подтвердила:

Ой, надоел. Перед городом милицией припугнули, так затих. Теперь сызнова.

Не могу-у! - истошно взревел неподалеку голос.- Не могу-у!

Чтоб ты сдох! - отозвался сверху мужчина в трико и возмущенно сел, спустив над старушкой ноги.- Нет, дальше следующей станции ты у меня не поедешь! Хотел ведь, по-человечески хотел снять! Чтоб по-человечески ехать!

Не могу-у-у! - еще отчаянней, еще горше перебил его голос.

Олег, не вытерпев, пошел посмотреть, я за ним. Через две перегородки от нашей, уронив лохматую голову и время от времени пристукивая ею о столик, корчилась в судорогах грязная и растрепанная фигура в засаленной, видавшей виды нейлоновой куртке и резиновых сапогах. Купе было свободно, видеть ее мучения никто не хотел. Олег присел напротив, по другую сторону столика, я сбоку. Человек, сидящий перед нами, уткнувшись в столик, ненадолго затих, словно прислушиваясь к себе или к тому, что происходит кругом; затем сдавленно, через силу сдержива-ясь, испустил длинный утробный стон - нарочно так, с таким рвущим горло выдохом, изобразить он не мог, так могло выходить наружу только бушующее страдание. Олег принялся тормошить беднягу за плечи, тот долго ничего не чувствовал, ничего не понимал, потом поднял все-таки голову, показав лицо, и бессмысленно уставился на нас.

Никто, никакой вражина не сумел бы сделать с ним то, что сделал с собою он сам. Прежний человек хоть и с трудом, но все же просматривался еще в нем. Голубые и, наверное, чистые когда-то глаза перетянуты были кровавыми прожилками и запухли, призакрылись, чтоб не видеть белого света... Белый свет они действительно видели плохо, но тем сильней и безжалостней всматривались они в свое нутро, заставляя этого человека кричать от ужаса. Светлые густые волосы на голове стали от грязи пегими и свисали лохмами; круглое, в меру вытянутое книзу аккуратным и крепким подбородком лицо со слегка вздернутым носом, которое затевалось во всей этой нетяже-лой и немудреной форме для простодушия и сердечного отсвета,- лицо это, одутловатое, зарос-шее, тяжелое, полное дурной крови, пылало сейчас догорающим черным жаром. Даже ямочка на подбородке и та казалась затянувшейся раной. И сколько лет ему, сказать было невозможно - то ли под тридцать, то ли за сорок.

А вспомнить - такие же мужички, прямые предки его, с такими же русыми волосами и неза-тейливыми светлыми лицами, какое чудесным и редким раденьем, показывая породу, досталось ему,- шли на поле Куликово, сбирались по кличу Минина и Пожарского у Нижнего Новгорода, сходились в ватагу Стеньки Разина, продирались с Ермаком за Урал, прибирая к хозяйству земли, на которых и двум прежним Россиям было просторно, победили Гитлера... И вот теперь он.

Мой товарищ продолжал тормошить его:

Ну что? Что тебе?

Может, помочь чем? Чем помочь-то тебе?

Не знаю.

Ему бы куриного бульончику... желудок отмягчить,- посоветовала старушка из нашего купе; мы и не заметили, как вокруг нас собрались люди.

Ему не куриный бульончик, ему хороший стопарь нужен,- громко, увесисто, зная, по-видимому, толк в этих делах, предложил рыжий верзила, возле которого держались побывавшие у нас мальчик и девочка. Все разом загалдели:

Ага, стопарь-то его и довел. На стенку лезет.

Ему стопарь - его связывать надо. Рот затыкать надо.

И так едем как в вытрезвителе. И ни одной власти нету, все разбежались. Бригадира вызывали - где он?