Горе от ума как комедия просвещения. Грибоедов "горе от ума" - сочинение "просвещение, наука и педагогика в понимании персонажей комедии". «Горе от ума» как реалистическое произведение

Тема ума - центральная в произведении, заявленная еще в заглавии. Известно, что сначала Грибоедов хотел назвать комедию «Горе уму». В этом заглавии отражалось то, что носитель ума терпит гонения со стороны окружающих. Однако затем он переменил его на «Горе от ума». Здесь имеется уже другой смысл: горе переносит не только сам носитель ума, но и все его окружение. И действительно, второе заглавие глубже отражает то, что происходит по ходу сюжета: Чацкому непросто, однако непросто и представителям московского дворянства, которые соприкасаются с ним…

Если говорит об уме, то в комедии постоянно идет игра значением этого слова. Существует два понятия ума: ум Чацкого и ум «фамусовского общества».

Ум Чацкого заключается в его умении свободно мыслить, видеть суть окружающих явлений. Он - носитель передовых идей: освобождение крестьян от рабства, новые ценности жизни (отличные от чинопоклонства, праздного времяпрепровождения). Кроме того, Чацкий отличается выразительной речью, любит бросать меткие фразы («говорит, как пишет»). С этой стороны Чацкий умен. С другой стороны, он (как отмечал еще Пушкин) выглядит глупым, когда пытается донести свои идеи людям, которые не хотят их слушать. О глуп во всем, что касается людей, а также в том, что связано с житейской практичностью (которая так ценится в «фамусовском обществе»).

Если говорить о представителях московского общества, то они глупы в том, в чем умен Чацкий. Они живут лишь для того, чтобы зарабатывать деньги и добиваться положения в обществе, совершенно не думают о том, что происходит вокруг. Однако у них присутствует собственная «житейская мудрость», которой они руководствуются в жизни. Она заключается в том, чтобы уметь найти подход к нужному человеку, знать свое место в обществе и вести себя исходя из этого и, таким образом, обеспечить себе спокойную жизнь. Фамусов пытается поучать Чацкого, рассказывая ему о своих жизненных воззрениях. Молчалин тоже обладает этой «житейской мудростью» (он очень хитер) и умеет постоянно входить в нужную ему роль (с Софьей казаться романтичным влюбленным юношей, с Фамусовым и гостями бала - послушным и кротким, с Лизой стать развязным, с Чацким - равнодушным). Вот что говорит про него Софья:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

В этих строках Софья противопоставляет ум Молчалина и ум Чацкого. И тяготеет к первому (как и все московское общество). В итоге автор комедии показывает, что по-настоящему умные люди редко ценятся в обществе, состоящем из дураков. И более того, их ум может показаться сумасшествием - как это и случилось с Чацким.

В годы, когда Грибоедов задумывал и писал "Горе от ума", начинался роковой для России разрыв между властью и мыслящей частью общества. Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, а поход 1813-1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомил этих дворян с западноевропейской жизнью. Успехи французской гражданственности не могли быть не замечены. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действительность. Некоторые европейски образованные люди со скандалом вышли в отставку, многие стали членами тайных противоправительственных обществ. Другие же не желали перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. В результате общество раскололось на два лагеря: консерваторов и реформаторов. Грибоедов, будучи прогрессивно настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества того времени. Одной из этих проблем является проблема, связанная с вопросами просвещения, науки и педагогики.

Персонажи комедии делятся на два лагеря: сторонников и противников образования и просвещения. К противникам относится все фамусовское общество, в то время как из действующих персонажей сторонником является только Чацкий. Он противоречит сплоченному в своем нежелании что-либо менять фамусовскому обществу, которым владеет страх перед тем, что любые прогрессивные идеи, вольнодумные мысли помешают их спокойному, безмятежному, сытому существованию. Его главным представителем является Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного, проявления любого свободомыслия, вольности, новых идей:

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам

Говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он. По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что "не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". Он не видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и учителей, и возмущается, что многие дворяне берут "побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!" Несмотря на это он все же вынужден был "принанять в мадам Розье вторую мать", потому что так было принято в обществе. Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что "в чтеньи прок-от невелик", а его "соратник", в "ученый комитет который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского общества, нанимали "числом поболе, ценою подешевле". Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему "больно спится". Он очень негативно относится к просвещению, считая ученье - "чумой", а ученость - причиной сумасшествия и уверяет, что надо "забрать все книги бы, да сжечь". Как мрак боится света, так и фамусовское общество смертельно ненавидит просвещение. Фамусов не одинок. Хлестова говорит, что "и впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев..." Скалозуб демонстрирует желание ввести систему муштры в школах, мечтая о том, что "будут учить по-нашему: раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий!" Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает избавиться от басен, так как в них "насмешки вечные над львами, над орлами!" Ученье представляется им не только ненужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институте профессоры "упражняются в расколах и безверьи". Представители фамусовского общества очень невежественны, инетеллектуально ограниченны: княжны Тугоуховские разговаривают только о моде, а графиня бабушка путает слова "фармазон" и "франкмасон". На государственную службу смотрят как на путь достижения богатств, чинов. Свое служебное положение они используют в личных целях, а своих родственников стараются пристроить поближе к себе, потому что власть имущие под своим началом предпочитают иметь людей скорее удобных, нежели умных. Поэтому умных людей притесняли и зажимали.

Иного мнения Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы "в науки вперить ум, алчущий познанья". Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личности автора. у героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Фамусов говорит о нем, что он "славно пишет, переводит" и "говорит, как пишет". Чацкий, будучи человеком образованным, с иронией говорит о своем менторе, все "признаки учености" которого сводились к!колпаку, халату, персту указательному". Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким
и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как сам Чацкий, а также двоюродный брат Скалозуба и племянник княжны Тугоуховской - "химик и ботаник". Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?"

Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположные позиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители фамусовского общества являются малообразованными людьми, в то время как Чацкий и его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти 19 века.

    В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина....

    Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века - "век...

    В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, меткость, сила... И.А. Некрасов Из произведений русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий....

    Освободительные идей грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Н. А. Добролюбов видел в Чацком вечного обличителя лжи. Н. Г. Чернышевский считал Грибоедова прямым предшественником Гоголя. Широко использовал в своих...

Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии «Горе от ума».

Н.Шмелева.

После войны 1812 года российское общество переживало небывалый патриотический подъем, породивший большие ожидания со стороны прогрессивных дворян и, в конечном итоге, приведший к расколу российского дворянства на два лагеря: консерваторов и реформатов. Консерваторы не желали перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. Прогрессивные дворяне осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно, волновало противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, он написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества первой четверти XIX века. Одной из таких проблем является проблема, связанная с вопросами просвещения, науки, педагогики.

Консервативное дворянство, представленное в комедии фамусовским обществом, негативно относится к любому образованию, и домашнему, и в учебных заведениях.

По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он не видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и гувернеров и возмущается, что многие дворяне берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это он все же сумел « принанять в мадам Розье вторую мать». Однако очевидно Фамусов очень мало ей платил, экономя на воспитании дочери, так как «за лишних в год пятьсот рублей» гувернантка ушла к другим. Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему «больно спится». Он очень негативно относится к просвещению, считая ученье – «чумой», а ученость – причиной сумасшествия. Он не одинок, Хлестова говорит, что «и впрямь с ума сойдешь от этих от одних от пансионов, школ, лицеев…». Фамусов предлагает «собрать все книги бы да сжечь». Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, над орлами!» Консервативное дворянство не устраивают существующие педагогические методы. Фамусовское окружение демонстрирует желание ввести систему муштры в школах. Эту идею высказывает Скалозуб, говоря о том, что якобы « будут учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так, для больших оказий». Ученье представляется «веку минувшему» не только не нужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институте профессоры «упражняются в расколах и безверьи».

Фамусовское общество очень негативно относится к наукам. Чацкий замечает, что стоит какому-нибудь «врагу исканий» заняться наукой, «они тотчас – разбой! пожар!». Тугоуховская с возмущением рассказывает про своего племянника, который химию и ботанику предпочел деланию карьеры.

Представители фамусовское общество очень невежественно, интеллектуально ограничено. Например, княжны Тугоуховские разговаривают только о моде. Графиня бабушка путает слова «фармазон» и «франкмасон».

Чацкий, в отличие от представителей «века минувшего» является образованным человеком. Фамусов говорит о нем, что он «славно пишет, переводит» и «говорит как пишет». Он с иронией говорит о « том чахоточном», который служил в «ученом комитете» и «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Говоря о домашнем обучении, он возмущается тем, что многие дворяне « хлопочут набирать учителей полки числом поболее, ценою подешевле». Он с иронией говорит о своем менторе, все «признаки учености» которого сводились к «колпаку, халату, персту указательному». В комедии «Горе от ума» показаны и единомышленники Чацкого, например, двоюродный брат Скалозуба удивил свою родню тем, что «чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».

Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположенные позиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители фамусовского общества являются мракобесами, в то время как Чацкий и его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти XIX века.

Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии. Замысел комедии «Горе от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816году. В Петербурге осенью 1824года работа была закончена, но в 1825году писатель вносил в текст отдельные поправки.
Неслыханным был успех комедии. Блестящую и глубокую характеристику «Горе от ума» дал Пушкин. По мнению поэта, цель комедии – «характеры и резкая картина нравов». Комедия, по словам Белинского, явилась «страстным протестом против гнусной действительности, против чиновников-взяточников, против светского общества, невежества, добровольного холопства…»
Грибоедов дал своей комедии целую галерею живых и ярких образов дворянского общества, представителей «века минувшего». Это Фамусов – богатый барин помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского барства. Фамусов – убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещенья, низкопоклонник, льстец, человек лишенный истинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед «высшими» для получения чинов и богатства.
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб, который «метит в генералы». Полковник Скалозуб – гость в доме Фамусова, он типичный представитель аракчивщины в армии, тип офицера-карьериста. В умственном отношении он человек недалекий. «Он слова умного не выговорил сразу,»- замечает Софья. Службист, верный охранник самодержавно-крепостнического строя, враг просвещения – таков Скалозуб.
Мир Фамусова, его гостей состоит не только из крепостников-тузов, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-«молчалиных». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому страмились приучить Россию сначала Аракчеев, а затем Николай1. «Ведь нынче любят бессловных,»-говорил Чацкий.
Познакомимся более глубоко с гостями, прибывшими на бал в дом Фамусова. Это большое и пестрое общество. Здесь властная, капризная, влиятельная старуха Хлестова, явившаяся с собачкой, и Графиня-бабушка с графиней-внучкой, злой и высокомерной сплетницей, и чета князей Тугоуховских с шестью дочерьми, интересующихся только фасонами платьев, и Наталья Дмитриевна, избалованная молодая дама, превратившая добряка мужа в безвольного раба.
Незримо здесь присутствует и княгиня Мария Алексеевна, грозная законодательница общественного мнения, и известная Татьяна Юрьевна, которая дает балы «от рождества и до поста, и летом праздники на даче».
Картина быта, нравов и настроений «фамусовской» Москвы нарисована в комедии ярко и смело. Перед нами толпа разных людей, пустых, бездушных и подлых. Стихия этой среды: сплетни и злословия. Здесь знают каждого дворянина и скажут кто богат, и кто беден, и сколько крепостных душ у Чацкого: «Четыреста; Нет! Триста». И Хлестова добавит обиженно: «Уж чужих имений мне не знать.»
Эта объединенная команда почувствовала в речах Чацкого идейного врага и мгновенно подхватила сплетню о сумасшествии Чацкого. Причину они, гости Фамусова, видят в просвещении: « И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев…»
Еще более категоричен Фамусов:
«Ученье – вот чума,
Ученость – вот причина.»
В этом обществе нужно думать так, как все, здесь грех не беда молва не хороша. Неудивительно, что это общество отторгает от себя Чацкого, как нечто чуждое, инородное.
Грибоедов остался в истории русской литературы автором единственного произведения, но эта комедия называется «жемчужиной» русской драматургии.

Страница: [ 1 ]

В годы, когда Грибоедов задумывал и писал "Горе от ума", начинался роковой для России разрыв между властью и мыслящей частью общества. Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, а поход 1813-1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомил этих дворян с западноевропейской жизнью. Успехи французской гражданственности не могли быть не замечены. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действительность. Некоторые европейски образованные люди со скандалом вышли в отставку, многие стали членами тайных противоправительственных обществ. Другие же не желали перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. В результате общество раскололось на два лагеря: консерваторов и реформаторов. Грибоедов, будучи прогрессивно настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества того времени. Одной из этих проблем является проблема, связанная с вопросами просвещения, науки и педагогики.

Персонажи комедии делятся на два лагеря: сторонников и противников образования и просвещения. К противникам относится все фамусовское общество, в то время как из действующих персонажей сторонником является только Чацкий. Он противоречит сплоченному в своем нежелании что-либо менять фамусовскому обществу, которым владеет страх перед тем, что любые прогрессивные идеи, вольнодумные мысли помешают их спокойному, безмятежному, сытому существованию. Его главным представителем является Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного, проявления любого свободомыслия, вольности, новых идей:

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам

Говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он. По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что "не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". Он не видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и учителей, и возмущается, что многие дворяне берут "побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!" Несмотря на это он все же вынужден был "принанять в мадам Розье вторую мать", потому что так было принято в обществе. Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что "в чтеньи прок-от невелик", а его "соратник", в "ученый комитет который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского общества, нанимали "числом поболе, ценою подешевле". Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему "больно спится". Он очень негативно относится к просвещению, считая ученье - "чумой", а ученость - причиной сумасшествия и уверяет, что надо "забрать все книги бы, да сжечь". Как мрак боится света, так и фамусовское общество смертельно ненавидит просвещение. Фамусов не одинок. Хлестова говорит, что "и впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев..." Скалозуб демонстрирует желание ввести систему муштры в школах, мечтая о том, что "будут учить по-нашему: раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий!" Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает избавиться от басен, так как в них "насмешки вечные над львами, над орлами!" Ученье представляется им не только ненужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институте профессоры "упражняются в расколах и безверьи".