Путеводитель по монголии. Природа, не тронутая человеком: почему алтайские туристы едут в Монголию Монголия как добраться

Население страны: 3,04 миллиона человек (94,9% монголы, 5% тюрки, 0,1% китайцы, русские)

Религия: 96% буддисты, ислам суннитского толка

Официальный язык: Монгольский (халха-монгол)

Денежная единица: Тугрик

Время перелета: Москва-Улан-Батор (6 часов)

Виза: Не нужна


Монголия - государство в Восточной Азии.

Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет.

Площадь - 1 564 116 км²


Сухой, резко континентальный, может быть с полным основанием назван "самым континентальным" на планете.

Средние температуры января от -35°С до -10°С, июля от +15°С до +26°С, на юге - до +40°С. Осадков выпадает немного (преимущественно с середины июля по сентябрь), в виде коротких, но мощных проливных дождей.

Снежный покров неглубокий, но держится очень долго (в горных районах практически круглый год). В стране насчитывается до 260 солнечных дней в году, поэтому часто Монголию называют «Землей Синего Неба».

В период с мая по июнь часты пыльные бури.


Передвигаться по Монголии можно на междугородних автобусах, поездах и самолетах. Общественный транспорт курсирует в основном между Улан-Батором и крупными городами страны; если вам нужно прибыть из одного населенного пункта в другой, почти неизбежно понадобится пересадка в столице. Большинство автобусов - старого советского образца. Современные минивэны обслуживают Улан-Батор, Дархан и Эрдэнэт.

Автобусы отправляются с автовокзала, там же нужно покупать билеты (потребуется паспорт), в которых указана норма провоза багажа. За излишки попросят заплатить. Существует расписание, и монгольские водители стараются его соблюдать. На поезде можно добраться из Улан-Батора в Дархан, Сух-Батор и Эрдэнэт. Монгольские железные дороги развивались при участии СССР, так что разделение вагонов на классы известно: купе, плацкарт и сидячие места.

Комфорт - самый что ни на есть базовый, к тому же МЖД часто продают «лишние» билеты на распроданные направления. Билеты лучше покупать заранее, особенно в период с июня по август. При покупке попросят предъявить паспорт. По Монголии также можно передвигаться на самолетах: в стране 44 аэропорта, из которых лишь 12 имеют спроектированные взлетно-посадочные полосы.

Авиабилеты сравнительно недороги, правда, разница в цене для местного населения и иностранцев все же существенна. Для заядлых мотогонщиков Монголия - настоящий рай: по идеально ровным степям так и просится проехаться на большой скорости.


В Монголии представлены многие мировые бренды авто проката, вместе с тем это одна из стран, в которой аренда автомобиля не имеет особого смысла.

В стране очень мало асфальтированных дорог, а самые интересные заповедники и национальные парки расположены на значительном удалении от населённых пунктов, где нет сколько-нибудь приемлемых трасс. Даже при наличии полно приводного автомобиля крайне сложно и даже опасно самостоятельно пытаться покорять огромную пустыню Гоби или горы восточного Алтая.

Большинство туристов выбирают организованные джип-сафари в сопровождении опытных монгольских проводников, которые прекрасно знают местность, заранее планируют ночлеги в юртах в пути и всегда берут с собой значительные запасы горючего, воды, пищи. Кстати, в Монголии невозможно арендовать автомобиль без водителя.

Вы можете арендовать автомобиль, только используя местного водителя.


Мясо и молочные продукты - основа монгольской кухни. Монголы предпочитают баранину и козлятину, говядина и конина встречаются в меню реже, иногда попадаются такие экзотические ингредиенты, как мясо сурка.

Варианты приготовления — вареное, запеченое, жареное, вяленое, сушеное и т. д. Популярные блюда: слабо вареное мясо «хорхог» и его антипод - проваренное до разделения волокон «болхойрюк», зажаренный горячими камнями барашек «боодог» (раскаленные на костре камни кладутся внутрь туши и пропекают ее изнутри), приготовленный тем же способом козленок «бахан», блины с луково-мясной начинкой «хушур», паровые пельмени «буз», вяленое мясо «борц» и множество других анти вегетарианских блюд.

Большинство блюд ощутимо жирные, так что, собираясь полакомиться монгольскими яствами, лучше иметь под рукой избавляющие от неприятных последствий медикаменты. Поклонники здорового питания также не останутся в Монголии голодными — для них существует не меньшее разнообразие молочных и кисломолочных блюд: всевозможные несладкие йогурты, кумыс и кислое молоко «айран», ряженка «тараг», творог - обычный и сушеный «арул», мягкие сыры.

Монгольская выпечка делается из пресного теста и готовится на сковороде с большим количеством масла; популярны пирожки с мясом или кониной «хашур», блины «борцог», молочная сдоба «хальмаг». Даже чай монголы пьют с добавлением молока - при этом не заваривают, а долго варят в котелке. Из алкогольных напитков употребляют водку из кобыльего молока «архи» и ее более крепкий вариант «шимин-архи», домашний самогон «айраг».

Повсеместно продаются иностранные напитки, а также «государственные» водки, из которых лучшие - «Чингисхан», «Сойомбо» и «Золотой Чингис». Монгольское пиво весьма недурно, популярные сорта - тот же «Чингис», «Боргио» и «Сенгур». Перекусить в течение дня или плотно пообедать можно в многочисленных ресторанах в городах страны.

В провинции также есть заведения общественного питания, расположенные вдоль популярных туристических маршрутов. Передвигаясь самостоятельно, лучше иметь запас еды с собой, а на обед не будет предосудительным зайти «на огонек» в юрту кочевников.


Кашемир, драгоценная шерсть горной козы - главное богатство Монголии. Весной, во время линьки, животных тщательно вычесывают и кропотливо выбирают самые тонкие волосы подшерстка (особую ценность имеют волоски с шеи), из которых потом ткут пряжу и изготавливают головные уборы, шарфы, носки и прочие вязаные изделия. Кашемировые вещи исключительно мягкие, теплые и почти невесомые.

Покупать кашемир лучше в специализированных магазинах, самые известные марки - Goyo, Gobi Cashmere и Buyan. В сельской местности также можно купить изделия из кашемира - дизайн, возможно, будет хромать, но греющие свойства останутся неизменными. Монголия также известна медными копями, расположенными в Эрдэнэте и Ою-Толгое.

Как следствие - множество медных безделушек (например, закладок для книг), украшений и предметов интерьера, которые продаются повсеместно в сувенирных магазинах. Стоит обратить внимание на монгольские ковры - в Эрдэнэте работает отличная ковровая фабрика. Там же изготавливают забавные тапочки с «ковровым» верхом.

Еще из страны можно привезти предметы национального костюма: традиционные шапочки и зимние меховые шапки с орнаментом, кафтаны, сапоги для верховой езды, кожаные тапочки, украшенные национальной вышивкой. Мелкие сувениры: фигурки монголов в народной одежде, статуэтки лошадей, козлов, яков, изображения Чингисхана, турсуки - фляги, обшитые войлоком, с деревянной пробкой, шкатулки.


Достопримечательности Монголии - памятники великой империи Чингисхана и его потомков, буддийские святыни и необычайно красивая и разнообразная природа. Интересен самобытный уклад жизни, практически не изменившийся за тысячелетия.

Интересные места Улан-Батора: современный центр города и Колокол мира, мавзолей и памятник национального героя Сухэ-Батора, здание Парламента и Дворец культуры, в котором расположились Художественная галерея, Зимний дворец императора Богдыхана, Ханская ставка. В окрестностях столицы находятся знаменитые монастыри - крупнейший Гандан со значимым храмом Жанрай-Синг, деревянный монастырь и музей буддийского искусства «Чоидзин-Лам», живописный монастырь Манзушир, стоящий на скале над широкой долиной.

В Музее естествознания Улан-Батора размещена одна из крупнейших в мире коллекций ископаемых останков динозавров. Самый известный археологический парк Монголии - «Каракорум», бывшей столицы империи в 13-16 вв. Здесь можно увидеть Дворец хана Угэдэя, руины квартала ремесленников, храмов и городских стен. Поблизости расположен первый буддийский монастырь страны - Эрдэнэ-Зу.

Древнейшие памятники истории человечества - наскальные рисунки в местности Чултын-Гол и каньоне реки Чулут, рунические стелы 6-8 вв., в изобилии встречающиеся в степях. Природные достопримечательности Монголии: озеро Ховсгол, самое глубокое в Центральной Азии, популярное место для рыбалки и экотуризма, и долина реки Селенга, впадающей в озеро Байкал, священная гора Богдо-Ула, место рождения Чингисхана, окрестности которой имеют статус природоохранной зоны.

Пустыня Гоби - это не только уходящие за горизонт песчаные ландшафты, но и крупнейшее кладбище останков доисторических животных периода 120-70 млн лет назад. Активный отдых в Монголии - сплав по рекам, проживание в юртах на высокогорных пастбищах и в кемпингах, спортивная рыбалка, конные туры и мотопробеги.


Монголия - в целом безопасная страна для туристов. В Улан-Баторе стоит остерегаться карманников, особенно в районе центрального вокзала и рынков, а также на автобусных остановках и в общественном транспорте.

Путешествуя верхом по стране, нужно проявлять бдительность и организовывать ночное дежурство: во время сна нередко крадут личные вещи и даже лошадей. Другая опасность - стаи одичавших собак, среди которых периодически наблюдаются случаи бешенства. Воду лучше пить бутилированную; вместе с тем, в предгорьях Алтая много природных источников с удивительно вкусной водой.

Не забудьте о солнцезащитных средствах - в Монголии высокий уровень солнечной активности. Гостеприимство и уважение к хозяину - основа монгольской этики, из чего вытекает множество нюансов поведения. Незнание всех подробностей иностранцу простительно, однако основные правила лучше запомнить и соблюдать. Не стоит отказываться от угощения, нужно взять хотя бы маленький кусочек или сделать глоток предлагаемого напитка (чашку при этом нужно держать за нижнюю часть).

Брать следует правой рукой, это же относится к совместной трапезе из общего блюда. В юрте нельзя облокачиваться на центральный несущий столб, стоять на пороге и свистеть. Лучше не прикасаться к голове другого человека, в особенности ребенка, и поворачиваться спиной к старшим. Огонь для монголов священен: нельзя его затаптывать, заливать водой и бросать в него мусор.



Система связи в стране развита относительно слабо, плотность телефонных линий очень низкая (около 3,5 телефонов на тысячу жителей).

Телефоны-автоматы редки даже в столице, в основном их можно найти только в гостиницах и почтовых отделениях. Международный звонок можно совершить с телефонной станции или с переговорного пункта. Тарифы на международные переговоры достаточно высоки (1 минута разговора с Россией или Китаем стоит около $1-2, в другие страны - от $3,4 до 5).

Wi-fi в настоящее время имеется практически во всех гостиницах и за него не берётся дополнительная плата. Точки бесплатного доступа в интернет имеются в районе площади Сухэ-Батор в столице страны. Интернет-кафе достаточно распространены в столице и других крупных городах Монголии. Во время длительных путешествие в горы и пустыню Гоби об интернете придётся забыть, поскольку связь (включая сотовую) исчезает сразу же за пределами населённых пунктов.

Провайдеры интернет и связи в Монголии: Bodicomputers, MagicNet и Micom обеспечивают достаточно стабильный, но не слишком скоростной доступ. В последние годы монгольская сотовая связь переживает настоящий бум.

Крупный оператор мобильной связи - Mobicom.

Будучи географом, я интересуюсь природным и культурным разнообразием этого удивительного уголка нашей планеты. Я живу в Монголии первый год и уже успела всем сердцем полюбить эту страну!

Большинство людей имеют хоть какое-нибудь представление о Монголии. Это страна белоснежных юрт, диких кочевников и вечно синего неба.

Традиционное жилище кочевников - войлочная юрта

Наряду с этими ассоциациями, существует масса заплесневелых стереотипов, которыми до сих пор пугают туристов со всего света. Самый распространённый вопрос, который мне частенько приходится слышать: «А есть ли вообще в Монголии Интернет?». Ещё один популярный стереотип: всё население является кочевым и живёт только в юртах. Список таких странных догадок можно продолжать бесконечно. Так вот, этим постом я бы хотела поставить шах и мат тем, кто все ещё живёт в мире стереотипов и страхов, касательно современной Монголии.

Вид на ночной Улан-Батор

Да, страна степей действительно бережно сохранила культуру предков. Быт, одежда, еда и традиции этого кочевого народа, пройдя через столетия, вошли в современный мир, не утратив свою самобытность. Настоящая сегодняшняя Монголия - это удивительная смесь из традиций и технологий: юрты и небоскрёбы, древние буддийские храмы и уличные граффити, традиционная одежда и самый дорогой в мире кашемир, бескрайние просторы и высокоскоростной Интернет.

Площадь Чингисхана раньше называлась площадью Сухэ-Батора

На территории Монголии круглый год преимущественно солнечные дни, а столица со всех сторон окружена горными грядами. Так для меня, Монголия, в первую очередь, невероятный источник вдохновения.

Здесь везде веет духом Азии. Восточная неспешность бытия, молодёжная стрит-мода, приверженность традициям, уличные торговцы - всё это отличительные черты азиатской страны. Посетить Монголию стоит для того, чтобы увидеть другую жизнь, взглянуть в лицо суровой Азии, соприкоснуться с кочевнической экзотикой. К тому же, вам не придётся ехать за сто морей за яркими впечатлениями, все они сосредоточены на территории соседнего государства - Монголии.

Приезжайте в Монголию, почувствуйте настоящее степное гостеприимство.

Виза и пересечение границы

Смело собирайте чемоданы в страну вечного синего неба, если вы планируете краткосрочную поездку, срок которой не превысит 30 дней. Между Россией и Монголией давно велись работы по облегчению прохождения границы, а в ноябре 2014 года был наконец-то введён безвизовый режим.

Оформление визы не потребуется в случаях, когда целью поездки служит туризм, посещение родственников и друзей, деловая поездка. Однако вам не дадут злоупотребить гостеприимством, так, срок пребывания в монгольских степях не должен превышать 90 дней в течение полугода.

Пока я пишу этот текст, мой счётчик дней тоже тикает, и подходят к концу 90 дней моего пребывания. Когда я проходила таможню в последний раз, монгольские работники вежливо намекнули мне, что пора бы мне уже делать визу. Так как я почти перебралась на ПМЖ в Монголию (осталось только забрать свою монгольскую визу из России), мне пришлось активно штурмовать Консульство Монголии в России. В целом, при наличии веских обстоятельств (работа, учёба, брак) ничего сложного. Тем, кто желает оформить учебную, рабочую или частную визу на длительный и не очень сроки - вот адреса и стоимость виз.

Подать документы на оформление визы можно в следующих городах:

  1. Консульский отдел посольства Монголии в Москве (Спасопесковский переулок, 7/1);
  2. Генеральное консульство Монголии в Иркутске (ул. Лапина, 11);
  3. Генеральное консульство Монголии в (ул. Профсоюзная, 6);
  4. Генеральное консульство Монголии в Кызыле (ул. Интернациональная, 9);
  5. Почётное консульство Монголии в Екатеринбурге (ул. Маршала Жукова, 3).

Согласно официальному прайсу правительства Монголии размеры пошлины таковы:

  • Въездная - выездная виза (на один раз / на два раза) - 18 USD / 34 USD;
  • Многоразовая виза - 40 USD;
  • Длительная виза (6 мес / 6–12 мес) - 53 USD /106 USD.

Пересечение монгольской границы - дело простое и нехлопотное. В моём случае, автобус - Улан-Батор идёт через международный круглосуточный пропускной пункт в городе Кяхта. Следует отметить, что данный пункт предназначен только для автомобилистов, пешком пройти не удастся, придётся искать машину для прохождения границы (любителям автостопа посвящается).

Для того, чтобы пересечь границу, потребуется только действующий загранпаспорт. При въезде предлагают заполнить таможенную декларацию, если у вас с собой товары и продукты, требующие декларирование.

Что запрещено перевозить (ввоз и вывоз) через монгольскую границу:

  • взрывчатые и радиоактивные вещества;
  • наркотические вещества;
  • материалы, содержащие порнографию;
  • материалы, направленные против Монголии (публикации, фото, видео);
  • палеонтологические и археологические находки;
  • мясо и рыба без разрешений монгольской стороны;
  • металлоискатели (в целях предотвращения нелегальных раскопок и разграбления культурных, исторических памятников Монголии);
  • любые виды оружия (я взяла с собой свой любимый выкидной нож, который котируется как холодное оружие. Пройдя через неприятные 50 минут беседы с таможенным сотрудником, я вернулась в автобус полный недовольных задержкой пассажиров).

А вот нормы провоза алкогольной и табачной продукции:

  • Алкоголь - не более 3 л, притом водка не более 1 л, вино 2 л, а пиво 3 л.
  • Табак - не более 200 сигарет и 250 грамм табака.

Мой совет любителям путешествий с домашними питомцами - возьмите ветеринарный сертификат международного образца. Мой кот, к примеру, был привит и имел документы из частной ветклиники, но они не соответствовали установленным образцам, и мне пришлось отложить перевозку питомца.

Ещё один маленький лайфхак для тех, кто не любит ждать: держите поблизости обычную шариковую ручку. На таможне дают заполнить миграционную карту и, как часто бывает, туристов много, а ручка одна. Создаются нешуточные очереди и баталии за обладание ею, а работники таможни весело смотрят на это представление, уверяя, что больше ручек у них нет.

Так, преодолев в среднем 1–2 часа таможенного контроля, мой автобус останавливается в монгольском приграничном городке Алтанбулаг (в переводе с монгольского «золотой родник»), где можно весьма неплохо подкрепиться в кафе гостиницы «Алтан Плаза». Мой средний чек получился на 200 рублей.

Те, кто пересекает воздушную границу, приятно удивятся современному и удобному международному аэропорту Чингисхан, где уже введены новейшие технологии таможенной проверки. Отсюда можно попасть в самые отдалённые уголки Монголии.

Как добраться

В моём детстве часто говорили: «Курица не птица, Монголия не заграница». Я понимала эту фразу как намёк на доступность близлежащей страны. И действительно, добраться в эту соседнюю азиатскую страну не составит особых усилий. Прямое расстояние между Москвой и Улан-Батором составляет 4 645 км.

Вообще есть два варианта маршрута из Москвы. Первый достаточно лёгкий, но в тоже время очень скучный: сесть в самолёт в Шереметьево и через 6 часов полёта оказаться в Улан-Баторе. Второй более увлекательный и познавательный: прилететь в солнечную Республику Бурятию, осмотреться в приветливом и потом уже сесть на автобус в Улан-Батор. В последнем случае вам удастся познакомится с бурятской культурой, корни которой уходят в Монголию. Есть и третий вариант развития событий: высадится в городе Иркутск, посетить Байкал, а затем устроится поудобнее в поезде Иркутск-Улан-Батор.

Туристические регионы

Родина Чингисхана известна всему миру своим богатым культурно-историческим наследием кочевников, а также поражающими просторами нетронутой природы. Именно поэтому в Монголию ежегодно отправляется поток туристов, путешественников, исследователей, прибывших сюда с совершенно разными целями и интересами. Следовательно, и туристическое районирование Монголии я бы провела исходя из направлений туризма таких, как: экологический, научный, спортивный, религиозный и т. д. Но если говорить в целом, то следующие регионы считаются особенно привлекательными для большей части туристов:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЙМАК И СТОЛИЦА

В центральном аймаке Тувь анклавом расположилась столица Монголии Улан-Батор. Сюда и попадают все туристы, которые путешествуют по Монголии. Несмотря на все стереотипы, Улан-Батор вполне продвинутая столица, отлично сочетающая древнее и современное. Рекомендую начать поход по музеям с древнего храмового комплекса, а ныне музея Чойжин ламын сум.

Что делать: посетить столичные музеи и храмы, отправиться в монгольский «парк Юрского периода», взобраться на гору Богд-Уул.

Любителям активного отдыха очень понравится расположение столицы посреди горных вершин. В окрестностях города находятся два значимых национальных парка: Горхи-Терелж - самый известный и любимый у туристов, своеобразный «парк Юрского периода» по-монгольски, а также Богд-Хан Уул - охраняемая со времён Чингисхана гора-покровитель столицы, которая находится в предварительном Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ГОБИ

Эта крупнейшая пустыня Азии является одной из главных достопримечательностей страны. Гоби на монгольском произносится как «говь» и употребляется к любому пустынному/полупустынному ландшафту. Всего лишь 2 % территории этой пустыни представлены привычными нашему пониманию песчаными барханами и дюнами, остальная часть - это различные виды скалистых полупустынных ландшафтов.

Что делать: кататься на верблюдах, «буханках» (УАЗ), искать яйца динозавров, изучать гобийских животных - эндемиков, посетить энергетический центр - вход в Шамбалу.

В этих горных ландшафтах обитают гобийские эндемики: гобийский медведь мазаалай, который находится на грани исчезновения; аргали Дарвина - гобийский горный баран, дикий верблюд.

Гоби является настоящей палеонтологической сокровищницей мира. Так в 1920-х гг. в ходе множества научных экспедиций в Гоби были обнаружены первые яйца динозавров, до этого люди и не подозревали, что динозавры откладывали яйца. В советское время палеонтологи находили огромное количество целых скелетов рептилий. Самый большой скелет динозавра Монголии - Тарбозавр баатар - стоит в музее природы в Улан-Баторе.

Ещё одно не менее интересное явление Гоби - один из трёх входов в мистическую страну Шамбалу. Согласно преданиям, Шамбала - страна, где живут высшие существа, а также энергетический центр мира. В 38 км от г. Сайшанд аймака Дундговь расположен Хамрийн хийд - монастырь, построенный буддийским просветителем Данзанравжей в XIX веке. Именно здесь и находится один из входов в Шамбалу, которую когда-то искал русский учёный Николай Рерих.

МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ

Западные аймаки Баян-Улгий (Богатая Колыбель), Увс, Ховд - одни из наиболее удалённых от столицы страны. Природа здесь не затронута промышленностью и нет туристического наплыва. Плотность местного населения не превышает 1 чел/м². Прекрасно подходит для тех, кто ценит уединение в горах, погружение в дикую природу.

Что делать: покорять горы, созерцать красоту ледников и альпийских лугов, медитировать на вершине буддистской святыни, ловить рыбу в высокогорных озёрах, слушать древнюю музыку урянхайцев.

Замечательная особенность региона - это возможность знакомства с культурой различных этнических групп ойратов. Так, например, монгольское племя алтайских урянхайцев владеет древней техникой традиционной игры на флейте цуур. Это деревянный духовой вертикальный инструмент, который, как правило, используется, чтобы призвать удачу в делах и отвести беды в путешествиях. Мелодии отражают внутреннее состояние одинокого путника и связывают человека с природой. На сегодняшний момент только 40 семей монголов–урянхай владеют игрой на цуур, которая включена в Cписок нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

ХУБСУГУЛЬСКИЙ АЙМАК

Хубсугул (Хувсгел) - это озеро, которое иностранцы восхищённо называют dark blue pearl of Mongolia, а русские именуют младшим братом Байкала.

Что делать: пробовать подлёдный дайвинг, кататься на пароме, сфотографироваться с настоящими оленями, познакомиться с цаатанами.

Древнее высокогорное озеро является популярнейшим направлением внутреннего туризма. Каждая монгольская семья в период отпусков стремиться попасть именно сюда. Поэтому туристический сервис весьма продвинут и предлагает множество увлекательных туров. Любители дайвинга, особенно подлёдного, будут очарованы этим озером. Прозрачная вода и виднеющиеся снежные вершины никого не оставят равнодушными.

Ещё одна удивительная этническая группа, проживающая на территории Монголии - цаатаны. Исходя из названия народа, которое буквально переводится как «те, кто владеет оленями», можно сделать вывод, что вы встретите не только удивительных людей, но и их оленей. Цаатаны проживают только в Хубсугульском аймаке и занимаются преимущественно оленеводством. В последнее время цаатаны активно участвуют и в туристическом бизнесе. Так, вы сможете сфотографироваться с оленями и с самим цаатанами в их традиционном одеянии.

Топ городов

Говоря о городах Монголии, необходимо заметить, что Улан-Батор монголы называют «хот», что означает «город». И если кто-то говорит: «Я еду в город» или «в 10 км от города», то он имеет в виду именно столицу. Остальные города Монголии, а их 29 штук, имеют фактический статус городов, но таковыми не считаются. Ниже топ городов, который, по моему мнению, входят в категорию must see.

Улан-Батор

О столице можно писать бесконечно, рассматривая как в калейдоскопе все новые и новые яркие грани.

Приведу только любимые факты об Улан-Баторе:

  • название Улан-Батор (монг. Улаанбаатар) переводится как «красный герой»;
  • город образовался вокруг буддистского монастыря Гандан;
  • население столицы - это половина населения страны, а именно 1,4 млн человек;
  • самая холодная столица в мире (прихватите с собой тёплые вещи);
  • единственная столица в мире, которая сохранила все «буколические» прелести кочевой жизни (юрточные районы Улан-Батора).
  • Гандан;
  • Зимний дворец Богд Хана;
  • Памятник Beatles;
  • Мемориальный комплекс Зайсан с панорамной площадкой;
  • Блошиный рынок Наран Туул;
  • Музей природы с динозаврами;
  • Самая высокая конная статуя в мире.

Эрдэнэт

Третий по величине город в Монголии, который известен тем, что в советское время здесь был построен горно-обогатительный комбинат, вокруг которого бешеными темпами разросся город.

Здесь все ещё веет советской эстетикой, и к тому же наши соотечественники до сих пор составляют 15 % населения города. Расстояние от столицы 330 км. Город является крупным транспортным узлом, соединяющим железнодорожным сообщением Россию и .

Приятная новость для туристов: это самый дешёвый город в плане стоимости еды.

В Эрдэнэте туристы могут попасть на карьер, музей горного дела с редкими экспонатами, приобрести ковры без наценки прямо с ковровой фабрики, посетить буддийские храмы.

Чойбалсан

До коммунистических переименований город носил название Баян Тумэн и образовался благодаря караванной торговле. Сегодня это четвёртый по величине город Монголии.

Расстояние от столицы по автомобильной дороге составляет 670 км. Расстояние можно преодолеть на самолёте, так как в Чойбалсане расположен крупный одноименный аэропорт. Кстати, из аэропорта Чойбалсан вы можете купить международные билеты в китайские города Внутренней Монголии: Маньчжурия, Хайлар.

Каракорум

Каракорум, или Хархорин - это древнейшая столица Монгольской Империи. Название буквально означает «черные камни вулкана».

В своё время, город Чингисхана был настолько величественным и роскошным, что вызывал зависть у других богатых городов мира. Сегодня здесь можно встретить только руины той знаменитой столицы, которая находилась в 80 км от географического центра современной Монголии. Здесь находится ещё один объект, охраняемый ЮНЕСКО - культурный ландшафт реки Орхон. На правом берегу этой реки расположен первый в Монголии буддийский монастырь Эрдэни Зуу.

Улгий

Город, который окружён со всех сторон горными вершинами, находится в Западной Монголии. Расстояние от столицы превышает 1 100 км.

Привлекателен для туристов своим расположением, относительной доступностью и к России, и к Казахстану, и к Китаю. Добраться сюда из монгольской столицы можно на самолёте, к тому же отсюда можно сесть на самолёт в Алма-Ату.

Топ достопримечательностей

Многие туристы, приезжающие в Монголию отдают предпочтение посещению столицы и нескольких известных мест в её округе. Однако это совершенно неправильный подход, так как география достопримечательностей Монголии невероятно обширна, а разнообразию культурных ландшафтов позавидует любая другая страна. Вот список мест, которые находятся в самых разных точках страны.




Погода

Климат Монголии действительно суров. Здешние морозы уже перегнали все сибирские холода, и вообще, Улан-Батор - самая холодная столица, а Гоби - самое резкоконтинентальное место в мире. Зима здесь холодная и длинная, а лето короткое и невыносимо жаркое со скудными осадками. Зато есть один невероятно радующий меня плюс - это количество солнечных дней в году. Монголы используют этот плюс по-своему, ставя солнечные батареи, которые используют для холодильника, зарядки сотовых телефонов и просмотра телевизора.

Лучший сезон для путешествия в Монголию, конечно же, лето. Советую приезжать в самом начале лета, когда степь только начинает зеленеть, и все дышит особой свежестью до наступления ужасно жарких и душных дней июля и августа. Именно летом проходит праздник Наадам и другие интересные фестивали (например, фестиваль рок-музыки).

Несезон наступает с первыми серьёзными холодами в октябре и продолжается почти до самого апреля. Однако несмотря на пугающие температуры, находятся смельчаки, путешествующие в несезон, и не зря. Для любителей зимних видов отдыха Монголия располагает современными горнолыжными курортами, а также предлагает такие интересные направления, как подводный дайвинг, полёты на парапланах.

Деньги

Национальная валюта Монголии - тугрик (MNT - ₮). Все купюры бумажные, сейчас, в основном, в обороте находятся номиналы в 10, 20, 50, 100, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 20 000 тугриков. Банкноты очень красочные: бурые, зелёные, фиолетовые, синие, оранжевые.

Как правило на банкнотах изображены два великих монгола: Сухэ-Батор и Чингисхан. На оборотной стороне можно встретить лошадей Пржевальского, кочующую юрту с быками, город Каракорум, 9 флагов Монгольской империи.

С обменом валюты проблем не возникает, везде, даже в маленьких городах стоят обменные пункты. На улицах очень много менял, которые могут незначительно завышать курс. На границе вы можете даже не менять рубли на тугрики, потому что приграничные кафе и магазины охотно принимают российскую валюту. В главном аэропорту страны также стоят обменные пункты с ясными названиями на трёх языках: валют арилжа/обмен валюты/currency exchange. Из карт можно использовать Visa, Mastercard.

При посещении супермаркета российские туристы придут в ужас. На прилавках можно найти все те же типичные российские товары и продукты питания прямиком с родины, но с непонятно высокими ценами. Так, например, яйца здесь стоят в два раза дороже, чем в России: десяток яиц обойдётся примерно в 150 рублей.

Перемещение по стране

Советские вагоны, плацкартная романтика, относительно дешёвые цены на ж/д билеты и достаточно большие расстояния - все это толкает на мысль, что перемещаться по Монголии удобнее и дешевле всего на поезде. Однако сеть железных дорог Монголии не такая уж и густая, общая длина не превышает 1 900 км. Трансмонгольская железная дорога соединяет российские, монгольские и китайские города вместе. В настоящее время власти страны планируют связать все крупные и отдаленные населенные пункты железной дорогой.

Будьте готовы к тому, что вместо привычного удобного места в плацкарте, вы можете приобрести так называемое «сидячее» место. В местах, где проходит железная дорога, большинство людей привыкло добираться на поезде, и поэтому сложилось неравное соотношение мест в поездах в пользу сидячих. Так что ни о каком комфорте и речи не идёт.

Любителям быстрых и комфортных перемещений можно порекомендовать воспользоваться самолётом. В Монголии около 80 различных аэропортов. Из крупнейшего аэропорта Чингисхан можно полететь в самые дальние уголки страны.

Как говорилось выше, с автомобильными дорогами проблем побольше, чем в России-матушке. Конечно, между городами курсируют многочисленные автобусы, конечно, вы найдёте кучу попутных водителей, желающих подвезти вас, НО это бремя для очень терпеливых и неприхотливых людей. Я, с моей любовью к автостопным и автобусным трипам после очередной поездки по Монголии пересмотрела отношение к дороге. Тем не менее большая часть местного населения передвигается по стране именно на автомобильном транспорте. Автобусы и частные машины курсируют по всей Монголии, поэтому добираться до отдаленных мест можно и купив билет на автовокзале.

Связь

Находясь в Монголии, можно запросто поддерживать связь с родиной. Большинство российских операторов имеют тёплые отношения с Монголией, поэтому после прохождения границы на телефон приходят заботливые SMS с текстом «Добро пожаловать в Монголию». Я пользуюсь SIM-картой от «Мегафон», который сотрудничает с монгольской компанией «Юнител», и благодаря этому я постоянно на связи.

Крупнейшие операторы мобильной связи Монголии: Mobicom, Skytel, Unitel, G-Mobile, Telecom Mongolia. Одна минута разговора в среднем будет стоить 2 рубля.

С мобильным интернетом дела обстоят немного печальнее. За 1 Гб придётся отдать около 200 рублей. Вот цены на интернет от Mobicom:

Но во всяком случае это лучше, чем предоставляемый российскими операторами роуминговый интернет. У монгольских операторов существуют специальные SIM–карты для туристов с выгодными тарифами. С ними можно ознакомиться на сайтах мобильных компаний.

Что касается WiFi, как правило, в большинстве гостиниц, кафе и других заведениях Улан-Батора есть бесплатная сеть. Если сеть закрытая, обратитесь к администратору, вам сразу подскажут пароль. Также можно посидеть в интернет кафе, которые обойдутся довольно дёшево, примерно 30 руб/час. Интернет кафе можно найти в крупных городах, в отдалённых встречаются редко, а то и вовсе отсутствуют.

Язык и общение

Монгольский язык является государственным языком Монголии. Все названия и вывески предельно читабельны, так как современный монгольский язык использует для письменности кириллицу.

Старомонгольское письмо используется редко: в официальных документах и в некоторых особых случаях. В школе монголы изучают русский язык как иностранный, начиная с 7-го класса. Поэтому сложностей в общении не возникает, по крайней мере в столице. Старшее поколение все ещё помнит многие русские словечки, а многие могут и похвастаться образованием, полученным в русских университетах. В монгольском языке очень много заимствований из русского и китайского языков. Влияние соседних стран особо заметно в названиях импортных продуктов и товаров.

Современная монгольская молодёжь изучает английский язык с завидным упорством. Выпускники университетов блещут отличным знанием академического английского. Кроме того набирают популярность корейский, японский и немецкий языки.

В монгольском языке есть «восточные тонкости»: тон и уважительные по отношению к старшим местоимения и окончания. От используемой интонации ваша фраза может приобретать весь градиент значений от негативного до уважительного. Крайне важное правило общения в Монголии - почитание старших. Обращаться к старшему на «ты» считается крайне грубым. Возможно иностранцам и простят такую языковую оплошность, но, если заранее выучить это правило, вам же будет легче.

  • Здравствуйте! - Сайн байна уу (дословно переводится как «хорошо поживаете?» и это больше вопрос, чем приветствие, поэтому на эту фразу надо отвечать «сайн байна» - «хорошо»).
  • Привет - Сайн уу.
  • Вы \ ты - Та \ чи.
  • Да \ нет - тийм \ угуй.
  • Спасибо \ большое спасибо - Баярлалаа \ Маш их баярлалаа.
  • Вы знаете русский язык? - Та орос хэл мэдэх уу?
  • Я не говорю по-монгольски - Би монголоор ярьдаггуй.
  • Я вас не понимаю - Танай хэлснийг би ойлгохгуй байна.
  • Где находится магазин (гостиница)? - Хаана дэлгуур (зочид буудал) байна вэ?
  • Сколько это стоит? - Энэ хэд вэ?
  • Вы можете мне помочь - Надад туслахгуй юу?
  • Мне нужно... - Надад... хэрэгтэй байна.
  • Извините - Уучлаарай
  • До свидания! - Баяртай!

Особенности менталитета

Я всегда считаю, что нельзя обобщать какие-то черты и равнять на них весь народ, но у монголов действительно есть ярко выраженные особенности национального менталитета. Ниже приведены некоторые отличительные черты монгольского характера:


Еда и напитки

Монгольская национальная кухня - это рай для любителей мяса и тихий ужас для вегетарианцев. Кулинарные традиции тесно связаны с климатическими условиями и кочевым образом жизни. Кухня не отличается особой изысканностью, например, специи используются довольно редко.

Зато монгольская пища является очень питательной, полезной и сытной.

Баранина и говядина лидируют в топе мясных ингредиентов, реже встречаются конина и козлятина.

Монгольская кухня богата молочными продуктами, причём молоко не только коровье, но и часто кобылье, верблюжье и ячье.

Овощные блюда не пользуются особой популярностью, но используются как разбавление мясных блюд. Особую роль играют блюда, приготовленные на пару такие, как бууз и цуйван.

Хлеб тоже не особо любим, но зато вместо него есть множество мучных изделий: боов, борцог.

Наиболее распространённым вариантом первого блюда является гурилтай шул - суп с домашней лапшой.

Напитки

Тема напитков крайне интересна. Монгольский чай (суутэй цай) - совсем не то, что мы представляем при слове «чай». Варится он из плиточного зелёного чая, который доводят до кипения с молоком, затем добавляют масло и поджаренную муку, могут насыпать и соль, а также добавить сало. Такой чай является отличным подкреплением для кочевников. В процессе чаепития, не забывайте, что монголы любят обычаи, и вам надо будет принимать все либо двумя руками, либо правой рукой.

Пребывая в Монголии, я открыла для себя вкуснейший чай - облепиховый. Горячий облепиховый чай теперь заменяет мне все мои любимые травяные чаи. А из облепихи готовят еще кучу других вкусных напитков.

Из молочных напитков самыми распространёнными являются тараг (подобие кефира) и айраг (кобылье молоко).

Стоит упомянуть и монгольскую молочную водку архи. Технология приготовления архи схожа с приготовлением самогона, градусов в такой водке примерно 38–43 °.

Для любителей вегетарианской кухни: не расстраиваетесь, в Улан-Баторе достаточно вегетарианских заведений, где все национальные блюда дублируются, только уже без мяса.

Шопинг

Шоптуры в Монголию все больше и больше набирают популярность. Причиной такого интереса являются качественные кашемировые, шерстяные и кожаные изделия.

Производство самого дорогого натурального материала в мире сосредоточено именно в Монголии. Она по праву считается кашемировой столицей мира.

Отдых с детьми

Взять детей в путешествие по Монголии - хорошая идея. Монголы очень любят детей, дети любят монголов - всё взаимно.

Оплот экологического туризма, страна степей и настоящего чистого воздуха обязательно понравится юным исследователям.

В большинстве торговых центров и гостиницах есть оборудованные детские площадки. А главный парк развлечений страны в Улан-Баторе напоминает Диснейлэнд.


Безопасность

По утверждению российских путешественников, Монголия - самая безопасная страна в мире . Мне удаётся прогуливаться по блошиному рынку одной, попадать в огромные толкучки людей в автобусах, заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом и оставаться невредимой со всеми своими ценными вещами. Всё потому, что всем известно, что надо прятать документы и деньги подальше во внутренние карманы. Пока ты соблюдаешь общеизвестные правила в общественных местах и не провоцируешь преступников, ты находишься в безопасности.

Безопасность на дороге

Вот что самое страшное в Монголии. Машины в городе мчатся как на лихих гонках, а иногда они действительно соревнуются прямо в центре города. К медлительным пешеходам у водителей особая ненависть, могут очень громко просигналить и наругать вдобавок.

Правила сохранности здоровья:

  • Не пить воду из не проверенных источников. Даже покупая воду в магазине, будьте осторожны и выбирайте знакомых производителей.
  • Захватите марлевую повязку. В зимнее время Улан-Батор накрывает едким смогом, который образуется из-за топки юрт углём. В осеннее и весеннее время часто происходят пыльные бури.
  • Быть готовым к ужасным перепадам температур. В холодные месяца стоит опасаться обморожения конечностей, в теплое время надо бояться перегрева. Резконтинентальность климата, а также высотная болезнь могут застигнуть врасплох неподготовленного туриста.
  • . Перелёт из монгольской столицы в корейскую обойдётся в 170 USD.

    Из Монголии можно отправиться в ,лучше всего тоже самолётом. Читайте о нем наш отчет по этой !

Все же ценна для определенной части путешественников своей уникальной природой, самобытной кухней, древними буддистскими памятниками и яркими народными праздниками. А еще родина Чингисхана – это синее небо бесконечной чистоты и насыщенности и удивительное гостеприимство местных жителей. Даже этого бывает достаточно, чтобы попытаться узнать, как добраться до и бескрайних монгольских степей.

Выбираем крылья

Четыре с половиной тысячи километров по прямой разделяют столицы и Монголии. Это расстояние быстрее всего преодолевается на крыльях авиакомпаний, совершающих беспересадочные регулярные рейсы. Стыковочные полеты значительно увеличивают время, потраченное на дорогу, но часто экономят средства, а потому также популярны у экономных путешественников:

  • Быстрее всего в Улан-Батор помогут добраться самолеты компании Аэрофлот, несколько раз в неделю бороздящие синее небо над бескрайними монгольскими степями. Цена романтическому путешествию – от 550 евро за билет в оба конца. Любоваться небом вы сможете около 5,5 часов. Борта взлетают из московского аэропорта Шереметьево.
  • Монгольские авиалинии берут за свои услуги около 600 евро. Самолеты авиаперевозчика MIAT Mongolian Airlines стартуют из того же Шереметьево. Путь занимает от 5 до 6,5 часов в Улан-Батор и обратно соответственно.
  • Со стыковками из в монгольскую столицу дешевле всего можно улететь с вездесущими Turkish Airlines. В этом направлении борта турецких авиалиний поднимаются из аэропорта Внуково. Цена билета в оба конца составляет около 430 евро при раннем бронировании, а время в пути, без учета стыковок – от 11 часов. Пересадок предстоит две – традиционная в и дополнительная в киргизском .
  • С одной пересадкой в Улан-Батор из Москвы вы доберетесь на крыльях китайских авиаперевозчиков. Air China летает через , но только в небе придется провести около 9 часов, заплатив при этом за билет не менее 680 евро.

Жители могут долететь до монгольской столицы с пересадками в Пекине (комбинированный рейс Аэрофлота и MIAT за 780 евро и 3 часа) и на самолетах корейских авиалиний (время в пути – 4 часа без учета пересадки, которая предстоит в , цена вопроса – от 800 евро).
Сибиряки имеют шанс купить билеты из и и попасть в Монголию что называется "на перекладных" со стыковками во Владивостоке, Пекине или Сеуле. Стоимость перелета составит не менее 1000 евро в оба конца, а время в пути будет зависеть от направления и длительности ожидания рейса в аэропорту пересадки.

Как добраться до Улан-Батора из аэропорта

Международный аэропорт монгольской столицы расположен в 18 километрах от центра города. Он называется Буянт-Уха – Чингисхан. Проще всего выбрать в качестве варианта трансфера машину такси. Поездка в центр Улан-Батора вряд ли встанет дешевле 10 евро. Но если вам хочется окунуться в местный колорит и проехаться на общественном транспорте, дорога на автобусе маршрутов NN11 и 22 займет около получаса и потребует не более 500 монгольских тугриков, что в переводе на европейские деньги эквивалентно 0,20 евро. Кстати, тугрики – это не иносказание и валюта Монголии именно так и называется.

На родину Чингисхана на поезде

Поклонники долгих разговоров под стук колес смогут не отказывать себе в общении со случайными попутчиками в течение нескольких суток, если купят билет – Улан-Батор и отправятся в путь на поезде в Пекин, который проходит через монгольскую столицу. Составы отправляются от Ярославского вокзала российской столицы в 23.55 несколько раз в месяц. Дорога до монгольской столицы занимает четверо полных суток и еще два часа, а стоимость самого дешевого места в купейном вагоне равна 255 евро в одну сторону. Забронировать билеты и узнать подробности расписания вы можете на сайте Российских железных дорог – www.rzd.ru.
Жители Иркутска или имеют все шансы оказаться в монгольской столице гораздо быстрее москвичей. Им достаточно купить билет на региональные поезда. А первом случае дорога занимает 36 часов, во втором – 17 часов. Цена билетов в купейном вагоне в одну сторону составит 40 и 20 евро соответственно.

Все цены в материале приблизительны и даны на апрель 2017. Точную стоимость проезда лучше уточнять на официальных сайтах перевозчиков.

В Монголии я находился с 19 июня по 8 июля 2009 года. Вместе с полячкой Агнешкой, работающей в Улан-Удэ, мы заехали в страну через погранпереход в Кяхте (Бурятия), провели два дня в Улан-Баторе, проехали по маршруту Улан-Батор-Арвайхээр--Баянхонгор--Алтай--Ховд--Улаангом--Хархорин--Улан-Батор. Затем я уже в одиночестве проехал по маршруту Улан-Батор--Ундерхаан--Баян-Ула и выехал в Россию через погранпереход Верхний Ульхун (Забайкальский край). Большую часть пути проехали автостопом, часть — на маршрутках и автобусах.

Плюсы и минусы

Первый плюс — кочевое население, сохранившее традиционный образ жизни. Говорят, что для монголов жизнь не сильно изменилась со времен Чингисхана, и это похоже на правду: значительная часть страны по-прежнему живет в юртах, разводит скот, кочует с места на место в поисках новых пастбищ, ест мясо и молоко. Разве что кочуют теперь многие на УАЗиках и японских грузовиках, а у наиболее зажиточных рядом с юртами стоят спутниковые антенны и солнечные батареи. А в остальном то же самое — вплоть до национальных костюмов, которые монголы носят не по большим праздникам, а в повседневной жизни.

Второй плюс — красивая и нетронутая человеком природа.

Это не та унылая степь юга России или Украины, навевающая скуку. Монгольские степные пейзажи красивы и разнообразны и очень редко изуродованы человеческими постройками. Уходящая вдаль равнина на горизонте всегда обрамлена красивыми холмами, где-то попадаются живописные скалы или камни, где-то степь переходит в каменистую или песчаную пустыню, где-то сменяется горами, покрытыми лесом. А по этим монгольским просторам тут и там стоят юрты и бродят тучные стада крупного и мелкого скота: коровы, козы, овцы, лошади, верблюды, яки.

Минусы Монголии логичным образом вытекают из плюсов.

Красивая природа и традиционный образ жизни сохранились благодаря тому, что цивилизация сюда еще не дошла. Только Улан-Батор можно назвать цивилизованным городом, где есть всё, что нужно для той городской жизни, к которой мы все привыкли. Большинство же остальных городов — это скорее поселки городского типа. Областной центр Монголии напоминает последний российский райцентр, монгольские райцентры и вовсе напоминают деревни. А между этими городами простираются огромные пространства, где человеческое присутствие заметно только по одиноко стоящим юртам да колее в степи.

После путешествия по Монголии Россия начинает казаться вполне цивилизованной страной, в которой есть множество автомобильных и железных дорог, придорожные кафе, туалеты, магазины и супермаркеты. Когда я выезжал из Монголии в Россию, возникло четкое ощущение, что возвращаюсь из Азии в Европы: последние 50 км перед границей была убитая грунтовая дорога с ямами и лужами, по которой проезжали 1-2 машины в день, а после границы начинался ровный асфальт с хорошим трафиком. Одним словом, приятно, что мы хоть какую-то страну обогнали лет на сто вперед.

Единственное, в чем Монголия заметно нас опередила, — это животноводство.

После того как видишь стада из нескольких сотен животных, которые как саранча оккупировали зеленеющее монгольское пастбище, не очень радостно смотреть на трех-четырех худых голодных коров, бродящих возле какой-нибудь забайкальской деревни. Но в остальном, как я уже сказал, наша страна гораздо цивилизованнее. Я при всей своей страсти к путешествиям все-таки люблю комфорт, ровные дороги, быстрые машины, горячий обед хотя бы раз в день и горячий душ хотя бы раз в два дня, поэтому в Россию после Монголии вернулся с некоторым облегчением.

Информация о стране

По Монголии есть довольно неплохой путеводитель Lonely Planet на английском языке и весьма паршивый «Ле Пти Фюте» на русском языке. Для знакомства с культурно-историческим контекстом рекомендую почитать замечательную книгу Исая Калашникова «Жестокий век» (история жизни Чингисхана от рождения до смерти), а также посмотреть отличный фильм Никиты Михалкова «Урга - территория любви» (про взаимоотношения русских и монголов).

Визы

В Москве есть посольство, а в Улан-Удэ, Иркутске и Кызыле консульства Монголии. Сделать визу самостоятельно без приглашения обычно трудно: монголы сразу отсылают в турфирму. Оформление визы в турфирме занимает в среднем 1-2 недели и стоит 2-3 тыс. рублей (включая консульские сборы).

Как добраться

Из Москвы в Улан-Батор напрямую летают «Аэрофлот» и «Монгольские авиалинии» (Miat — Mongolian Airlines). Билет туда-обратно у обеих компаний стоит 20-30 тыс. руб., но у «Аэрофлота» бывают иногда спецпредложения и распродажи, во время действия которых цена перелета уменьшается в два раза.

Также с Ярославского вокзала каждую неделю ходят поезда Москва--Улан-Батор и Москва--Пекин (через Улан-Батор). Время в пути — больше четырех суток. Стоимость плацкарта — 5-6 тыс.рублей в один конец.

Еще один вариант — прилететь на самолете из Москвы в Иркутск или Улан-Удэ, а оттуда ехать по земле. Из Улан-Удэ до Улан-Батора ходят автобусы, а из Иркутска - поезд до Улан-Батора.

Граница

Между Россией и Монголией существует десяток погранпереходов. Работают они, как правило, с 9.00 до 17.00. Нужно иметь в виду, что всего три перехода — международные, то есть там могут пересекать границу жители третьих стран. То есть если вы не гражданин Монголии или России, пересечь границу можно будет только в Кяхте (Бурятия), Ташанте (Республика Алтай) и в Наушках (Бурятия). Учтите, что основной переход, расположенный в Кяхте, — автомобильный, пешком его пересекать нельзя, так что если едете автостопом, придется на границе вписываться в какую-то машину.

Климат

Погода в Монголии переменчивая, с резкими колебаниями температур. Зимой очень холодно (Улан-Батор даже считается самой холодной столицей мира) — от 25 до 30 градусов мороза, летом обычно жарко — от 25 до 35 градусов тепла. Летнюю жару смягчают ветра, гуляющие по монгольской равнине, но они же создают иной раз большие трудности. Пару раз дуло так сильно, что палатку установить было просто невозможно (при этом на равнине часто невозможно найти никакого укрытия от ветра). Даже не представляю, как жутко здесь должно быть зимой при таком ветре.

Деньги

1 доллар равен 1422 тугрикам, 1 рубль — 48 тугрикам. Поменять деньги на все путешествие лучше сразу в Улан-Баторе. В остальной Монголии банки встречаются в количестве, не превышающем пределы статистической погрешности.

Как и белорусские рубли, монгольскую тугрики существуют исключительно в бумажном виде, поэтому в ходе путешествия возникает ощущение, что у вас куча денег.

Дороги

До путешествия в Монголию я думал, что в России нет дорог. Теперь я понял, что в нашей стране дороги все-таки есть, причем даже неплохие, потому что монгольские дороги — это тихий ужас. Только с севера на юг (из России в Китай) через Улан-Батор идет приличная асфальтированная дорога, плюс есть участки от Улан-Батора на запад до Арвайхээра с ответвлением на Хархорин и от Улан-Батора на восток до Ундэрхана.

Остальные же дороги, включая важнейшие трассы, соединяющие запад и восток страны — это обычно три-четыре накатанные колеи в степи, которые сходятся-расходятся и ведут от одного городка к другому.

Между населенными пунктами нет ни заправок, ни кафешек, ни километровых столбов, ни дорожных указателей, ни гаишников, ни сотового покрытия — только голая равнина, по которой каждый едет так, как ему вздумается. Впрочем, качество дорог такое, что нарушить скоростной режим не удастся при всем желании, а обилие колей сводит столкновения к минимуму. Рельеф обычно такой, что можно даже съехать с колеи и ехать по степи в любом направлении.

По таким дорогам некоторые умудряются ездить даже на простых легковушках, но все же лучше использовать японские внедорожники или российские УАЗики. Последние, кстати, предпочтительнее, потому что у монголов они очень распространены и, случись что, вы быстро найдете запчасти. Еще монголы ездят на мотоциклах, корейских микроавтобусах, японских грузовиках, российских КамАЗах. Иностранные туристы обычно передвигаются на джипах и мотоциклах. На трассе мы встречали путешественников четыре раза: поляков на мотоциклах, австралийца на мотоцикле, группу французов на джипах и компанию корейцев на микроавтобусе.

Если едете на своем транспорте, обязательно запаситесь GPS-навигатором:

вместо дорог здесь направления, так что вполне реально заблудиться, уехав случайно по колее, ведущей в какую-то отдаленную деревню. Карту лучше покупать на монгольском языке — тогда будет проще выяснить у кочевников, где вы находитесь и куда вам ехать. Если же будете путешествовать автостопом, можно в принципе обойтись без навигатора: водители обычно знают дорогу и едут от одного города до другого. Главное — выяснить, куда именно едет водитель, а дальше доверить ему поиск верного пути.

Автостоп

Монголия — самая сложная для автостопа страна из всех, где я был. Тем не менее ездить автостопом здесь интересно и забавно, и если у вас есть в запасе время, можете прокатиться таким образом.

Только учтите некоторые особенности монгольского автостопа.

Первая и главная проблема — низкий трафик. Очень хорошо ездить только по асфальтированным трассам. Еще довольно оживлена трасса от погранперехода в Ташанте до Улан-Батора (через Улаангом и Цэцэрлэг), хотя и здесь иногда можно прождать попутку несколько часов. На остальных же дорогах машины проходят крайне редко — вплоть до трех-четырех машин в день. Так что запаситесь терпением, а еще книжками, журналами или кроссвордами — можно будет хоть чем-то занять себя, пока будете полдня сидеть у трассы. Короче, «в рюкзаке моем сало и спички и Тургенева восемь томов» — это как раз про Монголию.

Нам иной раз так надоедало сидеть у дороги, что мы брали рюкзаки и шли пешком, поэтому у многих монголов — водителей и местных жителей — складывалось ощущение, что мы так и идем по их стране. Сущность автостопа им объяснить сложно, поэтому так даже лучше. Еще учтите, что между областными центрами (если эта дорога не ведет в Улан-Батор) трафик совсем низкий. Например, из Улаангома в Мурун вряд ли можно будет попасть напрямую, потому что основной поток машин в Улан-Батор идет южнее, через Цэцэрлэг. А уж по местным дорогам автостопить даже не стоит и пытаться, если не хотите застрять где-то на неделю.

Вторая проблема — это выбор нужной колеи для голосования.

Легче всего на выезде из крупного города: обычно несколько километров до и после крупного населенного пункта идет одна асфальтированная дорога, так что достаточно выйти из города и начать голосовать у этой дороги. По-другому дело обстоит в степи или у небольших городков и деревушек: здесь колеи могут расходиться на расстояние до полукилометра и выбрать из них нужную довольно сложно. Иногда можно ориентироваться по линиям электропередач (обычно столбы стоят вдоль основной колеи), но это правило не всегда срабатывает. Лучше всего найти какое-то возвышение, откуда открывает вид на окрестности, следить, на какой именно дороге появится машина, и в случае чего быстро двигать туда. Если вы замашете руками, а водитель увидит вас, он, скорее всего, остановится или даже повернет и доедет до вас.

Третья проблема — переполненность машин.

За время путешествия мы только два раза ехали в машине, где был один водитель. Обычно же помимо него в машине есть пассажиры, которые, как правило, занимают все места. Интересно, что машины останавливаются, даже если переполнены (выяснить, не случилось ли с вами чего), но сесть в остановившуюся машину удается далеко не всегда. Иной раз приходилось ехать в машине вчетвером-впятером на заднем сиденье, посадив на колени монгольского ребенка, иной раз — лежать на багаже в кузове грузовика, покрываясь пылью и песком, иногда — сидеть на спальнике в кабине дальнобоя, слегка потеснив кучу вещей и дальних родственников водителя, которых он взял с собой. Короче, комфорта не ждите.

И четвертая проблема — деньгопросность местного населения.

В принципе денег за подвоз ожидают все, но большинство уговаривается подвезти бесплатно. «Денег нет» по-монгольски — «мунго байхго». Перед посадкой в машину всегда один-два раза стоит произнести эти слова. Только четыре раза водители, услышав такую фразу, разочарованно ехали дальше — и все эти разы дело происходило на оживленном участке трассы, где мы довольно быстро ловили следующую машину. В остальных же местах водители понимают, что следующую машину ты будешь ждать еще полдня и после тяжелых раздумий все-таки кивают — мол, залезай. Впрочем, дальнобойщики и зажиточные уланбаторцы на джипах делают это без долгих раздумий. Но все равно немного тяжело — особенно после России, где про деньги у автостопщиков практически никто из водителей не спрашивает (я, например, уже даже не предупреждаю о том, что еду бесплатно).

Если же не позволяют средства, но позволяет время, используйте велосипед — это будет ненамного медленнее, а если вы опытный велобайкер, то, может, даже быстрее, чем автостопом. Так, например, участок от Баянхонгора до Алтая длиной в 390 км мы проехали за три дня. А на участок от города Баян-Уул до пограничного перехода Верхний Ульхун длиной 49 км у меня ушел целый день (тут вообще мог дойти пешком за то же время).

Но как бы ни был сложен автостоп в Монголии, он все же помогает поближе познакомиться с местной жизнью, пообщаться с монголами, многие из которых знают русский язык. Так что если перечисленные трудности вас не смущают, собирайте рюкзак — и вперед.

Рейсовый транспорт

Только в Улан-Баторе есть какое-то подобие автостанций, с которых автобусы по определенному расписанию и тарифам уходят в разные областные центры. В других же городах автобусы ездят как бог на душу положит.

Путеводители рекомендуют искать микроавтобусы на городском рынке. Там же можно найти водителей, которые едут в другие города и ищут попутчиков для компенсации расходов. Lonely Planet почему-то именно это называет «автостопом» (hitch-hiking), то есть рекомендует пойти на рынок и найти такую машину. Не знаю, по-моему, традиционный автостоп всё же эффективнее.

В ценах на автобусы ориентироваться было довольно сложно. Например, от Улан-Батора до Луна (130 км) мы ехали за 6 тыс. тугриков, но от Улан-Батора до Дархана (220 км) моя попутчица ехала за те же деньги. Хотя, может, дело в том, что до Дархана нужно ехать по асфальтированной дороге, а часть пути до Луна - это уже описанная колея в степи.

Ночлег

Каждому, кто путешествует по Монголии, нужно непременно хоть раз переночевать у кочевников. Сделать это просто, достаточно подойти к юрте в степи и вежливо напроситься в гости. Во время нашей единственной вписки в юрте мы поступили вообще очень деликатно: спросили, можно ли поставить палатку рядом с юртой, но потом, пока мы сидели и отдыхали после жаркого дня, нас пригласили в саму юрту. В общем, если оказались в степи и рядом будет юрта — смело напрашивайтесь в гости. Лучше взять заранее конфет и шоколадок, чтобы раздать детям. Поставьте что-то на стол к чаю — и все будут счастливы. Если повезет, попадете на обильный ужин.

Еще один хороший вариант ночлега — придорожные кафешки.

Почти в каждой есть одна или несколько больших кроватей шириной 4-5 метров, где может бесплатно переночевать любой, кто закажет ужин или завтрак в этой забегаловке (обычно ужин на одного стоит 2-3 тыс. тугриков). Правда, на той же кровати будут спать еще несколько человек, но вольных путешественников при наличии собственного спальника это, думаю, не смутит.

В крупных городах есть и гостиницы. Мы останавливались в них два раза. В городе Арвайхээр номер на двоих стоил 11 тыс. тугриков, в Алтае 15 тыс. тугриков. В первой гостинице не было душа, во второй горячей воды. Но если что, в городах можно найти общественные бани и принять там душ за 1-2 тыс. тугриков.

В особо раскрученных среди туристов местах есть гестхаузы и хостелы, в том числе эдакие юрточные кемпинги (несколько юрт, в которых можно переночевать). Впрочем, тем, кто ночевал в настоящей юрте, это будет не особо интересно: внутри нет никаких атрибутов кочевого быта, только несколько кроватей и тумбочек. В Хархорине такой гестхауз стоил 5 тыс. тугриков с человека.

Ну и, конечно, огромный выбор ночлега имеется в Улан-Баторе.

Во-первых, это единственный город, где живут более или менее активные члены Hospitalityclub и Couchsurfing, так что без проблем можно найти бесплатный ночлег. Во-вторых, тут есть гостиницы, хостелы, гесхаузы на любой вкус и карман.

Еда

Вегетерианцам в Монголии делать нечего. Все овощи и фрукты завозят из Китая, а сами монголы делают и едят почти все из мяса или молока. Только в Улан-Баторе можно найти овощные салаты, в остальных местах такая роскошь — редкость. Я всегда был мясоедом и антивеганом, но тут даже начал испытывать ностальгию по винегрету или томатно-огуречному салату. Так что будьте готовы, если вы совсем не переносите мяса, закупить нужные продукты в Улан-Баторе и везти их с собой.

Самое популярное блюдо в Монголии — буузы, известные тем, кто бывал в Иркутской области или Бурятии, под именем «позы».

Это мелкорубленое мясо, завернутое в тесто и приготовленное на пару. Очень вкусная и питательная вещь. Чтобы наесться, мне хватало 4-5 штук. Стоят обычно 300 тугриков за штуку. Другая популярная еда — хушуур, напоминающий наш чебурек и стоящий 300-400 тугриков за штуку. Также популярна «цуйван», лапша с кусочками мяса и картошки. Она стоит 2-2,5 тыс. тугриков. Этими тремя блюдами мы в путешествии в основном и питались.

Еще в Монголии очень много интересных молочных блюд, но они, как правило, в столовках не продаются — нас угощали ими либо в юртах, либо в машинах.

Особенно запомнились сыр, по вкусу напоминающий творог, очень вкусное кремообразное масло и слабоалкогольный напиток на основе молока, напоминающий кумыс. Главный безалкогольный напиток — чай с молоком. В Улан-Баторе мне он не понравился, но потом за неимением выбора пришлось его полюбить. Подается он обычно без сахара, слегка подсоленный (впрочем, я этой соли особо не чувствовал). В столице в чай также добавляют немного масла, но в провинции такого нет. Весьма питательная вещь. Стоит 100-200 тугриков за чашку, а иногда подается и вовсе бесплатно.

Как и во всех остальных аспектах, Улан-Батор и остальная Монголия — это две большие разницы.

В столице выбор еды велик и разнообразен. Тут есть как дешевые столовые с упомянутыми выше блюдами и ценами, так и пафосные рестораны с итальянской, японской и прочими кухнями на любой вкус и карман. Мы один раз как-то забрели даже в вегетерианское кафе.

Дешевую столовую обычно можно опознать по слову «газар» на вывеске.

Что касается продуктов, то тут тоже большая разница между столицей и провинцией. В Улан-Баторе много магазинов и супермаркетов с хорошим выбором продуктов, в других городах — преимущественно маленькие лавки, выбор в которых меньше, чем в любом российском сельском магазине. Обычный их набор — газировка, водка, шоколадки-печенья и, если повезет, огромный кусок мяса в холодильнике. Даже хлеб попадается редко. Магазин можно опознать по слову «дэлгуур» на вывеске.

Кафешки и большие магазины встречаются только в городах, поэтому, учитывая качество дорог и низкий трафик, лучше всегда иметь при себе запас воды и еды хотя бы на один день.

Язык

В Монголии достаточно много людей говорит по-русски. Один раз нас даже подвозила выпускница филфака МГУ. Из встреченных водителей большая часть знала хотя бы несколько слов и фраз по-русски, а примерно с каждым третьим можно было даже вполне сносно объясниться.

Но всё же специально рассчитывать на то, что вам попадутся русскоязычные монголы, не стоит.

Попробуйте немного поучить монгольский, это сильно облегчит вашу жизнь в путешествии и поможет гораздо лучше узнать местную жизнь. Я, к сожалению, знал лишь несколько важных для путешественника фраз, а остальное дополнял русскими словами и жестикуляцией. Но если жестами я еще мог сказать «можно ли тут поставить палатку?» или «остановите здесь, пожалуйста», то задать более сложные и интересные вопросы («а как дети кочевников ходят в школу?», «а чем вы топите печку?» и т. д.) уже не получилось.

Английский язык народ знает гораздо хуже, чем русский. В основном этим может похвастаться образованная молодежь, столичные попрошайки и работники туристической сферы.

Интернет и связь

Есть несколько сотовых операторов, из которых нам порекомендовали Mobicom. На дороге сотовая связь, естественно, не действует, но почти во всех крупных и мелких населенных пунктах покрытие есть. Одно-два интернет-кафе встречаются в большинстве областных центров и в изобилии распространены в Улан-Баторе.