Сатин в произведении на дне. Образ и характеристика сатина в пьесе на дне горького сочинение. Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

В пьесе “На дне” Максим Горький описывает жизнь обитателей ночлежки - опустившихся, упавших на социальное дно людей. Незатейливая, на первый взгляд, история на деле является социально-философской драмой. В произведении поднимается множество проблем: смысла жизни, поисков правды, веры и безверия, унизительного положения человека в обществе и многие другие.

Один из босяков - Сатин - арестант, убийца и шулер. Константин Сатин был телеграфистом в молодости, попал в ночлежку после того, как вышел из тюрьмы. Был осужден за убийство, но, по его словам, он вступился за честь сестры. На момент повествования ему приблизительно 40 лет, он дерзок и умен. Сатин верно расценивает других героев: “тупы, как кирпичи”, пытается отстоять достоинство других людей, открыть им глаза на их же возможности.

В жизненной позиции Сатина присутствуют отголоски гуманизма, и раскрываются они в его монологе о человеке: “Всё - в человеке, всё для человека!”. Герой спорит со странником Лукой об “утешительной” лжи и осуждает любое её проявление. Константин считает неприемлемой “ложь во благо”, ибо человек имеет право знать правду, какой бы она ни была.

Сатин по своей воле опускается на дно жизни, презирает нравственные ценности и отвергает работу: “Человек - выше сытости!..”. Он восклицает: “Честь-совесть богатым нужна, да!”, тем самым помогая ночлежникам оправдывать свою аморальность. Монологи Сатина не соответствуют его образу, но сам герой произносит: ”Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди...говорят как шулера?”. Слова Сатина зачастую передают позицию самого Горького, и его образ несомненно очень важен в пьесе. Также, Сатин произносит последнюю страшную реплику в произведении - реакцию на смерть Актера: “Испортил песню...дурак!”.

На стыке столетий всегда ожидаются какие-то перемены. Они происходят не только в жизни обычных людей, но и в искусстве, литературе. Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков становится для России и для народа по-настоящему переломным моментом.

Новым явлением для русской литературы становится писатель Максим Горький. Он является основателем советской социалистической литературы. Но еще за долгое время до появления Советского союза писатель обращается к острым темам своего времени. Так появляется его знаменитая пьеса “На дне”, получившая большое признание и впоследствии поставленная режиссёром Станиславским во МХАТе.

Сочинение про Сатина

Произведение “На дне ” Горького повествует нам трагичную историю, которая основывается на почти каждой третьей историю жизни обычного человека того времени. Произведение раскрывает удивительные образы, которые в свою очередь, раскрывают само произведение.

Повнимательнее следует рассмотреть образ Сатина. Сатин – мужчин средних лет, с очень твёрдыми атеистическими убеждениями, с которыми он жил всю жизнь и продолжает жить дальше. Автор описывает его как человека рассудительного, старающегося быть оптимистичным, но давно разочаровавшегося в жизни, которая для него потеряла все краски и контрасты. Он привык полагаться только на себя, не возлагая свои проблемы на окружающих, из-за чего мало кто из его сожителей знаком с ним по-настоящему.

Он также привык презирать людей, которые стараются обмануть окружающих для их блага, он презирает саму идею лжи во благо, также при этом, презирая религию и всех её последователей, аргументируя это тем, что нет смысла надеяться на какие-то несуществующие силы, существование которых и доказать невозможно. Именно по данной причине он и не согласен с Лукой.

В эпизоде конфликта с проповедником Лукой автор показывает нам, что Сатин готов отстаивать свои интересы и убеждения, так как он не раз становился свидетелем того, что хорошие люди страдали из-за дезинформации. И тогда он пообещал себе говорить только правду, и только то, что он думает.

После автор раскрывает нам его с противоположной стороны. Хоть практически всегда своей резкой и твёрдой правдой он огорчает людей, однако он также может ею поддержать. В одном из эпизодов он произносит пламенную речь, в которой говорит о том, что только труд и упорство спасёт человека, а не какие-то там обещания спасения души и рая. Он заставляет своих слушателей обратиться к голосу разума. Он даже не порицает Луку за его ложь, так как он понимает его ситуацию, и принимает её. Через данный эпизод и образ автор старается передать нам своё мнение, что у него получается отлично, так как образ был продуман идеально, и он также идеально доносит свою мысль до читателя.

Вариант 3

Пьеса Максима Горького «На дне» значительно отличалась от литературных произведений того времени. В пьесе показан не просто нижний слой общества. Главные герои пьесы – это люди, которых даже к этому слою нельзя отнести. М. Горький перед написанием пьесы общался и изучал людей, которые потеряли не только материальное благополучие, но и человечность. Все образы раскрыты приближенно к реальным людям и их историям. Жизненные судьбы героев могут вызвать сострадание, а место их обитания – шокировать. На дне можно встретить мечтательницу Настю, Анну, которая доживает свои последние дни, скептика Сатина и работника Луку. Все герои отличаются, но их общей чертой остается – пассивность и принятие всех жизненных обстоятельств.

Сатин – главный герой пьесы, это человек, который спустился на дно. Его жизнь не всегда была такой. Он был образованным человеком, много читал, работал в театре. Но попал в тюрьму за убийство насильника своей сестры. Теперь он всё своё свободное время пьянствует и занимается карточным мошенничеством. Он всегда хмурый и озлобленный на весь мир. От прежней жизни осталось лишь умение красиво выражаться и вставлять умные слова. Сатин значительно отличался от других жителей ночлежки. Кажется, что он абсолютно случайно здесь оказался и ему не хватает внутреннего стержня кардинально изменить свою жизнь. В душе он добрый и веселый человек, любил свою сестру, но жизненные обстоятельства изменили его внешний облик. Сатин – скептик и знает, что его уже не ждёт другое будущее. Ему удобно быть пассивным и ничего не ждать от жизни.

Монологи Сатина захватывают, он говорит об истине, добре и человеке. Сам Горький пишет, что больше нет героя в пьесе, который смог бы это сказать. Образ Сатина играет важную роль, он выражает позицию автора. И словно дополняет других персонажей ранних произведений. Созвучность с Сатаной – не случайна. Сатин не позволяет и другим героям скинуть оковы бедности и начать новую жизнь. Он свободный человек и таким чувствует себя только на дне общества, ведь призирает труд и социальные оковы. Сатин – это яркая личность, даже в тех условиях, в которые попал, он выделяется и имеет собственную жизненную позицию, умеет анализировать и делать выводы. Это и стало причиной новой жизненной позиции – скептицизма. Поэтому он есть основным антагонистом Луки, который хочет положительно повлиять на других жителей ночлежки.

  • Сочинение Уместна ли жестокость на войне?

    Рассматривая историю человечества, можно утверждать, что войны – неотъемлемая часть взаимоотношений людей. С их помощью люди часто решают свои конфликты, которые могут возникать между государствами

  • Образ и характеристика Дмитрия Нехлюдова в повести Юность Толстого

    Одним из основных персонажей произведения является лучший друг ключевого героя Дмитрий Нехлюдов.

  • Образ и характеристика Дьяка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Меню статьи:

    Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть. Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни. Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

    Жизненный путь Сатина

    Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества.
    Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
    Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

    В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
    Я, брат, молодой - занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!
    Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
    Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

    Предлагаем ознакомиться с который написал советский писатель Максим Горький.

    За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
    Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра - умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

    За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении
    Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы - нет ходу.
    В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
    В тюрьме я и в карты играть научился …

    Характеристика личности Сатина

    Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

    Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

    Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение:
    Организм… органон…
    Сикамбр…
    Макробиотика… ха!
    Сатин. А то еще есть - транс-сцедентальный…
    Бубнов. Это что?
    Сатин. Не знаю… забыл…
    Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…
    Люблю непонятные, редкие слова…
    В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги:
    я много читал книг…
    Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

    Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость. Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
    Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
    Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

    Что мы - жулики, тебе известно.
    Татарин. Надо играть честно!
    Сатин. Это зачем же?
    Татарин. Как зачем?
    Сатин. А так… Зачем?
    Татарин. Ты не знаешь?
    Сатин. Не знаю. А ты - знаешь?

    Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
    Сатин. Кто это бил меня вчера?
    Бубнов. А тебе не все равно?..
    Сатин. Положим - так… А за что били?
    Бубнов. В карты играл?
    Сатин. Играл…
    Бубнов. За это и били…

    Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
    Не обижай человека - вот закон!
    Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
    Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!

    Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
    Я не люблю, когда меня расспрашивают

    Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
    Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!

    Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
    Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай - ты не станешь работать, я - не стану… еще сотни… тысячи, все! - понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?


    Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
    Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
    Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

    Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
    Вы - все - скоты!
    Вы - тупы, как кирпичи
    Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь… и - врешь!
    Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…
    Сатин умеет красиво изъясняться:
    Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю!

    Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
    Когда я пьян… мне все нравится
    Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
    Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

    Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
    Я - арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан!


    Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
    Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

    Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
    Хорошо это… чувствовать себя человеком!

    Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
    он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!

    Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом. Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
    Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! я - читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

    Образ Сатина необычен и уникален

    Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

    Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

    Произведение “На дне” М. Горького – остросоциальная пьеса о самых низших слоях общества. Ночлежка, где собираются герои, становится не только единственным пристанищем, но и местом, где происходят споры о свободе, сущности бытия и предназначении человека. Одним из центральных персонажей является Сатин. Так кто же это такой, и каков образ Сатина в пьесе Горького?

    Характеристика Константина Сатина

    Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:

    “Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

    Сатин. А ты - болван Потому что - дважды убить нельзя…”

    Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:

    …Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да!

    Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!..”

    Вспоминая свое прошлое, Сатин рассказывает, что в молодости он был телеграфистом, много читал и весело проводил время. потом за убийство он попал в тюрьму, где отсидел четыре с половиной года. Оказывается Сатин на дне после тюрьмы. Попал он туда, так как заступился за родную сестру и убил подлеца. По признанию самого героя после тюрьмы его жизнь пошла под откос.

    Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

    Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.

    Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.

    Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.

    Меню статьи:

    Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть. Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни. Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

    Жизненный путь Сатина

    Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества.
    Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
    Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

    В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
    Я, брат, молодой - занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!
    Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
    Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

    Предлагаем ознакомиться с анализом рассказа “Старуха Изергиль”, который написал советский писатель Максим Горький.

    За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
    Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра - умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

    За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении
    Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы - нет ходу.
    В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
    В тюрьме я и в карты играть научился …

    Характеристика личности Сатина

    Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

    Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с историей создания повести М. Горького “Детство”, которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

    Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение:
    Организм… органон…
    Сикамбр…
    Макробиотика… ха!
    Сатин. А то еще есть - транс-сцедентальный…
    Бубнов. Это что?
    Сатин. Не знаю… забыл…
    Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…
    Люблю непонятные, редкие слова…
    В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги:
    я много читал книг…
    Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

    Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость. Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
    Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
    Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

    Что мы - жулики, тебе известно.
    Татарин. Надо играть честно!
    Сатин. Это зачем же?
    Татарин. Как зачем?
    Сатин. А так… Зачем?
    Татарин. Ты не знаешь?
    Сатин. Не знаю. А ты - знаешь?

    Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
    Сатин. Кто это бил меня вчера?
    Бубнов. А тебе не все равно?..
    Сатин. Положим - так… А за что били?
    Бубнов. В карты играл?
    Сатин. Играл…
    Бубнов. За это и били…

    Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
    Не обижай человека - вот закон!
    Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
    Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!

    Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
    Я не люблю, когда меня расспрашивают

    Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
    Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!

    Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
    Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай - ты не станешь работать, я - не стану… еще сотни… тысячи, все! - понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?


    Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
    Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
    Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

    Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
    Вы - все - скоты!
    Вы - тупы, как кирпичи
    Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь… и - врешь!
    Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…
    Сатин умеет красиво изъясняться:
    Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю!

    Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
    Когда я пьян… мне все нравится
    Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
    Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

    Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
    Я - арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан!


    Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
    Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

    Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
    Хорошо это… чувствовать себя человеком!

    Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
    он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!

    Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом. Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
    Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! я - читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

    Образ Сатина необычен и уникален

    Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

    Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

    Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

    Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

    Сюжет и главные герои пьесы Горького

    Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

    Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее - это только смерть и нищета.

    Среди героев выделялись два антипода - Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

    Позиция Луки

    Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

    Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське - возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику - больницу, в которой его вылечат, проститутке - возможность найти настоящую любовь и т. д.

    Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

    Философия Луки

    Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

    Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

    Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

    Позиция Сатина

    Сатин - это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

    Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

    Лука и Сатин - очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

    Сатин - гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

    Философия Сатина

    Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда - это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

    «Правда - есть бог человека свободного!», - восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

    Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

    Позиция Луки - сострадательная, но пассивная, позиция Сатина - активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

    Спор Луки и Сатина: реакция современников

    Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

    Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

    Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

    К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

    Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

    Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

    В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

    Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.