Женитьба геракла на деянире. История одной скульптуры: «Геркулес и Несс» в галерее Уффици Геракл и деянира краткое содержание

Поединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея, принял участие в походе аргонавтов за золотым руном. Не забыл он и обещания, данного Мелеагру в Аиде, — жениться на его сестре. Отправился он к царю Ойнею, ее отцу, просить руки Деяниры. Но встретил там грозного соперника: добивался ее согласия и речной бог Ахелой. Решил Ойней, что получит его дочь тот, кто победителем выйдет в борьбе, и сошелся Геракл в поединке с могучим богом. Долго боролись они, но одолел Геракл Ахелоя — отдал Ойней ему в жены дочь.

Деянира и кентавр Несс. Отправился Геракл с молодой женой домой. Широкая река встретилась ему на пути: кентавр по имени Несс за плату перевозил через нее путников. Села Деянира к нему на спину, а Геракл пустился вплавь. Вдруг услышал он громкие крики жены, звавшей на помощь, и увидел, что кентавр, плененный красотой Деяниры, хочет ее похитить. Быстро выбрался на берег Геракл, натянул лук и пустил смертоносную стрелу. Свистнула она в воздухе, настигла кентавра, вонзилась ему в спину, а острие ее вышло через грудь. Упал на колени смертельно раненый Несс, ручьем лилась из его раны кровь, смешанная с ядом Лернейской гидры. Но не хотел он умирать неотомщенным. Собрав последние силы, обратился Несс к Деянире: “О, прекрасная дочь Ойнея! Виноват я перед тобой, но хочу искупить вину. Возьми мою кровь и храни ее! Если разлюбит тебя когда-нибудь Геракл, натри этой кровью его одежду и снова станешь ему дороже всех женщин на свете!”

Исполнила Деянира все так, как сказал ей умирающий кентавр. Собрала она его кровь в небольшой сосуд и спрятала, Гераклу же ничего не сказала.

Поход против царя Эврита. Прошли годы. Счастливо жили Геракл и Деянира. Родился у них сын Гилл, и вырос он сильным и красивым. Отправился однажды Геракл в поход против царя Эврита. Давным-давно, еще до женитьбы на Деянире, хотел Геракл взять в жены дочь Эврита Иолу. Победил в состязании всех женихов, но не отдал ему Эврит Иолу. Разгневался Геракл и поклялся отомстить. И вот теперь покорил он город, в котором правил Эврит, убил его самого и его сыновей, захватил много пленных. Была среди них и прекрасная Иола. Отправил Геракл пленных к себе домой, а сам решил вначале отпраздновать победу и принести жертвы бессмертным богам.

Ревнивый план Деяниры. Увидела Деянира Иолу, и ревность закралась в ее сердце. “Ох, не случайно муж мой прислал сюда красавицу-царевну! — подумала она. — Хочет он бросить меня и жениться на ней!” Не давала Деянире покоя эта мысль, и тут вспомнила она о предсмертном подарке Несса. Достала Деянира сосуд из тайного места: хранила она его вдали от лучей солнца и огня очага. Она натерла кровью и положила в небольшой ящик роскошный плащ, который выткала для мужа, позвала слугу и сказала: “Спеши к Гераклу и передай мой подарок. Пусть наденет его, когда будет приносить жертву великому Зевсу, а до этого на плащ не должен упасть ни один луч светлого Гелиоса”.

Отправился слуга к Гераклу. Но мрачные предчувствия охватили Деяниру. Взглянула она на то место, куда бросила смоченную кровью кентавра шерстяную тряпку, которой она натирала плащ, и увидела, что та обратилась в пепел, а на полу выступила кровавая пена. Поняла Деянира, что гибель везет Гераклу ее посланник, но уже ничего не могла поделать. Послала она к мужу другого гонца — но было поздно!

Страдания Геракла и смерть Деяниры. Получил Геракл посылку от жены в тот самый момент, когда приступил к жертвоприношению. Обрадовался он: помнит и любит его жена, раз шлет ему такой красивый плащ! Надел он подарок Деяниры и подошел к жертвеннику. Сильно в этот день грел землю лучезарный Гелиос, и от жертвенного огня исходил жар. Покрылось тело героя потом, и вдруг почувствовал он, как прилипает к телу отравленный плащ! Закричал Геракл от невыносимой боли, упал на землю, начал срывать с себя проклятую одежду, но лишь сильнее и сильнее прилипал плащ к телу, отрывал Геракл его куски вместе с собственной кожей.

На носилках принесли Геракла в родной дом, узнал он там всю правду о подарке и воскликнул: “Вот, значит, как исполнилось предсказание моего отца Зевса! Ведь было мне предсказано, чтобы я не страшился живых врагов, что от козней мертвеца сойду я в мрачное царство Аида!” Тяжелы были страдания героя, в ужас пришла Деянира, узнав о них. Не в силах перенести содеянного, пронзила она себе сердце острым мечом.

Погребальный костер Геракла. Повелел Геракл своему сыну отнести его на высокую гору Эту. Там, на вершине, сложили огромный погребальный костер и положили на него величайшего из героев. Все сильнее становились страдания Геракла, все глубже проникал в его кровь яд Лернейской гидры, смешанный с кровью кентавра. Смерть в пламени легче таких мучений! Но никто не решался поджечь погребальный костер. Наконец пришел на гору герой по имени Филоктет, и обратился к нему Геракл: “Избавь меня от страданий, друг! Подожги костер, а мой тугой лук и смертоносные стрелы возьми себе!”

Согласился Филоктет. Ярко вспыхнуло пламя костра, но еще ярче заблестели молнии великого Зевса. На золотой колеснице принеслись к костру Афина Паллада с Гермесом, подхватили величайшего из героев и вознесли его на Олимп. Встретили его там боги. Забыла Гера былую ненависть к Гераклу и отдала ему в жены свою дочь, вечно юную богиню Гебу. Живет с тех пор Геракл на светлом Олимпе вместе с бессмертными богами — так наградил его Зевс за земные подвиги и страдания.

Иуда Искариот предал Иисуса и вступил в заговор с иудейскими первосвященниками и фарисеями. Более того, сам привёл стражу и помог арестовать Христа, указав на него воинам посредством своего коварного поцелуя (знаменитый поцелуй Иуды). В версии русских летописей этот же сюжет преломился как предательство, совершённое женой Андрея Боголюбского. Она возненавидела мужа, вступила в заговор с его врагами, провела убийц прямо в спальню к мужу и бестрепетно присутствовала при его гибели. Даже держала отрубленную руку великого князя. Таким образом, жена князя Андрея (Андроника-Христа) – это дубликат Иуды Искариота.

Спрашивается, появится ли этот эпизод в истории Геракла? Да, упоминается, причём в довольно ярком виде. Сейчас мы его опишем.

Завершив очередное завоевание, Геракл отправился в Калидон, где решил обосноваться. «Не имея законных наследников и жены, он стал ухаживать за Деянирой, предполагаемой дочерью Ойнея… Много женихов приходили во дворец Ойнея в Плевроне, чтобы просить руки прекрасной Деяниры, умевшей править колесницей и освоившей военное искусство. Но тут же отказывались от своих намерений, как только узнавали, что среди их соперников Геракл и речной бог Ахелой… Бессмертный Ахелой являлся в одном из трёх обличий: быка, пятнистого змея и человека с бычьей головой…

Когда Ойней призвал Геракла… тот стал хвастаться, что если Деянира выйдет за него замуж, мало того, что её свёкром станет сам Зевс, но и она сама будет купаться в лучах его славы за двенадцать совершённых им подвигов.

Ахелой… лишь хмыкнул и заметил, что и ему не занимать славы, ведь он отец всех греческих вод, а не беспутный бродяга вроде Геракла… Издеваясь, заметил Гераклу: «Или ты не Зевсов сын, или твоя мать была распутницей!»

Рис. 1.32. Геракл борется с Ахелоем. Стамнос Олтоса. Лондон. Британский музей. Взято из , с. 197.

Геракл нахмурился… «He потерплю, чтобы мою мать оскорбляли!»

Ахелой… стал бороться с Гераклом до тех пор, пока тот не бросил его спиной наземь, рис. 1.20, 1.21, 1.32. Тогда он не мешкая обернулся змеем и пополз прочь.

«Я ещё в колыбели душил змей!» – засмеялся Геракл, стремясь схватить его за шею. Тогда Ахелой превратился в быка и бросился на противника. Геракл… с такой силой ударил его оземь, что правого рога как не стало. Опозоренный Ахелой ретировался» , с. 411 – 412.

В результате Геракл женился на Деянире.

Вероятно, в цитированном рассказе уже начинают проступать отдельные фрагменты истории Иуды Искариота. Во-первых, чётко прозвучала скептическая иудейско-раввинская точка зрения на рождение Геракла-Христа. Ахелой сомневается в законности рождения Геракла. Дескать, либо Зевс не был отцом, либо твоя мать была распутницей. Мы подробно обсуждали эти средневековые споры вокруг рождения Иисуса в нашей книге «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги».

Далее вновь всплывает сюжет о борьбе Геракла-Христа со змеёй (змеями). Как мы уже отмечали, ядовитая змея – это один из образов Иуды Искариота. Летописцы иногда путались и «склеивали» рождение Христа с его гибелью. В результате «змеиный сюжет» возникал как при описании младенчества Геракла-Христа, так и в последние дни его жизни в виде коварного «змеиного» поцелуя Иуды Искариота. (Напомним другие его отражения: укус змеи в грудь Клеопатры, нападение змеи на князя Олега…). Поэтому борьба Геракла с Ахелоем-змеёй перед женитьбой на Деянире олицетворяет, по-видимому, противостояние Христа и Иуды Искариота.

Вообще, Ахелой описан как коварный бог, меняющий свои обличья. С его косматой бороды постоянно стекала вода. В общем, перед нами предстаёт «нехороший образ». Недаром «Деянире казалось, что она лучше бы умерла, чем стала его (Ахелоя – Авт.) женой» , с. 412.

Затем Ахелой исчезает со страниц греческого мифа и его «нехорошее место», как мы сейчас увидим, занимает сама Деянира. Мы цитируем.

«Когда Геракл и Деянира переправлялись через реку Эвен во время половодья, кентавр Несс, утверждая, что боги поставили его в том месте паромщиком за его благочестие, предложил Гераклу ЗА НЕБОЛЬШУЮ ПЛАТУ перевезти Деяниру так, что та и ног не замочит, а сам Геракл пусть добирается вплавь Геракл согласился, ЗАПЛАТИЛ, ЧТО ПОЛОЖЕНО, перебросил дубину и лук на другой берег, а сам прыгнул в воду. Но Несс, вопреки уговору, поплыл в противоположном направлении, держа Деяниру на спине. Затем он бросил её наземь и попытался овладеть ею. Та закричала, призывая на помощь; Геракл быстро достал свой лук, тщательно прицелился и поразил Несса прямо в грудь с расстояния в полмили.

Умирая, Несс сказал Деянире: «Если ты смешаешь семя, которое я пролил на землю, с моей кровью, добавишь оливковое масло и ТАЙНО натрёшь этой смесью одежду Геракла, то тебе никогда не придётся жаловаться на его супружескую неверность». Деянира быстро собрала всё, на что он указал, в кувшин, запечатала его и СПРЯТАЛА НА СЕБЕ, НЕ СКАЗАВ О СЛУЧИВШЕМСЯ НИ СЛОВА ГЕРАКЛУ.

Рассказывают также, что Несс предложил Деянире шерсть, пропитанную его кровью, и сказал, чтобы нити этой шерсти она вплела в одежду Геракла. Третий вариант гласит, что он дал ей свою собственную испачканную кровью одежду в качестве любовного амулета, а сам убежал к соседнему племени локров, где и умер от раны. Его тело осталось непогребённым у подножия холма Тафиасс, наполняя всю округу ужасным зловонием… Источник, близ которого умер Несс, до сих пор несёт зловонную воду со сгустками крови» , с. 413.

Вскоре Деянира воспользуется советом Несса, натрёт адской смесью одежду Геракла, и тот погибнет.

В сцене переправы явственно звучит тема предательства Иуды Искариота. В самом деле.

Упоминается о некоей плате, которую следовало дать за «переправу через реку». Причём этот эпизод миф рассматривает как важный. Говорится, что Геракл заплатил что положено коварному кентавру Нессу. Скорее всего, перед нами – отражение знаменитых тридцати сребренников Иуды. Эту плату вручили Иуде за его предательство. «Проклятые деньги» стали потом символом коварства.

Между прочим, в данном «античном» сюжете Иуда Искариот, вероятно, выступает как пара персонажей: кентавр Несс + Деянира. Может быть, словосочетание «кентавр Несс» является сильно искажённым отражением имени «искариот» (на этом мы, конечно, не настаиваем).

Правда, греческий миф считает, будто деньги были выданы самим Гераклом-Христом, а не иудейскими первосвященниками. Однако мы уже сталкивались с тем, что некоторые летописцы путали, например, Иуду с Христом. См. и нашу книгу «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги». Поэтому знаменитые тридцать сребренников Иуды могли перекочёвывать на страницах разных текстов из рук иудейских фарисеев в руки Христа. Тем не менее, суть дела в мифе в общем сохранена, поскольку деньги подучил именно «плохой кентавр» Несс, аналог Иуды.

Рис. 1.33. Несс и Деянира. Картина Рубенса. Взято из , с. 557, илл. 614.

Рис. 1.34. Похищение Деяниры. Этрусское зеркало. Взято из , с. 558, илл. 615.

Далее, денежная плата коварному Нессу приводит к секретному сговору между ним и Деянирой. Иначе их поведение не назовёшь. Ведь они фактически вступают в тайный союз, заговор. Тайком от Геракла Несс сообщает Деянире, что нужно сделать, а она, опять-таки ТАЙКОМ ОТ МУЖА, аккуратнейшим образом исполняет указания раненого кентавра (собирает его семя, кровь и т.п.). Здесь вновь всплывает в памяти история коварной жены Андрея Боголюбского, которая тайком от него вступает в заговор против собственного мужа. Деянира тоже фактически вступает в заговор против своего мужа Геракла. Греческий миф, правда, пытается обелить её. Дескать, жена поступила так «по простоте душевной», не подозревая о последствиях. Но всё это, скорее всего, уже позднейшие редакторские уловки, имеющие своей целью переложить вину на других.

Вообще, в анализируемой нами сцене громко звучит тема обмана. Кентавр Несс обещал Гераклу исполнить оплаченный уговор, однако тут же ОБМАНУЛ. Этим дело не кончилось. Деянира фактически обманула мужа, ничего не сказав ему о рекомендациях Несса, и лукаво скрыв от Геракла кувшин со смертельным для него ядом. Мы узнаём здесь всё тот же обман, совершённый Иудой Искариотом вкупе с иудейскими первосвященниками. Как Евангелия, так и греческий миф, уделяют данному эпизоду самое серьёзное внимание.

В христианском мире отношение к Иуде Искариоту негативное. Как мы показали в предыдущих публикациях, аналогично оцениваются и многочисленные фантомные отражения Иуды (под другими именами) на страницах «античных» летописей. То же самое мы видим теперь и в сюжете о Нессе-Деянире. Греческий миф рисует Несса чёрными красками. В частности, говорится об ужасном зловонии, распространившемся по округе после его гибели. До сих, дескать, источник несёт вонючую воду.

На рис. 1.33 показана картина Рубенса «Несс и Деянира». На рис. 1.34 – этрусское зеркало, на котором изображено похищение Деяниры Нессом.

Рисунок на старинной вазе представляет Деяниру, зовущую Геракла на помощь, рис. 1.35. На рис. 1.36 мы видим картину Гида «Похищение Деяниры кентавром Нессом». См. старинные изображения этого сюжета также на рис. 1.37 – 1.39.

Рис. 1.35. Деянира зовёт Геракла на помощь. Рисунок на старинной вазе. Взято из , с. 558, илл. 616.

Рис. 1.36. Похищение Деяниры. Картина Гида (Лувр). Взято из , с. 559, илл. 617.

Рис. 1.37. Несс и Деянира. Роспись старинной вазы. Лондон, Британский музей. Взято из , с. 198.

Рис. 1.38. Геракл, Деянира и Несс. Роспись старинной вазы. Бостон. Взято из , с. 198.

Рис. 1.39. Геркулес и Деянира. Помпеи. Фреска. Взято из , вклейка между с. 352 – 353.

    Радуясь, что скоро родится у него сын, эгидодержавный Зевс сказал богам: Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это мое сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея...

    Возмужав, Геракл победил царя Орхомена Эргина, которому Фивы платили ежегодно большую дань. Он убил во время битвы Эргина, а на минийский Орхомен наложил дань, которая была вдвое больше, чем та, что платили Фивы. За этот подвиг царь Фив Креонт отдал Гераклу в жены свою дочь Мегару, а боги послали ему трех прекрасных сыновей...

    Долго искал Геракл по лесистым склонам гор и в ущельях логовище льва, наконец, когда уже солнце стало склоняться к западу, нашел Геракл в мрачном ущелье логовище; оно находилось в громадной пещере, имевшей два выхода. Геракл завалил один ив выходов громадными камнями и стал ждать льва, скрывшись за камнями...

    После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерны и, выползая их своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала все окрестности...

    Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них...

    Эврисфей знал, что в Аркадии живет чудесная керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей послал Геракла поймать ее и велел ему живой доставить лань в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у нее были золотые, а ноги медные...

    Эврисфей опять дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского кабана. Этот кабан, обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе и опустошал окрестности города Псофиса. Он не давал и людям пощады и убивал их своими огромными клыками. Геракл отправился к горе Эриманфу. По дороге навестил он мудрого кентавра Фола...

    Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами...

    Чтобы выполнить седьмое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону...

    После укрощения критского быка Гераклу, по поручению Эврисфея, пришлось отправиться во Фракию к царю бистонов Диомеду. У этого царя были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Царь Диомед кормил этих коней человеческим мясом. Он бросал им на съедение всех чужеземцев...

    Тяжелое время для Адмета выбрал Геракл. Великое горе царило в доме царя Фер. Его жена Алкестида должна была умереть. Некогда богини судьбы, великие мойры, по просьбе Аполлона определили, что Адмет может избавиться от смерти, если в последний час его жизни кто-либо согласится добровольно сойти вместо него в мрачное царство Аида...

    Слава о подвигах сына Зевса давно уже достигла страны амазонок. Поэтому, когда корабль Геракла пристал к Фемискире, вышли амазонки с царицей навстречу герою. Они с удивлением смотрели на великого сына Зевса, который выделялся, подобно бессмертному богу, среди своих спутников-героев. Царица Ипполита спросила великого героя Геракла...

    На обратном пути в Тиринф из страны амазонок Геракл прибыл на кораблях со своим войском к Трое. Тяжелое зрелище предстало пред глазами героев, когда они причалили к берегу недалеко от Трои. Они увидели прекрасную дочь царя Трои Лаомедонта, Гесиону, прикованную к скале у самого берега моря. Она была обречена, подобно Андромеде, на растерзание чудовищу, выходившему из моря...

    Вскоре после возвращения из похода в страну амазонок Геракл отправился на новый подвиг. Эврисфей поручил ему пригнать в Микены коров великого Гериона, сына Хрисаора и океаниды Каллирои. Далек был путь к Гериону. Гераклу нужно было достигнуть самого западного края земли, тех мест, где сходит на закате с неба лучезарный бог солнца Гелиос...

    Едва Геракл вернулся в Тиринф, как уже снова послал его на подвиг Эврисфей. Это был уже одиннадцатый подвиг, который должен был совершить Геракл на службе у Эврисфея. Невероятные трудности пришлось преодолеть Гераклу во время этого подвига. Он должен был спуститься в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного адского пса Кербера...

    Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока...

    На острове Эвбее, в городе Ойхалии, правил царь Эврит. Далеко шла по всей Греции слава Эврита, как самого искусного стрелка из лука. Сам стреловержец Аполлон был его учителем, даже подарил ему лук и стрелы. Некогда, в юности, учился у Эврита стрелять из лука и Геракл...

  • После того как Эврит прогнал Геракла из Ойхалии, великий герой пришел в Калидон, город Этолии. Там правил Ойней. Геракл явился к Ойнею просить руки его дочери Деяниры, так как он обещал в царстве теней Мелеагру жениться на ней...

  • На остров Кос послал к Гераклу отец Зевс свою любимую дочь Афину-Палладу призвать великого героя на помощь в их борьбе с гигантами. Гигантов породила богиня Гея из капель крови свергнутого Кроном Урана. Это были чудовищные великаны со змеями вместо ног, с косматыми длинными волосами на голове и бороде...

    Там сложили они громадный костер и положили на него величайшего из героев. Страдания Геракла становятся все сильнее, все глубже проникает в его тело яд лернейской гидры. Рвет с себя Геракл отравленный плащ, плотно прилип он к телу; вместе с плащом Геракл отрывает куски кожи, и еще нестерпимее становятся страшные муки. Одно лишь спасение от этих сверхчеловеческих мук - это смерть...

    После смерти Геракла его дети и мать его Алкмена жили в Тиринфе у старшего сына Геракла, Гилла. Недолго прожили они там. Из ненависти к Гераклу Эврисфей прогнал детей величайшего героя из владений их отца и преследовал их всюду, где только не старались они укрыться. Дети Геракла долго скитались во всей Греции: наконец, приютил их у себя престарелый Иолай, племянник и друг Геракла...

Δηϊάνειρα , Δῃάνειρα ) - в греческой мифологии дочь калидонского (либо из Плеврона) царя Ойнея и Алфеи (либо дочь Диониса), сестра Мелеагра , жена Геракла , мать Гераклидов .

Деянира и Мелеагр

С ранних лет Деянира умела владеть оружием и править колесницей. Её называют воительницей . После гибели Мелеагра все его сёстры с горя превратились в птиц-цесарок, лишь Деянира и ещё одна сестра Горга сохранили человеческий облик благодаря вмешательству Диониса .

Геракл и Деянира

От Геракла она родила четырёх сыновей - Гилла , Ктесиппа, Глена, Онита (согласно Диодору, трёх: Гилла, Гленея и Годита ) и дочь - Макарию .

Несс и Деянира

Однажды Геракл пришёл с женой к реке Эвен . Через эту бурную реку перевозил за плату путников на своей широкой спине кентавр Несс . Несс предложил перенести Деяниру на другой берег, и Геракл посадил её на спину кентавра. Сам же Геракл переплыл бурную реку, но как только он вышел на берег, услышал крик Деяниры, которая звала на помощь. Кентавр, пленённый её красотой, хотел её похитить. Геракл смертельно ранил его стрелой из лука. Несс, умирая и желая отомстить, посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла.

Однажды, услышав, что Геракл собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле , Деянира пропитала кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от стрелы Геракла, смазанной желчью лернейской гидры , оказалась ядом, от которого в страшных мучениях погиб Геракл. Узнав о том, что вызвала смерть мужа, Деянира покончила с собой, заколовшись мечом ; либо повесившись . Она умерла около Трахина, её могила близ Гераклеи под горой Эта; также могилу показывали в Аргосе .

Действующее лицо трагедии Софокла «Трахинянки» и трагедии Сенеки «Геркулес на Эте». Овидий сочинил письмо Деяниры Гераклу (Героиды IX).

В честь Деяниры назван астероид (157) Деянира , открытый в 1875 году.

Киновоплощения

  • - «Геркулес (англ.) русск. » - Лили Собески

Напишите отзыв о статье "Деянира"

Примечания

Отрывок, характеризующий Деянира

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».

Три томительных года рабской службы у царицы Омфалы прошли, и Геракл вновь обрел долгожданную свободу. Он шел домой. Сердце его ликовало, и в такт его биению он не уставал повторять: "Свободен! Свободен!"

В сражениях с чудовищами, в дальних походах, в странствиях по всему свету проходила жизнь Геракла. Он обошел весь мир, побывал во многих городах, но нигде не жил долго - не было у него ни семьи, ни собственного дома.

"Пора и мне, вечному скитальцу, пожить спокойной жизнью: в собственном доме, с любящей женой, в окружении детей и внуков. Дом построить не трудно, но где найти жену, с которой я был бы счастлив?" - так размышлял Геракл, возвращаясь в Элладу.

Тут он вспомнил, что несколько лет назад ему довелось принимать участие в охоте на дикого Калидонского кабана. По приглашению царя Ойнея в Калидон поохотиться на этого зверя съехались многие герои. Возглавил охоту сын Ойнея царевич Мелеагр. Когда кабан был повержен, Геракл продолжил свой путь и совсем забыл об этой охоте.

Только теперь, перед внутренним взором Геракла предстали чистые и глубокие, как у пугливой горной лани, глаза младшей сестры Мелеагра Деяниры.

"Тогда она была совсем еще девочкой, а теперь, наверное, невеста. Вот, кто может стать мне хорошей женой",- подумал Геракл и направился в город Калидон в надежде сосватать себе Деяниру.

В Калидон Геракл пришел вовремя - старый царь Ойней выдавал свою младшую дочь замуж. Много женихов прибыли в Калидон добиваться руки Деяниры. Среди них был и речной бог Ахелой - страшилище с бычьими рогами на голове, зеленой бородой, по которой все время струилась вода.

Ойней решил, что Деяниру получит тот, кто станет победителем в единоборстве с Ахелоем. Увидев такого соперника, все женихи, кроме Геракла, в страхе разбежались.

Пришлось Гераклу помериться силами с Ахелоем. Но прежде, чем начать поединок, Ахелой начал издеваться над Гераклом и порочить его мать Алкмену.

Нахмурив брови, сын Зевса слушал обидные слова, но вдруг гневом сверкнули его глаза, и он сказал: "Ахелой, мне лучше служат руки, чем язык! Будь же победителем на словах, я же буду победителем на деле".

Обхватил Геракл Ахелоя, сдавил его тело своими могучими руками, но речной бог стоял твердо, как стоит незыблемая скала. Разошлись соперники и снова сошлись, точно два разъяренных быка. Как ни напрягал силы Ахелой, все ниже и ниже клонил его Геракл к земле. Подогнулись колени речного бога, рухнул он на землю, но, чтобы не быть побежденным, обратился Ахелой в змею.

Засмеялся Геракл: "Еще в колыбели научился я бороться со змеями! Правда, ты, Ахелой, превосходишь других змей, но не сравниться тебе с Лернейской гидрой. Хоть и вырастали у нее две головы вместо одной срубленной, все же я победил ее!"

Тогда обратился Ахелой в быка и снова напал на Геракла. А Геракл схватил его за рога и бросил на землю с такой силой, что сломал речному богу один рог.

Побежден был Ахелой, и стала Деянира женой Геракла.

После свадьбы Геракл и Деянира не долго оставались в доме Ойнея. Однажды во время пира Геракл ударил мальчика Эвнома, сына Архитела, за то, что тот пролил ему на руки воду, предназначенную для омовения ног. Не умел сын Зевса соизмерять силу своих рук: удар был так силен, что мальчик упал мертвым.

Опечалился Геракл, и хотя простил ему Архител невольное убийство сына, все же покинули Калидон молодые супруги и отправились в город Трахины, где решили устраивать свой дом.

В пути пришел Геракл с женой к реке Эверу. Через эту бурную реку перевозил путников за плату на своей широкой спине кентавр Несс. Деянира уселась на спину кентавра, а Геракл, перебросив на другой берег дубинку и лук, решил преодолеть реку вплавь.

Только вышел Геракл из воды, как услышал крик Деяниры. Она звала на помощь своего мужа. Кентавр, плененный красотой Деяниры, захотел ее похитить.

"Куда ты бежишь? - крикнул Геракл Нессу,- Уж не думаешь ли ты, что спасут тебя твои ноги? Как бы быстро ни мчался ты, моя стрела тебя все-таки настигнет!"

Натянул Геракл свой лук - слетела смертоносная стрела с тугой тетивы и настигла Несса (по другому варианту мифа Геракл поражает Несса мечом). Упал Несс, ручьем полилась из его раны кровь, смешавшаяся с ядом Лернейской гидры.

Мгновенно придумал умирающий кентавр, как отомстить Гераклу за свою гибель. "Взгляни, красавица,- сказал Несс Деянире,- рана моя смертельна и кровь вокруг нее уже запеклась. Собери ее, сохрани - в ней чудодейственная сила. Если когда-нибудь Геракл тебя разлюбит, натри моей запекшейся кровью его одежду - и вновь вернется к тебе его любовь.

Поверила Деянира кентавру, собрала его кровь и спрятала.

Умер Несс. Геракл же с Деянирой поселились в Трахинах и жили там до тех пор, пока вновь не позвала сына Зевса в дорогу жажда нового подвига.