Исследовательская работа по литературе на тему "образ дерева в лирике сергея есенина". Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Я гражданин села...

С. Есенин

Сергея Александровича Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью.

Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

Чудотворные мощи

Он принес на крылах.

Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств. Сыновней любовью веет от его произведений.

Даль подернулась туманом.

Чешет тучи лунный гребень.

Красный вечер за куканом

Расстелил кудрявый бредень.

Под окном от скользких ветел

Перепелъи звоны ветра.

Тихий сумрак, ангел теплый,

Напоен нездешним светом.

Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека.

Храня завет родных поверий -

Питать к греху стыдливый страх.

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясъ, двигались их груди,

Что чешуя скорузлых рыб.

И я услышал зык от бога:

«Забудь, что видел, и беги! («Город»)

Теперь город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит... черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Сердце бьется все чаще и чаще,

И уж я говорю невпопад:

«Я такой же, как вы, пропащий,

Мне теперь не уйти назад».

Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Постепенно из лирики поэта исчезают яркие тона - золотой сменяется серым, алый цвет зари - лимонно-желтым. Тускнеют не только краски, но и чувства. Автор пытается обрести и здесь гармонию, примирить несоединимое.

Дар поэта - ласкать и корябатъ,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.

Но ничто не приносит утешения поэту, кроме родных необозримых просторов, которые врачуют истерзанную душу, даруют покой и радость. Любовь к природе возрождает Есенина, дает силы жить и творить. Поэт ясно видит, что остановить прогресс невозможно, он неотвратимо наступает на милую сердцу патриархальность. Еще в стихотворении «Сорокоуст» дана картина, поражающая читателей своей правдивой образностью.

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунный поезд?

По большой траве.

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Действительно, не обогнала, а «победила», но как-то горько и грустно от этой победы, торжества железа и грохота над «синью, упавшей в реку», «сыпучей ржавчиной» холмов, «молочным дымом села». Поэту остается одна судьба - «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя».

И все же исторически России дан только один путь решения крестьянского вопроса - путь обновления деревни. Принимая эти перемены умом, Есенин в то же время чувствовал, что преодолеть его сельской Руси будет далеко не так просто и быстро, как это казалось современникам поэта. Отсюда постоянные тревожные, порой мучительные раздумья Сергея Александровича о будущем мужичьей страны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Здесь правда чувств особенно дорога нам, в этом подлинное (величие поэта. Поняв необходимость обновления, Есенин при|стальнее вглядывается в кипение жизни, стремясь, по его сло|вам, «постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь». Еще недавно поэт «проклинал» город, видя в нем лишь первопричину всех страданий и несчастий крестьянской Руси, с тревогой писал о том, что «каменные руки» города-шоссе - «сдавили за шею деревню». Теперь все эти тревожно-трагические раздумья и мысли оказываются в прошлом.

Друзья! Друзья! Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, Бежать за комсомолом.

Творчество самобытного русского поэта Сергея Есенина корнями восходит к русской деревне со всеми ее колоритными прелестями и трагедийной судьбой. Поэт вырос в деревне и знал ее беды и проблемы глубоко, ощущая их и на личной судьбе, принимая близко к сердцу.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада. Подробное описание крестьянского быта мы находим в стихотворении «В хате»: печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени.

Главное украшение любого домашнего очага- расторопная хозяйка. Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».

Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению особый колорит: драчены - блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом, дежка - кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).
В Есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, чувствуется, что в ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.

С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая», раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении присутствует настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.

Недовольство народа новыми порядками сквозит и в Есенинском стихотворении «Письмо деду», где внук убеждает деда смириться с переменами:

Ты говоришь:
Что у тебя украли,
Что я дурак,
А город - плут и мот.
Но только, дедушка,
Едва ли так, едва ли, -
Плохую лошадь
Вор не уведет.

Город в данном произведении олицетворяет не только иной образ жизни, но и государственную власть, официальную политику.

Город противопоставлен деревне еще и как символ технического прогресса. В стихотворении всплывают излюбленные Есенинские образы коня и паровоза. Дед отвергает новую машину, отказывается сесть в вагон. Внук же уже мыслит масштабнее: он понимает, что на старой лошади далеко не уедешь. Однако двойственность авторской позиции все-таки остается очевидной: С. Есенин, все понимая и осознавая, мучительно цепляется за старый и до боли знакомый ему
мир патриархальной деревни с ее устойчивым укладом, веками укоренявшемся на Руси.

По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери»".

Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б все,
И при твоем уме -
Пост председателя
В волисполкоме.
Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул...

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Наиболее трагичное звучание разговор о деревне получает в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Пронзительно громко звучит в нем Есенинский крик:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии.

Сгусток противоречий й столкновений в деревне Есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, глазами героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.

Справедливо полагая, что власти как всегда их обманут, крестьяне не видели особой личной выгоды и заинтересованности в таких преобразованиях. До конца не представляя порядков новой жизни, они боялись каких-либо перемен. Все это выразилось в лирике Есенина в абстрактных метафорических образах «железного гостя» («Я последний поэт деревни»), «каменных рук шоссе» («Мир таинственный, мир мой древний»), В «Возвращении на родину» дед сетует на то, что сняли с церкви крест и негде стало молиться. Да и сам лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен,

утверждает поэт в поэме «Русь советская». В стихотворении «Я последний поэт деревни» с гибелью старого уклада он отождествляет собственную смерть, ощущая свои стихи и песни ненужными, устаревшими, понимая неотвратимость перемен.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай,

восклицает Есенин в стихотворении «Хулиган».

Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой тяжести полынь.

Эти строки выдают тонкую эстетическую натуру автора, его умение разглядеть прекрасное в обыденном, поэтично воплотить это прекрасное в словесной зарисовке.

В стихотворении «Спит ковыль» противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль - типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь - образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба - воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

Яркая, запоминающаяся строка «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» подчеркивает тему противостояния города и деревни в творчестве С. Есенина.

«Я последний поэт деревни», - пишет С. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня Есенинского детства противопоставлена уверенным и неотвратимым шагам бездушного технического прогресса:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

Процесс вымирания деревни, начавшийся в конце прошлого века, продолжается с еще большей силой. Расположенные возле городов поселения превратились в дачные поселки, а глухие, далекие деревушки просто вымирают и пустуют. Исчезает исконная опора и житница России. Если этот процесс не остановится, то уже очень скоро нашей стране придется покупать за золото чужой хлеб за границей.

Деревня и город в поэзии С. Есенина
Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта С. Есенина, который провел свое детство в деревне, у деда - среди просторов полей и лугов и нехитрого крестьянского быта. Там же проснулся и его литературный талант,
напоенный свежестью цветущих садов и красками закатов, парным коровьим молоком и вечерним собачьим лаем.
О край разливов грозных,
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
Стихи Есенина близки по духу к народной поэзии: они напевны и мелодичны, задушевны и образны, и это придает им какую-то особую интимность, неповторимость. Есенин всегда был сыном своей родины и своего народа, несмотря на то, что судьба носила его по разным городам, бывал он и за границей. Но чаще всего в отрыве от родных просторов, от природы, деревни, которую он считал источником “живой” жизни, поэт ощущал тоску и душевный дискомфорт.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И все же, хоть Есенин и считал себя “крестьянским сыном”, он был не крестьянином, а поэтом, которого манит бурная, полноводная жизнь, все новое. Поэтому, попав в город, Есенин и остался там, хотя довольно часто чувствовал себя неуютно среди серых коробок домов, шумных улиц,
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере.
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
С надеждой и затаенной радостью ожидал С. Есенин прихода революции. Он верил, что переворот принесет перемены не только для города, но и для деревни - даст ей новые возможности, облегчит тяжелую крестьянскую жизнь.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Однако мечтам поэта не суждено было сбыться. Революция принесла деревне еще большую нищету, несчастья, горе. Город пошел в наступление на патриархальную провинцию, и Есенин с болью в сердце ощутил себя “последним поэтом деревни”, которая умирает. Тоской и печалью полны стихотворения поэта, посвященные уходящей Руси.
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Есенину кажется, что серый бетонный город с его индустрией способен разрушить “живую” красоту, убить жизнь, насаждая железное, искусственное, мертвое. В стихах Есенина город страшен и одушевлен, он похож на огромного жадного спрута, которого невозможно накормить. “Алый цвет зари” вытесняется багровым огнем доменных печей, “молочный дым села” - черным смогом фабричных труб, храп лошадей и стук копыт - грохотом железной дороги.
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Поездки за границу изменили мнение Есенина о прогрессе, индустрии, цивилизации. Ему стало больно за свою деревенскую, “избяную”, нищую и убогую Русь, которая, несомненно, хранила крепкую связь с прошлым, но у которой не могло быть достойного будущего.
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил.
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Примирился ли Есенин с городом? Наверное, не до конца, поскольку никогда не был он ни певцом “машинной цивилизации”, ни урбанистом. Поэт сумел увидеть будущую мощь “родной стороны” “через каменное и стальное”, но сомневался, будет ли ему место в этом жестоком искусственном мире.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта С. Есенина, который провел свое детство в деревне, у деда — среди просторов полей и лугов и нехитрого крестьянского быта. Там же проснулся и его литературный талант, напоенный свеже-стью цветущих садов и красками закатов, парным коровь-им молоком и вечерним собачьим лаем.

О край разливов грозных, И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил.

Стихи Есенина близки по духу к народной поэзии: они напевны и мелодичны, задушевны и образны, и это придает им какую-то особую интимность, неповторимость. Есенин всегда был сыном своей родины и своего народа, несмотря на то, что судьба носила его по разным городам, бывал он и за границей. Но чаще всего в отрыве от родных просторов, от природы, деревни, которую он счи-тал источником «живой» жизни, поэт ощущал тоску и душевный дискомфорт.

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И все же, хоть Есенин и считал себя «крестьянским сыном», он был не крестьянином, а поэтом, которого манит бурная, полноводная жизнь, все новое. Поэтому, попав в город, Есенин и остался там, хотя довольно часто чувство-вал себя неуютно среди серых коробок домов, шумных улиц, погруженных в себя и равнодушных ко всему остальному людей.

Храня завет родных поверий — Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И схилясь, двигались их груди, Что чешуя скорузлых рыб.

С надеждой и затаенной радостью ожидал С. Есенин прихода революции. Он верил, что переворот принесет пе-ремены не только для города, но и для деревни — даст ей новые возможности, облегчит тяжелую крестьянскую жизнь.

Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Однако мечтам поэта не суждено было сбыться. Ре-волюция принесла деревне еще большую нищету, несча-стья, горе. Город пошел в наступление на патриархаль-ную провинцию, и Есенин с болью в сердце ощутил себя «последним поэтом деревни», которая умирает. Тоской и печалью полны стихотворения поэта, посвященные ухо-дящей Руси.

Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.

Есенину кажется, что серый бетонный город с его индустрией способен разрушить «живую» красоту, убить жизнь, насаждая железное, искусственное, мертвое. В стихах Есенина город страшен и одушевлен, он похож на огромного жадного спрута, которого невозможно накор-мить. «Алый цвет зари» вытесняется багровым огнем доменных печей, «молочный дым села» — черным смо-гом фабричных труб, храп лошадей и стук копыт — грохотом железной дороги.

Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунный поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?

Материал с сайта

Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Поездки за границу изменили мнение Есенина о про-грессе, индустрии, цивилизации. Ему стало больно за свою деревенскую, «избяную», нищую и убогую Русь, которая, не-сомненно, хранила крепкую связь с прошлым, но у которой не могло быть достойного будущего.

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил. Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.

Примирился ли Есенин с городом? Наверное, не до кон-ца, поскольку никогда не был он ни певцом «машинной цивилизации», ни урбанистом. Поэт сумел увидеть буду-щую мощь «родной стороны» «через каменное и стальное», но сомневался, будет ли ему место в этом жестоком искус-ственном мире.

Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • деревня и город живое и железное в поэзии есенина

Сергея Александровича Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью. Покраснела рябина, Посинела вода. Месяц, всадник унылый, Уронил повода. Снова выплыл из рощи Синим лебедем мрак. Чудотворные мощи Он принес на крылах. Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств.

Сыновней любовью веет от его произведений. Даль подернулась туманом. Чешет тучи лунный гребень. Красный вечер за куканом Расстелил кудрявый бредень. Под окном от скользких ветел Перепелъи звоны ветра. Тихий сумрак, ангел теплый, Напоен нездешним светом. Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека. Храня завет родных поверий - Питать к греху стыдливый страх. Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И, схилясъ, двигались их груди, Что чешуя скорузлых рыб. И я услышал зык от бога: «Забудь, что видел, и беги! («Город») Теперь город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа. А когда ночью светит месяц, Когда светит... черт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. Сердце бьется все чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: «Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад». Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Постепенно из лирики поэта исчезают яркие тона - золотой сменяется серым, алый цвет зари - лимонно-желтым. Тускнеют не только краски, но и чувства. Автор пытается обрести и здесь гармонию, примирить несоединимое. Дар поэта - ласкать и корябатъ, Роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней, Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней. Но ничто не приносит утешения поэту, кроме родных необозримых просторов, которые врачуют истерзанную душу, даруют покой и радость. к природе возрождает Есенина, дает силы жить и творить. Поэт ясно видит, что остановить прогресс невозможно, он неотвратимо наступает на милую сердцу патриархальность.

Еще в стихотворении «Сорокоуст» дана картина, поражающая читателей своей правдивой образностью. Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунный поезд? А за ним По большой траве. Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Действительно, не обогнала, а «победила», но как-то горько |и грустно от этой победы, торжества железа и грохота над «синью, упавшей в реку», «сыпучей ржавчиной» холмов, «молочным дымом села». Поэту остается одна судьба - «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя». И все же исторически России дан только один путь решения [крестьянского вопроса - путь обновления деревни. Принимая эти перемены умом, Есенин в то же время чувствовал, что преодолеть его сельской Руси будет далеко не так просто и быстро, как это казалось современникам поэта. Отсюда постоянные тревожные, порой мучительные раздумья Сергея Александровича о (будущем мужичьей страны. Полевая ! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. Здесь правда чувств особенно дорога нам, в этом подлинное (величие поэта. Поняв необходимость обновления, Есенин пристальнее вглядывается в кипение жизни, стремясь, по его словам, «постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь». Еще недавно поэт «проклинал» город, видя в нем лишь первопричину всех страданий и несчастий крестьянской Руси, с тревогой писал о том, что «каменные руки» города-шоссе - «сда-1вили за шею деревню». Теперь все эти тревожно-трагические [раздумья и мысли оказываются в прошлом. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом! Знать, оттого так хочется и мне, Задрав штаны, Бежать за комсомолом.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Деревня и город («живое» и «железное») в поэзии С. Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.