Пещерные города крыма бахчисарайский. Пещерные города крыма. То ли крепость, то ли город – Каламита

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854-1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Бахчисарайский дворец

Бахчисарайский дворец в Крыму – место во многом уникальное. Начать стоит с того, что это не только памятник культуры и истории, но и единственный в мире образец архитектурного стиля, характерного для крымско-татарских дворцов. Одно это делает крымскую достопримечательность местом, которое действительно стоит посетить, ибо такого больше нет нигде в мире.

На территории дворца располагается музей, посвящённый истории и культуре крымских татар, а так же выставки холодного и огнестрельного оружия. Все они могут порадовать посетителей отличными коллекциями экспонатов, многие из которых отмечены печатью редкости.

Сам же дворец, во многом имеющий отсылки к османской архитектуре XVI-XVII веков, воплощает собой представление о мусульманском рае на земле, и нельзя не сказать, что с этой непростой функцией он не справляется. Стоит отметить, что первоначальный вид дворца утерян, ибо в 1736 году дворец был сожжён, однако перед сожжением было составлено его подробное описание. За прошедшие века дворец неоднократно обновлялся, реставрировался и перестаивался, что в значительной мере привело к утрате единого стиля, однако в последние десятилетия изменения в основном направлены на предание Бахчисарайскому дворцу его первоначального облика. Работы продолжаются и по сей день. Но даже и без полного восстановления оригинального облика там есть, на что посмотреть.

Дворец за долгие века его существования посещали многие известные деятели истории и культуры - к примеру, поэт Александр Сергеевич Пушкин и императрица российская Екатерина Вторая. С каждым таким посещением связана маленькая история, в той или иной мере оставившая след в атмосфере Бахчисарайского дворца.

Бахчисарайский дворец – одно из самых интересных мест Крыма, которое стоит посетить самому и порекомендовать друзьям.

А какие достопримечательности Бахчисарая вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Сюйреньская крепость

Сюйреньская крепость – достопримечательность Крыма, которая в Средневековье являлась феодальным замком владельца окрестных сел. Эта крепость является наиболее загадочной из «пещерных городов». До сих пор не установлено точное и даже приблизительное время постройки крепости.

В свое время крепость контролировала пути к Мангупу и долину реки Бельбек. Сейчас от сооружения сохранились лишь остатки, а именно - части башни и крепостных стен. Диаметр башни – 8 метров, а протяженность оборонительных стен – 92 метра. На башне осталось перекрытие купольной формы с остатками древней фресковой росписи, поэтому предполагается, что на этом месте существовала часовня. Рядом с сооружением находится пещерный монастырь Челтер-Коба.

Найти крепость можно в 1 километре от сел Малое и Большое Садовое.

Знаменитый Фонтан слез - "сельсебиль" - находится в комплексе Ханского дворца в Бахчисарае, Крым. Воспетый А.С. Пушкиным фонтан построен знаменитым иранским мастером Омером в 1764 году.

Согласно красивой легенде, фонтан построен в память рано умершей прекрасной Диляры, которую хан Крым-Гирей полюбил всей душой. Хан хотел, чтобы фонтан вечно источал слезы, как источало их его страдающее сердце.

Фонтан находится во внутреннем дворике Хан-Сарая, первоначально же он находился у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Фонтан украшен двумя надписями - стихотворением поэта Шейхия, посвященным Крым-Гирею, и цитатой из 18-го стиха 76-ой суры Корана.

Фонтан представляет собой мраморную плиту с орнаментом, на которой размещены шесть чаш - по центру три большие чаши, по бокам - три маленькие. В верхней части фонтана можно увидеть мраморный цветок лотоса из пяти лепестков,символизирующий человеческий глаз. Из сердцевины этого цветка вода, символизирующая слезы, попадает в верхнюю большую чашу, из нее в две маленькие боковые, а из них - в среднюю чашу. Так повторяется три раза. У подножия фонтана изображена спираль, похожая на улитку, олицетворяющая собой продолжение человеческой жизни.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерные монастыри Крыма обладают необъяснимой магической силой. Люди, их создававшие, каким-то непостижимым образом умели выбирать места уникальные, обладающие одухотворенной красотой. Монастырь Шулдан – лучшее тому подтверждение.

Монастырь возник предположительно в XIII-XIV веках к северу от современного села Терновка. Он состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм, просторный и высокий, расположен в первом ярусе. Его прямоугольное помещение, вырубленное прямо в скале, заканчивается подковообразной алтарной частью. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. Над восточным входом, во втором ярусе пещерного комплекса, расположен еще один храм. Он сохранился хуже, но в его арочной нише можно увидеть престол, а на выступе южной стены – жертвенник. Трудно даже представить, сколько сил и времени потребовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы.

Монастырь долгое время был заброшен. Сейчас в нем потихоньку возрождается жизнь, открыт для посещения главный храм. На краю горного плато из подручного материала выстроена беседка. Из нее открывается потрясающий вид на Шульскую долину, вид, не испорченный приметами цивилизации – только горы, укрытые лесом, да бесконечный звонкий простор синего неба.

Чуфут-Кале

«Еврейская крепость», «Парная крепость», «Кырк-Ер», «Скала караимов», «Кырк-Ор», «Гевхер-Кермен», «Чифут-Калеси», «Скала иудеев» - всё это о Чуфут-Кале, ныне лежащем в руинах городе-крепости в Крыму.

Этот город, некогда бывший первой резиденцией ханов независимого Крыма, возник примерно в V-VI веке нашей эры как укреплённое поселение на границе владений могущественной Византии. В тот период его население, вероятнее всего, состояло из алан, однако тех сменили кипчаки, и на смену которым пришли уже караимы. За свою многовековую историю город даже успел побывать столицей крошечного княжества, которое находилось в вассальной зависимости от Крымского Юрта Золотой Орды. Конец Чуфут-Кале как многолюдного города наступил после присоединения этих земель к Российской Империи. При власти татар этот город был одним из немногих, где могли свободно жить караимы, а в России никаких ограничений на их проживание не было, и потому переход Чуфут-Кале в русское подданство привёл к исходу караимов из города в те места, где ранее им жить не разрешалось. Итог оказался печален - концу XIX века город оказался покинут всеми жителями.

Из сохранившихся строений в Чуфут-Кале наиболее известен мавзолей Джаныке-ханым, дочери знаменитого хана Тохтамыша, постройка которого датируется 1437 годом. Кроме него есть и другие сохранившиеся постройки, к примеру, два караимских храма, которые в настоящее время активно реставрируются караимской общиной. Хотя ныне город почти полностью превратился в руины, его посещение не оставит равнодушными тех, кто по-настоящему любит и ценит места, в которых Историю можно увидеть, потрогать и ощутить всем своим естеством.

Научный городок Крымской астрофизической обсерватории

Небольшой уютный городок, в котором из-за его компактности улицы не имеют названий, затерялся в крымских предгорьях недалеко от Бахчисарая. Официально называют его Научным. Здесь размещена большая обсерватория – Крымская астрофизическая.

Поселок напоминает скорее территорию санатория – тишина, никакой суеты, ровные сосновые аллеи, неширокие асфальтированные дорожки ведут к одиночным 2-3 этажным домам еще сталинской застройки. После шума летних крымских трасс погружение в эту нереальную тишину заставляет думать, что рай на земле находится именно здесь. Если вам выпадет счастье попасть сюда весной, то цветущие яблоневые сады дополнят это ощущение. А какая ошеломляющая панорама гор Главной крымской гряды открывается отсюда! Красавец Чатыр-Даг, Бабуган, Ялтинская яйла… И все это в антураже белых куполов разнокалиберных башен-телескопов, которые то там, то здесь выглядывают среди зеленых крон старого парка. Говорят, что парк высаживали специалисты Никитского ботанического сада, используя редкие породы деревьев.

Это место для астрономических наблюдений было выбрано неслучайно - здесь наименьшее количество облачных дней, самый прозрачный воздух, а, следовательно, и наилучшие условия для изучения Вселенной. Попасть сюда можно с экскурсией, а можно приехать самому и даже пожить несколько дней – в городке есть небольшая гостиница.

Пещерный город Качи-Кальон

Самые ранние следы присутствия людей в Качи-Кальоне датируются IV веком. В VIII-X веках здесь возник монастырь, основанный предположительно выходцами из Византии. После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен. После присоединения Крыма к России здешняя церковь была восстановлена, а источник, находящийся в гроте, стал местом паломничества, его считали целебным. Паломники, приходившие к нему, не делали различий в вероисповедании и национальности - это были греки и караимы, татары и русские - христиане, иудеи и мусульмане.

Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.

Среди гротов наиболее примечательны Первый (где находилась церковь святой Софии и винодельческий комплекс с винодавильней), Второй (монашеское общежитие), Третий (церковно-погребальный комплекс), Четвертый (монастырь Св. Анастасии) и Пятый (полуразрушенный грот).

Самые популярные достопримечательности в Бахчисарае с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Бахчисарая на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Еще достопримечательности Бахчисарая

30.06.2015

Пещерный город Чуфут-Кале

Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.

Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.

Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.

Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.


Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.

История Чуфут-Кале

По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.

Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.

В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.

Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.

В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.

Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.

В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).

История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.

К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.

Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.

Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.

В XIV веке в городе стали селиться караимы.

Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).

В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.

После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.

После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел...

Что посмотреть в Чуфут-Кале

В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.



На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.

Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.

Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.

На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.



При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:

— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)

— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)

— Серебряные монеты — 4259 штук (XIV-XV)

— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы

— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)

— Дирхемы

— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.

Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
  9. Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
  10. Южный склон плато.
  11. Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
  12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
  13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
  14. Остатки бани.
  15. Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
  16. Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
  20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Экскурсия в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае: история и достопримечательности. Где находится, как добраться, что посмотреть во время экскурсии.

Древний пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае входит в «золотой фонд» достопримечательностей Крыма. Он находится в ущелье Марьям-Дере, что в трех с половиной километрах от Бахчисарая. Это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, пользующийся наибольшей популярностью у туристов. Данный архитектурный памятник обладает особой энергетикой.

«Иудейский город» Чуфут-Кале

Панорама пещерного города Чуфут-Кале

Экскурсия на Чуфут-Кале - одна из популярнейших в Бахчисарае

Древние камни хранят память о давно минувших временах. Посещение Чуфут-Кале с его загадочными горными пещерами это — уникальная возможность прикоснуться к древней истории и ощутить себя в потоке великой и таинственной реки времени, впадающей в вечность.

Великолепные пейзажи, открывающиеся с верхних точек города, только усиливают эти невероятные переживания, больше похожие на медитацию, чем на обычные эмоции.

Чуфут-Кале — это самый знаменитый из дошедших до наших дней пещерных городов в Крыму, обладающий особой энергетикой.

В переводе на русский язык «Чуфут-Кале» означает «иудейский город». Но это не первое название древнего поселения. Татары, проживавшие здесь в период 13-17 вв., называли его «Кырк-Ер», что переводится как «сорок замков». В результате археологических раскопок и исторических исследований ученые установили, что город был основан в 8 веке, а первые поселенцы (готы и аланы) пришли на эти земли Крымского полуострова еще раньше.

Пещерные города возникали в древности не просто так. Времена тогда были неспокойные, а набеги кочевых племен — обычным делом. Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов, которые было намного сложнее взять штурмом, чем города на равнинах. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке и просуществовали до конца 17 — начала 18 вв.

Чуфут-Кале уже несколько столетий является мертвым городом. К настоящему времени эта достопримечательность Бахчисарая сохранилась лишь частично.

Большая часть города лежит в руинах. Но многие постройки разрушены не полностью, а некоторые отлично сохранились для своего возраста. Это караимские молельные дома — кенасы Большая и Малая, которые являются не только ценными памятниками архитектуры, но и дают представление о религиозных традициях караимов. Из нескольких сотен жилых строений полностью сохранилось лишь одно. Сегодня в этой усадьбе открыт музей А. Фирковича — известного просветителя и выдающегося культуролога.

Большой интерес представляет и мавзолей Джаныке-Ханым — дочери легендарного хана Тохтамыша. С личностью этой женщины связано несколько легенд и преданий. Мужества и самоотверженности Джаныке-Ханым было не занимать. Историческим фактом является то, что отважная женщина спасла жителей города во время одной из вражеских осад – она всю ночь напролет носила людям воду в маленьком кувшине, которую набирала из горной расщелины, а под утро умерла от потери сил.

Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов. Первые пещерные города появились в Крыму в 6 веке.

Древний город Чуфут-Кале — это огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря, сразу над тремя долинами.

долинами.По легенде, наутро в осажденном Чуфут-Кале образовалось настоящее горное озеро с питьевой водой. За мавзолеем 15 века до сих пор растет дерево-долгожитель, корни которого, как гласит предание, уходят в самое сердце Джаныке. Говорят, если обнять это дерево и искренне загадать желание, то оно непременно исполнится.

История Чуфут-Кале

Если не включить воображение, то трудно представить, что когда-то на месте этих руин жили и трудились люди. Поселенцы выращивали фрукты на расположенных поблизости плодородных землях. Особенно было развито виноградарство. Также они занимались различными ремеслами, в частности — чеканкой монет. А в 1731 г. именно в Чуфут-Кале начала работать первая на полуострове Крым типография. Были хорошо налажены и торговые связи с Бахчисараем.

Древний город представляет собой огромный комплекс из 170 пещер, расположенных на высоте 600 метров над уровнем моря - сразу над тремя долинами.

Что можно увидеть на Чуфут-Кале? В первую очередь - пещеры.

Стоянка авто у подножия гор: место начала экскурсии

Когда-то эти пещеры использовались в качестве жилых домов, хозяйственных, рабочих и складских помещений. Город никогда не страдал от эпидемий чумы, тифа и холеры, так как находился на большой высоте. Целебный воздух гор в буквальном смысле спас жизни тысячам жителей Чуфут-Кале. И сегодня его посещение - не только увлекательный исторический экскурс, но и полезная оздоровительная прогулка.

История этой крымской достопримечательности очень богата. Есть в ней и мрачные периоды. Несколько пещер в 16-17 вв. использовались как тюремные камеры, где томились в ожидании своей участи многие узники, в число которых входили польский гетман Андрей Потоцкий, литовский посол Лез и Василий Грязной - опричник Ивана Грозного, впавший в немилость кровавого царя. Больше двадцати лет в пещерном заточении провел В. Шереметьев - полководец, проигравший в 1660 году сражение с татарами. На свободу он вышел полностью ослепшим, измученным старцем и скоро скончался.

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Туры в зоны большого скопления положительной (места силы) или отрицательной (гиблые места) энергии пользуются огромной популярностью в Европе. В Украине же аномальный туризм не развит, но это вовсе не значит, что здесь нет аномальных зон. Бахчисарайский район Крыма – настоящая находка для сталкера. Prostoturist подскажет места, где жаждущие острых ощущений смогут пощекотать себе нервы.

Пещерный город Мангуп-Кале

Мангуп-Кале – самый большой по площади пещерный город в Крыму, расположился он на плато горы Баба-Даг. С III по XV века его населяли люди. Говорят, что камни не живые, но на Мангупе кажется, что это заблуждение – здесь они «дышат». Тяжелый подъем на плато окупается с лихвой, потому что восторг, прилив сил и положительную энергетику этого места чувствует каждый гость.

Плато горы Баба-Даг

Несколько лет назад, находясь в Бахчисарае, сюда забрел тибетский лама с учениками. Он уверял, что ничего не слыхал о Мангупе, а просто шел навстречу мощному источнику энергии.

Пещерный город Мангуп-Кале

Поговаривают, что зимой здесь можно наблюдать «холодные молнии» - светящиеся шарообразные объекты неонового цвета. В пещерном городе шары появляются днем и зависают в воздухе на высоте полутора метров от трех до пятнадцати минут, после чего растворяются в пространстве. Свидетели «холодных молний» на Мангуп-Кале сделали вывод, что они питаются эмоциями и чем больше людей собирается, чем эмоциональнее себя ведут, тем больше вероятность привлечь внимание неонового шара.

Самых энергетически сильных точек на Мангуп-Кале две. Первая находится недалеко от стены цитадели, возле каменной площадки, и имеет форму круга. Вторая – в несколько сот метрах от цитадели вглубь плато.




Стена и ворота цитадели

Кроме «холодных молний», постоянный житель пещерного города – призрак мальчика. Легенда гласит, что это дух сына правителя Мангуп-Кале, который погиб во время обороны города. Местные жители не рекомендуют ночью гулять по плато, потому что мальчик якобы ходит по развалинам, плачет и мстит беспечным туристам за свою преждевременную смерть, завлекая их в пропасть.

Как место силы пещерный город Мангуп-Кале, известен далеко за пределами нашей родины. Сюда приезжает много иностранцев и наших соотечественников, которые проводят у подножья плато в палаточных лагерях все лето.

Чтобы оказаться на Мангуп-Кале, надо из Бахчисарая добраться до села Залесного. Между населенными пунктами расстояние 20 км. Рейсовый автобус ходит регулярно и довезет вас до конца села. Здесь есть озеро и дорога, которая разветвляется: если повернуть налево и пройти около пяти километров через село Ходж-Сала, то окажетесь в пещерном городе.

Пещерный город Эски-Кермен

Эски-Кермен (в переводе с крымско-татарского языка - «старая крепость») был основан в VI веке и прекратил свое существование в XIV.


Вытянутая скала в центре снимка – Эски-Кермен

В городе вырублено около 350 пещер и еще около 50 за его пределами. Среди них около 15 пещерных храмов и базилик XII-XIII века с сохранившимися до наших дней фресками.

Для такого маленького поселения, как Эски-Кермен количество религиозных построек здесь просто поражает. Такая их концентрация в Крыму характерна еще только для одного не менее аномального места – Херсонеса Таврического (здесь тоже в каждом квартале свой храм). Это только подтверждает большой энергетический потенциал Эски-Кермена.


Пещерный город Эски-Кермен

Самая большая концентрация энергетики в Эски-Кермене в «зернохранилище».






Зернохранилище

Если взобраться на него, то вокруг зерновых ям (всего их 12) можно увидеть следы от каменных крышек (углубления вокруг ям).

Исследователи аномальных зон утверждают, что это следы от приспособлений, которые преобразовывали энергию плазмоидов или шаровых молний. Стоя над каждым отверстием, можно почувствовать мощный восходящий поток энергии. Такая же сильная энергетика и внутри хранилища.

Кроме «зернохранилища» энергетически сильными местами считается отреставрированный храм, резонансная комната и уступ, который в народе прозвали «вертолет».


Трехлепестковый храм у Южных ворот

В Эски-Кермен приезжают чтобы нарастить энергетический потенциал. Бывалые утверждают, что ночью город наполняют энергетические сущности, которые не боятся людей и идут на контакт.

Расположился Эски-Кермен на плато в живописной Каралезской долине, что в 20 километрах от Бахчисарая и пяти от Мангуп-Кале. Высота обрывов плато достигает 30 м. Подниматься в Эски-Кермен лучше со стороны села Красный Мак. Между селом и Бахчисараем курсирует автобус, но от села до, собственно, пещерного города, надо пройти пешком еще километров пять-шесть.

У входа в заповедник, на территории которого расположился город, есть турбаза. Здесь предлагают не только набор стандартных услуг – проживание, питание, баню и рыбалку, а и настоящий эксклюзив: проживание в средневековой пещере с удобствами XXI века. Удовольствие не из дешевых


Пещера класса «Люкс»


Осадный колодец Эски-Кермена

В трех километрах от Эски-Кермена находится долина Черкез-Кермен, в которой расположен Храм Донаторов. Храм небольшой и надежно спрятан растительностью, но это не мешает ему быть одной из сильнейших энергетических точек Крыма. В храме частично сохранились фрески XII-XIV веков. Название храма происходит от латинского слова «donator», которое переводится как «даритель», «приносящий дар», «организатор» или «покровитель». Оно связано с тем, что на фреске изображена княжеская семья - «донаторы» храма.

Храм Донаторов

Бывалые путешественники рекомендуют сначала подняться к Храму Донаторов, а потом посетить Эски-Кермен. Правда, для этого вам понадобится два дня и одна ночевка в палатке в долине Черкез-Кермен или на озере (оно находится на плато чуть выше долины).


Храм Донаторов


Озеро недалеко от храма Донаторов

Пещерный город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале (переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость») – средневековый город-крепость, который находиться на плато в трех километрах от Бахчисарая. С северной, западной и южной стороны город неприступен, обрывы достигают 50 метров.


Пещерный город Чуфут-Кале




Как уверяют исследователи Чуфут-Кале, энергетика пещерного города днем несет подъем, прилив сил, эйфорию. Особенно явно это чувствуется в районе древнего рынка, который находится за восточными воротами города. Но как только сумерки сгущаются над городом, страх, ужас и беспокойство становятся спутниками всех присутствующих. Особенно сильно чувствуются негативная энергетика в центре города и на караимском кладбище.

Караимское кладбище


Добраться до Чуфут-Кале не сложно. В Бахчисарае пешком пройтись улицами Ленина, Розы Люксембург и Старосельской (или доехать на маршрутном транспорте до конечной остановки «Староселье»). Они приведут к Бахчисарайскому дворцу-музею. В километре от него – Успенский Монастырь, от которого до Чуфут-Кале ведет одна дорога. Вам придется преодолеть пешком еще около трех километров.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

Качи-Кальон – средневековый пещерный монастырь в долине реки Кача, который процветал в VI-XVIII веках. Самые сильные энергетические точки монастыря: церковь святой Софии (первый грот) и грот святой Анастасии (четвертый по счету).


С гротом Анастасии связано древние предание: в Средние века в одной из пещер Качи-Кальона жили чудовища, которые держали в страхе местных жителей.





Пещерный монастырь Качи-Кальон

Как-то христианка Анастасия пасла овец неподалеку от гротов. Неожиданно из-под скалы выскочило чудовище, схватило овцу и потащило к себе в логово. Анастасия не испугалась чудища и, вооружившись молитвой, бросилась на него.

Чудищ было много, они окружили девушку, и та из последних сил сотворила Божье знамение. Со сводов грота посыпались камни, они похоронили под собой чудищ и саму Анастасию.

На следующий день, когда местные жители пришли к гроту, они увидели, что он «плачет» - сквозь стены сочилась вода. Позже, в этом гроте был создан Анастасиевский скит, который действовал вплоть до двадцатых годов прошлого века. В нем находился источник святой Анастасии, но сегодня он почти иссяк.

Считается, что Качи-Кальон связан с энергетикой мезосознания (древнейшего сознания человека), поэтому частые гости здесь – люди, практикующие техники медитации. Кроме того, здесь периодически наблюдают «холодные молнии».

Вид из грота Качи-Кальона

Качи-Кальон находится между селом Предущельным и селом Баштановка, в 7-8 км (20 минутах езды) от Бахчисарая. Пещерный город открыт для посещения ежедневно.
В Бахчисарае надо сесть на автобус в направлении села Синапное и выйти на остановке «Предущельное». За селом долина резко сужается, отсюда до Качи-Кальона остается меньше километра.