Все издания товарищества м о вольф. Из истории издательства М.О. Вольф. Причина отставки и жизнь после нее

География русских издателей: Илья Ефрон родился в Вильно, Маврикий Вольф - в Варшаве. Собственно, Маврикием Осиповичем Вольф стал в России, а в Польше он носил имя Болеслав Мауриций. Сын варшавского врача, он не пошел по стопам отца и избрал себе другую сферу деятельности: книжную торговлю. Вольф получил хорошее образование и прошел богатую практику в Париже, Лейпциге и во Львове. В Петербурге Вольф появился в 1848 году и вскоре стал управляющим у Якова Исакова, в ту пору одного из крупных петербургских книготорговцев.

Маврикий Вольф исправно работал на Исакова, но лелеял мечту открыть самостоятельное дело. Приведем выдержку из книги Евгения Немировского «Мир книги» (1986):

«В 1856 году Маврикий Осипович купил типографию, к которой впоследствии присоединил лучшую в Россию словолитню, основанную в 1830 г. в Петербурге французом Жоржем Ревильоном. Издательскую деятельность М.О. Вольф начал еще в 1851 году, отпечатав в Париже первое иллюстрированное издание книги „Конрада Валенрода“ и „Гражины“ Адама Мицкевича. Великого польского поэта он любил и пропагандировал всю свою жизнь. Издание 1851 года интересно тем, что текст напечатан на трех языках - польском, французском и английском. Задумано оно было как библиофильское. Часть тиража отпечатали на голландской веленевой бумаге, одели в переплет ручной работы и украсили прекрасными цветными ксилографиями. В 1863 году издание было повторено на русском языке в Петербурге.

Всего М.О. Вольф выпустил около 5 тысяч книг. Большинство из них превосходно оформлены, хорошо иллюстрированы. Был он издателем-универсалом. Выпускал художественную литературу и научные книги, практические пособия и альбомы. Много и охотно издавал детские книги.

Читатель у Вольфа был состоятельный, но незнатный: крупные чиновники, недавно разбогатевшие купцы, которые во втором поколении потянулись к культуре. Издатель во многом ориентировался на их вкусы. Книги он выпускал в переплетах, обильно тисненных золотом. Одна из популярных серий, предназначенных для детей, так и называлась - „Золотая библиотека“. Не было, пожалуй, в России интеллигентного дома, где бы дети не зачитывались книгами этой серии. В ней были изданы „Приключения Тома Сойера“ Марка Твена, „Избранные сказки“ братьев Гримм, „Лучшие сказки“ Ханса Кристиана Андерсена, „Без семьи“ Гектора Мало и многие другие хорошие книги. Но в той же серии - „Примерные девочки“ и другие слащавые произведения плодовитой французской писательницы графини де Сегюр, урожденной Софьи Ростопчиной.

В книжных шкафах состоятельных семей стояли однотомные собрания сочинений великих русских писателей Пушкина, Лермонтова, Белинского, Гоголя, Жуковского… Неоднократно выпускал М.О. Вольф „Толковый словарь живого русского языка“ Владимира Даля…»

Маврикий Осипович развернулся в России вовсю: не только печатал книги, но и организовал их продажу в собственных книжных магазинах, которые были открыты в разных городах. «Хижина дяди Тома», книги Вальтера Скотта, Жюля Верна, Фенимора Купера и другие книжные «авторитеты» - это все Вольф, Вольф…

Маврикий Осипович Вольф скончался 19 февраля (2 марта) 1883 года на пороге Серебряного века. В 1882 году его детище было преобразовано в издательство на паях «Товарищество М.О. Вольф», которое просуществовало до 1918 года.

С октября 1897 года стал выходить ежемесячный журнал «Известия книжных магазинов товарищества М.О. Вольф» - своеобразный каталог книжных новинок и книг, которые хорошо себя зарекомендовали. Делал журнал Сигизмунд Либрович, журналист из Польши, которого в свое время пригласил в Петербург Маврикий Вольф. Либрович в течение 43 лет был сотрудником издательской фирмы Вольфа, секретарем и ближайшим помощником Маврикия Осиповича. Сигизмунд Либрович участвовал в подготовке и редактировании многотомного издания «Живописная Россия». В журнале, который он вел, Либрович свои статьи, заметки и рецензии подписывал псевдонимами: Книженко, Книжицын, Дядя Ворчун и т. д. А еще он написал несколько интересных монографий: «За кулисами книжного дела в России» (1879), «История книги в России» (1913–1914).

Вольф Маврикий Осипович

Настоящее имя - Болеслав Мауриций Вольф (род. в 1825 г. - ум. в 1883 г.)

Русский издатель, книготорговец и типограф польского происхождения, ставший, по мнению современников, «первым русским книжным миллионером». Основатель петербургской книгоиздательской и книготорговой фирмы «Товарищество М. О. Вольфа».

Сегодня самыми цитируемыми книгами в русскоязычной литературе специалисты называют «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, по праву считающийся краеугольным камнем всей духовной и словесной отечественной культуры.

Нынешнему читателю хорошо известно и репринтно воспроизведенное в советское время издание словаря 1880-х гг., и фактически запрещенное большевиками издание 1916 г. под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ, которое было переиздано только в самом конце XX столетия. Человеком, давшим в свое время путевку в жизнь этому уникальному литературному труду, был петербургский книгоиздатель и книготорговец Вольф. Его профессиональное чутье, глубокое знание рынка и способность формировать спрос на литературу вызывали восторг и заслуженное уважение современников. Это о нем и его магазинах в Северной столице говорили стихами: «В Публичную пойдешь - не найдешь. К Вольфу заглянешь - достанешь».

Основатель известнейшей российской издательской и книготорговой фирмы родился 3 ноября 1825 г. в Варшаве в семье врача Юзефа Вольфа и Элеоноры Эстерейхер. Несмотря на скромные финансовые возможности, отец устроил маленького Мауриция в знаменитую Варшавскую гимназию, дававшую очень хорошее, по тем временам, образование. Мальчик учился с удовольствием, много читал и заслужил в классе прозвище «книговед». Больше всего на свете он любил рыться в книжных развалах, бывать в книжных магазинах, знакомиться с букинистами.

Юношеская любовь Вольфа к книге оказалась всепоглощающей страстью и многое определила в его судьбе. Сам будущий издатель относился к своему увлечению с какой-то фатальной предопределенностью: «Уже с детства я любил книги, но любил как-то особенно, не так, как любят их библиофилы, собирающие книги, и не так, как любят их ученые, которые ищут в книге только источник сведений и наслаждений. Я видел в книге нечто другое. Моя мечта, еще в детстве, была распространять как можно больше книг, покрыть страну огромною массою книг, которые покрыли бы мое имя славой благодетеля человечества.» Вопреки воле отца, он решил посвятить свою жизнь книжному делу.

Успешно окончив гимназию, Мауриций поступил учеником в книжный магазин А. Е. Глюксберга, расположенный в Вильно, но на месте не сидел, а колесил по всей Европе. В течение четырех лет начинающему предпринимателю довелось «странствовать со множеством ящиков книжного товара по разным местностям». Коммивояжер побывал в Париже, Лейпциге, Праге и Кракове. «В каждом более-менее значительном городе, - вспоминал он позднее, - я открывал на короткое время книжный магазин и, удовлетворив умственные потребности местной публики, переезжал в другой город. Зажиточность жителей, обычай в каждой семье иметь библиотеку, составленную не только из книг для легкого чтения, но и книг редких в библиографическом отношении, благоприятствовали торговле».

Поднабравшись практического опыта, Вольф вернулся в Варшаву, женился на дочери владельца книжного магазина и окончательно утвердился в мысли, что пора начинать свое собственное дело. Местом, где было решено создать базу для организации крупного издательства, была выбрана Россия.

В 1848 г. он переехал с семьей в Петербург и устроился на работу в крупное книготорговое предприятие Я. А. Исакова. На новом месте Маврикий Осипович (как стал он себя называть) быстро занял должность управляющего - заведующего французским отделением - и предупредил хозяина, что будет параллельно заниматься самостоятельной издательской деятельностью. Исаков в то время занимался только торговлей и не чинил толковому служащему никаких препятствий - конкурентами они стали гораздо позже. Пять лет службы в северной столице позволили Вольфу досконально изучить практику российской книготорговли, наработать связи, клиентуру и поднакопить капитал, достаточный для ведения самостоятельного бизнеса.

В 1853 г. молодой предприниматель ушел от хозяина на «вольные хлеба» и открыл в Суконной линии Гостиного двора собственный книжный магазин. Уже одно местоположение магазина служило ему отличной рекламой, поскольку витрины выходили прямо на Невский проспект. Соединив две соседние лавки в одно помещение, Вольф оборудовал его на европейский лад, чем привлек немало посетителей. О популярности, которую быстро приобрел новый магазин, можно судить по результату шутливого спора писателей С. В. Максимова, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Максимов уверял друзей в том, что любой извозчик по указанию: «Поезжай к Маврикию Осиповичу» довезет их до магазина Вольфа, и выиграл пари. Известно, что за четверть века работы общий оборот только этого петербургского магазина составил 6 млн рублей серебром.

Свою типографию Маврикий Осипович открыл в 1856 г. Впоследствии он получил право комиссионной поставки в Россию полиграфического оборудования и «всех вообще принадлежностей типографского, словолитного и литографского искусства и переплетного мастерства», стал заказывать шрифты в Европе и Америке. Первоначально в его типографии работало всего два станка, через 10 лет их число утроилось и появились три типографские машины, которые обслуживало около сорока рабочих. Политипажи печатались машинами, была введена стереотипия. В 1870 г. появились две паровые машины, число рабочих достигло ста человек. В то же время произошло слияние с типографией В. И. Головина, а в 1878 г. была приобретена лучшая словолитная мастерская «Ревильон и К°». В следующем году Вольф перевел типографию в новое просторное помещение на 16-ю линию Васильевского острова. Здесь Вольф разместил полтора десятка типографских машин и 7 паровых станков.

Маврикий Осипович брался печатать все, что «прилично и выгодно». Начав со скромного ассортимента изданий польских авторов (Крашевского, Корженевского, Качковского, Мицкевича), дебютант исключительно быстро превратился в «первого русского книжного миллионера», в «законодателя мод» на книжном рынке, к мнению которого прислушивались конкуренты. Издания Вольфа, благодаря налаженной им системе книготорговли, доходили до отдаленных уголков России, что позволило Н. С. Лескову шутливо сказать: «Маврикий - единственный царь русской книги. Его армия разбросана от Якутска до Варшавы, от Риги до Ташкента, в его руках судьба литературы.»

Современное оборудование позволило ему первым в стране приступить к систематическому изданию дорогих подарочных изданий - роскошных фолиантов, тисненных золотом и богато иллюстрированных. Каждое такое издание представляло собой незаурядное произведение оформительского искусства, а художественный вкус руководителя издательства и его работников позволял им избежать столь часто встречавшегося смешения стилей, чем грешили многие книжные «дизайнеры» того времени. Мастера типографии Вольфа использовали как русский, так и европейский опыт печатников - и с тем, и с другим Маврикий Осипович был хорошо знаком. К тому же иногда ему удавалось добыть у европейских коллег эксклюзивные клише. Так, для подготовки к набору сказок Шарля Перро из Парижа были получены подлинные деревянные доски с гравюрами Гюстава Доре, что позволило выпустить «вполне высококачественное», по мнению академика А. А. Сидорова, издание. С иллюстрациями того же мастера была выпущена и «Божественная комедия» Данте, и монументальная Библия.

На протяжении всей своей деятельности Маврикий Осипович внимательно следил за ситуацией на рынке и брался за издание той или иной книги лишь в том случае, если оно гарантировало прибыль. Этого принципа он придерживался независимо от тематики и назначения изданий (роскошно оформленные книги для состоятельных людей, массовые издания художественной литературы, учебники и т. п.). Вместе с тем, такой чисто коммерческий подход оказал серьезное воздействие на развитие просвещения в России.

Постоянно анализируя статистику продаж своих книжных магазинов, Маврикий Осипович прислушивался и приспосабливался ко вкусам и требованиям своих потребителей. Однако от издания книг, которые могли бы повредить репутации солидного издательства, Вольф был далек: он не шел на поводу у низменных вкусов публики, тщательно контролируя содержание рукописей. Обходя «острые углы» в общении с цензурой, издатель постоянно расширял диапазон своей книжной продукции.

Авторитет Маврикия Осиповича часто являлся определяющим фактором в принятии властями положительного решения об открытии того или иного журнала. Так, в апреле 1860 г. в Санкт-Петербургский цензурный комитет поступило прошение «книгопродавца М. Вольфа и коллежского асессора А. Разина о дозволении им издавать журнал “Вокруг света”». Вместе с прошением была представлена программа, в которой издатель и редактор писали: «Главная забота редакции будет состоять в том, чтобы постоянно давать статьи занимательные, изложенные очень популярно и просто, иногда в виде повести или путевых записок и всегда в форме, доступной для лиц, занимающихся не специально землеведением и естественными науками, для юношества, для молодых людей и для девиц». Прошение Вольфа из Петербургского цензурного комитета перекочевало в Главное управление цензуры, и там через месяц было принято решение: «Разрешить издание вышеупомянутого журнала по представленной программе, но с тем, чтобы из программы был исключен политический отдел». Кроме журнала «Вокруг света» Маврикий Осипович принимал участие в выпуске популярного в то время «Заграничного вестника».

Вольф первым начал издавать серии книг для юношества, учитывая психологические особенности возрастного детского восприятия. Чаще всего детские книги выпускались по типу немецких и французских «подарочных изданий» и группировались в серии: «Зеленая библиотека», «Розовая библиотека», «Нравственные романы для юношества» и др. В «Золотой библиотеке» впервые в России были опубликованы: «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Без семьи» Г. Мало, «Лучшие сказки» X. Андерсена, «Избранные сказки» братьев Гримм. Для детей же издавались собрания сочинений В. Скотта, Ж. Верна, Ф. Купера, И. И. Лажечникова и др. Особое внимание Маврикий Осипович уделял изданию детских журналов, среди которых наибольшей популярностью пользовалось «Задушевное слово», впервые увидевшее свет в 1877 г.

Для состоятельных читателей предназначались однотомные (более 1 тыс. страниц) собрания сочинений великих русских писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского. Каждая книга содержала жизнеописание писателя и много иллюстраций, выполненных в технике ксилографии. Почти в каждом интеллигентном доме Петербурга, Москвы, любого губернского города стояли на полках томики в красном коленкоровом переплете с рельефным тиснением на нем - из вольфовской «Библиотеки знаменитых писателей». Не забывал российский издатель и о научных работниках. Для них были выпущены солидные труды по философии, истории, социологии: «История цивилизации в Англии» Г. Бокля, «История новой философии» К. Фишера, «Учение о происхождении видов Ч. Дарвина», «История свечи» М. Фарадея, многотомная «Всемирная история» Ф. Шлоссера.

Большой заслугой М. О. Вольфа было предпринятое им в 1877 г. монументальное издание «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», едва ли не самый мощный географический издательский проект в отечественной истории. Проект был завершен только в начале XX в. Для его редактирования были привлечены: ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, литературовед и библиограф С. А. Венгеров, известный историк Н. И. Костомаров, писатель В. И. Немирович-Данченко и многие знаменитые ученые. Издание представляло собой 16 книг, собранных в 11 богато оформленных томах большого формата, и содержало оттиски около 4,5 тыс. гравюр, вырезанных вручную на дереве.

Свободно владея основными европейскими языками, Вольф внимательно следил за книговедческой и библиографической литературой. Он и сам не был чужд занятиям библиографией. Составленный им лично каталог французских книг по всем отраслям знания, пользующихся спросом, выписывали даже за границей. Под руководством петербургского предпринимателя было издано около 200 каталогов, а также множество рекламных листовок и проспектов. В частности, каталог немецких книг, выпущенных с начала века, составили два его сотрудника, в будущем известные издатели - Г. Гоппе и А. Маркс.

В общей сложности за время своей издательской деятельности Вольф выпустил около пяти тысяч названий книг тиражом более 20 млн экземпляров. Однако его заслуга состоит не в поражающем воображение количестве томов.

По сути дела, Маврикий Осипович внедрил в широкие массы новую для России книжную продукцию, например научно-популярную литературу. Фактически им были созданы целые разделы литературы, вроде детской, введена в практику цветная печать и тому подобное. До него все это существовало в зачаточном виде. Он многое сделал, чтобы книга стала доступной для среднего класса русских читателей, поднял ее культуру до общеевропейского уровня и внедрил множество других полезных начинаний в области книгопроизводства.

В 1882 г. Маврикий Осипович реорганизовал свое предприятие, основав издательство на паях «Товарищество М. О. Вольфа». Основными пайщиками, помимо самого издателя, стали его жена и сыновья - Александр, Евгений и Людвиг. Однако в этом составе издательство просуществовало не долго: 19 февраля 1883 г. знаменитый книготорговец и издатель умер. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

После смерти создателя фирмы ее издательская деятельность сохранялась такой же, какой была при его жизни. По-прежнему издавались и переводились книги для детей и юношества, печатались детские журналы, беллетристика, научно-популярная и религиозно-нравственная литература, книги по технике, естественным наукам и сельскому хозяйству.

Наследники Маврикия Осиповича хорошо понимали коммерческую перспективность периодических изданий. Так, уже в 1884 г. был основан журнал «Новь» - двухнедельный иллюстрированный вестник современной жизни, литературы, науки и прикладных знаний. Позднее при книжном магазине Товарищества помещалась главная контора журнала «Мир искусства», первый номер которого вышел в 1899 г.

До революции издательская фирма, основанная знаменитым петербургским предпринимателем, оставалась одним из лидеров российского книжного рынка. После Октябрьского переворота «Товарищество М. О. Вольфа» прекратило свое существование. В советский период в адрес Маврикия Осиповича Вольфа было высказано немало несправедливых упреков. Но вот свидетельство современника: «Среди громадного количества изданий Вольфа не было ни одного заведомо реакционного, пошлого, вредного, вообще не было ничего такого, что могло бы дать крупные барыши, но вредило бы репутации издателя».

Из книги Бандиты семидесятых. 1970-1979 автора Раззаков Федор

В роли сыщика – Вольф Мессинг Имя знаменитого парапсихолога Вольфа Мессинга в Советском Союзе знали все. Его концерты всегда собирали полные залы, где бы он ни выступал: в больших городах или небольших поселках. После этих выступлений в народе обычно распространялись о

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

10 сентября Родился Вольф Мессинг (1899) MISSING МЕССИНГ Сегодняшняя Россия переживает новое увлечение - оказывается, миром рулят уже не таинственные монахи, страшно утомившие всех после «Кода да Винчи» и его бесчисленных клонов, а совсем другие люди. Это - парапсихологи.Они

Из книги Первые шаги жизненного пути автора Гершензон-Чегодаева Наталья Михайловна

А.Б.Гольденвейзер. Михаил Осипович Гершензон (1869–1925) Биографический очеркГоворя о нашей дачной жизни в Кунцеве, я упоминал о товарище брата, в то время студенте, Михаиле Осиповиче Гершензоне Начавшись как обычная студенческая дружба, эти отношения делались все более

Из книги Небесная канцелярия [сборник] автора Векшин Николай Л.

Абрам Осипович Гершензон (1868–1932) Со старой фотографии смотрят два молодых еврея, типичные еврейские интеллигенты конца прошлого века. Явно два брата, похожие почти как близнецы, только старший, Абрам Осипович, чуть повыше младшего брата Михаила.Я немногое знаю о семье

Из книги автора

Я не прошу у Вас ноги (дружеская пародия на романс Оли Вольф «Я не прошу у Вас руки») Я не прошу Вас сразу в загс. Терзать капризами не буду. Вот мы расстанемся сейчас, И я о Вас совсем забуду. Душой моей не обладая, Лишь тело соблазнили Вы. А я, о счастии мечтая, Корю Вас

Основатель известнейшей (в XIX и начале XX вв.) российской издательской и книготорговой фирмы Маврикий Осипович Вольф родился в Варшаве в 1825 году, в семье врача (австрийца по национальности), сумевшего, несмотря на скромные финансовые возможности, дать сыну очень хорошее, по тем временам, образование. При рождении получил имя Болеслав Маурыцы. Маврикий Вольф учился в Данциге, а затем в Париже. Прекрасно овладел несколькими европейскими языками, достаточно хорошо знал европейскую и русскую литературу, серьезно интересовался историей.

Вскоре после окончания учебы в Западной Европе, он возвращается в Варшаву и женится там, на дочери владельца книжного магазина. Интерес к книжному делу, которое привлекало Вольфа еще в ранней юности, приобретает, очевидно, с этого момента, достаточно ясные очертания, и совсем еще молодой человек принимает решение создать базу для организации крупного издательства в России .

В 1843 году он переезжает в Петербург и устраивается на работу в крупное книготорговое предприятие Я.А. Исакова. Быстро поднявшись по «служебной лестнице» от приказчика до управляющего (заведующего иностранным отделом) и приобретя достаточный опыт и средства М.О. Вольф в 1848 году открывает в Гостином дворе (на Невском проспекте) собственную книжную лавку, затем покупает типографию, обзаводится оборудованием, позволившим ему, первым в Росси, приступить к систематическому изданию книг большого формата, богато иллюстрированных и заключенных в художественные переплеты из дорогих материалов. Каждое такое издание представляло собой незаурядное произведение оформительского (в т.ч. и переплетного) искусства. Оформители «дорогих изданий Вольфа» использовали как русский, так и европейский опыт книгопечатания, а c последним Маврикий Осипович был знаком не понаслышке .

Художественный вкус руководителя издательства и его работников позволял им избежать столь часто встречавшейся эклектики, которой грешили многие «дизайнеры» того времени, увлекавшиеся внешними эффектами и создававшие, в конечном итоге, нечто калужско-абхазско-мавританское, пригодное скорее для вывески цирюльни Ибрагима Оглы (героя известного романа «Угрюм-река»).

Удивительно, что строгость стиля соблюдалась в условиях «универсального» подхода к тематике изданий. Вольф выпускал все, что «прилично и выгодно». Начав со скромного ассортимента изданий польских авторов (Крашевского, Корженевского, Качковского, Мицкевича), Маврикий Осипович исключительно быстро превратился в «царя русской книги», как называл его Лесков, в «законодателя мод» на книжном рынке, c мнением которого считались все . С поистине талейрановской предусмотрительностью он обходил «острые углы», практически неизбежные в общении издателя с цензурой и постоянно расширял диапазон своих изданий. Были «запущены» обширные серии: «Библиотека знаменитых писателей», «Нравственные романы для юношества», началось издание собраний сочинений Вальтера Скотта, Жюля Верна, Лажечникова и др., появились прекрасно изданные книги чисто научного содержания («Учение о происхождении видов Ч. Дарвина», «История свечи» М. Фарадея, «Всемирная история» Ф. Шлоссера) издания интересовавшие очень многих - от географов до предпринимателей. Немало выпускалось и детских книг, чаще всего в виде «подарочных изданий», мода на которые отчасти была заимствована из европейской издательской практики. В сериях «Золотая библиотека», «Розовая библиотека» и «Зеленая библиотека» впервые выходили книги ставшие необычайно популярными у детей разных национальностей, во всех уголках Российской Империи.

В конце 70-х годов XIX века М.О. Вольф приступает к осуществлению исключительно крупного, даже для его книжного «королевства» проекта - изданию многотомной «Живописной России». Проект этот был завершен только в начале XX века. 16 книг издания были размещены в 11 томах большого формата (в художественных переплетах). Они были иллюстрированы документальными ксилографиями, которые рассказывали об облике различных местностей России и о населяющих ее народностях, их быте и традициях.

Нельзя, правда, забывать, что о научных достоинствах этого издания высказывались да и продолжают высказываться самые различные мнения. Так, в интернете недавно появилась статься «Формирование гражданственности», в которой ее автор С.В. Рогачев пишет следующее: «Живописная Россия» начала выходить под общей редакцией П.П. Семенова, впоследствии Тяньшаньского. Однако П.П. Семенов, не будучи вполне удовлетворен серией, через некоторое время отошел от этой работы. Между тем оборотистый Маврикий Осипович Вольф продолжал эксплуатировать громкое семеновское имя, воспроизводя его на титульных листах томов». Но тот же автор далее отмечает, что «Живописная Россия» была «...действительно штучным товаром, за многими статьями стояли крупные индивидуальности, такие как писатели: Сергей Максимов или Даниил Мордовцев, для нее сотни милых гравюр резали вручную на дереве». Кстати, всего этих «милых гравюр» в издании было 4371.

Издательство Вольфа принимало участие в выпуске популярных в то время журналов: «Вокруг света» (1861-1868); «Заграничный вестник» (1864-1867); «Задушевное слово» (с 1877). При книжном магазине фирмы М.О. Вольф помещалась главная контора журнала «Мир искусства», первый номер которого вышел в 1899 году.

В Санкт-Петербургском филиале государственного исторического архива хранится «Дело С. Петербургского цензурного комитета по прошению книгопродавца М. Вольфа и коллежского асессора А. Разина о дозволении им издавать журнал «Вокруг света». Оно было начато 10 апреля 1860 года и содержит 20 листов. Первая страница открывается прошением М.О. Вольфа о намерении приступить к изданию журнала «Вокруг света». Вместе с прошением была представлена программа. Издатель и редактор предполагали рассказывать читателям о путешествиях, новейших открытиях, сообщать биографии известных путешественников и естествоиспытателей, а также освещать политические новости. Они писали в программе: «Главная забота редакции будет состоять в том, чтобы постоянно давать статьи занимательные, изложенные очень популярно и просто, иногда в виде повести или путевых записок и всегда в форме, доступной для лиц, занимающихся не специально землеведением и естественными науками, для юношества, для молодых людей и для девиц». Прошение Вольфа из Петербургского цензурного комитета перекочевало в Главное управление цензуры, и там 28 мая 1860 года было принято решение: «Разрешить издание вышеупомянутого журнала, по представленной программе, но с тем, чтобы из программы был исключен политический отдел» .

Значение периодических изданий хорошо понимали и наследники Маврикия Осиповича. Так 1884 году фирма основала журнал «Новь» - двухнедельный иллюстрированный вестник современной жизни, литературы, науки и прикладных знаний.

В 1882 году М.О. Вольф реорганизует свое предприятие, которое превращается в «издательство на паях». После смерти создателя фирмы основными пайщиками становятся его сыновья - Александр, Евгений и Людвиг; одним из руководителей фирмы становится племянник покойного издателя О.М. Вольф. Этот период деятельности «Товарищества М.О. Вольф описан в монографии «Книга в России, 1881-1895» . Приведем несколько выдержек из этой книги: «... по прежнему издавались книги для детей и юношества, в том числе переводные, детские журналы, беллетристика, научно-популярная и религиозно-нравственная литература, книги по технике, естественным наукам, сельскому хозяйству. Из наиболее значительных изданий, вышедших в этот период, должны быть отмечены тома «Живописной России» (1882, 1883, 1884, 1885, 1895), собрание сочинений П.Д. Боборыкина в 12 томах (1884-1886), монография Ф.И. Булгакова «Граф Л.Н. Толстой и критика его произведений, русская и иностранная» (1886), «Курс анатомии растений» И.П. Бородина (1888) и некоторые другие.

Качество изданий «Товарищества» было не всегда на должном уровне по сравнению с предшествующим периодом. Так справедливые нарекания Я.П. Полонского как редактора вызвало трехтомное собрание сочинений В.Г. Бенедиктова, выпущенное «Товариществом М.О. Вольф» в 1883-1884 гг. 16 марта 1883 г.один из совладельцев фирмы А.М. Вольф, писал Полонскому: «Нам, к крайнему сожалению, пришлось убедиться в справедливости Ваших сетований по поводу допущенных в первом томе сочинений Бенедиктова ошибок и даже искажений смысла, происшедших по непонятной для нас оплошности типографии, не доставлявшей Вашему Превосходительству корректурных листов. Спеша уверить Вас, что нами будут приняты все меры к устранению этих ошибок, имеем честь представить Вашему Превосходительству 1 том и все листы второго тома Бенедиктова с покорнейшею просьбою указать в них все могущие быть грубые ошибки и пропуски и доставить в возможной поспешности обратно для надлежащего исправления их. Само сабой разумеется, что мы не выпустим теперь сочинений Бенедиктова в свет и можем, поэтому успокоить Ваше Превосходительство в отношении высказанных Вами опасений касательно отзывов критики...» .

Известно ли вам, кто был начальником лучшей разведки в мире? Кто такой Маркус Вольф? Мы поговорим о начальнике главного управления разведки, о его семье и жизни.

Биография

Маркус Вольф был рожден 19.01.1923 года в городе Хехинге. Вырос в семье доктора и драматурга. После знаменитому благодаря своим провокационным выступлениям отцу Маркуса оставаться в Германии было опасно.

Переезд в Россию

Прожив определенный период в Швеции и Франции, Вольфы переехали в столицу России. Там им дали советское гражданство. Уже после ВОВ семья Маркуса была эвакуирована в Башкирию. Там Маркус Вольф поступил в специальную школу, где готовят профессионалов в сфере разведки и диверсии в тылу противника.

Окончание обучения и первая работа

Уже после завершения Великой Отечественной войны Маркус Вольф был направлен в Берлин. В летний сезон 1945 года он уже трудился на берлинском радио и в печатном издании «Берлинер Цайтунг». В 1946 году, совместно с иными корреспондентами, Вольф давал интервью с Нюрнбергского процесса.

К 1950 году Маркус обладал навыками дипломатичной и репортерской деятельности, а также посещал европейские государства. 08.02.1950 года, уже после формирования ГДР, был создан Департамент общегосударственной защищенности («Штази»). Туда входила разведка, маскировавшаяся первое время под вывеской Учреждения экономических изучений. Со дня создания в состав его управления вступил Маркус Вольф.

С 1958 по 1987 сын драматурга был назначен руководителем в основное агентурное руководство, и был заместителем министра общегосударственной защищенности ГДР. В годы его управления ГДР обладала наиболее результативной шпионской службой в государствах Варшавского блока. К наиболее существенным ее достижениям относят введение в устройство НАТО финансиста Райнера Рупа.

Увольнение

В 1983 г. Вольф подал в отставку, однако его просьбу рассмотрели только спустя 3 года. Уже после начальник главного управления разведки Маркус Вольф просил общественно-политического укрытия у Советского Союза, но ему отказали.

Государственная измена

Генералу довелось увидеть вскрытие архивов разведслужбы, гонения его сослуживцев, а также пережить 3 судебных процесса над ним самим. Генерал-полковник Маркус Вольф был обвинен в В 1993 г. он был приговорен высшим судом Дюссельдорфа к 6 годам заключения. Вердикт позже был отменен.

Книги Вольфа

Большое количество книг написал Маркус Вольф. Биография генерала содержит множество информации о них. Наиболее известные его книги: "Тройка" и "Друзья не умирают". Последнюю автор представлял в России.

Маркус Вольф (годы жизни - 1923-2006), как мы выяснили, не только профессиональный разведчик, но и отличный писатель.

Удача на стороне Маркуса

На протяжении всех лет жизни разведчику улыбалась удача. Достаточно знаменит в своем кругу был Маркус Вольф. Семья, как мы выяснили ранее, была известна благодаря отцу-драматургу, писателю и еврею. В 1937 году, когда была арестована масса политических эмигрантов, семья Маркуса осталась на свободе. Это была далеко не последняя счастливая случайность. Интересно, что после событий 37-го года биографические данные будущего разведчика были абсолютно чисты перед властью.

Улыбнулась удача Вольфу и после окончания школы разведчиков. После обучения он не был направлен на линию фронта. Ранее почти все неопытные разведчики, которые были отправлены на практику, погибли. Именно благодаря решению руководства Маркус остался жив.

Головокружительная карьера

Считается, что Вольф построил невероятно головокружительную карьеру. В возрасте двадцати девяти лет он стал руководителем разведки ГДР. Маркуса обсуждают, его карьерой восхищаются и пишут о нем диссертации. Сам же Вольф никогда не комментировал свою стремительную карьеру. На вопросы о назначении он всегда отвечал сухо и лаконично.

Причина отставки и жизнь после нее

Точная причина отставки по сегодняшний день остается тайной. Известно, что в 1986 году Маркус Вольф считал, что государство нуждается в либеральной реформации, а руководство ГДР думало совсем иначе. Источники свидетельствуют, что это и есть причина ухода, ведь возраст Маркуса не имел значения, а с ГДР он был в хороших отношениях. Помимо этого Вольф перед отставкой получил звание генерал-полковника.

Как мы выяснили ранее, уйдя на пенсию, Маркус Вольф увлекся написанием книг. Der Trojka - его известное издание, в котором он осуждал сталинизм и с восхищением откликался о горбачевской Перестройке. Генералу Вольфу вполне можно доверять, так как он знал о сталинизме больше, чем другие. Данное произведение получило популярность не только в ГДР, но и на Западе.

Интересно, что Вольф после издания книги стал одним из главных диссидентов и борцов за перестройку на востоке Германии.

Человек без лица

"Человек без лица" - таким псевдонимом на Западе был назван Маркус Вольф. Фото генерал-полковника никак не могли добыть разведчики. Интересно, что при этом Вольф свободно путешествовал по Европе. В 1979 году помощник Маркуса бежал в ФРГ и опознал своего начальника на одной из фотографий, сделанных в Стокгольме. В скором времени это фото появилось на обложке одного из журналов.

Как мы говорили ранее, какое-то время юный разведчик жил в Советском Союзе. Именно поэтому там его еще называли Мишей, поскольку имя Маркус сильно "резало" слух.

Интересно то, что в русской школе немецкий мальчик запомнился надолго. Невероятно, но при поступлении в учебное заведение он сделал около трех десятков грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок в русском диктанте, а уже при выпуске завалил экзамен по... немецкому! До конца своей жизни Маркус свободно и без акцента говорил на русском и даже знал правила правописания.

Семья Маркуса. Последние годы жизни

Известно, что за свою жизнь Вольф был женат четыре раза. Последнюю его жену звали Андреа. Они имели четверо детей, одиннадцать внуков и двое правнуков. Интересно то, что одного из внуков разведчика зовут Михаилом, как в детстве называли и самого Маркуса. Последние годы жизни разведчик провел в Берлине, на вилле со своей семьей. Домашними делами на вилле занималась одна из бывших нелегальных жительниц, которая со временем стала членом семьи, а не просто гувернанткой.

В последние пару лет жизни Маркус любил отдыхать в Венгрии и встречаться с бывшими сослуживцами за чашечкой ароматного кофе. Несмотря на преклонный возраст, в последние годы своей жизни Вольф часто поднимал вопрос и настаивал на полной амнистии для бывших разведчиков. Ведь многие знакомые, сослуживцы и товарищи Маркуса находились в заключении и после двухтысячных годов.

Загадочная личность

Несмотря на законодательство Германии, пенсия работникам разведслужб выплачивается мизерная. Маркус Вольф зарабатывал последние пятнадцать лет своей жизни благодаря написанию книг, которые переводятся на все языки мира, а также съемками в документальных фильмах и публичными лекциями. Критики выражают свое восхищение в отношении книг, которые написал Маркус Вольф. Они считают, что автор обладает особым талантом рассказчика-разведчика. Он умел рассказать правду таким образом, что после прочтения оставалось еще больше вопросов, чем ответов.

Удивительно, но после написания Вольфом множества автобиографических книг и участия в съемках документальных фильмов, его личность по-прежнему остается загадкой.

Вольф на допросах

Вольф отличался не только неповторимым талантом в написании книг. Известно, что до своей отставки он никогда на допросах не раскрывал своих сослуживцев и всегда брал всю вину на себя. Маркус всегда считал, что поступает правильно, так как ответственен за них. За такую честность на его последнем судебном разбирательстве уже немолодого генерала хоть и оправдали, но назначили достаточно маленькую пенсию.

Несмотря ни на что, душой Маркус всегда был в России. Он никогда не переставал любить ее. Именно с этим и связано его хорошее знание языка, несмотря на то что прошло много лет со времени его проживания там. До последних лет своей жизни, генерал регулярно навещал свою сестру, которая проживала на Набережной в Москве, и восхищался русским городом.

Самые яркие воспоминания

В одном из интервью незадолго до его смерти журналист спрашивал у Вольфа о самом ярком воспоминании о детстве. Удивительно, но Маркус ответил, что наиболее запоминающееся событие - это вступление в комсомол, а также летний лагерь.

Великая личность

Невероятным человеком был Маркус Вольф. Год рождения и смерти разделяло восемьдесят четыре года, за которые Маркус проявил себя как человек, писатель и разведчик с большой буквы. Несмотря на жизненные трудности, Вольф с каждым годом становился лучше. Даже перед смертью он был невероятно активным и приятным человеком. Он всегда с радостью беседовал с людьми и давал советы. Вольф обладал невероятной мудростью и мог решить любую проблему. Он всегда был честен и справедлив. Невероятно, но он никогда не сдавал своих сослуживцев. У такого великого человека уж точно есть чему поучиться.

(19 января 1923 г., Хехинген – 9 ноября 2006 г., Берлин). Родился в семье врача и драматурга. Член СЕПГ с 1949 г. Герой Труда ГДР (19 января 1983 г.)

После прихода к власти Гитлера семья Вольфов в 1933 г. спасаясь от преследований эмигрировала во Францию, а в апреле 1934 г. – в Москве. Учился в немецкой школе им. Карла Либкнехта, с 1937 г. – в русской средней школе. В 1936 г. получил советское гражданство. После окончания средней школы поступил в МАИ. В 1942 г. некоторое время жил в эвакуации в Алма-Ате, летом того же года оставил учебу и поступил в специальную школу Коминтерна в Кушнаренково (близ Уфы), готовился к заброске в тыл противника. После роспуска Коминтерна в 1943 – 1945 гг. работал на радиостанции КПГ Deutschen Volkssender редактором, диктором и комментатором.

Сразу после капитуляции Германии 27 мая 1945 г. вернулся на родину, где до 1949 г. работал на Берлинском радио под псевдонимом Михаэль Шторм, с сентября 1945 г. был корреспондентом на Нюрнбергском процессе. В 1949 – 1951 г. работал 1-м советником миссии ГДР в Москве. В 1950 г. выбыл из советского гражданства.

В органах разведки и госбезопасности ГДР (штази): с 1951 г.

    Заместитель начальника Главного отдела III Внешнеполитической разведывательной службы ГДР (сентябрь 1951 – декабрь 1952 г.)

    Заместитель статс-секретаря государственной безопасности МВД ГДР – начальник Главного отдела XV ССГБ (июль 1953 – ноябрь 1955 г.)

Источники: Jens Gieseke, «Wer war wer im Ministerium für Staatssicherheit. Kurzbiographien des MfS-Leitungspersonals 1950 bis 1989», Berlin 1998; Маркус Вольф, «Игра на чужом поле. Тридцать лет во главе разведки», Москва 1998 г.