Дидактическая игра кто что умеет делать. Дидактическая игра по развитию речи «Кто что делает? «Что кому нужно?»

Татьяна Смеречук

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мне бы хотелось представить вашему вниманию дидактическую игру "Кто что делает" , изготовленную мной для детей дошкольного возраста.

Конечно же всем вам известно, уважаемые коллеги, что развитие речи детей является проблемой современного общества. И данное дидактическое пособие помогает детям развивать связную речь, расширить и активизировать словарь ребенка, формировать умение отвечать на вопросы и самому их задавать, развивать воображение.

Д/И "Кто что делает" состоит из 23 картинок, на которых изображены различные действия. Игра рассчитана на детей от 1 года до 6 лет .


С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что делает девочка?» и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.


Занятия по картинкам могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам, группам.

[b]Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что делает нас здоровыми» Программные задачи: Пополнять знания детей о способах здорового образа жизни. Формировать потребности в двигательной активности, способствую.

Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно - неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Дидактическая игра «Мир книг» Цели. Формирование интереса и потребности в чтении Задачи. 1. Формировать знания о писателях. 2. Закрепить.

Цели игры: познакомить детей с правилами поведения на улице и на проезжей части (как правильно переходить дорогу и т. д., видами транспорта,.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Дидактические игры с использованием элементов

ТРИЗ и РТВ.

Системный подход к окружающему миру

Игра «Найди целое и части»

Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.

1. В: автомобиль – колесо;

д: самолет – …(крылья, небо).

Детям предлагается назвать соответствующий ответ.

2. В: вишня – косточка;

д: рак – … (клешня, рыба).

3. В: кошка – усы;

д: дерево - …(лес, ствол). И т.д.

Игра «Найди главное»

Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы.

Пример: лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.

Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст.

Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, ренген.

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.

Например:

Дерево – вода. (без воды дерево жить не может).

Пуговица - рубашка. (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку).

Стол – ваза. (вазу с цветами ставят на стол).

Рыбка – рука. (рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Системный оператор

Игра «Назови предмет по свойствам»

Цель:

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства.

Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

Например:

Сильный + добрый=

Звонкий+громкий=

Пушистый+серый=

Усложненный вариант:

Гладкий+серый+тихий=

Белый+съедобный+мягкий=

Красный+легкий+блестящий=

Игра «Что из чего»

Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход:

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Детям предлагается сразу называть количество частей.

Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т.д.

Игра «Теремок»

Цель: закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.


Учит использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.

Ход: воспитатель показывает «теремок» (коробку, ящик и т.д.)., к которому переодически подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать.

Игра « Чем был – чем стал»

Игра с детьми после четырех лет. Называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот. Называется объект, сделанный человеком, а дети определяют какие материалы использовались при его изготавлении.

Например:

Был раньше расплавленным стеклом и стал…

Д: стал вазой, лампочкой, стеклом в машине…

Игра «Аукцион»

Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Ход : выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый), который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен аргументированно доказать, для чего этот предмет ему нужен и чем он ему нравится.

Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка.

Игра «Что умеет делать»

Цель: учить умению выделять функции объекта.

1 вариант:

Дети стоят друг против друга. Один называет предмет, тот, кто стоит напротив – его функцию и т.д. по очереди. Проигрывает тот, кто не смог ответить. Рядом стоящий ребенок передвигается на его место. Побеждает тот, кто остается.

2 вариант: «передай соседу слово»

Дети стоят по кругу, как бы передавая слово из рук в руки. Первый называет слово, «передает» его – касаясь ладошкой руки соседа. Сосед называет функцию, передавая ее своему соседу. Этот ребенок называет предмет, который выполняет переданную ему функцию.

Например: птица – летает – самолет – гудит – поезд – везет – машина – едет – трактор – пашет - тракторист – кушает - ребенок и т.д.

Дидактическая игра «Из чего сделаны?»

Этот дидактический материал будет полезен для воспитателей детских садов и для родителей.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи

Материал: большие карты с изображением материала и пустых мест; маленькие предметные карточки;
Задачи участников игры:
Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани и т.д.1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, например «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад №689.

Дидактическая игра в первой младшей группе

«Кто что делает?».

Подготовила воспитатель

Соловьева М.А.

Москва

2012

Цель: учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия; выполнять действия, которые они видят на картинке; развивать игровые навыки.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик, воротца.

Ход игры:

На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз): мальчик играет на барабане, медвежонок крепко прижал к себе бочонок с медом, девочка сметает щеткой крошки со стола, мальчик из лейки поливает цветы, девочка причесывает куклу расческой, малыш прокатывает шарик в воротца.

На соседнем столе разложены изображенные на картинках предметы и игрушки: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик, воротца.

Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем. Затем, передав картинку воспитателю, малыш идет к соседнему столу, находит нужный предмет (игрушку) и воспроизводит изображенное на картинке действие.

Занятие заканчивается самостоятельной игрой детей с данными предметами и игрушками. Их количество должно соответствовать числу детей или немного превышать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект дидактической игры "Спешите делать добро"

Цель проекта:способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей;воспитание таких добродетелей как: милосердие, сострадание, уме­ние прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми,...

Электронное музыкально-дидактическое пособие "Что делают в домике?"

Формировать у детей представление о средствах музыкальной выразительности и о жанрах. Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движенииВоспитывать...

Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании пластикой движении передавать воспринятые графические образы животных.

Материал. Иллюстрации Е. И. Чарушина в книгах «Детки в клетке», «Тюпа, Томка и сорока». Художественно-развивающая игра «Кто сидит, кто бежит».

Предварительная работа. Чтение вышеназванных книг, рассматривание иллюстраций в них.

Ход занятия.

Воспитатель: «Дети, сегодня мы попробуем разгадать по рисункам Е. И. Чарушина, кто из животных что делает. (Показывает рисунки из книги «Детки в клетке».) Первый рисунок – к стихотворению «Детский дом». Посмотрите внимательно и отгадайте, что делают здесь малыши? Вот два медвежонка. Расскажите о них. (Один сидит и сосёт из бутылочки молоко, лапкой придерживает, чтобы не отобрали, а другой тянет за конец бутылки, мордочку вытянул и просит: «Дай, а ну, дай пососать. Я чуть-чуть только, немножко по бую, дай, а?») Как просит один медвежонок у другого бутылочку с молоком? Покажите. А сейчас другая страничка. Что здесь происходит? (Вверху козлик бодает медвежат.) А как вы догадались, что козлик бодает медвежат? Да, он голову наклонил, лбом хочет забодать, а рожек– то еще нет, не выросли. А как он стоит? Да, он стоит на задних ножках. А медвежата что делают? Один с ревом (рот открыт) удирает, боится козлика, а другой сжался весь от страха, повернулся и рычит, хотя сам и побаивается. А барсук удирает со всех ног. А ниже на страничке что нарисовано? Да, волчонок и львенок гоняют мяч. Вон как бегут: передние лапы вытянули, задними отталкиваются, несутся вскачь. Стихотворение «Зоосад». – Здесь что делают малыши? Расскажите мне, как это рисовал художник? (Рассматривают с детьми рисунки, обращают внимание на позы и мимику животных, воспитатель предлагает детям принять некоторые позы.) Книга «Тюпа, Томка и сорока». Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, который написал и рисунки к которому сделал Евгений Иванович Чарушин. Читает рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпой», при этом показывает рисунки. После чтения предлагает детям рассказать, что же делает Тюпа? – На первой страничке Тюпа удивляется. Глаза большие, удивленные, а сам он весь сжался от страха: «Что же это?» Что он увидел? А как художник нарисовал шерстку? Вон какой пушистый котенок – комочек пуха. А на второй страничке что нарисовано? Тюпа тихонько подкрадывается, прижался к земле, чтоб его не видно было. А ну-ка, покажите, как Тюпа ползет. (Дети показывают.) Полз, полз Тюпа, да как прыгнет. Хотел птичку схватить. Покажите, как прыгнул котенок (передние лапки вверх, только на задних стоит). Да не схватил птичку. Не дорос еще Тюпа птиц ловить. «Ловкач неуклюжий», – говорит писатель. А сейчас, дети, мы поиграем в игру «Кто бежит, а кто сидит). У вас на столах лежат карточки с изображением животных, нарисованных Е. И. Чарушиным. Вы внимательно их рассмотрите и разложите по группам: в одну группу животных, нарисованных сидящими, а в другую – тех, кто бежит, прыгает. Дети выполняют задание. Воспитатель поощряет детей. Иллюстрации можно выставить, чтобы дети могли их видеть. После этого детям предлагается – нарисовать какое-либо животное: зайчика, лисичку, кошку, белочку, собачку, птичку, при этом придумать его позу, движение. Воспитатель оказывает детям помощь, обращает внимание на иллюстрации, на то, как художник передал движения животных. Можно использовать фигурки с подвижными частями тела, показав, как могут быть расположены голова, туловище, лапы, хвосты у животных. В конце занятия следует одобрить работы, обратить внимание на выразительные образы, спросить детей, как они получились. Для закрепления у детей представлений об особенностях творческой манеры художников Ю. А. Васнецова и Е. и. Чарушина можно предложить детям такие игры, как «Узнай, какой художник меня нарисовал?), «Угадай, какие звери в этом домике живут?).

Приложение 10

Игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

Цель: закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. А. Васнецовым Е. И. Чарушиным.

Материал. Карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненные художниками Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным (l-й вариант). Большие и маленькие карты (2-й вариант по типу «Лото»).

Организация:

l-й вариант. Играют З-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями двух художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т. е. в одну группу рисунок Чарушина, в другую – Васнецова. Объяснить, почему так подобрали. Как узнали?

2-й вариант. Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным. У воспитателя маленькие карточки с изображениями животных, выполненными тем или иным художником. Воспитатель показывает карточку и спрашивает: «Кто нарисовал меня?» Дети, посмотрев на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.

Приложение 11

Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю. Васнецова и Е Чарушина.

Материал. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова (декоративная манера) и Е. Чарyшина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.

Организация. Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центр стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду.

На книжной полке стояли очень интересные книжки, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книжки рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими. Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться. Одни кричали: «Мы сказочные, мы нарядны», а другие говорили: «Зато мы как настоящие!» Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книжке, в каком домике они живут. Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют. Поможем им свои дома-книжки отыскать? Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? (Показываем дом-книжку, нарисованный в стиле Ю. Васнецова.) Да, это сказочный теремок. А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? (Ю. Васнецов.) А это что за дом? (Дом-книжка, нарисованный в стиле Е. Чарyшина.) Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа на настоящий дом? Кто его мог нарисовать? (Е. Чарyшин.)

А сейчас попробуем помочь животным, показать каждому его дом. Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.

По выполнении задания воспитатель говорит детям: «Вот мы и помогли животным найти свои книжки-дома. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал! А мы сейчас споем им песенки и прочитаем стихи про них».

Приложение 12

Игра «Угадай-ка»

Цель: соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

Материал. Иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева к потешкам, с которыми дети знакомы; можно взять и несколько новых.

Организация. Дети сидят за столами, у каждого набор иллюстраций названных художников.

l-й вариант. Воспитатель объясняет детям игру: «Дети, перед вами лежат разные иллюстрации, посмотрите, как их много, некоторые вам уже знакомы, а другие нет. Я сейчас буду читать вам потешки, а вы постарайтесь найти иллюстрацию к прочитанной потешке и покажите мне ее. Слушайте. (Читает потешку):

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Найдем иллюстрацию к этой потешке.

Дети находят и показывают. Воспитатель спрашивает детей, как они догадались. Ребенок объясняет. Воспитатель: «А как зовут художника, который нарисовал эту потешку? (Ю. Васнецов.) Как догадались? (Говорят об особенности манеры изображения художника.) Расскажите мне, что придумал художник и чего нет в тексте? (Читаем потешку еще раз.) О чем не говорится в потешке? (О деревне, о тучках, о том, что растет в огороде, о цветах, о вороне; о том, как одет Ваня, что он держит в руках; о том, какая красивая лошадь.) Интересно придумал художник? Как красиво он подобрал краски! Послушаем новую потешку. Найдите эту иллюстрацию:

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

Дети находят. Воспитатель спрашивает, как они догадались.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть рисунок и рассказать, что интересного придумал художник. Читаем потешку еще раз. Дети рассказывают о находках художника. (Котик большой, черный, глаза желтые, усы большие. На нем рубашка голубая с красным пояском, белый нарядный бантик. Кошечка поменьше, беленькая, в нарядной узорчатой юбке, она вся в бантиках, красные сапожки на лапочках. Видно, что она радуется, довольна, даже язычок высунула. Очень нарядная лавочка. Под лавочкой много маленьких черненьких котят, все в рубашечках оранжевых, танцуют, бегают, с цветочками играют. Лавочка стоит у расписного окошка, вверху петушок нарисован, а по бокам его цветы красивые и птички.)

Воспитатель: «Вот удивительный рисунок! А как вы думаете, какой художник его нарисовал? (Ю. Васнецов.) Как догадались? «Читает следующую шутку-потешку – «Самолет»:

Вот машина так машина:

Нет ни пара, ни бензина,

Не пыхтит, не дымит,

Только крыльями шумит.

Воспитатель предлагает детям найти иллюстрацию к потешке.

Затем идет разговор о том, что интересного придумал художник, о чем не говорится в тексте. Предлагается узнать, кто нарисовал иллюстрацию к потешке (Е. Чарушина), поговорить о том, как дети догадались. Если дети затрудняются в ответе, можно показать знакомые им книги, иллюстрированные художником «Детки в клетке», «Птицы» и др.). Читается другая потешка – «Трус»:

Зайку спрашивает еж:

«Что ты, заинька, ревешь?»

«Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зеленый, пучеглазый.

Не видал таких ни разу».

– С кем это встретился зайчик? (С лягушкой.) Найдем иллюстрацию к этой потешке и расскажем о ней. Какой художник ее нарисовал? Как догадались? Затем читается следующая потешка, например «Барабею» К. Чуковского:

Рабин Бобин Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал башню,

Скушал дом

И кузницу с кузнецом.

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Снова дети находят иллюстрацию к потешке, рассматривают ее, выясняя, кто ее нарисовал. (В. Сутеев.) Затем читаются еще 2-3 потешки. В конце воспитатель одобряет работу детей.

2-й вариант игры возможен, когда дети знают потешки наизусть. Здесь воспитатель показывает иллюстрацию, спрашивает, кто из художников ее нарисовал, затем предлагает ребенку рассказать потешку. Правильно отгадавшему художника и рассказавшему всю потешку дается поощрительный приз.

Приложение 13

Игра «Театр теней» «Отгадай, какой характер у героя»

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

Материал. Силуэтные фигурки в разных эмоциональных состояниях.

Организация. Дети сидят перед экраном, освещенным сзади, и воспитатель демонстрирует вырезанную из бумаги крупную фигурку.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами посмотрим театр теней. На экране будут появляться герои, а вы попробуйте их узнать – они из знакомых вам книг. Нужно рассказать, кто это; какой герой – добрый или злой; объяснить, как догадались». При демонстрации, если дети затрудняются, можно подсказать им, высказавшись от лица героя, что он хочет делать или с кем собирается встретиться. Если герой из книги, можно предложить найти книжку, в которой он действует. Книги нужно расположить близко от детей. Показать действия и настроения героев можно, используя веселые и добрые картинки животных.