Зоны межличностного общения. Дистанция между участниками коммуникации Зоны и дистанции в коммуникации

Читайте также:
  1. I. Анализ инженерно-геологических условий территории, оценка перспективности её застройки
  2. Аналогия закона, аналогия права. Обычаи делового оборота. Значение актов высших судебных органов и судебной практики.
  3. Внешняя политика России в XVI век. Расширение территории России.
  4. Военно-казачья колонизация территории Казахстана в 18-начало 20 вв.
  5. Все биологические существа (растения, животные, люди) каким-то осо­бым образом закрепляются на территории, т.е. в среде своего обитания
  6. Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
  7. Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел в начале 60-х годов американский антрополог Эдвард Холл. К11 проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Человек как и животные, рыбы, птицы имеет определенное воздушное пространство вокруг своего тела, а также личную территорию – квартиру, дом и т.д. Размеры воздушной оболочки человека зависят от плотности населения людей в месте их проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. По данным Д.Левиса, при беседе предпочитают близкое расстояние - японцы, греки, датчане, испанцы и др., так как они привыкли к перенаселенности. Среднее расстояние между собеседниками занимают англичане, немцы, шведы, австрийцы, жители Швейцарии и др. Предпочитают широкие открытые пространства, любят сохранять дистанцию американцы, австралийцы, новозеландцы. Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание расстояния – нормы приближения человека к человеку, называемых дистанциями, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения.

Независимо от района проживания, размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны: интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими людьми; личная или персональная (46 – 120 см) - общение со знакомыми людьми; социальная (120 – 400 см) - общение с незнакомыми и малознакомыми людьми; публичная (свыше 400 см) - общение лектора со слушателями и др. У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Плохо переносят близкую дистанцию интроверты. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте: ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; не рекомендуется смотреть в упор на других; лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается; чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей;в лифте следует смотреть только на указатель этажей. Воспринимая невербальную информацию, следует иметь в виду, что это прежде всего сигнал, требующий внимания собеседника. Но прежде, чем приступить к реагированию на этот сигнал, необходимо рассматривать его в общем контексте беседы и в сравнении с другими средствами передачи информации. Знание невербальных средств общения поможет деловым людям правильно оценить поведение людей, улучшить с ними взаимоотношения

На самом деле очень даже причем. Не замечали, как порой собеседник, да просто любой рядом стоящий человек начинает вызывать раздражение, даже если и не спорит с вами, даже если в вашу сторону не глядит? Вдруг рождается вроде бы беспричинная злость, граничащая с расхожим выражением «хочется убить», или хотя бы оттолкнуть. А причина-то есть - он подошел слишком близко, вторгся на «личную территорию», нарушил границы «зоны общения». Близкий друг или родственник такого раздражения не вызывает - ему позволено находиться рядом.

Первопричина существования у людей зон общения - звериная. Звучит грубовато, вызывает неприятие у развитой мыслительной способности «человека разумного», но по сути очень верно. Распределение зон общения досталось нам из нашего древнего далека вместе с другими животными атавизмами. Но в отличие от копчика, своего значения не утратило. Более того - это правило приобрело очень важное значение для психического здоровья человека.

Посмотрите, на какое расстояние подпускают к себе звери. Если они соперники - по территории или в борьбе за самку - дистанцию держат огромного размера. Метят ее и зорко охраняют границы. Любой преступивший черту феромонного запаха - потенциальный враг, которого нужно прогнать, а если легкомысленный нахал - то и убить.

Звери партнеры - волки, собаки динго охотятся в стае и вынуждены терпеть близкое соседство друг друга. Но и в этом случае соблюдают допустимую границу. Задел соседа хвостом - получи предостерегающий оскал, даже если охота за добычей в самом разгаре.

А бывает, что и крокодил пускает в свою пасть птичку. Это другая зона общения - меркантильная. Ты - мне (зубы почистишь), я - тебе (позволю съесть остатки и не съем тебя). Налицо общая выгода, заинтересованность друг в друге, потому крокодил и не захлопывает пасть. Ну а интимные отношения, понятное дело, строятся на самой короткой дистанции.

Как и в дикой природе, нам обязательно нужно обособиться. Что поделать - инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой, не утратил своего значения. Это мы, люди, стали его игнорировать. И сами себя этим наказали. Мы и раздражаемся, и злимся, и кулаки сжимаем, и ссоры ерундовые затеваем, получая десятки стрессов ежедневно. И не понимаем, что причина в большинстве случаев - несоблюдение границ зоны общения. Инстинкт-то никуда не делся. Адреналин-то выбрасывается в кровь, хотим мы этого или нет. И надо что-то делать. Драться или убивать - это уж слишком, от этого нас Уголовный кодекс отучил, зато поорать друг на друга всласть - это мы запросто. И мы орем, ой как орем! На улице, в транспорте, в магазине, на работе…

Есть нации, которые природный инстинкт очень уважают. Англичане, например. Конечно же, звериному инстинкту они присвоили вполне человеческое понятие - правила хорошего тона. Названия, разумеется, большой роли не играют, главное - они эти правила соблюдают! И посмотрите - не орут на улице, доводя себя до сердечного приступа или гипертонического криза, как это у нас бывает…

Да потому что подойти к человеку слишком близко, дотронуться до него даже мимоходом, а не дай Бог и толкнуть случайно - это страшное преступление против личности. Есть ли что страшнее для англичанина? Есть! Прослыть невеждой.

В 50-е годы прошлого века американский антрополог Эдвард Холл выделил четыре пространственные зоны общения: интимная, личная, социальная и публичная. Современные ученые их немного подредактировали, но смысл остался тот же: каждый индивидуум должен знать и соблюдать границы дозволенного - если не для самосохранения, как у животных, то хотя бы для сбережения своего здоровья! И окружающих, конечно же.

На каком расстоянии друг от друга нам следует общаться? Ученые этот вопрос исследовали и расстояние буквально линейкой измерили. И получились у них вот такие цифры.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА. Ее расстояние специалисты определили в 3,6 метра. Ее еще можно назвать публичной. На таком расстоянии нужно держать незнакомцев, выступать перед публикой.

ЛИЧНАЯ ЗОНА. 1-1,5 метра. На мой взгляд, самая главная зона, внутри которой и формируются все человеческие конфликты. Это та зона, на которую мы претендуем в обществе лично для себя. Никого постороннего в этой зоне мы не потерпим. Любой человек, нарушающий эту зону, приближающийся к нам ближе, чем на один-полтора метра, вызывает раздражение, беспокойство и самое главное - ответную реакцию.

Если подойдете к боссу с какой-нибудь просьбой, нарушив его личную зону, - получите отказ. Этот отказ вас очень удивит: вроде бы не должен был отказать, особенно если и сам был в этом заинтересован. «С чего бы это, какая муха его укусила?» - напряженно раздумываете вы. А объясняется все просто - это ответная реакция на ваше вторжение в его личную зону. В этот момент вы воспринимаетесь как враг, которому в ответ нужно сделать что-то ПРОТИВное. Он и делает - принимает решение ПРОТИВ вас. Причем совершенно БЕССОЗНАТЕЛЬНО.

Ну а если вы переступите черту личной зоны какого-нибудь «неандертальца»-хулигана, можно и в глаз кулаком получить. Это будет его ответная реакция в присущей ему примитивно-животной манере. Кстати, обращали внимание, как при очень эмоционально-агрессивных разборках стоящий разборщик вытягивает руки навстречу приближающемуся оппоненту, отталкивает его. Это своеобразное предупреждение (разумеется, неосознанное!), за которым может последовать удар, если оппонент не остановится и не отойдет назад, покинув личную зону.

ЗОНА БЛИЗОСТИ. 25 сантиметров. Эта зона не для всех, но кое-кого мы в нее все-таки впускаем. Так близко без ущерба для психики мы можем подпустить к себе только старого проверенного друга. А еще любимых родственников и приравненных к ним лиц. Ведь это расстояние «вытянутой руки» требует абсолютной уверенности в безопасности.

ИНТИМНАЯ ЗОНА. От 0 до 25 сантиметров. В эту зону укладываются только сексуальные партнеры. Эта же зона предназначена для матери и дитя. И все.

Это средние показатели. Они могут меняться, в зависимости от некоторых причин. Главные среди них - две.

КЛИМАТ . Более эмоциональные и беззаботные южане могут подпустить вас к себе ближе. А северяне, в тяжелой борьбе за существование выковавшие более суровый характер, наоборот, постараются держать вас как можно дальше от себя.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ . Национальные черты имеют очень важное значение в общении. Например, эмоциональные испанцы с открытым типом характера запросто подпустят вас ближе, чем принято личной зоной. А вьетнамцы вообще могут повиснуть на вас, как игрушки на новогодней елке, выражая так свою любовь, признательность и другие положительные эмоции.

Это нужно учитывать при общении с ними, относиться с пониманием и оттого снисходительно. В общем, таких людей нужно потерпеть.

С финнами или шведами нужно держаться на расстоянии. Эти северные национальности очень сдержанны в общении, поэтому их личные зоны длиннее общепринятых стандартов. А к англичанам вообще лучше не приближайтесь, иначе вас обольют презрением и запишут в людей низшего сорта. Англия, как мировая законодательница культуры поведения, строго блюдет ею же созданные правила.

Зная расстояние всех типов зон общения, национальные и климатические особенности проживания ваших собеседников, нетрудно будет сформировать правильное поведение. Для обоюдной же пользы. Не хочешь получить отказ или кулак в лицо - не преступай личную зону! Соблюдай право человека на территорию!

Однако бывают моменты вынужденного нарушения зоны общения. Например, в переполненном транспорте. Стоит только кому-то дотронуться, толкнуть, наступить на ногу близстоящего, как некоторые граждане нервического состояния души и тела начинают закатывать истерики и скандалы. Как же хочется (даже если это и наивно звучит), чтобы эти граждане понимали, что в некоторых случаях нарушение их личного пространства - это вынужденная ситуация, не следует воспринимать ее как посягательство, нужно просто немного потерпеть.

С другой стороны, если пространство вокруг вас более-менее свободно - не приближайтесь к людям, не нарушайте их личную зону. Даже если вы не дотронетесь до них своим рюкзаком, его близость будет вызывать опасения и тем самым раздражать…

1. К перцептивной стороне общения относят:

а) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь;

в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов;

2. Эффектом ореола называют:

а) тенденцию переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

в) приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств, мотивов.

3. Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются:

а) стремление к самоактуализации;

в) комплекс неполноценности;

4. Императивное общение – это:

5. Фундаментальная ошибка атрибуции –это:

а) переоценка значения личностных свойств, недооценка значения ситуации;?(п отношению к оценке поведения других людей)

б) переоценка значения ситуации, недооценка значения личностных свойств;?(при оценке собственного поведения)

в) приписывание окружающим своих мыслей, чувств, мотивов;

6. Что такое манипулятивная система общения?

а) система приемов, обеспечивающих эффективное руководство;

Б) система, обеспечивающая навязывание окружающим своей воли;

в) двигательные стереотипы, сопровождающие общение.

7. Оптимальной зоной для делового общения с коллегами являются:

а) персональная зона;

б) социальная зона;

в) публичная зона.

8. Для современного российского менталитета характерны:

а) коллективизм, общинность;

б) индивидуализм, разобщенность;

в) смешанная стратегия «выживания группами».

9. Наиболее склонны к общению, активности люди:

а) сангвинического темперамента;

в) меланхолического темперамента.

10. Какой тип слушания наиболее актуален в деловых переговорах?

а) рефлексивное слушание;

б) нерефлексивное слушание;

в) эмпатическое слушание.

11. К коммуникативной стороне общения относят:

А) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.

б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

12.Социальные стереотипы - это:

а) феномен, мешающий эффективному общению;

б) феномен, облегчающий межличностное восприятие;

в) элемент массовой психологии, имеющий как позитивные, так и негативные стороны;

13. Основной движущей силой развития личности по А.Адлеру являются:

а) стремление к самоактуализации;

б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»;

в) комплекс неполноценности;

14. Манипулятивное общение – это:

а) общение с сотрудниками в ходе выполнения какой-либо работы;

б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений;

15. Экстернальный тип человека – это:

а) приписывание человеком ответственности за происходящее с ним ситуации, окружению, обстоятельствам;

в) человек, который склонен приписывать ответственность за происходящее прежде всего личности, а не обстоятельствам.

16. Конформное поведение члена группы предполагает:

а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков;

в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления

г) противопоставление себя группе.

17. Демократический тип лидерства – это:

А) ориентация на мнение производственной группы, коллектива;

б) гибкость в решении задач;

18. Протестантская этика предполагает:

а) поощрение трудолюбия, накопления капитала;

б) негативное отношение к накоплению капитала;

в) предоставляет возможность каждому определять свое отношение к богатству.

19. Пассивное слушание целесообразно:

а) в ситуациях, когда Ваш собеседник дает Вам поручение, разъясняет проблему

б) в ситуации, когда Вы встречаетесь впервые с большим количеством людей;

в) в ситуации, когда Ваш собеседник взволнован каким-либо событиями, когда его переполняют чувства

20. Что такое невербальное общение?

а) язык телодвижений (мимика, пантомимика);

б) неформальное, дружеское общение;

в) общение по иерархической вертикали.

21. К интерактивной стороне общения относят:

А) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.

б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

22. Эффект «ожиданий» или эффект Пигмалиона заключается в том, что:

А) человек получает обычно ту обратную связь, на которую рассчитывает;

б) более красивые люди расцениваются как более приятные в целом;

в) люди склонны делать поспешные выводы о человеке на основе его внешнего облика;

23. Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются:

а)стремление к самоактуализации;

б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»;

в) комплекс неполноценности;

24. Диалогическое общение:

а) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник;

б) общение, при котором человек рассматривает собеседника как объект воздействия;

в) внутренний мысленный диалог.

25. Интернальный тип человека – это:

а) приписывание человеком ответственности за происходящее с ним ситуации, окружению, обстоятельствам;

б) общительный, коммуникабельный тип человека;

в) человек, который склонен приписывать ответственность за происходящее прежде всего личности, а не обстоятельствам.

26. Автономное поведение члена группы:

а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков;

в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления

г) противопоставление себя группе;

27. Либеральный (попустительский) тип лидерства – это:

а) ориентация на мнение производственной группы, коллектива;

б) гибкость в решении задач;

в) принятие единоличных решений;

28.Во время деловой беседы делать записи:

А) неприлично;

б) необходимо, так как это помогает не забыть важные детали;

в) не стоит, так как это может привести к пропуску важных элементов беседы;

29. Стереотипы в общении:

а) являются помехой и причиной плохой коммуникации;

б) обеспечивают эффективность деловых коммуникаций;

в) являются необходимым элементом психологической защиты;

30. Наиболее склонны к обостренным переживаниям, повышенной чувствительности и утомляемости люди:

а) сангвинического темперамента;

б) флегматического темперамента;

в) меланхолического темперамента

31. Наиболее важным фактором формирования социальной группы являются:

а) сильный лидер;

б) совместная трудовая деятельность;

в) символы и эмблемы, обозначающие принадлежность к определенной группе;

32. Эффект проекции – это:

а) тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

б) «моделирование» образа подчиненного на основе его профессиональной принадлежности;

в) приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств, мотивов.

33. Монологическое общение- это:

а) общение, при котором человек рассматривает другого как объект воздействия

б) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник;

в)общение со свои внутренним «Я ».

34. Референтная группа - это:

A) группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает;

б) группа, мнение которой безразлично для человека;

в) группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания.

35. Для современного китайского менталитета характерны:

а) независимость, индивидуализм, стремление к личным достижениям;

б) конфуцианство, строгое соблюдение всех ритуалов и норм;

в)коллективизм, дух дружбы, поддержки.

36. Конформный человек - это:

а) необщительный, замкнутый человек;

б)не имеющий своего мнения, несамостоятельный, приспосабливающийся;

в) творческий человек.

37. Экспертная власть - это:

а) власть, основанная на владении какой-либо информацией;

в) Берн.

39. Делегирование полномочий подчиненным является:

а) необходимым и эффективным инструментом опытного руководителя;

б) признаком слабого и неэффективного руководителя;

в) метод руководства, к которому руководителю стоит прибегать время от времени.

40. Социально-ролевое общение - это:

а) исторически сложившаяся форма предсказуемого упорядоченного символического поведения;

б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений;

41. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения рассматриваются в подходе по общению:

а) патопсихологическому

б) социально-психологическому

в) нейролингвистическому

г) психофизиологическому

42.Один из основных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся понимание и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним , трактуется как:

а) социально-психологическая рефлексия

б) стереотипизация

в) эмпатия

Г) идентификация

43. Жесты , мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинестетические

б) паралингвистические

в) экстралингвистические

г) пространственно-временным

44.Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к средствам общения:

а) оптико-кинестетические

б) паралингвистические

в) экстралингвистические

г) пространственно-временным

45.Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:

а) ореола

б) последовательности

в) инерционности

Г) стереотипизации

46.Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

в) либеральном

г) попустительском

47.Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:

а) физическим

б) социально-психологическим

Публичная территория общения. (Социальная зона)

Ближняя от 3 до 8 м - лектор в аудитории.

Дальняя от 8 метров - оратор на стадионе.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть предельно удалены или приближены к слушателям, и тем не менее остаются вне личного общения с ними. В транспорте, кафе, зале ожидания люди обычно стремятся вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми.

Социальная дистанция, так же как и динамика взгляда, зависит от индивидуальных особенностей и культурных традиций. Следует знать, что мужчины высокого роста чувствуют себя комфортно, приближаясь к собеседнику, а маленькие мужчины - наоборот. С женщинами ситуация диаметрально противоположная. Жители юга Европы, а также Латинской Америки предпочитают находиться как можно ближе к собеседнику (30-50 см), а жители северной Европы, англоязычных стран и Японии стараются не приближаться менее, чем на 80 см.

Тосты. На приемах, организуемых по официальному поводу, предусматривается обмен тостами. На завтраках, обедах и ужинах, то есть на приемах с рассадкой, тосты произносятся, как правило, в конце приема, когда десерт съеден и налито шампанское. На других видах приемов тосты произносятся не раньше, чем через 10-15 минут после их начала.

Первым официальный тост произносит хозяин приема, с ответным тостом выступает главный гость. Остальные присутствующие от каких- либо публичных выступлений на приемах воздерживаются.

Характер тоста, его содержание и стиль зависят от уровня, на котором проводится прием, и от случая, по поводу которого его устраивают. Однако каждый официальный тост подчиняется следующим правилам:

  • 1) начинается тост с приветствия в адрес главного гостя (гостей);
  • 2) далее кратко излагаются основные соображения по поводу события, в связи с которым организован прием;
  • 3) в конце тоста здравица в честь главного гостя, народа, правительства, страны организации или фирмы.

В ответном тосте звучат:

  • 1) благодарность за гостеприимство;
  • 2) что-либо по существу собрания;
  • 3) здравица в честь хозяев, страны, народа.

Приход и уход с приема. На прием с полной рассадкой (завтрак, обед, ужин) следует приходить в точно указанное время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято отрицательно. На корпоративный прием с полной рассадкой принято являться первыми младшим сотрудникам, затем - старшим сотрудникам. Уход с приема осуществляется в обратном порядке: вначале уходят старшие сотрудники, затем младшие. Инициатива ухода - за главным гостем. Гости расходятся постепенно, таким образом, чтобы ко времени окончания приема, обозначенному в приглашении, с хозяином и хозяйкой прощались последние из присутствующих. Задерживаться на приемах не рекомендуется, так как это может быть обременительно для хозяев.

На приемы, проводимые без рассадки за столом, можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени. Приходить к началу приема необязательно, так же, как необязательно находиться на приеме до его конца. Однако считается, что приход на такой прием в назначенное время и уход с него в конце являются выражением особо дружественного и уважительного отношения гостя к хозяину приема. И, наоборот, достаточно пробыть на приеме 15-20 минут и, попрощавшись с хозяином, уйти, чтобы подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема.

При приезде на прием и уходе с него необязательно пожимать руку каждому из присутствующих. Здороваться (или прощаться) за руку следует с хозяином и хозяйкой, остальным можно лишь поклониться.

В отличие от приема презентация устраивается по поводу открытия новой фирмы, банка, колледжа, представления нового вида товара, книги, спектакля, выставки и т. п. Презентация проводится, как правило, во второй половине дня, чаще всего начинается в 15 часов. Обычно весь прием занимает 2-2,5 часа, из которых официальная часть - 1-1,5 часа, остальное время - «фуршет» или «коктейль». Открывает и ведет презентацию один из руководителей фирмы. По окончании выступлений могут быть показаны слайды, кино- и видеоматериалы. Оставшееся время отводится ответам на вопросы.

Занятие 2. Организация пространственной среды

Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

В речевой коммуникации существует четыре зоны приближения:

· 350 см и более – публичная (открытая) зона (расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией);

· 120 см – 350 см – социальная зона (то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой – 15+– 7 человек) ;

· 45 см – 120 см – личная зона (нормальные коммуникационные процессы между деловыми партнерами) ;

· 45 см и менее – интимная зона (в деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято) .

Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен. Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания.

К физиологическим аспектам пространства относятся такие компоненты, как наличие стульев, освещение, оснащение, источники электричества и т. д. Места для сидения должны быть так оснащены и так установлены, чтобы свет не падал в глаза и чтобы каждый мог хорошо видеть все средства визуализации.

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.

В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?

1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

2. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.

3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен.

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

4. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на деловом совещании, семинаре и пр.

Форма стола тоже имеет значение:

· квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению;

· за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери;

· круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?

2. Что означает организация пространственной среды?

3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?

Тест 1 «Что говорят вам мимика и жесты»?

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) «предательское» проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

в) не знаю;

3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?

а) вы радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа:

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

5. Какая часть тела выразительнее всего?

а) ступни;

д) плечи.

6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа:

е) уголки рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) я смотрю совершенно спокойно;

б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

в) только у пожилых людей.

Ответы

1. а – 2, б – 4, в – 3

1. а -1, б – 3, в – 0

2. а – 4, б – 4, в – 3, г – 2, д – 4

3. а – 0, б – 0, в – 1, г – 1, д – 0, е – 1

4. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 2

5. а – 2, б – 1, в – 3, г – 2, д – 3, е – 2

6. а – 1, б – 3, в – 3, г – 2, д – 0

7. а – 3, б – 1, в – 1

8. а – 3, б – 2, в – 2, г – 1

9. а – 3, б – 2, в – 1

10. а – 0, б – 3, в – 1

11. а – 1, б – 4, в – 2

12. а – 0, б – 4, в – 3

13. а – 4, б – 2, в – 0

14. а – 4, б – 0, в – 1

15. а – 0, б – 2, в – 1

16. а – 3, б – 4, в – 1

17. а – 2, б – 4, в – 0

18. а – 3, б – 2, в – 1

19. а – 4, б – 0, в – 2

77–56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?

55–34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.

33–11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.

Тест 2.

1. Физиогномика – это:

а) наука о строении лица человека;

б) наука о связи черт лица с психикой человека;

в) наука о связи между телосложением и психикой

(Выберите один ответ).

2. Ф. М. Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Какие есть основания для такого утверждения?

а) на красивое приятно смотреть, а чувство приятного – это положительные эмоции, которые продляют жизнь;

б) потому что красиво в человеке то, что способствует его лучшему приспособлению к окружающему миру;

в) это высказывание – лишь метафора, фактически существование мира не связано с тем, красив человек или некрасив;

г) лучше бы сказать не «красота спасет мир», а «красота в человеке спасет человечество от вымирания»

(Выберите два ответа).

3. Классически красивыми у женщины считаются:

а) густые волосы;

б) тонкие пальцы;

в) длинные ноги;

г) крепкие руки

(Исключите неверный ответ).

4. Классически красивыми у мужчины считаются:

а) длинные ресницы;

б) мускулистые руки;

в) слегка прогнутая спинка носа;

г) мускулистая шея;

д) мощный подбородок

(Исключите неверный ответ).

5. Классически красиво в любом человеке то, что:

а) приятно взгляду;

б) целесообразно (было или есть);

в) привлекает к человеку;

г) считается красивым;

д) у каждого свое понимание «красивого»

(Выберите один ответ).

6. Зачем женщины красят губы красной (или близкой к красному цвету) помадой?

а) чтобы быть красивой;

б) чтобы привлекать мужчин;

в) губы – наиболее чувствительная часть лица;

г) чтобы показать свое здоровье;

д) чтобы нравиться другим;

е) потому что так принято

7. Почему то, что считалось когда-то целесообразным (например, густые ресницы), а сейчас эту целесообразность утратило, все же относится к понятию «классически красивое»?

а) в этом проявляется инертность мышления людей;

б) обычный результат длительного закрепления в подсознании рефлекторной связи;

в) так устроена психика человека;

г) из-за консерватизма людей

(Выберите наиболее точный ответ).

Ответы 1 – в; 2 – б, г; 3 – г; 4 – в; 5 – б; 6 – г; 7 – б

Тест 3.

1. Кого из двух актеров кинорежиссер взял бы, скорее всего, на роль героя динамичного, активного, подвижного, «шустрого»?

а) актера очень высокого роста;

б) актера ростом ниже среднего.

2. Почему у зрителей (у большинства) существует установка на связь роста человека с такой особенностью его психики, как подвижность?

а) потому что эта связь отражает реальность;

б) эта связь не имеет реального основания, но передается от поколения к поколению как какой-то миф;

в) потому что они на собственном опыте чувствуют эту связь

(Выберите один ответ).

3. Почему, когда приходят гости, маленькие дети так и «лезут на глаза»?

а) реализуется установка на самоутверждение;

б) потому что дети еще недостаточно воспитанны;

в) для того чтобы получить от гостей какой-нибудь подарок;

г) потому что все дети любят шумные компании, хотя и всегда это осознают;

д) потому что они маленькие и бояться, что их не заметят (не осознавая этого)

(Выберите два ответа).

4. Почему высокорослые люди менее подвижны, чем люди небольшого роста?

а) бояться кого-либо задеть;

б) им не хватает пространства в помещении, которое для них всегда меньше, чем для других людей;

в) у них слабее выражена потребность в самоутверждении;

г) чтобы утвердиться надо, чтобы заметили, а у них нет проблемы с последним

(Выберите один ответ).

5. Как оценивают понятие «маленький человек» сознание и подсознание?

а) в сознании «маленький человек» – значит: только маленького роста;

б) в подсознании «маленький человек» – значит: только маленького роста;

в) в сознании «маленький человек» – значит: только социально низкий статус;

г) в подсознании «маленький человек» – значит: только социально низкий статус;

д) в сознании «маленький человек» – значит: данный человек одновременно и маленького роста, и «маленький» в социальном плане (сознание не разводит эти понятия);

е) в подсознании «маленький человек» – значит: данный человек одновременно и маленького роста, и «маленький» в социальном плане (подсознание не разводит эти понятия)

(Выберите один ответ).

6. Что, скорее всего, следует ожидать от посетителя маленького роста?

а) что он будет говорить очень быстро;

б) что он, скорее всего, не очень умен;

в) что он, возможно, будет стремиться к доминированию;

г) что, скорее всего, его придется стимулировать к активности;

е) что, скорее всего, он будет говорить экспрессивно и громче, чем большинство людей

(Исключите два неверных ответа).

7. Нет связи между ростом человека и его социальным статусом. Эта мысль:

а) скорее своего, в сознании людей, а не в их подсознании;

б) скорее всего, в подсознании людей, а не в их сознании;

в) в равной мере представлена как в сознании людей, так и в их подсознании.

8. Почему выражение «худой человек» имеет два значения: «худощавый» и «плохой»?

а) очень «худой человек» в буквальном смысле – чаще больной, чем здоровый. Отсюда и второе значение – «плохой» («больной»);

б) такова психология людей;

в) так принято в русском языке;

г) вялотекущие хронические болезни сопровождаются обычно похуданием и раздражительностью;

д) одно из значений «худой» – «дырявый».

9. У вас на приеме посетитель – очень худой человек (про такого говорят: «Одна кожа да кости»). Ваша тактика ведения беседы с ним?

а) активная, энергичная;

б) заботливая, щадящая;

в) как с обычными людьми;

г) осторожная;

д) веселая (побольше юмора, шуток)

(Выберите два ответа).

10. Можно ли одними словами (внушением) изменить что-либо в конституции (телосложении) человека?

б) нет.

11. Можно ли одними физическими упражнениями изменить что-либо в психике человека (какие-то его установки и др.)?

б) нет.

12. Зачем солдату строевая подготовка, ведь воевать (основная задача солдата) и маршировать красиво не одно и то же?

а) строевая подготовка в современной армии – это результат бездумного перенесения в современные условия муштры из прошлых веков;

б) строевой подготовкой укрепляются дух воина, чувство уверенности в себе и т. п.;

в) строевая подготовка изменяет психику, формируя установку на непобедимость;

г) строевой подготовкой укрепляются мышцы тела, что делает воина выносливым

(Выберите два ответа).

13. Вам пришлось разговаривать с «сутулой спиной». Ваша тактика?

а) быть терпеливым, ибо от такого человека часто можно ожидать агрессии;

б) показать свое внимание к этому посетителю;

в) вести себя, как с обычными людьми;

г) быть самому энергичным, активным;

д) тактика участливости, доброжелательности;

е) тактика доминирования

(Выберите два ответа).

14. Корпус вашего собеседника развернут к вам. Для вас это, скорее всего:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

(Выберите один ответ).

15. Корпус вашего собеседника несколько отвернут от вас. Для вас это, скорее всего:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – зависимости от других знаков

(Выберите один ответ).

Ответы

Тест 4.

1. «Глаза – это орган зрения». Достаточно ли полно в этом утверждении отражена функция этого органа чувств?

б) нет.

2. Когда мы прищуриваем глаза, делая их маленькими?

а) только тогда, когда желаем что-то рассмотреть;

б) только тогда, когда смотрим на человека с презрением;

в) когда смотрим с презрением или желаем что-то рассмотреть;

г) всегда, когда объясняемся в любви;

д) всегда, когда смотрим на что-то с интересом

(Выберите один ответ).

3. Почему негативно воспринимаются глубоко посаженные глаза?

а) потому что глубокие глазницы характерны для истощенных людей, то есть для больных;

б) потому что такие люди всегда негативно настроены к окружающим;

в) то же объяснение, что и объяснение связи «худой – плохой»;

г) потому что при этом взгляд идет как бы из-под бровей

(Исключите неверный ответ).

4. Если ваш собеседник при разговоре с вами почти неотрывно смотрит на вас, это значит:

а) вы ему симпатичны;

б) он негативно настроен к вам;

в) он равнодушен к вам;

г) вы его интересуете

(Исключите неверный ответ).

5. Если при обычной, не требующей большого интеллектуального усилия беседе вы редко ловите на себе взгляд вашего собеседника, то есть основание расценивать это как:

а) «плюс-реакцию»;

б) «минус-реакцию»;

(Выберите один ответ).

6. Если ваш собеседник при обычной, не требующей большого интеллектуального усилия беседе в течение всего времени почти неотрывно смотрит на вас, есть основание расценивать это как:

а) «плюс-реакцию»;

б) «минус-реакцию»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков

(Выберите один ответ).

7. В ходе делового разговора вы заметили, что ваш собеседник почему-то перестал на вас смотреть. Это вызвано тем, что:

а) он решает какую-то трудную задачу;

б) он с трудом перерабатывает вашу информацию;

в) он потерял интерес к вас (к вашей идее);

г) он увлечен вашей идеей;

д) он стал испытывать по отношению к вам негативные эмоции;

е) он испытывает чувство вины

(Исключите маловероятный ответ).

8. Интерес партнера к вам – всегда ли это «плюс-реакция»?

б) нет.

9. При обычном разговоре, не требующем большого усилия, ваш партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас тогда, когда:

а) он будет говорить, а вы – слушать;

б) он будет слушать, а вы – говорить;

в) в зависимости от того. Что ему все-таки легче в этом диалоге – говорить или слушать

(Выберите один ответ).

10. Почему взгляд искоса воспринимается негативно?

а) потому что это свидетельствует о неискренности говорящего в данный момент;

б) потому что есть диссонанс между направлением взгляда и направлением головы;

в) потому что это похоже на косоглазие

(Выберите один ответ).

11. Когда люди обмениваются взглядами чаще?

а) при серьезной беседе;

б) при легкой беседе.

Ответы

Тест 5.

1. Психологи утверждают, что в любом сообщении присутствуют два вида информации – текстовая (то, что намеренно передается) и персонифицированная (о самом авторе, о его личности). Имеет ли это утверждение силу по отношению к письменной речи?

б) нет.

2. Рука обычно рассматривается либо как «часть тела», либо как «орудие труда». Существуют ли еще какие-то функции у руки?

б) нет.

3. Почему трудно выступать (или разговаривать стоя) с опущенными вниз (свободно свисающими) руками?

а) потому что это противоречит «хватательной» функции рук;

б) потому что это противоречит анатомическим особенностям мышц рук;

в) потому что это противоречит укоренившейся привычке людей что-то держать в руках

(Выберите один ответ).

4. Когда у человека, беседующего с кем-либо, опущенные вниз руки не будут вызывать чувство дискомфорта, чувство неловкости:

а) когда он будет очень увлечен разговором;

б) когда он будет абсолютно безучастен к этой беседе.

5. Почему не следует требовать от детей, чтобы они держали руки «по швам», когда выступают?

а) потому что это будет соответствовать неестественному положению рук;

б) потому что это не армия;

в) потому что вообще не следует ограничивать подвижность детей

(Выберите один ответ).

6. Человек раскинул руки в стороны. Всегда ли это признак агрессии, доминирования, захвата территории?

б) нет.

7. Некто, протягивая вам навстречу руки, говорит, что он рад вас видеть. Вы обратили внимание на положение его ладоней при этом – они были повернуты чуть книзу. Значит, заключили вы:

а) этот жест сопрягается с его словами и следует верить, что он действительно рад меня видеть;

б) этот жест противоречит его словам и следует воздержаться от доверия к этим словам.

8. Вялое рукопожатие, скорее всего, говорит о:

а) безразличии;

б) неискренности;

в) беспечности;

г) внутренней слабости;

скрытой агрессивности

(Выберите два ответа).

9. Ваш коллега протянул вам для рукопожатия руку. Вы посмотрели и обнаружили: ладонь книзу. Для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

10. Ваш коллега протянул вам для рукопожатия руку. Вы посмотрели и обнаружили: ладонь книзу. Для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

11. Ваш начальник протянул вам для рукопожатия руку. Вы посмотрели и обнаружили, что ладонь вертикально. Для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

12. Почему считается неприличным, разговаривая с собеседником, держать руки в карманах?

а) потому что так поступают хулиганы;

б) чтобы не демонстрировать свою независимость, неуязвимость;

в) потому что это запрещено дипломатическим протоколом;

г) потому что могут подумать, что ты невоспитанный человек

(Выберите один ответ).

13. «Передний большой замок» – это?

а) знак отчуждения от ситуации;

б) знак обороны.

14. Если ваш партнер в ходе разговора перевел руки в «передний большой замок», то есть вероятность, что:

а) ему что-то не понравилось;

б) ему просто все надоело;

в) у него не получается так, как задумал;

г) он решил проявить агрессию

15. Руки непроизвольно перешли в «задний замок». Это, скорее всего, свидетельствует о:

а) самоуверенности;

б) чувстве виновности;

в) потребности в «соломинке»;

г) энергичности

(Исключите неверную гипотезу).

16. У собеседника нога на ногу и в вашу сторону. Есть все основания полагать, что для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

Ответы

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДУ ПМТ Первое практическое занятие ПМТ. Для удобства обучения все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится

Из книги Деловое общение автора Шевчук Денис Александрович

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:· слова,· интонация,· тембр голоса,· жесты, пластика,· энергетический импульс.Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к

Из книги Пять пороков команды: притчи о лидерстве автора Ленсиони Патрик

Занятие 1. Комплименты в деловой коммуникации Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а лая, получает лишь побои. Восточная мудрость Для успеха в деловой коммуникации следует помнить о том, что чем приятнее будет людям общаться, тем выше будет шанс удачно решить

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Занятие 2. Критика в деловой коммуникации Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих. Ларошфуко Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом. Арабская пословица В

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Занятие 1. Формирование вербального имиджа Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы

Из книги автора

Занятие 2. Самопрезентация Взять обычного человека, Дать немного Воспитания, Добавить необходимое Образование, Наделить умением соответствующего Одевания, Обучить правилам делового Общения. Четыре добродетели, Объединенные хорошими манерами И необходимым набором

Из книги автора

Занятие 1. Правила убеждения Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной. Цицерон Для создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало

Из книги автора

Занятие 2. Деловая беседа по телефону Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер Тест«Культура телефонного общения»В тесте даются формулировки наиболее

Из книги автора

Занятие 3. Дискуссия Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Никола Шамфор, французский писатель-моралист Каждый деловой человек, каким бы родом деятельности он ни занимался, должен уметь компетентно и эффективно обсуждать жизненно важные проблемы,

Из книги автора

Занятие 4. Деловые переговоры Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Аристотель Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению

Из книги автора

Занятие 5. Деловые совещания Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы нам хотелось от них. Ганс Селье Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и

Из книги автора

Занятие 6. Торги Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. Французская пословица Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и

Из книги автора

Занятие 7. Презентация Не выставляй напоказ все, что имеешь, – назавтра уже никого не удивишь. Бальтасар Грасиан Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции,

Из книги автора

Практическое занятие Кэтрин сразу перешла к главному.- Отлично, я вижу, у вас хорошее настроение. Прежде чем мы разъедемся по домам, необходимо сформулировать то, что я назвала бы ключевой целью года. Не вижу, почему бы нам не сделать это прямо здесь и сейчас. Кто хочет