Программа для обработки голоса для записи песен. Обработка голоса. Программы и запись голоса, динамическая компрессия

Выполнена, наступает этап редактирования. Человеческий голос чрезвычайно выразителен сам по себе, однако при помощи различных методов обработки звука можно получить еще более интересные и яркие голосовые эффекты. Для голоса может быть применен весь спектр существующих методов обработки - амплитудных, частотных, фазовых, временных и т.п.

Частотная коррекция или как говорят звукорежиссеры эквализация - один из самых популярных эффектов для обработки голоса. Также, к сожалению, это один из эффектов, которым часто злоупотребляют. При неправильной эквализации, конечный результат может звучать даже хуже, чем до её использования.

Конечно же, не существует каких-то строгих правил, согласно которым должен обрабатываться частотный спектр голоса, но есть основные принципы, о которых и пойдет речь.

При обработке записанного голоса, как правило, сначала применяется фильтр высоких частот - 60-100 Герц. В некоторых случаях высота среза низких частот достигает 150 Гц, в зависимости от характера подачи дикторского голоса и его тембра. Это позволит, во-первых, избавиться от лишних низкочастотных призвуков, во-вторых, если это необходимо, снизить излишнее количество НЧ возникших из-за эффекта близости направленного микрофона. Иногда эффект близости «играет на руку» т.к. делает тембр голоса более теплым, интимным. НЧ также приподнимают для придания мужскому голосу бархатистости. «Бубнящие» голоса часто требуют коррекции нижней середины и фильтр среза низких частот на 100-250 Гц. Частотный диапазон от 800 до 1500 Гц придает голосу мощности подачи и уверенности, но здесь главное не перестараться при увеличении уровня в этом диапазоне, т.к. при избытке данных частот может появиться гнусавость. А небольшой подъем в интервале 2500-5000 Гц может придать лучшую разборчивость речи. Небольшое увеличение уровня высоких частот - 12-18 кГц - позволит выделить высокие гармоники и придать звуку яркость, «полетность», «воздушность».

Частая проблема, с которой сталкивается звукорежиссер при записи речи, - это сибилянты - свистящие согласные. Конечно, всегда можно прибегнуть к специальным устройствам - де-эссерам, но лучший способ - это отыскать свистящие согласные и вручную «прибрать» частоты в районе 6-8 кГц в зависимости от тембра голоса и половой принадлежности диктора.

Фильтр низких частот.


Типичная частотная коррекция речи. Прибран «носовой» призвук в области низкой середины и произведено повышение ВЧ для более разборчивого и яркого звучания.

При обработке голоса в рекламе в подавляющем большинстве случаев используется динамическая обработка голоса - компрессия. Компрессия звука способна сделать голос более насыщенным и «плотным». Настройки параметров компрессоров индивидуальны для каждого голоса, однако существуют отправные значения, которые являются универсальными.

Для «вязких» тембров - со слабой артикуляцией - выставляется большая атака и меньшее время восстановления. Типичные значения установок компрессии для подчеркивания атаки согласных и, соответственно, улучшения различимости таковы:

Аttack 20-50 мс, Release 5-20 мс, Ratio = 3-5.

Если тембр диктора менее «вязкий», голос с хорошей подачей и артикуляцией компрессия нужна для регулирования общей плотности. Выставляется меньшая атака. Время восстановления обратно пропорционально темпу речи, т.е. высокому темпу соответствует меньшее время восстановления и наоборот:

Attack 0-10 мс, Release 5-50 мс, Ratio = 5-20.

Оригинальные «железные» V.I.P. инструменты для обработки речи достаточно дорогостоящие, но с появлением их программных клонов многие студии, даже не самые большие, могут себе позволить использовать их уникальное звучание. Одним из популярных таких устройств является UREI 1176, который обладает узнаваемым радийным звуком.



Эмуляция UREI 1176 от компании UNIVERSALAUDIO.

К пространственной обработке дикторского голоса прибегают не так часто или используют ее по минимуму. Часто применяют эффект реверберации или дилэя (delay) для смыслового акцента, если нужно выделить отдельный блок или фразу (адрес, телефон или др.), а также если этого требует сценарий ролика (создать эффект присутствия на стадионе или в концертном зале).

Финальную обработку называют мастерингом. Однако, по мнению автора, в рекламе такую обработку можно назвать мастерингом с большой натяжкой. По сути, для финальной коррекции в основном используют только один инструмент - ультрамаксимайзер - как правило, ультрамиусимайзером называют устройство, включающее в себя лимитер и усилитель.


Рековый ультрамаксимайзер компании WavesL2.

Не секрет, что современные радиоролики подвергают «жесткой» компрессии. Причиной этому стало то, что в 70х годах было замечено, что те произведения, которые звучали по радио громче остальных, нравились слушателям больше, так как казались более яркими, динамичными, а, соответственно, аудионосители с этими произведениями лучше продавались. Также и в рекламе все пытаются выделиться на фоне остальных и самый простой способ просто быть громче остальных (читай статью «Война за громкость»). Автор данной статьи не сторонник такой обработки, но в силу устоявшихся традиций, в радиорекламе приходится прибегать к ней всегда.

Софтверная версия устройства компании WavesL3.

Еще раз хочу отметить, что все указанные здесь инструменты и их настройки, не являются руководством к действию. Здесь приведены лишь основные параметры. Каждый дикторский голос индивидуален и требует индивидуального подхода.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Недавно на своем блоге, я опубликовала статью под названием , в которой я привела алгоритм действий, которым я пользуюсь, чтобы привести в порядок запись голоса. В комментариях к этой статье меня попросили привести конкретные примеры. Ну чтож, сейчас я вам покажу какими фильтрами и эффектами в программе Adobe Audition пользуюсь я, чтобы голосовой трек звучал качественно.

Начнем, с того, что запись осуществляется не в студийных условиях, а в кабинете, где стоит несколько системных блоков и кондиционер — конечно же все они очень шумят и создают помехи в записи. Если кондиционер еще можно выключить, то самый шумный системник, по стечению обстоятельств мой, выключить нельзя — иначе как записывать:-). Сразу хочу предупредить, что из-за этих условий избавиться от всех шумов не удастся, но при условии, что на трек будут наложены эффекты, типа эхо и реверберация, а фоном будет служить музыка, недостатки будут незаметны.

Микрофон: Perception 120.

Записанный трек звучит следующим образом:

1 шаг. Откроем трек в программе Adobe Audition.

2 шаг. Выполним нормализацию. Процесс нормализации похож на перемещение ручки громкости, весь сигнал изменяется «неподвижным» количеством, вверх или вниз. При нормализации, система находит самый громкий пик и по нему уже выстраивает общий уровень, чтобы громкость звучания была оптимальной. Для этого в программе Adobe Audition выделите весь трек, нажатием клавиш Ctrl+A , при этом поле со звуковой дорожкой окрасится в белый цвет и выберите пункт меню Effects — Amplitude and Compression — Normaliza (Process) . Появится диалоговое окно, в котором выставите вот такие настройки, (обычно я выбираю 90%):

Трек будет выглядеть вот так:


3 шаг. Избавимся от шумов. Для этого, пользуясь указателем мыши, выделим на треке небольшой кусочек шума, как здесь:


Вызовем пункт меню Effects — Noise Reduction / Restoration — Noise Reduction (process). Появится следующее диалоговое окно:


Здесь, нужно будет нажать на кнопку Capture Noise Print и в окне ниже появится график выделенного звукового сэмпла шума. Если данная кнопка не активна, то это означает, что вы выбрали слишком маленький кусочек шума, нужно закрыть диалоговое окно, выделить заново шум и вызвать эффект Noise Reduction. Смысл данного действия заключается в том, что программа запомнит частотную дорожку шума и попытается автоматически убрать все похожие частоты из трека. параметр Noise Reduction в 94% (можно и 100%, зависит от силы шума), остальное оставим по умолчанию и нажмем клавишу Applay.

Теперь обратите внимание, как будет выглядеть кусочек выделенного шума после применения эффекта. Звуковая волна стала практически прямой.


Теперь нужно избавиться от шумов во всем треке, для этого, выделим трек, нажав ctrl+A, вызовем тот же эффект и просто нажмем на кнопку Applay, образец шума будет использоваться старый, поэтому никаких настроек делать не надо. Трек будет выглядеть так:


Обратите внимание, на выделенные красным цветом участки — это ненужные нам участки, на которые не подействовало шумоподавление, так как это запись дыхания. Избавимся от них вручную. Для этого выделим каждый из этих кусочков, щелкнем правой клавишей мыши и выберем пункт Silence .


4 шаг. Компрессия. Процесс изменения динамики звука, выравнивание его громкости, делающее громкий звук тише. По сути компрессор - это автоматический регулятор громкости. Компрессия - это один из важнейших этапов обработки звука, она позволяет «выделить», «уплотнить», «раскачать», «выровнять», акцентировать звук. Выберем пункт Effects — Amplitude and Compression — Dynamincs Processing. Появится диалоговое окно, в котором вы можете выбрать различные варианты настроек по умолчанию или задать свои настройки.

Я выбрала настройку Soft Limit -24dB и поэксперементировала с кривой — красным цветом выделена точка, которую я сдвинула. Вообще нужно всегда слушать к каким изменениям приводят ваши действия и выбирать то, что подходит по вашему слуху — универсальных настроек тут нет. А прослушать результат, вы всегда можете, не выходя из диалогового окна, нажав на клавишу Play в левом нижнем углу.

Если после компрессии наружу «вылезли» еще шумы, как показано ниже, то от них можно избавиться повторением алгоритма шумоподавления, по примеру шага 3.


5 шаг. Эквалайзер. Ну тут я бы не назвала его обязательным. Но все же. Попробуем поэксперементировать конкретными частотами. Выбираем Effects — Filter and EQ — Graphic Equalizer (30 Bands). Появится диалоговое окно, в котором вы можете настраивать конкретные частоты, пользуясь рекомендациями из прошлого урока или чисто интуитивно, каждый раз прослушивая результат изменений, как я и сделала:


Теперь в принципе можно уже прослушать результат:

На этом я решила не останавливаться, поэтому:

6 шаг. Реверберация. Это эффект, который создаётся, когда какой либо звук звучит в замкнутом пространстве, в результате чего отражения от поверхностей стен вызывают большое количество эхо, затем звук медленно затухает по причине поглощения звуковых волн стенами и воздухом. Выберем пункт Effects — Reverb — Surround Reverd. Выставим значения так, чтобы было достигнуто желаемое звучание, не забываем прослушивать наши изменения. А у меня они такие:


В результате получилось следующее:

Надеюсь, моя статья оказалась для вас полезной. И не судите строго, так как все, что я сейчас показала я раскопала сама на просторах интернета без помощи профессионалов. Если вы считаете, что обладаете куда большими знаниями по качественной обработке голоса, то напишите о своем опыте в комментариях к данному посту. Будет очень интересно. Всего доброго!

(Visited 15 846 times, 3 visits today)

Вернуться к новостям...

В звукозаписи, как и в любой другой профессиональной сфере деятельности, масса нюансов и правил. Это абсолютно точная «наука», которой необходимо учится! И учиться, не просто нажимать на кнопочку «запись», а учиться, как правильно записывать голос, в каких условиях и почему, учиться обработке голоса в теории, знакомиться и изучать программы для записи и обработки голоса . Практическая же сторона этого вопроса заключается уже в непосредственном использовании студийной аппаратуры и программ, а также их настройка. Безусловно, в бытовых условиях, каждый хочет обойти все сложности стороной и максимально упростить себе задачу, как минимум, если просто необходимо записать и обработать голос в домашних условиях. Также, для максимального упрощения работы со звуковыми файлами мы можем предоставить Вам простые, но очень полезные онлайн программы. К примеру, Вы можете с легкостью обрезать любой аудиофайл, используя наш .

Базовая обработка голоса при и после записи. Динамическая компрессия.

И подбор микрофона, мы поверхностно рассматривали в нашей недавней статье, поэтому, если и вернемся к этому вопросу, то уж точно в другой раз. А сейчас, подойдем к этому вопросу более серьезно. Итак, в идеале, обработка голоса делится на 2 этапа - обработка голоса в процессе записи и обработка, уже записанного звукового файла. На первой стадии, мы используется микрофонные предусилители и «железные» компрессоры, вторая же стадия отводится программной обработке звуковых файлов специализированным студийным софтом.

Первичная обработка голоса в процессе записи.

Как мы уже отметили, чтобы качественно записать голос диктора , в тракте между микрофоном и компьютером - появляется микрофонный предусилитель и внешний компрессор. Для достижения мягкого и теплого звучания, специалисты рекомендуют использовать ламповые приборы, которые придают характерный «аналоговый» окрас воспроизводимому звуку. А вот что касается темы компрессоров, то ее можно разобрать более подробно. К слову, хорошее студийное «железо» стоит очень серьезных денег, поэтому если упомянуть о записи голоса в домашних условиях, то о такой роскоши разговоров просто и не будет. Компрессор в обработке голоса будет применяться дважды. Именно поэтому мы на ней и заострим внимание.

Программная обработка голоса и специализированные плагины.

Динамическая компрессия звука (Dynamic Compression) - это процесс сжатия диапазона сигнала звукового файла. Другими словами, это выравнивание громких и тихих фрагментов нашей аудиозаписи в соответствии с заданными параметрами. Ни один записанный файл не обходится без этого процесса! Т.е. программная обработка голоса не заканчивается только на этом, но компрессор - это основа основ и мы в нее углубимся!


Органы настройки «железных» (внешних) компрессоров при обработке голоса и программных плагинов ни чем не отличаются. Грубо говоря, мы программно «дожимаем» то, что не «дожали» во время записи. Почему же не накрутить все сразу, чтобы не возвращаться к этому в программах обработки звука или наоборот? Ответ прост. В процессе записи голоса диктора , мы используем компрессор и лимитер для первичного сглаживания пиков и исключения искажения звука при возможном «клиппировании» (чересчур громких моментах записи, которые выходят в «красную зону» датчиков). Программная же обработка голоса , необходима для достижения конечной цели, поэтому исходный голос должен быть и качественно записан, и одновременно быть «полуфабрикатом».

Настройки компрессора. Стандартные параметры динамической компрессии.

Сразу стоит подчеркнуть, что одной универсальной настройки компрессора не существует . Так как она абсолютно прямо зависит от исходного файла и поставленных задач. Но, тем не менее, есть стандартные параметры, которые используются, в том числе и в «пресетах», как базовые для дальнейшей точной подстройки. К примеру, и , требуют внимания при перенастройке аппаратуры из-за особенностей разницы воспроизводимых частот.

Основные настройки компрессора


Threshold. Это порог срабатывания компрессора. Он выражается в децибелах и определяет тот максимальный уровень сигнала, на котором начинает срабатывать компрессор и его понижать.

Ratio. Степень сжатия сигнала. Т.е. соотношение компрессии сигнала с максимально допустимым порогом.

Attack. Это время отработки компрессора. Выражается в миллисекундах и устанавливает время от момента превышения порогового сигнала и моментом достижения заданного соотношения Ratio.

Release. Этот параметр указывает время в миллисекундах, когда сигнал упал до допустимого порога и моментом, когда компрессор перестал его понижать.

Настройки компрессора для голоса.

Повторимся, что не существует универсальных настроек, а есть всего лишь базовые настройки компрессора для голоса , от которых можно отталкиваться. же, настраивая свою аппаратуру, руководствуются характеристиками собственного голоса и их настройки могут "в корне" отличаться друг от друга. А большинство плагинов-компрессоров выставляют усредненные настройки для обработки голоса . Мы же можем предложить следующие параметры.

Если Ваш файл имеет достаточно большой «разнос» пиков графика, то необходима достаточно большая компрессия. Мы можем использовать такие настройки компрессора обработки голоса:

Attack time = 0.3 ms
Release time = 40ms
Threshold = -3 dB
Ratio = 4:1

Если же у Вас график с незначительными скачками, то начнем компрессию голоса вот так:

Attack time = 0.3 ms
Release time = 50ms
Threshold = -8 dB
Ratio = 2:1

Что же, с базовой обработкой голоса мы немного разобрались. Далее можно переходить к следующему шагу - обработке голоса эффектами. Но эффекты для голоса, это очень обширная тема и мы, пожалуй, выделим ей полноценную статью. Не хочется говорить о таких серьезных вещах вскользь, т.к. это на самом деле очень интересный процесс и есть очень много отличных эффектов, которые применимы для разных целей.