Победы на сопротивныя даруя перевод. Протоиерей серафим слободской закон божий. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях

Тропарь Животворящему Кресту, то есть песнопение праздника Крестовоздвижения - одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило. Но между тем, у этого тропаря драматичная судьба. В силу исторических обстоятельств его текст претерпел изменения. Причём, в богослужебном обиходе утвердились два варианта молитвы.

Вот как звучит первый:

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Второй вариант содержит уточнение: «победы православным христианам на сопротивныя даруя...». И тот, и другой текст являются равно допустимыми. Как правило, в одном храме придерживаются какого-то одного варианта.

В этой молитве Церковь просит, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие, силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Но дело в том, что до весны тысяча девятьсот семнадцатого года тропарь Животворящему кресту звучал совсем по-другому.

Раньше он назывался: «Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество», и текст его был следующим: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После отречения Николая Второго новые власти потребовали пересмотреть текст молитвы. Синод Русской Православной Церкви впервые столкнулся с таким вызовом, поэтому пошёл на уступки, строчки про императора заменили на благословение Временного правительства.
После Октябрьского переворота молитва за власть, открыто провозглашавшую атеистические взгляды, была невозможна.

Между тем, молитва за Царя и Отечество составляла смысловое ядро всей службы Воздвижения. Ведь событие, лежащее в основе праздника, обретение Честного Креста Господня, произошло благодаря личной вере и политической воле императора Константина Великого.

Он в одиночку остановил привычный ход государственной машины Римской империи: прекратил более чем двухсотлетнее преследование христиан, начал строить законодательство на основе христианской этики, открыто прославил победоносную силу Креста Господня. Константин жил Христом и верой.

В молитвах ко Кресту Церковь напоминает о том, что в центре любого государства должен быть Христос. Она открыто говорит о своём идеале общественно-политического устройства - симфонии, то есть согласии, соработничестве Церкви и государства. Так в кондаке Крестовоздвижения, кратком гимне праздника, Церковь просит: «Тезоименитому Твоему новому жительству» - то есть «Твоему новому государству, носящему Твоё имя» «щедроты Твоя даруй, Христе Боже».

Существует мнение, его, в частности, поддерживал святитель Иоанн, епископ Шанхайский, что в домашнем молитвенном правиле допустимо произносить первоначальный вариант тропаря Кресту. Святитель считал, что это молитва за благоверных царей грядущих эпох.

Общаясь с церковным народом, обратил внимание на очень распространённую ошибку речи - когда вместо Именительного употребляют Звательный падеж и наоборот. Такая путаница происходит оттого, что люди в разговорную речь пытаются вворачивать церковно-славянские слова и обороты - эдакая церковная тарсянка или благочестивый суржик получается, ведь грамматика- то у русского языка и у церковно-славянского разная! Звательный падеж в церковно-славянском языке употребляют для обращения к кому-либо, а в русском языке такого падежа вовсе нет - его заменяет именительный. Отсюда и путаница.

Если мы на церковно-славянском обращаемся к Богу, то говорим "Боже" или "Господи", если к человеку - человече или брате, если к женщине - жено и т.д.. Но, обращение к Богу - это молитва, поэтому, когда мы, имея намерение поблагодарить человека и обращаясь к нему, произносим: "спаси, Господи" или, выражая благодарность Богу говорим Ему "спасибо", выходит какая-то нелепица. В первом случае - потому, что обращаясь к человеку мы произносим слова молитвы (к Господу - Богу!), причём обрываем эту молитву: "Спаси, Господи..."????????!!! Вот, например, слова из тропаря Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...". А во втором случае - потому, что вместо благодарения Бога мы как бы призываем Его чтобы Он спас... Самого Себя (!): "Спасибо" (СпасиБог), сказанное Богу - это пожелание Богу чтобы Бог Его спас - снова абсурд!

Когда я слышу в свой адрес вместо разговорных "благодарю" или "спасибо" елейно-благочестиво-безграмотное "спаси, Гоооосподи", то иногда отвечаю: "я - не Господь", давая понять, что обращение ко мне как к Господу неуместно. Реакция предсказуема - недоумение, смотрят на меня сочувственно, мол "перемолился" парень. Когда же пытаешься кому-либо пояснить эти нюансы (предельно деликатно!)- в ответ поджатые губы, раздражение, обиды, напоминание о бревне в собственном глазу и т.п. Часто слышу что-то вроде "ты что, самый умный тут?" или "а какая разница? ну, всё же и так понятно" или "это такие мелочи!" Нет, родные мои, не мелочи!!!

Если бы слово и его употребление было мелочью, то Христа не называли бы "Бог-Слово", не было бы грозного Его предупреждения "от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься". Тотальная безграмотность, которая пытается утвердиться в России, в т.ч. в Церкви как норма - это дьявольская работа! Цель? - Отучить христиан и вообще русских думать и осознавать что мы говорим, как говорим, кому говорим, для чего говорим; превратить в болванчиков, которым всё "по-барабану". Это покушение на святая-святых народа (язык - синоним слова народ), на его национальную и культурную идентичность, самосознание и конечно - веру.

Как хорошо сказал Василий Давыдович Ирзабеков: "В корне каждого русского слова - Христос". И вот его же слова: "Язык не только определяет менталитет нации, в нем заложен код этой нации, ее «путевка». В языке заложен вектор развития народа. Русский язык в этом плане совершенно удивителен". Следовательно, искажением языка, тем более осквернением его, можно подорвать код целого народа - его носителя, обречь этот народ на деградацию и вырождение. Это, кстати, хорошо понимают те, кто разжигает националистическую и русофобскую истерию на Украине, да и во всём мире, кто постоянно вбрасывает в "великий и могучий" тонны словесного мусора в виде всевозможных неологизмов, сленгизмов, жаргонизмов и прочей "фени". Есть даже попытки утвердить сквернословие как норму публичного языка.

Итак, как же говорить правильно?
Если мы хотим поблагодарить человека, пожелав чтобы Господь его спас, следует говорить "Спаси ГосподЬ"(тебя); если мы не обращаемся к Богу, а просто говорим о Нём, то употреблять следует тоже Именительный падеж, например,"Бог долготерпелив и многомилостив", но если мы произносим: "БожЕ..." или "ГосподИ", то Бог уже внимательно слушает нас и логичным представляется продолжить наше обращение к Нему (молитву!), например так: "... милостив буди мне грешному" (молитва мытаря) или "... Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".

Ну вот, сказал что хотел. Немного сумбурно, прости, читатель.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Сегодня праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Так почему православные так почитают Крест, ведь это было орудием казни Спасителя? - Потому что это - ключ, которым был открыт закрытый для каждого из нас, за первородный грех Адама, рай. Каждый Воскресный день мы с вами поем:«Воскресение Христово видевше... се бо прииде Крестом радость всему миру» .

И в сегодняшний особенный день - день Воздвижения Креста Господня полагается петь «Воскресение Христово», хотя сегодня и не утреня под Воскресный день. Почему? - Чтобы мы знали, что за Голгофой, Распятием и смертью Спасителя было Его Воскресение и что это будет и с каждым из нас, какие бы скорби, болезни и испытания не нес каждый в своей жизни. Этот праздник для нас и радостный, и в то же время печальный, потому что мы вспоминаем страдания и смерть нашего Спасителя, благодаря которой живешь ты и живу я. Если бы не Крест Господень, неизвестно, была бы надежда жизни вечной для каждого из нас. Но мы Воскресение Христово видели, пусть не очами телесными, но очами веры, которую даровал нам, как бесценное сокровище, Господь. В Евангелии Он говорит:«:ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма «(Ин.12,35)- т.е. во свете любви, свете благодати, веры, во свете добрых дел ходите, чтобы тьма не объяла каждого из нас. И когда будет воздвизаться Крест Господень, пусть каждый из нас задумается над своей жизнью: не распинаем ли мы с вами нашего Господа своими делами и грехами. Так давайте покаемся, потому что вряд ли кто-то скажет, что он не согрешил. Еще каждый из нас должен усвоить одну, казалось бы, маленькую, но на самом деле величайшую истину.

Однажды приехал ко мне мой друг, иеромонах, который пережил в своей жизни тяжелое испытание - его оклеветали, из игумена монастыря разжаловали, в газетах появились мерзкие статьи. Он говорил: «Я еле-еле это все пережил, потому что невероятное произошло изменение, буквально весь город отвернулся от меня. Но я в один прекрасный момент понял, что ни молитва, ни храм, ни Евангелие, ни наше внутреннее стремление по жизни стать лучше не способны нас изменить. Как мудро говорил Апостол в своих посланиях, что мы должны иметь нрав Христов. Если человек не будет иметь духа Христова, то он не увидит и Самого Христа. А характер, нрав воспитывается не нашими мыслями, не нашими какими-то потугами и стремлениями, а обстоятельствами. - Так что если пришла скорбь, - знай, что это Господь возводит тебя на небо». Вот какой вывод сделал мой друг из случившегося с ним.

Старец Анатолий Оптинский говорил: «При конце жизни вы будете Бога благодарить не за радости, а будете Бога благодарить за скорби». Если бы вы вдруг оказались в раю, то увидели бы, что святые святы смирением, и вы бы сказали: «Господи! Верни меня обратно на землю, потому что я еще не имею нрава Христова», который воспитывается, созидается и растет в нашей душе только скорбями. Но скорби с Богом, с Крестом, с Евангелием, с верой -преодолимы и победимы. Они не имеют такой власти над нами, какую имеют над людьми без веры и упования на Бога.

И в этот святой день пусть наше сердце хоть немного откликнется на Божию любовь, и мы возлюбим скорби, возлюбим Крест, веру, свою собственную душу. И тогда мы христианами будем не только по имени, но все увидят, что мы дети любящего Отца, мы дети Бога Любви. И в этом помоги нам всем, Господи!

Аминь.
архимандрит Мелхиседек

св. Иоанн Шанхайский. Спаси, Господи, люди Твоя

Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?

Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена Апостольские. Однако во время гонений христиан почитание его могло быть только тайным. “Христос распятый” для иудеев был соблазном, для язычников - безумием. Посему христиане не высказывали открыто свое почитание Креста, чтобы не подвергать Его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест.

В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью – НИКА,-то есть, побеждай. Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память той победы царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью “Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана”. Вскоре после сего христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах.

Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого Креста.

По его желанию его мать – св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела снятый Животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собою, уповая на помощь Божию, подаемую через Крест.

Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих Св. Крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари.

Вместе с тем, Православная Церковь, исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтоб сила Крестная помогала уповающим на Крест царям. Службы Св. Кресту по Средам и Пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений. В них говорится:”Крест царей держава”, “о Тебе вернейшии царие наши хвалятся, яко Твоею силою Исмаильтескии люди державно покаряюще”, “победы верным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”, “древо честное царем на варвары победу подающе”… Такими и тому подобными выражениями наполнена службы Креста.

Замечательно, что многие из сих песнопений написаны Святыми отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые.

Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или других чужеземных властей, хотя бы они были иноверными.

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах Св. Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?

Во-первых – православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела – Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их государей, тем более что проживающие в их странах русские беженцы пользуются их защитой.

Во-вторых – при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не престает молиться – победы благоверным царем на сопротивныя даруя . Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста.

Первые слова той молитвы составляют 9 стих ХХVII псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом.

Она сначала была составлена как седален осьмогласника (октоиха) для пения по Средам и Пятницам 1-го гласа между чтением кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Св. Кресту.

Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях.

В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание всегда оставалось неизменным и подлинным текстом ее, то, что написали Святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

с в. Иоанн Шанхайский