Славянская мифология. Бог Триглав. Триглав хранилище мифологии Кто такой триглав у древних славян

Славянские символы являются неотъемлемой частью веры и культуры далеких предков. Каждый из них принадлежит конкретному Богу и обладает определенными свойствами. Одним из таких знаков является Триглав. Люди использовали обереги с его изображением, чтобы постоянно воздействовать на свою энергию. Однако такой амулет способен разрушить жизнь человека за несоблюдение законов бытия.

История происхождения Триглава

Триглав по праву называют высшей сутью Русо-Арийской традиции. Трехликого бога почитали все славяне, а некоторые поклонялись ему с особенным обожанием. Триглав был одним из известных высших существ балтийских народов.

Слишком многогранен этот символ, и каждый понимает его по-своему. Некоторые ошибочно путают его с богиней неба, земли и огня Триглой.

Триглав, это скорее, божественный принцип. Он олицетворяет бога трех миров: небесного, земного и загробного. В честь него построено целых три храма. Археологи находили его изображение на местах древних языческих поселений. Бог был изображен с тремя головами, завязанными глазами и ртом.

Триглав в мифологии

Описание Бога Триглава встречается во всех трех житиях Оттона, которые были составлены в 12 веке Гербордом и Эббоном. Писатели сообщают, что в городе Щецине была сооружена скульптура с тремя головами, которую именовали Триглав. Ее глаза и губы были закрыты золотой повязкой. В будущем ею завладел епископ Оттон и уничтожил тело, забрав с собой головы в качестве трофея.

Триглав упоминается и в других литературных источниках. Встречается его название в средневековом энциклопедическом словаре, трактате Кайсарова «Мифология славянская и российская» 1804 г., диссертации Френцеля 1719 г. Некоторые ученые приписывают Триглаву связь с божеством Трояном.

Как выглядит символ

Символ представляет собой три переплетенных в виде бесконечности лепестка. Они непрерывно связаны между собой и символизируют триединство – древнейший постулат, на котором основано мироздание. Великий Триглав управляет субстанциями Нави, Прави и Яви. Они взаимодействуют между собой и отражены на его символе в виде маленьких кружочков.

Три переплетенных кольца обозначают три сезона, которые существовали у славян в древности: созревание, сбор урожая и время отдыха земли. Такой знак по достоинству оценит тот, кто понимает смысл многогранности вселенной и любит символизм.

Значение оберега Триглав

В этом символе отражена суть всей веры: бог один, но у него много проявлений. Так, олицетворяют его Святовит, Перун и Сварог. Поэтому любое изображение славянского Бога – это и есть Триглав.

Символ из трех переплетенных колец применяли жрецы, чтобы избежать божественного гнева, который мог привести к разрушению всего живого на земле. Обычные люди использовали этот знак для:

  • защиты посевов;
  • победы на войне;
  • предотвращения смертельных болезней.

Славянский Триглав призывает людей не опираться на сказанное и видимое, а понять суть бытия, свое тело и душу, ощутить свой дух, чтобы суметь воздействовать на свои поступки и мысли. Только так можно достичь саморазвития и мудрости.

Кому можно носить и как использовать оберег

Символ Триглав подходит абсолютно каждому. Причем использовать его можно ежедневно. Такой оберег особенно важен для:

  • путешественников;
  • магов;
  • творческих натур.

Подойдет он для мальчиков старше 12 лет и взрослым женщинам, которые мечтают о высоком социальном статусе. Оберег дарит вдохновение и позволяет найти нестандартный подход в делах.

Ношение амулета на шее помогает активировать все чакры, благоприятно воздействует на их работу. При этом следует соблюдать некоторые правила использования оберега:

  1. Не стоит носить Триглав вместе с клыками или шкурами зверей, если животные были убиты из ружья с целью наживы.
  2. Что касается нательного крестика, носить вместе их нельзя. Христианство против, чтобы рядом с православным крестом был другой символ.
  3. Советуют носить оберег на серебряной цепочке или в виде брелока из светлого дерева.

Чтобы зарядить амулет силой, необходимо одухотворить его с помощью земли, воды или огня. Можно опустить оберег в воду на 2-3 часа и хорошо высушить. Затем его носят 3 дня, не снимая.

Желательно, чтобы подвес, который носят на шее, мог бы порваться при некотором усилии. Это правило необходимо для предотвращения возможного удушения, особенно в случаях с маленькими детьми.

Значение татуировки Триглав

Татуировки на языческую тему выглядят изящно и загадочно. Еще в древности целители и воины наносили на кожу изображения Богов, которые способствовали победе в бою. Для того, кто носит тату Триглав на теле, важна не столько красота, а сколько сакральное ее значение. Этот символ является очень мощной защитой духовного развития. Его любят личности, которые стремятся к переменам в судьбе, ищут новых способов существования, переосмыслили образ жизни.

Выполнять подобный рисунок можно в цветном и монохромном варианте. Некоторые мастера изображают целые истории древних сказаний, соединяют славянские знаки и руны, дополняют символ Триглава рисунками животных и птиц. Подобные эскизы нужно тщательно продумать, набивать их на теле нелегко.

Как самостоятельно сделать оберег

Сегодня в магазинах можно найти любое украшение, в том числе обереги с изображением древнеславянских символов. Однако наивысшей магической силой будет обладать амулет, сделанный своими руками.

Тому, кто хорошо рисует, не составит труда изобразить подобный символ. Можно нарисовать Триглав с помощью циркуля. Для этого достаточно начертить 3 круга, пересекающиеся между собой в центре, а затем стереть ненужные линии.

Линии рисунка должны быть непрерывными, без заусенцев. В чертеже нужно учитывать изгибы и градусы, ведь каждый элемент играет особую роль и является энергетическим проводником.

Если оберег делается для близкого человека, необходимо мысленно вложить в него напутствия и добрые помыслы. Изготавливать амулет надо в полном одиночестве, настроившись на душевную гармонию и благополучие. Только тогда магический символ обретет настоящую силу и будет верно служить своему владельцу.

Триглав является не просто вещью. В него заряжена энергия, он работает на отдачу и прием. Поэтому хозяин оберега должен постоянно развиваться в духовном плане и творить благо. Тогда его защитный амулет поможет достичь поставленных целей и откроет путь к счастью.

Оберег красив и неоднозначен. Именно поэтому встречаются самые разнообразные толкования и объяснения. Некоторые объясняют этот знак по аналогии с Триглавом - трёхликим идолом, найденным на острове Руян (Рюген). Точное имя этого идола неизвестно, сейчас называют имена Бог Световит, Бог Поренут или Бог Триглав (объединение Богов Сварога , Перуна , Святовита). Как бы то ни было, знак Триглав не имеет никакого отношения к этому древнему славянскому идолу - символика Триглава предполагает соединения в бесконечность трёх Миров - Правь, Явь и Навь. Таким образом, этот знак принадлежит Богу Велесу , Властителю Трёх Миров. Оберег Велеса Триглав символизирует жизненное пространство с его одновременной бесконечностью и определённостью.

Оберег прекрасно подходит «путешественникам» (тем, кто в пути и тем, кто просто любит смену жизненных обстоятельств), «ведунам» (тем, кто занимается магическими практиками разной сложности - от проведения больших обрядов до самых скромных бытовых шепотков), а также людям с художественным вкусом и, возможно, занимающимся творческим делом - «музыкантам и поэтам».

Оберег подходит: взрослым женщинам для получения социального успеха, мальчикам от 13 лет и старше и мужчинам.

Символика оберега - верная жизненная дорога, не ограниченная одной явной жизнью.

Чем поможет оберег Триглав, какое действо совершает?

Сила в этом обереге от Бога Велеса, Властителя трёх Миров – здесь его мощь и благорасположение к тем, кто проявляет способности к творчеству, стремление к собственному умственному и духовному развитию.

Оберег носят для:

  • раскрытия собственных возможностей (умственных и духовных);
  • творческих взлётов;
  • выбора верной жизненной дороги.

Оберег носят для защиты от:

  • жизненных тупиков;
  • неудач;
  • застоя в развитии умственном и духовном.

Кому подходит оберег Триглав?

Триглав - для взрослых людей. Лучше всего подходит:

  • мужчинам;
  • мальчикам, начиная с 12-13 лет;
  • женщинам взрослым, для получения социального успеха.

Оберег считается одной из самых мощных защит духовного развития. Этот знак любим «путешественниками» - теми людьми, которые так или иначе стремятся к переменам в жизни, к поиску новых способов своего существования, к постоянному переосмыслению образа действий, хотят защититься от жизненных «тупиков». Знак хорош для «ведунов- тех, кто занимается магическими практиками любого направления и любой степени погружения.

Для пояснения:

  • маг - тот, кто обращается к Родным Богам с уговором на исполнение доброго чаяния;
  • магические практики - от практической работы Волхва до бытового чародейства (к примеру, обрядового вышивания);
  • степень погружения - различная по сложности обрядовость (от большого алтаря до простого напевания коротких заговоров-шепотков).

Оберег Велеса Триглав может вдохновить «художников, музыкантов и поэтов» - творческих людей, которые ищут развитие своих личных способностей, проявляя нестандартный подход в своих делах.

Знак хорош для тех, кто задумывается о своём духовном и творческом развитии и хочет оберечься от неудач, собственного недомыслия и жизненного застоя.

Художник Виктор Корольков

Художник Андрей Мазин

Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит).
В «Бояновом гимне» повествуется:
... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога – Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог – старший Бог Рода Божьего
и роду всему – вечно бьющий родник...
И Громовержцу – Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит – это Свет.

Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине многие божества изображались многоликими – многосущестными, а германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян. Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо.

У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ – десятая часть от военных трофеев. Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.

И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных коней Триглава.

Рядом с храмом в Штетине были построены три длинных здания для проведения народных собраний, заканчивавшихся веселыми пирами. Изображения Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему – Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.

Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго – уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии – Беложице, в украинской Галиции – Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.


Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») – долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»

Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк – братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые – его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, – ее должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.
Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге – Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог – во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян – две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви – это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт – за левым.

Изображения Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему - Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.

Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго - уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии - Беложице, в украинской Галиции - Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.
Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») - долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»

Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк - братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые - его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, - ее должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.
Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге - Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог - во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян - две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви - это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт - за левым.

Четыре контины (храма), но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими… Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав; завладев им, [Оттон] одни лишь соединенные головы, уничтожив тело, забрал с собой в качестве трофея и позже отправил в Рим как доказательство их обращения…

Оригинальный текст (лат.)

Erant autem in civitate Stetinensi continae quatuor, sed una ex his, quae principalis erat, mirabili cultu et artificio constructa fuit, interius et ex-terius sculpturas habens, de parietibus prominentes irnagines hominum et volucrum et bestiarum, tam proprie suis habitutlinibus expressas, ut spirare pu-tares ac vivere… Erat autem ibi simulacrum triceps, quod in uno corpore tria capita habens Triglaus vocabatur; quod solum accipiena, ipsa capitella sibi cohaerentia, corpore commnmto, secum inde quasi pro tropheo asportavit, et postea Romam pro argumento conversionis illoruin transmisit…

Эббон дает такое описание статуи:

Триглав, в разных способах написания, упоминается в ряде поздних источников. Подложные чешские глоссы Mater Verborum упоминают Триглава (лат. Trihlav - Triceps, qui habet capita tria capree ), а в диссертации А. Френцеля (Abraham Frentzel, 1719 г.) упомянута Тригла - богиня неба, земли и ада . Триглаву как женщину с тремя головами описывает А. С. Кайсаров в своем трактате «Мифология славянская и российская» (1804 г.)

Некоторые исследователи связывают Триглава с божеством Трояном , фигурирующим среди славянских богов .

Напишите отзыв о статье "Триглав (мифология)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Триглав (мифология)

Я расстроенно плюхнулась на пушистое сидение, даже не замечая его «искристой» красоты, вся сама на себя разобиженная за свою беспомощность, и вдруг почувствовала, как по предательски заблестели глаза... А вот уж плакать в присутствии этих удивительных, мужественных людей мне ни за что не хотелось!.. Поэтому, чтобы хоть как-то сосредоточиться, я начала мысленно «перемалывать» крупинки неожиданно полученной информации, чтобы, опять же, спрятать их бережно в своей памяти, не потеряв при этом ни одного важного слова, не упустив какую-нибудь умную мысль...
– Как погибли Ваши друзья? – спросила девушка-ведьма.
Стелла показала картинку.
– Они могли и не погибнуть... – грустно покачал головой старец. – В этом не было необходимости.
– Как это – не было?!. – тут же возмущённо подскочила взъерошенная Стелла. – Они ведь спасали других хороших людей! У них не было выбора!
– Прости меня, малая, но ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА. Важно только уметь правильно выбрать... Вот погляди – и старец показал то, что минуту назад показывала ему Стелла.
– Твой друг-воин пытался бороться со злом здесь так же, как он боролся с ним на Земле. Но ведь это уже другая жизнь, и законы в ней совершенно другие. Так же, как другое и оружие... Только вы вдвоём делали это правильно. А ваши друзья ошиблись. Они могли бы ещё долго жить... Конечно же, у каждого человека есть право свободного выбора, и каждый имеет право решать, как ему использовать его жизнь. Но это, когда он знает, как он мог бы действовать, знает все возможные пути. А ваши друзья не знали. Поэтому – они и совершили ошибку, и заплатили самой дорогой ценой. Но у них были прекрасные и чистые души, потому – гордитесь ими. Только вот уже никто и никогда не сможет их вернуть...
Мы со Стеллой совершенно раскисли, и видимо для того, чтобы как-то нас «развеселить», Анна сказала:
– А хотите, я попробую позвать маму, чтобы вы смогли поговорить с ней? Думаю, Вам было бы интересно.
Я сразу же зажглась новой возможностью узнать желаемое!.. Видимо Анна успела полностью меня раскусить, так как это и правда было единственным средством, которое могло заставить меня на какое-то время забыть всё остальное. Моя любознательность, как правильно сказала девушка-ведьма, была моей силой, но и самой большой слабостью одновременно...
– А вы думаете она придёт?.. – с надеждой на невозможное, спросила я.
– Не узнаем, пока не попробуем, правда же? За это ведь никто наказывать не будет, – улыбаясь произведённому эффекту, ответила Анна.
Она закрыла глаза, и от её тоненькой сверкающей фигурки протянулась куда-то в неизвестность, пульсирующая золотом голубая нить. Мы ждали, затаив дыхание, боясь пошевелиться, чтобы нечаянно что-либо не спугнуть... Прошло несколько секунд – ничего не происходило. Я уже было открыла рот, чтобы сказать, что сегодня видимо ничего не получится, как вдруг увидела, медленно приближающуюся к нам по голубому каналу высокую прозрачную сущность. По мере её приближения, канал как бы «сворачивался» за её спиной, а сама сущность всё более уплотнялась, становясь похожей на всех нас. Наконец-то всё вокруг неё полностью свернулось, и теперь перед нами стояла женщина совершенно невероятной красоты!.. Она явно была когда-то земной, но в то же время, было в ней что-то такое, что делало её уже не одной из нас... уже другой – далёкой... И не потому, что я знала о том, что она после смерти «ушла» в другие миры. Она просто была другой.