Разделительное написание предлогов, слитное написание приставок? Слитное написание приставок Написание суффиксов и стыков морфем

В нашем великом русском языке важно каждое слово, каждая частица, ведь упустив лишь одно (одну) из них, теряется весь смысл фразы или предложения. Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные. Благодаря первым мы можем назвать предмет, его признак или действие. Но чтобы связать предметы или их действия между собой, нам не обойтись без служебных частей речи.

Правила раздельного написания предлогов

Для начала, перечислим некоторые отличительные особенности предлогов: к ним нельзя задать вопрос, помогают связываться словам в словосочетаниях, не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги всегда пишутся отдельно от самостоятельных частей речи, поэтому важно отличить их от приставок, которые являются частью слова.

Теперь перейдем к правилам раздельного написания предлогов:

  • предлог нельзя убрать из предложения, иначе нарушится связь (например, "вышел (на) прогулку" - если убрать предлог, то получится бессмысленное словосочетание "вышел прогулку");
  • между предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить вопрос (например, "скатился по (чему?) горке");
  • не следует путать предлоги с другими частями речи, так как написание будет различаться (например, "я тебе позвонила насчет работы" и "я перевела тебе деньги на счет в банке", в первом случае "насчет" - предлог, во втором - предлог с существительным).

Для того, чтобы отличить предлог от другой части речи, нужно проверить, можно ли задать вопрос. Например, "я бродил около школы" (предлог) и "стою около " (наречие).

Слитное написание приставок

Приставки являются частью слова самостоятельных частей речи и стоят в слове перед корнем. Они могут писаться либо слитно, либо через дефис. Через дефис могут писаться приставки лишь с наречиями и местоимениями ("по-хорошему", "кое-кого").

Для местоимений есть исключения, ведь если между приставкой и местоимением поставить предлог, тогда все слова будут писаться раздельно ("кое у кого"). Также через дефис приставка пишется с любым именем собственным ("пол Москвы").

И самое главное - приставку нельзя отделить от слова вопросом, она обязательно является частью слова.

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

Рис. 1. Предлоги в, на Рис. 2. Предлоги под, над
Рис. 3. Предлоги за, у Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с - приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло - что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за - это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в - это предлог, над (каким?) большим огородом, над - это предлог, в (какой?) деревянный дом, в - это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на - это предлог, над (какой?) синей чашкой, над - это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с - предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

Писать до точки

Писать в текст

Писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом - с приставками.

в (какой?) зимний холод в летит

в (какой?) сильный зной про шепчет

в (какие?) открытые окна за гудит

по (какому?) синему морю при тихнет

у мчится

при мчится

вз думает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  2. Umk-garmoniya.ru ().
  3. School-collection.edu.ru ().
  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка - это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог - это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

I квант. Уметь дифференцировать разные части речи (прежде всего, гл., сущ., прил. (см. правило «Мягкий знак (ь ) на конце имен существительных после шипящих»).

II квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова: «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень).

А. Работа с корнем (уметь подбирать однокоренные слова, уметь объяснить лексическое значение) – см. предыдущие правила.

Б. Работа с приставкой .

Грамматическая сказка «Новые друзья корней» .

Правописание наиболее употребимых приставок: по-, под-, от-, с-, из- (ис-), пере-, при- (пре-), на- (над-), без- (бес-), о- (об-) и др.

Правописание приставок. Теперь занятия начинаются не только с корня и однокоренных слов, но и с приставки или пары приставок.

Например, правописание приставок рас- (раз-).

Образец работы из книги Л.Г. Парамоновой :

Перед глухими согласными

Мы пишем РАС-,

А перед звонкими и перед гласными

Игры и упражнения: «Поймай приставку», «4-й лишний», эстафеты, лото.

III квант. Уметь дифференцировать предлоги и приставки.

А. Комментированное объяснение (может служить алгоритм ом – использовать предметные картинки).

За за дом.

С с горы.

От бежать от лестницы.

По по дороге.

На на берег.

Детям разрешается схематично вместо существительного, которое следует за предлогом, рисовать рисунок.

Например:

Гриша сидит на …

Жук ползет по …

В … лежат игрушки.

Б. Игры и упражнения : «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Подбери пару», «Вставь букву».

Написание суффиксов и стыков морфем



Кванты с I по VII повторяются на протяжении всего периода коррекционной работы.

VIII квант. Уметь находить суффикс слова .

А теперь на занятии вместе с корнем и вместо приставки рассматривается суффикс. Работа проводится аналогично кванту II в правиле «Раздельное написание предлогов, слитное – приставок» (см. выше).

А. Понятие суффикса .

Грамматическая сказка В.В. Волиной .

Б. Правописание наиболее употребимых суффиксов: -ев- (-ив-), -ств-(еств-), -ени-, -к-, -ышк- (-ишк-), -ик-, -чик- (-щик-), -иц-(-ец-), -тель и др.

Работа ведется аналогично, как и с приставками (каждое занятие).

В. Игры и упражнения.

Разделительный мягкий знак (ь)

Подготовительная работа (кванты I и II ) проводилась и раньше.

III квант. Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости-мягкости .

Дети затрудняются в различении бинарных оппозиций по твердости-мягкости (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха).

А. Грамматическая сказка «О мягком знаке и его родном брате» В.В. Волина.

Мягкий знак (ь) в слове выполняет роль трамплина на горке: как будто буквы легко скользили, на мягком знаке подпрыгнули и опять гладко поехали (уль и , пь ю , чь и , вь ю н и т.д.)

Картинка:

Б. Игры и упражнения .

Написание удвоенной согласной в корне

Кванты с I по III повторяются в предыдущих правилах.

А. Грамматическая сказка В. Волиной «Про девочку Аллу» .

Б. Игры и упражнения .

12. Мягкий знак (ь ) на конце имен существительных

После шипящих

I квант. Уметь дифференцировать слова по родам (мужской, женский, средний).

Для наглядного изображения использовались картинки мальчика, девочки, солнышка, а позже их схемы. Прием достаточно известный и очень продуктивный в логопедической работе.

ОН ОНА ОНО

Рис. 1

Предлагается задание разложить картинки под символами:

а) картинки с явным отождествлением рода (кот – м.р., лиса – ж.р. и т.д.), используются картинки животных;

б) слова м.р. без окончаний (стул, пол, рот),

ж.р. с окончанием «а» (радуга, майка, рука);

в) картинки на трудные слова:

м.р. – конь, тополь, меч, шалаш

ж.р. – глушь, брешь, молодежь

Слова ср. р.

II квант. Уметь дифференцировать части речи .

Детям предлагается:

а) разложить предметные картинки и картинки-дейст-вия в два столбика;

б) записать слова в два столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы. Среди имен существительных обязательно предлагаются слова, оканчивающиеся на шипящий (рожь, брошь, тишь, паж и др.).

Можно нарисовать красивую картинку с богатырем и мечом и даму с экстравагантной брошью в форме Ь, а затем воспользоваться их схематичным изображением (рис. 2). При объяснении правила также применяется прием постепенного усложнения материала: сначала предъявляется картинка, затем – схема. Детям предлагаются картинки и слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий. Они записывают их в тетради и на доске, ориентируясь на схему. Для закрепления правила, кроме упражнений, необходимо записать все слова, которые подчиняются данному правилу, в словарик. Таких слов не так уж и много, а дети познакомятся с малоупотребляемыми в их речи словами, такими как: молодежь, брешь, глушь, сушь и т.д., одновременно найдут применение изученному правилу.


Сильным муж чинам Ь не нужен Слабым жен щинам Ь

необходим

Рис. 2

III квант. Уметь дифференцировать шипящие согласные (реализуется в процессе закрепления правила).

Сказка «Шипящие» (из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя ).

Детям предлагается записать слова в два столбика.

IV квант. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове (мягкий знак пишется на конце, т.е. в корне слова).

Овладение этой ступенью подготавливается в процессе всего курса занятий: каждое занятие начинается с подбора однокоренных слов по заданному логопедом корню. Во время объяснения данной темы на занятии также дается корень, который соответствует изучаемой теме. Например, МО ЛО Д : мо ло дой, мо ло дость, молодежь , молодка, молодильные (яблочки), молодчик, молодец, молодить, молодеть, молодцеватый и т.д.

Рассмотрим, как часто повторяются в каждом правиле ступени знаний (кванты) необходимые для овладения тем или иным орфографическим навыком.

1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове :

Безударные гласные в корне слова;

Звонкие и глухие согласные в корне слова;

Непроизносимые согласные в корне слова;

Разделительный твердый знак (ъ);

Правописание гласного в окончаниях словоформ;

Перенос слов;

Не с глаголами;

Раздельное написание предлогов, слитное – приставок;

Написание суффиксов на стыке морфем;

Разделительный мягкий знак (ь);

Написание удвоенной согласной в корне слова.

Анализ показывает, что в основных грамматических (орфографических) правилах понятие корня является необходимым, ключевым. Дети должны владеть умением легко выделять данную морфему (корень) в структуре слова, чтобы в последующих операциях суметь применить алгоритм правила. В формулировке орфографических правил имеется фраза: «…в корне слова». Без умения обнаруживать корневую морфему применение правила становится невозможным. Мы выделяем центральное («корневое») место в работе с этой морфемой.

Следующие три кванта соотносятся с предыдущим и являются необходимыми в основных правилах по орфографии.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
  • Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
  • Воспитывать интерес к познанию нового.

Ход урока

1. Организационный момент - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1

Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться, а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?

(ответы детей-приставки:предлоги:)

2. Чистописание

(Написание буквы о с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

Так приставка или предлог?

Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

3. Постановка темы урока:

Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2

Повторим правила игры "Предлоги"

(ответы детей )

Предлог - это слово.

Предлог служит для связи слов в предложении.

Он пишется раздельно со словом.

Никогда не пишется с глаголом.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.

По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.

Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.

Возможные варианты предложений:

На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга.С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.

2 - Следующая игра в "ПРИСТАВКИ" -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3

Повторяем правила игры "ПРИСТАВКИ"

(ответы детей)

- Приставка - это часть слова.

Она служит для образования слова.

Пишется слитно.

Употребляется в словах различных частей речи.

Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.

Я начну, вы - продолжайте: слов цепочку составляйте!

(слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа )

Красуля от Бараши отъехала , совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала , на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала !

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

3 - Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4

(по признакам угадываем:что это - предлог или приставка )

4 - Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-5

(примерная запись в тетради:

прикатился - закатился

приползла - уползла

привязали - отвязали

прибили - выбили)

5 - Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-6

(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.

(Взаимопроверка по тексту, написанному на доске )

6. Домашнее задание

Написать рассказ-миниатюру на тему: "Я мечтаю:" В тексте должны быть слова с приставками.

7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД- 7

Обобщение

Чем мы занимались на уроке?

Что нового узнали о приставках и предлогах?

Рефлексия

Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

Что вас порадовало на уроке?

Какие задания выполняли с удовольствием?

Давайте поговорим о правописании различных слов и правилах русского языка - и простых, и коварных. Сегодня разберем такое правило, как слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Приставка - что это?

Прежде чем пытаться понять, как правильно писать приставку, давайте вспомним, что это такое. Приставка (в научной терминологии - префикс) - которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: плыть - уплыть, приплыть, заплыть.

Есть в русском языке слово, в котором приставка находится в нетипичном месте - между корнями. Это слово "миро-воз-зрение". Но это уже тонкости морфемики, в этой статье мы не будем их касаться. Темой данного обзора станет слитное написание приставок и случаи постановки дефиса между приставкой и корнем.

Приставка и предлог

Приставка не может существовать отдельно от слова. В таком случае это уже предлог. Как мы помним, предлог - это не морфема, а часть речи, которая связывает слова в словосочетания. А вот писаться через дефис приставка может! И у каждой есть свои случаи такого написания и способы, как следует отличать приставку от предлога. Большинство из них кому-то покажутся знакомыми еще со школьной скамьи, а какие-то, возможно, станут открытием.

Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов - правило грамматики, которое считается одним из основных. Уметь правильно писать приставки в словах очень важно, дабы не прослыть безграмотным. Так давайте же учиться!

Интересная наука этимология, изучающая историю слов, утверждает, что большинство приставок произошли от предлогов. В современном языке этим приставкам соответствует по смыслу аналогичный предлог: безрадостный - без радости, заречный - за рекой. Но есть и такие, у которых нет аналогичного предлога. Например, воз-, пра-, пере-, раз- и другие.

Приставки, которые всегда пишутся слитно

Слитное написание приставок для русского языка считается нормой (в том случае, если мы выяснили, что это именно приставка, а не предлог).

Пишутся слитно со словами русские приставки без-, на-, пред-, о-, обо-, с-, из-, рас-, вос-, низ-, сверх-, меж-, чрез-, под-, над-, в-, при-, пре-, про-, пра -, редкая приставка па- (например в слове пасынок ) и многие другие. Примеры: безрадостный, бессердечный, предыстория, сделать, израсходовать, источник, преогромный, приземистый, прочерк, распаковать, огорошить, обозвать и так далее.

Некоторые слова имеют иноязычные приставки, большинство из которых тоже полагается писать слитно. Это приставки анти-, архи-, а-, дез-, ир-, транс- и некоторые другие: алогичный, трансконтинентальный, иррациональный, дезинформация.

Есть русские приставки, которые могут в определенных случаях писаться через дефис. Это по-, в- (во-), кое- . Им будут посвящены отдельные разделы статьи.

Случаи, которые следует запомнить

Среди приставок иностранного происхождения есть такие, написание которых следует запомнить.

  • Приставка экс- в значении "бывший, прошлый" пишется через дефис: экс-президент, экс-лидер, экс-фаворит.
  • Приставка контр- пишется через дефис в слове контр-адмирал . Другие слова с такой приставкой полагается писать слитно: контрагент, контрнаступление.

При написании слов иноязычного происхождения или содержащих части иноязычного происхождения лучше обращаться к словарю, так как они могут не подчиняться правилам русского языка.

Разминка: глагол и приставка

Начнем с этого, пожалуй, самого простого правила: как определить, приставка перед нами или предлог, если дело касается глагола? Ответ может быть только один: это приставка. В каком слове? В любом! Если слово - глагол, то перед ним никогда не может стоять предлог. А значит, то, что вызвало наше затруднение, - это именно приставка, и писать ее нужно слито. Забежал за дерево, прочитал про море и т. д. Исключений нет. Попробуйте так, чтобы перед глаголом находился предлог. Не выходит? Вот и вся история! Слитное написание приставок в глаголе является правилом без исключений.

Не забываем о коварном слове "не", которое может ввести в заблуждение и показаться предлогом. НЕ - это не предлог, НЕ - это частица, потому что она не служит для связи слов, а вносит отрицательный оттенок значения. И пишется частица конечно же, раздельно (кроме тех слов, которые без нее не употребляются и в которых это самое НЕ является, скорее всего, частью корня).

Правописание приставок - самостоятельных частей речи

Школьная программа отводит многие часы на изучение написания приставок. Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов (5 класс, 6 и 7 классы) объясняется на протяжении многих уроков при изучении практически всех частей речи.

Хоть правило и не считается самым сложным, но все же именно в правописании приставок очень часто возникают ошибки. Не только школьники, но и взрослые нередко ломают голову над тем, писать слово слитно или раздельно, предлог перед ним или приставка. Чтобы не ломать голову, нужно просто понять и запомнить несколько простых правил, которым подчиняется слитное написание приставок. Примеры рассмотрим в следующих разделах статьи, уделим внимание каждой части речи отдельно.

Приставки существительных и прилагательных

Это правило тоже не из самых сложных. Слитное написание приставок (3 класс уже посвящает уроки этому правилу) существительных и прилагательных очень просто проверить. Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или смысловой вопрос, а между предлогом и словом - можно: прибрежный - при (каком?) дворе, проказник - про (интересную) историю.

Напомним, что предлог может относиться только к существительному, даже если между ними и "вклинивается" прилагательное.

Коварное наречие

С этой частью речи дела обстоят сложнее. В данном случае легко определить, приставка перед нами или предлог (перед наречием, как и перед глаголом, предлог стоять не может). Сложность в том, что приставка с наречием пишется не только слитно, но и через дефис. Слитное написание приставок в наречиях, правила постановки дефиса - это все заслуживает пристального внимания.

Итак, первая часть правила: приставки с наречиями пишутся слитно в большинстве случаев (кроме тех, которые требуют дефиса, но о них речь пойдет ниже). Впустую, испуганно, наголо, побоку и т. д.

Вторая часть правила касается нескольких приставок, которые в наречиях могут писаться через дефис. Им посвящен следующий раздел статьи.

Правописание приставок наречий через дефис

Когда речь идет о наречиях, слитное написание приставок - правило с некоторой оговоркой, ведь в этой части речи приставки часто пишутся и через дефис. Случаев постановки не очень много, и данный раздел статьи потребует лишь пары-тройки пунктов. Итак, приставки в наречиях пишутся через дефис, если:

  1. Это приставка по-, и у наречия есть суффиксы -ому или -ему: по-хорошему, по-деловому.
  2. Это приставка по-, и у наречия есть суффикс -и: по-братски, по-арабски.
  3. Это приставка во- (в-), и у наречия есть суффиксы -ых или -их: в-десятых, во-первых, в-четвертых и т. д. Такие слова образованы от порядковых числительных, а в предложении чаще всего выполняют роль вводных слов.

Приставка прилагательными и наречиями

Правописание приставки НЕ с различными словами всегда стоит особняком в числе других правил. Очень уж непростая это приставка, с каждой частью речи и в каждом случае ведет себя по-разному. Но есть несколько общих правил для существительных, прилагательных и наречий, которые позволяют отличить приставку НЕ от отрицательной частицы НЕ.

  • Если слово с НЕ можно заменить аналогичным по значению, то НЕ является приставкой: негромкий - тихий, неяркий - тусклый, недружелюбие - враждебность.
  • Если у слова с НЕ в предложении есть или имеется в виду противопоставление, то НЕ является частицей и пишется раздельно: не глубоко, а мелко; не приятный, а отталкивающий; не лампа, а торшер; он мне не муж (подразумевается, что кто-то другой).
  • В словах, которые не употребляются без НЕ (таких как неряха, небрежный, нелепость, нельзя и других) НЕ - это не приставка, а часть корня. В таких словах бывает трудно правильно выделить морфемы, если не знать их этимологию (т.е. происхождение).

Местоимения и приставки

Местоимения - это особая группа слов, которые ничего не обозначают, а лишь указывают на предмет или признак. Их тоже нетипичный. Как правило, это короткие односложные или двусложные слова: ты, они, такой, как и т. д. В местоимениях слитное написание приставок, примеры которых последуют далее, - это довольно интересное, но легкое правило.

Пожалуй, единственная приставка, которая может быть у местоимений - это приставка НЕ. Встречается она у отрицательных местоимений и пишется с ними слитно, если между приставкой и словом нет предлога. Некого - не у кого, некем - не с кем, некогда, негде, незачем.

Напомним, что в отрицательных местоимениях приставка НЕ бывает только под ударением. Если же ударение падает на другую часть слова, то следует писать НИ. К нам подошел некто - никто не хотел уходить; некем восхищаться - никем не любуюсь; не с кем прогуляться - ни с кем не разговариваю; несколько писем - нисколько не жалею.

Есть приставка, которая бывает только у местоимений и пишется через дефис. Это приставка кое-: кое-как, кое-кто, кое-где. Отрывается от слова, т.е. пишется с ним раздельно, эта приставка в том случае, если "вклинивается" любой предлог: кое у кого, кое для чего, кое о чем.

Хитрые приставки пол- и полу-

Приставка пол- обычно встречается у существительных, и коварство ее в том, что пишется она то слитно, то через дефис. Когда же нужно ставить дефис?

  1. Если после приставки следует любой гласный звук: пол-яблока, пол-арбуза, пол-Архангельска.
  2. Если после приставки - заглавная буква: пол-Сочи, пол-Парижа, пол-Калининграда.
  3. Если после приставки находится согласный -л-: пол-лайма, пол-ладони, пол-Лондона.

В остальных случаях приставка пол- пишется слитно: полкласса, полдома, полгорода, полдеревни и так далее.

С приставкой полу- все гораздо проще: она всегда пишется слитно, к какой бы части речи ни относилось слово: полушубок, полуготовый, полуграмотно.

Слитное написание приставок пол- и полу- и случаи постановки дефиса - одно из самых легко запоминающихся правил из этой темы.

Редкие приставки

Продолжаем изучать слитное написание приставок. Примеры разнообразия приставок русского языка безграничны. Кто бы мог подумать, что есть в русском языке, например, приставка ю-, и встречается она лишь в одном слове - юродивый (ее аналог - современная приставка у-, к примеру, в слове урод).

Приставка вза- встречается всего в нескольких словах: взаймы, взапуски, взатяжку и некоторых других.

Приставка испод-, пожалуй, попадется нам лишь в двух словах: исподволь и исподтишка.

Ку- встречается в словах кумекать, скукожиться и некоторых других. Считается, что она же есть и в слове кудри.

Па- в современном языке можно встретить только в трех словах: падчерица, пасынок и паводок . Как видим, такая приставка бывает только под ударением.

Вот такие интересные префиксы встречаются в словах русского языка. И не всегда сразу можно понять, что это именно приставка!

Подведем итоги

Итак, что же мы узнали в ходе чтения статьи? Во-первых, что фраза "слитное и раздельное написание приставок" ошибочна: приставки могут писаться только слитно (в редких случаях - через дефис), а если пишутся отдельно от слова, то это уже предлог.

Во-вторых, мы узнали (а может быть, просто вспомнили), как отличить приставку от предлога. Каждой части речи свойственны свои правила, которые должен знать каждый грамотный человек, так как умение отличить приставку от предлога - это азы грамматики.

Почти каждой приставке соответствует похожий по смыслу предлог, и лишь несколько приставок таковых не имеют.

Приставка НЕ имеет аналогом не предлог, а частицу. Различение приставки и частицы НЕ - это особое правило, считающееся одним из самых сложных в орфографии. Для каждой есть свои нюансы.

Через дефис могут писаться приставки только в наречиях или местоимениях, а также приставка пол- в именах существительных. Таких приставок очень мало, выучить их очень легко. У наречий это приставки по-, во-, в- (при наличии определенных суффиксов), у местоимений - приставка кое- (при отсутствии предлога между ней и словом).

Особого внимания требуют приставки пол- и полу-. Они пишутся в соответствии с четким правилом: пол- может писаться и слитно, и через дефис, а полу- - только слитно.

Обязательно помним самое главное правило различения предлога и приставки: приставку нельзя "оторвать" от слова вопросом или уточняющим словом, тогда как предлог от слова отделяется очень легко.

Мы изучили слитное написание приставок, примеры постановки дефиса, и надеемся, что затруднений это правило больше ни у кого не вызовет. Давайте же писать грамотно!