Топ 10 самых жестоких и страшных пыток. Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото). Гроб пыток: в металлической клетке жертву клевали хищные птицы

Средневековье не было особо хорошим периодом жизни по современным стандартам. Большинство людей были бедны, они страдали от болезней, а их свобода принадлежала богатых землевладельцам. И если человек совершал преступление и не мог позволить себе заплатить штраф, ему просто рубили руку или вырезали язык и губы. Пытки применялись не так часто, как думают многие, но не дай бог, если властям понадобится получить признательные показания! Средние века были золотым веком методов пыток и устройств, причинявших ужасные боли. Сегодняшние «санкционированные» методы пыток предназначены, чтобы вызвать психологический или эмоциональный стресс. Но устройства, используемые в средние века были действительно пугающими, страшными и наносившими физические мучения и уродства человеку. Внимание: эти описания не для слабонервных!

1. Сажание на кол.

Влад Цепеш (более известный как Дракула), правивший в 15-м веке в Румынии, просто пронзал свои жертвы, заставляя их сидеть на толстом и остром коле. Человека в горизонтальном положении привязывали в вершине кола, а затем поднимали в вертикальное положение и жертва оставалась скользить дальше по колу под собственным весом. Часто острие кола выходило через грудину человека так, что его кончик упирался в подбородком и предотвращал дальнейшее скольжение. ОТ такой жестокой пытки жертва умирала три дня. Влад Цепеш таким способом казнил около 300000 своих противников.

2. Колыбель Иуды.

Колыбель Иуды была, возможно, немного менее садистской казнью, чем сажание на кол, но все еще ​​тоже достаточно страшной. Жертву анальным отверстием привязывали веревками над пирамидой, а затем медленно опускали веревки. Жертва была во время пытки голой и Колыбель Иуды медленно входила в тело. Иногда для улучшения эффекта к ногам жертвы привязывали дополнительный груз. Эта пытка могла длиться от нескольких часов до завершения дня.

3. Пытка гроба

Пытку гробом боялись в средние века, и её часто показывают в фильмах, изображающих Средние века. Пострадавший помещался металлическую клетку, сделанную в форме человеческого тела. Клетка подвешивалась на дереве или виселице. Эту пытку применяли к людям, обвиняемым в тяжких преступлениях, таких как ересь или богохульство. На палящем солнце жертва была обездвижена в клетке, что позволяло птицам или животным клевать и рвать плоть несчастного человека. Иногда зрители бросали камни и другие предметы в умирающего на свою потеху.

Кто может забыть страшную дыбу, которая являлась самой болезненной формой средневековых пыток? Она состояла из деревянной рамы, с веревками для фиксации жертвы и воротом в верхней части. Когда палач поворачивал рукоятку ворота, канаты тянули руки жертвы, в конечном счете, вывихивая кости с громким треском. Если мучитель вертел ручки слишком сильно, то конечности могли оторваться от тела человека. В позднее средневековье придумали новый вариант дыбы. К ней добавили металлические шипы, которые проникали в спину жертвы.

5. Разрыватель груди.

Разрыватель груди использовался в качестве ужасного наказания для женщин, он причинял боль, кровопотерю и надругательство над грудью жертвы. Пытка, как правило, использовалась для женщин, обвиняемых в проведении абортов или прелюбодеянии. Когти фиксировались на открытой груди жертвы, шипы, проникая в тело, дробили кости и разрывали внутренние связки. Если жертва не умирала, то у нее оставались ужасные шрамы на всю жизнь.

6. Груша страданий.

Этот жестокое инструмент использовался, чтобы мучить женщин, которые делали аборты, а также им пытали лжецов, богохульников и гомосексуалистов. Грушевидный инструмент вставлялся в одно из отверстий жертвы: влагалище у женщин, анус для гомосексуалистов и рот для лжецов и богохульников. Прибор состоял из четырех лепестков, которые медленно, разводились в стороны под действием винта и ворота. Устройство рвало кожу или расширяло и калечило отверстия жертвы. Груша Страданий могла сломать человеку челюсть. Эта пытка редко приносила смоеес смерть, но часто следуют другие методы пыток.

7. Колесо смерти.

Также называется Колесо Екатерины, это устройство всегда убивало свою жертву, но делало это очень медленно. Конечности жертвы были привязаны к спицам большого деревянного колеса. Колесо затем медленно вращалось, а палач разбивал конечности жертвы железным молотом, разбивая их во многих местах. После того, как кости были раздроблены, жертва оставалась на колесе, чтобы умирать. Смерть наступала через два-три дня. Иногда палач ‘милостиво’ наносил преступнику в грудь и живот удары, известные как переворот-де-Грас (по французски «удар милосердия»), в результате чего жертва умирала.

8. Пытки пилой.

Пилы были был распространенными устройствами для пыток, потому что их было легко найти в большинстве домов и не требовалось никаких сложных устройств. Это был дешевый способ мучить и убивать жертву, обвиняемую в колдовстве, прелюбодеянии, убийстве, богохульстве или даже краже. Пострадавший привязывался вниз головой, позволяя крови стекать в мозг. Это гарантировало, что жертва продержится в сознании как можно дольше. Пытка могла длиться несколько часов.

9. Головодробилка.

Головодробилка была популярным способом пытки испанской инквизиции. Подбородок жертвы помещался над нижней панелью, а голова под верхней крышкой устройства. Мучитель медленно поворачивал винт. Голова медленно сжималась планками устройства, сначала разрушая зубы и челюсть. Этот инструмент являелся эффективным способом для получения признаний, так как невыносимая боль могла продолжаться многие часы. Если пытка останавливалась на полпути, жертве часто наносился непоправимый ущерб.

10. Раскалыватель колен.

Еще один инструмент, очень любимый испанской инквизицией за свою универсальность, был Раскалыватель колен. Это был инструмент с острыми шипами по обе стороны рукоятки. Когда мучитель поворачивал ручку, шипы медленно сжимались друг против друга, проникая и калеча кожу и кости колена. Хотя использование этого пыточного орудия редко приводило к смерти, тем не менее колени человека приходили в негодность и он был обречен всю жизнь передвигаться на костылях. Устройство также использовалось на других частей тела, включая локти, руки и даже голени. Иногда металлические шипы заранее нагревали на огне, чтобы усилить боль человека.

С самого начала человеческой истории, люди стали выдумывать самые изощрённые методы казни чтобы наказать преступников так, дабы это запомнили другие люди и под страхом жёсткой смерти они не повторяли подобные действия. Ниже представлен список десяти самых отвратительных методов казни в истории. К счастью, большая часть из них уже не используется.

Бык Фаларида, также известный как медный бык - древнее орудие казни, изобретённое Перилием из Афин в VI веке до нашей эры. Конструкция представляла собой огромного медного быка, полого внутри, с дверцей на спине или в боку. В нём было достаточно места, чтобы вместить человека. Казнимого помещался внутрь, дверца закрывалась, а под брюхом изваяния разжигался огонь. В голове и ноздрях находились отверстия, позволявшие слышать крики человека внутри, которые походили на рычание быка.

Интересно то, что сам создатель медного быка, Перилай, первым испытал устройство в действии по приказу тирана Фаларида. Перилая извлекли из быка ещё живым, а затем сбросили со скалы. Самого Фаларида, также постигла та же участь - смерть в быке.


Повешение, потрошение и четвертование - метод казни, распространённый в Англии, за измену родине, что считалось когда-то самым страшным преступлением. Он применялся только к мужчинам. Если же женщину уличили в государственной измене, её сжигали заживо. Невероятно, но данный метод был законным и актуальным вплоть до 1814 года.

Первым делом, осуждённого привязывали к запряжённым лошадью деревянным салазкам и волокли его к месту смерти. Затем преступника вешали и всего за несколько мгновений до смерти вынимали из петли и клали на стол. После этого, палач кастрировал и потрошил жертву, сжигая внутренности на глазах осуждённого. В заключение, жертве отрезали голову, а тело разделяли на четыре части. Английский чиновник Сэмюэл Пипс, будучи свидетелем одной из таких казней, описал её в своём знаменитом дневнике:

«Утром я встретил капитана Каттэнса, затем я попал на Чаринг-Кросс, где увидел, как генерал-майора Харрисона повесили, выпотрошили и четвертовали. Он старался выглядеть настолько весёлым, насколько это было возможно в данной ситуации. Его сняли из петли, затем отрезали голову и вынули его сердце, показав толпе, что вызвало всеобщее ликование. Ранее он судил, а теперь судили его».

Обычно все пять частей казнённого, отсылались в разные уголки страны, где их демонстративно устанавливали на виселице, как предупреждение другим.


Существовало два способа сожжения заживо. В первом, осуждённого привязывали к столбу и обкладывали дровами и хворостом, так что он горел внутри пламени. Говорят, что именно таким образом была сожжена Жанна д’Арк. Другой способ заключался в том, что человека ставили на вершину штабеля дров, вязанок хвороста и привязывали его верёвками или цепями к столбу, так что пламя медленно поднималось к нему, постепенно охватывая все тело.

Когда казнь проводилась искусным палачом, жертва горела в такой последовательности: лодыжки, бедра и руки, туловище и предплечья, грудь, лицо и наконец, человек умирал. Само собой разумеется, это было очень мучительно. Если большое количество людей должно было быть сожжено одновременно, жертвы погибали от угарного газа, прежде чем огонь достигал их. А если огонь был слабым, то жертва обычно погибала от шока, потери крови или теплового удара.

В поздних версиях этой казни, преступника вешали, а затем уже сжигали чисто символически. Этот метод казни использовался для сожжения ведьм в большинстве регионов Европы, однако он не использовался в Англии.


Линчи - особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела небольших фрагментов в течение длительного периода времени. Практиковался в Китае, вплоть до 1905 года. Жертве медленно отрезали руки, ноги и грудь, пока, в конце концов, не отрезали голову и не наносили удар прямо в сердце. Многие источники утверждают, что жестокость этого метода значительно преувеличена, когда говорят о том, что казнь могла проводиться на протяжении нескольких дней.

Современный свидетель этой казни, журналист и политик Генри Норман, описывает её так:

«Преступника привязывали к кресту, и палач, вооружённый острым ножом, начинал, хватая горстки от мясистых частей тела, таких как бедра и грудь, отрезать их. После этого он удалял суставы и выдающиеся вперёд части тела, одну за другой нос и уши, пальцы. Затем отрезались конечности по частям в запястьях и лодыжках, локтях и коленях, плечах и бёдрах. Наконец, жертве наносили удар прямо в сердце, и отрезали голову».


Колесование, также известное как Колесо Екатерины – средневековое приспособление для казни. Человека привязывали к колесу. После чего ломали железным молотом все крупные кости тела и оставляли погибать. Колесо же помещали на вершину столба, предоставляя птицам возможность поживиться иногда ещё живым телом. Это могло продолжаться несколько дней, пока человек не умирал от болевого шока или обезвоживания.

Во Франции, предоставлялись некоторые послабления в казни, когда осуждённого душили перед совершением экзекуции.


Осуждённый раздевался догола, и помещался в чан с кипящей жидкостью (масло, кислота, смола или свинец), или в ёмкость с холодной жидкостью, которая постепенно нагревалась. Преступников могли подвешивать на цепь и погружать в кипяток, пока они не погибали. Во время правления короля Генриха VIII, подобной казни предавали отравителей и фальшивомонетчиков.


Сдирание кожи, подразумевало казнь, во время которой с тела преступника снималась вся кожа, при помощи острого ножа, причём она должна была остаться целой для демонстрации в целях устрашения. Данная казнь ведёт свою историю с древних времён. Например, Апостол Варфоломей был распят на кресте вверх ногами, и с него была содрана кожа.

Ассирийцы сдирали кожу с врагов, чтобы показать, кому принадлежит власть в захваченных городах. У ацтеков в Мексике, было распространено ритуальное сдирание кожи или скальпирование, которое проводилось обычно после смерти жертвы.

Хотя данный метод казни, давно считается негуманным и запрещённым, в Мьянме, был зарегистрирован случай сдирания кожи, со всех мужчин в деревне Каренни.


Африканское ожерелье - вид казни, во время которой на жертву надевалась автомобильная покрышка, заполненная бензином или др. горючим материалом, и затем поджигалась. Это приводило к тому, что тело человека превращалось в расплавленную массу. Смерть была чрезвычайно мучительной и представляла собой шокирующее зрелище. Данный вид казни был распространён в ЮАР в 80-е, 90-е годы прошлого века.

Африканское ожерелье применялось против предполагаемых преступников «народными судами», основанными в чёрных городках как средство обхода судебной системы апартеида (политика расовой сегрегации). Таким способом наказывали членов сообщества, которые считались служащими режима, включая темнокожих полицейских, городских чиновников, а также их родственников и партнёров.

Подобная казнь наблюдалась в Бразилии, Гаити и в Нигерии, во время мусульманского протеста.


Скафизм - древний персидский метод казни, приводящий к мучительной смерти. Жертву раздевали догола и крепко привязывали внутри узкой лодки или выдолбленного ствола дерева, а сверху накрывали такой же лодкой так, чтобы руки, ноги и голова торчали наружу. Казнимого насильно поили молоком и мёдом, чтобы вызвать сильнейшую диарею. Кроме того, мёдом обмазывали и тело. После этого человека пускали плавать в пруду со стоячей водой или оставляли на солнцепёке. Такой «контейнер», привлекал насекомых, которые медленно пожирали плоть и откладывали в ней личинок, что приводило к гангрене. Дабы продлить мучения, жертву могли каждый день кормить. В конце концов, смерть наступала, скорее всего, в результате сочетания обезвоживания, истощения и септического шока.

Согласно Плутарху, таким методом в 401 году до н. э. был казнён Митридат, убивший Кира Младшего. Умер несчастный, лишь спустя 17 дней. Похожий метод использовали коренные жители Америки – индейцы. Они привязывали жертву к дереву, натирали её маслом и грязью и оставляли муравьям. Обычно человек, погибал от обезвоживания и голода, через несколько дней.


Приговорённого к этой казни подвешивали вниз головой и распиливали вертикально посередине туловища, начиная от паха. Поскольку тело находилось вниз головой, мозг преступника имел постоянный приток крови, что, несмотря на большую кровопотерю, позволяло ему долгое время оставаться в сознании.

Подобная казнь использовалась на Ближнем Востоке, в Европе и в некоторых частях Азии. Полагается, что распиливание, было любимым способом казни римского императора Калигулы. В азиатской версии этой казни, человека распиливали от головы.

Человечество всегда пыталась наказать преступников так, чтобы это запомнили другие люди и под страхом жесткой смерти они не повторяли бы подобные действия. Быстро лишить осужденного, который запросто мог оказаться и невиновным, жизни тогда было мало, поэтому и придумывали различные мучительные казни. С подобными способами казней вас познакомит этот пост.

Гаррота – казнь через удушение или перелом кадыка. Палач закручивал нитку так туго, как мог. Некоторые разновидности гарроты были оборудованы шипами или болтом, ломавшим спинной мозг. Такая казнь была широко распространена в Испании, а в 1978 году ее объявили вне закона. Официально гаррота применялась в последний раз в 1990 году в Андорре, однако, по некоторым данным ее до сих пор используют в Индии.


Скафизм – это жестокий метод казни, придуманный в Персии. Человека помещали между двумя лодками или выдолбленными стволами дерева, положенными друг на друга, так чтобы его голова и конечности оставались снаружи. Его кормили лишь медом и молоком, из-за чего наступал сильный понос. Также обмазывали медом тело, дабы привлечь насекомых. Через время бедолагу пускали в пруд со стоячей водой, где уже было огромное количество насекомых, червей и прочих тварей. Все они медленно поедали его плоть и оставляли личинок в ранах. Существует также версия, что мед привлекал лишь жалящих насекомых. В любом случае человек был обречен на долгие муки, длившиеся по нескольку дней и даже недель.


Ассирийцы использовали для пыток и казни свежевание. Подобно пойманному зверю, с человека сдирали кожу. Сдирать могли часть кожи или всю.


Линг-чи использовали в Китае, начиная с VII века и заканчивая 1905 годом. Этот метод предполагал смерть от порезов. Жертву привязывали к столбам и лишали некоторых частей плоти. Число порезов могло быть самым различным. Могли сделать несколько небольших порезов, отрезать часть кожи где-либо или даже лишить жертву конечностей. Количество порезов определялось судом. Иногда осужденным давали опиум. Все это происходило в людном месте, и даже после смерти тела умерших на некоторое время оставляли на виду у всех.


Колесование применялось еще в Древнем Риме, а в средние века его стали использовать и в Европе. К Новому времени колесование получило распространение в Дании, Германии, Франции, Румынии, России (законодательно утверждено при Петре I), США и других государствах. Человека привязывал к колесу уже со сломанными крупными костями или еще целыми, после чего ломали их ломом или дубинками. Еще живого человека оставляли умирать от обезвоживания или шока, смотря что наступит раньше.


Медный бык – любимое орудие казни Фаларида, тирана Агригента, правившего во второй половине VI века до н. э. Приговоренного к смерти помещали внутрь медной полой статуи быка, выполненного в натуральную величину. Под быком разводили огонь. Выбраться из статуи было невозможно, а наблюдающие могли смотреть, как из ноздрей выходит дым и слышать крики умирающего.


Эвисцерация использовалась в Японии. Осужденному удаляли часть или все внутренние органы. Последними вырезали сердце и легкие, чтобы продлить страдания жертвы. Иногда эвисцерация служила методом ритуального самоубийства.


Кипение начали применять около 3000 лет назад. Использовали его в Европе и России, а также некоторых странах Азии. Приговоренного к смертной казни помещали в котел, который мог быть заполнен не только водой, но еще и жиром, смолой, маслом или расплавленными свинцом. В момент погружения жидкость могла уже кипеть, либо она закипала потом. Палач мог ускорить наступление смерти или наоборот продлить муки человека. Бывало и так, что кипящую жидкость выливали на человека или заливали ему в горло.


Сажание на кол впервые стали использовать ассирийцы, греки и римляне. На кол сажали по-разному и разной могла быть и толщина кола. Сам кол мог вставляться либо в прямую кишку, либо во влагалище, если это были женщины, через рот или через отверстие, которое проделывали в области гениталий. Зачастую верх кола был тупым, чтобы жертва не умирала сразу. Кол с насаженным на него осужденным поднимали вверх и приговоренные к мучительной смерти медленно спускались по нему вниз под действием силы тяжести.


Повешение и четвертование применялось в средневековой Англии для наказания изменников родины и преступников, совершивших особо тяжкое деяние. Человека вешали, но так чтобы он оставался жив, после чего лишали конечностей. Могло доходить до того, что несчастному отрезали гениталии, выкалывали глаза и вырезали внутренние органы. Если человек был еще жив, то в конце ему отрубали голову. Просуществовала такая казнь до 1814 года.

Самая страшная средневековая пытка

"Посажание на кол"

Румынский господарь Влад Басараб, более известный как Дракула, практиковал в качестве наказания за проступки «посажение на кол». Он приказывал провинившемуся человеку садиться на толстую заостренную палку, которая медленно пронзалась в тело, доставляя жертве невыносимую боль. Сохранившиеся с тех жутких времен записи очевидцев подобных издевательств указывают на то, что такая жуткая смерть постигла более 20 тысяч человек. Причем, по словам современников Дракулы, Владу особенно нравилось наблюдать за страданиями жертв во время приема пищи.

Обвиненные в супружеской неверности или совершившие аборт женщины в эпоху Средневековья буквально лишались своей груди. В качестве орудия для наказания использовали специальный резак, называвшийся в те времена «пауком». Раскаленные щипцы конструкции прикреплялись к стене, между них помещалась оголенная грудь жертвы. Крепость захвата при этом обеспечивали впивающиеся в кожу шипы. Палач резко оттягивал женщину от стены, отчего ее грудь либо сильно калечилась, либо отрывалась совсем. В большинстве случаев результатом пытки была гибель жертвы.

"Колесо Екатерины"

Использование в качестве орудия пытки так называемого дробильного колеса, или колеса Екатерины, всегда приводило к смерти провинившегося. Человека привязывали к спицам огромного деревянного колеса, во время вращения которого палач ударял по конечностям жертвы металлическим молотом, раздалбливая кости. После проведения мучительной пытки человека оставляли умирать на колесе. В редких случаях палач получал приказ о нанесении контрольного смертельного удара по груди или животу жертвы, называемого в средние века «ударом милосердия», для облегчения страданий и без того обреченного на гибель человека.

Основным орудием этой пытки служила своеобразная конструкция, представляющая собой пирамиду на трех опорах и называемая во времена Средневековья «колыбелью Иуды». Жертву садили на верхушку садистского приспособления, а к ее ногам и рукам привязывали тяжелые грузы. Человек медленно насаживался на острие «колыбели» и, как правило, уже через несколько часов предоставлял проводящему пытку всю интересующую его информацию. Однако и после признания шансов на выживание у него оставалось немного - в большинстве случаев жертвы умирали от сепсиса, ведь острие пирамиды никогда не чистилось от фекалий и крови предыдущих страдальцев.


Смерть в металлической клетке ожидала жителей Средневековья, совершивших такие тяжкие преступления как богохульство и ересь. Жертву закрывали в «гробу» и подвешивали на дерево в качестве приманки для хищных птиц и животных. Заприметив помещенного в «гроб для пыток» преступника, «неравнодушные» прохожие порой бросали в бедолагу камнями и гнилыми овощами, тем самым еще больше увеличивая его и без того нелегкие мучения.


Одним из самых жутких приспособлений для проведения средневековых пыток считается дыба. Конструкция ее включает в себя деревянную раму с привязанными к ней четырьмя веревками и контрольной рукояткой. Проводя истязание, палач поворачивал ручку дыбы, заставляя веревки натягиваться и увлекать за собой руки жертвы. Все кости бедолаги под таким напряжением вывихивались с громким хрустом, а иногда конечности и вовсе отрывались, обрекая человека на гибель.


«Грушу» использовали в Средневековье для наказания сделавших аборт женщин, богохульников, лжецов и людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Орудие пытки, по форме напоминающее грушу и состоящее из четырех металлических лепестков, засовывали во влагалище женщины, рот лжеца или богохульника, анальное отверстие гомосексуалиста. Поворачивая винт у основания «груши», палач запускал процесс раскрытия лепестков инструмента. В лучшем случае такая пытка приводила к разрыву кожи, в худшем - к изувечиванию вагинального, анального или ротового отверстия жертвы и смещению расположенных поблизости от него костей.


Распиливание пополам

Одной из самых простых технически, но при этом жестоких пыток в эпоху Средневековья было распиливание человека, обвиненного в богохульстве, прелюбодеяниях, воровстве, убийстве, колдовстве и других страшных, по мнению законов тех времен грехах. «Преступника» привязывали вверх ногами к высокому столбу или виселице и распиливали его обычной пилой. Продолжительность пытки могла исчисляться часами. Некоторых людей полностью разрезали пополам, большая же часть жертв распиливалась лишь до живота (для оттягивания момента смерти и доставления максимальных страданий).

лПЪЕМ ДМС ЧЕДШН.

ЬФПФ ЙОУФТХНЕОФБТЙК РТЙНЕОСМУС ФПМШЛП ДМС ЦЕОЭЙО. оБЧЕТОСЛБ ЧУЕ ЧЙДЕМЙ ФТЕОЙТПЧПЮОПЕ ВТЕЧОП Ч ЖЙЪЛХМШФХТОПН ЪБМЕ. лПЪМЩ ДМС ЧЕДШН Й ВЩМЙ ФБЛЙН ВТЕЧОПН, ФПМШЛП ЪБПУФТЈООЩН УЧЕТИХ. лБЛ ВХДФП ОЕДПУФБФПЮОП ВЩМП ПВЭЕК ВПМЙ ПФ УЙДЕОЙС ОБ ФБЛПН БЗТЕЗБФЕ, ДБООБС УТЕДОЕЧЕЛПЧБС ЛБЪОШ (ЙМЙ РЩФЛБ, УНПФТС ЮЕЗП РЩФБМЙУШ ДПВЙФШУС ПФ ЦЕТФЧЩ) УПРТПЧПЦДБМБУШ Й ДТХЗЙНЙ: РТЙЦЙЗБОЙЕН ОПЗ У РПНПЭША ТБУЛБМЈООЩИ ВХМЩЦОЙЛПЧ ЙМЙ ЪБЦЦЈООЩИ ЖБЛЕМПЧ, РТЙЧСЪЩЧБОЙЕН ЗТХЪБ Л ОПЗБН.

РПДЧЕЫЙЧБОЙЕ ЪБ ТЕВТП.

ОБ тХУЙ РТБЛФЙЛПЧБМЙ РПДЧЕЫЙЧБОЙЕ ОБ ЛТАЛ. ч ПУОПЧОПН ЬФБ ЛБЪОШ РТЙНЕОСМБУШ Л ТБЪВПКОЙЛБН Й УМХЦЙМБ ОБЪЙДБОЙЕН ДМС ПУФБМШОЩИ, ЮФПВЩ ФЕ РПОЙНБМЙ – «ВПМШЫБС ДПТПЗБ» ДП ИПТПЫЕЗП ОЕ ДПЧЕДЕФ. рТЙЗПЧПТЕООПНХ ЧФЩЛБМЙ РПД ТЕВТП ЛТАЛ Й РПДЧЕЫЙЧБМЙ. тХЛЙ УЧСЪЩЧБМЙ ЪБ УРЙОПК, ЮФПВЩ ЦЕТФЧБ ОЕ НПЗМБ ЧЩРХФБФШУС. юЕМПЧЕЛ НПЗ РТПЧЙУЕФШ ФБЛ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК, ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ОЕ ХНТЕФ.

ЛПМЕУПЧБОЙЕ.

ТБУРТПУФТБОЕООБС Ч уТЕДОЕЧЕЛПЧШЕ УНЕТФОБС ЛБЪОШ. рТПЖЕУУПТ б. ж. лЙУФСЛПЧУЛЙК Ч XIX ЧЕЛЕ ФБЛ ПРЙУБМ РТПГЕУУ ЛПМЕУПЧБОЙС, РТЙНЕОСЧЫЙКУС Ч тПУУЙЙ:
л ЬЫБЖПФХ РТЙЧСЪЩЧБМЙ Ч ЗПТЙЪПОФБМШОПН РПМПЦЕОЙЙ бОДТЕЕЧУЛЙК ЛТЕУФ, УДЕМБООЩК ЙЪ ДЧХИ ВТЈЧЕО. оБ ЛБЦДПК ЙЪ ЧЕФЧЕК ЬФПЗП ЛТЕУФБ ДЕМБМЙ ДЧЕ ЧЩЕНЛЙ, ТБУУФПСОЙЕН ПДОБ ПФ ДТХЗПК ОБ ПДЙО ЖХФ. оБ ЬФПН ЛТЕУФЕ ТБУФСЗЙЧБМЙ РТЕУФХРОЙЛБ ФБЛ, ЮФПВЩ МЙГПН ПО ВЩМ ПВТБЭЈО Л ОЕВХ; ЛБЦДБС ПЛПОЕЮОПУФШ ЕЗП МЕЦБМБ ОБ ПДОПК ЙЪ ЧЕФЧЕК ЛТЕУФБ, Й Ч ЛБЦДПН НЕУФЕ ЛБЦДПЗП УПЮМЕОЕОЙС ПО ВЩМ РТЙЧСЪБО Л ЛТЕУФХ. ъБФЕН РБМБЮ, ЧППТХЦЈООЩК ЦЕМЕЪОЩН ЮЕФЩТЈИХЗПМШОЩН МПНПН, ОБОПУЙМ ХДБТЩ Ч ЮБУФШ ЮМЕОБ НЕЦДХ УПЮМЕОЕОЙЕН, ЛПФПТБС ЛБЛ ТБЪ МЕЦБМБ ОБД ЧЩЕНЛПК. ьФЙН УРПУПВПН РЕТЕМБНЩЧБМЙ ЛПУФЙ ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ Ч ДЧХИ НЕУФБИ. пРЕТБГЙС ПЛБОЮЙЧБМБУШ ДЧХНС ЙМЙ ФТЕНС ХДБТБНЙ РП ЦЙЧПФХ Й РЕТЕМБНЩЧБОЙЕН УФБОПЧПЗП ИТЕВФБ. тБЪМПНБООПЗП ФБЛЙН ПВТБЪПН РТЕУФХРОЙЛБ ЛМБМЙ ОБ ЗПТЙЪПОФБМШОП РПУФБЧМЕООПЕ ЛПМЕУП ФБЛ, ЮФПВЩ РСФЛЙ УИПДЙМЙУШ У ЪБДОЕА ЮБУФША ЗПМПЧЩ, Й ПУФБЧМСМЙ ЕЗП Ч ФБЛПН РПМПЦЕОЙЙ ХНЙТБФШ.

ЛПМЩВЕМШ йХДЩ.

ПТХДЙЕ РЩФПЛ РПД ОБЪЧБОЙЕН лПМЩВЕМШ йХДЩ ВЩМБ, ЧПЪНПЦОП, ОЕНОПЗП НЕОШЫЕ УБДЙУФУЛПК, ОЕЦЕМЙ УБЦБОЙЕ ОБ ЛПМ, ОП ЧУЕ ЦЕ ОЕ НЕОЕЕ ХЦБУОПК. пЛПМП БОХУБ ЦЕТФЧЩ ЙМЙ ЧМБЗБМЙЭБ ТБЪНЕЭБМЙ ПУФТХА ЧЕТЫЙОХ «ЛПМЩВЕМЙ», ЙНЕЧЫХА ЖПТНХ РЙТБНЙДЩ. ъБФЕН ЦЕТФЧХ НЕДМЕООП У РПНПЭША ЧЕТЕЧПЛ ПРХУЛБМЙ ОБ ОЕЕ. ч ФЕЮЕОЙЙ ДМЙФЕМШОПЗП РЕТЙПДБ ЧТЕНЕОЙ ПФЧЕТУФЙС ТБУФСЗЙЧБМПУШ Й ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ФЕМП НЕДМЕООП РТПЛБМЩЧБМПУШ. рПФЕТРЕЧЫЙК, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЩМ ЗПМЩН, ЮФП ДПВБЧМСМП Л РЩФЛЕ ЕЭЕ Й ЮХЧУФЧП ХОЙЦЕОЙС. йОПЗДБ Л ОПЗБН РТЙЧСЪЩЧБМУС ДПРПМОЙФЕМШОЩК ЧЕУ, ЮФПВЩ ХУЙМЙФШ ВПМШ Й ХУЛПТЙФШ УНЕТФШ. ьФБ РЩФЛБ НПЗМБ ДМЙФШУС ПФ ОЕУЛПМШЛЙИ ЮБУПЧ ДП ГЕМПЗП ДОС.

МЙЙО юЙ.

ЬФБ ЙЪПЭТЕООБС ЛЙФБКУЛБС ЛБЪОШ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФПВЩ ДПМЗП-ДПМЗП ПФТЕЪБФШ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ РП НБМЕОШЛЙН ЛХУПЮЛБН. ч РЕТЕЧПДЕ У ЛЙФБКУЛПЗП мЙЙО юЙ ЪОБЮЙФ «фЩУСЮБ ОПЦЕК». лБЪОШ НПЗМБ ДМЙФШУС ОЕУЛПМШЛП НЕУСГЕЧ. пФТЕЪБАФ ЛХУПЮЕЛ, РТЙЦЙЗБАФ Й ПФРТБЧМСАФ ЮЕМПЧЕЛБ ОБЪБД Ч ЛБНЕТХ. рБМБЮ ДПМЦЕО ВЩМ ДЕКУФЧПЧБФШ ФБЛ, ЮФПВЩ РТПДМЙФШ НХЛХ ОБ УТПЛ, ХУФБОПЧМЕООЩК УХДШЕК. фБЛПК ЙЪХЧЕТУЛПК ЛБЪОЙ РПДЧЕТЗБМЙУШ Ч ПУОПЧОПН РТПЧПТПЧБЧЫЙЕУС ЧЩУПЛПРПУФБЧМЕООЩЕ ЮЙОПЧОЙЛЙ.

УБЦБОЙЕ ОБ ЛПМ.

ЬФБ ЙЪПЭТЕООБС ЛБЪОШ РТЙЫМБ У ЧПУФПЛБ, ОП ХУРЕЫОП РТЙНЕОСМБУШ Й Ч чПУФПЮОПК еЧТПРЕ, Й Ч дТЕЧОЕК тХУЙ. уНЩУМ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ЦЕТФЧЕ Ч БОХУ ЧЧПДЙМУС ЪБФПЮЕООЩК ЛПМ, Б ЪБФЕН ЮЕМПЧЕЛБ УФБЧЙМЙ ЧЕТФЙЛБМШОП, Й ПО УПВУФЧЕООЩН ЧЕУПН ЧЗПОСМ ЛПМ ЧУЕ ЗМХВЦЕ, ТБЪТЩЧБС УЧПЙ ЧОХФТЕООПУФЙ. йОПЗДБ РТЙНЕОСМЙ ОЕ ПУФТЩК, Б ЪБЛТХЗМЕООЩК ОБ ЛПОГЕ ЛПМ, ЮФПВЩ ПО ОЕ РТПФЩЛБМ, Б ЧИПДЙМ ЗМХВЦЕ. йОПЗДБ ЗМХВЙОХ ЧИПДБ ПЗТБОЙЮЙЧБМЙ РПРЕТЕЮОПК РЕТЕЛМБДЙОПК, ЮФПВЩ ЛПМ ОЕ ДПИПДЙМ ДП УЕТДГБ Й ЦЙЪОЕООП ЧБЦОЩИ ПТЗБОПЧ – Ч ЬФПН УМХЮБЕ ОЕУЮБУФОЩК НПЗ ХНЙТБФШ ПФ ЛТПЧПРПФЕТЙ ДП ОЕУЛПМШЛЙИ ДОЕК.

ЛТБУОЩК ПТЕМ.

ЬФБ РПЛБЪБФЕМШОБС ЛБЪОШ РТЙНЕОСМБУШ Х УЛБОДЙОБЧУЛЙИ РМЕНЕО. цЕТФЧЕ РЕТЕТХВБМЙ ФПРПТПН ТЕВТБ ПЛПМП РПЪЧПОПЮОЙЛБ У ДЧХИ УФПТПО, ЪБФЕН ПФЗЙВБМЙ ЙИ Й ЮЕТЕЪ РТПТХВЩ ЧЩОЙНБМЙ ОБТХЦХ МЕЗЛЙЕ. ч ФБЛПН УПУФПСОЙЙ, У МЕЗЛЙНЙ ОБТХЦХ, ЮЕМПЧЕЛ ЕЭЕ НПЗ ЦЙФШ ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС. лБЪОШ ОБЪЩЧБЕФУС «лТБУОЩК ПТЕМ», РПФПНХ ФПТЮБЭЙЕ МЕЗЛЙЕ ОБРПНЙОБМЙ ЛТЩМШС ПТМБ.

ЮЕФЧЕТФПЧБОЙЕ.

УЮЙФБЕФУС ПДОПК ЙЪ УБНЩИ ЦЕУФПЛЙИ ЛБЪОЕК, Й РТЙНЕОСМБУШ Л УБНЩН ПРБУОЩН РТЕУФХРОЙЛБН. рТЙ ЮЕФЧЕТФПЧБОЙЙ ЦЕТФЧХ РТЙДХЫБМЙ, РПФПН ЧУРБТЩЧБМЙ ЦЙЧПФ Й ПФУЕЛБМЙ ЗЕОЙФБМЙЙ Й МЙЫШ, РПФПН ТБУУЕЛБМЙ ФЕМП ОБ ЮЕФЩТЕ ЙМЙ ВПМЕЕ ЮБУФЕК Й ПФТХВБМЙ ЗПМПЧХ. фПНБУ нПТ, РТЙЗПЧПТЕООЩК Л ЮЕФЧЕТФПЧБОЙА У ЧЩЦЙЗБОЙЕН ОХФТБ, ОП Ч ХФТП РЕТЕД ЛБЪОША ВЩМ РПНЙМПЧБО, Й ЮЕФЧЕТФПЧБОЙЕ ЪБНЕОЙМЙ ПВЕЪЗМБЧМЙЧБОЙЕН, ОБ ЮФП нПТ ПФЧЕФЙМ: «йЪВБЧЙ вПЦЕ НПЙИ ДТХЪЕК ПФ ФБЛПК НЙМПУФЙ»

УЧЕЦЕЧБОЙЕ.

Ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ ЛБЪОШ ЧЩРПМОСМБ УТБЪХ ОЕУЛПМШЛП ЖХОЛГЙК. дМС ЛБЪОЙНПЗП — ЬФП ОБЛБЪБОЙЕ, Б ДМС ПУФБМШОЩИ — ТБЪЧМЕЮЕОЙЕ Й ОБЪЙДБОЙЕ. йНЕООП РПЬФПНХ ФБЛЙЕ ЛБЪОЙ ЮБУФП ВЩМЙ РХВМЙЮОЩНЙ Й УПВЙТБМЙ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЪТЙФЕМЕК. юЕН УФТБЫОЕЕ ЛБЪОШ, ФЕН МХЮЫЕ. уЧЕЦЕЧБОЙЕ, ОБЧЕТОПЕ, ПДЙО ЙЪ УБНЩИ ЬЖЖЕЛФОЩИ УРПУПВПЧ ХВЙКУФЧБ. у ЮЕМПЧЕЛБ ЪБЦЙЧП УОЙНБМЙ ЛПЦХ, ЛПФПТХА РПФПН РТЙВЙЧБМЙ Л УФЕОЕ Ч ПВЭЕУФЧЕООПН НЕУФЕ ЛБЛ ОБРПНЙОБОЙЕ, ЮФП ОБЛБЪБОЙЕ ОЕЙЪВЕЦОП Й ВХДЕФ РТЙНЕОЙНП ЛП ЧУСЛПНХ, ОБТХЫЙЧЫЕНХ ЪБЛПО.

ЬФХ ЛБЪОШ РТЙДХНБМЙ Ч бЪЙЙ. мАДЙ ЪБНЕФЙМЙ, ЮФП ВБНВХЛ ТБУФЕФ У ОЕЧЕТПСФОПК УЛПТПУФША — ДП ФТЙДГБФЙ УБОФЙНЕФТПЧ Ч УХФЛЙ, Й ТЕЫЙМЙ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЬФП ЕЗП УЧПКУФЧП ДМС ХВЙКУФЧБ. цЕТФЧХ ХЛМБДЩЧБМЙ ОБ УРЙОХ РПЧЕТИ ТПУФЛПЧ ВБНВХЛБ Й РТЙЧСЪЩЧБМЙ. тБУФЕОЙЕ Ч ФЕЮЕОЙЕ УХФПЛ НЕДМЕООП РТПТБУФБМП УЛЧПЪШ ФЕМП ЮЕМПЧЕЛБ, РТПОЙЪЩЧБС ЕЗП ДЕУСФЛБНЙ ТПУФЛПЧ. цХФЛБС, ВПМЕЪОЕООБС УНЕТФШ.