Франция во второй половине XX в. Франция в начале xx века. история франции История франции 20 век

Франция во второй половине XX века. Вспомним, что происходило с Францией во время Второй мировой войны. До войны существовала Третья республика (). Это была президентская республика. В 1940 году северная часть Франции была оккупирована немцами, а в южной части сформировался коллаборационистский режим маршала Петена. Третья республика, таким образом, пала. Французский лидер маршал Анри Филипп Петен приветствует Адольфа Гитляра в Монтуар-сюр-ля-Луар 24 октября 1940 года. Справа рейхсминистр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп. В 1944-м году Франция была освобождена. Основные руководители режима Виши были осуждены за государственную измену в годах. Де Голль в освобождённом Шербуре. Пьер Лаваль (), расстрелян в 1945-м


Франция во второй половине XX века. Шарль де Голль () В во Франции существовало Временное правительство, которое возглавлял главный герой Сопротивляния генерал де Голль. Правительство было коалиционным. В него вошли все партии, активно участвовавшие в Сопротивлянии, включая коммунистов и социалистов. Основной вопрос стоял о характере будущего гос устройства. Было два основных варианта – президентская республика и парламентская республика.


Франция во второй половине XX века. Шарль де Голль () В итоге восторжествовала вариант парламентской многопартийной республики. Де Голлю это не понравилось 1946 – Конституция и установляние режима Четвертой республики во Франции. Де Голль на время ушел. Он был сторонником боляе правых, авторитарных и националистических идей. Как вы думаете, почему де Голль, человек военной закалки, придерживался идеи «президентской республики»?


Франция во второй половине XX века. План урока 1. Четвертая республика () 2. Пятая республика () Де Голль у власти (). 3. Студенческая революция 1968 года и уход де Голля. 4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози ()


1. Четвертая республика () Конституция Четвертой республики не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть. Режим Четвертой республики оказался неустойчивым. Правительства формировались коалицией разнородных сил. С 1944 по 1958-й год сменилось 26 (!) кабинетов. Главным провалом в политике Четвертой республики была колониальная война в Алжире () Война в Алжире ()


1. Четвертая республика () 8 января 1961, уже посля возвращения де Гор года был проведён референдум по вопросу о судьбе алжирской проблямы. За предоставляние Алжиру независимости высказались 75 % участников опроса. Война была крайне непопулярна в народе. Война в Алжире унесла около 40 тысяч жизней


1. Четвертая республика () годы стали годами глубокого политического кризиса IV Республики. Затяжная война в Алжире, безуспешные попытки сформировать Совет министров, наконец экономический кризис. Рене Коти, послядний президент Четвертой республики Войной в Алжире недовольны были все – и те, кто желал мира, и те ультраправые силы, что не желали допустить независимость Алжира. В сентябре 1958 года французский парламент утвердил новое правительство де Голля Среди французов в то время было много сторонников «сильной власти». Как вы думаете, кого они хотели увидеть у власти?


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль () 1958 – принятие новой Конституции и установляние Пятой республики.


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль () «Когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов государственной власти нарушено, президент республики принимает меры, которые диктуются данными обстоятельствами. Для этого достаточна простая консультация с премьер-министром, председателями обеих палат парламента и Конституционным советом» (из 16 статьи Конституции 1958 г.) Как можно охарактеризовать власть, которую получает Президент в чрезвычайных ситуациях по Конституции Пятой республики?


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль () 1958 – принятие новой Конституции и установляние Пятой республики. Сбылась мечта де Голля 12-лятней давности – республика с сильной президентской властью Сам Де Голль, избравшись президентом, стал кем-то вроде «национального арбитра»


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль – человек года (1958) Обложка журнала Time «Каково оправдание статьи 16? Я напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл тем самым путь к капитуляции» (Из мемуаров де Голля) Как де Голль оправдывал авторитаризм президентской власти в чрезвычайных ситуациях? Какие события из истории Франции повлияли на эти взгляды де Голля?


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () В 1965 году Шарль де Голль был избран на второй срок (еще 7 лят по Конституции). Шарль де Голль () В 1962 году Де Голль завершил алжирскую войну, предоставив Алжиру независимость. Прочтите второй абзац в разделя «Пятая республика» 24 го параграфа. Выделите основные черты голлизма. Вокруг де Голля сплотилась партия его сторонников (сейчас называется «Союз за народное движение»). Идеологией для нее стал «голлизм»


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () «Политический спектр»: Крайне лявые Левые Правые Крайне правые Социал- демократы Коммунисты Анархисты Консерваторы Националисты К какой части политического спектра вы отнесете глистов?


3. Студенческая революция 1968 года. Что вы знаете о студенческой революции мая 1968 года? Кто в ней участвовал? Одним из плакатов мая 1968 года был «Десять лят вполне достаточно!» На что намекали бунтующие студенты? Ироничный плакат мая 1968 г. Взгляните на плакат. Темная фигура, затыкающая рот студенту – кто это? Как вы думаете, почему Де Голль со своим авторитаризмом был даляк от протестной молодежи 1960-х?




3. Студенческая революция 1968 года. Франция в мае 1968 года фактически разделилась на «молодых» и «старых». Уличные бои молодежи с полицией в Латинском кварталя Парижа не утихали. 30 мая 1968 года Де Голль выступил по телявидению. Он заявил, что не покинет своего поста, распускает Национальное собрание и назначает досрочные выборы. Выборы голлисты выиграли.


3. Студенческая революция 1968 года. Тем не менее, в 1969 году уже почти 80-лятний де Голль ушел от власти – добровольно. Де Голля часто упрекали в авторитаризме. Вспомните, как де Голль отстранился от власти в 1946-м, когда была провозглашена Четвертая республика. Можно ли считать его в полной мере авторитарным политиком?


Валяри Жискар д Эстен, президент Франции () Жорж Помпиду, президент Франции (20 июня апреля 1974) Посля де Голля его курс продолжил его преданный сторонник Жорж Помпиду. Он вложил немало сил в модернизацию страны, но умер в 1974-м от редкой формы ляйкемии. На выборах 1974 года Валяри Жискар д Эстен в тяжелой борьбе победил социалиста Франсуа Миттерана. «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медлянно умираю» (Помпиду в 1974-м)


4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози () Франсуа Миттеран, президент Франции Отказ от политики неолиберализма. Национализация крупных банков и корпораций. Увеличение пенсий, нижнего порога заработной платы.


4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози () Жак Ширак, президент Франции (с 1995 по 2007) В 1995-м году к власти вернулись голлисты в лице Жака Ширака. Сейчас президентом является Николя Саркози.


4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози () «Политический спектр»: Крайне лявые Левые Правые Крайне правые Социал- демократы Коммунисты Анархисты Консерваторы Националисты К какой части политического спектра можно отнести Франсуа Миттерана и Жака Ширака?

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события,характерные черты социально-экономического развития .

Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».

После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.

Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты — на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г. — сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.

В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.

Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война — в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир — рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции — 10—11 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир — это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса.

В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.

Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала полномочия парламента и сохраняла все права граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии — «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики — ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.

Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой — улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция смогла восстановить свое положение великой державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем — Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев В. Ж. д" Эстен.

С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии — социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с 1947 г. вошли коммунисты.

Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом — участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.

Политическая ситуация во Франции на рубеже 80—90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.

Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом — социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства, проводит политику, подобную тэтчеризму.

Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.

На досрочных президентских выборах в июне 1969 г победил лидер голлистской партии. СДР, бывший премьер-министр. Жорж. Помпиду, который проводил предвыборную кампанию под лозунгом"Преемственность и диал лог"Будучи на протяжении многих лет близким сотрудником. Ш де. Голля, он подчеркивал, что намерен продолжать политику предыдущего президента и в то же время идти на диалог с оппозиционными силами страны. Новый президент назначил премьер-министром одного из выдающихся соратников. Ш де. Голля периода. Сопротивления. Жака. Шаббан-Дельмаса, а другой -. Мишеля. Дебре - на пост министра обороны. В состав правительства было включено представителя"независимых республиканцев"Валери. Жискар д"Эстена и отдельных ведущих деятелей правой оппозицийних діячів правої опозиції.

Новый правительство выдвинуло претензионную программу"нового общества", в основу которой было положено идеи. Ш де. Голля относительно активизации социальной политики государства путем сохранения и развития законодательной си истема"участия"всех категорий населения в управлении государством. Новое правительство расширил полномочия муниципалитетов. Было предоставлены дополнительные льготы и субсидии крупным монополиям, предприятиям экспортных гал узей, что позволило повысить конкурентоспособность французских товаров. Активизировалась правительственная программа поддержки семьи, расширение функций органов местного самоуправления и студенческого управления. В 1970 г принят закон о ежегодной индексации минимального размера зарплаты в соответствии с уровнем инфляции. Правительство решительно перешел к прагматичной политики обеспечения устойчивого и быстрого промышленного с ростання, приоритетного развития индустрии как залог решения всех социальных вопросов. В разгар летних отпусков 1969 г правительство приняло решение о девальвации франка на 12,5% относительно американского доллара. Одновременно было принято решение о блокировании течение месяца цен на промышленные и продовольственные товаромислові та продовольчі товари.

Девальвация франка обеспечила течение следующих двух лет значительные преимущества в области внешней торговли и вызвала рост темпов промышленного производства, прирост которого в сравнении с 1960 г вырос на 7%, а в 1971 г. - на 5,3%. В связи с внедрением новых технологий производительность труда в 1969 -1973 гг выросла на 5,25,2%.

После президентских выборов 1969 г. произошло определенное перегруппировка политических сил . Левые партии, которые понесли ощутимые неудач после 1968 г. на парламентских и президентских выборах, решили объединить свои усилия, разработать совместную программу. Летом 1971 г. состоялся съезд социалистов, который принял новое название - французский социалистическая партия (ФСП). Секретарем партии был избран. Франсуа. Миттерана, уч. Асника движения. Сопротивления, известного деятеля европейской социал-демократии. В 1972 г. ФСН и. ФКП приняли совместную программу, которая содержала широкие обещания социального характера, предусматривала национализацию крупнейших предприприємств.

Одновременно произошло объединение партии радикалов с"Демократическим центром", в результате которого появился"Движение реформаторов"Новое группировки критиковал правительство с позиций"атлантизма"и"европеизма"

Во внешней политике президент. Ж. Помпиду продолжал основные тенденции, начатые. Ш де. Голлем, хотя внес определенные изменения во взаимоотношения с. США и. ЕЭС. Одним из первых зарубежных визитов нового президента бы была поездка в. США в феврале 1970 г., во время которой сделан шаг в устранении противоречий по целому ряду международных вопросов, достигнуто соглашение об увеличении американских капиталовложений во французскую эко экономикой. Оживились научно-технические и экономические связи между двумя странами. Однако. Франция отказалась вернуться в военную организацию. НАТю. НАТО.

Президент. Ж. Помпиду еще в 1969 г высказался за расширение. ЕЭС, в том числе за принятие в сообщество. Великобритании. Длительные переговоры участников. ЕЭС (Франции,. ФРГ,. Италии,. Бельгии,. Голландии и люкс ембургу) с делегациями. Великобритании,. Дании,. Исландии завершились 22 января 1972 г торжественным подписанием соглашения. В октябре 1972 г на совещании в. Париже глав правительств стран"Общего рынка"Франция выступила а с предложением создать валютный союз с целью дальнейшей интеграции западноевропейских краяропейських країн.

В начале 1970-х гг улучшились отношения. Франции с. СССР. Во время визита. Ж. Помпиду в. Советский. Союз (октябрь 1970 г.), а в следующем году. Леонида. Брежнева во. Францию, обе стороны приняли совместное прог программу, которая содержала пункты о расширении и углублении политических консультаций, согласовали принципы взаимного сотрудничества, часть из которых позднее были включены в документы. Общеевропейского совещания по пит ань безопасности и сотрудничествцтва.

Одновременно. Франция заняла особую позицию по войне во. Вьетнаме и урегулировании ближневосточной проблемы. Как и. Ш де. Голль, новый президент призвал. США прекратить военные действия во. Вьетнаме и начать перего оворний процесс. Ж. Помпиду постоянно настаивал на урегулировании политическими средствами ближневосточного конфликта на основе резолюции. Совета. Безопасности от 22 ноября 1967 г. Введенное. Ш де. Голлем эмбарго на поставки оружия. Израилю было подтверждено новым правительствомурядом.

Активное внешнюю политику проводила. Франция во взаимоотношениях со странами"третьего мира"Северная. Африка, согласно новой военной доктриной, провозглашалась"сферой жизненных интересов"Франция улучшила а свои отношения с. Египтом,. Алжиром,. Ливией. Для обеспечения защиты. Средиземноморья предусматривалась сотрудничество с. НАТчалася співпраця з. НАТО.

Начало 70-х годов ознаменовался укреплением позиций. Франции на международной арене

После смерти в апреле 1974 г президента. Ж. Помпиду состоялись внеочередные президентские выборы, во время которых победу одержал лидер"независимых республиканцев"В. Жискар д"Эстен, министр финансов в постирает едних правительствах. В отличие от кандидата от партии. СДР, бывшего премьер-министра. Ж. Шаббан-Дельмаса, который обещал развитие"нового общества", и декларативных обещаний. Ф. Миттерана, который был выдвиженцем от социалистов,. В. Жискар д"Эстен резюмировал свою предвыборную программу в лозунге"Перемены без риска"Он обещал провести социальные реформы в духе либерализма, улучшить условия труда, гарантировать невтр учання государства в личную жизнь граждан, расширить права молодежи и женщин. Внешнеполитическая программа сводилась к проведению политики предыдущих президентов. Ш де. Голля и. Ж. Помпидудніх президентів. Ш. де Ґолля і. Ж.. Помпіду.

Правительство, сформированное. В. Жискар д"Эстеном, как и предыдущий, состоял в основном из представителей двух партий правящей коалиции, однако соотношение сил между ними изменилось в пользу республиканцев. Премьер ""Премьер-министром стал молодой руководитель. СДР, бывший сотрудник. Ж. Помпиду -. Жак. Ширарак.

Президент и вновь правительство начали свою деятельность в сложных условиях развертывания энергетического кризиса. За неполный год промышленное производство сократилось на 15%, выросли цены на товары потребления ния, количество безработных в течение 1974 -1976 гг увеличилась в 2,5 раза. Кризис коснулся и финансовой сферы. Правительство вынуждено было прибегнуть к жесткой антикризисной политики. В связи с предоставлением дополнительных субсидий нефтяным компаниям и больших средств на закупку нефти вырос внешнеторговый дефицит и снизился курс франка. Правительство выдвинуло программу ускоренного экономического роста, расценивая ее как средство выхода из кризиса. Был взят курс на введение дополнительных льгот для предпринимателей и на"частичную денационализацию"государственного сектора. Сокращение программ борьбы с безработицей сочеталось с роста м средств на образование и здравоохранение. Правительство перешло к жесткой монетарной политики. Обрабатываемый план развития на 1976 - 1980 гг предусматривал государственную поддержку только крупных конкурентоспособных предприни приятий, в частности автомобильной, химической, электротехнической отраслей. Значительное внимание уделялось военно-промышленному сектору, 40% продукции которого шла на экспорте якого йшла на експорт.

С 1976 г., когда на смену премьер-министру. Ж. Шираку пришел. Реймон. Барр, правительство перешло к сдерживанию роста зарплаты, более жесткой кредитной и налоговой политики. Одновременно, с целью избежания. Общественно ных потрясений, правительство увеличило пособия и пенсии на 5 - 10%, снизил возрастной ценз избирателей с 20 до 18 летків.

Несмотря на кризисные явления,. Франция сумела добиться стабильности. При среднегодовых темпах прироста. ВВП в 1,9% производительность труда ежегодно увеличивалась на 4% к 1980 г внешнеторговый оборот сбо ильшився в пять раз. Важную роль в этом сыграло использование потенциала международных отношений для активизации экономического развития страны и всестороннее укрепление системы межгосударственного регулирования. Зав благодарности инициативе президента в разгар энергетического кризиса в. Париже было созвано совещание глав правительств наиболее развитых индустриальных стран (США,. ФРГ,. Италии,. Японии), которые разработали совместные мероприятия энер этической кризисовкризі.

конце 70-х гг по инициативе. Франции в рамках. ЕЭС удалось осуществить масштабную финансовую реформу ~ введение европейской расчетной единицы"экю"и создание механизма координации курса нац национальных валют. В эти же годы расширилась политическая и экономическая сотрудничество. Франции с. США,. СССР и другими странами. В 1975 г. В. Жискар д"Эстен от имени. Франции подписал. Хельсинкский. Акт - один из. Найва жливиших документов периода разрядкиеріоду розрядки.

В период президентства. В. Жискар д"Эстена активизировалась политика. Франции в странах"третьего мира"Продолжая традиции, заложенные. Ш де. Голлем и. Ж. Помпиду, он делал ставку на критику политического о отистояння двух сверхдержав. Несмотря на явное сближение с. США и улучшения отношений с. СССР,. В. Жискар д"Эстен осуждал гонку ядерных вооружений, вмешательство обоих государств во внутренние дела стран"третьего мира", поддерживал антиизраильскую политику арабских государств. В 70-х гг. Франция вышла на второе место в мире по экспорту оружия, уступив лишь. СРСброї, поступившись лише. СРСР.

Франции удалось в 70-е гг укрепить экономические отношения с. Ираном,. Индонезией,. Филиппинами,. Сингапуром, с которыми постоянно сохранялось положительное сальдо в торговле

Уже с середины 70-х годов правящая коалиция распалась. Президент. В. Жискар д"Эстен, как и. Ш де. Голль, считал необходимым освободить. Францию??от межпартийной вражды, консолидировать нацию и обеспечить"демократический порядок"Он склонялся к двухпартийной системы, при которой в обществе существует две доминирующие политические силы с общими стратегическими целями, однако они предлагают разные пути их реализацией ции. Президент планировал объединить все правоцентристские партии и группы на основе традиционных республиканских ценностей и создать прочную правящую коалицию. В 1977 г. Национальный фронт независимых респуб ликанцив был переименован в. Республиканскую партию, а затем был создан избирательный картель"Союз за французскую демократию"(СФД). Накануне парламентских выборов. В. Жискар д"Эстен предложил такт ику"истощение крайних блокову "виснаження крайніх блоків".

Одновременно во. Франции происходила радикальная перестройка голлистской движения. Из партии. СДР вышла группа левых голлистов, сторонников доктрины"величия"Франции, обострилась внутрипартийная борьба мл лодых политиков с бывшими сотрудниками. Ш де. Голля. Покинув в 1976 г правительство,. Ж. Ширак взял курс на восстановление массового членства, установление строгой партийной дисциплины. Партия. СДР в 1976 г. была переименована в. Объединение в поддержку республики (ОПР), которое быстро росло за счет"новых"средних слоев - инженерно-технических работников, предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и чиновных икив. Руководство. ОВД переняло в ежедневной работе пропагандистские технологии левых партий - интенсивную работу с массами. Особенности нового поколения отражала обновленная программа. ОПР, которая предлагала г изко сократить социальные функции государства и его прямое вмешательство в экономику. Новая программа была созвучна концепции англо-американского неоконсерватизма. На государство возлагалась ответственность за с труктурни преобразования, основными из которых считались: оживление инвестиционного рынка за счет налоговой политики, эффективное сочетание большого и малого бизнеса, либерализация рыночных отношений, мо нетарна политика взвешенного бюджетрна політика виваженого бюджету.

На парламентских выборах 1978 г.. ОПР и. СФД выступали уже не как союзники, а как противники на одном электоральном поле против левых партий. По результатам голосования больше всего мест получила. ОПР - 1 148, на втором. СФД - 122, остальные голосов поделили между собой социалисты, коммунисты и радикалы. Парламентские выборы 1978 г. обнаружили контуры чотирипартийнои модели, имела тенденцию к поляризации. Голоса избирателей разделились почти поровну между правыми и левыми партиями, поэтому решающее значение приобретали президентские выборы 1981 г., в которых обе правящие партии подошли в состоянии острого противостояния я. Основная борьба за президентство развернулась между тремя кандидатами. В. Жискар д"Эстеном (СФД),. Ж. Шираком (ОПР) и кандидатом от социалистов. Ф. МиттеранМіттераном.

Во втором туре с незначительным перевесом голосов победил. Ф. Миттеран. Впервые в истории. Франции президентом стал социалист, который, пользуясь правом роспуска. Национального собрания, назначил досрочные выборы и. Дезорганизованные правые партии не могли провести эффективную анти президентскую кампанию, поэтому парламентские выборы принесли новый успех социалистам и коммунистам, которые в совокупности набрали 315 депутатски х мест. Сформированный правительство, в состав которого вошли социалисты, коммунисты и радикалы, возглавил. Пьер. Мораоруа.

Ф. Миттеран, получив всю полноту власти, перешел к реализации предвыборной программы. Национальное собрание приняло ряд законов о децентрализации, которые расширяли полномочия органов местного упра авлиння, смягчили административный контроль центра над ними. Был введен пропорциональную систему выборов в местные органы власти и. Национального собрания. Под эгидой концепции самоуправления правительство дом игся принятия закона о регламентации финансовой деятельности партий. Правительство. П. Моруа значительное внимание уделил социальным реформам: минимальная заработная плата повышалась на 40 - 50%, увеличивались размеры пенсий и пособий по безработице, возраст выхода на пенсию был сокращен до 60 лет. Вводился пятую неделю оплачиваемого отпуска, а рабочая неделя сокращался до 39 годы9 годин.

Однако главную роль в общей программе социалистов и коммунистов отводилось национализации, целью которой было закрепление государственного контроля над крупнейшими финансово-промышленными группами страны. П. После национализации в 1982 г пяти промышленных групп государственный сектор обеспечивал уже половину капиталовложений и третью часть валового национального продуктату.

Одновременно государственный контроль устанавливался над 36 коммерческими банками. В результате доля государственного сектора в финансово-кредитной системе составила 95%. Однако национализация требовала значительных капиталовк заложенными для модернизации новых государственных и вызвала растущее напряжение бюджетно-финансовой системыми.

Национализация вызвала"бегство капиталов"за рубеж: только в 1981 г из страны было вывезено 77 млрд франков. Уже в 1983 г. дефицит государственного сектора промышленности составлял 7,5 млрд франков. Резкое ухудшений ния платежного баланса заставило правительство перейти к жесткой валютно-финансовой политики: за 1981 - 1982 гг была дважды проведена девальвация франка, сначала на 3%, а затем - на 10%. Правительство прибегло к"ручному р егулювання"- принял решение о замораживании роста цен и зарплаты, однако инфляционный взрыв вызвал снижение реальных доходов населения и перечеркнул последствия почти всех социальных реформ. Ежегодная инфляция достигла 14%, значительно больше чем в других странах"Общего рынка"В 1983 г. экономический рост снизился на 0,7%. Больших масштабов приобрело безработицы, охватившее более 2 млн человек такие последствия и"левых экспериментов"вызвали общее недовольство населения и заставили. Ф. Миттерана приостановить процесс национализации, отказаться от популистских социальных программ и перейти к жесткой эконом ее, укрепления"смешанной экономики", сочетающей государственную и частную формы собственности. К финансированию государственных начал привлекаться частный капитал. Одновременно проводилась реорганизация рис орентабельних предприятий металлургии, угольной промышленности, судостроения, на которых вводились стабилизационные технологии - результаты. НТР. С 1984 г начался подъем производствалогії - результати. НТР. Із 1984 р. почалося піднесення виробництва.

В феврале 1984 г принято"План занятости и промышленной перестройки", предусматривающий предоставление работникам предприятий, которые реорганизовывались, оплачиваемой двухлетней отпуска для профессиональной переквалифи икации. Такие меры уменьшали социальное напряжение, однако популярность правительства левых партий быстро падала. Профсоюзы вернулись к организации массовых акций протеста. В 1984 г коммунисты демонстративно покинут ули правительство, однако это не спасло их репутацийхньої репутації.

В условиях падения популярности левых партий до середины 80-х гг укрепились позиции. ОПР и. СФД. Программные основы обеих партий не содержали принципиальных отличий и они решили пойти на парламентские выбор ры 1986 г единым списком кандидатов. Выборы в. Национальное собрание в 1986 г, которые происходили на пропорциональной основе, принесли убедительную победу правой коалиции в составе. ОПР и. СФД, которая получила 291 м андат. Французская социалистическая партия провела 206 депутатов. Новой поражения на выборах потерпели коммунисты, за которых проголосовало менее 10% избирателей. Впервые значительного успеха достиг движение"Национальный фронт"(. НФ), возглавляемый. Жан-Мари. Ле-Пеном. Программа. НФ базировалась на экстремистских и расистских идеях. Руководитель. НФ требовал выселить всех эмигрантов из. Франции и восстановить смертную казнь для"наведения порядка"Лепенивци, рассматривая фашизм и коммунизм как главную угрозу для мировой цивилизации, одновременно выступали против космополитизма, засилье на мировой арене. СССР и. США, европейской интеграции,"уничтожь уе самобытность народово "знищує самобутність народів".

соответствии с конституционными нормами президент. Ф. Миттеран вынужден был назначить премьер-министром руководителя крупнейшей фракции парламента -. Ж. Ширака. Впервые в практике. Пятой республики начался период с сосуществования президента-социалиста и премьер-министра, представлявший праве силили.

Правительство. Ж. Ширака начал широкую программу преобразований, часть которой направлена??на ликвидацию законодательства предыдущих правительств левых партий. Первым шагом в этом направлении была отмена избирательного закон на 1985 г и восстановления мажоритарной системы выборов. Основным направлением экономической реформы была широкая денационализация промышленности и либерализация экономики протяжении полутора периода вновь бы уло приватизировано треть государственного сектора - 65 корпораций и фирм, которые включали 1100 предприятий. Приватизации не подлежали только предприятия электроэнергетики, газоснабжения и телекоммуникікації.

Во время приватизации для каждого предприятия создавалась группа"стабильных вкладчиков", которым по льготным ценам продавалось 25% акций, а остальные раскупалась мелкими пакетами. Такая схема унеможлы ивлювала и монопольное владение приватизированным предприятием и хаотичный перепродажа акций результате приватизации значительно вырос слой совладельцев предприятий: ими стали более 40 млн французов. За 1 986 - 1988 гг приватизация пополнила бюджет страны на 84 млрд франков4 млрд франків.

В рамках либерализации государственного регулирования ликвидировался административный контроль над ценами. Государственной регламентации подлежали только цены на медикаменты, книги, тарифы на газ, свет и железнодорожный и транспорт.

Основой финансового оздоровления стала политика жесткой экономии и свертывание отдельных социальных программ: сокращались гарантиях прав квартиросъемщиков, восстанавливался частный врачебный сект тор, расширялись частные учебные заведения. Правительственные. Ж. Ширака удалось снизить среднегодовую инфляцию до 3%, но темпы экономического роста оставались невысокими. Резкий поворот реформ, ломка системы социального обеспечения, перестройка экономической структуры вызвали недовольство той части населения, которая привыкла к системе государственных гарантий. Правительство не решилось приступить к реформе системы охран они здоровья и пенсионного обеспеченияення.

В 80-е годы возникла еще одна проблема - экстремистские мусульманские организации устраивали многочисленные взрывы в метро, ??кафе, магазинах и других людных местах. Правительство приняло ряд мер для затруднения въезда и иностранцев в страну, началось высылки эмигрантов, не имевших разрешения на проживаниеня.

В 1988 г во. Франции состоялись очередные президентские выборы, характерным признаком которых стала явная деидеологизация политической борьбы. Ф. Миттеран выдвинул свою кандидатуру на второй срок, несмотря на п почтенный возраст (72 года). Теперь он представлял себя не руководителем социалистов, а лидером нации. Если на выборах 1981 г. он предлагал идти"с левыми за единую. Францию", то теперь его главным лозунгом было" единственная. Франция"Ф. Миттеран обещал не проводить"ни новой национализации, ни новой приватизации"Его соперниками выступили семь кандидатов, главным из которых был. Ж. Ширак. Предвыборная программа главного к онкурента свидетельствовала о его отказе от либерального максимализма, апеллировала к голлистской традиций государственного строительства, сочетание этих традиции с технократическим модернизмацих традиції з технократичним модернізмом.

Победив на выборах,. Ф. Миттеран распустил. Национальное собрание, в которых преобладали правые, и назначил новые выборы, во время которых социалисты и радикалы получили большинство. Премьер-министром стал один из на айпопулярниших руководителей. Социалистической партии. Мишель. Рокар. Он сразу же приостановил распродажу национализированных предприятий, восстановил налоги на большие прибыли, а в последующие годы его правительство воздерживалось я от проведения любых реформ и, в основном, осуществлял политику"строгой экономии", которая обеспечивала незначительный рост. ВВзростання. ВВП.

Почти десятилетний период правления социалистов, прерывалось только в 1986 - 1988 гг, до начала 90-х гг не увенчалось выполнением их обязательств: увеличился дефицит бюджета, объем промышленного вы иробництва сократился на 1,5%, безработица впервые в истории страны превысило 3 млн человек конце 80-х гг каждый десятый француз был безработным (намного больше, чем в других западноевропейских стран ахнах).

Внешнеполитический курс. Франции 80-х годов отмечался определенными видоизменениями. Вопреки прогнозам президент-социалист. Ф. Миттеран пытался укрепить отношения с. США, значительно активизировать сотрудничество с. НАТО. Обнародована военная доктрина правительства, принятая в 1983 г., предусматривала отказ от голлистской идеи единоличной национальной безопасности страны в пользу систем"европейской обороны"и. Североатлантическим ого союза. Париж одобрил стратегию"глобального сдерживания", характерную для. НАТО, поддержал размещение в. Европе американских ядерных ракет средней дальности. Ф. Миттеран, как и другие лидеры стран. Западе в, резко осуждал агрессию. СССР в. Афганистане, требовал вывода советских войск. Он начал уделять особое внимание вопросам европейской интеграции. По инициативе. Франции были приняты комплексные программы технологических исследований, реализация которых превратила. Европу в центр инновационных исцентр інноваційних досліджень.

Надежным партнером. Ф. Миттерана в европейской политике был. Гельмут. Коль, который в 1982 г стал канцлером. ФРГ. Именно совместные дипломатические усилия этих лидеров привели к выработке концепции. Европейского в. Союз, что нашло свое выражение в"Едином. Европейском. Акте"1986" 1986 р.

Объявив южное направление приоритетным,. Франция провела в 1986 г конференцию глав правительств африканских государств, на которой обсуждался вопрос ее сотрудничества со странами континента. Когда в 1983 г. начали лась гражданская война в. Чаде, туда были введены вооруженные силы. Франции, которые разделили воюющие стороны. Франция присоединилась к предложению. США ввести в. Ливан миротворческие силы для прекращения кровопролит я между христианами и мусульманами. В 1984 г.. Париж отказался от политической поддержки. Израиля и начало переговоры с. Сирией. По инициативе. Франции военные контингенты великих держав были выводить с. Ли вана и заменены"голубыми касками"ООоломами". ООН.

Ф. Миттеран поддержал концепцию"нового мышления"М. Горбачева, одним из первых осуществил визит в 1984 г. в. Москву и предложил провести в. Париже сессию"большой комиссии"франко-советского сотруд ства. Контакты. Ф. Миттерана с. М. Горбачевым и. Г. Колем приобрели характер личных отношений, что положительно сказалось на решении целого ряда вопросов международного сотрудничестваитань міжнародної співпраці.

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления включая коммунистов. С момента освобождения Франции осенью 1944 г. в стране установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г конституции Четвертой республики.

Война и оккупация нанесли Франции тяжелый ущерб. Людские потери составили 1 млн. 130 тыс. человек. Сохранив внешние атрибуты великой державы она в экономическом и военном отношении далеко отставала от главных держав антифашистской коалиции – Англии СССР и США. В 1944 г. объем французского промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь, голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива сырья продовольствия. Цены почти в 6 раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение.

Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного проводить независимую внешнюю политику и осуществлять серьезные социальные реформы. К числу таких реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственное планирование экономики, развитие системы социального страхования, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Началась чистка государственного аппарата от сторонников вишистского режима. Более 2 тыс активных вишистов во главе с руководителями правительства Виши Петеном и Лавалем были приговорены к смертной казни еще около 40 тыс – к тюремному заключению. Лаваля расстреляли, а Петену в связи с преклонным возрастом (89 лет) заменили смертную казнь пожизненным заключением. В 1951 г. Петен умер в тюрьме в возрасте 95 лет.

В 1944-1945 гг. была восстановлена 40-часовая рабочая неделя и двухнедельные оплачиваемые отпуск; принят закон о социальном страховании (пенсионный возраст с 65 лет, с целью стимуляции рождаемости были введены пособия, льготная оплата жилья для многодетных семей, матери-домохозяйки стали получать пособие), значительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство. Французская система социального страхования стала одной из лучших в мире Кассы социального страхования, финансируемые на паритетных началах предпринимателями и лицами наемного труда, выплачивали пособия в случае инвалидности или болезни, пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия: льготная оплата жилья, для многодетных семей, для матерей-одиночек, матери-домохозяйки получали пособия. Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко отставшая от роста цен, увеличилась на 45-50%, а семейные пособия на 50-80%„ Была усилена роль государства в экономической жизни государства: национализированы банки, тяжелая промышленность.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. В декабре 1944 г. оно заключило с СССР договор о союзе взаимной помощи – первый договор освобожденной Франции с великой державе. В то же время Франция поддерживал тесные связи с Англией и США

Большое место во внешней политики Временного правительства занял вопрос судьбе побежденной Германии Временное правительство хотело присоединить Франции Саар, отделить от Германии Рейнскую область, настаивало на «интернационализации» Рура однако эти требования не соответствовали Потсдамским соглашениям и не встретили поддержки других великих держав победительниц.

Колониальная политика Времени правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте

В январе 1946 г. Состоялись выборы в учредительное собрание, впервые право голосовать получили женщины и военнослужащие. Французская секция рабочего интернационализма (социалисты) получили 24 %, Компартия Франции – 26%, Народное республиканское движение – 23, 6%. Было сформировано правительство 3-х партийной коалиции, которую возглавлял Де Голль.

В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф.Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Жорж Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

13 октября 1946 г. Была принята Конституция Четвертой республики Франции. Конституция 1946 г была конституцией парламентского типа. Центральная роль в системе органов государственной власти играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики.

Четвертая республика

Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда

Расширена система государственной помощи безработным.

Восстанавливались 40-часовая рабочая недел,я оплачиваемые отпуска.

Оплачиваемый отпуск увеличивался до 4-х недель.

Вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ.

С 1950 г. был введен общенациональный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума.

Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет.

Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных.

Расширены права профсоюзов.

Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми.

За 12 лет количество легковых автомобилей возросло в 6 раз, радиоприемников – в 2 раза.

Продолжительность жизни возросла до 70 лет, численность населения возросла на 5 млн и составила 40 млн. Франция вошла в 5 развитых стран.

Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во Франции разместилась штаб-квартира НАТО, и разместились американские военные базы.

Колониальная политика Четвери республики была направлена на сохраннее колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г. – Франция вела колониальную войну во Вьетнаме. В ноябре 1954 г., когда арабское население Алжира подняло восстание против колонизаторов, Франция начала колониальную войну в Алжире. В ходе этих войн во французских правящих кругах появилась группировка «ультраколониалистов», которые стремились любой ценой подавить освободительное движение в колониях. Вместе с тем постепенно формировалась и противостоящая им политическая группировка – неоколониалисты, считавшая неизбежным пересмотр прежних методов колониальной политики. Она предлагала покончить обреченными на провал попытками военного подавления нациоиально-освободительного движения, заключить мир во Вьетнаме и предоставить политическую независимость бывшим колониям.

К концу 50-х гг. Франция стояла на пороге гражданской войны по алжирскому вопросу. Президент Коти предложил де Голлю взять власть в свои руки. 1 июня 1958 г. Премьер-министром стал Де Голль, он получил чрезвычайные полномочия и приступил к разработке конституции, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Пятая республика. Конец французской колониальной империи

Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям.

Одновременно с принятием конституции 1958 г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сообщества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из «сообщества». С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке.

Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1 млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы промышленники торговцы владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации уверяя, что «Алжир – это Франция».

Верхушка европейского населения интересы, которой оказались бы под ударом в случае предоставления Алжиру независимости составила основу группировки ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции. Им противостояла другая часть правящих кругов, считавшая, что война в Алжире бесперспективна и лишь затрудняет использование рабочей силы и естественных богатств Алжира, в том числе открытых там больших запасов нефти. Эту точку зрения разделял и президент де Голль.

16 сентября 1959 г. он впервые публично провозгласил, что Алжир имеет право на самоопределение. Такое заявление вызвало негодование ультраколониалистов, обвинивших де Голля в «измене», 24 января 1960 г в Алжире вспыхнул мятеж. При сочувствии армейской верхушки ультраколоииалисты организовали массовые антиправительственные демонстрации построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы. Правительство осудило мятежников, потребовало от них сложить оружие, и они капитулировали.

В январе 1961 г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдум законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его практическое осуществление на неопределенное время 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколоииалисты устроили новый мятеж.

22 апреля 1961 г. при поддержке армейского командования они захватили власть в Алжире, объявили о «низложении» президента и правительства Франции. В ответ во Франции началась массовая забастовка протеста, в которой участвовали все левые партии и профсоюзы. Со своей стороны президент де Голль объявил чрезвычайное положение и приказал ликвидировать мятеж «всеми средствами». В Алжир были посланы верные правительству воинские части. Мятежники не оказали сопротивления. Часть из них бежала за границу, другая часть создала нелегальную террористическую «Организацию тайной армии» (ОАС), которая убивала сторонников независимости Алжира и предприняла несколько безуспешных покушений на президента де Голля.

Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжирской республики, находившимся в эмиграции и 18 марта 1962 г подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире Французская колониальная империя почти полностью распалась.

После подписания Эвианских соглашений премьер-министр Франции Мишель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду.

Внешняя политика Франции в 60-х гг.

Освободившись от груза войны в Алжире правительство де Голля стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960 г., взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу. Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР, Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мыслимого противника, а не обязательно «противника с Востока»). Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции были ликвидированы Штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.

Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и другие странах Юго-Восточной Азии, высказала за разрядку между народной напряженности и развитие международного сотрудничества.

Значительно улучшились отношение Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С. Хрущев. В результат его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом.

Визит Н.С. Хрущева во Францию. 1960 г.

В 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР, онзавершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядку между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политически консультаций с целью развития франке советских отношений «от согласия к сотрудничеству».

Визит Ш. де Голля в СССР, 1966 г.

Большое знамение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отношении державой Западной Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти две страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ, ядерным оружием и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль в этом союзе. В сентябре 1958 г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ Аденауэром во время которой они заявили о намерении «навсегда положить конец прежней враждебности». В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики обороны, просвещения и воспитания молодежи.

События мая-июня 1968 г. Оставка Ш. де Голля.

Хотя французская экономика успешно развивалась и жизненный уровень населения повышался, выборы 1965 и 1967 гг. показывали, что в стране назревает недовольство Французы устали от десятилетнего правления де Голля, у многих вызывали раздражение его авторитарные методы; большие ожидания, связанные с приходом де Голля к власти, не оправдались; его правительство стало казаться устаревшим, слишком консервативным.

Рабочие и служащие продолжали требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда.

Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов.

Инженерно-технические работники считали, что их мало привлекают к участию в управлении.

Значительная часть интеллигенции, следовавшая за левыми партиями и группировками, критиковала колониализм, погоню за богатством почитание традиций и другие морально-политические ценности буржуазного общества.

Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. В 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс. человек – в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы. Среди них значительно возросло число выходцев из средних слоев населения и рабочих. Демократически настроенные студенты были недовольны устаревшей системой образования, дискриминировавшей детей трудящихся; добивались гарантий трудоустройства после окончания учебы, критиковали буржуазное «общество потребления», нередко провозглашали свою солидарность с народами «третьего мира», борющимися против.

В мае-июне 1968 г. рост недовольства вылился в массовые демонстрации и стачки огромного масштаба. Начало было положено волнениями студентов 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения нескольких активистов «гошистских» организаций, студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижского университета. Когда полиция попыталась их разогнать, студенты вступили в схватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появились первые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурм баррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полицейские избивали студентов дубинками, применяли слезоточивый газ.

Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих и служащих. При первых известиях о репрессиях против студентов все профсоюзные центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки.

13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку небывалого размаха. По всей стране трудящиеся прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение, уважать демократические свободы.

В течение мая-июня 1968 г во Франции бастовало около 10 млн человек – фактически весь рабочий класс, значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недель бездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами.

28 мая 1968 г. представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали протокол удовлетворявший основные требования трудящихся. Минимум заработной платы был увеличен на 35%, а сама зарплата – в среднем на 10%. Пособия по безработице повысили на 15%.

В ноябре 1970 г. Шарль де Голль умер, войдя в историю как один из самых крупных государственных деятелей XX века.

Франция в 70-е гг. XX в.

В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил кандидат ЮДР бывший премьер-министр Жорж Помпиду (голист).

Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами “преемственность и диалог”. Этим он хотел сказать, что намерен продолжать по­литику президента де Голля. Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г. правительство Помпиду провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий й семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», те предоставить больше возможностей частному капиталу.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем, Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуации, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиции.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу длительного экономического и социального кризиса. Толчком к нему послужило внезапное и резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1973 г. К началу 80-х годов цены на нефть выросли в 16 раз, и это серьезно повлияло на экономику Франции, которая импортировала до 80% потребляемой нефти. Расходы на импорт нефти и других энергоносителей быстро росли, возник и стал хроническим бюджетный дефицит и дефицит касс социального страхования. Планы экономического и социального развития не выполнялись, темпы экономического роста снизились. Массовая безработица и инфляция снизили жизненный уровень населения. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки. В бедственном положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более возросло 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства а 10% наиболее бедных – 0,5%.

В апреле 1974 г неожиданно скончался президент Помпиду, а в мае состоялись внеочередные выборы президента республики. Жискар де Эстен был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики.

Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д’Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами.Франция облегчила проникновение иностранных капиталов в свою экономику. Одним из своих важнейших внешнеполитических приоритетов правительство Жискар д’Эстена считало сохранение хороших отношений с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д’Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов.

Правление социалистов

В связи с истечением срока полномочий Жискар д’Эстсна в мае 1981 г, во Франции состоялись выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент Жискар д’Эстен и основатель ОПР (объединение в поддержку республики) Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф Миттерана. Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата собравшие наибольшее число голосов в первом туре Жискар д’Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г. набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Франсуа Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

Успех социалистов объяснялся, прежде всего, стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов обещавших провести в жизнь совместную программу левых сил, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда.

Правительство отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния.

Неоднократно повышались минимум заработной платы и семенные пособия.

Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин); размеры пенсий увеличены.

Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель.

Продолжительность рабочей недели была сокращена с 40 до 39 часов.

Профобразование стало бесплатным.

Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность.

Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана-Моруа провозглашала необходимость разрядки международной напряженности и поддержание добрососедских отношений со всеми странами. Вместе с тем правительство постоянно подчеркивало приверженность Франции Ссвероатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. Французские войска продолжали участвовать в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. Вопреки совместной программе, Франция увеличивала свои военные расходы, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.

Под давлением экономических неудач правительство Миттерана отказалось от проведения новых социальных реформ. В 1982-1983 гг. оно перешло к политике «строгой экономии», прибегало к обязательным займам, повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино на проезд в общественном транспорте. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких слоев населения, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.

Весной 1988 г в связи с истечением срока полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Собрав 53,8% голосов, Миттеран вновь был избран президентом Франции.

Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынках начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля

В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.

Зона действия Шенгенского договора

Правительство Миттерана поддерживало политику перестройки, начатую в СССР. В октябре 1990 г. во время визита президента СССР М. С. Горбачева в Париже, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве.

После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.

Французское общество в 90-е гг.

В 90- е годы во Франции продолжался процесс формирования постиндустриального информационного общества. Бурное развитие научно-технической революции изменило облик Франции. В Париже и других крупных городах появились многочисленные небоскребы Всю страну пересекли современные автострады и трассы скоростных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в действие построенный Францией совместно с Англией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем – одно из величайших технических достижений XX века.

Важное место во французском обществе по-прежнему занимали иммигранты, численность которых стабилизировалась на уровне 3,5 млн. человек (6,5% населения). Иммигранты составляли большинство неквалифицированных рабочих в промышленности и сельском хозяйстве; на их долю приходилась значительная часть совершаемых во Франции преступлении. В связи с наплывом иммигрантов из мусульманских стран Азии и Африки, мусульмане стали второй по численности (после католиков) религиозной конфессией, далеко опередив протестантов.

Социальные контрасты оставались очень глубокими 10% семей владели половиной общественного богатства, а доход 5 млн человек не превышал официального минимума заработной платы. Важнейшей социальной проблемой стала безработица. В 90-е годы она достигла 3,5 млн человек, причем 30% из них оставались безработными больше года Безработными оказались 12% самодеятельного населения – гораздо больше, чем в США, ФРГ. Японии.

В связи с бурным ростом промышленности и транспорта обострились экологические проблемы. Постоянно увеличивавшиеся промышленные отходы загрязняли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от шума и выхлопных газов миллионов автомобилей

Изменения в экономике и в социальной структуре повлекли за собой перемены в общественной жизни. Упало влияние профсоюзов и коммунистической партии Ослабло классовое самосознание, усилились «либеральные ценности» – тенденции к классовому сотрудничеству, к общественному согласию на основе признания действующей конституции, принципов рыночной экономики политической свободы, защиты прав человека и гражданина В центр общественного внимания выдвинулись такие проблемы, как безработица, «иммиграция, преступность, защита окружающей среды.

В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана и состоялись новые президентские выборы. На выборах 1996 г. По итогам второго утра президентский пост занял Жак Ширак.

Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. Назначенный Шираком премьер-министр Ален Жюпен обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги), Жюпен предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюпена встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб железнодорожников, электриков. почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование н гарантий трудоустройства после окончания учебы. Во многих городах состоялись, массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек Правительству пришлось отменить план Жюпена, его популярность стала быстро падать.

Экономическое развитие Франции в 90-х гг. ускорилось до 3-4% в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г объем промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошел довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского Союза и Североатлантического пакта. С 1 января 1999 г во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») – сначала только в безналичных расчетах. Ширак занимал пост президента до мая 2007 г. Ему на смену пришел Николя Саркози

Вопросы и задания:

С чем связаны столь большие людские и материальные потреи Франции во Второй мировой войне?

Используя контурную карту Французской колониальной империи (документ в колонке справа), отметьте территории, которые получили независимость от Франции в XX веке, и укажите год обретения независимости.

Объясните почему вопрос о независимости Алжира поставил Францию на порог Гражданской войны?

Охарактеризуйте отношения Франции и СССР во второй половине XX в.

В чем причины массовых выступлений практически всех слоев французского общества весной-летом 1968 г.?

Охарактеризуйте роль Франции в общеевропейских блоках (ЕЭС, НАТО, Шенгенский договор, Маастрихтский договор, введение единой европейской валюты). (Для ответа используйте дополнительные источники информации).

Выполните задание по котурной карте (документ 2 в колонке справа).

Де Голль представлял собой интеллектуала особого рода, чья жизнь про-шла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Он не раз подчёркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По де Голлю, государство должно символизировать мораль-ные и культурные ценности . Он считал французскую цивилизацию по преиму-ществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой, указывая, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно, демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Политика голлизма

Политическую философию «голлизма» отражала конституция Пятой республики которую создал де Голль, и была принята 17,5 млн голосов против 4,5 млн.

Главной идеей «голлизма» стала идея «национального величия» Франции. Непре-менным условием достижения национального величия «голлисты» считали компромисс между основными социальными силами, представленными в обществе . Важную роль в обеспечении этого компромисса, по мнению «голлистов», играет парламентская система, сотрудничество между партиями, кото-рые отражают интересы различных сло-ёв общества. Необходимо также усиление роли главы государства — лидера нации.