Апостол матфий. Апостол Матфи́й Матфий избранный вместо иуды

Оксана спрашивает: Прошу разъяснить текст из Евангелия от Матфея 19:28 «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых».

Кто будет 12-м апостолом судить колена Израилевы после падения Иуды: вновь избранный Матфий (Деяния 1:26) или Павел?

Сестра Оксана, мира вам и благодати от Отца и Иисуса Христа!

Спасибо за хороший вопрос. В Библии есть числа — символы, которые несут определенную идею. К примеру, число 3 — это число Божественности, Божества.

» взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:3)

«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откровение 4:8)

Слушай, Израиль: «Господь, Бог наш, Господь един есть…» (Второзаконие 6:4)

Число 4 — это число среды, в которой живет человечество: «Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.» (Даниил 8:8)

«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.» (Откровение 7:1)

Число 6 — это число незавершенности, т.к. человек был создан в 6-й день, но завершенность творения произошла в 7-й день.

Число 7 — это число завершенности, совершенства.

Число 10 — это символ человеческого множества и человеческой организации. Народ Израиля был разделен на десятки, сотни, тысячи и т.д.

Число 12 — это число Завета.

Число 40 — это число Божьего испытания (Моисей в пустыне, народ в пустыне, Иисус в пустыне и т.д.)

Число 12 — символ Завета. Когда мы читаем Чис.2, то видим, что Бог говорит о станах 12 колен, хотя колен на самом деле 13:«Вот вошедшие в исчисление сыны Израиля по семействам их. Всех вошедших в исчисление в станах, по ополчениям их, шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. А левиты не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею.» (Числа 2:32,33)

То же можно сказать и о апостолах. 12 — число символическое — символ ближайших учеников Христа. В какое-то время в их число входил и Иуда, в какое-то Матфий, избранный апостолами и одновременно Павел — избранный Богом. История ничего не говорит о Матфии, о его деятельности, но наверное в свое время он воспринимался церковью как апостол. Павел доказывал некоторым церквям свое апостольство принятое от Иисуса.

Будет ли на 12 стенах или основаниях Иерусалима имена Левия или Ефрема, имена Матфия или Павла не знаю. Да это и не главное для Павла или Матфея.

«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.»(Матфея 19:28)

То, что здесь речь символическая, подтверждает и то, что в контексте Нового Завета нет ни иудея, ни еллина. Израиль это все принявшие Христа верою.

С уважением и пожеланием благословений,
Сергей Молчанов

Сегодня, 22 августа Православная церковь вспоминает апостола Матфия, который проповедовал втех краях, где сегодня благоденствует православная вера. Онпоследним был удостоен стать одним из12 ближайших учеников Христа.

Имя Матфия упоминается вновозаветных текстах всего один раз: после предательства Иуды апостолы спомощью молитвы ижребия выбирают себе 12-го брата. Так Матфий был причислен ккругу ближних.

Святитель Димитрий Ростовский, много посвятивший изучению жития святых, сообщает: господь выбрал Матфия наапостольское служение задушевную чистоту. Матфий последовал заХристом сразуже, как Тот попрошествии 30 лет отрождения явил себя миру. Матфий оставил мирские заботы и« наслаждался лицезрением воплотившегося Бога инеизреченною радостию Его учения» .

Одвенадцатом апостоле известно немногое: родился вВифлееме, иссамого детства изучал закон Божий. Юноша отличался душевной чистотой иправедностью.
Еще один факт изего биографии объясняет многое: его наставником вдуховных вопросах был сам Симеон Богоприимец, получивший свое имя благословив младенца-Иисуса, он сразупринял его как Бога, когда только младенца принесли вхрам. Евангелие отЛуки называет Симеона человеком, накотором был « Дух Святый» . Онибыл учителем будущего апостола Матфия.

Про Матфия известно, что тот был вчисле других апостолов, ставших свидетелями сошествия Святого Духа, онисполнился Святого Духа иначал говорить наиных языках.

После этого события апостолы решали- кому ивкакую землю нести Благую весть, метали жребий, выбирая куда идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась Иудея. Пожалуй, опаснейших извсех путей. Известно, что вкаждом иудейском городе суд вершил Синедрион, который имел право приговаривать ксмертной казни.

Житие сообщает: проповедуя некоторое время вИудее, Матфий ушел вЭфиопию, азатем – вМакедонию.

Святитель Димитрий Ростовский говорит омногочисленных чудесах, сопровождавших его путь. Часто его жизнь висела на волоске, язычники не раз пытались его убить, но всегда ончудесным образом спасался, продолжая исцелять людей, проповедовал и умножал сторонников воХристе.

После путешествий Матфий вернулся встрану своего жребия- Иудею. Здесь инашел свое последнее пристанище. Последние дни апостола ипроповедника полны драматизма.
Перед казнью Матфий получает возможность сделать выбор: первосвященник предлагает ему выбрать одно издвух: « Или следовать закону, данному Богом через Моисея, итем сохранить жизнь. Или именоваться христианином иумереть» .
Матфий отвечает сдостоинством: для него имя христианина непреступление, аслава. Этими онподписывает себе смертный приговор.

Согласно житию апостола досмерти забили камнями.

Нафото изwikipedia.org: Апостол Матфий.

Апостол Матфий (заменил Иуду)

Святой Апостол Матфий родился в Вифлиеме и происходил из колена Иудина. С детства изучал Закон Божий под присмотром Симеона Богоприимца. Был избран по жребию в число после смерти Иуды Искариота(предателя). До избрания находился в числе семидесяти учеников Иисуса. Присутствовал при сошествии Святого Духа.

В книге апостольских Деяний о Матфие упоминается так:

Проповедовал апостол Матфий в Иерусалиме и Иудее вместе с другими апостолами. Из Иерусалима вместе с Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, Амасию, Эдессу и Севастию. По церковному преданию, был с проповедями в Эфиопии Понтийской (ныне Грузия), Македонии. Он творил великие чудеса именем Господа и очень многих обратил в веру Христову.

Смерть апостола Матфия относят к 63 году. Он был осужден в Синопе синедрионом на смерть и по одной из версий — побит камнями, а по другой – распят на кресте.

Мощи святого апостола Матфия находятся в Трире (Германия), в аббатстве св. Матфия.


Дни почитания 9 августа и 30 июня (по юлианскому календарю) 22 августа, 13 июля (н.ст.) у православных, у католиков – 14 мая.

Приходская и аббатская церковь святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря (Basilika St. Eucharius – St. Matthias) в немецком городе Трире, где хранится значительная часть мощей святого апостола Матфия, уже несколько столетий является местом паломничества христиан Западной Европы. Церковь, датируемая в справочниках Х–ХII веками, освящена в 1148 году, а построена она на фундаменте древней римской церкви, в крипте которой с середины III века находились захоронения первых трирских епископов Евхариуса и Валериуса. По данным немецких историков Ганса-Иоахима Канна и Эдуарда Зебалда, этот римский храм был построен во времена правления в Трире Константина Великого (306–316) – примерно в 313 году. В те годы на этом месте располагалось большое римское кладбище, где совершались захоронения вплоть до V века. Археологи обнаружили здесь несколько могильных слоев и насчитали в общей сложности около четырех-пяти тысяч каменных саркофагов, некоторые из которых сегодня можно видеть на новом кладбище бенедиктинского монастыря.

Кладбищенский храм с криптой в народе называли церковью святого Евхариуса. По преданию, некая трирская вдова по имени Альбана имела в своем владении на территории кладбища нечто вроде просторного склепа, где по ее желанию и похоронили первого трирского епископа Евхариуса. На месте захоронения епископа позже построили церковь. По одной версии, то ли в алтаре, то ли в ее стене, а по другой – среди древних кладбищенских надгробий жители Трира, подвергшиеся в конце VIII века нападению норманнов, надолго спрятали великую святыню – ковчег с мощами святого апостола Матфия. Считается, что эти мощи доставлены в Трир из Святой Земли матерью Константина Великого – равноапостольной царицей Еленой.

Апостол Матфий принял мученическую смерть в 63-м году. Разные источники указывают на разные места его кончины (Иерусалим и Колхида), не сходятся и в том, какой именно казни подвергся апостол: был ли он побит камнями или распят на кресте.

Из Деяний святых апостолов известно, что апостол Матфий везде сопутствовал Иисусу Христу, слушал Его Божественное учение, был свидетелем Его дивных чудес и славного служения Господа роду человеческому, начиная от Крещения Его до дня Вознесения на небо (см.: Деян 1: 21–23).

Житие апостола, вошедшее в составленные святителем Димитрием Ростовским Четьи Минеи, повествует о том, что апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в Вифлееме. С ранних лет он изучал в Иерусалиме закон Божий по священным книгам под руководством праведного Симеона Богоприимца. Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70 меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 апостолов. После Вознесения Господа на небо Матфий был причтен к 12 апостолам вместо отпадшего Иуды Искариота. Приняв дары Духа Святого в день Пятидесятницы, апостол Матфий стал проповедовать Христа. Сначала местом его проповеди была Иудея, позже – Эфиопия Понтийская. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово: его били, влачили по земле, вешали, строгали острым железом, жгли на огне. Однако он с радостью шел на все муки и переносил их мужественно.

После этого апостол Матфий проповедовал в Македонии, где идолопоклонники решили испытать силу проповедуемой им веры, заставив его выпить отраву, делающую выпившего слепым. Силою Божией апостол Матфий остался невредим, и затем вернул зрение 250 язычникам, которым диавол внушил убить апостола. Его связали и бросили в темницу, но Господь отворил ему ее двери. Святой апостол стал безбоязненно проповедовать слово Божие, а озлобленные язычники хотели умертвить проповедника Христова, но разверзшаяся внезапно земля поглотила дерзновенных. Оставшиеся в живых люди при виде этого чуда уверовали во Христа и крестились.

Потом апостол Матфий вернулся в Иудею, где проповедовал, творил многие чудеса, исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал мертвых. Его проповеди сопровождали дивные знамения, что привлекало многих израильтян ко Христу. Озлобленные и ослепленные неверием иудеи схватили апостола и привели его в Иерусалим на суд первосвященника Анана и синедриона. Апостол Матфий изъяснил иудейскому собранию те места из Ветхого Завета, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Первосвященник Анан пришел в ярость и осудил апостола на побиение камнями.

Апостола Матфия привели в местечко недалеко от Иерусалима, называемое Вефласкила, где обыкновенно совершалась казнь осужденных на побиение. Два свидетеля положили руки на голову осужденного, что свидетельствовало по еврейскому закону о хуле на Бога, и исполнили свою обязанность – первыми бросили камни. Святой апостол обратился к ним с просьбой, чтобы первые два камня положили с ним в гроб как свидетельство его страданий за Христа. Потом и все собравшиеся люди стали бросать камни в Матфия, и он предал душу Богу. Уже мертвому апостолу отрубили голову.

Христиане с честью погребли тело мученика Христова.

Известно, что честная глава апостола Божия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть мощей апостола Матфия видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Хранящаяся в трирском соборе часть святых мощей апостола Матфия – единственные, по утверждению немецких историков, мощи этого святого в Европе севернее Альп. Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории того самого южного римского кладбища, о котором уже упоминалось выше, раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире величественного храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). В последнее время в письменных источниках церковь эта все чаще упоминается как церковь святых Евхариуса и Матфия.

Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. Сам ковчег виден молящимся сквозь прутья решетки каменного постамента, установленного перед алтарем. В некоторых немецких туристических справочниках и их «перепевах» на русский язык интернет-сайтов этот мраморный постамент в готическом стиле называют «саркофагом» или даже «могилой» апостола Матфия, что не соответствует действительности, как и то, что этот святой якобы проповедовал в Галлии.

По данным бенедиктинского монастыря в Трире, его церковь, где хранится «трирская» часть мощей апостола Матфия, ежегодно посещают около 50 тысяч паломников, а в последнее время множится число верующих из стран Восточной Европы.

Святой апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме. С раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих.

Настало время, когда Господь, по прошествии 30 лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью — оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостью Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для апостольского служения.

Сначала святой Матфий принадлежал к числу 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1). После же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо и по отпадении Иуды святой Матфий был сопричислен к 11 апостолам (Деян. 1:26) как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых апостолах, так и на святом Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа.

По сошествии Святого Духа апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру. Впрочем, не только среди иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но, укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения.

По некоторым же сведениям святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этой отравой — их было более 250 человек — исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово.

Дьавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия. Когда же они хотели схватить святого апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом святой апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их. Они связали его и заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами, но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь. Ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и апостол с еще большею безбоязненностью стал проповедовать имя Христово среди народа. Когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их, оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились.

Затем апостол Матфий снова возвратился в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу, возвещая им слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим — слух, умирающим — жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и прообразах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся на пришедшем Мессии.

В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобой иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану.

Первосвященник, собрав Синедрион, осудил святого Матфия на побиение камнями. Когда апостола привели на казнь на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: «Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную (Пс. 93:21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (Иез. 13:19)».

После этих слов апостола Христова два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи уже по смерти мученика из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову, точно апостол Христов был противник кесаря. Верующие же, взяв тело святого апостола, с честью предали его погребению.

Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Из книги «Жития святых святителя Димитрия Ростовского»