Как добраться поездом до агры из дели. Из Гоа в Тадж Махал: с экскурсией или самостоятельно. Расстояние от Гоа до Тадж-Махала

Иногда складывается такое впечатление, что вся Индия постоянно куда-то едет. Каждый день миллионы людей отправляются в путь из одной части страны в другую, и для этого им созданы все условия: транспорт в Индии развит очень хорошо . Кто-то держит магазин в Гоа, хотя сам живет в Кашмире, кто-то совершает паломничество к святым местам, кто-то учится в , а живет в . Ну и мы, туристы, само-собой, на месте не сидим. Из своих мытарств по Индии мы сделали вывод, что самостоятельное путешествие на поездах в Индии - сплошное удовольствие. Развитая сеть железных дорог, по которым можно добраться почти в любой уголок страны, удобная система онлайн-бронирования, классы вагонов с местами на любой достаток.

В этой статье мы попытаемся разобраться с покупкой билетов, классами вагонов, туристическими квотами и узнаем, что такое “Tatkal”, так что после прочтения этой статьи вы будете иметь кое-какое представление о путешествии по Индии на поездах.

1. Индийский поезд на вокзале в Агре

2. Поезда на вокзале в Ришикеше

Классы вагонов в индийских поездах

Air-conditioned first class, он же 1A Самый высокий, первый класс вагонов. Представляет собой кондиционированные купе на четыре или на два места. В каждом купе есть умывальник. Выдаются постельные принадлежности.

Сколько стоит 1A Дели-Амритсар на поезде Chattisgarh Exp: 1384 рупии .

Air-conditioned 2 tier, он же 2A Не такой продвинутый, как первый класс, но все еще довольно комфортный для избалованного европейца способ перемещения на поезде по Индии. Похож на наш плацкарт (то есть «купе» не огорожено) только с кондиционером. На одно «купе» приходится четыре места. Удобно то, что лежа на своей полке можно отгородиться занавеской от окружающего мира. Выдается постельное белье.

Сколько стоит 2A Дели-Амритсар на поезде Chattisgarh Exp: 832 рупии .

Air-conditioned 3 tier, он же 3A То же самое, что 2AC, только вместо четырех на одно «купе» приходится шесть полок (средние полки сложены в дневное время), плюс два боковых места. В этом классе все еще представляются постельные принадлежности, но уже нельзя отгородиться занавеской.

Сколько стоит 3A Дели-Амритсар на поезде Chattisgarh Exp: 608 рупий .

Sleeper Class, он же SL Самый многочисленный и популярный среди простых индийцев способ передвижения на поезде по Индии. Совсем не такой комфортный, как все вышеназванные, но тем не менее вполне приемлемый. Ну и цена у него очень невысокая. Больше всего похож на 3A: те же шесть полок в «купе», две боковушки. Нет кондиционера, но есть вентиляторы, на окнах решетки. Постельное белье здесь уже не выдается, так что подумайте над тем, чем будете укрываться ночью. Я рекомендую купить простынь, в которую вы сможете завернуться. Я использовала для этих целей шаль - тоже неплохой вариант.

В этом классе будьте готовы к практически полному отсутствию личного пространства: на вас все время будут смотреть (интересно же, европеец ведь!), у вас будут что-то спрашивать, предлагать угощения, всеми силами будут стараться помочь. В эти вагоны набивается неимоверное число «левых» персонажей: безбилетников, попрошаек, продавцов еды; до самой ночи будут ходить по вагонам и кричать «Чай-чай-чай!». Здесь больше шансов на то, что у вас что-нибудь сопрут. В общем, класс вагонов не для слабонервных европейцев.

Но не так страшен слипер, как его малюют. В первую нашу поездку в Индию мы с ужасом смотрели на эти поезда с решетками («Чтоб индусы не повыпрыгивали» - глумились). Но во второй раз снобизм как рукой сняло - мы попробовали и нам понравилось. Индийцы, вообще-то, очень доброжелательный народ. Только за вещами следите

Сколько стоит SL Дели-Амритсар на поезде Chattisgarh Exp: 217 рупий .

Air-conditioned Chair Car, он же CC Комфортная, как правило, дневная междугородняя электричка. Ходит на недлинные расстояния. На ней удобно ехать, например, из Дели в Агру. Быстрее, чем на автобусе, раздают воду, еда включена в стоимость (например, наш завтрак: булочка, кофе, вегетарианская котлета с гарниром, масло, джем). Не зажаритесь, потому что есть кондиционер.

Сколько стоит CC Дели-Агра на поезде Taj Exp: 259 рупий .

Second Sitter, он же 2S Что-то вроде нашей электрички, простой поезд с недорогими билетами. Тоже самое, что CC, только очень-очень простой. Ни тебе кондиционеров, ни тебе включенной в стоимость воды и еды. Правда, если проголодаетесь, то ужин из вегетарианской котлеты с гарниром - 15 рупий. Мы ездили на таком из Агры в , вагон был полупустой.

Сколько стоит 2S Дели-Агра на поезде Taj Exp: 74 рупии .

3. Завтрак в поезде из Дели в Агру

Как купить билеты на поезд в Индии

  1. В кассе на вокзале. Можно купить билет на поезд в кассе на вокзале. Имейте в виду, что там бывают большие очереди. Также имейте в виду, что купить билет в кассе непосредственно перед отправлением поезда у вас навряд ли получится - скорее всего не будет мест. Так что планируйте путешествие заранее и покупайте билеты на поезд как минимум за несколько дней.
  2. В официальном туристическом бюро (Tourist Reservation Bureaux). Туристы могут купить билеты на индийский поезд в специальных туристических кассах. Там нет огромных очередей, что вполне удобно. Такие туристические бюро расположены на вокзалах в популярных у туристов городах, например, в Нью-Дели, Калькутте, Варанаси, Агре и прочих.
  3. Купить по Интернету. Наверное, самый удобный вариант - купить билет на поезд по Интернету. Для этого есть несколько сайтов, рассмотрим их далее.
    • cleartrip.com : скорее всего, заказывать билеты вам предстоит именно здесь. Простой интерфейс, достаточно удобный поиск, цены незначительно дороже, чем официальные и на сайте, о котором ниже. В последнюю поездку в Индию мы заказывали билеты на поезда только на этом сайте.
    • makemytrip.com : мой любимый сайт. Но почему-то в этом году перестал принимать неиндийские банковские карты. Очень жаль. Тут очень удобный поиск по датам и классам, так что если вам что-то непонятно на cleartrip, то пользуйтесь информацией с makemytrip.
    • irctc.co.in : в сети встречаются рекомендации бронировать билеты на этом сайте. Он официальный, а не агентство, и в этом плюс. Но, к сожалению, информация немного устарела и теперь на этом сайте можно сделать заказ только если у вас есть работающий номер индийского оператора сотовой связи. Надо пройти замысловатую регистрацию и ввести код подтверждения (verification code), полученный на мобильный телефон. Ранее я заказывала на этом сайте, но моя учетная запись больше не действительна. Заново зарегистрироваться я так и не смогла, так что будем считать этот сайт пока непригодным для покупки билетов. Не тратьте свое время.

4. Наш поезд в Джайпур

О статусе билета, или что еще надо знать перед бронированием железнодорожного билета в Индии

AVAILABLE (AVL)

То есть «доступно». Вы покупаете нормальный обычный билет, на котором указано ваше место. Все в порядке, можете ехать.

RESERVATION AGAINST CANCELATION (RAC)

Означает, что все билеты на этот поезд раскуплены. Вам продают билет, и вы занимаете очередь в списке. Если кто-то сдаст билет, то его получает первый из списка RAC. Если никто билетов не сдал, то вы будете делить место (полку) с еще одним человеком из списка RAC. Мы предпочитали с таким не связываться.

WAIT LIST (WL)

Означает, что с билетами на этот поезд совсем туго. Раскуплены все нормальные билеты и билеты RAC. Начинают продавать билеты с занесением вас в список ожидания. Если вы купили такой билет на свой страх и риск, то вы можете узнать о том, досталось ли вам место, на вокзале за два часа до отправления поезда. Где посмотреть уточните в справочной.

5. Полицейские на вокзале

Что делать, если вам надо срочно уехать, но мест не осталось

  1. Существует туристическая квота. Это определенное количество мест, которые не бронируются в общем порядке, а доступны лишь иностранным туристам. Купить такие билеты по Интернету невозможно. Купить их можно в туристических бюро, о которых речь шла выше. Причем, купить их можно за иностранную валюту или за рупии, если у вас есть квитанция из обменного пункта.
  2. Tatkal. Квота, доступная для всех. В индийских поездах сохраняют определенное количество свободных мест, которые начинают продавать за несколько дней (2-3 дня) до отправления поезда. Их можно купить с наценкой в кассе на вокзале и по Интернету.

Для примера возьмем билет в CC из Дели в Агру на поезд Taj Exp. Обычный билет стоит 259 рупий, Tatkal - 334 рупии. Или если обычный билет 2A из Дели в Амритсар на поезд Chattisgarh Exp стоит 832 рупии, что Tatkal - 1051 рупию.

6. В ожидании поезда

Как добраться до… и сколько стоит?

Как добраться из Дели в Агру (195 км)?

Поездом Bhopal Shtbdi №12002 New-Delhi (NDLS) - Agra Cantt (AGC), 6.15 - 8.12. Цена: CC 370 рупий.

Поездом Taj Express №12280 H Nizamuddin (NZM) - Agra Cantt (AGC), 7.10 - 10.07. Цена: CC 259 рупий.

Как добраться из Дели в Джайпур (309 км)?

Поездом Ajmer Shtbdi №12015 New-Delhi (NDLS) - Jaipur (JP), 6.05 - 10.30. Цена: CC 450 рупий.

Поездом Dee Jp Sf Spl №09722 Delhi S Rohilla (DEE) - Jaipur (JP), 16.10 - 20.40. Цена: CC 334 рупии.

Как добраться из Дели в Варанаси (758 км)?

Поездом Shiv Ganga Exp №12560 New Delhi (NDLS) - Varanasi Jn (BSB), 18.45 - 7.30. Цена: 1A 1835/2A 1095/ 3A 806/ SL 306 рупий.

Поездом Swatantrta S Ex №12562 New Delhi (NDLS) - Varanasi Jn (BSB), 20.40 - 8.36. Цена: 1A 1862/2A 1112/ 3A 817/ SL 310 рупий.

Примечание: самый дешевый авиабилет на ту же дату в одну сторону (за три дня до вылета) стоит 3733 руп.

Как добраться из Дели в Гоа (2202 км)?

Поездом Goa Express №12780 H Nizamuddin (NZM) - Vasco Da Gama (VSG), 15.05 - 6.30 (через день). Цена: 2A 1952/ 3A 1424/ SL 526 рупий.

Примечание: самый дешевый авиабилет на ту же дату в одну сторону (за три дня до вылета) стоит 6784 руп.

7. Хрюшки на вокзале Ришикеша

Наиболее знаменитая достопримечательность Индии мавзолей-мечеть Тадж-Махал расположен в городе Агра, на берегу реки Джамна. Мавзолей был воздвигнут великим моголом Шах-Джаханом (1627-1658 гг.) в память о его любимой жене Мумтаз-Махал, умершей во время родов (впоследствии в мавзолее был похоронен и сам император). Строительство мавзолея началось около 1632 года и было завершено в 1653 году. Всего в строительных работах по возведению мечети было задействовано более 22 000 строителей и мастеров из Индии, Персии, Турции и Средней Азии. Возведение здания проходило под руководством специального Совета архитекторов возглавляемого турецким архитектором Иса Мухаммедом Эфенди.

Мавзолей представляет собой большой комплекс. Во внутренней части Тадж-Махала расположены мраморные гробницы императора и его супруги, однако непосредственно захоронения расположены под землей. Центральный купол Тадж-Махала окружает четыре минарета поднимающиеся в высоту на 74 метра. Минареты расположены под наклоном, чтобы в случае разрушения сохранить нетронутым основной купол. К основному сооружения примыкает большой сад с бассейном.

Стены здания облицованы мрамором и инкрустированы самоцветными камнями (в числе которых агат, малахит, бирюза и другие). Одной из главных особенностей облицовки Тадж-Махала, является способность стен меня свой цвет в зависимости от времени суток.

В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящие время в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины, образовавшиеся в связи с обмелением протекающей вблизи мавзолея реки Джамна. Ежегодно мавзолей посещает от 3 до 5 миллионов посетителей. Основная часть посещений приходится зимние месяцы.

Где находится Тадж-Махал?

Тадж-Махал находится в Агре, в штате Уттар-Прадеш, примерно в 200 километрах (125 милях) от Дели.

Как добраться до Тадж-Махала из Дели, Варанаси из штата Раджастан?

Из Дели, Варанаси и других городов в штате Раджастан вы сможете доехать . Также вы можете взять специальный однодневный туристический тур по Агре из Дели.

Время работы Тадж-Махала

Тадж-Махал открыт для посещения с 6.00 до 19.00 ежедневно, кроме пятницы. Также Тадж-Махал открыт для посещения за два дня и во время полнолуния с 20.30 до 00.30.

Стоимость посщения Тадж-Махала

Для иностранцев, вступительный взнос в Тадж-Махал состоит из 750 рупий. Вход для индийских граждан составляет 20 рупий. Вход для детей младше 15 лет бесплатный. Билеты в ночное время стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии.

Фестивали вблизи Тадж-Махала

Ежегодно с 18 по 27 февраля вблизи Тадж-Махала в Shilpgram проводиться фестиваль местной культуры, искусств и ремесел воссоздающий традиции эпохи Великих Моголов.

Как добраться от Гоа до Тадж-Махала – вопрос, который очень часто встречается на туристических форумах и различных интернет-ресурсах. Почти все туристы, которые едут на курорты штата Гоа, хотят увидеть самый известный памятник Индии.

Расстояние от Гоа до Тадж-Махала

Расстояние от Гоа до Тадж-Махала напрямую – 1378 км, по автомобильным дорогам – 1786 км. Также стоит отметить, что Агра – город, в котором расположен мавзолей, находится всего в 230 км от столицы Индии – Дели.

Как добраться из Гоа до Тадж-Махала

Из Гоа добраться в Тадж-Махал можно в составе экскурсионных групп и самостоятельно. Последний вариант подходит для тех, кто не хочет подчинятся строгому расписанию передвижения между различными объектами в Агре, а просто желает прогуляться по террасам возле знаменитого мавзолея и проникнутся духом вечной любви.

Самостоятельно

Чтобы самостоятельно добраться до Тадж-Махала нужно приобрести билет на самолет, который соединяет аэропорты Даболима и Дели. Между этими воздушными гаванями ежедневно, с интервалом 45-70 минут совершают перелеты около 20 авиалайнеров. Время в пути из Гоа до столицы Индии составляет 2:30-2:55, в зависимости от рейса.

Из Дели требуется доехать до Агры:

  • поездом;
  • самолетом;
  • автобусом;
  • такси;
  • арендованным автомобилем.

Рассмотрим подробнее о каждом из этих видов транспорта.

Поезд

При выборе первого из вышеуказанных видов транспорта лучше брать билеты на утренний состав, который отходит от перрона железнодорожного вокзала столицы Индии в 6:15, а прибывает в Агру в 8:10 утра. Обратные поезда начинают свой путь в 18:55 и в 20:30 и прибывают в Дели в 20:30 и 22:30. Задержка у экспрессов, соединяющих вышеуказанные города случаются редко.

Передвигаться между аэропортом и железнодорожным вокзалом столицы Индии необходимо на такси. О цене поездки следует договорится перед посадкой в автомобиль.

Самолет

Самолет из Дели в Агру летает всего один. Да и он, совершает рейс не по прямой, а с промежуточной посадкой в аэропорту Варанаси. Общее время в пути на нем больше, чем на поезде – 3:05. Единственное преимущество этого способа добраться до Агры – отсутствие необходимости передвигаться по столице Индии.

Автобус

Автобусы из Дели в Агру ходят от автовокзала «Sarai Kale Bus Stand». Отправляются басы по мере наполнения. Точного расписания у них нет. Время в пути составляет около 3 часов. Недостатков у поездки в Агру на автобусе всего два:

  1. Большая заполняемость автобусов. Не редкость, что пассажиры едут стоя.
  2. Возможность попасть в пробку и задержаться в пути на 2-3 часа.

Такси или арендованный автомобиль

Такси – самый удобный способ совершить переезд из Дели в Агру. Взять машину можно прямо возле аэропорта индийской столицы. Перед посадкой в автомобиль нужно долго торговаться.

В аэропорту Дели можно взять в аренду автомобиль. Использование его очень удобно для компаний из 4-7 человек и позволяет не подчиняться расписаниям транспорта, а также очень быстро передвигаться между Тадж-Махалом и другими достопримечательностями Агры.

В Индии нет правил дорожного движения и по магистралям каждый водитель едет как хочет. Поэтому вероятность повредить или разбить автомобиль выше, чем в странах Европы и Америки.

Цены

Стоимость перелета из аэропорта Даболим в Дели колеблется от 73 до 153 долларов, в зависимости от времени рейса и авиакомпании. Цена билета на поезд, который следует из Дели в Агру – 370 рупий (5,5$) в обычный вагон или 700 рупий (10,45$) в вагон первого класса.

Проездной документ для поездки по железной дороге в обратном направлении стоит 75 или 263 рупий (1,12 или 4$). Нужно помнить, что в общих вагонах составов, перевозящих пассажиров из Агры в Дели, нет кондиционеров. По этой причине на эти поезда лучше брать билеты только 1 класса.

Цена перелета из Дели в Агру – 45$. Поездка на автобусе 2-3$. Стоимость за вояж на такси 28-35$, а аренда автомобиля – 40-70$ в сутки.

Экскурсии из Гоа в Тадж Махал

Маршруты всех экскурсий из Гоа в Тадж-Махал проходят через Дели. Кроме посещения Агры, они включают в себя прогулки по индийской столице и ее наиболее известным достопримечательностям. Длительность туров, в которые включен вход в Тадж-Махал составляет от 1 до 3 суток. Стоимость колеблется от 200$ до 500$, в зависимости от насыщенности программы и количества объектов, которые в нее входят.

Главные преимущества экскурсий в Тадж-Махал из Гоа:

  • отсутствие необходимости самостоятельно бронировать билеты на транспорт и номера в гостиницах;
  • возможность посетить до 10 объектов за 2-3 дня и услышать интересные истории о каждом из них.

Основные недостатки организованных поездок: необходимость везде следовать в группе и нет возможности уединиться возле достопримечательностей.

Тадж-Махал: Обзор

Тадж-Махал (T aj Machal ) – всемирно известный архитектурный шедевр в Агре, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Описанный Нобелевским лауреатом Рабиндранатом Тагором как «слеза на щеке времени», он считается одним из лучших образцов архитектуры Великих Моголов и символом богатой истории Индии.

Словно перенёсшийся из индийских сказок в наши дни, беломраморный мавзолей покрыт тончайшей резьбой и украшен нефритом, хрусталём, лазуритом, аметистом и бирюзой. По оценкам экспертов, нынешняя стоимость его составляет примерно 830 миллионов USD. Центральный купол мавзолея достигает высоты 73 метров. Зона храмового комплекса (Taj Trapezium Zone или TTZ ) занимает площадь в 4 тысячи квадратных метров и состоит из 40 охраняемых памятников, включающих три объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — Тадж-Махал (T aj Machal ), Форт Агры (Agra Fort ) и Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri ). Но, возможно ли рассказать настоящую восточную сказку на языке сухих цифр?

История возникновения этого шедевра восточной архитектуры делает его великолепие одухотворённым, полным любви, горечи потери, раскаяния и снова любви. В далёком 1607 году Шах Джахан, сын императора Великих Моголов Джехангира, в возрасте 14 лет влюбился в персидскую принцессу Арджуманд Бану Бегум. Они поженились пять лет спустя, и были неразлучны. Но, в 1631 году принцесса, которая в браке получила новое имя — Мамтаз Махал, родив 14-го ребенка, умерла. Сражённый потерей любимой жены Шах Джахан повелел построить мавзолей, чтобы навсегда сохранить в камне память о своей великой любви и великой скорби. Со всех концов империи, а также из Средней Азии и Ирана, были собраны в Агре самые искусные каменщики, инкрустаторы, резчики, художники, каллиграфы, кузнецы и другие ремесленники. Потребовалось примерно 22 года, чтобы построить то, что сегодня мы знаем как Тадж-Махал. Есть в его истории и тёмные страницы: смута индийского восстания 1857 года позволила солдатам Британский Империи и даже правительственным чиновникам варварски разграбить мавзолей, вырезая из его стен ценные кристаллы и лазурит. Поэтому, в конце 19-го века в качестве меры по восстановлению утраченного, лорд Керзон, занимающий должность британского вице-короля, приказал осуществить масштабный реставрационный проект, который был полностью завершён только в 1908 году.

Также, как нет такого понятия, как «плохое время для жизни», нет такого понятия, как «плохое время для посещения» Тадж-Махала. Но, планируя визит летом, следует быть готовым к изнуряющей жаре. Поэтому, более прохладный период, то-есть с октября по март, обычно считается лучшим временем для поездки.

Тадж-Махал: Как добраться

Тадж-Махал — это воплощение любви и романтики, расположен мавзолей в городе Агре, что примерно в 204 километрах к югу от .

Самый быстрый способ добраться до Агры – по воздуху. Агра имеет собственный аэропорт, который находится примерно в 7 километрах от центра города. Индийские авиалинии («Indian Airlines») ежедневно выполняют рейсы в Агру из многих городов Индии.

Функционирует также хорошая сеть железнодорожных путей, соединяющих Агру с остальной частью страны. Помимо главного железнодорожного вокзала Агра-Кантонмент (Agra Cantonment) , есть ещё две станции: Раджа-ки-Манди (Raja-ki-Mandi ) и Форт Агры (Agra Fort ). Основными поездами, соединяющими Агру с Дели, являются: «Shatabdi», «Rajdhani» и «Taj Express». А если вы обладаете парой тысяч лишних американских долларов, можете прокатиться на элитном поезде «The Palace on Wheels» , здесь у вас будет возможность почувствовать себя королём в дворце на колёсах.

Чтобы добраться до Тадж-Махала из Агры, необходим какой-либо местный транспорт. К услугам путешественников такси, конные повозки и велорикши, которые доставят вас к месту назначения. Предоплаченные услуги такси удобны, если вы хотите посетить сразу несколько различных мест в окрестностях города. Активные туристы могут воспользоваться велосипедами, которые предлагаются напрокат на почасовой основе.

Поскольку около 3 миллионов человек в год (или около 45 тысяч в день в пиковый туристический сезон) посещают Тадж-Махал, а близлежащие заводы и автомобили загрязняют воздух, всё это создаёт постоянную угрозу блестящему белому мраморному фасаду мавзолея. В 1998 году Верховный суд Индии приказал принять ряд мер по борьбе с загрязнением, чтобы защитить здание от износа. Некоторые заводы были закрыты, а движение транспорта было запрещено в непосредственной близости от комплекса. Так как работа дизельных и бензиновых двигателей в районе Тадж-Махала невозможна, в качестве средств передвижения активно используются автобусы на аккумуляторных батареях, конные повози, рикши и другие экологически чистые транспортные средства.

Из Агры в ряд крупных городов Индии проложены регулярные автобусные маршруты. На главной автобусной станции в Идгахе (Idgah ) работает несколько направлений до Дели, Джайпура (Jaipur ), Матхуры (Mathura ), Фатехпура-Сикри (Fatehpur-Sikri ) и т. д.

Тадж-Махал: Лайфхаки

У Тадж-Махала есть собственный официальный сайт , при помощи которого можно ознакомиться со всей интересующей информацией.

Как уже упоминалось, Тадж-Махал ослепителен в любое время. Тем не менее, сияние белоснежного мавзолея меняется из часа в час. Наиболее ярко красота Тадж-Махала проявляется во время восхода и захода солнца, а также в полнолунную ночь.

Время посещения Тадж-Махала туристами установлено и регламентируется Археологической службой Индии. Комплекс открыт во все дни недели, кроме пятницы, когда он открывается только днём ​​и только для тех, кто должен посещать молитвы в Тадж-мечети. Время работы – от восхода до заката. Билеты можно купить в течение дня у западных и восточных ворот, а на южных воротах билеты доступны только с 8:00 до 17:00. Заплатив за билеты, вы можете находиться на территории Тадж-Махала от восхода до заката без ограничения.

Ночной визит в Тадж-Махал длится с 20:30 до 12:30 и разрешён только в течение пяти ночей в месяц: один — в ночь полнолуния, за два дня до этого, и через два дня после этого события, за исключением пятниц. Следует помнить также, что ночной просмотр ограничен (не более 400 человек за ночь). Посетители разделяются на восемь групп по 50 человек, каждой из групп разрешается проводить в комплексе только 30 минут в объекте. Билеты на ночную прогулку должны быть забронированы заранее, не позднее, чем за 24 часа до визита, у стойки бронирования, расположенной в офисе Археологической службы Индии (Agra Circle, 22 The Mall, Agra, Uttar Pradesh ), с 10:00 до 18:00. Стоимость билета на дневное посещение составляет 750 рупий (11.50 USD) для взрослых, для детей в возрасте до 15 лет – вход бесплатный. Ночной визит в Тадж-Махал обойдётся в те же 750 рупий для взрослых, 500 рупий (7.50 USD) — для детей в возрасте от 3 до 15 лет. Для детей до 3 лет — вход бесплатный.

Среди интересных туристических объектов, расположенных в окрестностях Тадж-Махала, стоит упомянуть Гробницу Акбара, расположенную в Сикандре — всего в 13 километрах от Форта Агры, которая является местом погребения Императора Великих Моголов Акбара Великого. Сад Рам Баг (Ram Bagh ), построенный в 1528 году, является старейшим садом Моголов в Индии. Расположенный на берегу реки Ямуна, менее чем в 3 километрах от Тадж-Махала, он был спроектирован таким образом, что ветер с реки в сочетании с зеленью помогает поддерживать прохладу даже в наиболее знойные летние дни. Первоначальное название этого сада было Арам Баг (Aram Bagh ) или Сад релаксации. Также, среди популярных достопримечательностей — Джама Масджид (Jama Masjid ), дворец, построенный для дочери Шаха Джахана; Гуру ка Таль (Guru ka Tal ), святое место поклонения для сикхов; Чини Ка Рауза (Chini Ka Rauza ), посвящённая Шах Джахану; Мехтаб Баг (Mehtab Bagh ), лунный сад и озеро Кефам (Keetham Lake ).


Утро пятого дня нашего индийского путешествия для нас началось в 5 утра. Мама дорогая! Ранний подъем объяснялся необходимостью нашего наличия на территории Тадж Махала еще перед восходом солнца, чтобы в ярких утренних лучах увидеть как, словно хамелеон, Тадж меняет свои краски. Ну, надо так надо.

Утренняя Агра нас встретила невозмутимым спокойствием. На улицах - ни души! Солнца еще нет, но уже светло. Не жарко, но очень тепло и комфортно. Вот бы такая погодка, вернее температура, была днем! Но... скоро встанет солнце, и привет +45С:)

Тадж Махал

Две минуты езды от отеля и мы у касс Тадж Махала. Здесь покупая билет вы так же приобретаете туристический набор - бахилы и 0,5 л воды. Здесь же предлагается оставить все свои вещи кроме денег, фотоаппаратов и выданной воды. На территории Тадж Махала запрещена видео съемка, т.е. видеокамерами пользоваться запрещено. Прошлый век какой-то, будто нельзя снять видео фотоаппаратом! Все свои вещи по указке Мукеша мы оставили в отеле, в руках у нас были только фотики, мобилки и вода.

В отзывах много пишут, что на входе тотальный контроль на безопасность. Действительно, досматривают хорошо и внимательно. Но у нас с собой ничего не было, досматривать было нечего. Да и людей ранним утром было мало-мало, поэтому контроль мы просто пролетели, не заметив.

Я была немного удивлена, когда пройдя первые ворота не увидела вожделенного Тадж Махала. Огромный, красивый, ухоженный, зеленый сад. Широкие аллеи, красные галереи, колоны. Но не Тадж Махал! Еще одни ворота и еще один огромный двор, а в нем еще одни огромные врата, увенчанные 22 башенками. Вот они оказывается какие Главные врата Тадж Махала, приглашающие посетителей в рай. Но где же Тадж Махал?!



Главные ворота были той самой неожиданностью, благодаря которой Тадж Махал, такой знакомый до боли по открыткам и фотографиям, стал непредсказуемым незнакомцем. Представьте, вы ожидаете увидеть белоснежного красавца невероятных размеров, а все время встречаете непонятные красные арки очередных ворот. И вдруг перед вами предстает красное здание, стены которого инкрустированы белым мрамором, который в свою очередь расписан стихами Корана и разукрашен легким цветочным орнаментом. Ваше внимание переключается на фасад, стены, колоны, купола, арки... Вы совершенно не смотрите ни под ноги, ни вперед перед собой. Вы медленно продолжаете идти, рассматривая все вокруг, как вдруг...

Вдруг вы, наконец, смотрите перед собой, и на вас обрушивается сказка. Даже не так.

Я всегда знала, что Тадж так же реален, как Киево-Печерская Лавра в Киеве или Бернардинский монастырь во Львове, но сделав всего лишь несколько шагов сквозь эти ворота, я поняла, что попала в какой-то нереальный мир. Не может быть реальная красота такой нереальной. Одним словом, Сказка!



Сказка, не иначе, можно сказать и об истории строительства Тадж Махала. Эта история рассказывает нам о сказочной любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к третьей жене, Мумтаз Махал.

Легенда гласит, что принц Кхуррам (до взошествия на престол Шаха Джахана звали Кхуррам) встретил на базаре прекрасную бедную девушку. И как только принцу удалось заглянуть ей в глаза, он не видел больше ни ее грязных одежд, ни ее нищеты. Он твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться с ней никогда. Так и случилось. Долгих 17 лет они ни на день не расставались друг с другом. Даже в военных походах Мумтаз Махал всегда сопровождала своего мужа. Она родила ему 13 детей. Во время 14-х родов женщина умерла.


Существует легенда, что Шах Джахан планировал построить для себя такой же мавзолей (но из чёрного мрамора) на другом берегу реки Ямуна напротив Тадж Махала, чтобы всегда видеть и быть рядом друг с другом. Думаю, что это всего лишь легенда. Хотел бы - построил.

Частично его мечта была исполнена сыном еще при жизни. После свержения Шаха Джахана собственным сыном Аурангзебом, он был помещен крепость-дворец, из окон которого открывался прекрасный вид на Тадж Махал. Во многих источниках можно встретить информацию, что Шах был помещен в темницу, ага, конечно в темницу, видели бы вы ту темницу. Дворец! После смерти Шах был погребен рядом со своей любимой. Мечты сбываются!

Красный Форт

Знаете, если и стоит ехать в Агру, то исключительно ради Красного форта. Тадж Махал, так или иначе, на картинке или по телевизору, видели все, а вот Красный форт для многих становиться настоящим откровением. Я исключением не стала.

В нескольких километрах от Тадж Махала раскинулись кроваво-красные стены крепости. Вернее, сначала была крепость, а уж потом был воздвигнут Тадж Махал.

Строительство Красного форта началось более четырех веков по инициативе императора Великих Моголов Акбара. Каждый следующий император вносил свою лепту в создание великолепной жемчужины индийской культуры. Сначала строительство велось из красного песчаника, который инкрустировали мрамором, а вот при Шахе Джахане предпочтения изменились в пользу мрамора и инкрустацию стали выполнять драгоценными камнями.


Сегодня, глядя на остатки мраморной инкрустации красных каменных стен, можно лишь догадываться о той красоте, царившей здесь в средние века. А если представить блеск драгоценных камней в белоснежном мраморе, можно просто потерять рассудок. Конечно, сегодня на стенах дворца вы вряд ли найдете драгоценные камни (хотя, кто знает, вдруг вам повезет), а вот места, где они были не заметить трудно:)



Девять долгих лет провел в заточении во дворце Красного форта свергнутый император Велийкий Могол Шах Джахан. Девять долгих лет он с тоской смотрел на место, где покоилась его жена и мать того, кто сверг собственного отца... Интересно, о чем он думал?


Агра целый день не переставала нас удивлять. Ранним утром Тадж Махал, обрущивший на нас нереальный мир белоснежной красоты, раскрашенной лучами утренней зари. Потом Красный форт, удививший меня не только своей красотой, но и самим фактом своего существования. И вот теперь настала очередь гробницы Итмад-Уд - Даула.


Итмад-Уд-Даул

Гробница Итмад-Уд-Даула окружена садом и прячется за стенами небольшой крепости, возвышающейся над рекой Ямуной. Многие считают, что мавзолей чем-то в своей архитектуре напоминает величественный Тадж Махал. Но, поскольку, мавзолей Итмад-Уд - Даула был построен раньше Тадж Махала, то можно сказать, что Тадж Махал действительно похож на Итмад-Уд - Даул, прежде всего, невероятной работой мастеров по мрамору. К мастерам присоединяются и архитекторы, те же изумительные входные ворота, четыре башни-минареты, два контрастирующих красных здания по правую и левую стороны от усыпальницы.



Стены мавзолея инкрустированы полудрагоценными камнями - лазурит, сердолик, яшма. Говорят, что гробница имеет вставки флорентийской мозаики. Не знаю насколько флорентийская мозаика имеет место здесь быть, но малые размеры некоторых элементов мозаики не могут не вызвать восхищения. Свет, проникающий сквозь решетчатые экраны, выполненные в мраморе, дает возможность рассмотреть в деталях и насладиться невероятной красотой художественной росписи стен и звездной напольной мозаики.



Этот уникальный мраморный мавзолей был построен для родителей императрицы Нур Джехан и поправу до сих пор в народе называется Шкатулкой с драгоценностями.

В водах реки Ямун резвятся дети, их голоса доносятся к усыпальнице и, как ни странно это прозвучит, наполняют ее жизнью. Как только кто-то из туристов становится заметен детям, они сразу же начинают кричать: "Чоколадс!" Ну, что ж, с высоты каменных стен в реку конфеты мы еще не рассыпали. Старались бросать аккуратно, чтобы леденцы оставались на берегу:)


Гуляя по парку на территории усыпальницы, мы встретили группу чудесных девочек. Все были одеты как обычные индийские дети, но одна из них была особенной - в таком красивом сари, я не удержалась, спросила разрешения и сфотографировала ее. Ее великолепное небесно-голубое сари, расшитое ультрамариновыми нитями и пайетками, было восхитительным. И только сейчас, дома, когда я пишу репортаж и внимательно рассматриваю фото, я заметила, что на пальцах ног у нее кольца. Девочка замужем?! Я в шоке! Сколько же ей лет?!


Вход на территорию усыпальницы платный - 110 рупий, что в 11 раз дороже, чем для местного населения. Мы же все достопримечательности Агры (кроме Фатехпур Сикри) посещали по единому билету, приобретенному в Тадж Махале.

И снова, как и везде в Агре, информация для посетителей не сорить на территории комплекса. Не есть, не плевать, не жевать и.т.д.


Общие впечатления об Агре

Не знаю, почему я так плохо и категорично восприняла Агру вчера. Можно, сказать в штыки, настолько она мне не приглянулась. Не случилось у нас с Агрой любви с первого взгляда. Но сегодня, колеся по улицам полутора миллионного города, я рассмотрела его (насколько это возможно) и прониклась ним.



Да, город беден. И если бы не Шах Джахан с его Тадж Махалом, возможно, город умирал бы от нищеты, а так спасают туристы. Сейчас, понятное дело, не сезон и туристов мало, а вот в марте или в ноябре, думаю, в Агре бурлит настоящая жизнь.

Но тем не менее. Дороги забиты. Мало того, в отличие от Джайпура и тем более Дели, здесь, запросто, в потоке машин можно заметить гужевые повозки, запряженных коней, волов (быков?), коров, и даже верблюдов. Многие школьники, к слову, вполне прилично одетые, едут в школу на велосипедах, да и обычных велосипедистов и велорикш, превозящих грузы, здесь можно увидеть достаточно часто.





Теперь я понимаю, что вчера три часа золотого времени были потрачены у бассейна впустую. Нужно было идти/ехать в город. А у бассейна можно и дома полежать, вон, фитнесс клуб под боком...

И если услышите от кого-либо, что в Агре делать нечего, не верьте! В Агре есть что посмотреть.


Дорога в Дели

Оглянувшись последний раз на Агру, на реку Ямуна, мы направились в обратный путь - в Дели. Предвкушая ужасы индийских дорог, мы были приятно удивлены новым платным автобаном Yamuna Expressway. Шикарная бетонка, с полным отсутствием авторикшей и живности на дороге, что объясняется довольно приличной (как для Индии) платой за проезд. Можно расслабиться и наслаждаться видами.

Виды, конечно, за окном были пустынные, но на подъездах к Дели стали появляться признаки цивилизации: новый стадион, открытый в 2011 году, на котором ежегодно проходят гонки Формулы-1, королем которых три года подряд становится Себастьян Феттель; обжитые спальные микрорайоны и великие стройки новых жилых кварталов.

В Дели мы просто долетели за все те же 4 часа:) С одной обязательной получасовой остановкой на обед водителю и нам на туалет:)

Дели

Ну, вот мы и вернулись в Дели. Отель Crowne Plaza, наш добрый знакомый, в очередной раз гостеприимно распахнул перед нами двери, нас ждали как родных, "How are you Mr Deny?". Ну, вот, опять, а как же я? Я снова превратилась в невидимку?!

Сегодня последний вечер, когда мы находимся на собственных колесах, с личным водителем и под опекой нашего гида. Если честно, хочется уже получить немного самостоятельности и независимости:) Хочется хлебнуть Дели и наконец-то почувствовать вкус этого города.

Мы безумно благодарны нашему водителю Прэм Чанду за его пунктуальность и предупредительность, нашему гиду Мукешу за наше абсолютное беззаботное путешествие, за его смешные рассказы и адаптированные для уха европейца индийские легенды. Мы делаем последнее фото, чтобы потом, после ресторана, не дай, Боже, не забыть, но не прощаемся

О вечернем походе и наших приключениях сегодняшнего вечера в Дели я напишу отдельный рассказ, а пока эту часть опустим и загадочно, сохраняя интригу, скажем, хотели узнать Дели получше, получите и распишитесь!


Дели. Jama Masjid
День шопинга в Дели
Последний день в Дели