Легенда о персее краткое содержание. Храбрый персей. Мультфильм «Храбрый Персей»

Древнегреческий миф «Храбрый Персей» в пересказе Корней Ивановича Чуковского прекрасно адаптирован для детей начальных классов. Произведение включено в список рекомендуемой к прочтению литературы после 2 класса по программе «Перспектива». Предлагаем ознакомиться с его содержанием на страницах нашего сайта. Кроме того, вы можете.

Древнегреческая сказка «Храбрый Персей»

В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона.

Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на неё, в тот же миг становился камнем.


Вместо волос у Медузы Горгоны были длинные чёрные змеи. Они всё время шевелились и шипели.
Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тотчас же превращался в окаменелую статую. И если птица, пролетая над землёй, взглядывала на Медузу Горгону, птица падала камнем на землю.
Был летний чудесный день. На лужайках, в садах и на улицах бегало много детей. Они играли в весёлые игры, прыгали, плясали, смеялись и пели. Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, и они превращались в холодную груду камней.

В том же городе в великолепном дворце жил царь Полидект. Он был трусливый и глупый: до того испугался Медузы Горгоны, что убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землёй.
- Здесь я могу не бояться Медузы Горгоны,- говорил он со смехом.- Здесь ей меня не найти!»
В погребе было много вина и еды; царь сидел за столом и пировал со своими вельможами. Какое ему было дело, что в городе, там, наверху, люди погибают один за другим и не могут спастись от жестокой колдуньи!

К счастью, жил в этом городе храбрый Персей. Все очень любили его. Он никогда никого не боялся.
Когда страшная Медуза Горгона проходила по городу, его не было дома. Вечером Персей воротился домой. Соседи рассказали ему о Медузе Горгоне.

Злая, бессердечная колдунья! - вскричал он.- Пойду и убью её.
Соседи грустно покачали головой и сказали:
- Много было таких смельчаков, которые хотели сразиться с Медузой Горгоной. Но никто из них не вернулся сюда: она всех превратила в камни.
- Но не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же отомщу ей за её злые дела.
И Персей побежал по улицам, расспрашивая у каждого встречного, где жилище Медузы Горгоны. Но никто не ответил ему. Каждый плакал над каким-нибудь камнем.

Персей заглядывал по пути в каждый дом: нет ли там Медузы Горгоны. Проходя мимо царского погреба, он подумал: не там ли она? Сбежал по ступеням вниз - и увидел в подземелье царя! Царь Полидект сидел за столом на троне и весело пировал со своими вельможами.
- Эй, ты! - закричал он Персею.- Надеюсь, ты пришёл сюда не с пустыми руками! Не хочешь ли ты подарить мне каких-нибудь диковинных рыб? Или сочных ягод и сладких плодов?
- Нет,- сказал Персей.- Я не принёс ничего - ни рыб, ни плодов, ни ягод. Но скоро я принесу тебе драгоценный подарок, который обрадует и развеселит твоё сердце. У царя от жадности заблестели глаза.
- Милый юноша,- сказал он приветливым голосом,- подойди ко мне ближе и скажи, какой драгоценный подарок собираешься ты мне поднести. Может быть, ты нашёл на дне моря жемчужину или золотую корону?
- Нет,- ответил Персей,- мой подарок дороже золота, дороже самых лучших жемчужин…
- Что же это такое? Скажи!
- Голова Медузы Горгоны! - громко ответил Персей.- Да, я подарю тебе голову Медузы Горгоны! Я убью эту злую колдунью. Я спасу от неё свою родину!
Царь ударил кулаком по столу:
- Ступай от меня, жалкий безумец! Или ты не знаешь, что тысячи моих доблестных воинов пытались уничтожить Медузу, но многих превратила она в камни, а прочие убежали от неё, как от лютого зверя?
- Твои воины такие же трусы, как ты! — гневно ответил Персей. - Но я никого и ничего не боюсь! Я не убегу от Медузы Горгоны. И ты получишь от меня её голову. Сказав это, он повернулся и быстрыми шагами ушёл из подвала.

Забыв обо всём на свете, он думал теперь об одном: как бы найти Медузу Горгону и спасти от неё родную страну?
Но напрасно всю ночь до утра скитался он по улицам города. Только утром ему встретился знакомый рыбак, который сказал, что Медуза живёт недалеко, под высокой горой, у ручья.
К вечеру Персей добрался до высокой горы, на склоне которой среди серых камней под деревьями спала крепким сном Медуза Горгона.
Персей обнажил свой меч и помчался вниз по уступам горы. Но вскоре он остановился и задумался: «Ведь чтобы отрубить голову спящей колдунье, и должен взглянуть на неё, а если я взгляну на неё, она сейчас же превратит меня в камень».
Он поднял свой медный щит - круглый, блестящий и гладкий - и стал смотреть в него, как смотрят в зеркало. В этом щите отражались и деревья, и серые камни, которые были на склоне горы. В нём же отразилась и спящая женщина, у которой вокруг головы были не волосы, а чёрные змеи.
Так удалось Персею при помощи чудесного щита увидеть Медузу Горгону, ни разу не взглянув на неё.
Медуза спала на земле, рядом со своими безобразными сестрами, которые были похожи на больших разжиревших свиней. Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её.


Но тут он увидел, что на голове у Медузы зашевелились чёрные ядовитые змеи, вспомнил, сколько ни в чём не повинных людей и детей погубила эта злая красавица, сколько добрых, счастливых, весёлых превратила она в мёртвые камни.
И ему ещё сильнее, чем прежде, захотелось расправиться с нею.
Глядя в зеркальный щит, в котором отражалась Медуза, Персей подбежал к ней и сразу одним ударом меча отсек её ужасную голову. Голова отлетела прочь и покатилась к ручью. Но Персей и теперь не взглянул на неё, потому что и теперь она могла превратить его в камень. Он взял мешок, сшитый из козьего меха, бросил туда голову Медузы и быстро побежал по горам.
Сестры Медузы проснулись. Увидев, что Медуза убита, они с криками взлетели на воздух и, как хищные птицы, стали кружить над деревьями. Вот они заметили Персея и полетели за ним.
- Отдай нам голову нашей сестры! - кричали они.- Отдай нам голову нашей сестры! Персей бежал по горам, не оглядываясь, и не раз ему казалось, что страшные Горгоны настигают его. Сейчас они вонзят ему в тело свои острые медные когти!
Но долго они летать не могли, так как были жирные и очень тяжёлые. Понемногу они стали отставать, но всё ещё кричали ему вслед:
- Отдай нам голову нашей сестры!

Персей бежал без оглядки. Он бежал по пустыне, а кровь с головы Медузы капала на горячий песок, и каждая капля превращалась в змею.
Змеи извивались и ползли за Персеем, стараясь ужалить его. Но он нёсся как ветер, не боясь ничего, и в сердце у него была радость. Убита, убита Медуза Горгона! Больше она не будет злодействовать.
По дороге ему встретилась добрая волшебница, по имени Афина Паллада, которая сказала ему:
- Слава герою! За то, что ты не испугался Медузы и спас от неё свой народ, прими от меня в дар эти сандалии. Эти сандалии волшебные. Видишь, к ним приделаны крылышки. Надень их скорее на ноги, и ты полетишь, как птица. Сказав это, волшебница исчезла.
Чуть только Персей надел сандалии, крылышки на них затрепетали, и он, как сокол, полетел над пустыней.

Вскоре он вылетел к синему морю и быстро помчался над ним. И вдруг увидел большую скалу.
Скала стояла на берегу, вся освещённая солнцем, и к ней железной цепью была прикована девушка, которая горько рыдала.
Персей подлетел к ней и крикнул:
- Скажи мне, прекрасная девушка, какие жестокие люди приковали тебя к этой скале? Я пойду и зарублю их своим острым мечом!
- Уходи, уходи! - закричала она.- Скоро вынырнет из моря дракон, страшное морское чудовище. Он проглотит и тебя и меня! Каждый день он подплывает сюда, взбирается на гору, рыщет по нашему городу и там пожирает людей. Он глотает без разбору и старых и малых. Чтобы спастись от него, жители города приковали меня к этой скале: дракон увидит меня и сейчас же проглотит, и все люди в нашем городе останутся живы.
- Не боюсь я морского чудовища! - крикнул бесстрашный Персей.- Сегодня я уничтожил другое чудовище, которое гораздо страшнее!
Но девушке было жалко Персея.
- Оставь меня,- сказала она,- уходи! Я не хочу, чтобы тебя проглотило чудовище.
- Нет, я не покину тебя! Я останусь и убью этого злого дракона, глотающего беззащитных людей.
И он сильно ударил своим острым мечом по цепи, которой была прикована девушка.
- Ты свободна! - сказал он. Она засмеялась, обрадовалась и нежно благодарила своего избавителя. Но вдруг оглянулась и крикнула:
- Чудовище близко! Оно подплывает сюда! Что делать? Что делать? У него такие острые зубы. Оно растерзает, проглотит и тебя и меня! Уходи, уходи! Я не хочу, чтобы ты погиб из-за меня.
- Я останусь здесь,- сказал Персей.- Я спасу и тебя, и твой город от злого дракона. Обещай мне, что, если я уничтожу его, ты будешь моею женою и пойдёшь вместе со мной в мою страну.
Дракон подплывал всё ближе. Он нёсся по волнам, словно корабль. Увидев девушку, он жадно разинул широкую зубастую пасть и ринулся на берег, чтобы проглотить свою жертву. Но Персей бесстрашно встал перед ним и, вытащив из козьего меха голову Медузы Горгоны, показал её свирепому чудовищу.

Чудовище взглянуло на волшебную голову и тотчас же окаменело навеки - превратилось в огромный чёрный прибрежный утёс.
Девушка была спасена. Персей бросился к ней, взял её на руки и взбежал с нею на вершину горы, в тот город, которому угрожало чудовище.
В городе все были рады и счастливы. Люди обнимали и целовали Персея и в восторге кричали ему:
- Да здравствует великий герой, который спас нашу страну от погибели! У девушки было красивое имя: Андромеда. Вскоре она стала женою Персея, он подарил ей одну из своих чудесных сандалий, и оба они полетели в тот город, в котором царствовал трусливый Полидект.

Оказалось, что царь Полидект всё ещё прячется у себя в подземелье и пирует вместе со своими вельможами.
Едва только царь увидел Персея, он засмеялся и крикнул:
- Поди-ка ты сюда, хвастунишка! Ну, где твоя Медуза Горгона? Видно, легче обещать, чем исполнить!
- Нет, царь, я исполнил своё обещание: я принёс тебе чудесный подарок - голову Медузы Горгоны! Но лучше бы тебе на неё не смотреть!
- Нет, нет! - закричал царь.- Покажи! Я не верю тебе. Ты хвастун и обманщик!
- Её голова здесь, в этом сером мешке!
- Ты лжёшь. Я не верю тебе,- сказал царь.- Там у тебя самая обыкновенная тыква.
- Ну что ж! Если не веришь, гляди! - крикнул со смехом Персей, вынул из мешка голову Медузы Горгоны и, закрыв глаза, чтобы не смотреть на неё, показал её царю и вельможам.

Те хотели встать, убежать, но не могли и остались на месте.
- Вот вам награда за то, что вы, жалкие трусы, прятались от грозной опасности и оставили свой народ погибать, а сами пировали от утра до утра.
Но никто не ответил ему, потому что и царь и вельможи сделались грудой камней.
Очень обрадовались жители этого города, когда узнали, что на свете уже нет Полидекта.
- Пусть царствует над нами Персей! - закричали они.- Он такой храбрый и добрый.
Но Персей не захотел быть царём. Он бросил в пучину моря голову Медузы Горгоны и ушёл в далёкую страну вместе со своей милой женой Андромедой.
Выйди из дому в ясную ночь и взгляни на небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. В руке у Персея голова Медузы, но не бойся смотреть на неё: она уже не может превратить тебя в камень. Рядом с Персеем ты увидишь его прекрасную жену Андромеду. Руки её подняты кверху, словно они прикованы к скале. Тысячи лет люди смотрят на эти созвездия и вспоминают славного героя Персея, который спас их от Медузы Горгоны и от жестокого морского чудовища.

Мультфильм «Храбрый Персей»

Учебник, с. 189–214.

Педагогические задачи: создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствовать формированию позитивного восприятия окружающей действительности; содействовать воспитанию чувства прекрасного через осознание эмоционально-образного единства мифов, поэзии, живописи

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с древнегреческим мифом о Персее; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания

Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы : карточка для индивидуальной работы

Ход урока

I. Организация начала урока

Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Расскажите о работе в группе по созданию детского журнала.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения

Прочитайте скороговорку по слогам. Прочитайте сердито, удивленно, скороговоркой 3 раза.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

порвали в драке альбатросы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Каждая группа учащихся представляет свой детский журнал.

Выполняют речевую зарядку

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Завершает нашу учебную книгу по чтению раздел… («Зарубежная литература».)

Каких зарубежных писателей вы знаете?

Есть ли у вас любимый зарубежный писатель? Из какой он страны?

Какое его произведение ваше любимое? Чем оно вам нравится?

Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

Прочитайте тему урока. Определите цели урока.

Мы попытаемся выяснить, как в древности люди представляли себе устройство мира и законы, которые им управляют, кого эти люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, героический подвиг

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

IV. Знакомство с греческой

мифологией

Мифографы появились в Греции около IV века до н. э. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей. В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни: Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей. Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи. Посейдон – владыка морей. Гестия (Эстия) – защитница семейного очага. Деметра (Димитра) – богиня земледелия. Аполлон – бог света и музыки. Афина – богиня мудрости. Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов. Гефест (Ифестос) – бог огня. Афродита – богиня красоты. Арес (Арис) – бог войны. Артемида – богиня охоты.

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения

Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

Как вы понимаете значения слов миф, легенда ?

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

Легенда – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2. Вымысел.

Учащиеся находят в толковом словаре значения слов миф и легенда

Организует первичное прослушивание текста

Миф, который мы прочитаем сегодня, поведает нам о храбром Персее. Слышали ли вы это имя? Знаете ли вы подвиги Персея? Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

К какому жанру относится это литературное произведение? (Это миф Древней Греции.)

Это один из мифов – народное сказание о легендарном герое Персее.

Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения. Понравился ли вам Персей?

Какие его качества вас особенно привлекли? (Храбрость, мужество, то, что он не мог остаться равнодушным к чужой беде, сообразительность, смекалка, доброта, отзывчивость.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Есть ли в этом мифе отрицательный герой, не вызывающий сочувствия? (Полидект.)

Кто такой Полидект? (Царь города.) Как поступил Полидект, когда на город и его жителей обрушилась большая беда? (Убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землей.) Как звали храбреца, жившего в этом городе? (Персей.)

Каким был Персей? (Персей был смелым, храбрым, отважным человеком.)

Найдите описание Персея. («К счастью, жил в этом городе храбрый Персей.

Он никогда никого не боялся».)

- Какое решение принял Персей, узнав о Медузе Горгоне? (Найти и убить.)

- Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее. (Медуза Горгона – это крылатая женщина.)

Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что? (Персей захотел отомстить Медузе Горгоне за ее злые дела.)

- Кто ему помог найти злую колдунью? (Знакомый рыбак.)

Какая опасность исходила от Медузы Горгоны? (Нельзя смотреть на нее– окаменеешь . )

Какую хитрость придумал Персей перед началом битвы? (Смотреть в щит, в котором отражается Медуза Горгона.)

Можно ли этот поступок Персея назвать подвигом? (Да, он спас Андромеду, рискуя своей жизнью.)

Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою родину!»

Перечитайте еще раз текст, проанализируйте, как действовал Персей. (Персей все делал очень быстро, так как могли проснуться сестры Медузы Горгоны.)

Перечитайте описание погони и найдите самый напряженный момент.

Какие слова помогают это определить? («Сейчас они вонзят в него свои острые медные когти!», «Персей бежал без оглядки».)

- Какой еще подвиг совершил Персей? (Спасая прекрасную Андромеду, Персей сразился со страшным морским чудовищем.)

Какую положительную роль выполнила Медуза Горгона? (При помощи ее головы Персей смог победить страшного морского дракона, который каждый день пожирал людей одного из городов.)

- Найдите и перечитайте отрывок о борьбе Персея с драконом. Подумайте, почему в тексте употреблены именно эти глаголы? (Эти глаголы усиливают впечатления читателя об опасности, угрожающей Персею.)

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии

ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают:

Она была очень красивая. «Ее крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо...»

Медуза Горгона спокойная. Но ее спокойствие – это злость и жестокость.
– Это была бессердечная женщина. «На лужайках, в садах, на улицах бегало много детей. … Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, как они превращались в холодную груду камней».

1 . Работа с таблицей

2. Работа по карточке

3. Работа с пословицами.

Прочитайте глаголы первого столбика. Исходя из контекста, соедините глаголы с соответствующими синонимами.

Ответы:

Рыскать

Широко раскрыть

Рыскать

Торопливо бегать, блуждать

Пожирать

Пожирать

Есть, кушать, вкушать

Растерзать

Торопливо бегать, блуждать

Растерзать

Разорвать на части, располосовать зубами

Ринуться

Есть, кушать, вкушать

Ринуться

Разинуть

Стремительно броситься, бежать стремглав

Разинуть

Широко раскрыть

Рассмотрите таблицу.

Почему Афина Паллада сделала подарок Персею?

Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе?

Как люди увековечили память о Персее? (Его именем и именем прекрасной Андромеды названы созвездия.)

Прочитайте отрывок, который рассказывает об этом.

Проводит работу в парах.

Перечитайте текст на карточке. Вставьте пропущенные слова в отрывок из произведения.

«Глядя в _________ (зеркальный) щит, в котором отражалась Медуза, Персей подбежал к ней и сразу одним ударом меча отсек ее _________ (ужасную) голову. Голова отлетела прочь и покатилась к _________ (ручью) . Но Персей и теперь не ____________ (взглянул) на нее, потому что и теперь она могла превратить его в __________ (камень) . Он взял мешок, сшитый из __________ (козьего) меха, бросил туда голову Медузы и быстро побежал по _______ (горам) ».

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Почему царь посчитал Персея безумцем? А как об этом сказано в мифе? Прочитайте.

Что помогло Персею победить Медузу Горгону? (Мужество и бесстрашие, вера в справедливость, ум, а также и его медный щит, который он использовал для исполнения своего замысла.)

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите те пословицы, которые соответствуют этому произведению.

На доске :

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ от лица Персея.

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VIII. Итог урока. Рефлексия

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит рефлексию по содержанию учебного материала, использует методику «Цветочная поляна».

Цветок – вид деятельности на уроке: чтение текста, анализ произведения. К концу урока появляется цветочная поляна.

Поместите свою бабочку над тем цветком, какой вид работы понравился больше всего на уроке

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

И Геракле большинству известны даже лучше, чем сказания собственного народа. Они прекрасно сохранились в изложении античных философов. Иллюстрациями к легендам служат многочисленные статуи - греческие и римские, - а также изображения на амфорах и барельефы храмов. Миф о Персее — один из центральных в сонме древнегреческих сказаний. Его излагали на страницах своих трудов Гесиод, Овидий и другие философы. Он вдохновлял многих художников Античности и Возрождения на создание шедевров. Сегодня мы имеем возможность сравнивать разные версии мифа, а также многочисленные его толкования, скопившиеся за несколько веков.

Рождение героя

Легенды и мифы Древней Греции о Персее повествуют о юноше, в чьих жилах течет божественная кровь, однако он не наделен никакими сверхъестественными способностями. Свои подвиги он осуществляет с помощью собственного ума и при поддержке бессмертных родственников.

История начинается в Аргосе, где правил царь Акрисий. Он заключил свою прекрасную дочь Данаю в подземелье в надежде, что у нее никогда не будет детей. Согласно предсказанию, Акрисия должен был убить собственный внук. Однако в красавицу влюбился Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь. Вскоре Даная родила сына. Появление мальчика не укрылось от Акрисия. Надеясь избежать злой участи, он приказал заточить мать с ребенком в деревянный ящик и сбросить его в море.

Остров Сериф

Древнегреческие мифы о Персее в лучших традициях подобных повествований рассказывают о чудесном спасении героев. Деревянный ящик, где находились Даная с Персеем, запутался в сетях близ острова Сериф. Его вытянул на берег Диктис, рыбак и брат царя этих земель.

Полидект, владыка Серифа, оставил Данаю с сыном при дворе. Мальчик вырос и превратился в статного юношу, красотой, силой, смекалкой и ловкостью превосходящего всех сверстников. Даная же стала объектом страсти царя. Полидект попытался силой добиться желаемого, однако встретил серьезного противника в лице молодого Персея. Тогда-то правитель острова и задумал послать юношу за головой чтобы навсегда от него избавиться.

Прекрасная и ужасная

Миф о Персее и Медузе был одним из самых популярных в Античности. Наиболее полный перечень различных версий его изложен в работах Аполлодора. Согласно одной из них, Медуза была прекрасной девушкой с роскошными волосами. В храме Афины ею насильно овладел Посейдон. Разгневанная богиня наказала девушку, осквернившую святилище, превратив ее волосы в шипящих змей.

Во многих пересказах мифа Медуза предстает существом двойной природы. Она могла превращать все живое в камень своим взглядом и славилась непревзойденной красотой. Кровь из одной части ее тела была способна воскрешать, а из змеиной — убивала, как яд. Две ее сестры, Сфено и Эвриала, были бессмертными, но Медуза в этом смысле не отличалась от обычных людей. В одной из версий мифа повествуется о том, что тело чудовищ покрывала стальная чешуя, на руках располагались медные когти. Горгоны могли летать по воздуху при помощи своих золотых крыльев. С таким противником предстояло встретиться герою.

Путешествие

Прежде чем сразиться с Медузой, Персею было необходимо преодолеть немалый путь: горгоны жили далеко на западе. На помощь герою пришли боги-олимпийцы. Афина дала ему свой щит, в котором все отражалось, как в зеркале. Оружием же, способным одолеть Медузу, одарил Персея Гермес. Дорогу к цели герою также подсказал крылатый вестник богов.

Мифы Древней Греции о Персее рассказывают о встрече сына Зевса с грайями, старшими сестрами горгон. По преданию, они родились старыми и имели на троих один глаз и один зуб. Грайи пользовались ими по очереди. В момент, когда одна передавала другой глаз, все были слепы. Грайи знали путь к горгонам и охраняли его. Хитрый Гермес подсказал сыну Зевса, как поступить со старухами. Персей по его совету выкрал единственный глаз и зуб. Ослепшие грайи были готовы сделать все, лишь бы вернуть свое обратно. Персей потребовал указать дорогу к горгонам. Старухам ничего не оставалось, как согласиться.

На пути к своей цели Персей также встретил нимф (дорогу к ним, по одной из версий, указали те же грайи). Они одарили героя волшебными предметами. Нимфы преподнесли ему шлем владыки царства мертвых Аида. Тот, кто надевал его, становился невидимым. Персей получил и крылатые сандалии, позволявшие летать высоко и быстро, как птица. Третьим подарком оказалась сумка, в которую можно было уместить что угодно: она то расширялась, то сужалась. Поблагодарив нимф, Персей двинулся дальше.

Подвиг

Персей нашел горгон в тот момент, когда они спали. Гермес указал ему на Медузу. Герой смотрел на чудовищных сестер через щит Афины. Персей отрубил горгоне голову, и из крови Медузы появились крылатый конь Пегас и великан Хризаор. Согласно одной из версий легенды, их отцом был Посейдон.

Тело Медузы упало в море, голову же Персей убрал в волшебную сумку. От плеска волн проснулись сестры горгоны и стали искать убийцу, но он уже скрылся, надев шлем Аида. Согласно Пиндару, Афина, впечатленная стенаниями горгон, создала в этот день флейту.

Капли крови Медузы упали в пески Ливии, когда Персей пролетал над этой страной. По преданию, они превратились в ядовитых змей и сделали местность пустынной.

Атлант

Персей с помощью крылатых сандалий добрался до страны, где властвовал великан Атлант (Атлас), брат Прометея. Он охранял свои стада тонкорунных овец и вход в великолепный сад, где росла яблоня с золотыми листьями и плодами. Атлант не захотел пускать к себе Персея: ему было предсказано, что однажды сын Зевса похитит его яблоки. Оскорбленный герой достал из сумки голову Медузы и великан окаменел, превратился в гору и с того времени поддерживает небесный свод. А Персей, отдохнув и захватив несколько отправился дальше.

Миф о Персее и Андромеде

Спасение красавицы Андромеды — сюжет, которому посвящены многие известные шедевры. По преданию, девушка была дочерью эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Мать Андромеды была хороша собой и чрезмерно гордилась этим. Однажды она похвасталась, что даже морские нимфы не могут соперничать с нею в красоте. Обиженные нереиды пожаловались Посейдону и попросили отомстить гордой женщине. Морской владыка наслал на Эфиопию чудище, сходное своим обличьем с гигантской рыбой. Кит (в более ранних преданиях Кито — имя морской богини) стал разорять побережье страны, убивать его жителей. Кефей отправился за советом к оракулу. Тот сказал, что единственный способ успокоить чудовище — отдать ему Андромеду, единственную дочь царя. Кефею и Кассиопее пришлось отправить девушку на верную смерть.

Андромеду приковали к скале цепями и так и оставили до прихода чудища. Как раз в это время мимо Эфиопии пролетал Персей. Он увидел прекрасную деву и сразу полюбил ее. Герой опустился на скалу и расспросил царевну о том, что случилось. Получив ответ, он обратился к подошедшим несчастным родителям с вопросом, отдадут ли они Андромеду ему в жены, если она будет спасена. Кефей и Кассиопея пообещали Персею дочь и все свое царство, если он победит чудище.

Две версии

Дальше миф о Персее обычно рассказывается по одному из двух вариантов. В первом герой победил Кита с помощью меча, данного ему Гермесом. Несколько раз поднимаясь в небо и стремительно опускаясь на противника, Персей нанес чудовищу смертельную рану и спас прекрасную девушку и всю страну. Согласно второй версии, герой победил огромную рыбу, достав из сумки голову Медузы. Кит превратился в скалу. Овидий пишет также, что после сражения Персей положил свое оружие лицом вниз. Взгляд Медузы при этом упал на водоросли, и они превратились в кораллы.

Финей

Древнегреческие мифы о Персее, однако, на этом не заканчиваются. Герой принес жертвы Афине, Зевсу и Гермесу, а затем решил отпраздновать свадьбу. Всеобщее веселье было нарушено появлением войска во главе с Финеем, бывшим женихом Андромеды. Он обвинил Персея в краже невесты и вознамерился его убить. Силы противников были неравны. Финея давно знали в этих краях, и немало воинов он привел с собой. Видя, что может проиграть, Персей снова воспользовался головой Медузы, и все его противники превратились в камень.

Некоторое время герой гостил в Эфиопии. Затем он вместе с Андромедой отправился на остров Сериф, где ждала его мать.

Смерть Полидекта

Данаю Персей нашел в храме Зевсе, где ей приходилось прятаться от домогательств царя Полидекта. Герой сразу же отправился во дворец, чтобы найти обидчика матери. Полидекта он застал во время пира. Царь явно не ждал Персея: героя давно считали погибшим. Сын Зевса объявил, что выполнил задание — принес голову Медузы. Однако ему никто не поверил. И без того уже разъяренный Персей в качестве доказательства высоко поднял голову горгоны, и все присутствующие превратились в камень.

Власть над царством Персей передал Диктису, брату Полидекта, когда-то спасшему героя и его мать. Сам же он отправился в Аргос.

Сбывшееся предсказание

Миф о Персее завершается повествованием о его пребывании на родине. Акрисий, узнав о прибытии дочери и внука, в страхе бежал. Персей стал править в Аргосе. Волшебные подарки он вернул их хозяевам, а голову Медузы отдал Афине. Богиня поместила ее на свой панцирь на груди (по другой версии — на щит).

Акрисий же все-таки не смог избежать предсказанного. Он был убит диском, который метнул Персей во время очередных игр. Опечаленный герой похоронил деда и отказался править в Аргосе. Он ушел в Тиринф и долго властвовал там.

Интерпретация

На сегодняшний день существует несколько трактовок всех известных античных мифологических сюжетов. Иногда предполагается, что за фантастическими приключениями скрывается информация о реальных исторических событиях, которые были преобразованы поэтами древности в столь яркие образы. Смысл мифа о Персее также истолковывался подобным образом. Истории известны случаи, когда такой подход доводят до абсурда. И тогда Зевс становится крупным чиновником, золотой дождь, проникший к Данае — подкупом стражи, а Атлас или Атлант — астрономом.

Согласно филологической теории, мифы являются результатом искажений языка. Имена богов выводятся из древних названий таких распространенных явлений, как солнечный свет, ветер, огонь, дождь и облака. Сторонники теории приводят доказательства существования в древние времена единого языка, давшего начало санскриту и латыни. Основные мысли, заложенные в мифах, сформировались еще в то время, когда предки будущих народов жили вместе. Затем, с изменением языков, стали формироваться и знакомые нам сюжеты, в которых, однако, можно обнаружить скрытый изначальный смысл.

Движение солнца

Мифы Древней Греции о Персее в этой теории причисляются к солярным. Имена героев и богов филологи сводят к названиям природных явлений на санскрите. Даная — это иссушенная земля или заря, порожденная тьмой (Акрисий) среди яркости (так можно перевести название города Акрос). Она была возлюбленной неба (Зевса) и дала начало яркому дню (Персею). Согласно пророчеству, он должен будет убить своего деда, то есть тьму.

Медуза, согласно теории, олицетворяет собой звездную ночь — прекрасную, но гибнущую с приходом дня. Имя Андромеда также сводится к санскритскому обозначению зари, а Кассиопея и Кефей представляют собой тьму и ночь.

Таким образом, древние мифы о Персее повествуют о победе света над тьмой, смене ночи новым днем. Аналогичным образом трактуются практически все предания времен античности. Любой миф — о Персее, Орфее и Эвридике, Тесее и Ариадне, подвигах Геракла — предстает в этой теории в виде описания физических явлений.

Какой бы смысл ни скрывался за поэтичным повествованием, античные сказания продолжают радовать своей образностью и красочностью. Миф о Персее вдохновил на создание великих картин Делакруа, Рубенса, Веронезе, Тициана. Знаменитая скульптура Челлини, запечатлевшая героя с отрубленной головой Медузы в руке, до сих пор считается красивейшим украшением Флоренции. Произведения великих авторов, можно сказать, — это лучшие отзывы о мифе «Персей».

Название произведения: "Храбрый Персей"

Число страниц: 9

Жанр: миф

Главные герои: Персей, Медуза Горгона, Полидект, Афина, Андромеда, Дракон.

Характеристика главных героев:

Персей - храбрый, сильный и отважный мужчина.

Ловкий и сообразительный.

Спас свой народ от страшного чудовища.

Полидект - жадный, трусливый и наивный царь.

Не поверил словам Персея.

Получил урок.

Андромеда - красивая и добрая девушка.

Была спасена Персеем.

Верная и милосердная.

Краткое содержание мифа "Храбрый Персей" для читательского дневника.

Страшное чудовище в облике красивой женщины поселилось возле одного города.

Это была Медуза Горгона. Всякий, кто смотрел на нее, тотчас превращался в мертвый камень.

Царь этого города Полидект заперся в подвале, так сильно он боялся Медузы Горгоны.

Только храбрый юноша по имени Персей не испугался.

Он пошел к царю и сказал, что добудет ему голову чудовища.

Долго искал Персей логово Горгоны, но старик подсказал ему дорогу.

Решил тогда Персей смотреть в свой щит, чтобы не превратится в камень.

Так он подошел к Медузе и отсек ей голову.

Толстые сестры Горгоны погнались за ним, но Персей убежал.

Встретилась ему на обратном пути богиня Афина.

Она подарила ему в награду за подвиг летающие сандалии.

С их помощью полетел Персей через пустыню и заметил прикованную к прибрежной скале Андромеду.

Персей освободил ее, превратив огромного морского дракона в камень с помощью головы Медузы.

Потом они с Андромедой полетели в родной город Персея.

Полидект все еще сидел в подвале и насмешками встретил возвращение Персея.

Но Персей показал ему голову Медузы, и царь превратился в такой же безжизненный камень, как и другие.

Жители города предлагали стать царем Персею, но он улетел от них со своей Андромедой.

Теперь мы видим этих героев на звездном небе они стали созвездиями.

План для пересказа произведения:

1. Деяния Медузы Горгоны

2. Укрытие царя

3. Поиски Медузы Персеем

4. Хитрый план Персея

5. Победа над Медузой

6. Сестры убитой

7. Подарок Афины

8. Спасение девушки

9. Царь окаменел

10.Родина Андромеды

Рисунок - иллюстрация к мифу "Храбрый Персей".

Синквейн:

Храбрый, умный.

Побеждает, спасает, освобождает.

Постоянные подвиги и добрые дела.

Главная мысль:

Храбрость и доброе сердце помогут преодолеть любые трудности, а находчивость поможет справиться даже с Медузой Горгоной.

Чему учит произведение

Греческий миф учит нас не боятся врагов, какими бы страшными они не были, и учит всегда заступаться за униженных и беззащитных.

Краткий отзыв о мифе "Храбрый Персей" для читательского дневника.

"Храбрый Персей" - поучительное и увлекательное произведение.

Главный герой мифа Персей - единственный, кто не побоялся сразиться с Горгоной, да еще и ловко придумал способ, как не смотреть на нее.

Это героический миф повествующий о подвиге, которому аплодировали даже боги.

Этот миф учит нас быть храбрыми, отважными, любить свой край и защищать его от недоброжелателей.

Особенно мне понравился эпизод с морским чудищем.

Персей с помощью Горгоны быстро справился с ним и спас еще один народ.

Отрывок из мифа "Храбрый Персей", поразивший меня больше всего:

Поди-ка ты сюда, хвастунишка! Ну, где твоя Медуза Горгона? Видно, легче обещать, чем исполнить!

Нет, царь, я исполнил своё обещание: я принёс тебе чудесный подарок - голову Медузы Горгоны!

Но лучше бы тебе на неё не смотреть!

Нет, нет! - закричал царь.- Покажи! Я не верю тебе. Ты хвастун и обманщик!

Её голова здесь, в этом сером мешке!

Ты лжёшь. Я не верю тебе,- сказал царь.

Там у тебя самая обыкновенная тыква.

Ну что ж! Если не веришь, гляди!

Пословицы к мифу "Храбрый Персей"

Храброму длинная шпага не нужна.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Неизвестные ранее слова и их значение

Афина Паллада - греческая богиня.

Таранова Анна

Персей

Краткое содержание мифа

Персей - это один из наиболее известных и знаковых героев древней Греции. До нас дошло много мифов, в которых рассказывается о его величайших подвигах, таких как победа над медузой Горгоной и спасение царевны Андромеды. Примечательно то, что некоторые герои мифов о Персее «перенеслись на небо» и стали созвездиями.

Персей сын верховного бога древней Греции Зевса и Данаи, славной своей неземной красотой. Отец Данаи царь древнего города Аргос Акрисий получил предсказание от оракула, что погибнет от руки своего внука. Испугался Акрисий и решил заточить свою дочь глубоко под землей в темнице, чтобы ни один мужчина не увидел ее. Но Зевс, увидев Данаю, был сражен ее неземной красотой и в один миг полюбил ее. Проник Зевс золотым дождем в темницу Данаи, и стала она женой громовержца. От этого брака родился прекрасный мальчик, который унаследовал красоту своей матери и силу своего отца. И назвали его Персеем.

Однажды Акрисий услышал детский смех и спустился в покои своей дочери. Нечеловеческий страх охватил Акрисия, когда увидел он прекрасного младенца и узнал, что это сын Данаи. Сразу в памяти его всплыли слова оракула, что погибнет он от руки сына Данаи и приказал сделать большой деревянный ящик и заключить в него свою дочь вместе с Персеем и бросить их в море.

Неминуемая смерть грозила прекрасной Данае и сыну ее Персею, если бы однажды волны не прибили ящик к берегу острова Сериф. В это время на берегу ловил рыбу Диктис и, закинув сети в море, вытащил он на берег ящик. Открыл он ящик и был изумлен, увидев там женщину и маленького мальчика. Отвел их Диктис к брату своему Полидекту, который был царем Серифа. Так и остались жить Даная вместе с Персеем при дворе царя Полидекта. Персей вырос сильным и очень красивым юношей, который выделялся среди остальных.

Царь Полидект был прославлен своим вспыльчивым и своенравным характером и замыслил он взять насильно в жены прекрасную Данаю, но сопротивлялась она, так как ненавидела его. Персей видя это, заступался за свою мать. И разгневанный Полидект решил во что бы то ни стало избавиться от Персея. Решил он послать сына Данаи за головой медузы Горгоны. Позвав Персея к себе, он сказал ему с насмешкой, что если он на самом деле сын Зевса, то для него не составит труда принести голову Медузы. Принял вызов Персей и отправился в далекий путь, полный опасностей. Путь его лежал в сторону западного края земли, где «царили богиня Ночь и бог смерти Танат». Там и обитали ужасные Горгоны, при одном взгляде на которых человек вмиг превращался в камень.

Тяжелая битва ожидала Персея, но боги Олимпа не могли дать погибнуть сыну Зевса, и пришли ему на помощь. Первыми на помощь Персею пришли богиня Афина и посланник богов Гермес. Гермес дал Персею свой меч. Только этим мечом можно было разрубить крепкую как сталь чешую Горгоны. Афина же дала медный щит, в котором все отражалось как в зеркале.

Долго странствовал Персей, пока на пути своем не встретил он прекрасных нимф. Нимфы преподнесли сыну Зевса три подарка. Первый подарок-шлем бога подземного царства Аида, одев который, можно было стать невидимым. Вторым подарком стали сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро, словно ветер перемещаться по воздуху. И третий подарок - это волшебная сумка, в которую можно было положить предмет любой величины. Принял Персей столь прекрасные подарки и отправился дальше в путь. Наконец, настиг Персей остров Горгон. Увидел Персей спящих на скале трех сестер, долго не мог он понять какая из них Медуза, так как только она была смертна. Тут прилетел на помощь Персею Гермес и шепнул ему на ухо, где сидит Медуза и предупредил его, чтобы тот не смотрел на нее. Вынул Персей меч и щит, которые вручили ему Гермес и Афина и стремительно полетел к Медузе. Та спала на скале и не предчувствовала опасности, только волосы-змеи на ее голове грозно зашипели. Медуза начала просыпаться, как в один миг с ее плеч слетела голова. Тотчас подхватил Персей ее голову и положил в волшебную сумку. От шума проснулись две ее сестры - Стейно и Эвриала. Увидев, что их сестра убита, взмыли они в небо, чтобы найти того, кто это сделал, но Персей уже далеко унесся от острова Горгон в шлеме Аида.

После долгого пути достиг Персей царства Кефея, которое находилось на берегу океана. Увидел он прикованную на скале прекрасную Андромеду, дочь Кефея. Сражен был Персей красотою прекрасной девушки, и чувство любви вспыхнуло в сердце его. Спустился он к Андромеде и спросил, почему прикована она к скале. Рассказала Андромеда, что искупает вину матери своей, которая прогневала морских нимф, сказав, что нет никого прекрасней ее на свете. Разгневались нимфы и попросили бога морей Посейдона наказать Кассиопею. Наслал Посейдон на царство Кефея чудовище морское, которое всплывало из моря и опустошало, и разрушало владения царя. Кефей полный горя и отчаяния, обратился к оракулу Аммону и тот сказал, что вину искупить они смогут, лишь принеся чудовищу в жертву свою дочь. Народ, узнав, что можно спасти царство, заставил царя отправить свою дочь на растерзание морскому чудовищу. Бледная как мраморная статуя стояла Андромеда, прикованная к скале и ждала своей участи.

В то время, когда Андромеда рассказывала свою историю Персею, из морской пучины появилось чудовище. Вскрикнула от ужаса несчастная Андромеда. Услышав крик дочери, прибежали на берег царь Кефей и царица Кассиопея. Обратился к ним Персей, сказав, что спасет Андромеду, если отдадут они ему в жены дочь свою. Согласились родители Андромеды отдать ее в жены Персею, лишь бы спас он ее от неминуемой гибели. Взлетел Персей над скалой и ринулся на чудовище. Нанес Персей чудовищу несколько смертельных ударов своим мечом, и упало оно в пучину морскую. Бой был окончен и тотчас освободили Андромеду из оков. Повел Персей невесту свою во дворец царя Кефея, где и сыграли они свадьбу.

Вернувшись в Сериф вместе с Андромедой, Персей увидел, что мать его преисполнена горем и, ища защиты от Полидекта, скрывается в храме Зевса. Разозлился Персей и пришел во дворец грозного царя и сказал, что выполнил его просьбу и достал голову Горгоны. Не поверил Полидект и вместе со своими друзьями стал насмехаться над сыном Зевса. Не смог сдержать обиды Персей и вынул голову Медузы из сумки. Взглянул Полидект вместе со своими друзьями на голову Медузы, и вмиг превратились они в камень.

Персей передал власть над Серифом брату Полидекта Диктису, который спас его и Данаю из морской пучины, а сам с Андромедой и Данаей отправился к себе на родину в Аргос. Когда Акрисий узнал, что вернулся в его царство Персей, вспомнил предсказание оракула и бежал. Стал править Персей в Аргосе. Он вернул шлем Аиду, сандалии Гермесу, сумку нимфам, а щит и голову Горгоны он отдал Афине.

Акрисий все же не избежал страшного предсказания. Устроил однажды Персей пышные игры в Аргосе, и Акрисий пришел посмотреть на них. Во время метания тяжелого диска Персей кинул его с такой силой, что взмыл диск к небесам и, падая на землю, попал прямо в голову Акрисия. Не смог больше править Персей в царстве, где случайно убил своего деда и отправился в Тиринф. Аргос же он отдал своему родственнику Мегапенту.

Образы и символы мифа

Мифы о Персее создают образ храброго юноши, который способен принять и выдержать любой удар судьбы, сильного не только физически, но и духовно. Читая миф о спасении Андромеды, мы понимаем, что став женой Персея, впредь она будет в полной безопасности. Персей внушает доверие и уважение, ведь недаром царь Кефей и царица Кассиопея сразу же отдали свою дочь замуж за Персея.

В средние века образ Персея толковали как символ победы над грехом. Спасенная Андромеда символизировала спасенную душу, а побежденная Горгона-Дьявола.

Мифы о Персее содержат несколько основных символов, которые мы наблюдаем на протяжении всего повествования. Основными символами являются:

Меч. Персею меч дал посланник богов Гермес для того, чтобы помочь ему убить ужасную Горгону. Только этот меч мог поразить чудовище. Меч, который достался Персею от Гермеса, имеет достаточно долгую историю. Гермес украл этот меч у самого Зевса, которому он достался от богини земли Геи для битвы с Кроносом. Гея сама изготовила этот меч, вынув из своей груди алмаз и сделав из него серп. Серп она сделала, чтобы открыть ворота Тартара и освободить своих детей. В мифологии меч символизирует силу, власть, превосходство, высшую справедливость и мужество.

Щит. Щит Персей получил от любимой дочери Зевса богини Афины. Щит был с зеркальной поверхностью, что уберегло Персея от встречи с взглядом Горгоны. После того, как Персей вернулся обратно к себе на родину в Аргос, он вернул Афине щит вместе с головой медузы, которую она прикрепила на него. Значение символа щита с головой Медузы заключается в том, что не следует останавливать свой взгляд на пороке. Лучше отворачиваться, так как порок коварен и через него мы можем превратиться в камень. Порок символизирует медуза Горгона.

Обычно в мифологии образы щита и меча символизируют солнечный диск и лучи.

Морское чудовище Кито (Кит). Сначала имя Кито отождествляли с древнегреческой богиней глубин, которая была матерью горгон, позднее это имя стало означать «морское чудовище». Так же Кито называли «владычицей морских чудовищ». В мифе о Персее Кито была представлена в образе морского чудовища, которому должна была быть принесена в жертву прекрасная Андромеда. В мифологии морское чудовище означает злое начало. Это символ злых бушующих волн, знак гроз, наводнений, которые разрушают и опустошают земли, обрекая людей на голод и страдания.

Медуза Горгона. П. Фробениус писал, что «горгона является символом соединения противоположностей: льва и орла, птицы и змеи, красивого и ужасного, порабощая тех, кто осмеливается взглянуть на нее». В древнегреческой мифологии Горгона была символом опасности и хаоса, жизни и смерти. Кровь горгоны была наделена как губительными, так и живительными свойствами. С помощи крови Медузы, взятой из левой части тела можно было оживлять людей, а из крови, взятой из правой части можно было в одно мгновение умертвить. После смерти Горгоны богиня Афина собрала ее кровь в два сосуда и отдала Асклепию. Аскепию поклонялись как основателю медицины.

Пегас . Когда Горгона была убита, из нее вырвались на свободу великан Хрисаор и крылатый конь Пегас. Пегас символизирует поэтическое вдохновение, красноречие и для древних греков считался конем муз и поэтов. Возможно, Пегас получил такой образ благодаря тому, что мог возвысить на своих крыльях до небес. Пегас сопровождал многих героев древней Греции. Существуют разные трактовки мифа, одна из которых, рассказывает, что после того, как Персей убил Горгону, он улетел с острова на Пегасе.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Мифы о Персее привлекали многих художников и скульпторов. Тинторетто, Рембрандт, Тьеполо, Бенвенуто Челлини, Канова - вот те немногие имена великих художников и скульпторов, которые посвятили свое творчество древнегреческому герою Персею. Вдохновленные образом Персея, они создавали свои бессмертные творения. Одна из самых известных скульптур во Флоренции - бронзовый Персей, держащий в руке отрубленную голову Медузы.

В эпоху Возрождения среди вдохновленных образом Персея были такие художники, как Тициан, Веронезе, Рубенс, Делакруа.

Многие герои мифа о Персее стали созвездиями. На небе можно увидеть созвездие Персея, Андромеды, ее матери Кассиопеи, Пегаса и др.

Так же черты мифа о Персее вошли в легенду о Георгии Победоносце. Особенно четко эта связь прослеживается в христианском мифе «Чудо о змие» и в древнегреческом мифе о спасение прекрасной Андромеды от морского змея. Чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество. Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».

Социальное значение мифа

В мифах о Персее прослеживаются черты сказочных сюжетов. Например, это четко наблюдается в мифе про Андромеду. Спасение царевны, в награду за которое полагается не только она сама, но и «полцарства в придачу». Миф о Персее - это не типичный миф о Боге, который с самого рождения обладает неким превосходством или привилегией, например, в виде какой-то сверхъестественной способности, которая дает превосходство над обычными людьми. Персей не обладает никакими сверхъестественными способностями от рождения. Хотя его отцом и является сам Зевс, Персей не унаследовал от него никаких способностей, как это обычно бывает с другими героями. Персей символизирует человека, который сам пробивает свой путь к счастью и благополучию. Приплыв в деревянном ящике к берегу незнакомого и отнюдь не дружелюбного царства, он сам в дальнейшем становится царем. Миф о Персее показывает, что, несмотря на все преграды и трудности, которые возникают на твоем пути, не стоит делать шаг назад, наоборот, нужно смотреть в лицо опасностям и преодолевать их. Мы видим, что несмотря ни на что, Персей не один, ему на помощь приходят посланники Олимпа, которые не оставляют его в трудную минуту. Это показывает, что всегда есть люди, которые смогут поддержать, казалось бы, даже в самую трудную минуту и порой это те, от которых ты меньше всего этого ждал.