Сколько человек было в дружине вольги. Сколько человек было в дружине вольги Выразительные средства для описания образов героев

Характеристика Вольги Святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. Этот герой обладает множеством положительных качеств, а потому описать его не составит никакого труда. Попробуем сделать это подробнее.

Первое появление

Характеристика Вольги Святославовича начинается с того момента, как он впервые предстает перед читателем. Этот князь с самого детства проявлял себя как очень образованный и жаждущий приключений человек. Он готов научиться плавать под водой подобно высоко, как по темным лесам, как хищный волк. Это говорит о его активности и любознательности.

Когда мальчик подрос и стал взрослым юношей, он решил собрать себе большую дружину. Вместе с ней он отправляется в поход. Родной дядя Владимир пожаловал ему дорогой подарок: теперь Вольга - владелец трех городов. Молодой человек захотел посмотреть на них, побывать в той области.

Смелую дружину посадил на карих жеребцов Вольга Святославович. Характеристика героя продолжается анализом его поступков. Князь уважает своих воинов, не жалеет для них лучшего снаряжения и лошадей. Однако его путь прерывает внезапное знакомство.

Микула

Перед нами появляется еще один главный герой былины. Князь очень удивлен новому знакомому. Он настолько силен и смел, что в одиночку пашет огромное поле. Характеристика Вольги Святославовича из былины должна включать и описание Микулы. Этот смелый парень совсем не похож на обычного пахаря: на нем дорогая одежда, которая совсем не свойственна крестьянину-землепашцу. Правда, прежде чем встретиться, главные герои не могли добраться друг до друга три дня. Этим автор хочет показать, насколько огромны бескрайние просторы нашей Родины.

Вольга решил пообщаться с оратаем, рассказав о том, куда путь держит. В ответ ему Микула рассказал о себе. Оказывается, не так давно он тоже побывал в том городе, куда едет князь. Он покупал для себя соль. Автор использует прием гиперболизации и устами Микулы говорит о том, что он настолько силен, что должен был притащить на себе три мешка, в каждом из которых полторы тонны соли. Несомненно, Вольга и его дружина очень удивлены такой силе героя.

Однако не все благополучно сложилось в ту поездку: на Микулу напали разбойники, стали требовать деньги. Богатырь поделился с ними, но тем оказалось мало, они стали избивать оратая. Тогда Микуле Селяниновичу пришлось ответить им. В конечном итоге пострадавшими от одного-единственного пахаря оказались более тысячи мужиков!

Несомненно, этот рассказ впечатлил Вольгу. Он с детства мечтал обладать необычным даром или силой, но, к сожалению, это не всегда в наших силах.

Тогда князь решил позвать богатыря с собой в поход.

Характеристика Вольги Святославовича и его дружины

Микула не прочь сопроводить в дороге нового знакомого. Но наш земледелец не может просто так бросить орудие своего труда. Его сошка, сделанная из крепкого булата, украшена золотом и серебром. Вряд ли мы встретили бы обычного крестьянина с такой богатой сохой. Но Микула - олицетворение всех мужиков на Руси. По этой причине автор «одевает» его в дорогое одеяние, нарядные сафьяновые сапоги, а в руках у него оказывается орудие труда, которое может быть только у богатыря.

Характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича продолжается анализом эпизода с дружиной князя. Богатырь просит Вольгу отправить пятерых воинов, чтобы они помогли ему и перенесли соху за куст ракиты. Он хочет сохранить ее не для бедняка или богача, а для простого русского крестьянина.

Князь приказывает ребятам выполнить просьбу оратая. Но, к сожалению, это оказалось им не под силу.

Тогда Вольга отправляет уже десять воинов, но и они не смогли справиться с этим.

Увидев, что дружине никак не выполнить его просьбу, Микула сам решает убрать сошку. Это дается ему очень легко: одной рукой он поднимает ее и перебрасывает на глазах у удивленного Вольги.

Поход

Характеристика Вольги Святославовича из былины включает в себя информацию о том, как он добирался до нужного города. Князь заметил, что лошадь Микулы гораздо быстрее и сильнее его собственной. Он немного Вольга подшучивает над богатырем, что если бы его кобыла была жеребцом, он предложил бы ему целых пятьсот рублей за нее. Но Микула ни за что не хочет расставаться с верной подругой и отвечает князю, что ему нет ничего дороже этой лошади. Он сам выходил ее с самого малого возраста, теперь ему не нужен никто другой.

По приезду в город князь удивился, что мужики, обидевшие три дня назад Микулу, пошли к нему просить прощения. Вольга понимает, что оратай - хороший, добрый и сильный духом человек. Он не хочет расставаться с ним, поэтому предлагает ему стать наместником в его землях. Это говорит о том, что князь благодарный и помнящий доброту человек.

Заключение

Разумеется, характеристика Вольги Святославовича не такая яркая, как у богатыря Микулы. На его фоне меркнет любой, даже самый сильный воин. Однако удалось выяснить, что это человек дружелюбный и отзывчивый. Он не завидует Микуле, а, наоборот, захотел с ним дружить.


"Микула Селянинович". Былина в обработке А. Нечаева. Издательство "Малыш" 1971 год.

С детства мы знаем, что Илья Муромец круче Добрыни Никитича и Алёши Поповича, со Святогором не всё ясно, а вот самый крутой, оказывается, не воин, не великан, не охотник-колдун Вольга, а пахарь - Микула Селянинович. Две известные былины, в первой из которых Микула Селянинович произвел впечатление на Вольгу Святославовича и его дружину, а во второй - угробил великана Святогора - в этом и следующем посте.

В славном городе Киеве у стольного князя Владимира был племянник молодой, Вольга Святоелавович. Он всех удивлял силой-крепостью богатырской, а пуще того умом-разумом не по годам малолетним.

Рос Вольга, матерел Вольга Святославович. И похотелось ему познать все хитрости-премудрости. Научился щукой-рыбой нырять в глубоких омутах, птицей соколом летать под облаками, серым волком рыскать по широким полям. Всё изведал, всё познал богатырь Вольга Святославович.

И стал ездить Вольга по всем землям да по всем городам, собирать дани-подати. Привозил он в стольный Киев-град князю Владимиру много злата, серебра и скатного жемчуга. За эту его службу верную князь Владимир племянника жаловал. Отписал ему удел: три города с пригородками, с горожанами да с крестьянами. Первый город пожаловал Гурчевец, другой - Ореховец, а третий город Крестьяновец. А мужики в тех городах были беспокойные да непокорные.

Собирал Вольга себе дружину храбрую, тридцать молодцев без единого. Двадцать девять дружинников один к одному, а сам князь Вольга во тридцатых стал. Сели они на добрых коней и поехали в три пожалованных города с пригородками с горожан да крестьян дань собрать.

Долго ли, коротко ехали по широким степям да по чистым полям и услышали в чистом поле ратая-пахаря: орёт-пашет где-то пахарь, понукивает, сошка у пахаря поскрипывает да омешики 1 по камешкам прочиркивают.

Ехал Вольга с дружинниками день с утра до вечера, нигде ни на кого не наехал. Только слышно, как орёт в поле пахарь, понукивает да посвистывает, сошка у пахаря поскрипывает да омешики по камешкам прочиркивают. Ехал Вольга с дружиною и на другой день с утра день до вечера и на закате красного солнышка наехал в чистом поле на ратая.

Орёт пахарь, понукивает, из края в край бороздки помётывает. В край он уедет - другой не видать. Пенья-коренья выворачивает, а большие каменья в борозду валит. У пахаря кобылка соловая, хвост у кобылки до земли расстилается, а грива колесом завивается. Сам пахарь - дородный добрый молодец, глаза у него соколиные, брови чёрные, соболиные, кудри кольцами рассыпаются, из-под шляпы пуховой выбиваются.

Подъехал князь Вольга к пахарю, поздоровался: „Бог помочь тебе, пахарь-оратаюшко, орать-пахать да крестьянствовать, из края в край бороздки помётывать!"

Говорил в ответ пахарь таковы слова: „А поди-ка ты, пожалуй, Вольга Святославович! Сам ты далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своей дружиной хороброю?"

Отвечал Вольга Святославович: „Мой дядюшка, князь Владимир стольно-киевский, меня пожаловал тремя городами с пригородками: Гурчевцем да Ореховцем, а третьим городом Крестьяновцем. Вот и еду я с дружиной хороброю получить дани-подати с тех горожан да крестьян".

Пахарь выслушал да и вымолвил: „Ах, Вольга Святославович, я недавно был в тех городах, ездил соли купить. И привёз соли три меха на своей кобылке соловенькой, а всего-то в трёх мехах триста пудов. И привёз я вести нехорошие. Много в тех городах татей - дорожных разбойников. Застращали они всех проезжих, прохожих людей. Угрожают, просят подорожного выкупа. А кто грошей не даёт, того грабят да бьют. Ну а я был с шалыгой подорожною 2 и платил той шалыгой дань-подать разбойникам так: кто стоя стоял, тот сидя сидит, а кто
сидя сидел, тот и в лёжку лежит - надолго они запомнят меня".

Задумался князь Вольга, посмурнел лицом после этих слов оратая-пахаря, а потом сказал: „Спасибо, оратай-оратаюшко, поведал мне, рассказал всё о тех городах. Я в них век не бывал, путь-дорога туда незнакомая. Поедем-ка со мной во товарищах, ведь тебе те места ведомы".

Пахарь слова на то поперёк не сказал. Он гужики с сошки повыстегнул, кобылку из сошки повывернул, оставил в борозде свою сошку кленовую, сам садился на свою кобылку соловую, и поехали они по чистому полю, по широкому раздолью. Тут спохватился пахарь: „Ай, Вольга Святославович! Ведь оставил я сошку на виду в борозде. Неровен час, наедет нехороший человек: он сошку из земельки повыдернет, из омешиков земельку повытряхнет, из сошки омешики повыколотит, и нечем мне будет землю пахать, крестьянствовати. Пошли ты двух дружинников, чтобы сошку из земельки повыдернули, из омешиков земельку повытряхнули, да и бросили бы сошку за ракитов куст".

Молодой Вольга Святославович посылает двух добрых молодцев из своей дружинушки хороброй: „Ступайте скорым-скоро, сошку из земельки выдерните, из омешиков земельку повытряхните и бросьте сошку за ракитов куст!" Повернули добрых коней два дружинника, подъехали два добрых молодца к сошке кленовенькой. Они сошку за обжи,sup>3 кругом вертят, да не могут они сошку поднять, не могут сошку из земельки повыдернуть, из омешиков земельку повытряхнуть и
бросить сошку за ракитов куст.

Пахарь-оратай на те речи ответ держал: „Ай же, Вольга Святославович, немного ты смыслишь в конских статях 5 , коль за эту кобылку пятьсот посулил. Ведь я сам купил кобылку жеребёнком-сосунком и в те поры заплатил пятьсот рублей. А если эта кобылка конём бы была, так этой кобылке и сметы нет 6 !"

Cлушает князь Вольга Святославович пахаря-оратая, смотрит на него и всё больше и больше удивляется: „Ты послушай-ка, оратай-оратаюшко, да скажи мне, как тебя по имени зовут, как величают по изотчине 7 ?"

Отвечал оратай-пахарь: „Аи же ты, Вольга Святославович! Как я ржи напашу да в скирды складу, а в скирды складу да домой выволочу, домой выволочу, дома вымолочу, драни надеру да пива наварю, пива наварю, мужиков напою, и станут мужички меня похваливати да покликивать: „Ай ты молодой Микулушка Селянинович!"
________________________

1 - Омешик - заострённый наконечник сохи.
2 - Шалыга подорожная - посох с загнутым к руке концом.
3 - Обжи - оглобли сохи.
4 - Грунью пошла - побежка лошади между рысью и галопом, быстрая рысь.
5 - Конские стати - порода, унаследованные качества.
6 - Сметы нет - невозможно оценить, цены нет.
7 - Изотчина - отчество.

1 ВАРИАНТ


  1. Назовите, как называется произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях?

  2. Сколько человек было в дружине Вольги?

  3. Кого повстречал Вольга на своем пути?

  4. О каких бесчинствах рассказывал Микула Селянинович Вольге?

  5. Кто выдернул соху из земли?

  6. Прочитайте отрывок из былины «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в нем эпитеты и выпишите их.

Как стал тут Вольга растеть –матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

7. В каком городе происходит действие былины «Садко»?

8. С кем повстречался Садко на Ильмень-озере?

9. Что хотел выкупить Садко, чтобы выиграть спор с новгородскими настоятелями?

10. Что построил после своего возвращения со дна морского Садко на свою бессчетну золоту казну?

11. Как вы понимаете значение нижеприведенных слов? Напишите их объяснение.

Оратай-

Омешики-

Присошничек

12. Кому из героев былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» принадлежат эти слова?

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

^ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ»

2 ВАРИАНТ

Серым волком рыскать да по чистыим полям.

Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Собирал себе дружинушку хоробрую:

А сам-то был Вольга во тридцатыих.


  1. Кем был прежде богатый купец Садко?

  2. О чем спорил Садко с новгородскими купцами?

  3. Что стал делать Садко по просьбе царя на дне морском?

  4. За что и чем хотел пожаловать Садко царь морской?

  5. Как вы понимаете значение нижеприведенных слов? Напишите их объяснение.

Растеть-матереть-

Нарекать-


  1. Кому из героев былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» принадлежат эти слова?

Ай же мужики да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

1 ВАРИАНТ

  1. Назовите, как называется произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях?
  2. Сколько человек было в дружине Вольги?
  3. Кого повстречал Вольга на своем пути?
  4. О каких бесчинствах рассказывал Микула Селянинович Вольге?
  5. Кто выдернул соху из земли?

7. В каком городе происходит действие былины «Садко»?

8. С кем повстречался Садко на Ильмень-озере?

9. Что хотел выкупить Садко, чтобы выиграть спор с новгородскими настоятелями?

10. Что построил после своего возвращения со дна морского Садко на свою бессчетну золоту казну?

11. Как вы понимаете значение нижеприведенных слов? Напишите их объяснение.

Оратай-

Омешики-

Присошничек

Обжи-

12. Кому из героев былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» принадлежат эти слова?

Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ»

2 ВАРИАНТ

  1. Назовите музыкальный инструмент, который сопровождал былинные песни.
  2. Сколько дней дружина Вольги ехала до оратая?
  3. Как звали дядюшку Вольги Святославовича?
  4. Зачем Микула Селянинович захотел возвратиться обратно в поле?
  5. Как обращается Вольга к Микуле Селяниновичу?
  6. Прочитайте отрывок из былины «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в нем эпитеты и выпишите их.

Как стал тут Вольга растеть –матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей-соколом летать ему под оболока,

Серым волком рыскать да по чистыим полям.

Уходили все рыбы во сини моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Собирал себе дружинушку хоробрую:

Тридцать молодцев да без единого,

А сам-то был Вольга во тридцатыих.

  1. Кем был прежде богатый купец Садко?
  2. О чем спорил Садко с новгородскими купцами?
  3. Что стал делать Садко по просьбе царя на дне морском?
  4. За что и чем хотел пожаловать Садко царь морской?
  5. Как вы понимаете значение нижеприведенных слов? Напишите их объяснение.

Растеть-матереть-

Нарекать-

Гужики-

Слега-

  1. Кому из героев былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» принадлежат эти слова?

Ай же мужики да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.


Вольга Святославович – богатырь, герой народных былин. Одна из былин рассказывает о его встрече с Микулой Селяниновичем. Вольга – необычный богатырь. Он понимает язык зверей и птиц. Это не простой человек, он сын змея и земной женщины Марфы.

Также Вольга умеет превращаться в различных животных. Вообще превращение в животных, или если предок является животным, согласно древним былинам являлось даром свыше волхву или великому охотнику. Ранее перед встречей Вольги с Микулой богатырь ходил в долгий поход на Индийское царство. Там его умение

Превращаться и превращать других в различных птиц и животных очень пригодилась. И вот продолжение рассказов об удалом храбреце Вольге – былина о том, как повстречался ему человек большой силы и ума.

Начинается былина с описания того, как Вольга Святославович собирает дружину, отбирает он в нее тридцать молодых и сильных мужчин. Он хочет отправиться в поход, чтобы узнать много нового и померяться силою. Впереди его ждет город, а с города нужно будет собрать дань. Собрав дружину кареглазых молодцев, они выезжают в чистое поле.

По пути вдалеке они слышат, как мужик пашет землю. При этом он свистит, скрипит

Его соха. Но дружина едет час, два, день, другой, слышат свист и скрип, как камушек о камушек чиркает, а пахаря все нет. И вот наконец-то они его увидели: крупный мужик пашет в поле. Все у мужика того было необычное: кобыла, шелковые гужи, соха из серебра, золота, каменьев булатных да из клена сделанная. Сам пахарь предстоит перед ними красивым статным кудрявым и хорошо одетым: сапоги из сафьяна зеленого, шапка пуховая и кафтан из черного бархата. Увидев войско, пахарь поинтересовался, куда они едут.

Вольга рассказал, что князь Владимир, его крестный батюшка, родной дядюшка, одарил его тремя городами, куда они и держат путь. Названия у городов такие: Ореховец, Крестьяновец и Курцовец. Тогда мужик предупредил Вольгу, что в городах тех живут бандиты и разбойники, и что нужно быть очень осторожным в общении с ними. Рассказал он дружине, как не так давно ездил в город за солью, купил он ее три мешка по сто пудов, да пришлось ему потом отбиваться, чтобы ноги унести и с солью не расстаться. Сказал, что положил в тот день он разбойников около тысячи человек.

Подумал тогда Вольга, что мужик может ему пригодиться, если в будущем собирать дань с городов, позвал он его с собой в город. Сели на коней и поехали. Через какое-то время вдруг вспомнил пахарь, что забыл соху бросить за ракитовый куст. Предположил, что бедный может и не возьмет, а богатый позарится и утащит. Послал тогда Вольга пять молодцов своих из дружины, но они не смогли даже выдернуть соху из земли, а крутили туда-сюда, такая она была тяжелая. Тогда Вольга послал еще десяток удальцов, но они ничем помочь не смогли, а также только помучались.

Пришлось вернуться всем, и пахарь, сидя на своей кобыле, вынул из земли свою соху одной только рукой, вытряхнул из мешков камни, бросил за куст и был таков. Кобыла у пахаря сильная, вперед коней поступает. Удивилась дружина силище мужика и силе его кобылы, спросил Вольга имя своего знакомого. Ответил пахарь, что зовут его Микула Селянинович. Сила Микулы поражает Вольгу Святославовича. Говорит он ему, что если бы была его кобыла конем, то дали бы за нее пятьсот рублей. Тогда ответил оротай ему, что купил кобылу жеребенком за пятьсот рублей, а если б она конем была, то цены бы ей просто не было.

Вновь садятся они на коней и едут в чисто поле. Вскоре подъезжают к большому городу Курцевцу, въезжают. Городские мужики смотрят на них с интересом, но вскоре узнают в Микуле того самого пахаря, что один одолел их совсем недавно. Тогда они начинают подходить к мужику, с уважением говорят с ним, извиняются. Другие люди ходят и поговаривают и рассуждают о том, как несколько дней назад Микула бил мужиков.

Увидел это Вольга Святославович, воскликнул от радости, что жалует все три города пахарю со всеми крестьянами в придачу, тому, кто его покорил своей силой и мудростью. Теперь у Микулы Селяниновича было три города, и дань теперь нужно было ему собирать.

После встречи с Микулой пахарем Вольга бросил княжение и стал заниматься чистым колдовством. Так поговаривали люди.

Былины – это древние сказания, передававшиеся из уст в уста, из поколения в поколения. Для легкой запоминаемости они писались в стиле тонического стиха и читались нараспев. Они рассказывают о многих героях народного эпоса, былины о Вольге Святославовиче насчитывают три сюжета. Первый – сказ о его рождении, второй – о большом походе на Турцию или Индию (существует два различных толкования), третий – о встрече его с Микулой Селяниновичем.

Некоторые историки отождествляют Вольгу с князем Олегом вещим. Считается, что у каждого былинного героя должен был быть прототип. Некоторые историки с этой версией не согласны и считают происхождение былинных персонажей мифологией.