Какое растение имеет корневые шишки корнеплод. Урок онлайн. Корни. Корневые системы. Подземный орган корень: виды корней

ХОДУЛЬНЫЕ КОРНИ

ХОДУЛЬНЫЕ КОРНИ , тип корней, растущих от стебля растения и дающих растению дополнительную поддержку. Эти корни продолжают расти по мере того, как тонкий стебель растения становится выше, и часто являются необходимыми для того, чтобы растение не упало. Эти мощные надземные корни часто поддерживают ствол деревьев над уровнем воды и укрепляют растения в иле или в песчаном грунте приливной полосы морских побережий. Встречаются у некоторых травянистых растений, например, у маиса, и у деревьев, таких как мангровые деревья. Кроме того, многим тропическим растениям присущ другой тип поддерживающих корней - плоские, расположенные на земле, корни, которые растут от основания ствола и помогают держаться деревьям с неглубокими корнями.


Научно-технический энциклопедический словарь .

Смотреть что такое "ХОДУЛЬНЫЕ КОРНИ" в других словарях:

    Надземные мощные корни, поддерживающие над уровнем воды ствол деревьев и укрепляющие растение в иле или песчаном грунте приливной полосы морских побережий. Выполняют также (как и дыхат. корни, или пневматофоры) функцию дыхания. Характерны для… …

    ходульные корни - Синонимы: опорные корни одревесневающие придаточные корни, образующиеся на стволах деревьев и служащие для дополнительной опоры. Характерны для растений, обитающих на заболоченной почве, напр. для мангровых растений …

    ХОДУЛЬНЫЕ КОРНИ - одревесневающие воздушные придаточные корни, отходящие от стволов деревьев и служащие для опоры. Развиваются преимущественно во влажных тропиках … Словарь ботанических терминов

    опорные корни - придаточные корни, образующиеся на стеблях и служащие растениям дополнительной опорой. См. также столбовидные корни; ходульные корниАнатомия и морфология растений

    Дерево с досковидными корнями … Википедия

    Придаточные корни, возникающие у растений на надземных побегах высоко над землёй и служащие для поглощения влаги непосредственно из воздуха. Образуют на поверхности многослойную специфич. ткань веламен, способную конденсировать атмосферную влагу … Биологический энциклопедический словарь

    В этом семействе, по данным известного специалиста Б. Стоуна, более 800 видов, относящихся к 3 родам. Большая часть видов, 600 700, относится к роду панданус (Pandanus), примерно 175 к роду фрейсинетия (Freycinetiа) и всего 2 вида… … Биологическая энциклопедия

    О строении и функциях корня и о различных ого модификациях мы знаем гораздо меньше, чем о стебле и листе. Одной из причин этого являются определенные технические трудности, связанные с изучением подземных органов вообще. Однако за… … Биологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Корень (значения) … Википедия

    Эта сравнительно небольшая и очень своеобразная группа, известная ранее под названием коноцефалоидных (Conocephaloideae), была обособлена в самостоятельное семейство цекропиевых совсем недавно голландским исследователем К. К. Бергом… … Биологическая энциклопедия

– это вегетативные органы высших растений, которые находятся под землей и осуществляют проведение воды с растворенными минеральными веществами к надземным органам растений (стеблю, листьям, цветкам). Основная функция корня - закрепление растения в почве.

Виды корней: главный, боковые и придаточные. Главный корень вырастает из семени, он наиболее мощно развит и растет вертикально вниз. Боковые корни отходят от главного и многократно ветвятся. Придаточные корни образовываются на стеблях и листьях, никогда не отходят от главного.

Совокупность всех корней растения называется - корневой системой . Различают два вида корневых систем – стержневая и мочковатая. В стержневой корневой системе сильно выражен главный корень. Она, как правило, встречается у двудольных растений. Мочковатая состоит только из придаточных и боковых корней, главный корень не выражен. Мочковатую корневую систему имеют однодольные растения и некоторые двудольные.

Корни в корневой системе отличаются по внешнему виду, возрасту и выполняемым функциям. Самые тонкие и молодые корни выполняют в основном функции роста, всасывание воды и поглощение питательных веществ. Более старые и толстые корни закрепляются в почве, проводят влагу и питательные вещества в наземные органы растения.

Видоизмененные корни (типы метаморфозов):

Обычными запасающими корнями являются корнеплоды (морковь, свекла, петрушка. В корнеплодах откладываются крахмал, сахар и т.д.

Корневые шишки (корневые клубни) - запасающие придаточные корни у георгина, батата, чистяка и др.

Корни-прицепки имеют лазающие растения (плющ).

Втягивающие корни (у луковичных растений) служат для погружения луковицы в почву.

Воздушные корни образуются у растений, поселяющихся на других растениях (эпифиты), например, орхидеи. Они обеспечивают растению всасывание из влажного воздуха воды и минеральных веществ.

Дыхательные корни имеют растения, которые растут на заболоченных почвах, например, американский болотный кипарис. Эти корни приподнимаются над поверхностью почвы и снабжают подземные части растения воздухом, который поглощается через специальные отверстия.

Ходульные корни образуются у деревьев, которые растут на литорали тропических морей (мангры). Корни сильно ветвятся и укрепляют растение в зыбком грунте.

Опорные корни – отходят от кроны и достигают почвы (баньян).

Корни-присоски – врастают в органы других растений и поглощают из них воду и минеральные вещества (повилика).

Микориза - это симбиоз корней высших растений и почвенных грибов. Растения снабжают грибы растворимыми углеводами, а грибы доставляют растению минеральные веществ.

Симбиоз между азотфиксирующими бактериями и корнями бобовых растений (клубеньковые бактерии) также является видоизменением корней. Бактерии фиксируют атмосферный азот и переводят его в соединения, которые усваиваются растениями.

Формирование корневой системы:

  1. прищипка – удаляют кончик корня, развивается больше боковых корней
  2. окучивание – основание побега засыпают землей, отрастают придаточные корни

Строение корня.

1. Зона деления. Корень нарастает в длину за счет верхушечной точки роста. Она состоит из образовательной ткани, клетки которой способны к постоянному делению. Точка роста одета корневым чехликом. Корневой чехлик образован живыми клетками, которые слущиваются и замещаются новыми за счет клеток точки роста. Корневой чехлик защищает точку роста от механических повреждений. Эта зона корня называется зоной деления.

2. Зона растяжения, или роста . Здесь клетки растут и приобретают определенную форму и размеры.

3. Зона всасывания . В ней наблюдается дифференциация клеток на ткани. Зона всасывания снаружи несет покровную ткань, каждая клетка которой образует корневой волосок . При помощи корневых волосков происходит всасывание и почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая - это облегчает всасывание. Почти всю клетку корневого волоска занимает крупная вакуоль, а ядро располагается у верхушки волоска. С ростом корня корневые волоски погибают, и зона всасывания образуется заново.

4. Зона проведения . Ее функция - транспорт воды и минеральных веществ в надземные орган растения и транспорт органических веществ из стебля в корень.

Для утолщения корня служит камбий, который закладывается в зоне проведения. Камбий обеспечивает рост корня в толщину.

Зона всасывания состоит из проводящих, механических и основной тканей. По сосудам древесины протекает транспорт воды и минеральных веществ в надземные органы растений - это восходящий ток. По ситовидным трубкам луба из листьев и стебля в корень оттекают органические вещества - это нисходящий ток.

Воду и минеральные вещества корень всасывает из почвы при помощи корневых волосков. Вода поступает в корневой волосок за счет осмоса. При превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора, развивается корневое давление. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

В естественных биогеоценозах содержание в почве необходимых растению элементов поддерживается на относительно постоянном уровне за счет круговорота веществ. В агроценозах человек часть минеральных веществ забирает из почвы вместе с урожаем. Поэтому в почву сельскохозяйственных угодий надо вносить удобрения.

Удобрения подразделяются на органические и минеральные.

Органические удобрения : навоз, торф, птичий помет, торфокомпосты и т.д. - содержат все необходимые для растений питательные вещества. При внесении органических удобрений в почву попадают микроорганизмы - бактерии, грибы. Они разлагают органические остатки и повышают плодородие почв.

Минеральные удобрения бывают азотными, калийными фосфорными. Азотные удобрения содержат азот в форме нитратов. К ним относятся различные селитры (калиевая, натриевая и др.), хлористый аммоний, мочевина. Азот нужен растениям для нормального формирования вегетативных органов. Калийные удобрения - хлористый калий, сульфат калия влияют на рост корней, клубней, луковиц. Фосфорные удобрения - суперфосфат, фосфоритная мука и др. ускоряют созревание плодов. Фосфор и калий повышают холодостойкость растений.

Дыхание корня происходит в результате диффузии кислорода из почвы в ткани. Для проникновения в почву воздуха ее надо постоянно рыхлить. Рыхление способствует и сохранению влаги в почве, поэтому его называют «сухим поливом».

Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии или химии

Краткая форма обратной связи

Ходульные корни. Филодендрон, мангры. Образуются у растений, произрастающих в приливно - отливной зоне. Они высоко удерживают над водой побеги.

Картинка 25 из презентации «Видоизменения корней» к урокам биологии на тему «Корень»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока биологии, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Видоизменения корней.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 3182 КБ.

Скачать презентацию

Корень

«Строение цветка» - МОУ «Ошейкинская средняя общеобразовательная школа». Лабораторная работа. 4. 10. 6. 9. 2. Цель: закрепить знания о строении цветка, как органа размножения растений. Формула цветка. Оборудование: муляжи цветов растений. Учитель биологии высшей квалификационной категории Лебедева И.И. Обоеполые. Тема урока: «Строение цветка».

«Строение листа растения» - Развивающие: Сформировать умение распознавать различные виды жилкования. Вспомнить отличия в строении вегетативной и генеративной почки. Курсы – теоретический материал учебника, а также тренажер и проверочные работы. Вспомнить части строения вегетативной почки растения. 3. Виды листьев в зависимости от количества листовых пластин.

«Корневая система растений» - Закрепление знаний. Виды корней. Перечислите функции, которые выполняет корень. Мочковатая корневая система - корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Функции корня. Типы корневых систем. Главный корень - корень, развивающийся из зародышевого корешка.

«Плоды биология» - 2007г. Семена. (Урок изучения нового материала в 6 классе). Цветение и опыление растений. ММЦ 59 209 Куединский район. Проект «Информатизации системы образования». Разнообразие и способы распространения плодов. Составила: учитель биологии МОУ «Большегондырская СОШ» Шакирова Гюльнара Ринафовна. Отметки: «5» - 0,1ошибка «4» - 2,3,4 ошибки «3» - 4, 5,6 ошибки.

«Семя плод» - Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные. Но у многих растений в завязи много семязачатков. Сочные и сухие плоды. Плод. Тема: «Плоды» Подготовила Галузина Лиза ученица 6 класса. Различают плоды и по строению околоплодника. Односемянные и многосемянные плоды. Виды плодов. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа».

Всего в теме 8 презентаций

Услышав слово «корень», мы представляем себе что-то находящееся глубоко под землей, занимающееся всасыванием воды. Но это характерно далеко не для каждого растения. Есть корни, находящиеся в воздухе и способные к фотосинтезу. Бывают корни, создающие причудливые «юбки» вокруг деревьев. А случается и так, что растение вообще прекрасно обходится без корня. На этом уроке мы узнаем, какие же еще бывают корни.

Основная функция корня - всасывание воды и минеральных веществ.

На сухих полях длина корней пшеницы достигает 2,5 м, а на увлажненных - 0,5 м. Но они гораздо гуще. Основное условие - увлажненность почвы.

В тундре корни расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Это связано с низкой питательностью почвы и наличием вечной мерзлоты. Корни карликовой березы (см. Рис. 1) достигают 20 см. Но при помещении растения в более благоприятные условия размеры корней увеличиваются.

Рис. 1. Береза карликовая

Пустынные растения имеют очень длинные корни, что связано с глубоким расположением грунтовых вод. Длина корней ежовника безлистного (см. Рис. 2) - 15 м. Растения без развитой корневой системы приспособлены к поглощению влаги из тумана с помощью стеблей и листьев.

Рис. 2. Ежовник безлистный

Развитие корнеплода

Весной посейте на грядке морковь, свеклу, репу. Через неделю после появления всходов каждую неделю выдергивайте саженцы по одному. Рассматривайте и зарисовывайте корневую систему. Отмечайте дату. Сделайте альбом из рисунков, по которому проследите развитие корнеплодов.

Редис, свекла (см. Рис. 3), репа, морковь запасают питательные вещества в увеличенных корнях. При накоплении в них запасных питательных веществ становятся мясистыми. Если эти образования съедобны для человека или животных, их называют корнеплодами.

Рис. 3. Свекла обыкновенная

В образовании корнеплодов принимают участие главный корень и нижние участки стебля.

Корневые клубни (см. Рис. 4) появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней. Развиты у георгин, чистяка, батата, маниоки.

Рис. 4. Корневые клубни батата

Втягивающие корни - корни, способные сильно укорачиваться. Они втягивают под землю луковицу лука, пролесок, тюльпанов, орхидей, шафрана. Корни имеют поперечные морщины.

Знаете ли вы, что…

Из корнеплодов сахарной свеклы получают сахар.

Корневая система кукурузы разрастается в стороны от стебля почти на 2 метра, репчатого лука - на 60-70 см.

Основная масса корней большинства растений разрастается на глубине 15-18 см.

Корни моркови длиннее надземной части растения примерно в 7 раз.

У плющей развиваются корни-прицепки (см. Рис. 5), которыми растение крепится к опоре (скале, стволу дерева).

Рис. 5. Корни-прицепки плюща

Корнеплоды и корневые клубни не следует путать с корневищами и настоящими клубнями. Корневища и клубни - видоизменения побегов, не имеющие отношения к корням.

Рис. 6. Орхидея

У некоторых эпифитов вообще нет корней - тилландсия луковичная (см. Рис. 7).

Рис. 7. Тилландсия луковичная

Дыхательные корни (пневматофоры) - образуются у голосеменных и покрытосеменных растений, произрастающих на топкой почве (берега рек). Например, у ивы ломкой (см. Рис. 8), мангр. Корни растут вертикально вверх, пока не достигают поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается к корням, находящимся глубже, - в условиях недостатка кислорода.

Рис. 8. Ива ломкая

Ходульные корни (см. Рис. 9) - образуются на стволах и ветвях, служат подпорками. Характерны для тропических деревьев.

Рис. 9. Опорные корни

Досковидные корни (см. Рис. 10) - вертикальные выросты корней, упирающиеся в ствол и поддерживающие его. Образуются у крупных деревьев. Высота корней достигает 9 м.

Рис. 10. Досковидные корни

Столбовидные корни - отрастают от горизонтальных ветвей дерева вниз, поддерживают крону дерева (индийский баньян).

Рис. 11. Омела белая

Рис. 12. Погремок

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biofile.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Bsu.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 106, задания и вопросы 1, 4 ().
  2. Какие существуют видоизменения корней?
  3. Какие особенности корневой системы орхидей вам известны?
  4. * Назовите минимум 5 растений с видоизмененными корнями, произрастающих в вашей области. Охарактеризуйте эти видоизменения.

Большинство растений имеют корни типичного строения. Но у многих видов в процессе эволюции корни приспособились к выполнению особых функций, в связи с чем, строение их изменилось. Такие изменения называются метаморфо­зами.

Запасающие корни. У многолетних растений запасные питательные вещест­ва могут откладываться и в корнях. Если функция запаса становится основной, то такие корни называются запасающими. По происхождению и структуре раз­лича­ют два типа запасающих корней: корнепло­ды и корневые шишки (рис. 5.8.).

Корнеплоды образуются за счет разрастания главного корня. В образовании корнеплода принимает участие нижняя часть стебля, причем у свеклы , репы , редиса она составляет большую часть корнеплода, а собственно корень – только нижняя его часть, на котором развиваются боковые корни.

Запасные про­дукты у корнеплодов (крахмал, инулин, различные сахара) могут откладываться в паренхиме вторичной коры (морковь, петрушка ) или в паренхиме древесины (редька , репа, редис ). Изредка запасные вещества откладываются в паренхиме, образованной деятельностью нескольких добавочных колец камбия (свекла ) – пример третичного строения (установлено, что образование добавочных ка­­м­би­альных колец стиму­ли­руется деятельностью ли­­стьев – их число примерно равно числу листьев, деленному на два).

Корневые шишки (корневые клубни ) возникают при разрастании боковых корней (у георгина, чистяка, ятрышника, батата ). Об­разовывают при­да­точ­ные почки и служат не только для перезимовки, но и для вегетативного раз­множения.

Микориза. Микориза представляет собой мутуалистический симбиоз корней многих растений с гифами грибов (некоторые зигомикоты и аскомикоты, но главным об­разом базидиальные грибы) (рис. 5.9.). Грибной компонент облег­чает кор­ням получение во­ды и минеральных веществ из почвы, а также, видимо, передает им некоторые органические вещества. Гриб в свою очередь получает от растения углеводы и дру­гие питательные вещества.

Р

азличаютэктотрофную микоризу, когда гифы гриба охватывают корень только снаружи, иногда проникая в межклетники коровой паренхимы (сосна, береза, дуб, ива и др.), и эндотрофную микоризу, когда грибной чехол вокруг корня не образуется, а гифы проникают глубоко в корень и внедряются в клетки коровой паренхимы (яблоня, груша, земляника, злаки, орхидные и др. – характерна для большинства покрытосеменных).

В

Рис. 5.10. Втягивающие корни.

а – крокуса, б – кислицы, в – лилии;

1 – втягивающие корни.

тягивающие или контрактиль­­­ные корни. Характерны для многих корне­вищных и луковичных растений, обитающих чаще всего в экстремальных условиях (регио­ны с сухим жарким климатом или суровой зимой), а также характерны для многих сельскохозяйственных растений (клевер, гречиха, люцерна, морковь, свекла ). Укорачиваясь у основания, такие корни (более длинные, чем обычные) способны втягивать луковицы или корневища в почву на оптимальную для их сохранения глубину (рис. 5.10.).

Клубеньки. Клубеньки пред­­ставляют собой разрастание паренхимной ткани корня (у многих бобовых ), вызванное некоторыми видами бактерий из рода Rhizo ­ bium (рис. 5.11). Эти микроорганизмы способны фиксировать атмосферный молекуляр­ный азот, переводя его в связанное легкоусвояемое растением состояние. С другой стороны, бак­терии используют вещества, находящиеся в корнях растения, а также стиму­лируют разрастание корней. Благодаря дан­ному симбиозу проис­ходит обо­гащение почвы азотом.

На корнях ольхи, лоха, облепихи также образуются клубеньки, однако они возникают в результате симбиоза с актиномикотами , которые также способны фиксировать ат­мос­ферный азот.

У

В

Рис. 5.12. Омела на ветке тополя.

1 – корень-гаустория, 2 – корень в коре тополя.

оздушные корни. Объединяют группу корней, разнообразных по морфоло­гии и часто выполняющих особые функции (рис. 5.13.):

ходульные корни – образуются у растений своеобразных растительных со­обществ – мангровых зарослей, а также встречаются у некоторых небольших де­ревьев тропического дождевого леса, особенно на болотистой почве; они имеются также у некоторых пальм и даже у кукурузы. Образуясь на стволах и ветвях де­ревьев и стеблях трав (т.е. они придаточные), они растут вниз, укрепляются в почве и прочно удерживают растение. Наиболее эффектны ходульные корни не­которых видов фикуса, образующие экзотическую жизненную форму – баньян;

досковидные опорные корни наиболее характерны для крупных деревьев тропического дождевого леса. В отличие от ходульных – это боковые корни. Рас­положенные у самой поверхности почвы или над ней, они развивают более или менее плоские прилегающие к стволу вертикальные надземные выросты, при­дающие дополнительную опору растению;


Рис. 5.13. Воздушные корни.

1 – ходульные корни мангровых зарослей, 2 – ходульные корни кукурузы,

3 – досковидные корни, 4 – пневматофоры.

вентиляционные (дыхательные ) корни, или пневматофоры, развиваются у ряда тропических деревьев, растущих на бедных кислородом почвах. Они имеют­ся у мангровых деревьев, а также у деревьев, произрастающих в лесах на пресно­водных тропических болотах. Образуются из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над почвой или водой (отрицательный геотро­пизм). Значение пневматофоров заключается, прежде всего, в снабжении подзем­ных частей корня воздухом;

Клетки веламена постепенно отмирают, и поэтому вода всасывается не осмотиче­ским, а капиллярным путем, проникая внутрь через большие поры и сквозные от­верстия.