Все о свароге. Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов. Почитание и аналоги в других мифологиях

Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) – согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы – бог-кузнец, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей – верховный бог восточных славян, небесный огонь. Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем.

Этимология

Исследователей давно привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки обосновать эту гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, по мнению Трубачёва, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный».

Теория О. Трубачёва об индоарийском лингвоэтническом компоненте в Северном Причерноморье была с одной стороны подвергнута критике рядом иранистов (Грантовский Э. А., Раевский Д. С.) и индологов (М. Майрхофером), так и поддержана в то же время немецким индоевропеистом Вольфгангом Шмидтом (нем.)русск., российским индологом В. Н. Топоровым, а также российским иранистом и индологом – Д. И. Эдельман, которая ссылаясь на работы О. Трубачёва, считает возможным как сохранение индо-арийского элемента в Северном Причерноморье, так и проникновение в славянские языки индоарийских заимствований, которые не всегда отличимы от заимствований из иранского.

Также итальянский славист М. Энриетти, опираясь на теорию О. Трубачева о сохранении индоарийского элемента в Северном Причерноморье, допускает возможность прямого заимствования теонима Сварог в славянский язык из индоарийского. В свою очередь, археолог и социальный антрополог Л. С. Клейн, например, не видит других альтернатив в случае теонима Сварог, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой. М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий». В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий».

Согласно мифам

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом – из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.

В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскрит, вода).

Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце–Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями.

Атрибуты Бога Сварога

Птица: Алконост. По преданиям, эта птица – Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.

Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.

Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества – так и говорят: «искра божья».

Треба (подношение): огонь

Сварог – Бог-Покровитель

Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него.

Обычно такие люди, как:

  • молчуны;
  • работящи;
  • любят конкретику и точность;
  • практичны;
  • надёжны;
  • ответственны;
  • усердны в труде;
  • любят уединение.

Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:

Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.

Почитание и аналоги в других мифологиях

О Свароге сохранилось мало сведений. Он не вошел в список «Владимировых» богов, но упоминается в некоторых древнерусских письменных источниках. Известно, что в славянской мифологии он почитался как бог огня. «Сварогом», или «сварожичем», называли персонифицированный пылающий огонь на алтаре или в домашнем очаге. В одном из древнерусских поучений против язычества XIV в. говорится, что язычники своим идолам «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють [огню молятся] зовуще его сварожицемъ [зовя его сварожичем]». В славянском переводе «Xроники» Иоанна Малалы (XII в.) Сварог соотносится с древнегреческим богом огня Гефестом. Здесь же указывается, что Сварог является отцом Дажьбога – божества Солнца. Современные исследователи считают, что глубоко почитаемый восточными славянами, о чем свидетельствуют письменные источники, Сварог (Сварожич) все же во времена Древней Руси представлял собой скорее не оформившееся божество, а олицетворение природной стихии огня. Не случайно он не вошел в пантеон высших богов, созданный князем Владимиром. Вместе с тем культ огня как одной из сил природы продолжает сохраняться в народной традиции до сих пор.

Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест – бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран – олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер – бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян – христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

У балтийских славян Сварог зовется Радогостом, в Словакии, Чехии – Рарогом. Широко известное святилище Сварога есть в польском поселении Радогост. Когда-то на высочайшей вершине Кавказа, Эльбрусе, тоже был храм Всевышнего, с Алатырём-алтарём, а гору называли Белой Горой, Белиной, Бел-Алабыром. Тут же был Белый город, народ, населявший его, называли Белогорами. Вся местная топонимика так или иначе связана с Алатырём, белым камнем, из которого ударом высекаются искры.

Символы и обереги Бога Сварога

Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:

  • Конегонь,
  • знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
  • Сварожич,
  • Сварга,
  • Молот Сварога

«Символ Сварога» – Конегонь

Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название – «Конегон» или «Конегонь» Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает – в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»

«Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно – это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.

День Бога Сварога

В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении. Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября. В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога. В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.

Сварог, художник
Виктор Корольков

Виктор Корольков

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом – из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.

Андрей Клименко

Валерий Семочкин

В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскрит, вода).

Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце–Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Художник Виктор Васнецов, 1885-1896

Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.


Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн – это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями.

Звуки приятны Сварогу – так как он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых – удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает – сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.
День празднования его приходится на 14 ноября – Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына – Сварожича-Огня.

Сварог – небесный Бог славян, который являлся первым воплощением Рода. В некоторых источниках его считают верховным Богом восточных славян. Согласно одной из легенд именно Сварог кинул в океан Алатырь, что привело к образованию суши, а после удара кузнечным молотом из искр родились первые боги. Выглядит он как пожилой старец с седой головой. Ходит он по суровому зимнему небу.

Кто такой Бог неба Сварог?

Славяне считали его защитником и наставником именно его призывали, в трудные времена, чтобы получить помощь. Сварог является кузнецом, но его не стоит сравнивать с греческим Богом Гефестом, поскольку отношение к огню у них совершенно разное. Сварог обладает силами, чтобы повелевать жизнью и изменять ее потоки. Считали его также символом труда, который учил других, что только благодаря работе можно достичь хороших результатов. Почитали в Древней Руси Великого Бога Сварога за то, что он заботился о людях. Он подарил им солнце и огонь, на котором можно было приготовить пищу и согреться. Еще он сбросил с неба секиру для защиты от врагов и чашу для приготовления священного напитка. Выковал для людей он плуг, вес которого достигал в 40 пудов. Благодаря этому люди смогли обрабатывать землю, именно поэтому его еще считали Богом земледелия. Стоит вспомнить еще одно достижение славянского Бога Сварога – он научил людей готовить из молока и сыр, а также обрабатывать медь и железо. Есть также информация, что он установил такие понятия, как порядок и суд. Внес он в человеческую жизнь понимание семьи и брака. Днем его рождения принято считать 14 ноября. Любая кузня или горн считается капищем для Сварога. В нем стоит держать деревянного кумира, рядом с которым должен гореть огонь и калиться металл. Кстати, сам кумир должен быть оббит металлом или же его роль может выполнять камень огромных размеров с изображениями огня. Среди обязательных предметов для капища должен находиться молот или, по крайней мере, тяжелая палка. Для Сварога самыми лучшими звуками являются удары молотков, звон цепей и т.п. Лучшим подаянием для этого бога считается творог.

Символ Бога славян Сварога

Одним из наиболее древних ведических символов является «Звезда Сварога», кстати, называют ее еще квадратом. Состоит он из нескольких взаимопроникающих частей, в которых зашифрован очаг, а из него выходит четыре языка пламени. Каждый из них имеет свое значение, к примеру, первый символизирует желание достичь поставленной , второй способствует обретению свободы, третий олицетворяет независимость страны и веры, а четвертый отвечает за стойкость характера.

Специалисты уверяют, что символика этого знака более глубокая и понять ее может только человек, наделенный особыми знаниями. Оберег служит определенным напоминанием, что жизнь делится на несколько частей:

  1. Явь – олицетворяет реальность, где люди живут и умирают.
  2. Правь – мир, где живут светлые Боги, влияющие на течение жизни, а еще они решают судьбу людей после смерти.
  3. Навь – невидимый, потусторонний мир.

Люди, имеющие развитую генную память, при помощи «Звезды Сварога» могут познать скрытые веками человеческие тайны. В общем, этот оберег предназначен для мужского пола, особенно для тех, чья работа выполняется руками или связана с воинским искусством. Амулет помогает своим обладателям заручиться поддержкой удачи и открыть тайну мироздания. Политикам он позволяет обрести единство взглядов. Оберег можно не только купить в магазине, а и сделать своими руками. Лучше всего использовать для этого дерево.

Культура сегодня полузабыта. Ее хотели преднамеренно уничтожить, насильно вводя христианство: ведь вера в силы природы и духов, которые населяют мир, не уживалась с церковными канонами. Однако народная память живуча. И теперь многие потомки внуков Даждьбога возвращаются к своим истокам, знакомясь с тем, как жили их предки, во что верили, каких обычаев придерживались.

Сварог - бог чего? Интересуются этим вопросом люди, которые только начинают изучать славянский пантеон. Этим именем восточная ветвь наших предков называла духа огня, семейного очага, кузнечного дела. Он был великим воином и небесным кузнецом с огромной силой. Правда, стоит заметить, что существуют весьма противоречивые сведения о нем. К примеру, другого персонажа славянской мифологии - Дажьбога (Солнце) называют в сыном Сварога, то есть бога Неба. Другие же считают его солнечным покровителем. Сварог имеет и другие имена. Балтийские племена именовали его Сварожичем или Радгостом и поклонялись ему в Ретре-Радгосте (Польша). Атрибутами его были копья и конь, а также огромный вепрь. В Словакии он был известен под именем Рарог. Имеет много общего с этрусским Велхансом, финским Ильмариненом, римским Вулканом.

Кто такой Сварог, бог чего, становится ясно, если перевести его имя с санскрита. Слово «свар» обозначает «свет, небо», суффикс «ог» превращает его в кузнеца. Поэтому божество можно считать творцом священного огня, его хранителем и хозяином. Также он покровительствовал развитию знаний: подобно греческому Гефесту, этот бог подарил клещи людям и научил их плавить железо и медь. Сварог установил первые законы на земле, завещая мужчинам иметь только одну жену, а женщинам - только одного мужа.

Сварог был потомком хтонических существ Ситиврата и Кръта, но в противовес им он владел светом, огнем и эфиром. Можно считать, что собой это божество заменило более древних богов-демиургов (как Зевс сменил на Олимпе своего отца Урана) и дало жизнь новому поколению. Оно творит руками, без помощи слов или магии, поэтому создает мир материальный.

Сварог - бог чего? Поскольку он покровительствовал кузнецам, то любая мастерская этих умельцев, любой горн был его капищем. В настоящем месте поклонения перед кумиром должен всегда гореть огонь, присутствовать металлические предметы. Например, подойдет молот, палка-лом, наковальня, ведь именно Сварог ввел людей в За приносило ему требу в виде творога и сырников, символов небесных хлебов. А сам идол может иметь вовсе неказистый вид: обычный камень больших размеров с нанесенным на нем знаком огня. Праздник божества отмечают четырнадцатого ноября, в день христианских святых Кузьмы и Демьяна.

Кто же такой Сварог, бог чего, достоверно неизвестно. Знаем, что он не вошел в Пантеон, составленный Владимиром до принятия им христианства, однако его упоминают древнерусские письменные источники. Скорее всего, это был не сформированный кем-то персонаж мифологии, а собирательный образ природной стихии огня и огня, прирученного человеком. А перед такой силой человек всегда испытывал трепет.

Согласно сохранившимся сведеньям бoг Cвapoг занимал второе после Рода место по значимости в пантеоне восточных славян. В исторических источниках cлaвянcкий бoг Cвapoг сотворил землю, и принял в правление Явное царство. Один из самых почитаемых Cвapoг бoг cлaвян покровительствовал кузнечному ремеслу и поддерживал установленный Родом Мировой порядок.

  • Этимологическое исследование имени бога

    Упоминающийся в сохранившихся источниках бoг Cвapoг («книга Коляды», берестяные свитки, «Велесова книга») относится к старшему пантеону. Его имя имеет ведические корни и произносится как svarga. В переводе несет значение:

    • небо;
    • соединение с небом;
    • небесный.

    Сродство которое прослеживается подводит к выводам что бoг Cвapoг боле древнее явление в культурах. Теорию о глобальном переселении славян и древности самой культуры выдвигал О. Н. Трубачев. Исследования советского историка предполагают, что cлaвянcкий бoг Cвapoг относится к индоарийскому эпосу, зародившемуся в Северном Причерноморье.

    Социальный антрополог М. Фасмер делал отсылки к православному прочтению имени svara или svarь, что означало «наказующий, спорящий». Археолог В. Й. Мансикка упоминает присутствие в румынском отсылок имени божества švarogŭ, sfarogŭ. Что в переводе «пылающий, сухой». Все эти аспекты подтверждают единое происхождение и влияние божества на территории славянских культур.

    Стихия бога Сварога

    Согласно описаниям из археологических и этнографических исследований бoг Cвapoг ведал огненной стихией. Порожденный богом Родом он пришел, неся пламенный дух в своей сути. Ему подвластны все виды огня, от земного до инфернального.

    Огонь в понимании славянских народностей имел не только физическое проявление. Как многие явления идейного восприятия наших предков имело более глубокое понимание стихии. Огонь шел из самой сути очищения, света и творения. Духовное пламя воспринималось так же, как и материальное воплощение.

    Именно поэтому Cвapoг бoг cлaвян ведал не только всеми видами огня и горения, но и жизненным пламенем живых существ. В нем проявлялись все стремления и брали начало праведные начала любого действия.

    Сотворение земли

    Согласно славынскому эпосу бoг Cвapoг обладал могуществом творения. После своего явления в Мир он обнаружил в уже сотворенном пространстве камень алатырь. Приняв его в руки cлaвянcкий бoг Cвapoг вдохнул в него жизненную суть. Из-за соприкосновением с пылающей сущностью божества камень накалился.

    Как только Cвapoг бoг cлaвян опустил каменную глыбу в мировой океан из остывшей и растекшейся массы возникла земная твердь. Поскольку она была благословлена даром творения и созидания, появившаяся суша начала родить горы, леса и давать приют сотворенным Родом существам и людям.

    Описанный процесс возникновения суши был связан с охлаждением раскаленной массы растекшейся в континенты. В славянских письменных источниках это явление описывалось как «сварить землю».

    После сотворения суши cлaвянcкий бoг Cвapoг принялся выковывать природные ресурсы. Именно описание того, как наши предки представляли процесс творения, привело в итоге к покровительству божеством кузнечного дела. В небесных горнилах возникли золотые, серебряные, медные и стальные жилы. Их бог проложил в толще земной. Из его рук остатки алатыря переплавилась в драгоценные камни и самоцветы.

    Место в пантеоне восточных славян

    В пантеоне восточных славян бoг Cвapoг был призван Родом. Ему отводилось место правой руки творца. Важность происходящего на истоках творения разделялось между двух божеств. Сила Сварога была концентрирована на части бытия. В то время как Роду отводилось центральное место.

    В зависимости от народности Cвapoг бoг cлaвян относился к равному с Родом или его ближайшему приспешнику. Между двумя творцами не было противоречий, что укрепляло их союз. Значение Сварога было настолько велико, что небесный ход звезд и светил был назван «Сварожьим кругом». По нему велось летоисчисление и переход одной поры в другую.

    Положение кумира на местах поклонения

    На святилищах бoг Cвapoг устанавливался по правую сторону то Рода. В находках колочинской культуры его кумир занимал близкое положение к верховному творцу, на месте Белобога. В находках народностей верховьев Днепра и Десны на капищах Сварог могу занимать даже центральное место.

    Признанный повсеместно Cвapoг бoг cлaвян причислялся к первому кругу пантеона. Это выделяло его из числа прочих почитаемых кумиров. Отдельные капища посвященные его ипостаси были широко распространены в Киевских археологических культурах. Высота изваяний могла достигать 2-3,5 метров. В основном его резали по камню. Изображения Сваронга наносились на кузнечные печи, изображения символа покрывали многие рабочие инструменты кузнеца.

    Как почитали предки Сварога

    Слaвянcкий бoг Cвapoг имел три праздника, проводимых в начале и середине лета, а так же на зимнее солнцестояние. Согласно этнографическим исследованиям Б. А. Рыбакова, в его честь палили высокие костры. В этом пламени сжигали требу божеству. Чаще всего это были бескровные жертвы, у народностей северной части балтийско-славянских народностей в число жертвенных подношений входил молодой бычок.

    В понимании наших предков бoг Cвapoг был не только добрым но и суровым хранителем традиций. За нарушения он карал по всей строгости, приводя таким образом пример послушания и назидания остальным членам общины.

    Когда чествовался Cвapoг бoг cлaвян на его праздниках мужчины достигшие зрелого возраста проводили показательные бои. Это было подобие олимпийских соревнований на ловкость и силу. В конце каждого торжества водились хороводы вокруг пепелища, пелись ритуальные песни.

    Упоминание в сохранившихся источниках

    Один из сохранившихся источников относится к «Повести временных лет» в котором бoг Cвapoг упоминается в строфах о солнце и его сыне Дажьбоге (Дажьбоге). В повести точно определяется его место в пантеоне, упоминается сила и значение божества.

    Краткие своды о положении божества Cвapoг бoг cлaвян занимает в источниках:

    • берестяные свитки;
    • «книга Коляды»;
    • «Велесова книга»

    Основную массу сведений по задачам и уровнях влияния исследователи этнографы В. В. Седов, И. П. Русанова, Б. А. Рыбакова и Г. С. Лебедев черпали из народного эпоса.