Распиновка xlr кабеля. Правильная коммутация звукового оборудования. Схемы распиновки по производителям

В первую очередь необходимо определиться чем важна «правильная» коммутация акустики и звукового оборудования.

Разумеется, написанное ниже касается как аудио, так и видео коммутации, управляющих сигналов светового оборудования (протокол управления световыми приборами DMX-512 ) и т. д.
XLR 3Pin Female MIC Jack Plug Audio Microphone Cable Connector

Часто общая длина аудио соединений, количество используемых разъёмов и отдельных кабелей в профессиональных инсталляциях впечатляют неподготовленного человека. Неудивительно, что банальный «неконтакт» всего лишь в одном из десятков (сотен, тысяч!) соединений может привести к весьма плачевным результатам. Начиная с «потери» отдельного прибора или инструмента, и заканчивая неожиданным mute всего комплекта или его части. В некоторых случаях плохой контакт может привести к выходу из строя весьма дорогостоящего оборудования. Всё это говорит о том, что сравнительно «малой кровью», при правильном подборе разъемов и кабелей мы можем поддержать уровень проводимых мероприятий (и своей репутации) на должной высоте. И, конечно же, сохранить полученные нелегким трудом деньги: неустойка за сорванное мероприятие, поиск и устранение неисправностей, ремонт оборудования – всё это чаще всего стоит несравненно дороже хорошей коммутации.

Наиболее важные моменты при выборе кабелей и разъёмов

Всё это необходимо знать и соблюдать для достижения результатов, близких к идеальным.

01. Имя производителя. Как и во многих других ситуациях с выбором чего-либо, здесь чётко работает правило — «Скупой платит дважды». Никаких «no name» в выборе кабельной продукции и разъёмов быть не должно! При соединении пайкой так называемых «китайских» разъёмов с кабелями, все пластиковые части сразу же плавятся и буквально рассыпаются на глазах. Один только этот факт должен сильно отпугнуть от использования дешёвой и некачественной коммутационной продукции. Не говоря уже о том, что контакты таких разъёмов очень быстро окисляются, покрываясь страшным налётом продуктов окисления, что прекрасно видно невооружённым глазом. Пластиковые части, особенно внешние, таких безымянных разъёмов крайне ненадёжны — почти сразу трескаются и ломаются от малейших нагрузок и лёгких ударов.

В нашем ДК сейчас вся коммутация – только от мировых брендов-лидеров в этой отрасли (подробности ниже). Лично я сейчас совсем не волнуюсь насчет качества контактов и надежности соединений. С этой стороны подвоха ждём в последнюю очередь.

Подпишитесь на наш канал в Телеграме , чтобы читать только интересные новости высоких технологий

02. Коннекторы. Как и в многих других отраслях производства, здесь есть свои изготовители — фавориты, продукция которых уже благодаря наличию лейбла производителя, является знаком качества. Примеров компаний, делающих разъёмы только самого высокого качества довольно мало… Например, коннекторы швейцарской компании Neutrik по праву считаются одними из лучших и любимых в использовании во всём мире. Уже более, чем за 35 лет своей деятельности, компания добилась высочайших рейтингов и имеет множество патентов на изделия, являющихся мировым стандартом в коммутации звукового оборудования. Россия, конечно, не исключение.Это как бы… Мерседес в разъёмостроении.

Прекрасные разъёмы делают Switchcraft , из США,работающие с 1946 года. Могу порекомендовать отличные разъёмы изготовителя из Австралии — Amphenol , основанной в 1955 году.

Внимание! Остерегайтесь подделок! Их немало на просторах нашей необъятной и не только…


Разъёмы Neutrik TRS и XLR.

03. Кабельная продукция. Здесь ассортимент производителей намного шире, чем в случае с разъёмами. Вдобавок, как показывает практика, здесь есть такой момент, что не все типы или марки кабелей одинаково хороши. То есть наряду с отличными кабелями, в линейке производителя может быть как отличный, так и довольно посредственный кабель.Самые известные производители кабельной продукции«японцы» Canare , «немцы» Klotz , Sommer Cable и Cordial , в последнее время всё чаще слышно много хорошего о компании Belden , основанной еще в 1902 году Джозефом Белденом в Чикаго, США. Где-то читал, что вся коммутация одной из самых крупной в мире прокатной компании «Rat Sound » выполнена на продукции Belden .

Хорошие кабеля делает итальянская фирма Tasker . Ещё можно обратить внимание на продукцию Mogami , Horizon . Не исключаю, что список далеко не полный. У многих профи — свои личные предпочтения, наработанные годами практики… Особенно это может проявляться в выборе гитарной коммутацииу них там свои «заморочки», особенно, если касается именно кабеля…

Гитарный кабель производства Monster Cable .

04. Выбор типа подключения звукового оборудования — балансное подключение и небалансное. ВСЕГДА нужно отдавать предпочтение балансному подключению, а когда это возможно и\или предусмотрено — особенно . Что же это такое? С небалансным, «обычным» подключением нет проблем — два проводника, один из которых «экран» (земля), служащий защитой от электромагнитных «наводок» и непосредственно «сигнал» — не путать с «+» и «-«, так как передача аналогового аудиосигнала — это передача с помощью переменного напряжения, меняющего полярность со скоростью, зависимою от частоты сигнала.

С балансным подключением всё немногосложнее. Балансное подключение происходит тремя проводниками — та же «земля», защищающая от наводок и два проводника с сигналом, один из которых находится строго в противофазе к другому. Обычно тот сигнал или тот проводник, который «в фазе» называют «горячий», противофазный — «холодный». Зачем это нужно? Всё до смешного просто — передающее устройство преобразует сигнал в балансный — к обычным «земле»и «сигналу» добавляется ещё и противофазный «сигнал», который инвертируется по фазе в принимающем устройстве. Принимающее устройство микширует фазу и инвертированную противофазу. Получается двойной эффект. Во-первых, полезный сигнал становится в 2 раза мощней и, самое главное, все наводки, благодаря противофазному эффекту, самоуничтожаются. Благодаря балансному подключению, сигнал можно передавать на значительные (более 100 м.) расстояния практически без потерь.

05. Выбор коннекторов. Если есть возможность, то подключения с помощью коннекторов «XLR » всегда предпочтительней и надёжней подключений с помощью ¼-дюймового «Jack «, а тем более разъёмов типа Phono , иначе RCA или «тюльпан «. Разъёмы RCA не являются профессиональными аудио коннекторами, хоть зачастую и используются профи «по долгу службы» и имеют довольно неприятную особенность — не всегда точно подходить друг к другу, даже если они настоящие, не поддельные. Не говоря о «китайцах»…

Разъём Phono (RCA) от Amphenol .

Немного подробностей о «Джеках «. Более правильно и «научно» разъём «Jack » называется «TRS » — аббревиатура от «T ip, R ing и S leeve» — наконечник, кольцо и «манжета» — экран или корпус разъёма. Но это только в случае трёхконтактного разъёма, «в народе» его часто называют «стерео-джек «. Или «моно-джек » — «TS » в случае двухконтактного , где имеют место быть только T ip и S leeve — наконечник и экран. К слову, для информации, словом «Jack «, если правильно пользоваться принятой в мире терминологией, называют именно гнездо соединения «TRS » или «TS «, а сам штеккер называется «Plug «. Ну это так, мелочи, не обращаем особого внимания…

Разъём TS от Amphenol .

«XLR » («в народе» — Кано’н или Кэ’ннон) очень надёжный разъём, если он не подделка. Лично я всегда ему отдаю предпочтение в линейной коммутации сигналов, когда это возможно. Кстати, заметил, что сейчас на многих коннекторах Neutrik пишут слово «Liechtenstein» — это карликовое государство в Центральной Европе, ассоциированное со Швейцарией. Там находится главный офис компании. На Speakon и XLR — надпись точно есть, на TRS — не нашёл.

Явная, грубая и дешёвая подделка разъёма Speakon .

Вот не подделка — Neutrik Speakon 4-х контактный. Правда, далеко не новый)) Произошло от SpeakON (игра слов — speaker, connector и ON — включить).

Да, кстати — слова «мини-джек» вообще не должно присутствовать в лексиконе человека, имеющего мало-мальски серьёзное дело со звуком, а профессионала — тем более, так как сам по себе коннектор крайне ненадёжен.

06. Качество плетения экрана проводника. Нередко экран проходит по длине кабеля просто множеством витков, не сплетённых между собой, что не очень хорошо для 100%-но качественной экранировки. Чем больше плотность сплетения экрана, разумеется, тем лучше. Экран только в виде фольги — только для фиксированных инсталляций. Чем тоньше жилки экрана и чем их больше — тем надёжней. Критично для кабелей, которые постоянно сматываются и разматываются «по долгу службы». Рано или поздно, жилки проводников начнут от изгибов ломаться и чем их меньше — тем больше вероятность со временем совсем потерять контакт внутри кабеля. Очень хорошо, если экран внутри кабеля дублируется токопроводящим материалом — гибким пластиком или резиной.

07. Сечение проводников кабеля. Чем больше сечение — тем лучше и надёжней. Толстые сигнальные кабеля (6-7 мм) с толстыми жилами проводников механически прочней и надёжней. Сопротивление и ёмкость толстого проводника меньше, что тоже большой плюс. Это касается и сигнального и так называемого «акустического» кабеля, который соединяет УМ (усилители мощности) с АС (акустическими системами). Считаю минимумом для подключения АС к УМ сечение в 2,5 мм. У нас почти все акустические кабеля — Cordial CLS 240 — прекрасный, гибкий кабель 2 х 4 мм.

08. Длина небалансных кабелей. Небалансное подключение, как ни крути, присутствует в нашей жизни)). Гитары, клавишные инструменты, источники сигнала (плееры CD, MD, ноутбуки без выносных звуковых устройств) и т. д., часто «коннектятся» небалансным типом подключения. Из практики — не следует пользоваться в этом случае небалансным кабелем длиннее 5-7 метров. Если линия должна быть длиннее — необходимо пользоваться устройствами, называющимися директ-боксы (DI-box или Direct Injection Box ). Эти устройства служат для преобразования несимметричного сигнала в симметричный. К тому же часто гальванически развязывают вход и выход, что может быть очень полезно для борьбы с электромагнитными помехами, земляными петлями…

09. Готовые кабели. Следует избегать покупки готовых кабелей, особенно вылитых из гибкого пластика — т. н. «одноразовых», при покупке которого просто нет возможности проконтролировать то, что находится внутри. Есть немало примеров, что внешне красивый, «основательный» кабель после «вскрытия» оказывался просто никчёмным — с кое-какой оплёткой экрана и тонкими, хлипкими жилками.

11. Назначение кабеля. Следует не забывать о назначении конкретной модели кабеля конкретного производителя. Если кабель предназначен для передачи DMX-сигнала, не стоит использовать его как микрофонный, так как допуски для разных моделей кабелей могут сильно отличаться. Например, DMX-512 соединение не так требовательно к экранировке, как микрофонное. Интернет с вышеприведёнными адресами может хорошо пригодиться для «распознавания» задач, на которые ориентирован каждый конкретный кабель.

12. Соблюдение осторожности при пайке. При длительном нагревании паяльником проводников кабеля, изоляционные материалы часто имеют неприятную особенность быстро плавиться и создают опасность замыкания проводников друг с другом и с корпусом разъёма. Необходимо предварительно хорошо залудить места пайки перед процессом, что бы как можно меньше потом их нагревать.

Правильная распайка сигнальных аудио кабелей

Таблица ниже поможет в правильной распайке аудио кабелей практически всех возможных типов и разновидностей. В этой таблице RED = горячий контакт балансного подключения, BLACK = холодный.

Примечание к таблице №1:

Правильная распайка аудио кабелей, таблица №2:

Возможно, для кого-то таблица №2 будет удобней, да и различия между ними есть.

Правильная распайка разъёма mini-XLR, таблица №3:

Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185:

Разъёмы MINI-XLR. Сейчас много кто пользуется радиосистемами и далеко не только вокалисты с ручными радиомикрофонами. Всё чаще встречаются радиосистемы инструментальные, или с микрофонами — «петличками» и гарнитурами. Там часто используется разъём Mini-XLR — от так называемого «бодипака» (карманный, поясной передатчик) до микрофона часто используется кабель именно с Mini-XLR . В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой — в гитару подключается кабель с разъёмом plug TS с одной стороны, стандарно. С другой стороны кабеля, в бодипак — входит разъём Mini-XLR . Распайка как 3-х, так и 4-х контактного Mini-XLR приведена в таблице-картинке №3. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR , но это частое явление. Распайка у разных производителей может быть разной!

Распайки и схемы MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI -соединения оборудования. Аббревиатура «MIDI » расшифровывается и переводится как Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Кабеля для MIDI -подключений чаще всего проще приобрести готовыми, но на всякий случай, для информации, немного остановлюсь и на этом типе соединений. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M (пятиконтактный, male, или «папа», русское название — СШ-5 , в случае с трёхконтактным разъёмом — СШ-3 или DIN-3 — в MIDI-кабелях не применяются) — именно они чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому оборудованию.

На изображении выше показано:

1). Маркировка контактов разъёмов DIN-5 .

2). Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out .

3). Две схемы MIDI-кабеля Gameport -> DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если делается для использования со стандартным MIDI-кабелем) — этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport .

4). Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out .

Подробней о разъёме DIN останавливаться не буду, если интересно, есть обширная статья в Википедии . Там же можно прочитать об аудио-соединениях на основе разъёмов DIN . Раньше такие соединения были очень распространены. Вот, например, отличный переходник для аудио-соединений с DIN 5/180° (или СШ-5, СГ-5, DIN41524, 5-pin DIN 180°) на 4 RCA female :

В последнее время очень большую распространённость получили MIDI-кабеля , основанные на подключении с помощью интерфейса USB и только их можно применить, например, при соединении клавишного инструмента и лаптопа. Очень мобильно и надёжно.

Примечания:

Замечание , касательно всех XLR-XLR кабелей. Их желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне «мамы», со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 — контакт «C» с контактом №1 «мамы» (female) XLR нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает «земляной» контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу «наводок» и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг «разболтается» такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату — ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения электрическим током, если коснуться за «маму» XLR такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.

Распайка разъёмов Speakon — нет в таблицах . Правильней, наверно, написать «распиновка», так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х , 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon . Начиная от 4-х контактного, маркируются группами — группа №1 — «1+ » и «1- «, группа №2 — «2+ » и «2- » и т. д. Обычно, «по умолчанию», используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon .

Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5 ). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в DMX-512 — №3 , а не №2 , как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки — на таблице:

«Познакомился» сегодня с неведомым мне ранее разъёмом DMX-512 — из гибкого пластика. К нам пришли управляемые по стандартному протоколу DMX-512 LED панели , которые мы хотим использовать как рампу — INVOLIGHT LED BAR390. Разъёмы не встроены, как обычно бывает, а торчат на небольших отрезках обычного, неэкранированного кабеля из прибора по два с разных сторон — DMX-вход и -выход. На конце каждого — выполненные из мягкого пластика разъёмы. Так как прибор предназначен для установки на улице — разъёмы довольно герметичны. Выходят друг из друга с характерным «бутылочным» хлопком. Переходники пришлось делать самим. Думаю, ещё не раз люди столкнутся с проблемой соединения этих странных влагонепроницаемых всепогодных DMX-разъёмов со стандартными XLR , так как такие же применяются ещё и на других приборах этого производителя — LED BAR305/320/330/340/350/400 , LED SPOT12T .На изображении ниже показано, как их нужно соединять. Или проще — жёлто-зелёный провод — контакт №1 XLR , синий — №2 , красный — №3 . Покажется странным, но вся конструкция работает! Цифры красным цветом — соответствие номерам контактов стандартного XLR разъёма:

Переходник на фото выше — наш, самодельный. К LED BAR390 ребята-продавцы «в нагрузку» дали 6 разъёмов XLR производства Proel — просто ужасные разъёмы! Из «мам» вылазят внутренние контакты, крышка на резьбе вкручивается, не плотно фиксируя кабель… Хоть конструктивно эти разъёмы и напоминают разъёмы XLR от Neutrik , по факту — ничем в лучшую сторону от поделок наших юго-восточных друзей не отличается! Кстати, очень популярная и даже любимая у нас в России марка кабелей Proel тоже, мягко говоря, не считается хорошим выбором, это подтверждается многими пользователями. Единственный раз мне попадался кабель от Proel , который внешне был добротным (с прозрачным экраном и двойной изоляцией центральных проводников). Довольно толстый и прочный, около 7 мм в диаметре.


Немного потренировавшись, можно приспособиться к данному способу и впоследствии довести его до автоматизма. Я никогда не сматываю кабели с помощью локтя, как это часто делают другие. Есть две причины. Во-первых, распутать намного сложней. Во-вторых, кабель, укладывающийся кольцами лежит потом на поверхности гораздо лучше и ровнее — намного меньше шансов, что кто-то запнётся и вырвет его из разъёма или уронит стойку с микрофоном — таких опасных вариантов развития событий может быть довольно много. Ещё одна деталь — для того, чтобы кольца кабеля не разматывались во время хранения и транспортировки — делаю на всех длинных кабелях («акустические», микрофонные и т. д.) аккуратную верёвочку, привязывая её к тому концу, который меньше виден во время работы кабеля. Например, в случае с микрофонным кабелем XLR-XLR | Автор RoNikEr


Распайка у разных производителей может быть разной!


Пример распайки mini-XLR - "петлички" Shure WL183, WL184, WL185:


Распайка разъёмов Speakon - нет в таблицах. Правильней, наверно, написать "распиновка", так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами - группа №1 - "1+" и "1-", группа №2 - "2+" и "2-" и т. д. Обычно, "по умолчанию", используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.

Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что "горячий" или главный контакт в DMX-512 - №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут "зеркалить" в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор - 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки:


Всем известно, что хорошие акустические или микрофонные провода весьма дороги, а доступные по цене - не очень качественные. Выход - сделать провода нужной конфигурации и длины самостоятельно. Это не так уж сложно и уже после нескольких "первых блинов" у Вас будут получаться отличные провода. Для этого нужен маломощный паяльник, оловянный распой и канифоль. Разъемы выбирайте по своему вкусу, тем более сейчас их огромное количество самых разных видов, цветов, размеров. Лидирующие позиции в производстве акустических разъемов занимают Neutrick и Amphenol. Использовать следует только хорошие провода ведущих производителей Klotz, Canare. Ниже представлены 2 схемы распайки самых распространенных проводов. В основном это распайка балансных проводов с разъемами XLR и стерео-джек в разных комбинациях, но есть схемы и с распайкой разъемов RCA(тюльпан). На это странице также представлены схемы устройства разъемов XLR, stereo-jack (стереоджек), mono-jack (моноджек) с нумерацией и обозначением контактов. Пользуйтесь на здоровье! И помните, что коммутация - один из важнейших компонентов любого звукоусилительного комплекса, от которого напрямую зависит качество звука.

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора

Который, по моему мнению, должен быть в наличии у каждого музыканта. Теперь нужно сказать пару слов о подключении микрофона к компьютеру и о коммутации звукового оборудования в целом. На всякий случай повторю, что эта статья нацелена на музыкантов, а не на звукорежиссеров .

Существует много разных типов разъемов и кабелей, но я расскажу только о тех, которые могут реально понадобиться обычному музыканту. Без физики.

Типы подключения устройств

  • Не балансное
    Самые обычные. Два провода. Один канал — сигнал, другой — земля. В роли земли может выступать оплетка. Так подключается, например, гитара. Или предусилитель к усилителю. Наушники также имеют не балансное подключение, только у них два канала (поэтому провода не два, а три).
  • Балансое
    На один канал используется 3 провода. Земля, плюс и минус. Смысл — в помехоустойчивости . На плюсе и минусе один и тот же сигнал, но с разным знаком. При суммировании плюса и минуса должен получаться ноль. Но если появилась помеха, то она окажет одинаковое воздействие на оба сигнала. Таким образом, их суммирование даст не ноль, а удвоенную ошибку. И если вычесть эту ошибку из плюса, то получится неискаженный сигнал.Такое подключение используется в профессиональных микрофонах, а также иногда при коммутации профессионального оборудования.

Кабели

И для балансного, и для небалансного подключения, как правило, используются т.н. микрофонные кабели. Они содержат экран из фольги, оплетку и две жилы. Для небалансного подключения одну из жил не подключают, соединяют с оплеткой (землей) или со второй жилой. Для балансного — используют обе жилы как плюс и минус, и оплетку как землю.

Стоит упомянуть спикер-кабели. Они используются для подключения динамиков к усилителям. Отличаются от микрофонных более крупным сечением (для передачи более мощного сигнала).

Разъемы


Переходники и размножители

В профессиональной студии обычно вообще не используются 3.5 миниджеки, а всевозможные варианты кабелей уже распаяны и на любое устройство есть готовый. В домашней же студии, во-первых, более вероятно использование непрофессионального оборудования, а значит — и миниджеков. Во-вторых, не выгодно заготавливать десятки кабелей с разными разъемами. Поэтому используют переходники. Для наглядности, разъем, который вставляют, называют «папой». А гнездо называют «мамой». Вот наиболее употребляемые в домашней студии варианты переходников:


Купить распаянный кабель или распаять самому?

Однозначного ответа нет. Если Вы планируете много коммутации, дешевле будет паять самостоятельно, потому что распаянные кабели часто стоят существенно дороже своих компонентов. Да и не всегда можно легко найти кабель с нужной распайкой.

Много пишут о том, что заводская пайка более качественная, дает меньше потери сигнала. В теории — да. На практике встречал не раз устройства и кабели, которые лучше пропаять еще раз самому, чтобы не развалилось:)) Да и разница в качестве пайки принципиальна на аппаратуре более высокого уровня, чем в домашней студии.

Подключение микрофона к компьютеру

В продолжение . Понадобится кабель, на одном конце которого XLR-мама, а на другом — 6.25-папа. Далее, на папу надевается переходник (на одном конце — 6.25-мама, на другом — 3.5-папа). И этот переходник подключается к микрофонному входу компьютера . Ну а XLR — в микрофон.

Толстый и тяжелый кабель будет провисать на хлипком 3.5 гнезде компьютера. Конечно, он его не выломает, но погнуть может. Возможно, придется что-то подложить под кабель — например, стопку книжек=)

Личный опыт использования кабелей и разъемов

В начале своей музыкальной деятельности я покупал готовые кабели. Тогда еще не искал различий между изготовителями, но все, что мне встречалось, не давало принципиальной разницы между друг другом.

Позже я начал создавать домашнюю студию звукозаписи и применять нестандартные решения при коммутации на репетициях. Тогда-то и начал читать о кабелях и экспериментировать с ними. В итоге вот на чем я остановился.

Микрофонные кабели для записи и коммутации студийного оборудования марки — Canare . Выбрал опираясь на исследования, описанные в этой статье , а также — на отзывы знакомых. Стоимость — порядка 85 руб/м. Дорого, но качественно. Хорошо сплетенная, плотная оплетка исключает переломы жил кабеля, если много его крутить и дергать (что постоянно происходит с дешевыми кабелям). В Петербурге купить можно в магазине ISPA, Марата 25.

Микрофонные кабели для удлиннителей наушников, репетиционной коммутации и других не очень важных случаев — Premier. Выбрал их по принципу дешевизны. Покупаю их в Питере на Юноне, там много ларьков, где их можно купить. Причем, в некоторых дешевле. Последний раз закупался в 2010 году и брал их по 30 руб/метр. Как раз для репетиционной точки и брали тогда. Вполне экономически оправдано.

Спикер-кабели для гитарного усилителя и кабинета — Cordial. Выбрал по тому же принципу, что и Canare. Покупаю тоже в ISPA.

Мамы и папы 6.25 беру на Юноне. Уже не помню, сколько они там стоят, но дешево. Noname, как говорится:) Кажется, в 2010 году брал по 20 рублей за штуку. Есть какой-то ларек, от центрального входа левая аллея, по левой стороне вблизи входа ларек с закрытым верхом, со входом. То ли до первого перекрестка, то ли после. Там есть всё для дешевой коммутации. Джеки хоть и с ощутимой долей брака, не очень продуманные для пайки, но вполне долговечные и удобные. Прилагаю фото тех, которые я использую. Мамы — обязательно с металлическими корпусами, пластиковые очень низкого качества. На фото — те самые разъемы, которые я покупаю на Юноне.

Мамы и папы 3.5 — аналогично. Только металлические (светлые или желтые — не особо важно, хотя партии желтых, которые мне попадались — оказывались более плотно сидящими друг в друге), никакого пластика.

Мамы и папы XLR — аналогично.

6.25-папы для спикер-кабелей, XLR для студийных микрофонных кабелей; а также разъемы, которые часто дергают туда-сюда, и угловые джеки — Neutrik . Беру в ISPA. Дорогие (до 200р за штуку), но надежные и удобные в пайке.

Всевозможные переходники беру либо на Юноне, либо в Зурбагане (Сенная пл., д.5). Последний предпочтительнее — находится в центре, всегда всего много.

Готовые кабели можно взять в любом музыкальном магазине . Например, «Шоу-мэн» на Техноложке, «МузТорг» на Сенной, «Yamaha» на Владимирской или любой другой.

В общем, теперь я рассказал и о подключении микрофона к компьютеру , и о видах кабелей и разъемов в целом, и можно теперь вернуться к нашей записи, но уже подразумевая наличие подключенного хорошего микрофона:)

В результате постоянных сгибов провода возле штекера 3,5″ типа Джек, могут появляться шумы в наушниках при шевелении соединения штекера с проводом, а то и вовсе будет пропадать звук на одном из наушнике. Иногда происходит обрыв общего провода, тогда звук искажается: почти полностью пропадают высокие и средние частоты. Это происходит из-за того, что правый и левый усилители телефона включаются в противофазе и их выходные сигналы почти полностью компенсируют друг друга.
Также бывает, что просто пропадает стерео-эффект. Или звука в ушах нет, но микрофон работает, или наоборот. А бывает из-за обрыва микрофонного провода вместе с микрофоном перестают работать кнопки управления на шнуре гарнитуры.

Итак, разъемное соединение типа TRS предназначено для коммутации между собой приборов, например, наушников и плеера. Устройство состоит из штекера (plug) и гнезда (jack). Зачастую данный разъем просто ломается в том месте где провода заходят в сам разъем. Из-за этого у нас с вами может не работать либо правый или левый наушник или оба сразу. Причем иногда появляются посторонние шумы из-за обрывы провода в самом разъеме jack 3.5.

Вообще стоит отметить, что сама абревиатура TRS произошла от английских слов: tip (кончик), ring (кольцо) и sleeve (гильза). Среди русскоязычного населения установилось понятие, что «джеки» - это сам штекер, поэтому если употреблять в повседневной жизни первоначальное название разъема TRS, многие не поймут, о чем идет речь.

Типы штекеров и область применения

В зависимости от диаметра рабочей поверхности коннекторы подразделяются на:

  1. Микро jack 2.5 мм . Ими оборудуются небольшие портативные устройства, такие как телефоны, плееры и т. д.
  2. Мини jack 3.5 . Устанавливаются в приборы бытового назначения: компьютеры, телевизоры и т. д. К тому же распиновка jack 3.5 предельна проста.
  3. Большой jack 6.35 . В основном применяется в профессиональной технике: электромузыкальных инструментах, мощных акустических усилителях, но могут встраиваться в бюджетную аппаратуру, такую как микрофоны для караоке, металлоискатели.

По количеству выходов (pin) «джеки» подразделяются на:

  1. Двухконктактные (TS ). По ним осуществляется передача несимметричного сигнала, например, на наушники подается моно сигнал или при помощи микрофона осуществляется аудио запись.
  2. Трехконтактные (TRS ). При помощи них можно передавать и несимметричный сигнал, при этом контакты 2 и 3 соединяются перемычкой, и симметричный.
  3. Четырехпиновые (TRRS ). Они могут сразу передавать видео и аудио информацию. Четырехконтактными разъемами оборудуются, в основном, современные телефоны, планшеты, видеопроигрыватели и т. д.
  4. Пятипозиционные (TRRRS ). Не распространенный коннектор, применяется производителем Sony в смартфоне Xperia Z для одновременного функционирования двух микрофонов, один из которых работает на шумоподавление. Совместим с TRRS.

Так же существуют гнезда двух типов: обычные, созданные под конкретную разновидность штекера и с переключателем - при вставлении штыря, устройство переключается из одного положения в другое.

Очень часто бывают ситуации, когда китайские разборные штекера, которые были установлены вместо монолитного поломанного «джека», не полностью заходят в гильзу или плохо фиксируются. Такие ситуации возможны при несоответствии диаметров гильзы и штекера. Поэтому, при выборе такого штекера вам желательно его внешний диаметр проверять штангенциркулем по всей рабочей длине.

Как узнать что неисправен разъем

Вставите в разъём рабочие наушники включите музыку. Если в работающих наушниках музыка не играет — у вас сломался разъём. Также если слышно шипение при шевелениях штекера — это значит что скоро полностью выйдет из строя разъём.

Сейчас в основном везде используется распиновка проводов наушников с микрофоном приведённая на первой картинке ниже но также и существует другая о основном она используется на старых телефонах и в телефонах некоторых производителей. Различаются они тем, что контакты микрофона и земли поменяны местами.

Штекер на четыре жилы

Здесь есть два различных варианта.

  1. Обыкновенные наушники без микрофона и кнопок управления. К штекеру подводятся 4 проводка: минус от каждого динамика медного цвета и плюс (синий с красным или зеленый с красным). Для удобства минусы скручиваются в один жгут и в результате получается три жилки, которые необходимо припаять на свои конкретные места.
  2. Гарнитура с микрофоном. Здесь штекер имеет 4 вида контактов: по одному от каждого динамика, один для микрофона и остается место для припаивания общего провода или массы. Схематично такая пайка выглядит следующим образом:

Следует отметить, что цветовая маркировка может варьироваться в зависимости от фантазии производителя и является весьма условной. Провод левого канала может быть зелёным, белым или синим цветом. Провод правого канала всегда маркируется красным цветом. Общий провод – медный (лакированный или без изоляции), но может быть и белым, если белый цвет не задействован под левый канал.

Схемы распиновки по производителям

Распиновка аудио Apple

  • 1 — левый
  • 2 — правый
  • 3 — земля
  • 4 — микрофон

iPod Nano (4th, 5th Gen), iPhone (1st, 2nd, 3rd, 4th Gen), iPod Shuffle (3rd Gen), Cell Phone Connection iPhone headphone (handsfree)

Распиновки аудио Lenovo

1 — левый
2 — правый
3 — земля
4 — микрофон

Lenovo Thinkpad Edge & X Series Notebook audio

Распиновки аудио Samsung

1 — левый
2 — правый
3 — земля
4 — микрофон

Samsung Galaxy S I9000, S8500 Wave headset EHS60AVNBE / EHS60ANNWEGSTA / EHS60ANNBECSTD/ GH59-09752A headsetSamsung Galaxy S2 i9100 headset should be compatible with Samsung Galaxy Note N7000, Samsung Galaxy Tab GT-P1000, P7100 Galaxy Tab 10.1, 4G LTE, C3530, Ch@t 350, Galaxy 551 i5510, Galaxy 550 I5500, E2330, I100 Gem, i220 Code, i350 Intrepid, I9003 Galaxy SL, I9100 Galaxy S II, i997 Infuse 4G, Google/Samsung Nexus S I9023/I9020, Ch@t 335 S3350, Galaxy mini S5570, Wave 525 S5250, Star II S5260, Wave II S8530, S5780 Wave 578, Wave 533 S5330, Galaxy Gio S5660, Wave 723 S7230, Galaxy Ace S5830, Galaxy Fit S5670, Galaxy S 4G, Galaxy S WiFi 5.0, R910 Galaxy Indulge, S3850 Corby II, M190 Galaxy S Hoppin, M210S Wave2, M220L Galaxy Neo, M580 Replenish, C6712 Star II DUOS

Samsung i300, i330, i500, i700 handsfree / headset connector

Samsung OEM EHS64 Headset for Samsung Galaxy SIII GT-i9305 and some others

Samsung Series 9 Notebook headset (NP900X3D-A02DE)

Samsung SPH-a420, a580, a640, m220, m240, m300, m320, m330, Rant m540, Exclaim m550 SCH-R451C headset Samsung headset P/N: AEP010SLEB/STD

Samsung SPH-A880, SCH-U620, SCH-U540, SPH-M500, SCH-A950, SCH-A870, SCH-A930, SPH-A920, SPH-A940, SCH-A970, SPH-A900 BLADE, A900M, SCH-A990, SCH-U740 AEP204VBEB/STD Headset / Music

В некоторых моделях Самсунга контакт массы и микрофон могут меняться местами!

Самостоятельная замена штекера 3,5

Нам понадобится ножик, паяльник, припой, канифоль. Отрезаем 5-10 см провода от штекера, убираем всю изоляцию со штекера, запомните последовательность проводов по цветам (иногда они отличаются). Зачистите провода и припаяйте их к 3.5 мм разъёму. Место пайки лучше залить термоклеем и сжать термоусадкой, так соединение прослужит значительно дольше.