Как убрать слова из трека. Как удалить голос из песни в Adobe Audition

Часто встречаются ситуации, когда катастрофически срочно нужна минусовка любимой песни, которую вы хотите исполнить, а как назло нет. При чем ее нет ни в интернете, ни у друзей или знакомых. Поэтому в таком случае делают удаление вокала из песни, оставляя просто мелодию без слов.

Такой вопрос себе неоднократно задавал человек, которому это было необходимо.

Нет такого метода, который на 100% уберет голос из песни, так как вокал из песни удалить можно, но не полностью. Вокал можно удалить не из каждой песни. К тому же, удалению подлежит только основной вокал - соло, а бек-вокал останется в любом случае.

Существует несколько способов, как удалить вокал из песни .

1. Удаление при помощи эквалайзера

Такой способ является самым простым, но малоэффективным. В том случае, если вы не можете использовать другой способ, то лучше воспользоваться этим.

Как же удалить вокал из песни при помощи эквалайзера? Весь способ состоит в том, что с помощью эквалайзера вырезаются те частоты, где лежит диапазон вокалиста. Конечно же частотный диапазон абсолютно для каждого вокала свой, поэтому в данной статье представлены некие средние характеристики.

Если брать средние значения, то диапазон женского вокала без обертонов - 150 - 1500 Hz, мужского - 80 - 500. Это все условные числа, но среднестатистические голоса находятся именно в таких диапазонах.

Данному способу присущи пара существенных недостатков, которые и ограничивают сильно его применение. Прежде всего, когда вы вырезаете частоты, где находится вокал, вместе с ним вырезается и звучание инструментов, лежащих в том же самом диапазоне. Проводя вырезание частот без обертонов, в фонограмме останутся все излишние призвуки: дыхание, звуки согласных и другое. Если провести вырезку всего частотного диапазона вокала в месте с обертонами, то от всей фонограммы вообще ничего не останется.

Не смотря на то, что данный метод не совсем эффективный, его всё равно нужно брать во внимание, потому что он может пригодиться в случае, если все остальные способы будут недоступны.

2. Фазовый вычет. Как удалить вокал из песни с помощью данного метода?

Этот метод несмотря на большое количество недостатков является очень эффективным и распространенным. Он имеет единственное главное ограничение: подходит лишь для стереофонических фонограмм. если применять его к моно-фонограммам, то этот способ не будет эффективным.

Второй недостаток этого способа - это то, что после взаимовычета каналов из стерео-фонограммы получается моно-фонограмма. Третий, основной недостаток, - вместе с удалением вокала полностью или же частично пропадает звучание тех инструментов, которые, как и вокал, находились в самом центре фонограммы.

Следует заметить, что на эффективность удаления вокала фазовым вычетом также влияет количество стерео-реверберации, размещенной на вокале. Если она вообще отсутствует - то это улучшит результат, в случае, если ее будет чересчур много и она широкая и объёмная, то вероятнее всего она останется в фонограмме.

Сделать фазовый вычет очень просто, поэтому он реализован во многих музыкальных программах. Например, Voice Attenuator. Представляет собой простой vst-плагин программы Wavelab, который является очень простым в его использовании, так как в нем всего две кнопки и три фейдера, поэтому разобраться с таким плагином может любой новичок.

3. Комбинирование двух предыдущих методов

Просто заключается в объединении двух предыдущих способов и использовании их в совокупности.

4. Усовершенствование второго способа

При рассмотрении второго способа было отмечено, что вместе с удалением вокала из песни полностью или частично пропадает звучание инструментов, которые располагались в самом центре панорамы.

Из этой ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он подходит не каждому, но позволяет сделать более эффективным удаление вокала с помощью фазового вычета. Для многих именно такая технология может показаться смешной, но все же она чаще чем другие используется на практике.

Если вы знаете, как делать или умеете писать минусовки, то вы просто все те инструменты, которые потерялись вместе с вокалом (бочка, бас, рабочий и другие) просто дописывайте в любом секвенсоре.

Это доволи-таки довольно эффективно и не сложно, так как дописать пару из инструментов значительно проще, чем писать целую минусовку с самого начала.

Данный способ подходит лишь для тех, кто умеет писать минусовки и делать аранжировку.

5. Утилиты. Как удалить вокал из песни с помощью утилит?

Использование специальных утилит, предназначенных для удаления вокала из фонограммы - одно из более разумных решений.

На сей день имеется огромное количество разнообразных программ, при помощи которых можно произвести удаление вокала. Некоторые из них - это мощные, профессиональные инструменты, а некоторые - абсолютно полная ерунда. Одни программы дают результат такой, как при втором способе, но тут в основе работы других не примитивный вычет каналов, а особенный, сложный алгоритм анализа звуковой волны с целью поиска и удаления вокала. Этими программами можно пользоваться для подавления вокала в стерео-, а также в монозаписях.

Из всего их разнообразия можете выбрать именно ту, которая будет по душе вам. Наиболее хорошие: Elevayta Extra Boy Pro, Yogen Vocal Remover.

6. Комбинация всех способов, которые предусмотрены выше

7. Самый подходящий вариант (заключение)

Это самый лучший способ. Это, прежде всего, способ получить то, для чего мы проводим удаление вокала, а именно - минусовка песни.

Самый лучший способ получить минусовку для вашей песни - обратиться к высококвалифицированным специалистам и профессионалам. Такой способ конечно же требует ваших финансовых затрат, но лучше заплатить определенную денежную сумму и получить качественную фонограмму, чем мучатся самому. Поэтому, прежде чем решить, как удалить вокал из песни, хорошенько подумайте. Только аранжировщик сделает для вас работу профессионально.

Если вам нужна минусовка для обычного, не стол важного конкурса или выступления в школе или ВУЗе, то профессиональная минусовка вам вовсе не нужна будет. В этом случае можете воспользоваться любым из первых шести способов. Но, если же, вы претендуете на качественное выступление и хотите выступить достойно, лучше всего будет воспользоваться седьмым способом для отделения слов от музыки.

На сегодня услуга по изготовлению минусов стоит недорого, а результат радует практически всегда.

С удаленным вокалом достаточно обширна: для пения под караоке, для сценических выступлений или наложения любимой музыки на видеоряд при создании самодельных фильмов или роликов.

Вырезать или нейтрализовать почти до неслышимости голос из какой-либо музыкальной композиции можно с помощью специализированных программ.

Компьютерные программы для создания «минусовок» подразделяются на те, что требуют установки программного обеспечения в память ПК, и на те, что позволяют проделать работу по устранению голоса в онлайн режиме.

Онлайн программы

Одним из бесплатных популярных онлайн сервисов по удалению вокала из песен является VocalRemover, который поддерживает наиболее распространенные аудио форматы: mp3, wav, flac, ogg, aiff, cdda.

Программа работает успешно только в том случае, если вокал записан по центру. Голос, записанный слева или справа, вырезать с помощью данной программы удается не всегда.

Еще один существенный недостаток сервиса – если по центру стереозаписи прописаны музыкальные инструменты – зачастую это басы или ударные, то их звучание может быть потеряно вместе с удаленным голосом.

Еще один несложный онлайн сервис по вырезанию вокала – Х-minus. Программа поддерживает такие аудио форматы, как mp3, mp4, wma, flac. Размер загружаемого музыкального файла должен быть не более 30 мб, желательно, чтобы вокал был прописан по центру стереозаписи и не сливался со звучанием музыкальных инструментов.

В целях улучшения качества получаемой композиции сервисом предусмотрены настройки частотного диапазона вокала и возможность регулировки тональности.

Программы, требующие установки на

Серьезным аудио редактором с множеством настроек и богатым функционалом считается программа Adobe Audition.
Программа нетребовательна к возможностям и отлично работает даже на слабых машинах, обладает достаточно простым интерфейсом, совместима с приложениями от других производителей.

При удалении вокала редактор позволяет выбирать место расположения голоса, диапазон подавляемых частот, уровень и скорость подавления вокала и множество других не менее важных настроек.

Недостатком программы является невозможность идеального подавления голоса без затрагивания звучания музыкальных инструментов и возможность появления в наиболее сложных по звучанию композициях таких нежелательных эффектов, как примеру, реверберация.

К не менее мощным аудио редакторам относится программа Sony ACID Music Studio. К ее достоинствам относится поддержка большого количества аудио форматов, внушительное количество спецэффектов, качественное отделение голосовой партии от музыкальной.

Но, как считают специалисты, получение качественной минусовки возможно только в единственном случае – если эта мелодия будет написана специально, а не получена посредством программ, подавляющих звучание вокала.

В этом уроке мы зададимся вопросом, как удалить голос из песни. Для чего это нужно – каждый придумывает себе сам: кто-то, быть может, хочет послушать только одну музыку, без голоса, а кто-то просто попеть в караоке. И для этого воспользуемся инструментом Adobe Audition версии 3.0 или выше и встроенным в него VST плагином Center Channel Extractor.

Сразу оговоримся, что удалить голос (выделить центральный канал) обычно идеально не удаётся, т.к. в обработке голосов в мастеринг-треках чаще всего применены эффекты, привносящие в вокал фазовые искажения, например ревербератор. Следовательно, удалив вокал, мы будем, в основном, хорошо прослушивать фонограмму без голоса, но с примесью эха от удалённого (отражённого) голоса.

При этом наилучший вариант, если вокал по панораме находится чётко посередине между каналами. Но если он сдвинут в большую сторону какого-нибудь из каналов, то тогда «ровного отреза» не получится. Правда, современные плагины эту задачу понемногу начинают решать, но об этом позже. Другой нюанс, влияющий на качество обработки аудио, как неизбежность, это частичное вырезание вместе с вокалом части полезного сигнала микса, правда, и в этом направлении разработчики “бьются лбами”.

Теперь, если мы готовы дальше двинуться в эксперимент, то заводим наш тринольный Adobe Audition и загружаем в него подопытный аудиофайл (wav, mp3 или другой формат – без разницы) с голосом внутри, простым перетаскиванием в окно редактора.

Переходим в меню Effect → Stereo Imagey → Center Channel Extractor . Включается окно плагина Center Channel Extractor , где мы можем провести дополнительные настройки для того, чтобы удалить вокал мы могли как можно более полно, при этом, чтобы фонограмма осталась как можно более естественно звучащая.

Extract Audio From Выделить Аудио Из… и далее, в выпадающем списке мы можем указать, где будет происходить экстракт: в центре, слева, справа, в файле сурраунда или выборочно. Если вокал в фонограмме расположен посредине, то достаточно указать Center , соответственно, если слева, то left , и если правый, то right .

Frequency Range – диапазон частот, который нужно вырезать.

Male Voice – мужской голос, Female Voice женский вокал , Bass басовый диапазон , Full Spectrum весь спектр . При опции Custom выставляем свои значения в опциях Start и End – соответственно, начало и конец диапазона выбираемого центрального канала. Соответственно, зная диапазон конкретного центрального канала, можно применить более точные настройки для его удаления, сохранив в лучшем виде качество исходника фонограммы.

Center Channel Level – ползунок, позволяющий задать уровень центрального канала , (или вокала) предназначенного для удаления. Рекомендуемые настройки для подавления центрального канала в положении от -40 dB и до конца влево.

Volume Boost Mode Режим повышенной громкости (малополезная опция)

В следующих настройках Descrimination Settings настраиваем звучание самого микса, где слегка улучшаем последствия вырезания вокала и немного подчищаем остатки вокальной фазовой обработки:

Crossover – ползунок, задающий основной уровень аудио (без голоса) в процентах и ставится при удалении вокала обычно на уровне от 93 до 100%.

Phase Discrimination – Фазовый дискриминатор. Рекомендуемые значения от 2 до 7. Лучше ставить меньшее значение, но тогда больше страдает микс.

Amplitude Discrimination – амплитудный дискриминатор. При вырезании вокала хорошо показывают себя значения от 0,5 до 10.

Amplitude Bandwidth – полоса пропускания. От 1 до 20 рекомендованные значения для удаления голоса из микса.

Spectral Decay Rate – помогает сглаживать искажения в миксе. Рекомендованные значения от 80% до 98%

FFT Size – настройки между 4096 и 10240 работают лучше всего.

Interval Size – 10 и 50 миллисекунд приемлемые значения.

Window Width – Значения от 30% до 100% работают хорошо.

«Играемся» с настройками и ищем наилучшее сочетание параметров, когда голос удалён наиболее полно, а общий микс при этом страдает меньше всего.

Исходник:

Обработка:

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version . You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Вообще, если вам муторно заниматься настройками, есть более короткий путь, для удаления вокала из микса с дефолтной настройкой: Favorites → Vocal Remove .

Если нужно оставить вокал, а наоборот «придавить» фонограмму, то положения ползунков Center Channel Level и Crossover нужно поменять местами. Тогда вырежется фонограмма, а вокал останется (естественно, другие настройки тоже нужно будет изменить).

В материале использован фрагмент аудиотрека ритмогруппы «СТ-Эффект»

Иногда случаются такие ситуации, когда срочно нужна минусовка той или иной песни, но её просто не оказывается в наличии. Не друзья, ни знакомые, ни поиски в Интернете не помогают. С этой проблемой, рискну предположить, сталкивался каждый певец хотя бы раз в жизни. Эта проблема, наверное, также стара, как и сами понятия «фонограмма», «караоке» и т.п. и называется эта проблема просто – «Удаление вокала из песни».

В этой статье я расскажу вам обо всех известных мне методах удаления вокала из песни.

Сразу конечно хотелось бы сделать поправку, что на 100% эффективных методов удаления голоса из песни не было, и нет. Во-первых, в большинстве случаев удалить вокал из песни возможно, но не полностью. Во-вторых, более или менее эффективно удалить вокал можно далеко не из каждой записи. И в-третьих, вырезать можно только сольный вокал, все бек-вокалы и т.п. удалить не получится.

Ну, а теперь предлагаю рассмотреть возможные способы удаления вокала из песни по порядку.

Способ 1 | Удаление эквалайзером

Это метод, конечно же, самый простой и как следствие самый малоэффективный. Но всё же, если по каким-то причинам нет возможности воспользоваться другим способом, на помощь только этот.

Способ заключается в простом вырезании частот эквалайзером, в которых лежит диапазон вокалиста. Конечно частотный диапазон у каждого вокала свой, поэтому я даю некие усреднённые характеристики.

В среднем, диапазон женского вокала без обертонов от 150 до 1500 Hz, мужского – от 80 до 500. Эти цифры достаточно условны, но, как правило, среднестатистические голоса пролегают именно в этих диапазонах.

Но у этого способа есть два существенных недостатка, которые сильно ограничивают его применение. Во-первых, вырезая частоты, в которых находится вокал, мы вместе с ним вырезаем и инструменты, лежащие в том же диапазоне, например, гитары, фортепиано и т.д. А во-вторых, вырезая частоты без обертонов, в фонограмме останутся всевозможные лишние призвуки, такие как дыхание, звуки согласных и т.д. Если же вырезать весь частотный диапазон вокала в месте с обертонами, то от фонограммы попросту ничего не останется.

Но, даже не смотря на малоэффективность данного метода, его всё же стоит брать во внимание, так как он вполне может понадобиться тогда, когда остальные способы будут просто недоступны.

Способ 2 | Фазовый вычет

Это более эффективный и распространённый метод, хотя имеющий целый ряд недостатков. Главным ограничением этого способа является то, что он подходит только для стереофонических фонограмм, применительно к моно-фонограммам данный способ не даст никакого эффекта.

Вторым недостатком этого способа является то, после взаимовычета каналов, стерео-фонограмма превращается в моно. И третьим, и, пожалуй, основным минусом является то, что вместе с вокалом полностью или частично пропадают инструменты, которые, как и вокал располагались в центре панорамы, например, бочка, бас, рабочий и т.д.

Также на эффективность удаления вокала фазовым вычетом влияет и количество стерео-реверберации на вокале. Если её нет вообще – это улучшит результат, если же её наоборот слишком много и она широкая и объёмная, то она скорей всего и останется в фонограмме.

Что касается практики, то с технологической точки зрения фазовый вычет осуществится очень просто, и поэтому реализован в большом количестве музыкальных программ. Я, например, предпочитаю Voice Attenuator.

Это простой стандартный vst-плагин программы Wavelab. Он очень прост в использовании, так как содержит всего три фейдера и две кнопки, поэтому разобраться с ним не составит труда даже новичку.

Способ 3 | Комбинация двух предыдущих

Здесь я не стану вдаваться в подробности, а просто скажу, что ничего не мешает использовать вместе первый и второй способы.

Способ 4 | Усовершенствование второго способа

Чуть ранее я говорил, что основным минусом второго способа является то, что вместе с вокалом полностью или частично пропадают инструменты, которые, как и вокал располагались в центре панорамы, например, бочка, бас, рабочий и т.д.

Но из этой ситуации есть выход. Правда он не всем подходит, но зато позволяет существенно улучшить эффективность удаления вокала фазовым вычетом. Я ничуть не удивлюсь, если многим данная технология покажется смешной и нелепой, но самое интересное то, что она нередко используется на практике.

Если вы хотя бы немного владеете искусством аранжировки или имеете опыт написания минусовок, то поступайте следующим образом: все инструменты, которые пропали вместе с вокалом (бочка, бас, рабочий и т.д.) просто дописывайте в любом секвенсоре.

Да, это звучит странно, но на самом деле это довольно эффективно, и к тому же совсем не сложно. Ведь согласитесь, дописать только, например бас, бочку и рабочий барабан куда как проще чем писать минус с нуля.

Но, конечно, если вы совершенно не умеете делать аранжировки/минусовки даже на самом примитивном уровне – этот способ для вас отпадает.

Способ 5 | Утилиты

Использование специализированных программ/утилит для удаления вокала из фонограммы – одно из наиболее рациональных решений. Хотя чудес, как я уже говорил, ждать не рекомендую.

Сейчас существует огромное количество всевозможных программ для удаления вокала. Некоторые из них - довольно мощные, профессиональные инструменты, некоторые – полная ерунда. У одних программ качество результата аналогично «Способу 2», но в основе работы других лежит не примитивный с технологической точки зрения вычет каналов, а особый, сложный алгоритм анализа звуковой волны с целью поиска и удаления именно вокала. Такие программы легко можно использовать для подавления вокала как в стерео-, так и в монозаписях.

Вам остаётся только попробовать некоторые из них и выбрать то, что понравится больше. Я могу порекомендовать, например такие программы как: Elevayta Extra Boy Pro, Yogen Vocal Remover.



Или например воспользоваться программами Adobe Audition или GoldWave, которые имеют в себе набор инструментов для удаления вокала из песни.


Способ 6 | Комбинация всех перечисленных способов

Здесь, как и в случае с третьим способом комментарии ни к чему. И так всё ясно.

Способ 7 | Идеальный вариант (заключение)

Ну, вот мы и подобрались к последнему, и самому лучшему способу. Это… Барабанная дробь… На самом деле, конечно это не способ удаления вокала из песни, а способ получить то, ради чего мы удаляем вокал, а именно – минус песни.

Лучший способ получить минус песни, если Интернет уже вывернут наизнанку, а своими руками сделать минусовку вы не сможете – это обратиться к специалистам. «Ну да…» - скажете вы, «мне это не нужно…», «это дорого…» и т.д. и т.п. Но если быть реалистом, и иметь желание получить качественную фонограмму, никакие фазовые вычеты и программы не дадут вам возможность получить такую фонограмму, какую вам бы изготовил аранжировщик.

На самом деле, если речь идёт о непрофессиональном выступлении, например, в школе/ВУЗе, на детском утреннике или дома, то возможно и нет смысла заказывать изготовление минусовки. Но если вы себя уважаете, и хотите «звучать достойно», или вы собираетесь выступать на серьёзном конкурсе и т.п., от всех шести способов удаления вокала следует отказаться и воспользоваться седьмым.

К тому же услуга изготовления минусовок стоит сегодня недорого, а результат практически всегда лучше, чем удаление вокала из «плюса».

Но, не мне решать, как вам лучше поступить. Моя задача была – рассказать о наиболее распространённых методах удаления вокала из фонограммы, а ваша – усвоить их и применять на практике. А на этом я прощаюсь с вами и желаю удачи и творческих успехов. Следите за новыми статьями.