Тень – бессознательные проявления, темная сторона психики. Основные стороны психической деятельности Массовая психология Уорда

С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?

Понятие психики

Физиологическим носителем психики является нервная система человека.

Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.

Структура психики

У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).

  1. Психические свойства

Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.

Психические свойства – постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода от возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов – относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность – гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.

  1. Психические процессы

Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:

  • Познавательные
  • Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения – источник всех наших знаний об окружающем мире – составляют начальную форму психики.
  • Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
  • Внимание.
  • Память – способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
  • Воображение.
  • Представление.
  • Речь.
  • Мышление. Мышление – это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.

Эмоционально-мотивационные

  • Эмоции и чувства;
  • состояния (настроение, тревожность и проч.);
  • мотивация;
  • воля.

Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.

Эмоции - это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.

Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы - чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.

  1. Психические качества, или личностные характеристики

Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психические состояния

Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Функции психики

  • Коммуникативная – психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться.

Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

  • Познавательная – способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем.

Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.

  • Регулятивная – обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой - регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение – это внешняя форма проявления психики.

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Психика - это характеристика человеческого состояния, особая описательная черта, которая включает в себя множество различных аспектов, вопросов и проблем. В этой статье мы постараемся ответить на некоторые вопросы, связанные с ней. В частности будут рассмотрены определение психики, ее характеристики, функции, свойства, структура и многое другое.

Введение

Психика - это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

  • Общее количество явлений и процессов душевного характера (например, ощущение, восприятие, эмоция).
  • Специфическая особенность, проявляемая животными, включая человека, и связанная с окружающей действительностью.
  • Активное отображение субъектом объективных компонентов реальности. Она возникает в ходе взаимодействия между высокоорганизованными живыми существами и внешней средой. Осуществление выражает себя в поведении.
  • Психика - это свойство, характерное для материи с высокой организацией. Ее суть заключается в активной форме отображения субъектом окружающего объективного мира. Основывается на саморегуляции индивидуального поведения и деятельности субъекта.

Психика - это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики - сознанием. Изучает этот феномен психология.

Психическое здоровье - это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума - среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

Происхождение и развитие

История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные - это «автоматы».

Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики - это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

  1. Элементарная сенсорная п-ка.
  2. Перцептивная п-ка.
  3. Психика интеллекта.

К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

Поведение

Психика и поведение - это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. характерная животному уровню организации.

Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.

Свойства

Свойства психики - особые функции, которые она осуществляет. Среди них выделяют несколько основных:

  • Рефлексия - главное психическое свойство, которое является основой для понятий репродуктивности, объективации, разобъективации, интровертированности и экстравертированности.
  • Понятия объективации и разобъективации - это умение энергии, которой обладает психика, изменяться и переходить в другие формы. Например, поэт объективирует свои энергетические ресурсы из объектов и явлений в форму произведения, которое будет изучать читатель. Последним субъектом для осмысления информации будет осуществляться разобъективация.
  • Интро- и экстравертированность связаны с направленностью психики. Однако последнее также должно показывать такие стороны изучаемого термина, как ее открытость к осмыслению и анализу новой информации.
  • Репродуктивность в психологии - это черта субъекта, посредством применения которой он может возобновлять предыдущие психические состояния.

Свойство психики - рефлексия, как и говорилось ранее, ее главнейшая черта. Если рассматривать конкретно рефлексию, а не вытекающие из нее функции, то можно сказать, что это умение воспринимать мир, переносить события вокруг на самого себя, а также подвергать определенную информацию осмыслению. Это понятие лежит в основе адаптации человека к условиям новой среды или перемене в старой.

Функции

Функции психики - это набор выполняемых задач, которые отражают воздействие окружающей реальности на субъект. Также они регулируют особенности поведенческих реакций, деятельность человека и осознание им личного места в мире вокруг.

Отражение воздействия среды, в которую помещен индивид, является одной из основных функций изучаемого термина. Эта задача имеет ряд особенностей, среди которых:

  • Постоянный прогресс, развитие и совершенствование различных характеристик человека, которые происходят при помощи преодоления внутренних противоречий.
  • Постоянное преломление внешнего воздействия сквозь призму ранее сложившихся особенностей восприятия информации посредством психики.
  • Верная интерпретация и отражение реалий окружающего мира. Здесь важно понимать, что осмысление и преобразование информации об объективной действительности не отрицают наличие реальности как таковой. Другими словами, вне зависимости от мнения индивида, например, о красном и спелом яблоке, оно таковым и останется, невзирая на другие формы интерпретации данных об этом объекте.

С помощью психики человек создает общую картину реального мира вокруг. Это становится возможным благодаря сбору информации через различные органы чувств, например, зрение, слух, осязание. Также важно учитывать способность человека использовать ресурс воображения.

Еще одной важной функцией психики является регулирование поведения и его деятельности. Эти два компонента живого существа опосредуются именно п-кой. Основанием для такого утверждения служит то, что сбор информации, осознание мотивов и потребностей, а также постановка задач и целей вырабатываются в ходе индивидуального восприятия.

Психика - это также особенность живого существа, включающая в себя функцию осознания человеком индивидуального места в мире. Данная задача позволяет нам адаптироваться и ориентироваться в объективной реальности.

Процессы

Структура психики - это сложная система. Она включает в себя еще одно немало важное понятие - «психические процессы».

Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц - это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами - оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень - это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга. Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

Структура

Структура психики - это довольно образованная отдельными подсистемами. Элементы этого понятия организованы иерархически и могут часто изменяться. Главное свойство психики - это целостная форма и системность.

Развитие этой науки позволило создать в ней определенную организацию, которая выделяет в общей структуре такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. Ниже рассмотрим процессы.

Психические процессы происходят в мозге человека и отражают динамически изменяющуюся «картину» явления. Они делятся на познавательные (явление отражения и преобразования информации), регулятивные (отвечают за направление и интенсивность временной организации поведения) и коммуникативные (обеспечивают явление общения между субъектами, а также проявление и восприятие чувств и мыслей).

Понятие сознания

Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

Подсознание - это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

Предсознание - промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» - случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

Сознание - компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

Среди психологических характеристик сознания выделяют:

  • субъективное ощущение и познание себя;
  • умение посредством мыслительных процессов воображать нереальную действительность;
  • способность нести ответственность за собственные психические и поведенческие типы состояния;
  • умение воспринимать информацию, принятую из окружающей действительности.

Сверхсознание - психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

Психика - это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

Сознание - это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

Детская психика

Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно. Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно.

Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых. Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

Психические расстройства

Расстройство психики - это проблема, задевающая все уровни ее структуры (сознание, подсознание, предсознание и сверхсознание). В широком понимании, это состояние, которое отличается от «нормального». Существуют и более исчерпывающие определения, которые применяются в конкретных сферах человеческой деятельности (юриспруденции, психиатрии и психологии). Расстройства психики не являются отрицательными характеристиками личности.

Противоположным состоянием расстройства является психическое здоровье. Субъекты, которые способны приспосабливаться к жизненным условиям и разрешать различные проблемы, как правило, относятся к здоровым. Наличие сложностей в таких сферах жизни, как установление связей с людьми, решение семейных или рабочих вопросов может указывать на то или иное нарушение психики.

Заболевание такого характера приводит к изменению и нарушению процессов ощущения чувств, мышления и поведенческих реакций. Также бытует мнение о том, что проблемы с психикой вызывают определенные соматические дисфункции организма. Создавать медикаментозные и психологические средства устранения психических проблем возможно только при тесном содействии таких сфер деятельности, как медицина и психология. Надо также не забывать о важности рассмотрения объекта психологии - психики - с различных точек зрения.

Процессы психики нарушены у каждого четвертого-пятого человека на планете. Такими данным располагает ВОЗ. Причиной наличия поведенческих или психических расстройств могут служить различные явления. Сама суть возникновения заболевания не ясна. Специалистами психологии было создано множество способов борьбы с ними и их определения. При наличии определенных симптомов у субъекта, ему нужно обращаться к специалистам.

В настоящее время происходит активная критика отождествления понятий психического расстройства и заболевания. Это вызвано наличием в психиатрии сложного набора критериев для определения характера заболевания (биологический - телесная патология, медицинский - качество условия существования и угрозы жизни, социальный - проблемы в социальной сфере функционирования). Чаще всего выдвигается предположение о том, что психическое расстройство обусловлено наличием проблемы в телесном функционировании части мозга. Основываясь на этом, специалисты на десятом пересмотре Международной классификации болезней утвердили, что вместо 2 терминов («п-кая болезнь» и «п-кое заболевание») можно употреблять понятие «психическое расстройство».

Часто выделяют состояние психики (психиатрические и психические расстройства, а также те, которые лечат психиатры) как условность, носящую конвенциональный, немедицинский тип описания человека. Например, некоторые виды расстройств относятся к патологической практике лишь образно. Такие реакции, которые являются атипичными для обыденной жизни, становятся патологиями. Однако они могут оказываться спасительными и проявляться себя так в условиях определенных экстремальных ситуациях.

Формы психики можно различать между собой по типу расстройства. С такой точки зрения классифицируют:

  • Синдромологический принцип, который основывается на существующей концепции о наличии «единого психоза.
  • Нозологический п-п основывается на разделении болезней по их этиологической общности, а также связан с вопросами патогенеза и сходстве клинических картин.
  • Прагматический п-п - это следствие установления связи в развитии между национальными и международными здравоохранительными организациями.

Такие особенности психики, как ее расстройства, позволяют разделять их на различные структурные единицы, которые образуют единый и целый отдел науки. Он описывается в пятом разделе международного классификатора болезней десятого пересмотра и был разработан ВОЗом (на территории РФ ее приняли в 1997 году). Постановления раздела выделяют:

  1. F00 - F09 - органический тип заболевания, включающий симптоматические п-кие расстройства.
  2. F10 - F19 - психический тип расстройств, распространенный и на поведение, связанное с употреблением психоактивных препаратов и веществ.
  3. F20 - F29 - шизофренические, шизотипические и бредовые расстройства.
  4. F30 - F39 - расстройство настроения (аффективное р-во).
  5. F40 - F49 - невропатическое р-во, связанное со стрессами и соматоформными расстройствами.
  6. F50 - F59 - поведенческий ряд синдромов, связанных с физиологическими проблемами, возникшими на основе физических факторов.
  7. F60 - F69 - р-во личности и поведенческих реакций в зрелом возрасте.
  8. F70 - F79 - умственное отставание субъекта.
  9. F80 - F89 - р-во психического «роста».
  10. F90 - F98 - эмоциональные и поведенческие р-ва, начавшиеся в возрасте подростка или ребенка.
  11. F99 - психическое р-во без дополнительного ряда уточнений.

Различные заболевания имеют ряд описательных характеристик, которые выделяют определенные явления в конкретные группы. Например, шизофрению характеризует распад мыслительных и эмоциональных процессов. Такие расстройства характерны тем, что позволяют сознанию субъекта воспринимать нечто «атипичное» для большинства нормой. Это касается в первую очередь опасных проявлений агрессии и жестокости. Шизофрения часто включает в себя слуховые или зрительные галлюцинации. Легкие формы такого заболевания присущи довольно большой части населения Земли, но в таком виде их практически нельзя обнаружить без должного знания. Однако люди с легкой формой шизофрении часто являются творческими натурами и обладают какими-то отличительными чертами.

Психика -функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией -регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).