Италия: по местам Данте Алигьери. Данте алигьери Где жил данте

Биография

Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri), полное имя Дуранте дельи Алигьери (вторая половина мая 1265 - в ночь с 13 на 14 сентября 1321) - величайший итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Во Флоренции

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147-1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Бокаччо, Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщает о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая 1265 года. Также известно, что Данте был крещён 26 мая 1265 года (в первую страстную субботу после своего рождения) под именем Дуранте.

Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени. Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти. Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь».

Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году был избран приором. В 1302 году он был изгнан вместе со своей партией белых гвельфов и никогда более не увидел Флоренции, умерев в изгнании.

Годы изгнания

Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» - Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии («De vulgari eloquentia»).

В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.

О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии. Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308-1309 гг. очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию (вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 года), чая ей обновления, себе - возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался (1313), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.

С 1316-1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая.

Смерть

Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.

Краткая хронология жизни и творчества

1265 - рождение Данте.
1274 - первая встреча с Беатриче.
1283 - вторая встреча с Беатриче.
1290 - смерть Беатриче.
1292 - создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»).
1296/97 - первое упоминание о Данте как об общественном деятеле.
1298 - женитьба Данте на Джемме Донати.
1300/01 - приор Флоренции.
1302 - изгнан из Флоренции.
1304-1307 - «Пир».
1304-1306 - трактат «О народном красноречии».
1306-1321 - создание «Божественной комедии».
1308/09 - Париж.
1310/11 - возвращение в Италию.
1315 - подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции.
1316-1317 - поселился в Равенне.
1321 - как посол Равенны отправляется в Венецию.
В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 - умирает по дороге в Равенну.

Личная жизнь

В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь – Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. Данте и Беатриче стали символом любви, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

В 1274 году девятилетний Данте залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари - это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.

Семья Данте Алигьери держала сторону флорентийской партии Черки (итал. Cerchi), враждовавшей с партией Донати (Donati). Однако, Данте Алигьери женился на Джемме Донати, дочери Манетто Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна, единственно, есть информация, что в 1301 году у него уже было трое детей (Pietro, Jacopo and Antonia). Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.

В дальнейшем, когда Данте Алигьери слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте Алигьери, обобщил всё это: будто Данте Алигьери женился по принуждению и уговорам поэтому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды и их архаизм.

Творчество

Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности.

Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви: «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. «Новая жизнь» считается первой в истории мировой литературы автобиографией. Уже в изгнании Данте пишет трактат «Пир» (Il convivio, 1304–1307).

Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение - своеобразный апофеоз гуманитарного императора, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте Алигьери-политик. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».

«Новая жизнь»

Когда Беатриче умерла, Данте Алигьери был неутешен: она так долго питала его чувство, так сроднилась с его лучшими сторонами. Он припоминает историю своей недолговечной любви; её последние идеалистические моменты, на которые смерть наложила свою печать, невольно заглушают остальные: в выборе лирических пьес, навеянных в разное время любовью к Беатриче и дающих канву Обновлённой жизни, есть безотчётная преднамеренность; все реально-игривое устранено, как напр. сонет о добром волшебнике; это не шло к общему тону воспоминаний. «Обновлённая жизнь» состоит из нескольких сонетов и канцон, перемежающихся коротким рассказом, как биографическою нитью. В этой биографии нет как таковых фактов; зато каждое ощущение, каждая встреча с Беатриче, её улыбка, отказ в привете - все получает серьёзное значение, над которым поэт задумывается, как над совершившейся над ним тайной; и не над ним одним, ибо Беатриче - вообще любовь, высокая, поднимающая. После первых весенних свиданий нить действительности начинает теряться в мире чаяний и ожиданий, таинственных соответствий чисел три и девять и вещих видений, настроенных любовно и печально, как бы в тревожном сознании, что всему этому быть недолго. Мысли о смерти, пришедшие ему во время болезни, невольно переносят его к Беатриче; он закрыл глаза и начинается бред: ему видятся женщины, они идут с распущенными волосами и говорят: и ты также умрёшь! Страшные образы шепчут: ты умер. Бред усиливается, уже Данте Алигьери не сознаёт, где он: новые видения: женщины идут, убитые горем и плачут; солнце померкло и показались звезды, бледные, тусклые: они тоже проливают слезы; птицы падают мёртвыми на лету, земля дрожит, кто-то проходит мимо и говорит: неужели ты ничего не знаешь? твоя милая покинула этот свет. Данте Алигьери плачет, ему представляется сонм ангелов, они несутся к небу со словами: «Осанна в вышних»; перед ними светлое облачко. И в то же время сердце подсказывает ему: твоя милая в самом деле скончалась. И ему кажется, что он идёт поглядеть на неё; женщины покрывают её белым покрывалом; её лицо спокойно, точно говорит: я сподобилась созерцать источник мира (§ XXIII). Однажды Данте Алигьери принялся за канцону, в которой хотел изобразить благотворное на него влияние Беатриче. Принялся и, вероятно, не кончил, по крайней мере он сообщает из неё лишь отрывок (§ XXVIII): в это время ему принесли весть о смерти Беатриче, и следующий параграф «Обновлённой жизни» начинается словами Иеремии (Плач I): «как одиноко стоит город некогда многолюдный! Он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями, стал данником». В его аффекте утрата Беатриче кажется ему общественной; он оповещает о ней именитых людей Флоренции и также начинает словами Иеремии (§ XXXI). В годовщину её смерти он сидит и рисует на дощечке: выходит фигура ангела (§ XXXV).

Прошёл ещё год: Данте тоскует, но вместе с тем ищет утешения в серьёзной работе мысли, вчитывается с трудом в Боэциево «Об утешении философии», слышит впервые, что Цицерон писал о том же в своём рассуждении «О дружбе» (Convivio II, 13). Его горе настолько улеглось, что, когда одна молодая красивая дама взглянула на него с участьем, соболезнуя ему, в нём проснулось какое-то новое, неясное чувство, полное компромиссов, со старым, ещё не забытым. Он начинает уверять себя, что в той красавице пребывает та же любовь, которая заставляет его лить слезы. Всякий раз, когда она встречалась с ним, она глядела на него так же, бледнея, как бы под влиянием любви; это напоминало ему Беатриче: ведь она была такая же бледная. Он чувствует, что начинает заглядываться на незнакомку и что, тогда как прежде её сострадание вызывало в нём слезы, теперь он не плачет. И он спохватывается, корит себя за неверность сердца; ему больно и совестно. Беатриче явилась ему во сне, одетая так же, как в тот первый раз, когда он увидел её ещё девочкой. Это была пора года, когда паломники толпами проходили через Флоренцию, направляясь в Рим на поклонение нерукотворному образу. Данте вернулся к старой любви со всей страстностью мистического аффекта; он обращается к паломникам: они идут задумавшись, может быть о том, что покинули дома на родине; по их виду можно заключить, что они издалека. И должно быть - издалека: идут по незнаемому городу и не плачут, точно не ведают причины общего горя. «Если вы остановитесь и послушаете меня, то удалитесь в слезах; так подсказывает мне тоскующее сердце, Флоренция утратила свою Беатриче, и то, что может о ней сказать человек, всякого заставит заплакать» (§XLI). И «Обновлённая жизнь» кончается обещанием поэта самому себе не говорить более о ней, блаженной, пока он не в состоянии будет сделать это достойным её образом.

«Пир»

Так высоко поднятым, чистым явилось у Данте чувство к Беатриче в заключительных мелодиях «Обновлённой жизни», что как будто приготовляет определение любви в его «Пире»: «это - духовное единство души с любимым предметом (III, 2); любовь разумная, свойственная только человеку (в отличие от других сродных аффектов); это - стремление к истине и добродетели» (III, 3). Не все были посвящены в это сокровенное понимание: для большинства Данте был просто амурным поэтом, одевшим в мистические краски обыкновенную земную страсть с её восторгами и падениями; он же оказался неверным даме своего сердца, его могут упрекнуть в непостоянстве (III, 1), и этот упрёк он ощущал как тяжёлый укор, как позор (I, 1).

Трактат «Пир» (Il convivio, 1304–1307) стал переходом поэта от воспевания любви, к философской тематике. Данте Алигьери был человеком религиозным и не пережил тех острых нравственных и умственных колебаний, отражение которых видели в «Пире». Этот трактат занимает среднее в хронологическом смысле место в развитии дантовского сознания, между «Новой жизнью» и «Божественной комедией». Связью и объектом развития является Беатриче, в одно и то же время и чувство, и идея, и воспоминание, и принцип, объединившиеся в одном образе.

Философские занятия Данте как раз совпали с периодом его скорби о Беатриче: он жил в мире отвлечений и выражавших их аллегорических образов; недаром сострадательная красавица вызывает в нём вопрос - не в ней ли та любовь, которая заставляет его страдать о Беатриче. Эта складка мыслей объясняет бессознательный процесс, которым преобразилась реальная биография Обновлённой жизни: мадонна Философии приготовляла пути, возвращала к видимо забытой Беатриче.

«Божественная комедия»

Анализ произведения

Когда на 35-м году («на половине жизненного пути») вопросы практики обступили Данте с их разочарованиями и неизбежной изменой идеалу и он сам очутился в их водовороте, границы его самоанализа расширились, и вопросы общественной нравственности получили в нём место наряду с вопросами личного преуспеяния. Считаясь с собой, он считается со своим обществом. Ему кажется, что все плутают в сумрачном лесу заблуждений, как сам он в первой песни «Божественной Комедии», и всем загородили путь к свету те же символические звери: рысь - сладострастие, лев - гордыня, волчица - алчность. Последняя в особенности заполонила мир; может быть, явится когда-нибудь освободитель, святой, нестяжательный, который, как борзой пёс (Veltro), загонит её в недра ада; это будет спасением бедной Италии. Но пути личного спасения всем открыты; разум, самопознание, наука выводят человека к разумению истины, открываемой верою, к божественной благодати и любви.

Это та же формула, как и в «Обновлённой жизни», исправленной миросозерцанием Convivio. Беатриче уже готова была стать символом деятельной благодати; но разум, наука представятся теперь не в схоластическом образе «мадонны Философии», а в образе Вергилия. Он водил своего Энея в царство теней; теперь он будет руководителем Данте, пока ему, язычнику, дозволено идти, чтобы сдать его на руки поэта Стация, которого в средние века считали христианином; тот поведёт его к Беатриче. Так к блужданию в тёмном лесу пристраивается хождение по трём загробным царствам. Связь между тем и другим мотивом несколько внешняя, воспитательная: странствования по обителям Ада, Чистилища и Рая - не выход из юдоли земных заблуждений, а назидание примерами тех, которые нашли этот выход, либо не нашли его, или остановились на полпути. В иносказательном смысле сюжет «Божественной Комедии» - человек, поскольку, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, он подлежит награждающему или карающему Правосудию; цель поэмы - «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства». Так говорится в послании к Кан Гранде делла Скала, властителю Вероны, которому Данте будто бы посвятил последнюю часть своей комедии, толкуя её дословный и сокровенный аллегорический смысл. Послание это заподозрено как дантовское; но уже древнейшие комментаторы комедии, в числе их и сын Данте, пользовались им, хотя и не называя автора; так или иначе, но воззрения послания сложились в непосредственном соседстве с Данте, в кружке близких к нему людей.

Загробные видения и хождения - один из любимых сюжетов старого апокрифа и средневековой легенды. Они таинственно настраивали фантазию, пугали и манили грубым реализмом мучений и однообразной роскошью райских яств и сияющих хороводов. Эта литература знакома Данте, но он читал Вергилия, вдумался в аристотелевское распределение страстей, в церковную лествицу грехов и добродетелей - и его грешники, чающие и блаженные, расположились в стройной, логически продуманной системе; его психологическое чутьё подсказало ему соответствие преступления и праведного наказания, поэтический такт - реальные образы, далеко оставившие за собой обветшалые образы легендарных видений.

Весь загробный мир очутился законченным зданием, архитектура которого рассчитана во всех подробностях, определения пространства и времени отличаются математическою и астрономическою точностью; имя Христа рифмует только с самим собой или не упоминается вовсе, равно как и имя Марии, в обители грешников. Во всём сознательная, таинственная символика, как и в «Обновлённой жизни»; число три и его производное, девять, царит невозбранно: трёхстрочная строфа (терцина), три кантики Комедии; за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни, и каждая из кантик кончается тем же словом: звезды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; семь уступов Чистилища и девять небесных сфер. Все это может показаться мелочным, если не вдуматься в миросозерцание времени, в ярко-сознательную, до педантизма, черту дантовского миросозерцания; все это может остановить лишь внимательного читателя при связном чтении поэмы, и все это соединяется с другой, на этот раз поэтической последовательностью, которая заставляет нас любоваться скульптурной определённостью Ада, живописными, сознательно бледными тонами Чистилища и геометрическими очертаниями Рая, переходящими в гармонию небес.

Так преобразовалась схема загробных хождений в руках Данте, может быть, единственного из средневековых поэтов, овладевшего готовым сюжетом не с внешней литературной целью, а для выражения своего личного содержания. Он сам заблудился на половине жизненного пути; перед ним, живым человеком, не перед духовидцем старой легенды, не перед списателем назидательного рассказа или пародистом фабльо, развернулись области Ада, Чистилища и Рая, которые он населил не одними лишь традиционными образами легенды, но и лицами живой современности и недавнего времени. Над ними он творит суд, какой творил над собою с высоты своих личных и общественных критериев: отношений знания и веры, империи и папства; он казнит их представителей, если они неверны его идеалу. Недовольный современностью, он ищет ей обновления в нравственных и общественных нормах прошлого; в этом смысле он laudator temporis acti в условиях и отношениях жизни, которым Боккаччио подводит итог в своём Декамероне: какие-нибудь тридцать лет отделяют его от последних песен Божественной Комедии. Но Данте нужны принципы; погляди на них и ступай мимо! - говорит ему Вергилий, когда они проходят мимо людей, которые не оставили по себе памяти на земле, на которых не взглянет Божественное Правосудие и Милость, потому что они были малодушны, не принципиальны (Ад, III, 51). Как ни высоко настроено миросозерцание Данте, название «певца правосудия», которое он даёт себе (De Vulg. El. II, 2), было самообольщением: он хотел быть неумытным судьёй, но страстность и партийность увлекали его, и его загробное царство полно несправедливо осуждённых или возвеличенных не в меру. Боккаччио рассказывает о нём, качая головой, как, бывало, в Равенне он настолько выходил из себя, когда какая-нибудь женщина или ребёнок бранили гибеллинов, что готов был забросать их камнями. Это, может быть, анекдот, но в XXXII-й песне Ада Данте треплет за волосы предателя Бокку, чтобы дознаться его имени; обещает другому под страшной клятвой («пусть угожу я в глубь адского ледника», Ад XXXIII. 117) очистить его заледеневшие глаза, и когда тот назвал себя, не исполняет обещания с сознательным злорадством (loc. cit. v. 150 и сл. Ад VIII, 44 и сл.). Иной раз поэт брал в нём перевес над носителем принципа, либо им овладевали личные воспоминания, и принцип был забыт; лучшие цветы поэзии Данте выросли в минуты такого забвения. Данте сам видимо любуется грандиозным образом Капанея, молчаливо и угрюмо простёртого под огненным дождём и в своих муках вызывающего на бой Зевса (Ад, п. XIV). Данте покарал его за гордыню, Франческу и Паоло (Ад, V) - за грех сладострастия; но он окружил их такой поэзией, так глубоко взволнован их повестью, что участие граничит с сочувствием. Гордость и любовь - страсти, которые он сам признает за собой, от которых очищается, восходя по уступам Чистилищной горы к Беатриче; она одухотворилась до символа, но в её упрёках Данте среди земного рая чувствуется человеческая нота «Обновлённой жизни» и неверность сердца, вызванная реальной красавицей, не Мадонной-философией. И гордость не покинула его: естественно самосознание поэта и убеждённого мыслителя. «Последуй своей звезде, и ты достигнешь славной цели», - говорит ему Брунетто Латини (Ад, XV, 55); «мир будет внимать твоим вещаниям», - говорит ему Каччьягвида (Рай, XVII, 130 и след.), и сам он уверяет себя, что его, отстранившегося от партий, они ещё позовут, ибо он будет им нужен (Ад, XV, 70).

На протяжении всего произведения Данте неоднократно упоминал императоров и королей: Фридриха II Гогенштауфен, его кузена Вильгельма II Сицилийского, Манфреда Сицилийского, Карла I Анжуйского и др.

Влияние на культуру

Программа «Божественной Комедии» охватывала всю жизнь и общие вопросы знания и давала на них ответы: это - поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания. На этом пьедестале вырос образ самого поэта, рано окружённый легендой, в таинственном свете его Комедии, которую сам он назвал священной поэмой, имея в виду её цели и задачи; название Божественной случайно и принадлежит позднейшему времени. Тотчас после его смерти являются и комментаторы, и подражания, спускающиеся до полународных форм «видений»; терцины комедии распевали уже в XIV в. на площадях. Комедия эта - просто книга Данте, el Dante. Боккаччо открывает ряд его публичных истолкователей. С тех пор его продолжают читать и объяснять; поднятие и падение итальянского народного самосознания выражалось такими же колебаниями в интересе, который Данте возбуждал в литературе. Вне Италии этот интерес совпадал с идеалистическими течениями общества, но отвечал и целям школьной эрудиции, и субъективной критике, видевшей в Комедии все, что ей угодно: в империалисте Данте - что-то в роде карбонара, в Данте-католике - ересиарха, протестанта, человека, томившегося сомнениями. Новейшая экзегеза обещает повернуть на единственно возможный путь, с любовью обращаясь к близким к Данте по времени комментаторам, жившим в полосе его миросозерцания или усвоившим его. Там, где Данте - поэт, он доступен каждому; но поэт смешан в нём с мыслителем. Как указывается в Новейшем философском словаре, поэзия Данте «сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C. Соловьева)».

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Русские переводы

А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
его же, «Предсказания Д.» (из XVII песни поэмы Рай.
«Литературные листы», 1824, Л" IV, 175);
его же, «Граф Угодин» («Новости литер.», 1825, кн. XII, июнь).
«Ад», пер. с итал. Ф. Фан-Дим (Е. В. Кологривова; СПб. 1842-48; прозой).
«Ад», пер. с итал. размером подлинника Д. Мина (М., 1856).
Д. Мин, «Первая песнь Чистилища» ("Русск. вест., 1865, 9).
В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, СПб., 1871, 3-е изд. 1872; перев. только Ад).
Д. Минаев, «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами).
«Ад», песнь 3-я, перев. П. Вейнберга («Вестн. Евр.», 1875, № 5).
«Паоло и Франческа» (Ад, дерев. А. Орлов, «Вестн. Евр.» 1875, № 8); «Божественная комедия» («Ад», изложение С. Зарудного, с объяснениями и дополнениями, СПб., 1887).
«Чистилище», перев. А. Соломона («Русское обозрение», 1892 г., белыми стихами, но в форме терцин).
Перевод и пересказ Vita Nuova в книге С., «Триумфы женщины» (СПб., 1892).
Голованов Н. Н. «Божественная Комедия» (1899-1902).
М. Л. Лозинский «Божественная комедия» (1946 Сталинская премия).
Илюшин, Александр Анатольевич. («Божественная Комедия») (1995).
Лемпорт Владимир Сергеевич «Божественная комедия» (1996-1997).

Данте в искусстве

В 1822 году Эженом Делакруа была написана картина «Ладья Данте» («Данте и Вергилий в аду»). В 1860 году Гюстав Доре выполнил иллюстрации к «Аду» и «Раю». Иллюстрации к «Божественной комедии» выполняли Уильям Блейк и Данте Габриэль Россетти.

В творчестве А. А. Ахматовой образ Данте занимал значительное место. В стихотворении «Муза», упоминается Данте и первая часть «Божественной комедии» («Ад»). В 1936 году Ахматова написала стихотворение «Данте», где появляется образ Данте-изгнанника. В 1965 году, на торжественном заседании, посвящённом 700-летию со дня рождения Данте Алигьери, Анна Ахматова прочла «Слово о Данте», где помимо собственного восприятия Алигьери, приводит упоминание о Данте в поэзии Н. С. Гумилёва и трактат О. Э. Мандельштама «Разговор о Данте» (1933).

Во Флоренции на фреске в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре великий поэт эпохи Возрождения Данте Алигьери изображен с раскрытой книгой в левой руке. Это книга – знаменитая «Божественная комедия», описание путешествия по трем царствам иного, сакрального мира. Правой рукой Данте указывает соотечественникам на раскрытые врата ада, открывающие путь в чрево земли. За спиной поэта вздымается гора чистилища, над которой сверкают небесные сферы рая.

«Божественная комедия» стала отнюдь не первым подробным описанием пути через преисподнюю и райские кущи. Более того, Данте имел возможность использовать и использовал богатый опыт своих предшественников, наполнив его новым содержанием.

В III в. до н.э. парфянский царь Адрашир I Бабаган, основатель династии Сасанидов, собрал 40 тыс зороастрийских жрецов и выбрал из них самого достойного по имени Адра Вираф. После этого избранник выпил священный напиток и на 7 дней впал в транс, совершная путешествие в потусторонний мир. В это время оставшиемя 39999 жрецов сидели вокруг него и читали молитвы. Адра Вираф должен был доказать правильность зороастрийской веры, позиции которой сильно поколебались за время правления в Персии эллинистической династии Селевкидов. В ином мире его встретила прекрасная женщина, символ веры и добродетели.

Затем он прошел над вратами ада по мосту Чинват – пути всех душ усопших, который широк для праведников, а для грешников узок, как лезвие меча, и попал на звездный путь, ведущий на небо. Здесь он встретил верховное божество Ахура Мазду в окружении ангелов и праведных душ. Затем Адра Вираф спустился в ад, где стал свидетелем страшных мучений грешников, которые несли различные наказания в соответствии со своими преступлениями. Его проводниками в путешествии по потусторонним мирам были божества Адар и Срош. Это странствие стало основой «Адра Вираф Намаг»– одного из главных священных текстов зороастризма. Считается, что записана она была только в X -XI вв., а до этого бытовала изусно.

Захватив Персию, мусульмане не могли не познакомиться с этим произведением. Более того, это знакомство могло произоййти гораздо раньше, поскольку часть арабских земель входила в состав империи Сасанидов, да и самим арабам был известен зороастризм. Так или иначе, путешествие Арда Вирафа повлияло на появление аналогичного памятника ислама – «Китаб Аль-Мирадж» («Книга Вознесения»), в которой описывается путешшествие Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, которое он якобы совершил за одну ночь, попутно побывав на небесах и в аду. Автором «Китаб Аль-Мирадж» считается Абдул Касим аль-Нисабури.

Во 2-й пол. XIII в. эта книга была переведена на латинский, испанский, старофранцузский языки и стала довольно широко известна в Европе. Несомненно, что она стала одним из источником, откуда черпал вдохновение Данте при создании «Божественной комедии». Великий поэт Возрождения зан и ценил мудрость арабов, о чем свидетельствуе упоминание в его трактате «Пир» самаркандского ученого Аль-Фергани. Считается, что именно ему Данте обязан своими познаниями в астрологии и космологии.

Другим подобный источником стала еврейская Каббала. Ученые давно установили, что Данте Алигьери был не только великим поэтом, но и выдающимся мистиком. В принципе, иудаизм оказал весьма значительное влияние на развитие итальянской культуры эпохи Возрождения. Начиная с XIII в. среди образованных европейцев резко возрос интерес к еврейской культуре вообще и мистическому учению Каббалы в частности. Данте не просто не прошел мимо этого увлечения, он самым серьезным образом занимался каббалистикой, о чем наглядно свидетельствует символика чисел как в «Божественной комедии», так и в других его произведениях.

Данте писал, что его путешествие в саральные миры состоялось в 1300 г. Исследователи его творчества установили, что поэт делил всемирную историю на две части по 6500 лет каждая. Причем рубеж приходился именно на этот год, который по каббалистической традиции четко ассоциируется с числом 13 – чертовой дюжиной. Таким образом, 1300 г. являлся не только межевой датой в истории, но и временем максимального влияния дьявола на человека.

Однако, в связи с «Божественной комедией» число 13 приобрело иной мистический смысл. Когда сыновья Данте Якопо и Пьетро разбирали бумаги после кончины отца, они обнаружили, что не хватает последних тринадцать песен «Комедии». После того, как долгие поиски не увенчались успехом, они решили, что их великий отец не успел закончить свою великую работу и поклялись, что допишут ее сами. Однако это не понадобилось. В одну из ночей Якопо приснился Данте, который показал сыну место в доме, где были спрятаны оставшиеся 13 песен.

Вся «Божественная комедия» протикнула подобным символизмом, причем число 3 занимает в ней центральное место. Согласно Каббале тройка толкуется как полная гармония, устойчивость и самодостаточность, число завершения, выражение начала, середины и конца. Для христиан «три» - прежде всего символ Святой Троицы и божественной гармонии. Учитывая все это «Комедия» Данте состит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

В свою очередь первая и вторая части - из 33 песен, а строфы, которыми написано это произведение – терцины (одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения, которая состоит из трехстиший двухрифменного тип). Здесь следует отметить, что 33 – это срок земной жизни Иисуса Христа в христианстве и уровень гармоничного внешнего оформления в Каббале.

В каббалистической традиции число «три» является синтезом, т.е. суммой единства (единицы) и двойстенности (двойки). Единицы – символ единобожия, Бога и Абсолюта. Двойка же толкуется как конфликт противоречий, борьба светлого и темного начала. В христианской традиции – это бунт Люцифера против Бога. Однако, с другой стороны, двойка указывает на двойственную природу Иисуса Христа как богочеловека.

Три тройки образуют девятку, число, которое также часто встречается у Данте. В одном из своих трактатов он писал: «Число три является корнем девяти, так как без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три девять. Таким образом, если три способно творить девять, а Творец чудес в самом себе – Троица, то есть Отец, Сын и Дух Святой, - три в одном, то следует заключить, что эту даму сопровождало число 9, дабы все уразумели, что она сама – девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица». Также он упоминает, что впервые встретил свою Прекрасную даму Беатриче, когда ему было 9 лет, а ей только шел девятый.

В Каббале число «девять» является вторым уровнем воплощения гармоничной тройки, это – символ качественного скачка перед завершением третьего уровня, выражающегося в десятке, концентрация космической гармонии, которая оформилась в одухотворенную материю. У Данте девять – главное число мироздание, количество кругов ада и движущихся небес рая. Однако самое верхнее райское небо – десятое.

У древних евреев число 10 обозначалось буквой «йод» - первой в имени Бога. Каббалистическое древо жизни насчитывает десят сефирот, а Бог Саваоф дал Моисею десять заповедей. Десятка вбирает в себя все числа, это – символ полного завершения цикла и возвращения к изначальной пустоте.

«Божественная комедия» содержит множество каббалистических загадок, смысл которых до конца непознан. Так, перед перенесенным на Юпитер, шестое небо рая, Данте предстают летающие искры (души, прославлены своей справедливостью), которые поочередно составляют три буквы: D, I и L, что соответствует 500, 1 и 50. Далее это буквы превращаются в библейское изречение Diligite iustitiam, qui iudicatis terram («Любите справедливость, судьи земли»). В последнем М (числовое значение - 1000) души застывают, образуя некое подобие перевернутой лилии. После этого часть буш образует на вершине буквы фигуру орла, а пять избранных, души великих земных царей, – его глаз.

Интересно, что современник Данте художник Симоне Мартини, расписывая в Сиене Палаццо Публико, т.е. муниципалитет, одну фреску из цикла «Аллегории доброго и худого правления» назвал именно этой библейской цитатой. На этой фреске изображена Дева Мария на троне с младенцев Христом на руках в окружении святых и ангелов.

В Каббале число «пять» получают путем сложения двойстенности (двойки) и полной гармонии (тройки). Причем, двойка олицетворяет собой женщину, а тройка - мужчину. Пятерка выступает символом их божественного союза. Однако одновременно она символизирует и страх пред Богом. Саваоф дал Моисеи две скрижали, на каждой из которых было по пять заповедей. Самая древняя часть Ветхого Завета – Пятикнижие, состоящее из пяти священных книг. Кроме всего прочего, в христианстве пятерка толкуется как человек, изгнанный из рая после грехопадения. Пять точек образуют крест, на котором распяли Христа, нанеся ему пять ран.

Не только числа, но и многое другое исполнено у Данте Алигьери скрытого сакрального смысла, который не до конца понятен и сегодня. Так, огромную смысловую нагрузку несут цвета, геометрические фигуры, слова, предметы и даже позы героев «Комедии». Будучи поистине титаном Возрождения, поэт использовал весь багаж сакральных знаний своей эпохи, чтобы создать как можно полную картину вселенной.

Самое поразительно заключается в том, что, рисуя эту картину, Данте каким-то неведомым образом смог предугадать пути развития современной науки. Удивительно, но сегодня физики признают правомерность космологии поэта. Описывая путешествие на небо, он вывел принцип, согласно которому потоки света, исходящие из истинного полюса мира, проходят через космос по всем направлениям и снова соединяются в противоположном полюсе. Таким образом, Данте понял, что трехмерное пространство имеет конечный объем, но не имеет границ. Это полностью соответствует современной математической модели мира, созданной величайшим ученым современности Альбертом Эйнштейном.

Современные ученые, изучая творчество Данте Алигьери, упорно пытаются найти некий универсальный ответ на вопрос, что именно так старательно зашифровал великий поэт. Не был ли Данте еретиком, который стремился скрыть свои воззрения от церкви? Был ли он на самом деле католиком или катаром, а может быть даже язычником?

Скорее всего, истина лежит где-то посредине. Данте несомненно был посвящен в великие сакральные тайны, превосходя на голову всех своих современников. Однако современ глубокой древности посвященные в эзотерические тайны участвовали во всех культах внешних религий, следуя культам, установленным в различных странах, в которых они находились. По-видимому, никому не дано до конца раскрыть тайну его произведений, нам остается только восхищаться его гением.

Имя классика мировой литературы Данте Алигьери, итальянского поэта, автора «Божественной комедии», философа-гуманиста позднего Средневековья, основоположника итальянского литературного языка, окутано мистикой. Вся жизнь его - череда роковых событий. 26 января, в день рождения человека, описавшего путешествие в загробный мир, поговорим о тайнах его биографии.

1. Точная дата рождения Данте неизвестна, официальная запись о крещении 26 мая 1265, записан под именем Дуранте. Предки поэта происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III, был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» - так был назван один из сыновей Каччагвиды. Родители поэта были флорентийцами скромного достатка, но все же смогли оплатить обучение сына в школе, а затем помогли совершенствоваться в искусстве стихосложения.
2. В детские годы Данте получил широкие познания в античной и средневековой литературе, основы естественных наук и был знаком с еретическими учениями того времени. Свою первую влюбленность он пронесет через всю жизнь. 8-летним мальчиком, сраженным красотой соседской девчонки Беатриче, он увлечется ею уже в юности, называя тогда уже замужнюю женщину «владычицей сердца».

Эта платоническая любовь продлится 7 лет. Беатриче умерла в 1290-м, и это так потрясло поэта, что его родственники думали, что Данте это не переживет. «Дни были подобны ночам и ночи — дням. Из них ни одна не проходила без стонов, без воздыханий, без обильных слез. Глаза его казались двумя обильнейшими источниками настолько, что многие дивились, откуда берется у него столько влаги, чтобы питать слезы… Плач и горе, ощущаемые им в сердце, а также пренебрежение всякими заботами о себе сообщили ему вид почти дикого человека…» Он углубился в философию, ища вопросы на свои ответы у древних римлян. О любви Данте к Беатриче можно прочитать в автобиографической повести поэта «Новая жизнь», ей же он посвятил свои сонеты.

3. Однако Данте не стал монахом-затворником. Известно, что он заключил брак по расчету (политическому). Его супруга Джема принадлежала клану Донати, враждовавшей с партией Черки, сторонниками которой выступала семья Алигьери. Неизвестно, когда Данте пошел под венец, задокументировано, что в 1301-м он был отцом троих детей (Pietro, Jacopo and Antonia). В эти годы он проявляет себя на государственном поприще, он был избран в городской совет, открыто выступал против Папы, за что впоследствии и поплатился.

4. В 1302 году Данте изгнали из родного города по сфабрикованному делу о взяточничестве и за участие в антигосударственной деятельности, жена с детьми осталась во Флоренции. На Алигьере наложили весьма внушительный штраф - пять тысяч флоринов и арестовали его имущество, а затем вынесли более жесткий вердикт - «сожжение огнем до смерти».
5. В годы изгнания поэт пишет «Комедию» всей человеческой жизни, которую впоследствии не менее известный писатель Джованни Боккаччо назовет «Божественной». Именно с этим эпитетом она и вошла в мировую классику. Своим произведением Данте хотел помочь людям, запуганным средневековой схоластикой, справиться со страхом смерти. Поэт верил в загробную жизнь, в существование рая и ада, в возможность очищения души.

Данте долго скитался по Италии, найдя пристанище сначала у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала (ему он посвятил часть «Рай»), бывал во Франции в 1308-1309, горячие философские диспуты увлекли его. Данте пишет трактат «О монархии» - своеобразное «Послание к народам и правителям Италии». Возвратившись в Италию, поселился в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, где завершил труд всей своей жизни.
6. Смерть Данте окутана мистикой. Будучи послом правителя Равенны, Данте отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь обратно, в дороге он заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Похоронили поэта в церкви Сан-Франческо на территории монастыря «с великими почестями».

И вот тут начинается самое загадочное. В 1322 году, через восемь месяцев после смерти, поэт проделал обратное путешествие из загробного мира в наш. Тогда его семья жила в бедности и надеялась выручить хоть какие-то деньги за «Божественную комедию». Сыновья Данте никак не могли найти рукопись отца, которую он окончил незадолго до смерти. Поэт жил в изгнании и в вечном страхе ареста, поэтому свое творение он спрятал в надежный тайник. По воспоминаниям старшего сына Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!» Очнувшись, Якопо кинулся к стене, откинул циновку и обнаружил тайную нишу, где и лежала рукопись.
7. Прошли годы, и сторонники Папы вспомнили о злейшем вероотступнике Данте. В 1329-м кардинал Бернардо дель Поджетто и потребовал, чтобы монахи предали тело Алигьери публичному сожжению. Как выкрутились монахи из этой ситуации, неизвестно, но прах поэта был не тронут.

8. Когда спустя два века гениальность Данте была признана эпохой Возрождения, было решено перезахоронить останки поэта во Флоренции. Однако гроб оказался… пуст. Вероятно, предусмотрительные монахи-францисканцы тайно погребли Данте в другом месте, предположительно в монастыре своего ордена в Сиене. Но и там ничего не обнаружили. Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить. Папе Льву Х предоставили две версии происшедшего: останки похитили неизвестные или… сам Данте явился и забрал свой прах. Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию! Видно, и он уверовал в мистическую природу поэта Данте.

9. Но и на этом чудеса не закончились. К празднованию 600-летия со дня рождения гениального Данте было решено провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Весной 1865 года строители пробили одну из стен и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией. Останки Данте в присутствии представителей разных стран перенесли в мавзолей Данте в Равенне, где они и покоятся до сих пор.

10. Мистика продолжилась и в ХХ веке: во время реконструкции Национальной библиотеки во Флоренции в 1999-м среди редких книг рабочие обнаружили конверт с… прахом Данте. В нем лежали пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». Эта новость повергла всех в шок. Ведь если тело поэта не подвергали огню, то откуда взяться пеплу. И как вообще этот конверт попал в библиотеку? Рабочие божились, что они несколько раз перебирали этот стеллаж и не видели никакого конверта. Мировые газеты тут же раструбили слухи, что мистический Данте сам таким образом напомнил о себе. Для чего он подбросил конверт, чтобы пошутить или попугать - тут версии расходились. Правда, после проведенного расследования выяснилось, что в XIX веке сожжение имело место, правда, не тела, а ковра, на котором стоял гроб. Пепел запечатали в шесть конвертов, на каждом из которых почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери», разослав их из Равенны во Флоренцию, родной город поэта.

Данте Алигьери - величайший и известнейший человек, рожденный в Средневековье. Его вклад в развитие не только итальянской, но и всей мировой литературы невозможно оценить. На сегодняшний день люди часто ищут биографию Данте Алигьери в кратком содержании. Но интересоваться столь поверхностно жизнью такого великого человека, который сделал огромный вклад в развитие языков, не совсем правильно.

Биография Данте Алигьери

Говоря о жизни и творчестве Данте Алигьери, мало сказать, что он был поэтом. Область его деятельности была очень обширна и многогранна. Он интересовался не только литературой, но и политикой. Сегодня Данте Алигьери, биография которого наполнена интереснейшими событиями, называют богословом.

Начало жизни

Биография Данте Алигьери началась во Флоренции. Семейная легенда, которая долгое время являлась основой семейства Алигьери, гласила, что Данте, как и все его родственники, был потомком великого римского рода, который заложил предпосылки к основанию самой Флоренции. Это предание все считали правдивым, потому как дед отца Данте состоял в рядах армии, которая участвовала в Крестовом походе под командованием Великого Конрада-Третьего. Именно этот предок Данте был посвящен в рыцари, а вскоре и трагически погиб во время битвы против мусульман.

Именно этот родственник Данте, которого звали Каччагвида, был женат на женщине, происходящей из очень богатого и знатного рода - Альдигьери. Со временем имя известного рода стало звучать немного иначе - «Алигьери». Один из детей Каччагвида, который впоследствии стал дедом Данте, часто терпел гонения с земель Флоренции в те года, когда гвельфы постоянно вели битвы с народами гибеллинов.

Основные моменты биографии

Сегодня можно найти множество источников, которые рассказывают о биографии и творчестве Данте Алигьери кратко. Однако такое изучение личности Данте будет не совсем верным. Краткая биография Данте Алигьери не сможет передать всех тех, казалось бы, неважных биографических элементов, которые так сильно повлияли на его жизнь.

Говоря о дате рождения Данте Алигьери, никто не сможет сказать точное число, месяц и год. Однако принято считать основной датой рождения время, которое назвал Бокаччо, будучи другом Данте, - май 1265 года. Сам же писатель Данте писал о себе, что родился под зодиаком Близнецов, что говорит о том, что время рождения Алигьери - конец мая - начало июня. О его крещении известно то, что это событие имело место в 1266 году, в марте, а его имя при крещении звучало как Дуранте.

Образование Данте Алигьери

Еще одним важным фактом, который упоминается во всех кратких биографиях Данте Алигьери, стало его образование. Первым учителем и наставником молодого и еще неизвестного Данте стал популярный писатель, поэт и в то же время ученый - Брунетто Латини. Именно он заложил первые поэтические знания в юную голову Алигьери.

И сегодня неизвестным остается факт, где получил свое дальнейшее образование Данте. Ученые, изучающие историю, в один голос говорят о том, что Данте Алигьери был очень образован, знал очень многое о литературе времен античности и средневековья, хорошо разбирался в различных науках и даже изучал еретические учения. Где мог получить такие широкие знания Данте Алигьери? В биографии поэта это стало очередной загадкой, которую почти невозможно разгадать.

Долгое время ученые со всего мира пытались найти ответ на этот вопрос. Множество фактов говорят о том, что Данте Алигьери мог получить столь обширные знания в университете, который находился в городе Болонье, поскольку именно там он проживал некоторое время. Но, поскольку прямых доказательств данной теории нет, то остается только предполагать, что так оно и есть.

Первые шаги в творчестве и испытания

Как и у всех людей, у поэта были друзья. Самым близким его другом стал Гвидо Кавальканти, который также был поэтом. Именно ему Данте посвятил огромное количество произведений и строк своей поэмы «Новая жизнь».

В это же время о Данте Алигьери узнают как о достаточно юном общественном и политическом деятеле. В 1300 году его избрали на пост приора, но уже в скором времени поэт был изгнан из Флоренции вместе со своими товарищами. Уже на смертном одре Данте мечтал оказаться на родной земле. Однако на протяжении всей его жизни после изгнания его ни разу не пустили посетить город, который поэт и считал своей родиной.

Годы, проведенные в изгнании

Изгнание их родного города сделало из Данте Алигьери, биография и книги которого наполнены горечью от разлуки со своим родным краем, скитальца. Во времена столь масштабных гонений во Флоренции Данте уже входил в ряды известных поэтов-лириков. Его поэма «Новая жизнь» к этому времени уже была написана, а сам он усердно трудился над созданием «Пира». Изменения в самом поэте были очень заметны по дальнейшему его творчеству. Изгнание и долгое скитальчество оставили на Алигьери неизгладимый отпечаток. Его великое произведение «Пир» должно было стать ответом уже принятым в обществе 14-ти канцонам, однако оно так и не было окончено.

Развитие в литературной стезе

Именно во время своего изгнания Алигьери пишет свое самое известное произведение «Комедия», которая стала называться «божественной» лишь спустя годы. Изменению названия сильно посодействовал друг Алигьери - Бокаччо.

О «Божественной комедии» Данте до сих пор ходит множество легенд. Сам Бокаччо утверждал, что все три кантика были написаны в разных городах. Последняя часть - «Рай», была написана в Равенне. Именно Бокаччо и говорил, что после того, как поэт умер, его дети очень долгое время не могли найти последние тринадцать песен, которые были написаны рукой великого Данте Алигьери. Эта часть «Комедии» была обнаружена лишь после того, как одному из сыновей Алигьери приснился сам поэт, который и поведал, где находились рукописи. Столь красивая легенда на самом деле не опровергается на сегодняшний день учеными, потому как вокруг личности этого творца существует очень много странностей и загадок.

Личная жизнь поэта

В личной жизни Данте Алигьери было все далеко неьидеально. Его первой и последней любовью стала флорентийская девушка Беатриче Портинари. Познакомившись со своей любовью еще во Флоренции, будучи ребенком, он не понял своего чувства к ней. Встретившись с Беатриче спустя девять лет, когда она уже была замужем, Данте осознал, насколько сильно он ее любит. Она стала для него любовью всей жизни, вдохновением и надеждой на лучшее будущее. Поэт всю жизнь был застенчив. За свою жизнь он говорил всего два раза с возлюбленной, но это не стало для него помехой в любви к ней. Беатриче не понимала, не знала о чувствах поэта, она считала, что он просто высокомерен, потому не разговаривал с ней. Именно это и стало причиной того, что Портинари однажды почувствовала сильную обиду на Алигьери и вскоре перестала с ним разговаривать вовсе.

Для поэта это был сильный удар, ведь именно под действием той самой любви, которую он чувствовал к Беатриче, он написан большую часть своих произведений. Поэма Данте Алигьери «Новая жизнь» была создана под действием слов приветствия Портинари, которые поэт расценивал как удавшуюся попытку обратить на себя внимание любимой. А свою «Божественную комедию» Алигьери и вовсе полностью посвятил своей единственной и неразделенной любви к Беатриче.

Трагическая потеря

Жизнь Алигьери сильно изменилась со смертью возлюбленной. Поскольку в двадцать один год Биче, как ласково называли девушку близкие, была выдана замуж за богатого и влиятельного человека, то остается удивительным тот факт, что ровно через три года после замужества Портинари внезапно умерла. Существует две основные версии смерти: первая заключается в том, что Биче умерла во время тяжелых родов, а вторая - что она была сильно больна, что в итоге привело к летальному исходу.

Для Алигьери эта потеря была очень большой. Долгое время не находя своего места в этом мире, он не мог больше чувствовать симпатию к кому-либо. Исходя из осознания своего непрочного положения, через несколько лет после потери любимой женщины Данте Алигьери женился на очень богатой даме. Этот брак был создан исключительно по расчету, а сам поэт относился к жене абсолютно холодно и равнодушно. Несмотря на это, в данном браке у Алигьери было трое детей, двое из которых со временем последовали по пути отца и серьезно увлеклись литературой.

Смерть великого литератора

Смерть настигла Данте Алигьери внезапно. В 1321 году в конце лета Данте отправился в Венецию, чтобы, наконец, заключить мир с известнейшей церковью Святого Марка. Во время своего возвращения в родные края Алигьери вдруг заболел малярией, которая и убила его. Уже в сентябре, в ночь с 13 на 14 число, Алигьери умер в Равенне, так и не попрощавшись с детьми.

Там же, в Равенне, Алигьери и был похоронен. Известный архитектор Гвидо да Полента хотел построить очень красивый и богатый мавзолей для Данте Алигьери, однако власти не позволили этого сделать, потому как поэт огромную часть своей жизни провел в изгнании.

На сегодняшний день Данте Алигьери захоронен в красивейшей гробнице, которая была построена только в 1780 году.

Самым интересным фактом остается то, что всем знакомый портрет поэта не имеет никакой исторической основы и достоверности. Таким представлял его Бокаччо.

Дэн Браун в совей книге "Инферно" пишет очень много биографических фактов о жизни Алигьери, которые действительно признаны достоверными.

Многие ученые считают, что возлюбленная Беатриче была выдумана и создана временем, что такой личности никогда не существовало. Однако объяснить, как в таком случае Данте и Беатриче смогли стать символом огромной и несчастной любви, стоя на одной ступени с Ромео и Джульеттой или Тристаном и Изольдой, никто не может.

Данте Алигьери – итальянский поэт и писатель, богослов, политический деятель. Его вклад в развитие не только итальянской, но и мировой литературы неоценим. Он автор «Божественной комедии» и создатель девяти кругов ада, рая и чистилища.

Детство и юность

Родился Данте Алигьери во Флоренции. Его полное имя звучит Дуранте дельи Алигьери. Точная дата рождения поэта неизвестна, предположительно, появился он на свет в промежутке с 21 мая по 1 июня 1265 года.

Согласно семейному преданию, его предки были из римского рода Элизеев. Они принимали участие в основании Флоренции. Его прапрадед Каччагвида был рыцарем при Конраде III, ходил вместе с ним в крестовые походы и смерть принял в бою с мусульманами.

Его прапрабабушкой была Альдигьери да Фонтана – женщина из состоятельной семьи. Сына она назвала Алигьери. Позднее это имя и перевоплотилось в известную всем фамилию.


Дед Данте был изгнан из Флоренции, когда проходило противостояние гвельфов и гибеллинов. На родину он вернулся лишь в 1266 году. Его отец Алигьери II был далек от политики, поэтому все время оставался во Флоренции.

Данте был человеком образованным, у него были познания в естественных науках, в средневековой литературе. Также изучал еретические учения той эпохи. Где он получил эти знания, неизвестно. Но его первым наставником был на тот момент популярный ученый и поэт Брунетто Латини.

Литература

Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. В него вошли далеко не все поэмы, написанные к тому времени. В книге чередовались стихи и фрагменты прозы. Это своеобразная исповедь, написанная Данте после смерти Беатриче. Также в «Новой жизни» множество стихов было посвящено его другу Гвидо Кавальканти, кстати, тоже поэту. Позднее ученые назвали эту книгу первой автобиографией в истории литературы.


Как и его дед, Данте в молодом возрасте увлекся политикой. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача «улыбалась» поэту, вскоре его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его избрали на пост приора.

Однако уже через год политическая ситуация круто изменилась – власть перешла в руки сторонников Папы. Его изгнали из Флоренции по выдуманному делу о взяточничестве. Также его обвинили в антигосударственной деятельности. На Данте наложили штраф – 5000 флоринов, а имущество арестовали, а позднее и вовсе вынесли смертный приговор. В это время он был за пределами Флоренции, поэтому, узнав об этом, решил в город не возвращаться. Так он стал жить в изгнании.


Оставшуюся жизнь Данте скитался по городам и странам, находил приют в Вероне, Болонье, Равенне, даже жил в Париже. Все последующие произведения после «Новой жизни» были написаны уже в изгнании.

В 1304 году он приступил к написанию философских книг «Пир» и «О народном красноречии». К сожалению, оба произведения так и остались незаконченными. Связано это с тем, что Данте начал работу над своим главным трудом – «Божественной комедией».


Примечательно, что изначально свое сочинение поэт назвал просто «Комедия». Слово «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо – первый биограф Алигьери.

15 лет он писал это произведение. Данте олицетворял себя с главным лирическим героем. В основе поэмы – его путешествие по загробному миру, в которое он отправляется после смерти возлюбленной Беатриче.

Произведение состоит из трех частей. Первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, как он считал, жил не по-христиански и аморально.


«Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти кругах, которые получили названия основных планет солнечной системы.

Это произведение до сих пор окутано легендами. Например, Боккаччо утверждал, что после смерти дети Данте не могли найти последние 13 песен «Рая». И обнаружили они их только после того, как к сыну Якопо во сне пришел сам отец и сообщил, где они спрятаны.

Личная жизнь

Главной музой Данте стала Беатриче Портинари. Впервые он увидел ее, когда ему было всего 9 лет. Разумеется, в столь юном возрасте своих чувств он не осознал. Он встретился с девушкой только спустя девять лет, когда она уже вышла замуж за другого мужчину. Только тогда он и понял, как сильно ее любит. Беатриче была для поэта единственной любовью на всю жизнь.


Он был настолько стеснительным и застенчивым молодым человеком, что за все время лишь дважды разговаривал со своей возлюбленной. А девушка даже и не подозревала о его чувствах к себе. Наоборот, Данте ей казался высокомерным, раз не разговаривал с ней.

В 1290 году Беатриче скончалась. Ей было всего 24 года. Точная причина ее смерти неизвестна. По одной из версий, она умерла во время родов, по другой – она стала жертвой эпидемии чумы. Для Данте это было ударом. До конца дней своих он любил только ее и лелеял ее образ.


Через пару лет он женился на Джемме Донати. Она была дочерью лидера флорентийской партии Донати, с которой семья Алигьери враждовала. Разумеется, это был брак по расчету, и, скорее всего, по политическому. Правда, позднее у пары родились трое детей – сыновья Пьетро и Якопо и дочь Антония.

Несмотря на это, когда Данте приступил к созданию «Комедии», он думал лишь о Беатриче, и написана она была в прославление этой девушки.

Смерть

Последние годы жизни Данте жил в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, он был его послом. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор с республикой Святого Марка. На обратной дороге поэт заболел. Скончался Данте в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Причиной его смерти была малярия.

Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. В 1329 году кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Каким образом смогли «выкрутиться» монахи из сложившейся ситуации, неизвестно, но останки поэта никто не тронул.


Саркофаг Данте Алигьери

К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Никто не знал, кто этот Антонио, но некоторые предположили, что это вполне может быть родственник художника .

Останки Данте были перенесены в мавзолей поэта в Равенне, где и остаются по сей день.

Библиография

  • 1292 – «Новая жизнь»
  • 1300 – «Монархия»
  • 1305 – «О народном красноречии»
  • 1307 – «Пир»
  • 1320 – «Эклоги»
  • 1321 – «Божественная комедия»