Что означает фраза из Библии «и раскаялся Господь, и восскорбел в сердце Своем»? Путь спасения Бытие 6 7

Спрашивает Nif
Отвечает Наталья Амосенкова, 11.02.2015


Здравствуйте Ниф!

Отвечая на Ваше письмо: "Скажите пожалуйста, почему бог из-за того, что его дети Божьи ходили к дочерям человеческим и совращали их - Бог решил убить всех людей? Но нет не всех он выбрал самого достойного который после потопа валялся пьяный и еще и ребенка своего на рабство обрек?"

Позвольте мой ответ начать со следующего стиха Библии:

Наш Бог имеет право выносить приговор и наказание, потому что Он Творец и Искупитель. Он умер вместо нас ради нашего спасения. Он читает помышления сердца нашего, - Кому же как не Ему судить нас?
Потому что Он любит нас и доказал Свою любовь, мы можем быть уверенны и в справедливости Его суда.
Ибо Христос, когда еще мы были немощны,
в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника;
разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
Ваш же вопрос в адрес нашего сайта полон безобразия, неуважения к Богу, насмешки и искажения Библейских фактов. Вопрос, характерен для людей, желающих оправдать свои грехи ропотом на Бога и обвиняющих Бога в своих грехах. Ответ на Него будет опубликован на сайте как пример того, как поступать не следует.

Наш Бог очень милостив, Его решения не скоропалительны и поспешны. Что же такое должно было происходить на земле, что Господь принимает решение о потопе?
На земле наступила полная духовная тьма . Библия кратко описывает это так:
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле,
и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле,
и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь:
истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил,
от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю,
ибо Я раскаялся, что создал их.

Избранный Божий был лучшим потому что поверил Богу . Поверил не на мгновение, а жизнью на протяжении долгих лет доказывал свою веру. Этого человека сегодня назвали бы белой вороной. Он подвергался насмешкам, но, вставая каждое утро, шел продолжать заповеданное Богом дело: строить огромный корабль и проповедовать словом и делом. Эти последние перед потопом 120 лет его жизни в труде и проповеди доказали, что Бог не ошибся в нем.

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо,
благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего;
ею осудил он (весь) мир,
и сделался наследником праведности по вере.
Вопрос воспитания Ноем его сыновей - он останется для Вашего дальнейшего размышления и определит и Ваш выбор в жизни. Я же напомню, что у Ноя было 3 сына с различными судьбами...

Сейчас мы стремительно приближаемся ко второму масштабному истреблению всего живущего на земле. Оно также произойдет по достижению полной духовной тьмы. Пророчество о количестве праведников в то время также не утешительны, но групп будет две.
Где будете Вы? (время определения есть пока мы живы, но оно всегда заканчивается внезапно...)
Где буду я? (верю и трепещу)
Где будет каждый из Вас, читающий эти строки? (наполняет ваше сердце уверенность или благоговение?..)
Бог ли не защитит избранных Своих,
вопиющих к Нему день и ночь,
хотя и медлит защищать их?
сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.
Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
...как было во дни Ноя,
так будет и в пришествие Сына Человеческого:
ибо, как во дни перед потопом
ели, пили, женились и выходили замуж,
до того дня, как вошел Ной в ковчег,
и не думали , (о чем не думали?)
пока не пришел потоп и не истребил всех, -
так будет и пришествие Сына Человеческого;
тогда будут двое на поле:
один берется, а другой оставляется;
две мелющие в жерновах:
одна берется, а другая оставляется.
Итак бодрствуйте,
потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Благословений! Наташа

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.
(Книга Бытие 6:5-22)

И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
Ной сделал все, что Господь повелел ему.
Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле
по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.
Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
(Книга Бытие 7:1-24)

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега
и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
И сказал Бог Ною:
выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
(Книга Бытие 8:1-22)

протоиерей Николай Попов

От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни.

Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема .

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег , с отверстием вверху и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему .

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег . Бог затворил за ними ковчег . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним .

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима , дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих

По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» . Потом продолжал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится , будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную .

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( гл.)

Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) и появление идолопоклонства

Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен . Но Бог сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) . Так произошли разные народы, говорящие разными языками .

Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада.

От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( гл.)

Знает ли Бог будущее? Разве полное знание будущее не является тем же самым, что и предопределение? В Бытие 6:5-6 написано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.”

Если Он уже знал, что случится, ещё до сотворения мира, как Он мог раскаяться? Я думаю, что логично будет сказать, что Бог знает разные альтернативы будущего, но не само будущее. По моему мнению, Писание говорит то же самое. Конечно же, делая предопределённый Божий план абстрактным.

Было задано несколько вопросов, и я отвечу по очереди на каждый. В большинстве своём, они появляются из-за неправильного понимания выражения «и раскаялся Господь, и восскорбел в сердце Своем», которое много раз повторяется в Библии, в разных ситуациях.

Бог знает будущее

Бог знает будущее, а не только его часть или только альтернативы. Он знает сердца людей и знает тех, кто любит Его, ещё до сотворения мира:

”Притом знаем, что любящим Бога , призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал , тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил , тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.” (Римлянам 8:28-30)

”Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира , чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном….” (Ефесянам 1:4-6)

Бог, в Своём суверенитете, который мы не можем полностью понять, решил сделать так, чтобы всё содействовало ко благу любящих Его. Он знал их заранее, и для них Бог разработал Свой план сделать их подобными образу Сына Божьего. Бог хорошо знает, кем будут любящие его, ещё прежде создания мира, и всё в их жизни содействует к их благу. Мы не можем сказать, что Бог знает только часть или лишь альтернативы. Он знает всё задолго до этого, даже сердце человека. Он даёт шанс каждому, проявляя таким образом Своё долготерпение и любовь. Таким образом, никто не сможет оправдать себя. Знание Бога никак не ограничивает человека в свободе принимать решения и не лишает его ответственности. Итак, мы не можем сказать, что это то же самое, что и предназначение. Эта тема уже была затронута на этом портале в статье, которую я приглашаю вас прочесть:

Также, эта тема очень хорошо объясняется в данной передаче (на румынском языке):

Что означает выражение «Раскаялся Господь и восскорбел в сердце своём»?

Бог не раз говорит это в Библии, не только в Бытие. В курсе по индуктивному изучению Библии по книге Ионы «Куда вы бежите?» , часть 2-го урока посвящена толкованию этого выражения, потому что оно дважды использовано в книге Ионы.

Глагол «раскаяться» на иврите это нахам, и он означает смилостивиться, сожалеть, утешать. При изучении текстов, где встречается эта фраза, становится понятно, почему Бог раскаивается, что влияет на это его решение, когда это происходит.

”И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь , что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. ” (Бытие 6:5-7)

Бог раскаялся, что сотворил человека, из-за зла в нём, потому что он стал чем-то другим, не тем, чего желал Бог. Это раскаяние сопровождалось скорбью и решением наказать.

”Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло , о котором сказал, что наведет его на народ Свой. ” (Исход 32:11-14)

Молитва может повлиять на решение Бога, и Он может раскаяться во зле, которое хотел навести, в наказание.

И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло , которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро , которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. (Иеремия 18:5-11)

Этот текст очень ясно объясняет то, как Бог принимает решения. Никто не может обвинить Его в предопределении или в поспешно принятых решениях. Он создал нас со свободой выбора, а не марионетками. Он справедлив в Своих действиях, в наказании или в изменении наказания, потому что это решается в зависимости от поступков, выбора людей. Когда Бог говорит, что раскаялся, это определяется выбором человека, и Он скорбит и посылает наказание справедливо. Но, какое благословение в том, что Он, кроме того, что справедлив, ещё и полон любви. Даже наказание для нашего блага, чтобы мы пришли в себя, обратились от своих злых путей. Задумайтесь над тем, как Бог поступил с городом Ниневия. Бог с нетерпением ждал их покаяния, чтобы и Он мог затем раскаяться во зле, которое планировал навести:

Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел . (Иона 3:9-10)

Бог сразу хорошо знал ответ ниневитян. Его знание не отняло у ниневитян свободу выбора. Бог, изначально всё зная, делает так, как он говорит в Римлянам — чтобы всё содействовало ко благу любящим Его. Он не предопределяет людей ко злу, а, наоборот, использует всё (шторм, рыбу, радугу, ветер, червя) для их блага, чтобы, в Своей великой любви, которой мы не заслуживаем, отвратить нас от зла.

Это выражение не должно путать нас. Иона очень хорошо понял, что это представляет характер Бога, полный милости, доброты и сострадания, и никак не предопределение или частичное знание будущего:

И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. (Иона 4:2)

Насколько сильно Бог отличается от человека. Подумайте, как бы поступил человек, который бы знал всё заранее. Например, если бы он знал, сколько зла Ассирия принесёт Израильскому народу. Однако, Бог возлюбил их. Как поступил Господь Иисус с Иудой? Возлюбил его до конца. Как Он поступает с нами каждый день? Что было бы, если бы Бог не обладал этим качеством, если бы Он не раскаивался в наказании или не наказывал бы?

Какого удивительного Бога мы имеем. Пусть Бог поможет нам расти в познании Его и наполняться духовной мудростью. Бог никогда не противоречит Сам Себе в своих действиях. Если нам что-то не понятно, тогда вспомним восклицание апостола Павла:

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Римлянам 11:33)

Будем радоваться, что у нас есть Бог, полный любви, который, изначально зная всё, действует для нашего блага, не забывая о справедливости, милости и долготерпении:

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? (Иоиль 2:12-14)

Не будем пренебрегать Его долготерпением

Как показывает вся Библия, Бог с нетерпением ожидает, чтобы мы обратились от зла, и чтобы Он раскаялся в наказании, которое хочет навести, но Библия показывает и случаи, когда Бог говорит, что не хочет раскаиваться. Например, в Иеремии 15:5-9, потому что народ покинул Господа и творил всё больше зла. В Иезекиля 24:13-14, потому что народ желал беззакония и разврата и не желал, чтобы Бог его очистил, когда Он хотел это сделать. Не будем пренебрегать Его долготерпением, потому что так мы собираем себе гнев на день гнева, как написано:

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его. (Римлянам 2:4-6)

Я рекомендую вам приобрести учебник по индуктивному изучению Библии «Куда вы бежите? » и изучить его. Я недавно изучала этот курс вместе с

Про-чти-те от-ры-вок из ле-ген-ды и опре-де-ли-те, к какой из дан-ных тем он от-но-сит-ся. В от-ве-те на-пи-ши-те букву, ко-то-рой обо-зна-че-на эта тема.

Гос-подь уви-дел, что ве-ли-ко раз-вра-ще-ние людей на земле, и что мысли и по-мыш-ле-ния серд-ца их были зло во вся-кое время; каж-дый из-вра-тил путь свой на земле. Тогда Бог ска-зал: «Ис-треб-лю с лица земли всех людей, ко-то-рых Я со-тво-рил... ибо Я рас-ка-ял-ся, что со-здал их».

Ной же обрёл бла-го-дать пред очами Гос-по-да. Бог об-ра-тил-ся к нему и ска-зал: «Я ис-треб-лю их с земли. Сде-лай себе ков-чег из де-ре-ва гофер; от-де-ле-ния сде-лай в нём и осмо-ли его смо-лою внут-ри и сна-ру-жи... И вот, Я на-ве-ду на землю потоп вод-ный, чтобы ис-тре-бить вся-кую плоть под не-бе-са-ми, в ко-то-рой есть дух жизни; всё, что есть на земле, ли-шит-ся жизни. Но с тобою Я по-став-лю завет Мой, и ты войдёшь в ков-чег, и сы-но-вья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».


Каж-дая из ил-лю-стра-ций, при-ведённых ниже, от-но-сит-ся к одной из ука-зан-ных в пе-реч-не тем. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между те-ма-ми и ил-лю-стра-ци-я-ми: к каж-дой теме под-бе-ри-те по одной ил-лю-стра-ции.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

По-яс-не-ние.

А) Ва-ви-лон-ское цар-ство - дво-рец На-ву-хо-до-но-со-ра (ил-лю-стра-ция 4).

Б) Древ-няя Па-ле-сти-на - па-де-ние Сам-со-на (ил-лю-стра-ция 3).

В) Древ-няя Индия - храм Ак-шур-д-хам (ил-лю-стра-ция 1).

Г) Древ-ний Рим - по-еди-нок гла-ди-а-то-ров с ди-ки-ми зверь-ми (ил-лю-стра-ция 2).

Таким об-ра-зом, А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2.

Ответ: 4312.

Ответ: 4312

Про-чи-тай-те спи-сок слов и на-пи-ши-те слово, от-но-ся-ще-е-ся к вы-бран-ной Вами теме.

Сан-скрит, Янцзы, сады Се-ми-ра-ми-ды, Пер-сей, пат-ри-ции, исход ев-ре-ев из Егип-та.

Объ-яс-ни-те смысл этого слова.

По-яс-не-ние.

1. Со-от-вет-ствие тем и слов: для темы А - сады Се-ми-ра-ми-ды, Б - исход ев-ре-ев из Егип-та, В - сан-скрит, Г - пат-ри-ции.

2. Объ-яс-не-ние смыс-ла слов:

сады Се-ми-ра-ми-ды - одно из Семи чудес света, ви-ся-чие сады в Ва-ви-ло-не;

исход ев-ре-ев из Егип-та - бег-ство ев-ре-ев из еги-пет-ско-го плена;

сан-скрит - древ-ней-ший, со-хра-нив-ший-ся до наших дней язык ин-до-ев-ро-пей-цев;

пат-ри-ции - ро-до-вая ари-сто-кра-тия Древ-не-го Рима.

Со-дер-жа-ние смыс-ла слова может быть рас-кры-то в иных фор-му-ли-ров-ках.

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

Про-чи-тай-те спи-сок со-бы-тий (яв-ле-ний, про-цес-сов) и на-пи-ши-те со-бы-тие (яв-ле-ние, про-цесс), ко-то-рое от-но-сит-ся к вы-бран-ной Вами теме.

По-яв-ле-ние долж-но-сти на-род-но-го три-бу-на, стро-и-тель-ство сту-пен-ча-той пи-ра-ми-ды Джо-се-ра, со-зда-ние поэм «Ма-хаб-ха-ра-та» и «Ра-ма-я-на», укреп-ле-ние го-су-дар-ства при царе Со-ло-мо-не, прав-ле-ние Вал-та-са-ра, стро-и-тель-ство Кнос-ско-го двор-ца.

Ис-поль-зуя зна-ния по ис-то-рии, рас-ска-жи-те об этом со-бы-тии (яв-ле-нии, про-цес-се). Ваш рас-сказ дол-жен со-дер-жать не менее двух ис-то-ри-че-ских фак-тов.

По-яс-не-ние.

Пра-виль-ный ответ дол-жен со-дер-жать сле-ду-ю-щие эле-мен-ты:

1) со-от-вет-ствие тем и со-бы-тий (про-цес-сов, яв-ле-ний): для темы А - прав-ле-ние Вал-та-са-ра; Б - укреп-ле-ние го-су-дар-ства при царе Со-ло-мо-не; В - со-зда-ние поэм «Ма-хаб-ха-ра-та» и «Ра-ма-я-на»; Г - по-яв-ле-ние долж-но-сти на-род-но-го три-бу-на;

2) рас-сказ об ука-зан-ном со-бы-тии (про-цес-се, яв-ле-нии)

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

За-штрихуй-те на кон-тур-ной карте один четырёхуголь-ник, об-ра-зо-ван-ный гра-дус-ной сет-кой (па-рал-ле-ля-ми и ме-ри-ди-а-на-ми), в ко-то-ром пол-но-стью или ча-стич-но рас-по-ла-га-лась стра-на, ука-зан-ная в вы-бран-ной Вами теме.

По-яс-не-ние.

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство - крас-ный.

Б) Древ­няя Па­ле­сти­на - чер-ный.

В) Древ­няя Индия - жел-тый.

Г) Древ­ний Рим - синий.

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

Ис-поль-зуя зна-ния ис-то-ри-че-ских фак-тов, объ-яс-ни-те, как при-род-но-кли-ма-ти-че-ские усло-вия по-вли-я-ли на за-ня-тия жи-те-лей этой стра-ны?

По-яс-не-ние.

Вли-я-ние ге-гра-фи-че-ской среды на за-ня-тия и быт людей в древ-них клас-со-вых об-ще-ствах

ТИПЫ ГЕО-ГРА-ФИ-ЧЕ-СКОЙ СРЕДЫ
Древ-не-во-сточ-ный
(до-ли-ны боль-ших рек)
Древ-не-гре-че-ский Древ-не-ита-лий-ский
Зем-ле-де-лие Зем-ле-де-лие (зер-но-вое хо-зяй-ство ово-ще-вод-ство, ви-но-гра-дор-ство) стало глав-ным за-ня-ти-ем под вли-я-ни-ем бла-го-при-ят-ных фак-то-ров:

1) жар-кий кли-мат;

2) мяг-кие и пло-до-род-ные почвы;

3) пол-но-вод-ные реки (раз-ли-вы, вос-ста-нав-ли-ва-ю-щие пло-до-ро-дие почв; воз-мож-но-сти для оро-ше-ния). Не-бла-го-при-ят-ные для зем-ле-де-лия фак-то-ры:

1) от-сут-ствие до-ждей в пе-ри-од со-зре-ва-ния зла-ков;

2) пе-ре-на-сы-ше-ние вла-гой одних участ-ков и не-до-ста-точ-ное на-сы-ще-ние ею дру-гих в ре-зуль-та-те раз-ли-ва.

Жар-кий кли-мат бла-го-при-ят-ство-вал ви-но-гра-дар-ству и олив-ко-вод-ству. Не-бла-го-при-ят-ные для зер-но-во-го хо-зяй-ства фак-то-ры:

1) не-пло-до-род-ные почвы;

2) ма-ло-зе-ме-лье,

3) за-су-ха в пе-ри-од со-зре-ва-ния хле-бов;

4) от-сут-ствие рек, при-год-ных для оро-ше-ния.

Жар-кий кли-мат, оби-лие (срав-ни-тель-но с Гре-ци-ей) зе-мель, год-ных для об-ра-бот-ки, рав-но-мер-но вы-па-да-ю-щие осад-ки бла-го-при-ят-ство-ва-ли вы-ра-щи-ва-нию зер-но-вых, ви-но-гра-да, оли-вок, ово-щей и фрук-тов.
На раз-ви-тие зем-ле-де-лия боль-шое вли-я-ние ока-за-ло по-яв-ле-ние же-лез-ных ору-дий
Ско-то-вод-ство Раз-ви-тию ско-то-вод-ства бла-го-при-ят-ство-ва-ло оби-лие ди-ко-рас-ту-щих рас-те-ний, шед-ших на корм жи-вот-ным
Корма (в том числе ди-ко-рас-ту-щие) были в из-быт-ке. Это спо-соб-ство-ва-ло раз-ве-де-нию раз-лич-ных жи-вот-ных: быков, ослов, буй-во-лов, овец, коз, сви-ней и др. Кор-мов для круп-но-го ро-га-то-го скота не хва-та-ло. Мел-кий скот пасся на скло-нах гор, объ-едая ку-стар-ни-ки и низ-ко-рос-лые де-ре-вья. Корма были в из-быт-ке (скот пасся на под-нож-ном корму круг-лый год).
Ре-мес-ла На-ли-чие по-лез-ных ис-ко-па-е-мых (глины, камня, руд) спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию гон-чар-ства, стро-и-тель-ства, об-ра-бот-ки ме-тал-лов
Обмен Су-до-ход-ные реки спо-соб-ство-ва-ли раз-ви-тию об-ме-на между раз-лич-ны-ми об-ла-стя-ми стра-ны. В Южном Меж-ду-ре-чье при-род-ные усло-вия спо-соб-ство-ва-ли со-зда-нию хо-зяй-ства, в ко-то-ром одни про-дук-ты (зерно, фи-ни-ки, шер-стя-ные ткани) про-из-во-ди-лись в из-быт-ке и ча-стич-но пред-на-зна-ча-лись для об-ме-на на дру-гие, вы-ве-зен-ные из чужих стран (ме-тал-лы, лес, ка-мень). Гор-ный ре-льеф за-труд-нял меж-об-ласт-ной обмен по суше. Мор-ское по-ло-же-ние, бухты и ост-ро-ва бла-го-при-ят-ство-ва-ли раз-ви-тию об-ме-на между раз-лич-ны-ми об-ла-стя-ми и с дру-ги-ми стра-на-ми. При-род-ные усло-вия спо-соб-ство-ва-ли со-зда-нию хо-зяй-ства, в ко-то-ром вино, масло и ре-мес-лен-ные из-де-лия про-из-во-ди-лись для об-ме-на на зерно, рабов и т. д. Мор-ское по-ло-же-ние бла-го-при-ят-ство-ва-ло раз-ви-тию тор-гов-ли. Од-на-ко не-зна-чи-тель-ное число ост-ро-вов близ бе-ре-гов Ита-лии за-труд-ня-ло мо-ре-пла-ва-ние. У рим-лян обес-пе-чен-ность пло-до-род-ны-ми зем-ля-ми и сы-рьем не вы-зы-ва-ло острой не-об-хо-ди-мо-сти в об-ме-не с со-сед-ни-ми на-ро-да-ми. По-это-му рим-ля-не пер-во-на-чаль-но мо-ре-пла-ва-те-ля-ми не были (до III в. до н.э.)
Быт Одеж-да срав-ни-тель-но с се-вер-ны-ми стра-на-ми была более лег-кой, остав-ля-ла от-кры-той зна-чи-тель-ную часть тела. Окна в жи-ли-щах были не-ве-ли-ки (ино-гда от-сут-ство-ва-ли), что со-зда-ва-ло внут-ри дома про-хла-ду и су-мрак. Люди про-во-ди-ли много вре-ме-ни во внут-рен-нем дво-ри-ке, в саду подле дома, на его крыше. Вста-ва-ли рано, в жар-кие

часы дня от-ды-ха-ли