Система образов в произведении евгений онегин. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа. Словарная работа Сюжет лирическое отступление конфликт. Как проявляет себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной

ПРОБЛЕМАТИКА:

Проблемы цели и смысла жизни - ключе­вые, центральные в романе, ведь в пере­ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос­стания, в сознании людей происходит кар­динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни­ка - указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч­шие люди пушкинского, то есть декабрист­ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло­виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото­рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле­но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро­мане течет так, что мы видим героев в ди­намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере­живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми­ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто­му проявление сути человека в выборе воз­любленного, в характере чувства - важ­нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ­ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой­ственному «ветреной младости»), и к ис­тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

То, что в юности казалось признаком огра­ниченности, духовной и умственной скуднос­ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко­ем случае нельзя заподозрить автора в хан­жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека­ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души.

Любовь для автора и для его героини Та­тьяны Лариной - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необхо­димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос­ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь - «наука страсти неж­ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор­мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све­та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли­рическим отступлением: размышления ав­тора о возрастном рубеже, который он го­товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели.

Общество неоднородно. От самого чело­века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч­ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че­ловека в «мертвящем» «омуте света», появ­ляется в романе не случайно. Как карикату­рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор ав­тора. Дружба без глубокой духовной общ­ности - лишь временный пустой союз. Не­возможна полноценная жизнь без бескоры­стной самоотдачи в дружбе - потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современ­ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис­полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления­ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па­шет и не сеет. У него нет потребности в ра­боте. И образование Онегина, и его по­пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это герои­ня совести. Появившись на страницах ро­мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, не­веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать­яны смерть Ленского - трагедия. Она про­клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст­во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та­тьяны - высший нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета - 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен­ность жизни проверяется смертью. Траги­ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле­ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст­венного долга - и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре­альнее, - важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе­го истинного смысла жизни, сама челове­ческая жизнь - ничто.

ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ:

1)Петербургский «свет» - аристократическое общество - выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителен. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господам и «диктаторы бальные» и «с виду злые» дамы, и не «улыбающиеся девицы.

2)В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

3)Третья группа дворянства, представленного в романе,- это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков, Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».

СИСТЕМА ОБРАЗОВ:

Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди.

Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.

Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
В Ленском много прекрасных задатков. Пушкин указывает на присущие Ленскому «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда».
Но Ленскому недостает знания и понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь как романтик-мечтатель. Как и Онегину, ему чуждо общество провинциального дворянства сего узкими интересами, но он идеализирует Ольгу, обыкновенную девушку. Непонимание людей, восторженная мечтательность и приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью.
Ленский - образованный, культурный человек. В его беседах с Онегиным затрагиваются вопросы философские, общественные, научные. Пушкин отмечает у него «вольнолюбивые мечты». Ленский - поэт, сентиментальный романтик. В строфе X второй главы Пушкин перечисляет главные мотивы поэзии Ленского, а в строфах XXI и XXII шестой главы приводит как образец романтической поэзии его элегию.
Те мотивы, которые Пушкин отмечает в поэзии Ленского, близки Жуковскому и другим поэтам - сентиментальным романтикам того времени. Мотивы «любви, печали, разлуки», таинственного «нечто», воспевание «поблеклого цвета жизни», «туманной дали» и «романтических роз» типичны именно для поэзии Жуковского.
Такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они или примиряются с царящим укладом, или погибают при первом же столкновении с действительностью. Ленский погиб. Но если бы он остался жив, то вероятнее всего, превратился бы в обыкновенного помещика-обывателя. Крупным поэтом он вряд ли стал бы: этого не обещала «томная и вялая» поэзия Ленского.

Татьяна для Пушкина – милый идеал. Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Натура героини не многосложна, но глубока и сильна. В ней нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком трудные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той ценностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. В характере Татьяны есть черты, которые роднят её с Онегиным, натура Татьяны поражает своеобразием и самобытностью. Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем сете. Неудовлетворённость окружающей среды вызывает у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества. Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, определить свой жизненный путь. Она хочет сама избрать спутника жизни. Героиня мечтает о таком человеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых Романо. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине. Евгений отверг любовь Татьяны. Та любовь принесла ей одни страдания. Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.
Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её душевных запросов. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душой. В её характере уже с детства было такое, что отличало героиню от других девушек её круга. Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой. С детства Татьяна жила среди природы и любила её. Татьяна пытается вырваться из привычного для сельской барышни круга. Она – первая! – пишет письмо Онегину. У Татьяны её поступками руководит «мятежное воображение» умеряется и направляется «умом и волею живой». Татьяна имеет великолепные черты: мечтательность, любовь к природе, романтическая вера в предчувствия и предназначения. Привлекают её нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у героини и ещё огромное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самим именем героини, распространённым в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи. Через дворовых девушек и, особенно через няню, она познакомилась с народной поэзией и полюбила её. Татьяна «думает о поселянах», помогает бедным. Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содержащей жизни.
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Прошло время, Татьяну выдали замуж, хотя в её сердце по-прежнему живёт первая любовь. Но она остаётся верна своему долгу. Онегин, такой умный и тонкий, не смог вовремя оценить бесценный дар любви, посланный ему Богом. Близость к крестьянам, сильное влияние няни, воспитывали в Татьяне простоту, искренность, твёрдые основы нравственности, верность долгу и демократизм настроений. Татьяна – натура вполне естественная, она живёт чувствами, а не умом. Встретив Онегина, который настолько полностью вжился в образ литературного героя, что перестал замечать реальность, Татьяна влюбилась в него. Но очевидно также то, что их союз был невозможен. Жизнь остаётся жизнью, а литература – литературой, грань между ними существует, и разрушить её нельзя.
Надо отдать должное гению русской литературы А.С. Пушкину, который сумел создать такой замечательный образ верный долгу, ищущий натуры, которая поражает своей цельностью.

Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань летная, боязлива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой чёткой на устах», в доме Лариных всюду слышен её «звонкий голос».
Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Её натура лишена той самобытности и глубины, которые характеризуют Татьяну. Ольга живёт бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. «Всегда скромна, всегда послушна», она, не задумываясь глубоко, следует принятым в дворянской среде жизненным правилам. Она не может понять Татьяны, её не заставляет задумываться поведение и настроение Ленского в вечер накануне дуэли. Её чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском и скоро вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (Белинский).
На распространённость такого типа женщины и в жизни, и в литературе того времени указывает сам Пушкин:
...любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Её портрет...
Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрёл такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»).

А.С.Пушкин любит Петербург. История создания поэмы. Любимый пушкинский размер. В кабинете великого поэта. Негативная информация. Позитивная информация. Произведение «Медный всадник». Стал ли вам понятен Петербург Пушкина. История публикации. Петербург Пушкина. Работа в группах. Ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга. «Медный всадник». Кроссворд «Медный всадник». Афиширование. Тест «Медный всадник».

«Полтава» - Ещё напор – и враг бежит!.. Впрочем, война против Швеции тянулась еще более десяти лет. Самым достоверным родственники поэта считали портрет, гравированный Н. Уткиным. Построение поэмы. Пир Петра (стр.156-157): А Б А Б В Г В г. Торжественная песнь = ода. Картины летней ночи (1). Картина сражения динамична (одно событие сменяет другое). Композиция. Определение жанра «Полтавы». Олицетворения -- …. Сравнения -- ….

«Пушкин «Вновь я посетил»» - Философская лирика А.С.Пушкина. Композиция. Как выражена философская идея стихотворения. Сосны, молодая поросль – символический образ. Идея семьи. Актуализация знаний. Художественные особенности стихотворения. Простота и безыскусственность. Из мира вечности А.С.Пушкин обращается к вам. «Вновь я посетил…» (1835). Знакомство с философской лирикой. Философская идея cтихотворения. Образ неизменно обновляющегося леса.

«Стихи об осени Пушкина» - Унылая пора. Уж реже солнышко блистало. Октябрь уж наступил. И в час полуденный в кружок их не зовёт его рожок. Стоял ноябрь уж у двора. Уж небо осенью дышало. Встаёт заря во мгле холодной. Отец поэта. Няня А. С. Пушкина. Довольно скучная пора. Короче становился день. Пастух. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Ложился на поля туман. С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. Александр Сергеевич Пушкин.

«Онегин и Байрон» - Творчество Байрона. Скука. Образ жизни. Значение образов. Разочарование в любви. Сравнительная характеристика. Ветреность. Отличия образа. Лень. Тоска человечества. Одиночество. Пресыщенность. Пушкин и Байрон. Нелюдимость. Открытое сравнение.

«Создание «Евгения Онегина»» - Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни». Система образов в романе «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна. Главный герой романа. Онегин и Ленский – «волна и камень», «лёд и пламень». Татьяна Ларина в любви. Особенности сюжета: 2 особенности. Александр Сергеевич Пушкин. Жанр. Зеркальная композиция. Лирические отступления в романе. Татьяны «милый идеал». Народная культура. Особенности и значение романа «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и «энциклопедия русской жизни», как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница» - так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.

А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.

А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который

… пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.

А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:

Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я...).

Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть - и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.
Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность...

Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется отсвоего героя.

своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:

… на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул -

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать… -

Просто не имеет права существовать. Онегин, будучи «гением» науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:

Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья.

И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.
Одно из основных различий между ними - это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же «предан душой», «рожден для жизни мирной, для деревенской тишины».

Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.

Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того - гениальным творением А. С. Пушкина.

Ленский гибнет, потому что не может принять условий жизни и трезво видеть мир, не может, как пишет Белинский, «развиваться и идти вперед». Онегин и Татьяна во многом изменились решительно. Но почему же все более углубляется их конфликт с окружающим миром? Почему этот мир представлен разными кругами общества (деревня, Москва, Петербург)? Чем характерен каждый из этих кругов и почему ни в одном из них герои не могут себя чувствовать удовлетворенными?

Пушкинский роман в стихах проникнут ощущением безграничности жизни. Художественное пространство романа так велико, что Белинский по праву назвал его «энциклопедией русской жизни».

энциклопедией русской жизни». Деревня, Москва, Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам своим. Несходство этих слоев русской жизни для Пушкина принципиально важно. Столкновение героев с одним из них не давало бы еще права говорить о трагедии. Но Онегин, Татьяна, Ленский не могут принять ни провинциальной неподвижности, ни столичной суеты.

Каждый круг жизни характеризуется в романе по правилам линейной перспективы. На первом плане выписаны два-три портрета (для деревенского круга: Ларины, дядя Онегина, Зарецкий), затем несколькими штрихами очерчены эпизодические герои (например, гости на именинах Татьяны). В каждом случае Пушкин непременно дает строфу, которая объединяет впечатления об этом круге общества и выделяет наиболее характерную отличительную его сторону. Для поместного круга такой определяющей чертой оказывается примитивность. Дядя Онегина, который «в окно смотрел да мух давил», простодушные Ларины, которым «квас, как воздух, был потребен», Зарецкий, «трибун трактирный» и «отец семейства холостой», - наиболее характерные фигуры этого круга. Зарецкий нарисован в духе образов Грибоедова, на которого Пушкин почти ссылается («И вот общественное мненье!»).

Пушкин использует классический способ характеристики героев с помощью фамилий. Этот прием знаком нам по комедии Фонвизина «Недоросль». Отчего это возможно? Провинциальные помещики так примитивны, односложны, что суть каждого из них может быть обозначена: «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», которых он «гвоздил», довел до разоренья; «уездный франтик Петушков» и т.д. Отсутствие душевных движений и духовных интересов, невежество показаны как следы примитивности провинциальных помещиков, общий портрет которых дан в XI строфе второй главы («Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне...»). Главные герои романа, естественно, оказываются чужды этому кругу. Ленский «бежал… из беседы шумной»; Онегин прослыл «опаснейшим чудаком»; Татьяна даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой», предстоящая встреча с гостями на именинах пугает ее (Татьяна видит во сне «Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки...»). Отталкивание героев от примитивной среды возвышает их в глазах автора и читателей романа.

Однако Пушкин не хочет воспринимать этот круг жизни однозначно. В деревенской жизни поэт видит не только примитивизм, но и естественность, не только бессмысленную пустоту, но и «сельскую свободу». Деревня дорога поэту потому, что здесь возможна сосредоточенность, здесь человек слышит свой внутренний голос:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

И герои романа отчасти разделяют эти чувства. Татьяна в этом смысле наиболее близка автору («Вставая с первыми лучами, Теперь она в поля спешит...» - XVIII и XXIX строфы седьмой главы). Поэзия «мирной жизни» знакома и Ленскому («Я модный свет ваш ненавижу.

у...»). На какое-то время погружен в «беспечную негу» деревенской жизни и Онегин (четвертая глава). Но герои не способны находить в любом проявлении жизни ее поэтические стороны. Этот дар любви спасает Пушкина от отчаяния, опустошения, позволяет ему найти выход из трагедии, к которой подведены герои.
Характеристика Москвы на страницах романа во многом напоминает колкие фразы Грибоедова. Главным качеством в характеристике московского круга у Пушкина оказывается неподвижность. Эта упрямая старина, не желающая меняться, удручала Чацкого («Что нового покажет мне Москва?»). Пушкин сохраняет этот мотив («Но в них не видно перемены...»).

Отношение Пушкина к Москве все же не однозначно. В эпиграфах к седьмой главе даны разные, но неизменно положительные ее оценки. Консерватизм барской Москвы поэта отталкивает, самодовольство московских кузин и «архивных юношей» в отношении к Татьяне кажется смешным. Но постоянство, верность Москвы себе, древним устоям русской жизни рождает в поэте теплоту, нежность, даже гордость. Этот город детства поэта и исторической памяти народа становится для Пушкина опорой в его «блуждающей судьбе».

Но московские впечатления Татьяны горьки:
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой...

Поместный круг Татьяна терпит, барский московский - ненавидит, называя его «ветошь маскарада».

Петербург восьмой главы действительно нарисован Пушкиным как царство строгих правил благопристойного лицемерия. Начиная с «пожилых дам в чепцах и розах, с виду злых», до «диктатора больного», румяного «как вербный херувим», - все играют какую-нибудь роль.

Образ Петербурга-маскарада был закреплен дальнейшей историей русской литературы.
Автору «Евгения Онегина» и «Медного всадника» холодность, жестокость, призрачность великолепия Петербурга известны. Но Пушкин видит здесь и другое. Его муза любуется «шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей». Достоинство, отточенность форм, напоминающая высшие образцы искусства («И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин»), сдержанность аристократизма, отсутствие вульгарности, стройность упорядоченности и ума, синий лед Невы, на котором играет солнце, - поэт и в Петербурге видит то, что позволяет его любить.

Образ «осени гнилой» из седьмой главы переходит в восьмую и выявляет обреченность героев. Но за что же их винит поэт? Неприятие Петербурга, Москвы, деревни этими героями так оправдано! Однако Онегин не только в Петербурге «для всех кажется чужим». Эта охлажденность героя, неотданность чему бы то ни было неприемлемы для автора. Неизбежность конфликта Онегина с обществом очевидна, но, по мысли Пушкина, этот конфликт, как и все чувства героя, мог быть острее, беспощаднее, ярче проявлен:
Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.

В чем же смысл этого пушкинского упрека? Вероятно, прежде всего это упрек в пассивности чувств, поступков, желаний, в отсутствии той широты и любви к миру, которая делает людей поэтами.

Желаний, в отсутствии той широты и любви к миру, которая делает людей поэтами. Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая «полку книг и дикий сад» блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

Трагизм конфликта героев с обществом усугубляется их непониманием друг друга. Друзья стреляются на дуэли; люди, любящие друг друга, расстаются. Человеческие чувства отступают перед общественными предрассудками. Герои изолированы, разделены, несмотря на внутреннюю близость. В этом одна из причин их трагического мироощущения.

Пушкин отмечает трагическую разъединенность не только в Онегине и Ленском, но и в Онегине и Татьяне, Ленском и Татьяне:
Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени:
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!

Разделенность Онегина и Татьяны художественно закреплена в формах их общения. Сначала она пишет письмо - он отвечает холодным объяснением. Затем он пишет письмо - она произносит отповедь. Чувства героев остаются непонятыми, неразделенными. Это обмен монологами, а не общение.

На фоне излюбленной автором диалогической речи, его постоянной беседы с читателем, героями, собратьями по искусству, его обращений к Москве, полям, актерам монологи героев особенно выделяются, становясь символами их одиночества. Разделенность героев объясняется не их равнодушием к другим, а неспособностью воспринять строй чувств другого человека, отрешившись от привычного для себя взгляда. Даже в минуту последнего объяснения с Онегиным, когда Татьяне «внятно все», она не может освободиться от оглядки на свет, и это приводит ее к жестокости подозрений («Зачем у вас я на примете?»).

Основой образа каждого героя Пушкин делает определенное миросозерцание: скептическое, трезво реалистическое - Онегин; романтическое - Ленский; сентиментальное - Татьяна. Речь идет не о литературных направлениях, а об отношении к жизни, характерном для определенной исторической эпохи и нашедшем выражение в том или ином течении искусства. В самом деле, культ чувства, семьи, долга, природы, близость к народу оказываются в Татьяне «типом сознания» (Г.А. Гуковский), близким сентиментализму. Пушкин как бы испытывает каждое из этих отношений к жизни, сопоставляет их, сталкивая в действии романа, выделяя сильные и слабые стороны не только индивидуальных характеров, но и типических миросозерцании.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сюжет. Композиция романа. «Онегинская строфа».

Система художественных образов. Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное Дворянство дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа. «лишний человек» идеал «русской души» «романтическое сознание» __________________________________________________________ Объединяются автором = действующим лицом

Сюжет. 1 особенность: Онегин – Татьяна Ленский – Ольга Служит для развития основного не развивается, помогает конфликта романа Татьяне понять Онегина 2 особенность: главное действующее лицо - повествователь = спутник Онегина антипод Ленского - поэта защитник «Татьяны милой» = лирическое отступление – основная часть сюжета

«Онегинская строфа». 14 стихов четырехстопного ямба (4+4+4+2) Строгая рифмовка (перекрестная, парная, кольцевая, куплет) Гибкая форма, позволяющая передавать разнообразные интонации (эпические, повествовательные, разговорные) Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек.

В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна: Знакомство – вечер у Лариных. Разговор с няней, письмо к Онегину. Через два дня объяснение в саду. Сон Татьяны. Именины. Татьяна приходит в дом Онегина. Отъезд в Москву. Встреча на балу в Петербурге через два года. Вечер у Татьяны. Письмо к Татьяне. Объяснение. 2) Онегин – Ленский. Знакомство в деревне. Разговор после вечера у Лариных. Именины Татьяны. Дуэль.

Композиция сюжета: Глава первая – развернутая экспозиция. Глава вторая – завязка II сюжетной линии. Глава третья – завязка I сюжетной линии. Глава шестая – кульминация и развязка II линии (дуэль). Глава восьмая – развязка I сюжетной линии.

1) Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. симметрия – повторение одной сюжетной ситуации в III и YIII главах6 встреча – письмо – объяснение. параллелизм – два письма: ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. 2) Ось симметрии - сон Татьяны. 3) Основная композиционная единица романа – глава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина "ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ"

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина В презентации представлены иллюстрации к роману А.С.Пушкина `Евгений Онегин` с цитированием....

Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

В художественном отношении все герои в романе едва ли не равноправны. Во всяком случае, их роль никогда не бывает ни второстепенной, ни подчиненной. Они существуют в художественной системе произведения как бы параллельно, с достаточной долей независимости. Конечно, Ольга оттеняет Татьяну, составляет для нее выразительный фон, помогает лучше понять ее духовную, идеальную человеческую высоту. Но она значительна и сама по себе (в своей незначительности значительна), она тоже отражение жизни и эпохи. Конечно, Ленский , с его романтической восторженностью и трогательным непониманием самых простых вещей, до некоторой степени облегчает нашу оценку Онегина, но еще больше он помогает понять некоторые существенные стороны русской жизни 20-х годов XIX в., помогает познакомиться с одним из самых интересных типов русских людей того времени (к этому типу относился, например, поэт Веневитинов).

Разочарованность рядом с романтической очарованностью, трезвость рядом с восторженностью и идеальностью - все это несомненные приметы той исторической эпохи. Герои пушкинского романа не просто исторически значимы -само их художественное существование, характер их художественного воплощения несомненно определялись теми историческими задачами и целями, которые ставил перед собой Пушкин, создавая свой роман. Они не принимают участия в основном действии, мало или совсем не связаны с основными героями романа, но они до бесконечности раздвигают его рамки - и тем самым роман не только полнее отражает жизнь, но и сам становится, как жизнь: таким же бурлящим, говорливым, многоликим. Каждый из персонажей романа- не только главные - ярко типичны и незабываемы, а вместе, в целом они образуют большой художественный мир, в котором запечатлены живая жизнь и живая история.

Рядом с ними люди другого, хотя и не совсем чуждого искусству мира. Это хорошо всем знакомый и особенно дорогой самому автору Чаадаев, показанный с несколько неожиданной, интимной стороны. Это Каверин» когда-то студент Геттингенского университета, а теперь лихой гусар и гуляка. Пушкин легко и незаметно переносит читателя из одной сферы жизни в другую, уводит его от одного героя к другому. Словно и сам разбуженный барабанным боем, рано утром, читатель видит трудовой люд столицы: разносчика, молочницу - «охтенку», видит извозчика, который медленно тянется на биржу, в то время как аккуратный хлебник-немец спешит открыть свое окошко-«васисдас». Это жанровая картина и это опять-таки историческая картина. Быт, каждодневное Пушкиным рассматриваются историческ

и воплощаются одновременно и как незабываемая современность и как история.

Создавая свои исторические картины, Пушкин точно совершает путешествие вместе с читателем.

Картины в романе так быстро сменяют друг друга, как кадры в старина эм кинофильме. Перед читателем возникают и проходят все новые лица, выражая новые, не отмеченные прежде черты и особенности исторической жизни и жизненных отношений. И все эти новые лица, иногда только упомянутые, лишь мельком обрисованные, хорошо видны и твердо укладываются в его памяти. Пушкин умеет не просто памятно рисовать лица и типы, но и запечатлевать их словом. Что это значит конкретно? Там, где не требуется всесторонняя характеристика персонажа, там, где Пушкин не останавливается на нем долго, он рисует его особенно резкой краской. Его эпизодические герои часто характеризуются афористически, с помощью особенно емкой художественной детали, которая помогает автору запечатлеть персонаж, и читателю хорошо его запомнить.

А вот Зарецкий, секундант Ленского , из того же мира, что Пустяковы и Фляновы, хотя почему-то не приглашенный в дом Лариных: «... некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный, теперь же добрый и простой отец семейства холостой». Это уя?е прямая эпиграмма и сатира. У нее есть даже конкретный адресат - Федор Толстой-американец, с которым у Пушкина в молодости сложились довольно трудные отношения. Но в тексте романа это конкретное лицо, художественно преобразуясь, становится, как и все лица в романе, типическим, выражением не одного, а многих подобных.

Художественно запечатлеть персонаж Пушкину помогает и сама стиховая форма языка, которой он мастерски владеет и которую способен подчинить самым разнообразным целям и задачам. В языке пушкинского стиха все тянется, как и во всяком стихе, к формальной и смысловой завершенности - и именно поэтому всякое суждение в нем приобретает вид несомненности, безусловности. Это производит впечатление - и это помогает запечатлевать. Даже парная рифмовка в наиболее ударных, острых по смыслу стихах, даже мужская рифма в них (рифма, которая в ритмическом отношении имеет наиболее завершенный характер) содействуют все той же законченности и запечатленности:

  • Теперь же добрый и простой
  • Отец семейства холостой.

Свобода пушкинского романа в стихах - это свобода: непринужденного разговора на разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования. Для «Евгения Онегина» такие отступления особенно важны, они правило, а не исключения, они соответствуют внутреннему закону пушкинского романа. «В романе в стихах,- пишет С. Г. Бочаров,- композиционной осью является всеобъемлющий образ „Я". Говорят о лирических отступлениях „Евгения Онегина". Однако можно сказать, что речь от „Я", речь в первом лице, здесь не отступает от главного в сторону, но обступает со всех сторон то, что можно назвать романом героев; роман в стихах открыто не равен роману героев. Мир героев охвачен миром автора, миром „Я", мир героев как бы предопред лен этой лирической энергией».

То, что называется «лирическими» и всякими иными отступлениями в романе Пушкина, можно так назвать лишь по инерции, лишь условно. Ведь сам принцип композиции «Евгения Онегина», сам его глубинный замысел предполагает повествование вширь, свободную беседу с читателями, не ограниченную строгими фабульными рамками,- предполагает не обязательное движение по прямой, поступательное, а движение и по прямой, и в стороны, и вглубь, и возвратное. Пушкин об отступлениях в «Евгении Онегине» мог бы сказать то же, что сказал о своих отступлениях автор «Тристрама Шенди», любимый Пушкиным Стерн: «Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения;. Изымите их, например, из этой книги,- она потеряет цену: холодная, беспросветная зима воцарится ни каждой ее странице».