Сказание как сотворил бог адама краткое. Повествование о том, как сотворил Бог Адама. Смотреть что такое "Сказание о сотворении Богом Адама" в других словарях

<...> Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли – тело, 2) от камня – кости, 3) от моря – кровь, 4) от солнца – глаза, 5) от облака – мысли, 6) от света – свет, 7) от ветра – дыхание, 8) от огня – теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят», – и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?». Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь. <…>



И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет – это ребенок, двадцать лет – юноша, тридцать лет – зрелость, сорок лет – средовечие, пятьдесят лет – седина, шестьдесят лет – старость, семьдесят лет – смерть.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной – большой светильник, обозначающий начало дня, а другой – начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И был вечер, и было утро – день четвертый.

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».

И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.



Текст печатается по: Сказание, как сотворил бог Адама / Пер. М. В Рождественской // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 1999. Т. 3: ХI–ХII века. С. 95–99.

Приложение 2

О сотворении Адама

Из скольких частей сотворил Бог Адама

Тело человека, говорят, из четырех частей создано. Берет оно от огня тепло, а от воздуха холод, а от земли сухость, а от воды влагу.

А в другом месте написано, что Адам из 8 частей сотворен был. Во‑первых, от земли тело, во-вторых, от Красного моря кровь, в-третьих, от солнца очи, в-четвертых, от ветра дыхание жизни его, в-пятых, от облака мысли его, добрые и злые, в-шестых, от камней кости, в-седьмых, от Духа Святого, который вложил в человека праведность и частицу вечного света, что и зовется Христос. 8-я часть от самого дыхания Христа – душа.

Когда сотворил Бог Адама, не было имени у него. И призвал Бог четырех ангелов и сказал им: «Найдите имя ему». Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя которой Анафола, и взял от нее Аз. Гавриил пошел на юг и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро. Уриил пошел на север и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад и увидел звезду, называемую Брион, и взял от нее Ер.

И предстали они пред Богом и сказали: «Вот части, которые мы получили, и читай, складывая их, и составится имя то АДАМЪ». Сказал Господь всемогущий: «Да будет так зваться он по имени». И сказали все ангелы: «Ты же, Господи, помилуй нас».

Текст печатается по: О сотворении Адама / Пер. М. Д. Каган-Тарковской // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 1999. Т. 3: ХI–ХII века. С. 93.

Задания и вопросы к текстам

1. Чем отличается апокрифическая версия сотворения человека от канонического библейского текста? Предложите философскую интерпретацию этих расхождений.

2. Какие детали вышеприведенных текстов имеют, по вашему мнению, мифологические коннотации?

3. В чем заключается подобие человека и мироздания?

4. В греческом аналоге рассказа об изобретении имени первого человека имя Адам соотносится с греческими названиями частей света. Как вы полагаете, почему в русской версии части света превратились в звезды?


Перевод на совр. русский язык Андрея Чернова

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.

И показал ему [Адаму] Господь свою смерть, и распятие, и воскресение. И предвидел [Он своё] вознесение через полшесть тысяч лет. И увидел Адам Господа распятого, а Петра - по Риму ходящим, а Павла - в Дамаске учащим народ и проповедующим Твоё [Господи] Воскресение. И вознёсся Господь. И восстал Адам ото сна своего. И трепетал от ужаса великого от увиденного. И поджидал Господь Адама, по раю ходящего. И сказал ему: "Адам, Адам, поведай мне, [что ты видел]". Адам же испугался очень, не смея Богу поведать того видения. И сказал ему Господь Бог: "Адам, Адам!" Адам же сказал ему: "Господи Владыка! Тебя я видел на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников Твоих видел ходящими: Петра - в Риме, а Павла - в Дамаске, проповедующим Твоё распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне тебя ради сойти на землю и быть распятым, и в третий день воскреснуть. Ты же не поведай никому видения сего, пока [не] увидишь меня в раю сидящим одесную Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание.

И сотворил Господь Бог всю тварь: море, и реки, и скотов своей хитростью. А те семь дней [указывают] на семь тысяч лет. И поместил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, [чтобы] освещать землю. И [сделал Господь] различие между днём и ночью. Да будет [это] для указания дней года. А [когда] будет освещение на тверди небесной: [тогда] светило великое - начало дня, [а] второе светило - начало ночи. И звёзды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И [чтобы] владеть днём и ночью, и [чтобы] различить между днём и ночью, и светом.

И был вечер, и было утро - день четвёртый. Поместил Господь Бог планеты, и облака светлые, и радуги на облаках, [чтобы] испускать дожди, и громы, и молнии людям [на] всей земле, чтобы освещать деревья плодовитые. И сказал Господь Бог: "Сотворю воды [для всех] живых во веки [веков], а птиц пернатых - в заводях на тверди небесной". И было [так], что сотворил Господь Бог четыре кита великих, произвёл от них разных птиц, и разных гадов на земле. И некоторых [из них Бог] благословил и [так] сказал: "Растите и умножайтесь, и наполните [собой землю], и обладайте ею".

За семь дней обходит [землю] круг солнечный, а за семь лет - все 7000 лет, а восьмой тысячи нет конца, [ибо она] бесконечная.

В день, называемый неделя и в который воскрес Христос из мёртвых, и в тот день Господь на облаках будет судить весь мир, который не имеет конца света. И воздаст Господь Бог каждому и всем по делам их. [И] опять на земле прославится всякое дерево. И хорошо, и прекрасно будет [оно] по виду, и пригодно для еды. [И прославятся] деревья жизни, посреди рая стоящие, которые [для того, чтобы] видеть добро и зло. Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог Адама посреди рая, как царя, украшенного. И дал им [Адаму и жене] Господь закон: не есть ягод только от дерева, [которое] стоит посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму от того дерева не есть [плодов]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте".

И сотворил Господь Бог зверей лесных и птиц небесных, скотов и гадов. И пришёл Господь Бог к Адаму, ему же в шестой день сказал [Господь]: "Адам, сие есть кость от кости твоей, поэтому [она] назовётся жена, [ибо она есть] от мужа. Ради этого [то есть жены] оставит человек отца своего и мать свою и всё имение своё". И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом - такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: "Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?" И сказала Ева змее: "Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"". И сказала змея: "Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло". И Ева сказала ей: "Хорошо есть [те ягоды]". И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданн
ого, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил.

СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

(...) Создати въ земли Мадиамстей человѣка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - тѣло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ свѣта - свѣтъ, 7) отъ вѣтра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхотѣ очи вложити во Адама, и видѣ его мужа измазанна; и разгнѣвася Господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человѣку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смѣсивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всѣхъ сквернъ, и постави собаку и повелѣ стрещи Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхотѣ на Адама напустити злую скверну, и видѣ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человѣка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и видѣ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотонѣ: «Проклятый дияволе, что сотворилъ человѣку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отвѣща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: «Аще приидетъ кая болѣзнь человѣку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма свѣтомъ, и обороти вся недуги въ него.

(...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят», - и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?» Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И посла Господь ангела своего, повелѣ взяти «азъ» на востоцѣ, «добро» на западѣ, «мыслете» на сѣверѣ и на юзѣ. И бысть человѣкъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богъ во Адамѣ 345, и бысть Адамъ царь всѣмъ землямъ и птицамъ небеснымъ и звѣремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя: «Тебѣ работаетъ солнце и луна и звѣзды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади Господь Богъ Рай на востоцѣ, и велѣ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро лѣвое, и въ томъ ребрѣ протяже руцѣ и нозѣ и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провидѣ вознесение за полшесты тысящь лѣть. И видѣ Адамъ Господа распята, а Петра въ Римѣ ходяща, а Павла въ Дамасцѣ учаща народъ и проповѣдующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасѣ велицѣ о провидѣнии. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, повѣждь ми». Адамъ же убояся велми, не смѣя Богу повѣдати того видѣния. И рече ему Господь Богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, Тебе видѣхъ на крестѣ распята во Иерусалимѣ, а ученики Твоя видѣхъ ходяща - Петра въ Римѣ, а Павла въ Дамасцѣ, проповѣдующе Твое распятие и воскресение». И рече ему Господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не повѣдай никомуже видѣния сего, дондеже увидиши мя въ Раю сѣдяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. И водил Господь Адама в Раю и сказал ему: «Адам, Адам, расскажи мне». Но Адам сильно испугался, не смея рассказать Богу свой сон. И сказал ему Господь Бог: «Адам, Адам!» Адам же ответил ему: «Господи владыко, я видел, что Тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики Твои - Петр в Риме и Павел в Дамаске - ходят и проповедуют Твое распятие и воскресение». И сказал ему Господь: «Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день; а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в Раю справа от Отца, - и ты о том поскорби, Адам».

И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человѣческое: десять лѣтъ исполнится рожение, 20 лѣтъ - юноша, 30 лѣтъ - свершение, 40 лѣтъ - средовѣчие, 50 лѣтъ - сѣдина, 60 лѣтъ - старость, 70 лѣтъ - скончание.

И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет - это ребенок, двадцать лет - юноша, тридцать лет - зрелость, сорок лет - средовечие, пятьдесят лет - седина, шестьдесят лет - старость, семьдесят лет - смерть.

И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и рѣки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь лѣтъ. И постави Господь Богъ двѣ свѣтилѣ велицѣ на тверди небеснѣй освѣтити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лѣта, а будетъ просвѣщение на тверди небеснѣй: свѣтила великая въ начатокъ дни, второе свѣтило - въ начатокъ нощи. И звѣзды постави Господь Богъ на тверди небеснѣй, яко свѣтити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и свѣтомъ.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной - большой светильник, обозначающий начало дня, а другой - начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

И был вечер, и было утро - день четвертый.

Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацѣхъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человѣкомъ всея земли просвѣщати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: «Изведу воды живыхъ во вѣки, птицъ перящеся по заводемъ, на тверди небеснѣй».

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».

И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 лѣтъ за всю 7000 лѣтъ, и осмой тысящи нѣсть конца, еще есть безконечный.

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

Въ недѣлю, день рекомый недѣля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облацѣхъ судити всему миру, иже не имать конца свѣта, и воздастъ комуждо по дѣломъ его.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.

Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке . Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде вкладывает в их речь схожее сказание.

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав с слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт Еву и одновременно «предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение ».

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Скаволини (баскетбольный клуб, Песаро)
  • Сказка о Прыгуне и Скользящем (альбом)

Смотреть что такое "Сказание о сотворении Богом Адама" в других словарях:

    Адам - У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם‎) … Википедия

    Первый человек - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    АДАМ - (евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены из его ребра: « … Энциклопедия мифологии

    ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II - Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

    ПЯТИКНИЖИЕ - (слав.Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозав. *канона. Название сборника есть перевод греч. слова PentЈteucoj, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.). В христианской Церкви оно … Библиологический словарь

    ГРЕХОПАДЕНИЕ - («Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в древнерусском языке… … Энциклопедия мифологии

    ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ - [или «прародительский»; лат. peccatum originale], 1) первый грех, совершенный Адамом и Евой; 2) последствия этого греха. Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блж. Августином. Для описания греха первых людей вост. отцы Церкви это… … Православная энциклопедия

    «грехопадение» - Адам и Ева. Адам и Ева. Фреска Рафаэля. 1508. Рим, Ватикан. Станца делла Сеньятура. «грехопадение» («Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест… … Энциклопедия мифологии

    "Грехопадение" - ГРЕХОПАДÉНИЕ (Адам и Ева в раю), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи (змея), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в… … Энциклопедия мифологии

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.