Как понять что с новорожденным. Как понять младенца. Как определить «границы физиологической нормы»

У грудных малышей есть только один язык — их плач. Это одна-единственная возможность для маленького ребенка сообщить матери о своих нуждах. Чтобы у малыша сформировалась здоровая , ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания взрослого. Чем быстрее мама начнет понимать язык своего ребенка, тем будет лучше для всех!

Чем скорее она придет малышу на помощь, тем меньше он страдает, и тем скорее могут быть предупреждены и выявлены отклонения в здоровье или развитии ребенка. Как научиться понимать плач ребенка?

В процессе вынашивания ребенка мать начинает идентифицировать себя с младенцем. Это позволяет ей понимать и тонко чувствовать постоянно меняющиеся нужды и потребности ребенка, своевременно их удовлетворять. Однако не всегда одного материнского инстинкта достаточно, чтобы полностью на него положиться. Эксперты выделяют три основные причины плача детей.

Возьмите на ручки!

Потребность в контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости но-шения ребенка на руках, потребности в телесном комфорте. Новорожденные совершенно беззащитны и боятся оставаться в одиночестве, поэтому постоянно нуждаются в присутствии мамы, ощущении защищенности. Именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Помимо физических прикос-новений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней, которое выража-ется в ее взглядах, мимике, ласковых интонациях, обращенных к нему. Об-щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще.

Все дело в физиологии?

Ребенок регулярно плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить малыша "по требованию", т. е. тогда, когда он плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет нигде не практикуется, т. к. это противоречит физиологическим процессам организма и может приводить к возникновению ряда негативных проявлений со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению центральной нервной системы.

Своим плачем малыш может сигнализировать также о том, что он замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка, когда у него холодные ручки, ножки или носик. Достаточно надеть на ножки теплые носки, а на ручки — рукавички. В то же время плач может быть связан и с перегреванием, когда ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа его краснеет, на ней может появиться мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте ребенка догола и устройте ему воздушную ванну в квартире на 20-30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие дети первых месяцев жизни страдают от кишечных колик вследствие незрелости ферментативной системы ребенка и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдет дефекация. О нарушениях пищеварения сигнализирует также увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, напряженное сжимание кулачков (обычно это происходит в вечернее время, в одни и те же часы, не менее 30 минут ежедневно). В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (Плантекс, Эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины до конца не определены и основным способом их профилактики является внимание к ребенку, для чего мама должна следить за своим рационом, если она кормит грудью, или тщательно подбирать молочную смесь, а также своевременно вводить прикорм, соответствующий состоянию и развитию ребенка.

Малыш испытывает потребность в комфортном и достаточном сне, поэтому если необходимые условия не выполняются, он может сигнализировать об этом своим плачем. Обычно малыши начинают "сообщать" маме о том, что устали и хотят спать с двух или трехмесячного возраста. При этом далеко не всегда они могут заснуть самостоятельно — маме нужно его укачать или положить рядом с собой (оптимально — на приставную кроватку-люльку). Будет еще лучше, если у мамы и малыша сложится свой ритуал отхождения ко сну, который они будут повторять из раза в раз.

Боль и дискомфорт

Плач ребенка могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, ко-лючая ткань или жесткая складка в одежде. Мокрая пеленка или подгузник также вызывают дискомфорт и плач малыша. Обычно такие причины плача (требовательного, но не длительного) легко обнаружить и устранить.

Самой "нежелательной" причиной детского плача, конечно, являются различные патологические состояния, органические поражения органов и систем, пороки развития, инфекционные заболева-ния, проявления аллергии. Их диагностировать может только специалист.

"С одной стороны, дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям в связи с наличием иммунной защиты, переданной матерью, — разъясняет Казюкова Т. В., д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии №1 ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова .— С другой стороны, риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают сами. Рассчитывая на материнский иммунитет, важно помнить, что большинство других людей, контактирующих с малышом, к сожалению, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность "семейной" профилактики инфекционных заболеваний в условиях мегаполиса на примере препарата Оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ в группе, где профилактические меры систематически принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%".

Дети первого года жизни часто подвержены пищевой аллергии, которая может проявляться кожными высыпаниями (атопический дерматит, крапивница, отек Квинке), различными нарушениями функции желудочно-кишечного тракта (тошнота, срыгивания, рвота, диарея, боли в животе). У детей старше года велика вероятность воздействия аэроаллергенов, вызывающих респираторные нарушения (бронхиальная астма, аллергический ринит). Очень важным для ребенка является грудное вскармливание, при этом матери ребенка, склонного к аллергическим реакциям, в течение всего периода кормления грудью следует соблюдать гипоаллергенную диету. В случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, педиатр назначит специализированную лечебную гипоаллергенную искусственную смесь, индивидуально подобранную для данного ребенка.

Что делать маме?

Если малыш заплакал, его необ-ходимо взять на руки — так устраняется самая распространенная причина плача — недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать; может быть, ребенку необходимо удовлетворить такие физиологические потребности как дефекация.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, сама мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервоз-ность матери или общую недоброжелательную обстановку в се-мье. Поэтому необходимо успокоиться самой и устранить ис-точник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кро-ются в более серьезном недомогании ребенка, и надо вызывать врача.

Савченко Ирина Григорьевна

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.02.2019

Молодым мамам, из-за своей неопытности, часто трудно разобраться, почему новорожденный малыш плачет, они впадают в панику, не знают что делать. А причины совершенно разные: от желания кушать до симптомов инфекций.

Чаще всего причиной заболевания может стать переохлаждение, в результате чего малыш подхватить вирусную инфекцию.

В зону риска попадают младенцы из семей, в которых есть старший ребенок.

Среди медиков распространено мнение, что при искусственном вскармливании вероятность предрасположения к простуде более высока, в связи с неполучением питательных средств, существующих в молоке матери.

Наибольшую опасность представляет ОРЗ (острое респираторное заболевание). Причины – вирусы и бактерии (около 300 видов), которые распространяются воздушно-капельным путем. ОРЗ опасно тем, что несет за собой ряд осложнений, а для младенцев их риск высок, так как иммунитет еще не работает в полную силу.

Если в семье появился больной – старший ребенок или взрослый, следует изолировать его. Для того чтобы не дать распространиться по дому вирусу, необходимо чаще проветривать помещение. Уничтожить микробы может прекрасно помочь чеснок, если разложить его по всей комнате, только не забывать менять этот природный антисептик несколько раз в день, а на одежду грудного малыша нанести мазь с противовирусным действием.

Существуют симптомы, по которым маме легко понять и определить начало заболевания, разобраться, что делать и своевременно вызвать врача:

  1. Температура тела выше 37 градусов.
  2. Неравномерное дыхание – прерывистое, с хрипами.
  3. Кашель, заложенность носа.
  4. Отказ от кормления, жидкий стул.

Действия родителей

Врачи особенно сильно боятся симптомов ОРЗ, так как самый легкий насморк может с легкостью перейти в бронхит или трахеит с сильным кашлем.

При первых неблагоприятных симптомах необходимо сразу вызвать врача, который назначит лечение. Если заболевание в легкой форме, то лечение проводится дома. Быстрому выздоровлению может помочь любая мелочь, даже комфортные условия.

Постоянное проветривание помещения, отслеживание микроклимата – оптимальная температура – 22-23 градуса, влажность воздуха выше 60%, являются неоспоримыми факторами, способствующими быстрому выздоровлению.

При грудном вскармливании необходимо чаще прикладывать малыша к груди. Защитные вещества, входящие в материнское молоко помогут иммунитету бороться с болезнью, кроме того, малыш будет ощущать присутствие мамы рядом и меньше капризничать. При кормлении следует учитывать, что при высокой температуре, желудок может не справиться, и как следствие, возникнет рвота.

Грудное молоко – это уникальный источник полезных для новорожденного витаминов и микроэлементов, защита иммунитета и средство при воспалении слизистых оболочек носа и горла .

Насморк тяжело переносится детьми до одного год, так как, в отличие от старших детей, они большую часть времени лежат, и заложенность носа мешает им дышать. При насморке необходимо следить за состоянием носовых пазух малыша, чаще прочищать их ватными жгутиками и закапывать материнским молоком либо промывать слабыми настойками трав (календула и ромашка). Носовую полость может помочь прочистить аспиратор – это приспособление в виде резиновой груши, которое позволит отсосать слизь.

При высокой температуре (38 градусов и выше), посоветовавшись с детским педиатром, дают жаропонижающее средство. Более низкую температуру тела обычно не сбивают, но лучше будет одеть ребенка полегче, оставив ножки в тепле, и периодически обтирать тело влажной салфеткой, смоченной в растворе яблочного уксуса с водой.

При температуре не стоит гулять на улице, а вот насморк прогулке (15-20 минут) не помеха, так как на свежем прохладном воздухе микробы быстрее гибнут. На прогулке важно следить, чтобы малыш не замерз.

Ветряная оспа

У новорожденных детей всегда есть риск заразиться ветрянкой от членов семьи, в т. ч. старший ребенок может стать разносчиком вируса.

Не исключена вероятность врожденного заболевания, опасность заключается в том, что возможны осложнения в виде болезней нервной системы и других важных органов. Причина в отсутствие иммунитета, связана с болезнью матери, перенесшей эту инфекцию незадолго до родов. У малыша, не достигшего двух недель жизни, врожденная форма заболевания ветрянкой протекает наиболее тяжело. Начинается с высокой температуры и ухудшения всего самочувствия. Младенец отказывается кушать, его рвет, меняется настроение, может быть вялым или возбужденным, капризничает и плачет. Через 2-3 дня появляются первые высыпания на животе и лице.

Если мама до беременности болела ветрянкой , то ее организм выработал необходимые антитела, которые оградят младенца от инфекции в период грудного вскармливания до трех месяцев.

Заболевание ветрянкой, начавшееся после одиннадцатого дня рождения, не считается врожденным, протекает в более легкой форме и без негативных последствий.

Чаще всего, источник из внешнего мира – это старший ребенок в семье, посещающий детские заведения.

Что делать маме, при заболевании младенца ветрянкой? Ответ прост – водянистые высыпания на коже смазывать зеленкой, а слизистую во рту – облепиховым маслом.

И еще, несколько советов:

  • попросить врача выписать антигистаминное средство, чтобы уменьшить зуд;
  • отвлекать от расчесывания, может помочь одежда, полностью закрывающая ручки и ножки;
  • купание (при отсутствии температуры) в травяных отварах уменьшит зуд, только на время забыть о мочалке и не тереть полотенцем;
  • если ко времени заболевания ветрянкой введен прикорм, лучше отказаться, так как новая пища будет раздражать слизистую;
  • малышу, находящемуся на искусственном кормлении и заболевшему ветрянкой необходимо давать больше жидкой пищи.

Предупреждение заболеваний

Долгожданный ребенок появляется в нашем, наполненном вирусами и микробами, мире из комфортных и стерильных условий. С первого вздоха возникает контакт с различными микроорганизмами. Наличие вокруг людей, главных носителей миллионов вирусов, подвергает малыша скрытым опасностям.

Будущей маме важно понять о необходимости защиты своих детей, понять и сделать все возможное для увеличения иммунитета еще не родившегося малыша. До трех месяцев он обладает защитным иммунитетом, который передала ему мама во время своей беременности.

Самое необходимое, что должна делать беременная женщина – это тщательно следить за своим здоровьем, хорошо питаться, часто бывать на свежем воздухе, окружать себя только позитивным настроением и радостными эмоциями. Мама обязана понять, что внимательность к своему здоровью – это забота о будущем поколении.

Дома необходимо постепенно приучить новорожденного к процедурам закаливания, начать с простого обтирания, не забывать мыть руки, игрушки, своевременно делать вакцинацию. Не допускать контакта с больными людьми, если старший ребенок болен, объяснить ему о необходимости марлевой повязки и изоляции.

Часто поведение новорожденного ставит родителей в тупик. Невозможно определить, что его тревожит: холодно, жарко, голодный или заболел. Любящая мама всегда распознает симптомы и поможет своему малышу.

Читайте далее:

Часто родители не знают, как помочь своему малышу при внезапных приступах колик, которые периодически возникают во время или после кормления. Как облегчить состояние крохи рассказывает педиатр ЕМС, кандидат медицинских наук, Мария Шилко.

Что такое колики у грудничков?

Колики – это спазмы кишечника, вызываемые, как правило, нарушением его двигательной функции и повышенным газообразованием. Для характеристики этого состояния у малышей педиатры используют «правило трех»: колики длятся в общей сложности около 3-х часов в сутки, возникают на 3-й недели жизни и продолжаются примерно 3 месяца. Родителям следует понимать, что колики грудничков не являются заболеванием, это состояние временное, проходящее к четырехмесячному возрасту.

Точная причина возникновения младенческих колик пока не установлена. Явления пищеварительного дискомфорта у новорожденных специалисты связывают с незрелостью и сниженной активностью ферментов, помогающих переваривать и усваивать пищу.

Как узнать, что у ребенка колики?

Малыш сильно плачет и кричит, беспокойно двигает ножками, подтягивает их к животу, во время приступа лицо малыша краснеет, живот может быть вздут из-за повышенного газообразования. Плач возникает чаще всего вечером, но может наблюдаться и в любое время суток. Между приступами ребенок спокоен.

Как помочь малышу?

Если мама кормит грудью:

    Ограничьте в своем рационе молоко и молочные продукты. Достаточно не употреблять их в течение 8-10 дней, чтобы мама заметила улучшение в состоянии ребенка.

    Старайтесь избегать продуктов, вызывающих метеоризм и усиливающих брожение в кишечнике: фасоли, гороха, капусты, редьки, винограда.

    Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (чай, кофе, кока-кола).

    Убедитесь, что Вы правильно прикладываете ребенка к груди. Следите, чтобы младенец захватывал всю ареолу соска и не заглатывал воздух.

    Дайте малышу полностью опустошить одну грудь. Если мама слишком часто меняет грудь во время кормления, то ребенок получает много «переднего» молока с низким содержанием жира и богатого молочным сахаром – лактозой. Относительно нежирное молоко быстро покидает желудок ребенка и большое количество лактозы, попадая в кишечник, вызывает повышенное газообразование, вздутие и боли в животе.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании:

    Обратитесь за консультацией к педиатру. Он может подобрать смесь, которая легче усваивается и не вызывает дискомфорт после кормления.

    Используйте специальные бутылочки и противоколиковые соски, позволяющие регулировать скорость потока молочной смеси, малыш не будет «захлебываться» и заглатывать воздух.

    Постарайтесь кормить ребенка в спокойной обстановке.

    При разведении молочных смесей точно соблюдайте дозировку.

После кормления обязательно подержите кроху в вертикальном положении, чтобы вышел «лишний воздух».

Если малыш начинает кричать, возьмите его на руки, прижмите к себе животиком, погладьте по спинке. От изменившегося положения и увеличивающегося внутрибрюшного давления у малыша отойдут газы, и боль отпустит.

Облегчить колики поможет массаж живота по часовой стрелке с легким нажимом, тепло (только что проглаженная пеленка на живот), газоотводная трубка.

Успокаивающе подействует прогулка в коляске на свежем воздухе, тихая приятная музыка.

Профилактика колик у новорожденного

Для профилактики колик традиционно используются специальные детские чаи, содержащие лекарственные травы (фенхель, ромашку), препарат на растительной основе «Плантекс», благоприятно воздействующие на желудочно-кишечный тракт, улучшающие пищеварение, предотвращающие скопление газов.

Родителям важно помнить, что функциональные кишечные колики не являются заболеванием и встречаются у 20% здоровых детей. Однако говорить о кишечных коликах возможно, только если во всем остальном малыш здоров, правильно развивается и хорошо набирает вес.

Проконсультируйтесь с педиатром. Врач осмотрит ребенка, установит точную причину беспокойства малыша и даст необходимые рекомендации.

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Природой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Это своеобразная головоломка: раз младенец недавно поел, вряд ли он испытывает голод. И вроде бы, недавно проснулся – значит, не устал. Стало быть, можно проверить его подгузник или предложить игрушку. Да, действительно, замечено, что, когда малыш капризничает и поджимает ножки к подбородку, в большинстве случаев это свидетельство желудочной колики. Это логично, вспомните свое, взрослое тело: что мы делаем, когда чувствуем боль в животе? Сгибаемся, принимаем ту же самую позу. А теперь вспомните себя после тяжелого трудового дня. Вряд ли будучи усталым вы найдете в себе силы для громкого крика. Следовательно, уставший ребенок, скорее, тоже будет занудно хныкать, чем орать навзрыд. Но эти наблюдения не истина в последней инстанции. Только родителям ведомо, как поступить в данной конкретной ситуации, только они могут знать, что же именно вызвало то или иное состояние малыша. В этих вопросах именно вы самый знающий профессор и специалист высшей категории.

Приведем пример. В одних книгах для родителей пишут, что нужно без промедления реагировать на каждый плач ребенка, другие же авторы утверждают, что малышу нужно дать время на плач, чтобы он ощутил дискомфорт. Кто прав? Правильный ответ: все зависит от ситуации! Если младенец захныкал, потому что захотел кушать, нет ничего страшного, если мама задержится на пару-тройку минут, чтобы закончить с собственным обедом, и спокойно расположится в кресле для кормления крохи. Но, если мама услышала плач упавшего крохи, наверное, никому не придет в голову посоветовать ей не спешить на помощь своему ребенку. Конкретная ситуация ВСЕГДА влияет на поведение. Поэтому запомните самое главное правило родителей: нет универсального рецепта, как надо. «Надо» с разными детьми по-разному!

Да, полезно принимать во внимание чужой опыт, но важнее получать и усваивать собственный. А опыт – это не только верно найденные решения, но и совершенные ошибки.

Лучшая ошибка в мире

В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка усталого или замерзшего. Он просто плачет, и мама начинает ему предлагать все по очереди: грудь, теплое одеяло, игрушку. Но ведь и новорожденный пока еще сам не знает, чего он хочет: пить, есть, спать или что-то еще… Он плачет, ПОТОМУ ЧТО «что-то не в порядке». Он просто сообщает об этом миру и потому охотно принимает все предложенное мамой. Через какое-то время младенец начинает понимать, что, когда ему неприятно ВОТ ТАК, лучше всего избавляет от этих ощущений мамина грудь, а игрушка или одеяло с этим «не справляются». И тогда в следующий раз он оттолкнет игрушку и сбросит ножками одеяло. Он уже понимает, что сейчас ему нужно совсем другое.

Молодой маме нет нужды корить себя за то, что она не способна понять собственного ребенка. Это нормальная ситуация, к тому же полезная, потому что именно благодаря такому «непониманию» ребенок учится понимать, что подходит для удовлетворения его потребностей, а что нет.

Малыш постепенно учится понимать и различать собственные нужды и потребности, и происходит это не за одно или два кормления и не после 3-4 сменившихся подгузников. Более того, никто точно не скажет вам, когда именно кроха начинает более-менее внятно осознавать, что же ему нужно. Лишь к полугоду ребенок уже достаточно отчетливо ориентируется в своих желаниях. Выходит, умение понять, что же нужно младенцу, – это не только родительский навык, но и важнейшее приобретение самого ребенка.

Благие намерения

А вот кому действительно стоит насторожиться, это тем, кто фанатично увлечен какой-либо системой воспитания: кормление ребенка по часам, строгий режим, или даже… безобидные развивающие занятия. Все это делается из лучших побуждений, но, если поведение младенца не укладывается в «схему», такие родители начинают тотчас тревожиться: «поскольку я все делаю по правилам, так, как нужно, а ребенок реагирует не так, значит, с ним сегодня что-то не так, что-то не в порядке». И им совсем не приходит в голову, что ребенку, может быть, абсолютно не хочется спать, не нужно сегодня «закаляться» или у него нет желания радоваться от созерцания развивающего пособия.

Близка к этому и позиция мам, которая формулируется примерно так: «Я точно знаю, что тебе нужно!» Такие женщины точно, на все 150%, знают, какие памперсы больше подходят ее малышу, какое пюре ему нравится, какая игрушка доставит удовольствие, на каком горшке удобнее сидеть. Чуть позднее они «точно знают», какие способности ребенка необходимо развивать, а какие нет. К сожалению, дети таких мам, взрослея, по-прежнему не могут обойтись без ее советов. Они привыкли, что «мама все знает лучше»: кого выбрать в партнеры, в каком вузе продолжить образование, где работать, как воспитывать детей. Как результат – разочарования, неудачная личная жизнь, тяжелые взаимоотношения с людьми. А ведь начиналось все с младенчества, когда мама, и правда, лучше других была способна понять своего ребенка. Лучше других, но не лучше его самого! Как «действительно нужно», выясняется путем проб и ошибок. Это дело не одного дня – это исследовательская работа, в которую включены двое – мать и ребенок.

Или рассмотрим ситуацию гиперопеки, когда стремление мамы к совершенству настолько высоко, что она старается предугадать все желания младенца. Не успел он проголодаться – она его уже покормила, кроха только-только попытался перевернуться – мама уже ему помогла. Как вы думаете, нужно ли такому ребенку учиться понимать собственные желания? Нет, ведь мама всегда точно знает, что ему нужно. Надо ли такому ребенку интересоваться миром? Зачем? Ведь мир сам решает за него! У психологов на работу со взрослыми, выросшими из таких младенцев, уходят месяцы и годы личной психотерапии. И все лишь для того, чтобы человек снова научился понимать и осознавать собственные потребности и желания.

Еще одна крайность – это родители, закаляющие характер ребенка. Как правило, они исходят из соображений, что все маленькие дети плачут. Сыт, переодет – значит, просто капризничает. Но помимо еды и тепла ребенку необходимы и новые впечатления. Иначе мир, как и в предыдущем примере, становится неинтересен. Такой младенец привыкает, что его потребности не удовлетворяются, ему все время плохо и это нельзя никак исправить. Конечно, научится тому, что при возникновении чувства голода надо поесть, он сможет, но понимать, что при возникновении чувства одиночества ему надо сделать попытку пообщаться с кем-либо, он вряд ли сможет. У него попросту не было такого младенческого опыта! Вырастая, такой человек часто чувствует себя глубоко несчастным, одиноким, не понимая, почему так происходит. У него не было опыта удовлетворения потребности в общении в детстве, следовательно, и строить отношения будучи взрослым он не умеет, а порой и вообще не осознает, что ему это нужно. Между тем, человек – существо социальное!

Внимание к себе

Понять младенца можно через себя, через свое взаимодействие и общение с ним. Именно тогда, когда мама не впадает в панику, услышав плач ребенка, а дает себе возможность внимательно прислушаться, присмотреться к тому, что происходит с ним, пробует разные способы его успокоить, не боится ошибаться, понимает ценность этих ошибок и грамотно использует полученную из разных источников информацию, вот тогда и устанавливается прочный контакт между родителем и ребенком. Очень большой поддержкой и помощью в этом деле может стать умение самого родителя распознавать и чувствовать свои потребности, способность понимать, а что я сам сейчас хочу, а что я сейчас чувствую. Хочу ли я есть? Хочу ли я спать? Хочу ли я играть со своим ребенком? Да, далеко не всегда у нас есть возможность делать то, что нам действительно хочется, но именно умение ПОНИМАТЬ себя – первый шаг к тому, чтобы жить счастливой, полной жизнью и, как следствие, шаг к тому, чтобы научиться понимать своего ребенка и показывать ему на собственном примере, КАК это делается.