Пьеса про исландию и треску. Как безоружная исландия британию в войне победила. Отрывок, характеризующий Тресковые войны

На фоне современных торговых войн, хотелось бы заглянуть немного в историю.

Дипломатические и позднее вооружённые конфликты между Великобританией и Исландией, связанные с выловом рыбы, в особенности трески, начались в 1952 году.

Когда в середине 50-х годов XX века были исчерпаны рыбные ресурсы в Белом море и у берегов Фарерских островов, в исландские воды устремились британские и западногерманские рыбаки. Рейкьявик забил тревогу и обвинил Лондон в уничтожении популяции исландской трески.
Исландия потребовала эксклюзивной 4-х мильной зоны вылова вокруг своей территории. Великобритания отвечала на это эмбарго на импорт исландской рыбы и другими санкциями. С 1952 года по 1958 конфликт оставался в дипломатической плоскости, поэтому этот период называют «Прототресковой войной». Однако, с 1958 года конфликт перешёл в горячую фазу вооружённого конфликта, названного "Тресковыми войнами".

Первая тресковая война (1958 - 1961 год), после расширения зоны с 4 до 12 морских миль.
- Вторая тресковая война (1972 — октябрь 1973 года), после расширения зоны с 12 до 50 морских миль
- Третья тресковая война (1975 — июнь 1976 года) расширение до 200 миль

Военные действия, начавшиеся в конце 1975 года, западноевропейская пресса называла не иначе как «абсурдной войной друзей». После того как британские рыбаки отказались покинуть 200-мильную морскую зону, военные суда исландской береговой охраны стали уничтожать британские рыболовные сети. Первый серьёзный инцидент произошёл в декабре, когда исландский фрегат Thor преградил путь трём британским кораблям. «Военное судно ВВС Исландии открыло огонь по безоружным британским траулерам, - сообщало британское новостное агентство BBC. - В результате обстрела фрегат Thor сам получил серьёзные повреждения, а британские суда остались невредимы». По версии исландских властей, три британских корабля с разных сторон окружили военный фрегат и пошли на него тараном. Британцы отступили только тогда, когда Thor был на грани затопления.

В феврале 1976 года после череды инцидентов, в результате которых более быстрые британские корабли обгоняли и таранили суда исландской береговой охраны, Рейкьявик объявил о разрыве дипломатических отношений с Великобританией. «Это партизанская война на море», - комментировал ситуацию премьер-министр Исландии Гейр Халлгримсон (Geir Hallgrimsson). Исландская флотилия в разгар конфликта насчитывала всего 7 устаревших фрегатов, тогда как на помощь британским рыбакам пришли 22 современных фрегата, 7 вспомогательных и 6 буксирных кораблей. Но, несмотря на неравные силы, успех, по мнению обозревателей тех лет, в целом был на стороне исландской флотилии.

«Исландская мини-армада отличается весёлым нравом и действует по принципу „сделать жизнь противника невыносимой“, - писал в марте 1976 года Spiegel. - Британские фрегаты ждут исландцев, как кошки у мышиной норы. И если в полночь какие-то звуки проскальзывают в радиосигналы, английские моряки знают: приближаются „fucking bastards“ (сукины дети)». Тактика исландцев состояла в том, что они заманивали противника поближе к фьордам, а затем обстреливали вражеские фрегаты. Британские власти обвиняли исландских военных в «крайней жестокости». Сообщалось, что исландские корабли не раз открывали огонь на поражение, стреляя по британским морякам.

К марту 1976 года общественное мнение в Исландии стало давить на власти, требуя немедленного выхода из НАТО и вывода военных баз альянса с территории страны. Кульминацией многочисленных акций протеста стало блокирование подъезда к военной базе в Кефлавике, которую на тот момент считали одним из важнейших форпостов альянса в борьбе с советскими подводными лодками. Вашингтон до последнего надеялся, что исландские политики «не пойдут на поводу» у демонстрантов. Тем неожиданнее было, когда Альтинг практически единодушно принял резолюцию, в которой потребовал немедленной высылки иностранных военных с острова. Говорят, что именно в этот момент глава Белого дома позвонил британскому премьеру Джеймсу Каллагану (James Callaghan) с требованием «любыми силами уладить конфликт с исландцами». В начале июня 1976 года стороны подписали соглашение, по которому Великобритания признала 200-мильную исландскую зону и, вопреки бурным общественным протестам, ограничила ловлю рыбы в Северной Атлантике
Эта война обошлась почти без жертв. Британцы и исландцы сообщали о нескольких десятках раненых. Также погиб один сотрудник исландской береговой охраны (В июне 1973 года патрульный катер «Эгир» (Ægir) взял на таран эсминец «Сцилла» (HMS Scylla), во время столкновения от удара электрическим током погиб исландский инженер, который ремонтировал корпус — его сварочный аппарат залило водой.)

Причина

Расширение исключительной экономической зоны Исландии

Итог

Победа Исландии

Противники Командующие Силы сторон Потери
1 убитый 0

В ответ на противодействие британским рыболовным судам Лондон отправил к берегам Исландии три фрегата .

Исландцы объявили британских рыбаков браконьерами и закрыли для Великобритании все порты и аэродромы страны. После вмешательства посредника в лице организации НАТО , членами которой являлись обе страны, британские корабли покинули воды Исландии.

Однако конфликт продолжал нарастать. Британские рыбаки отказались покидать исландские воды, и у берегов Исландии вновь появились несколько кораблей британского военного флота.

Британский фрегат открыл огонь по патрульному катеру береговой охраны Исландии, когда последний вёл патрулирование в зоне, объявленной территориальными водами Исландии. В результате, один сотрудник береговой охраны был убит, а патрульный катер получил повреждения .

Напишите отзыв о статье "Тресковые войны"

Примечания

Ссылки

  • Дмитрий Кулик. . // Русская Германия, № 41, 2010. Проверено 10 апреля 2012. .
  • . // .american.edu. Проверено 10 апреля 2012. .
  • Roy Hattersley. . // The Guardian, Saturday 11 October 2008. Проверено 10 апреля 2012. .
  • Юрий Гудыменко. . // site.ua.

Отрывок, характеризующий Тресковые войны

В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

По мере истощения рыбных запасов, конкуренция между рыболовецкими флотами различных государств обострилась. По данным ООН, ныне более 100 стран вовлечено в конфликты за право добычи рыбы.

В течение последних десятилетий подобные конфликты возникают постоянно, причем периодически поддержку рыбакам оказывают военные. Последним примером такого рода стал конфликт между Россией и Норвегией. Итальянцы перерезали сети греческих рыбаков в Средиземном Море. Боевые корабли Китая и Вьетнама обменивались залпами в Южно-Китайском море, бирманский сторожевик потопил таиландский сейнер и т.д. Рыбные конфликты периодически возникали между Европейским Союзом и Марокко, Тайванем и Аргентиной, Россией и Японией и пр.

Чаще всего конфликты возникают между соседними государствами, имеющими выход к морю. Однако практика показывает, что подобные споры легче всего регулируются. Ситуация осложняется в случае, когда лов рыбы осуществляют траулеры, принадлежащие государству, расположенному вдали от зоны лова. На долю шести государств - России, Японии, Испании, Польши, Южной Кореи и Тайваня - приходится до 90% всего улова рыбы в отдаленных водах. Наиболее страдают от пришельцев Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Исландия и Новая Зеландия.

Тресковые войны

Конфликт между Исландией и Великобританией продолжался несколько десятилетий. Британские траулеры и сейнеры вели добычу вблизи исландского побережья, а Исландия (изначально Дания, частью которой Исландия была до 1944 года) пыталась их выдавить оттуда.

"Первая Тресковая Война" разразилась в 1893 году, когда правительство Дании объявило, что иностранные рыбаки не имеют права вести промысел в пределах 13 миль (примерно 24 км от побережья Исландии и Фарерских островов). Это было сделано прежде всего с целью остановить британских рыбаков, которые, тем не менее, демонстративно продолжали вести промысел в запретной зоне. Великобритания не приняла данное условие, так как по мнению англичан, это могло стать заразительным примером и для других стран Северного моря, что могло нанести серьезный удар по рыболовной индустрии Англии. Датские военные корабли арестовывали нарушителей и продавали их корабли и грузы с молотка. В 1899 году кризис достиг пика, когда датские боевые корабли остановили британский траулер Caspian. Капитан траулера согласился перейти на борт датского сторожевика, однако приказал своему помощнику принять командование и скрыться. Пытаясь остановить траулер, датчане обстреляли его и нанесли ему повреждения, однако нарушитель ускользнул. Капитан Caspian предстал перед датским судом и был приговорен к 30-ти суткам тюремного заключения за нелегальную ловлю рыбы и попытку воспрепятствовать правосудию. Поврежденное судно вернулось в Англию, после чего британская печать начала кампанию в защиту рыбаков, призывая военно-морской флот защитить их от распоясавшихся датчан. Дипломатические методы разрешения конфликтов долго не давали результата, в результате, британские рыбаки были вынуждены на время прекратить промысел в этой части Атлантики. Проблема разрешилась сама собой после начала Первой Мировой войны.

"Вторая Тресковая Война" произошла в 1958 году, когда Исландия расширила свою зону юрисдикции над морскими территориями с 4 миль до 12-ти (примерно 19 км) от своего побережья. Великобритания была не в состоянии предотвратить действия Исландии и в 1961 году заключила с Исландией двусторонний договор, признававший это решение (аналогичное соглашение Исландия заключила и с ФРГ).

В 1972 году началась "Третья Тресковая Война" - Исландия неожиданно для всех увеличила свою зону юрисдикции над морскими территориями уже до 50 миль (примерно 80 км). Великобритания и Германия выступили с протестами и обратились в Международный Суд. Суд признал, что прибрежные государства не могут проводить океанские границы исходя лишь из своего национального законодательства. Впрочем, Исландия добилась того, что британцы были вынуждены соблюдать определенные квоты вылова. Для этого был заключен двусторонний договор.

Немедленно после истечения срока действия этого договора началась "Четвертая Тресковая Война", которая протекала с 1975 по 1976 годы. В этот период времени две страны - участницы блока НАТО\NATO, фактически находились на грани войны. Исландия объявила зоной своей юрисдикции морское пространство, прилегающее к ее берегам на 200 миль (примерно 320 км). Конфликт начался с того, что работники службы береговой охраны Исландии перерезали рыболовные сети британских траулеров. После ряда других столкновений между исландскими и британскими кораблями и траулерами дело приняло неожиданный оборот, когда Исландия пригрозила закрыть важную военную базу НАТО, расположенную в городе Кефлавик. В итоге, Великобритания согласилась удерживать своих рыбаков вне зоны в 200 миль от исландского берега и сократить количество вылавливаемой ими рыбы. В результате этого около 1.5 тыс. английских рыбаков и 7.5 тыс. работников пищевых предприятий Великобритании остались без работы. Фактически Великобритания проиграла все четыре "тресковые войны".

Тунцовые войны

Этот конфликт начался после того, как Япония объявила о том, что начинает рыбную ловлю в научных целях вблизи западного побережья Австралии. Японские траулеры, в основном добывали тунца и, по утверждению Австралии и Новой Зеландии, объемы лова были весьма далеки от "научных". Австралия и Новая Зеландия пытаются остановить Японию, в том числе и применяя силу в отношении японских сейнеров.

Другая война за тунец проходила в Бискайском заливе, где промысел вели испанские и французские рыбаки. При этом испанцы норовили ловить рыбу во французских водах, а французы - в испанских. В некоторых случаях военные флоты обоих стран оказывали поддержку "своим" рыбакам.

Крабовая война

Идет с 1980-х годов между Южной и Северной Кореей, которые добывают в Желтом море деликатесные виды крабов. Обе страны не могут договориться о зонах, где возможно вести добычу рыбы и рыбопродуктов. В результате, северокорейские суда заходят в южнокорейскую экономическую зону, а южнокорейские - в северокорейскую. Периодически в конфликт вступают боевые корабли обоих государств. Ежегодно в результате применения оружия сторожевиками Южной и Северной Кореи погибают и получают ранения десятки рыбаков.

Кальмаровая война

Между Великобританией и Аргентиной идет спор за рыболовецкие зоны вокруг Фолклендских (или Мальвинских) островов. Великобритания начала колонизацию Фолклендских островов в 1833 году, сразу после того, как оттуда были изгнаны аргентинские поселенцы. В 1982 году Аргентина попыталась военным путем установить свой суверенитет над Фолклендами, но потерпела поражение. В 1990 году обе страны восстановили дипломатические отношения, однако фолклендский вопрос продолжает оставаться причиной трений. В 1994 году Великобритания расширила свою экономическую зону вокруг Фолклендов до 850-ти миль (примерно 1.4 тыс. км), объясняя это необходимостью защиты популяции кальмаров от хищнического лова. В ответ Аргентина внесла поправки в свою конституцию, которая продекларировала право Аргентины вести добычу рыбы в районе Фолклендов. Военные корабли обоих государств демонстративно присутствуют в спорной зоне, охраняя траулеры. Конфликт приобретает особое значение с ростом цен на кальмаров и истощением традиционных районов лова головоногих в Северной Атлантике.

Палтусовая война

В 1986 году Испания вошла в состав Европейского Союза и согласилась соблюдать 10-ти летний мораторий на ловлю рыбы вблизи побережья Европы (это делалось с целью восстановить поголовье промысловых рыб). Лишившись традиционных мест ловли, испанские рыбаки переместились к берегам канадского Ньюфаундленда. В 1994 году Канада в свою очередь ввела мораторий на ловлю рыбы вблизи северного побережья Ньюфаундленда в границах ее 200-мильной экономической зоны. Попутно Канада и ряд государств, суда которых вели промысел в этом районе, согласились установить квоты на вылов рыбы (квоты выделенные канадцам были больше, чем квоты, выделенные всем остальным странам - участницам соглашения). Обиженные государства - члены Европейского Союза пытались внести изменения в размеры квот, но Канада стояла на своем.

9 марта 1995 года у побережья Канады в зоне Большой Банки (обширной отмели у берегов Ньюфаундленда) три канадских патрульных корабля начали преследование испанского траулера Estai, который подозревался в нарушении международного рыболовного законодательства. Преследование продолжалось несколько часов. ВМФ Канады был приведен в состояние боевой готовности. Премьер-министр Канады даже разрешил военным морякам применять оружие. В конце концов, уже в международных водах, канадскому сторожевику Cape Roger удалось сесть Estai на хвост. Увидев, что Estai не собирается останавливаться, Cape Roger, до этого задержавший пять других испанских траулеров с помощью водометов, применил боевое оружие. Им были произведены четыре предупредительных очереди из крупнокалиберного пулемета в сторону Estai, капитану испанского рыболовного судна было дано пять минут на остановку корабля - в противном случае Cape Roger угрожал открыть огонь на поражение. Только после этого Estai сдался. Канадские инспектора обнаружили, что 79% выловленных палтусов не достигают длины в 38 см., а 6% - меньше 17см (разрешалось вести лов взрослых палтусов длиной от 60 см). Кроме того, анализ судового журнала показал множество нарушений, связанных с сокрытием реальных размеров улова судна. Капитану Estai были предъявлены обвинения в незаконном лове палтуса, препятствовании задержанию, порче рыболовного оборудования и отказе остановиться после требования властей (он был выпущен под залог в $8 тыс.). После этого инцидента испанские и португальские рыболовные траулеры покинули зону Большой Банки.

13 марта Испания направила свои военные корабли в зону Ньюфаундленда для защиты рыбаков. Европейский Союз встал на сторону Испании, назвав действия канадцев "пиратскими" и пригрозил ввести против Канады экономические санкции. 28 марта 1995 года Испания направила иск в Международный Суд в Гааге, аргументируя, что Канада не имела права арестовывать испанское судно в международных водах. В свою очередь Канада проинформировала суд, что последний не имеет права разрешать данный диспут, так как Канада в своей декларации от 10 мая 1994 года ввела оговорку, согласно которой Международный Суд имеет юрисдикцию при решении всех видов конфликтов, за исключением тех, которые возникли в результате усилий Канады по охране правил по консервации морских ресурсов в северо-западной части Атлантического океана. Суд признал правомочность заявления Канады и отказался рассматривать иск Испании. В сентябре 1995 года конфликтующие стороны достигли соглашения и пересмотрели размеры квот в пользу европейцев.

Палтусовые войны проходили не только между Канадой и Испанией. По схожему сценарию проходили конфликты между Аргентиной и Тайванем, а также Китаем и Маршалловыми Островами.

Лососевая война

Рыба испортила отношения даже между такими близкими союзниками, как США и Канада, когда указанные страны не смогли договориться о распределении квот на вылов лосося. Главная проблема заключается в том, что лосось, обитая в океане, тем не менее, нерестится в пресных водах, тем самым порождая трудности в определении страны, которая является собственником этого вида рыбы. Традиционно считалось, что право хозяина принадлежит той стране, на территории которой лосось появился на свет, то есть, та страна, на территории которой была отложена лососевая икра, имеет право на добычу лососей. Тем не менее, так как при миграции лососи из одной страны смешиваются с лососями другой, определить "место рождения" той или иной рыбины практически невозможно.

Канадцы требуют от США уменьшить количество улова нерки, которая мигрирует в бассейн реки Фрейзер (Канада). Американцы, в свою очередь, требуют от канадцев сократить улов кижуча, проплывающего около Острова Ванкувер, чтобы большее количество рыбы смогло возвратиться в территориальные воды США. В 1985 году было подписано канадско-американское соглашение о ловле лосося, согласно которому были установлены квоты на вылов этой рыбы, впоследствии замененные пошлиной за использование канадских территориальных вод американскими сейнерами. Тем не менее, выполнение данного соглашения столкнулось со множеством трудностей. Канада и США обвиняли друг друга в нарушениях соглашения.

В 1997 году срок действия данного соглашения истек, а США и Канада возобновили переговоры с целью разрешения проблемы распределения квот. Однако переговоры успехом не увенчались. 27 мая 1997 года американский траулер Christina был задержан канадскими властями (как считается, это было сделано для того, чтобы продемонстрировать Вашингтону серьезность намерений Канады). По свидетельству канадской стороны, американское судно не предупредило канадцев о своем заходе в территориальные воды Канады. Канада ужесточила режим входа в свои воды, требуя от всех морских судов заблаговременно предоставлять опознавательную информацию. Канадская сторона доказывала, что американские службы береговой охраны также требуют от канадских судов немедленного оповещения о входе в территориальные воды США. Государственный Департамент США\State Department сразу же заявил о прекращении переговоров до тех пор, пока не образуется "конструктивная и дружественная атмосфера", необходимая для дискуссий.

Конфликт дошел до того, что в июле 1997 года около 200 канадских траулеров преградили дорогу американскому кораблю Malaspina, который пытался войти в канадский порт с грузом свежепойманого лосося и несколькими сотнями туристов на борту. Одновременно канадские корабли задержали два американских траулера, ловивших рыбу без получения соответствующего разрешения. Конфликт с Malaspina был разрешен после того, как США пригрозили не допускать американских туристов в этот район Канады.

В 1999 году США и Канада заключили новое соглашение - квоты США на добычу лосося были уменьшены, кроме того, США согласились выделять значительные средства на восстановление поголовья этой рыбы.

Вопрос об определении размеров части моря, которая находилась под юрисдикцией прибрежных государств, оказался одним из наиболее сложных в истории международного права.

До 18 века практиковался способ, согласно которому граница "морских владений" государств ограничивалась линией горизонта, видного с берега. Тем не менее, начиная с 18 века многие страны начали применять метод, согласно которому границей морских владений государств считалась та точка, до которой могло достать оружие прибрежной страны. Фактически, чем более развитой была страна в производстве вооружений, тем больший участок моря она могла контролировать. Тем не менее, на практике, подвластная территория ограничивалась расстоянием полета пушечного ядра от берега - в среднем, 3 мили (примерно, 4.8 км). Данная идея принадлежала голландскому публицисту Корнелиусу фон Бинкершоку, который уже в начале 17 века предлагал применять дальность пушечного выстрела для определения морских территорий прибрежных стран.

К концу 18-го и началу 19-го века США, а также некоторые страны Западной Европы объявили своей территорией морское пространство, простирающееся именно на расстояние трех миль от берега. К концу 19-го века развитие технологий позволило увеличить дальнобойность артиллерии до 10-12 миль (16-19.3 км). Именно в это время в международном праве начало применяться понятие "прилегающих акваторий". В 1776 году Англия объявила часть моря, находящуюся на расстоянии 12 миль от своих берегов "таможенной зоной". В 1799 году примеру Англии последовали США, в 1817 году - Франция, а в 1909 году - Россия.

Принципы "свободного моря" и определения прилегающих акваторий с помощью пушечного выстрела оставались основой международного права в области использования океана вплоть до 1945 года. Тогда США установили новые правила рыбной ловли и добычи ресурсов, находящихся на морском дне, в водах, прилегающих к территории США. Расстояние, которое объявлялось принадлежащим США, было намного большим, чем обычные 3 мили.

До принятия Конвенции ООН по Морскому Праву (1982 год) разные страны пытались установить свою юрисдикцию над морскими территориями, и в каждом случае размеры этих территорий различались. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 мили (5.5 км), Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 морских миль (22.2 км), а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - 50 миль (92.5 км). Некоторые страны Латинской Америки, в частности Чили и Перу, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам на расстояние до 200 миль (примерно 370 км). В 1952 году Чили, Эквадор и Перу подписали декларацию, в которой объявили зоной своей юрисдикции расстояние в 200 морских миль. К ним присоединились Никарагуа, а, впоследствии, аналогичную норму установило африканское государство Съерра-Леоне. Ныне территориальными водами прибрежных стран признается морское пространство расстоянием в 12 миль (19.2 км).

Эволюция морских законов

Моря и океаны омывают берега 150-ти стран. Естественно, что использование моря порождало множество международных конфликтов, разрешение которых было трудно найти из-за отсутствия каких-либо глобальных соглашений об использовании океана.

В древности отношения между странами в данной области регулировались согласно, так называемому "Береговому Праву" (считается, что оно сложилось стихийно): жители или правители данного прибрежного района являлись собственниками всех судов и кораблей, прибитых к берегу в результате кораблекрушения, заброшенных судов, а также перевозимых ими грузов, иными словами всего того, что было выброшено волнами на берег. Естественно, что многие жители прибрежных районов, в надежде увеличить количество морских "даров", стали входить в преступный сговор с пиратами и лоцманами, создавать лже-маяки с целью сбить корабли с верного курса и вызвать кораблекрушение. Подобные действия наносили огромный урон, и многие государства приняли законы, жестоко карающие лиц, которые своими преднамеренными действиями и с целью наживы вызывали кораблекрушения. Были подписаны также международные договора, в которых также подразумевалось оказание взаимной помощи на море.

Морское законодательство существовало во многих мореходных странах мира уже к 10 веку. В конце 10-го - начале 11-го века итальянский город-государство Амалфи имел сложный свод морских законов, который стал моделью для морского законодательства Средиземноморских стран. Весьма развитый "Морской кодекс" существовал у государств и городов, входивших в торговый союз Ганза, который регулировал торговлю и морскую навигацию стран Балтийского и Северного морей в 17-м веке. Со временем у некоторых стран, которые особо преуспели в мореходном деле, появились новые интересы. Англия объявила о своих притязаниях на морские пути, пролегающие через Северное море, Швеция и Дания пытались получить аналогичные права на Балтике. Хэйзел Кристи\Hazel Christie, автор энциклопедии "Морское Право"\Law of the Sea, замечает, что подобные аппетиты средиземноморских государств фактически сделали Средиземное море закрытым для мореплавания для кораблей всех иных стран.

Новый импульс этому процессу дали великие географические открытия, так как в данном случае речь шла о владении не просто волнами и рыбой, а богатствами вновь открываемых земель. В 16 веке попытку разделить Атлантический океан на сферы влияния предприняли тогдашние супердержавы - Португалия и Испания. Арбитром в данном случае выступил Папа Римский, который издал соответствующую буллу в 1493 году. В 1494 году Испанией и Португалией был заключен знаменитый Тордесильяский договор, разделивший открытые европейцами территории (и акватории) на "испанские" и "португальские". Демаркационная линия проходила через оба полюса Земли и пересекала Атлантический океан на расстоянии примерно в 2 тыс. км от самой западной части Островов Зелёного Мыса. Земли, расположенные к востоку от данной линии, признавались владениями Португалии, к западу - Испании. Последствием первого кругосветного путешествия испанца Фернана Магеллана стало Сарагосское соглашение 1529 года, которое разграничивало зоны влияния Испании и Португалии в Тихом Океане. Восточное полушарие было разделено по линии, отстоящей от Молуккских островов на 1.4 тыс. км. к востоку. Азия становилась сферой интересов Португалии (исключением являлись лишь Филиппинские острова, место гибели Магеллана), а Океания, т.е., территория Тихого океана, входила в зону влияния Испании. Испанцы и португальцы получили право преследовать и захватывать все иностранные судна проходящие по "их" территории, проводить всевозможные инспекции, облагать таможенной пошлиной, а также судить членов команды иностранного корабля по своим собственным законам.

Подобное разделение мировых океанов несколько улучшило до этого крайне враждебные взаимоотношения между Португалией и Испанией, тем не менее эти державы оказались вовлечены в конфликт с Англией, Францией и Голландией, которые к этому времени также начали осваивать новые континенты. По мере развития морской торговли, все более чувствовалась необходимость отмены ограничений на использование морских пространств. Одним из первых сторонников такой отмены стал известный голландский политический деятель и юрист Гуго Гроций (1583-1645). Именно на идеях Гроция основано современное морское законодательство. В своей знаменитой работе "Свободное Море"\Mare Liberum, опубликованной в 1609 году, Гроций обратился к правителям и свободным народам всего христианского мира. Гроций доказывал, что голландцы имеют законное право участвовать в торговле с Ост-Индией и призывал лишить португальцев и испанцев монополии на морские передвижения. Гроций поставил под сомнение саму идею, что некое государство имеет право на обладание океанами.

Кристофер Джойнер\Christofer Joyner, автор монографии "Международное Право в 21 веке"\International Law in the 21st century. Rules for Global Governance отмечает, что значительный вклад в дело развития концепции "свободного моря" внесла и Россия. В 1588 году царь Федор Иоаннович отказался выполнить требование англичан закрыть Белое море для прохода кораблей третьих стран. Показателен Ништадский договор, заключенный между Россией и Швецией после Северной войны в 1721 году, согласно которому, обеим странам предоставлялись равные права по морскому передвижению и ведению морской торговли. Фактически, Россия получила право выходить из Балтийского моря в открытый океан и заниматься международной торговлей.

В 1780 году, в период Войны за независимость США, Россия выступила с Декларацией о Вооружённом Нейтралитете, в котором она обращалась к Англии, Франции и Испании. Одним из положений декларации, было предложение обеспечить беспрепятственный проход торговых судов нейтральных государств через морские порты, находящиеся между территориями вражеских стран. В результате этого, Россия получила возможность использовать средиземноморские порты Испании. Декларация стала прецедентным соглашением, которое обеспечивало безопасность торговых судов нейтральных государств в военных условиях. Более того, если в военное время существует свобода перемещения судов нейтральных государств, то, следовательно, в мирное время право на свободное перемещение по мировому океану получали все без исключения страны мира.

К концу 1950-х значительно возросшее количество конфликтов побудило Организацию Объединенных Наций в 1958 году созвать первую конференцию ООН по Международному Морскому Праву, посвященную обсуждению таких вопросов, как регулирование континентального шельфа и территориальных вод, а также проблем рыболовства.

В результате конференции, была принята Конвенция по Территориальным Водам и Прилегающим Зонам, согласно которой странам было предоставлено право претендовать на полную юрисдикцию в территориальных водах (12 миль или 22.2 км от их берегов), окружающих территорию данной страны. Юрисдикция распространялась на воду, подводное пространство, морское дно, а также воздушное пространство над водами. Иностранные суда получили право, так называемого, "мирного прохода" (мирным проходом считается прохождение иностранного корабля через территориальные воды, в результате которого не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежных стран).

Конвенция по Рыболовству и Сохранению Живых Ресурсов Мирового Океана подразумевала право всех наций мира заниматься рыболовством. Конвенция также требовала от государств проведения определенной политики консервации в соответствии с принципом максимальной устойчивой добычи. Тем не менее, первая конференция ООН по Международному Морскому Закону оказалась малоэффективной, так как большинство стран не присоединились к ней.

Также была принята Конвенция по Открытому Морю, которая гарантировала определенную свободу в использовании мирового океана. Права по использованию морских пространств, прокладке подводных кабельных трасс и трубопроводов предоставлялись не только морским странам, но и странам, не имеющим выхода к морю. В этом случае страны, имеющие морской доступ, должны были предоставить его странам, находящимся в глубине суши. Прибрежным государствам предоставлялось право преследования иностранных судов, экипажи которых нарушали их законодательство. Конвенция также предусматривала меры борьбы против пиратства и работорговли.

В рамках конференции была также принята Конвенция о Континентальном Шельфе. Впервые было дано четкое определение понятию континентального шельфа, согласно которому шельфом считается поверхность и недра морского дна в районах, примыкающих к берегу континента или острова, но находящихся вне зоны территориальных вод до глубины 200 м или же за этим пределом до того места, до которого глубина позволяет разработку. Тем не менее, Конвенция о Континентальном Шельфе, подписанная в 1958 году, стала анахронизмом, даже не успев вступить в силу, так как уже в начале 1960-х годов технологические возможности многих стран позволяли производить добычу с морского дна, глубина которого намного превышала вышеуказанные 200 метров.

В 1960 году была созвана вторая Конференция ООН по Международному Морскому Праву с целью решения проблемы определения ширины континентального шельфа, а также прояснения прав прибрежных стран. Даже несмотря на участие делегаций 87 стран, данная конференция также не смогла достичь нужного результата, прежде всего из-за разногласий между "богатыми" и "бедными" странами. У развивающихся стран появились опасения, что "богатые" государства, обладающие наиболее современными технологиями, используют все ресурсы океана, прежде чем "бедные" государства окажутся в состоянии предъявить свои права на добычу ресурсов.

В 1968 году ООН создала Комитет по Мирному Использованию Морского Дна, который стал организационной базой для созыва третьей конференции ООН по Международному Морскому Праву. Конференция проходила с 1973 по 1982 годы. Ее главным продуктом стала Конвенция ООН по Морскому Праву, которая полностью вступила в силу с 16 ноября 1994 года.

Морская конституция

Конвенция ООН по Морскому Праву стала своего рода "морской конституцией", которая регулирует порядок использования океана и отношения стран в области мореплавания и использования ресурсов моря. К 2005 году участниками Конвенции стали 145 государств мира.

В Конвенции записан перечень "морских свобод". Морские свободы, однако, не абсолютны - все государства обязаны уважать интересы иных стран в процессе реализации этих свобод.

Конвенция признала в качестве территориальных вод прибрежных стран морское пространство расстоянием в 12 миль (19.2 км). В данной зоне прибрежные страны имеют полную юрисдикцию. Суда и корабли иностранных государств имеют право "мирного прохода" через эти территории. При этом военные корабли также имеют право "мирного прохода" (в территориальных водах иностранных государств подводные лодки обязаны передвигаться на поверхности воды с поднятым государственным флагом своей страны). В пределах 12 миль прибрежные страны обладают правом собственности на все живые и неживые ресурсы океана. Кроме вышеуказанных территориальных вод, конвенция также предусматривает наличие "прилегающих вод" расстоянием в 24 мили (38.4 км), которые должны позволить государствам проводить эффективную иммиграционную, санитарную, таможенную и экологическую политику.

Благодаря конвенции, в обращение вошел термин "Специальная Экономическая Зона". Каждое прибрежное государство имеет право претендовать на специальную экономическую зону расстоянием в 200 морских миль (370 км), прилегающую к своему берегу, в пределах которой оно имеет право исследовать, эксплуатировать и управлять живыми и неживыми ресурсами. В пределах своих специальных экономических зон государства имеют право регулирования строительных работ, а также использование уже существующей в океане инфраструктуры для экономических, научных и экологических целей. Тем не менее, прибрежные страны не обладают правом собственности над самой территорией моря или ее ресурсами в пределах специальной экономической зоны. В данных зонах все страны имеют право на строительство трубопроводов и прокладку кабельных трасс.

Для государств полностью состоящих из островов, таких как Филиппины, Индонезия, Мальдивы и Сейшелы, конвенция предусматривает специальный статус - "государство-архипелаг". Расстояние территориальных и прилегающих вод, а также специальных экономических зон для таких стран отсчитывается от самой крайней точки самого крайнего острова. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которые сами по себе являются суверенными государствами, а не являются частью какой-либо материковой страны.

Открытое водное пространство относится к океаническим и морским территориям, находящимся вне национальных юрисдикций и вне территорий внутренних вод государств, таких как реки, озера, заливы и проливы. Все страны, включая те, которые не имеют собственного выхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем, существуют некоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязнения морской среды. Военные и государственные корабли обязаны показывать флаг страны, которой они принадлежат. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства также имеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все страны мира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны также придерживаться своих обязательств по международным соглашениям, а также соблюдать права прибрежных стран. Любая страна мира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана, а также проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, если данная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морской навигации.

Положения конвенции также регулируют некоторые другие особенности международного мореплавания, в частности - морскую навигацию в международных морских проливах. Проблема регулирования морской навигации в территориях международных проливов приобрела особую актуальность во времена Холодной войны. Основные морские державы, такие как СССР, США и Великобритания пытались обеспечить своим судам беспрепятственный проход через международные морские проливы. С другой стороны, страны граничащие с проливами, пытались пролоббировать такую концепцию, согласно которой они могли бы в любое время отказать в проходе через пролив тем судам, которые могут представлять какую-либо опасность. В числе таких стран были Испания и Марокко (Гибралтарский пролив), Турция (Босфор и Дарданеллы), Иран и Оман (Ормузский пролив), а также Индонезия и Малайзия (Малаккский пролив).

В рамках конвенции было найдено компромиссное решение, согласно которому было введено понятие "транзитного прохода". Сегодня в мире существуют 135 стратегических международных проливов шириной менее 24 миль (38.4 км), предусмотренных для беспрепятственного прохода морских судов всех стран мира. Все морские и воздушные судна имеют право прохода через данные проливы. Подводные лодки имеют право проплывать данные территории находясь под водой. В свою очередь, страны граничащие с международными проливами получили права разработки режима морского движения, а также права регулирования экологических стандартов и процесса добычи ресурсов в зоне проливов.

Сохранение живых ресурсов моря также является одной из основных составляющих конвенции. Хотя всем странам предоставляется право ведения рыбной ловли, конвенция обязывает страны сотрудничать друг с другом в области консервации и управления живыми морскими ресурсами. Все экипажи рыболовецких кораблей должны придерживаться обязательств взятых на себя их странами. Прибрежные страны, в свою очередь, обязаны обеспечить такие условия, при которых живые ресурсы в пределах специальных экономических зон не подвергнутся угрозе исчезновения.

Еще одной областью регулирования в рамках конвенции является проведение научно-исследовательских работ на море. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательской деятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такую систему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, в специальных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран конвенция фактически защитила позицию развивающихся стран, так как согласно ее положениям, для проведения научно-исследовательской деятельности в специальных экономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее, после получения запроса о проведении исследовательской работы в ее морских территориях, страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а в случае отказа, обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые исследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.

Очень болезненным оказалась проблема о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поиск ответа на простой вопрос: "Кто имеет право разработки морского дна с целью извлечения ресурсов?" занял много времени. Одна группа государств (в основном, индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют право заниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические и экономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны) призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобы часть доходов полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределялась между наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого океана являются достоянием всего человечества, и ни одна страна не может претендовать на владение ими или какой-либо их части. Страны Запада усмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешили присоединяться к соглашению. В 1990 году Генеральный Секретарь ООН начал серию консультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений в конвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, которое стало составной частью Конвенции по Морскому Праву. Индустриально развитые страны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, а корпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили ряд финансовых послаблений.


Треска : Длина тела — до 1,8 м; в промысле преобладают рыбы длиной 40—80 см, в возрасте 3—10 лет.Окраска спины от зеленовато-оливковой до бурой с мелкими коричневыми крапинками, брюхо белое. Треска — одна из важнейших промысловых рыб. Ее печень, богатая жиром (до 74 %), является источником рыбьего жира (животный жир, получаемый из большой, весом в 1,3—2,2 кг, печени) и сырьем для производства популярных консервов.

История о том, как небольшой флот Исландии, состоящий всего из нескольких патрульных катеров, одержал победу над Королевским военным флотом Великобритании, может показаться абсолютно фантастичной. Однако исландцы считают иначе. Тресковые войны, в которых была одержана эта победа, являются источником национальной гордости небольшого северного народа. Справедливости ради следует заметить, что победа в этих конфликтах была одержана в первую очередь исландскими дипломатами и политиками. Но это ни в коей мере не умаляет отваги и решимости моряков исландской береговой охраны, смело встававших на пути британских фрегатов.

Вот как это собственно происходило...


Войны за морепродукты

Огромные ресурсы Мирового океана, увы, не бесконечны, и это относится даже к теоретически возобновляемым рыбным. Их хищническая эксплуатация приводит к истощению запасов и провоцирует многочисленные конфликты между рыболовами разных стран, которым периодически оказывают поддержку и военные. В последние десятилетия конфликты, причиной которых была рыба и другие морепродукты, возникали по всему миру.

В Индийском океане между Японией и Австралией ведется необъявленная перманентная тунцовая война. Северная и Южная Кореи ведут войну крабовую. В Атлантике в 1990-х Испания и Канада вели палтусовую войну. Аргентина и Великобритания вокруг спорных Фолклендов напряженно делят кальмаров, и даже дружественные США и Канада в 80-е −90-е годы XX века испортили отношения из-за лососевых рыб - нерки и кижуча.

Британские рыболовецкие суда, задержанные во французских территориальных водах в Ла-Манше во время «Войн за морской гребешок» («Scallop wars») в 2012 году

Самым протяженным по времени из всех «рыбных» конфликтов является серия Тресковых войн, протекавших в Северной Атлантике. Причем иногда они проходили буквально в полушаге от перехода в настоящий вооруженный конфликт. Обычно «Тресковыми войнами» называют три конфликта второй половины XX века между Великобританией и Исландией. При этом исландские историки относят их к единой «цепи» британско-исландских конфликтов, которые насчитывают целых десять эпизодов-«войн». И самый первый из которых датируется началом XV века, когда Англия нарушила норвежскую монополию на торговлю с Исландией (на тот момент - норвежским владением).
В конце XIX века, когда Исландия была уже владением Королевства Дании, конфликт вокруг богатых рыбой исландских вод едва не привел к датско-британской войне. В 1893 году Дания в одностороннем порядке объявила о закрытии для иностранных рыболовов 50-мильной зоны вокруг берегов Исландии и Фарерских островов. Британцы не признали этой претензии, опасаясь, что такой прецедент приведет к аналогичным действиям со стороны других государств, окружающих Северное море, и продолжили посылать рыболовные суда к берегам датских владений. Здесь следует сделать небольшое отступление, потому что вопрос экономического и политического контроля над прибрежным морским пространством сложен и неоднозначен.

Территориальные воды

Большинство государств мира имеют выход к морю. Вполне естественно, что использование мирового океана не раз порождало конфликты. Вопрос о распространении юрисдикции прибрежных государств на прилегающие участки обширных водоемов был одним из самых сложных для международного права. Но в самом начале все было довольно просто. С античных времен традиционно граница «морских владений» определялась линией горизонта, которую видел наблюдатель с берега.

Корнелиус ван Бинкершок, президент Высокого суда Голландии и Зеландии

В начале XVIII века голландский юрист Корнелиус ван Бинкершок выдвинул рационализаторскую идею. Отталкиваясь от того, что государство может претендовать на контроль над прибрежными водами в случае, если может осуществлять эффективный контроль над ними, ван Бинкершок предложил ширину территориальных вод определять дальностью пушечного выстрела. На тот момент пушечные ядра могли улетать от берега не более чем на три морские мили — около 5,5 километров.

Предложение ванн Бинкершока под названием «правило пушечного выстрела» на пару веков стало общепринятой международной нормой для
определения размеров территориальных вод. Правда, у него были определенные недостатки. Во-первых, разные государства имели различный уровень технологического развития. И это было причиной явного неравноправия: чем более мощные пушки имела страна, тем на больший участок моря она распространяла свой суверенитет. Во-вторых, дальность действия артиллерии постоянно увеличивалась.
В результате дополнительно к трехмильной прибрежной береговой зоне, которую государства объявили частью своей территории, появилась 12-мильная (22,2 км) таможенная зона. Впоследствии, особенно после Второй мировой войны, многие государства объявляли своими и гораздо более крупные участки мирового океана. Гамбия, Мадагаскар и Танзания «захватили» 50-мильные (92,6 км), а Чили, Перу, Эквадор, Никарагуа и Сьера-Леоне - 200-мильные прибрежные пространства.



Положение стран мира по отношению к Конвенции ООН по морскому праву.
Темно-зеленый цвет - государства, ратифицировавшие Конвенцию;
Светло-зеленый - государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию;
Серый - государства, не подписавшие конвенцию.

К общему знаменателю странам мира удалось прийти лишь к 1994 году, когда вступила в силу Конвенция ООН по Морскому Праву. На настоящий момент Конвенция ратифицирована подавляющим большинством государств - из числа крупных приморских стран к ней не присоединились США, Турция, Венесуэла, Перу, Сирия и Казахстан. Согласно ей, территориальными водами, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства, является морское пространство шириной в 12 миль. Кроме того, страны имеют приоритетные экономические права в 200-мильной (370,4 километра) исключительной экономической зоне.

Британско-датская Тресковая война

Однако вернемся к нашей треске. Как мы помним, британские судовладельцы в 1890-х годах решили проигнорировать попытку Дании расширить свои территориальные воды. В ответ на это датские военные корабли, патрулирующие прибрежные воды Исландии и Фарер, начали задерживать траулеры и сопровождать их в свои порты. Там британцев штрафовали, а их улов конфисковывали. Какое-то время британцы воздерживались от рыбной ловли в закрытой датчанами зоне. Однако спрос на рыбу в Великобритании рос, увеличившись с 1896 по 1899 годы на четверть. А запрещенные воды были очень богатыми на треску и другие промысловые виды. И все вернулось на круги своя - британцы игнорировали запрет, а датчане их с переменным успехом штрафовали.

В апреле 1899 года дело дошло до стрельбы. Британский траулер Caspian у берегов Фарерских островов был задержан датчанами. Капитан траулера Джонсон перешел на борт датского патрульного корабля, но перед этим приказал помощнику уводить судно. Пытаясь остановить удирающий траулер, датчане открыли по нему огонь и нанесли повреждения, но британцы сумели ускользнуть. Задержанного Джонсона судили в Торсхавне, столице Фарер, и приговорили к тридцати суткам ареста, которые тот отсидел на диете из воды и хлеба.

Столица Фарерских островов Торсхавн в 1898 или 1899 годах

После этих событий настал черед Великобритании вспомнить, что у нее есть военный флот, причем сильнейший в мире. Британская «дипломатия канонерок» — демонстративное присутствие Королевского военно-морского флота в датских водах - позволила решить проблему быстро и (для британцев) эффективно. Соглашение 1901 года установило ширину территориальных вод Исландии и Фарер в традиционные три мили. На этом конфликт до поры-до времени затих, чему в немалой степени способствовала и разразившаяся вскоре Первая мировая война.

Начало конфликта Исландии и Великобритании

После того, как в 1940 году Германия оккупировала Данию, британцы высадились в Исландии. В следующем году контроль над островом перешел к США, а в 1944 году Королевство Исландия, находившееся в личной унии с Данией, стало независимой республикой. Одним из первых внешнеполитических действий молодого государства стал разрыв датско-британского соглашения 1901 года.


Британские солдаты в Рейкьявике. Май 1940 года

Если для Дании «рыбный вопрос» был хоть и важным, но далеко не критическим, для Исландии он оказался принципиальным. Эта страна зависит от рыболовства и связанных с ним отраслей экономики как ни одно другое государство в мире. Исландия имеет очень мало природных ресурсов. Здесь нет нефти, газа, угля и даже леса, а сельскохозяйственный потенциал страны, 11% территории которой занимают ледники, крайне ограничен. Рыба и продукты из нее - главная статья экспорта Исландии (в период с 1881 по 1976 годы - 89,71% от общего объема). По сути, вопрос сохранения рыбных запасов - это вопрос выживания страны.

Первый послевоенный конфликт между Великобританией и Исландией начался в 1952 году, когда Исландия объявила о расширении запретных для иностранных рыбаков вод с трех до четырех миль. Британцы подали заявление в Международный Суд, а пока шло разбирательство, запретили исландским рыболовным судам вход в свои порты. Это запрет нанес серьезный удар по исландской экономике - Великобритания являлась крупнейшим рынком сбыта для небольшой северной страны.

И здесь потомков викингов выручила недавно начавшаяся Холодная война. Образовавшиеся излишки трески с энтузиазмом стал покупать Советский Союз, рассчитывавший тем самым увеличить свое влияние на пусть и небольшое, но одно из государств - основателей НАТО. Подобная перспектива обеспокоила США, которые тоже начали закупки крупных партий исландской рыбы. В итоге совместный советско-американский импорт компенсировал нанесенный британскими санкциями ущерб.

Закончился этот конфликт, как и последовавшие за ним три Тресковые войны, победой Исландии. Страна с населением в 160 тысяч человек одержала победу над великой державой, одним из пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1956 году по решению Организации европейского экономического сотрудничества (предшественника ОЭСР) Великобритания вынуждена была признать исландскую четырехмильную зону.

Первая Тресковая война

Воодушевленные успехом, уже в 1958 году исландцы решили еще раз расширить свою исключительную рыболовную зону, на это раз сразу до 12 миль. Но теперь все начиналось для них весьма неудачно: все остальные члены НАТО выступили против подобных односторонних действий.
В отличии от «бумажного» конфликта 1952-56 гг., на этот раз не обошлось без участия военных: Великобритания отправила к берегам Исландии боевые корабли. Всего за время первой Тресковой войны в операции по защите рыболовного флота приняло участие 53 корабля Королевского военного флота, которым противостояли семь исландских патрульных катеров и одна летающая лодка PBY Catalina.
Присутствие иностранных военно-морских сил в прибрежных водах Исландии вызвало протесты в стране. У британского посольства собирались демонстрации разгневанных исландцев, но посол Эндрю Гилкрист встречал их насмешками, включая на полную громкость записи волынки и военных маршей на граммофоне.


К британскому траулеру Coventry в Вестфьорде подходит исландский патрульный катер Albert. 1958 год

Исландцы оказались в явно проигрышном положении. Их попытки задержать британских рыбаков или выдворить их за пределы 12-мильной зоны натыкались на противодействие более крупных и мощных британских военных кораблей. Уже 4 сентября, когда исландский патрульный катер Ægir попытался выдворить из Вестфьорда британский траулер, вмешался британский фрегат Russell, в результате чего оба военных корабля столкнулись.
12 ноября патрульный катер Thor попытался задержать траулер Hackness при помощи предупредительных выстрелов и таранил его, но на помощь траулеру снова пришел вездесущий Russell. Капитан фрегата потребовал от исландцев оставить траулер в покое, так как тот находился вне границ признанной британцами четырехмильной зоны. Капитан катера Thor Эйрикур Кристоферссон ответил отказом и начал сближение с траулером, приказав держать тот под прицелом. Британцы пообещали потопить исландский катер, если он еще раз выстрелит. Конфликтная ситуация завершилась после прибытия еще нескольких британских кораблей, под защитой которых траулер ретировался.
Число подобных эпизодов росло. Понимая, что в противостоянии с британским флотом у Исландии нет никаких шансов, власти страны прибегли к банальному шантажу. Правительство островного государства пригрозило выйти из НАТО и выдворить из страны американские войска. Несмотря на подавляющее военно-морское превосходство, под давлением американцев Великобритания была вынуждена признать и 12-мильную исландскую исключительную экономическую зону. Единственной значительной уступкой исландцев стало предоставление британцам права на ограниченную рыбную ловлю во внешних шести милях из двенадцати.

Вторая Тресковая война

Не смотря на одержанную в 1961 году победу, ситуация с рыбными ресурсами у берегов Исландии продолжала ухудшаться. В 1960-х годах в окружающих остров водах пропала сельдь, улов которой сократился с 8,5 миллионов тонн в 1958 году до почти нуля в 1970-м. Численность трески также неуклонно снижалась, и по прогнозам биологов она должна была исчезнуть вслед за сельдью примерно к 1980 году.
Попытки Исландии привлечь к решению вопроса международные организации с треском провалились. Предложения по введению квот на добычу рыбы и созданию закрытых для промысла районов, где популяции могли бы восстанавливать свою численность, либо игнорировались, либо уходили на бесконечные обсуждения в отраслевые комитеты.

Резак (на переднем плане), использовавшийся исландской береговой охраной для повреждения британских рыболовных тралов. За ним - гарпунная пушка

В сентябре 1972 года правительство Исландии для сохранения рыбных запасов и увеличения доли страны в общем объеме улова расширило границы морской исключительной экономической зоны страны до 50 миль. На этот раз тактика береговой охраны была другой. Вместо того, чтобы задерживать британские траулеры или выдворять их, исландцы обрезали тросы рыболовных тралов специальными резаками.

На внешнеполитическом фронте ситуация для исландцев складывалась еще хуже, чем во время первой войны. Одностороннее расширение морской экономической зоны осудили не только западные государства, но и страны Варшавского договора. Единственной исландской победой в этой области стала поддержка со стороны африканских стран, которая была одержана благодаря демагогии исландского премьера: этот руководитель страны - члена НАТО заявил, что исландские действия являются частью более широкой борьбы против империализма и колониализма.



Исландский катер Ver (слева) пытается обрезать тралы британского траулера Northern Reward (справа), а британский буксир Statesman (в центре) пытается ему помешать

После того, как исландцы обрезали сети восемнадцати рыболовецким судам, в мае 1973 года британские траулеры покинули воды, на которые претендовала Исландия. Однако вскоре они вернулись, на этот раз защищаемые фрегатами Королевского флота. В июне 1973 года патрульный катер Ægir во время разведки ледовой обстановки в Вестфьорде столкнулся с фрегатом Scylla. А 29 августа того же года экипаж Ægir понес первую, и, к сожалению, не последнюю за все три войны человеческую жертву. Во время столкновения с еще одним британским фрегатом от удара электрическим током погиб инженер, который ремонтировал корпус - его сварочный аппарат залило водой.

Исландцы вновь были вынуждены достать из рукава своего джокера. В правительстве страны зазвучали голоса о необходимости выхода из НАТО, которое должно защищать своих членов, а на практике никакой помощи не оказывает. В сентябре 1973 года спасать положение в Рейкьявик прибыл генеральный секретарь НАТО Джозеф Лунс. 3 октября британские военные корабли были отозваны, а 8 ноября стороны конфликта подписали временное соглашение. Согласно ему, промысловая деятельность британцев внутри 50-мильной зоны ограничивалась: их годовой улов не должен был превышать 130 000 тонн. Срок соглашения истекал в 1975 году.

Исландия снова победила.

Третья Тресковая война


Поэтапное расширение экономической морской зоны Исландии. Темно-синим обозначена 200-мильная полоса.

Даже после заключения «перемирия» отношения между Великобританией и Исландией оставались натянутыми. В июле 1974 года Forester, один из крупнейших британских траулеров, был обнаружен исландским патрульным катером ловящим рыбу в пределах 12-мильной зоны. После 100-километровой погони и обстрела с как минимум двумя попаданиями траулер был захвачен и доставлен в Исландию. Капитан корабля был осужден, приговорен к 30 дням тюремного заключения и 5 тысячам фунтов штрафа.

16 ноября 1975 года началась Третья тресковая война. Честно дождавшись окончания срока соглашения 1973 года, исландцы решили не мелочиться и объявили своей исключительной морской зоной теперь уже 200-мильную прибрежную полосу. Для противодействия британским траулерам они смогли выставить шесть патрульных катеров и два траулера польской постройки, вооруженных и переоснащенных в корабли береговой охраны.

Столкновение исландского патрульного катера Baldur (справа) и британского фрегата Mermaid

Кроме того, они намеревались приобрести у США патрульные катера класса Asheville, а после отказа даже хотели получить советские сторожевые корабли проекта 35 - но и эта сделка не состоялась. Британцы для защиты 40 своих траулеров отправили на этот раз «армаду» из 22 фрегатов (впрочем, единовременно у берегов Исландии находилось не более 9 британских военных кораблей), 7 судов снабжения, 9 буксиров и 3 вспомогательных судов.

Третья Тресковая война продлилась 7 месяцев, до июня 1976 года. Она оказалась самой жесткой из трех - в ее ходе произошло 55 умышленных столкновений кораблей обеих стран. Во время этого конфликта погиб еще один человек, на этот раз - британский рыбак, которого убило тросом трала, обрезанного исландским катером. Дальше всего зашло дело в ходе этой войны и на дипломатическом фронте - вплоть до того, что 19 февраля 1976 года Исландия разорвала дипломатические отношения с Великобританией.



Столкновение исландского патрульного катера Óðins и британского фрегата Scylla в ходе Третьей тресковой войны 23 февраля 1976 года

Исход последней Тресковой войны оказался предсказуемым. Честно исчерпав все имевшиеся возможности противостояния с Великобританией (не считая открытого объявления войны), Исландия вновь применила свой излюбленный «запрещенный прием». Не мудрствуя лукаво, исландцы пригрозили закрыть американскую базу в Кеблавике, которая была важнейшим звеном в оборонительной системе НАТО в Северной Атлантике.
2 июня 1976 года при посредничестве того же генсека НАТО Джозефа Лунса было заключено новое соглашение, поставившее точку в исландско-британских тресковых войнах. Согласно ему, в течении последующих 6 месяцев единовременно 24 британских траулера могли находится внутри 200-мильной морской исключительной зоны Исландии. По истечении этого срока Великобритания больше не имела права на ловлю рыбы внутри 200-мильной зоны без разрешения Исландии, тем самым признавая ее новые морские границы.



Бронзовая «статуя дружбы» в английском Кингстон-апон-Халле, установленная в 2006 году в знак окончательногшо примирения после Тресковых войн. Вторая такая же статуя стоит в исландской деревне Вик

Тресковые войны закончились полной и безоговорочной победой Исландии. Разумеется, без помощи со стороны США ей вряд ли удалось бы выстоять в борьбе против Великобритании. Тем не менее, пример маленькой страны, одолевшей великую державу, показателен: иногда дипломатия может оказаться сильнее армии или флота.

А вот Юрий Гудимено очень оригинально решил изложить это историческое событие:

Я долго думал, как можно понятно и нескучно рассказать о великой (без кавычек) победе крохотной Исландии над Британской империей в так называемой «Тресковой войне». И не придумал ничего лучше, чем описать все 18 лет войны в ролях. Пардон, но с матом, без него никак (а здесь можно и без него, так как для детей и тех кто морщит носик при слове б...ь я приготовил адаптированную версию - В.М. )

Итак, Тресковые войны.

Действующие лица:

Британская империя — население около 51 миллиона человек, ядерное государство.
Исландия — население около 300 тысяч человек, армия отсутствует.
НАТО — альянс, в котором состоят и Британия, и Исландия.
Другие страны — СССР, ФРГ, США и прочие.

Акт первый. 1958 год

Исландия. Мне нужна треска.

Другие страны. У тебя есть 4 мили вокруг твоего, хм, островка, вот и лови себе там.

Исландия. Мне нужно больше трески.

(Исландия заявляет, что теперь ей принадлежит вся морская территория на 12 миль вокруг острова)

Другие страны (хором). Ни хрена себе!

Исландия (нежно). Треска, трескулечка, трескушечка моя...

Британия. Слышь, ты...

Исландия (поправляет). Вы.

Британия. Слышь, вы. Я как ловила у тебя рыбу, так и буду ловить. Намёк понятен?

Исландия. Вдарю промеж глаз.

Британия (в шоке): Что?!

Исландия. Про-меж-глаз.

Британия. У меня ядерное оружие.

Исландия. Ты в меня не попадёшь.

Британия. У меня флот.

Исландия. Скоро ты будешь вспоминать, как приятно было говорить о своём флоте в настоящем времени.

Британия. У тебя населения меньше, чем у меня матросов на флоте!

Исландия. Ничего. Треска станет жирнее на английском мясе.

Британия. Ах ты...

(Британские рыбаки продолжают ловить треску в водах Исландии)

Исландия (задумчиво). Промеж глаз.

(Исландская береговая охрана окружает британские корабли и обрезает им тралы)

Британия (поперхнувшись чаем с молоком). Да вы охренели!..

Британия. Мне нужна треска!

Исландия. Нет. Треска нужна Исландии и Советскому Союзу. Эй, Союз, хочешь немного рыбки?

СССР (издалека). Рыбка? Союз хочет рыбки!

Британия. Твою мать...

(Британия выводит своих рыбаков и признаёт права Исландии на 12-мильную зону)


Акт второй. 1972 год

Исландия. Мне нужна треска.

Британия. Опять?!

Исландия. Мне. Нужна. Треска.

(Исландия заявляет, что теперь её исключительные права распространяются на 50 миль вокруг острова)

Другие страны (хором). Да ты охренела!

Исландия (поправляет). Вы.

Британия. Ты меня достала, мелкая паскуда.

Германия. И меня. Мне, может, тоже треска нужна!

(Британия и Германия продолжают ловить рыбу в водах Исландии, приставив к своим рыбакам фрегаты военно-морского флота)

Исландия (задумчиво). Вдарю промеж глаз. Каждой.

(Исландская береговая охрана пытается обрезать тралы у английских рыбаков, но нарывается на предупредительный огонь военного флота)

Исландия (меланхолично). Не я вдарю — так другие вдарят... (поднимает трубку) Алло, США? Исландия беспокоит. Нет, не Ирландия, а Исландия. Нет, это разные страны. Вдарю промеж глаз. Что? Нет, это пока не вам. У нас тут ваша военная база была, помните? В смысле — "до сих пор стоит"? Сейчас уберем, раз стоит. А то нас тут обижают, а от вашей базы никакого толку. Мы другую базу поставим, красную. С медведем и кнопкой. И русскими. Что значит "не надо"? А, "решите вопрос"? Ну хорошо, решайте побыстрее. Чао. (вешает трубку)


СССР. Меня кто-то звал?

Исландия. Нет, тебе послышалось.

СССР. А треска ещё есть?

Исландия. Нет. Она утонула.

СССР. Жаль.

США. Эй, вы там, которые в исландских водах!

Британия и Германия (хором). Что?

США. Идите оттуда нахрен, пожалуйста.

Британия. Но треска...

США. От трески изжога.

Британия (обречённо). Твою мать...

(Британия и Германия покидают исландские воды)

Исландия. Вдарю в следующий раз.


Акт третий. 1975 год

Исландия. Мне нужна треска.

Британия и Германия (оглянувшись, тихим шёпотом). Пошла нахрен.

Исландия. Мне. Нужна. Треска.

(Исландия заявляет, что теперь ей принадлежат воды на 200 миль вокруг острова)

Другие страны. Исландия, да ты... то есть вы...

Исландия (перебивает). Вдарю.

Германия (меланхолично). Вдарит.

Британия. Смотрите и учитесь, сосунки.

(Британия снова вводит военный флот для защиты рыбаков в исландских водах)

Исландия (задумчиво). У меня семь кораблей. У Британии около сотни. (потирая руки) Это будет великая победа, достойная наших предков-викингов!

Германия (шёпотом). У Исландии поехала крыша, звоните психиатрам.

Исландия. Выпускайте береговую охрану!

(Из бухты с трудом выходит старый фрегат "Тор", перегораживает дорогу сразу трём английским военным кораблям и вступает с ними в бой)


Другие страны (хором). У Исландии поехала крыша!

Исландия (с дьявольским хохотом). Нас ожидают чертоги Вальхаллы, где мы будем вечно пировать с Праотцом Одином за длинным столом!..

Другие страны (шёпотом). Капец.

(Исландские и английские корабли гоняются друг за другом по морю, устраивая перестрелки)

США. Вашу мать. Вы, оба...

Исландия (не слушая). Сражайтесь, английские крысы! Ваше место — в сером Нифльхейме, под пятой великой Хель! Узрите же знамя ворона! С нами Тор!

США (в панике). Вы же оба члены НАТО!

Исландия (не оборачиваясь). Уже нет.

США (впадая в хтонический ужас). Как это нет?!

Исландия. Мы не будем сражаться плечом к плечу с трусливыми английскими крысами. Мы выходим из НАТО.

Другие страны (хором). Охренеть!..

США (бледнея). Но ведь у вас единственная база НАТО в северных морях!

СССР (подкрадываясь). А вот с этого места поподробнее...

США. Твою же мать! Британия! Можно тебя на два слова?

Британия (нехотя). Ну что ещё?!

США. Свали оттуда!

Британия. Это вопрос принципа!

США. Вдарю промеж глаз!

Исландия. Отвали, США, это я её первая заметила!

США. Да ты охренела!

Исландия (помахивая треской). А знаете, медведи очень любят сырую рыбу. Исторический факт.

СССР. Ры-ы-ы-ыба-а-а-а...

США. Твою мать! Британия!

Британия (разочарованно). Да что ж за херня...

(Британия отзывает свои корабли и вслед за всеми странами Европы признаёт право Исландии на 200-мильную зону вокруг острова)

Исландия (грустно). Великий Один остался без жертвоприношения... И веселье так быстро закончилось… (оглядываясь по сторонам и замечая вулкан Эйяфьядлайёкюдль) Хотя всё ещё можно поправить!

Все страны мира (хором). Твою же мать...

Занавес


Интересная история побед в нескольких торговых войнах крошечной Исландии над Великобританией. Побед, одержанных упорством и дипломатией. В Исландии нет нефти, газа, угля и даже леса, а сельскохозяйственный потенциал страны, 11% территории которой занимают ледники, крайне ограничен. Рыба для страны – стратегический товар.

Первый послевоенный конфликт между Великобританией и Исландией начался в 1952 году, когда Исландия объявила о расширении запретных для иностранных рыбаков вод с трёх до четырёх миль. Британцы подали заявление в Международный Суд, а пока шло разбирательство, запретили исландским рыболовным судам вход в свои порты. Это запрет нанёс серьёзный удар по исландской экономике: Великобритания являлась крупнейшим рынком сбыта для небольшой северной страны.

И здесь потомков викингов выручила недавно начавшаяся Холодная война. Образовавшиеся излишки трески с энтузиазмом стал покупать Советский Союз, рассчитывавший тем самым увеличить своё влияние на пусть и небольшое, но одно из государств-основателей НАТО. Подобная перспектива обеспокоила США, которые тоже начали закупки крупных партий исландской рыбы. В итоге совместный советско-американский импорт компенсировал нанесённый британскими санкциями ущерб.

Закончился этот конфликт победой Исландии. Страна с населением в 160 тысяч человек одержала победу над великой державой, одним из пяти государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1956 году Великобритания вынуждена была признать исландскую четырёхмильную зону.

Но это было только начало


Первая Тресковая война


К британскому траулеру Coventry в Вестфьорде подходит исландский патрульный катер Albert. 1958 год

Воодушевлённые успехом, уже в 1958 году исландцы решили ещё раз расширить свою исключительную рыболовную зону, на это раз сразу до 12 миль. Но теперь всё начиналось для них весьма неудачно: все остальные члены НАТО выступили против подобных односторонних действий. На этот раз не обошлось без участия военных: Великобритания отправила к берегам Исландии боевые корабли. Всего за время первой Тресковой войны в операции по защите рыболовного флота приняло участие 53 корабля Королевского военного флота, которым противостояли семь исландских патрульных катеров и одна летающая лодка PBY Catalina.

Присутствие иностранных военно-морских сил в прибрежных водах Исландии вызвало протесты в стране. У британского посольства собирались демонстрации разгневанных исландцев, но посол Эндрю Гилкрист встречал их насмешками, включая на полную громкость записи волынки и военных маршей на граммофоне.

Исландцы оказались в явно проигрышном положении. Их попытки задержать британских рыбаков или выдворить их за пределы 12-мильной зоны натыкались на противодействие более крупных и мощных британских военных кораблей. Уже 4 сентября, когда исландский патрульный катер попытался выдворить из Вестфьорда британский траулер, вмешался британский фрегат Russell, в результате чего оба военных корабля столкнулись.

Число подобных эпизодов росло. Понимая, что в противостоянии с британским флотом у Исландии нет никаких шансов, власти страны прибегли к шантажу. Правительство островного государства пригрозило выйти из НАТО и выдворить из страны американские войска. Несмотря на подавляющее военно-морское превосходство, под давлением американцев Великобритания была вынуждена признать и 12-мильную исландскую исключительную экономическую зону. Единственной значительной уступкой исландцев стало предоставление британцам права на ограниченную рыбную ловлю во внешних шести милях из двенадцати.

Вторая Тресковая война


Исландский катер Ver (слева) пытается обрезать тралы британского траулера Northern Reward (справа), а британский буксир Statesman (в центре) пытается ему помешать

Несмотря на одержанную в 1961 году победу, ситуация с рыбными ресурсами у берегов Исландии продолжала ухудшаться. В 1960-х годах в окружающих остров водах пропала сельдь, улов которой сократился с 8,5 миллионов тонн в 1958 году до почти нуля в 1970-м. Численность трески также неуклонно снижалась, и по прогнозам биологов она должна была исчезнуть вслед за сельдью примерно к 1980 году.

Попытки Исландии привлечь к решению вопроса международные организации с провалились. Предложения по введению квот на добычу рыбы и созданию закрытых для промысла районов, где популяции могли бы восстанавливать свою численность, либо игнорировались, либо уходили на бесконечные обсуждения в отраслевые комитеты.

В сентябре 1972 года правительство Исландии для сохранения рыбных запасов и увеличения доли страны в общем объёме улова расширило границы морской исключительной экономической зоны страны до 50 миль. На этот раз тактика береговой охраны была другой. Вместо того чтобы задерживать британские траулеры или выдворять их, исландцы обрезали тросы рыболовных тралов специальными резаками. После того как исландцы обрезали сети восемнадцати рыболовецким судам, в мае 1973 года британские траулеры покинули воды, на которые претендовала Исландия. Однако вскоре они вернулись, на этот раз защищаемые фрегатами Королевского флота.

Исландцы вновь досталиь из рукава своего джокера. В правительстве страны зазвучали голоса о необходимости выхода из НАТО, которое должно защищать своих членов, а на практике никакой помощи не оказывает. В сентябре 1973 года спасать положение в Рейкьявик прибыл генеральный секретарь НАТО Джозеф Лунс. 3 октября британские военные корабли были отозваны, а 8 ноября стороны конфликта подписали временное соглашение. Согласно ему, промысловая деятельность британцев внутри 50-мильной зоны ограничивалась: их годовой улов не должен был превышать 130 000 тонн. Срок соглашения истекал в 1975 году.

Исландия снова победила.

Третья Тресковая война


​Столкновение исландского патрульного катера Baldur (справа) и британского фрегата Mermaid

Даже после заключения «перемирия» отношения между Великобританией и Исландией оставались натянутыми. В июле 1974 года Forester, один из крупнейших британских траулеров, был обнаружен исландским патрульным катером ловящим рыбу в пределах 12-мильной зоны. После 100-километровой погони и обстрела с как минимум двумя попаданиями траулер был захвачен и доставлен в Исландию. Капитан корабля был осуждён, приговорён к 30 дням тюремного заключения и 5 тысячам фунтов штрафа.

16 ноября 1975 года началась Третья тресковая война. Честно дождавшись окончания срока соглашения 1973 года, исландцы решили не мелочиться и объявили своей исключительной морской зоной теперь уже 200-мильную прибрежную полосу. Для противодействия британским траулерам они смогли выставить шесть патрульных катеров и два траулера польской постройки, вооружённых и переоснащённых в корабли береговой охраны.

Кроме того, они намеревались приобрести у США патрульные катера класса Asheville, а после отказа даже хотели получить советские сторожевые корабли проекта 35 – но и эта сделка не состоялась. Британцы для защиты 40 своих траулеров отправили на этот раз «армаду» из 22 фрегатов (впрочем, единовременно у берегов Исландии находилось не более 9 британских военных кораблей), 7 судов снабжения, 9 буксиров и 3 вспомогательных судов.

Третья Тресковая война продлилась 7 месяцев, до июня 1976 года. Она оказалась самой жёсткой из трёх – в её ходе произошло 55 умышленных столкновений кораблей обеих стран. 19 февраля 1976 года Исландия разорвала дипломатические отношения с Великобританией.

Исход последней Тресковой войны оказался предсказуемым. Исчерпав все имевшиеся возможности противостояния с Великобританией (не считая открытого объявления войны), Исландия вновь применила свой «запрещённый приём». Исландцы пригрозили закрыть американскую базу в Кеблавике, которая была важнейшим звеном в оборонительной системе НАТО в Северной Атлантике.

2 июня 1976 года при посредничестве того же генсека НАТО Джозефа Лунса было заключено новое соглашение, поставившее точку в исландско-британских тресковых войнах. Согласно ему, в течение последующих 6 месяцев единовременно 24 британских траулера могли находится внутри 200-мильной морской исключительной зоны Исландии.


Расширение исландской исключительной экономической зоны .

По истечении этого срока Великобритания больше не имела права на ловлю рыбы внутри 200-мильной зоны без разрешения Исландии, тем самым признавая её новые морские границы.


Бронзовая «статуя дружбы» в английском Кингстон-апон-Халле, установленная в 2006 году в знак окончательногшо примирения после Тресковых войн. Вторая такая же статуя стоит в исландской деревне Вик