Освальд Кюльпе — Основатель Вюрцбургской школы. Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии На русском языке

- (1862–1915) немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. Следуя проведенному Брентано различию между содержанием и актом сознания, применил методику систематической экспериментальной интроспекции к исследованию мышления,… …

- (Külpe) (1862 1915), немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых «смыслов», придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии представитель критического… … Энциклопедический словарь

Кюльпе (Külpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР, ≈ 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ идеалист. В философии ≈ представитель критического реализма. Ученик немецкого психолога В. Вундта. Профессор в… …

- (1862 1915). Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш … Психологическая энциклопедия

- (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р на Латв. ССР, 30.12.1915, Мюнхен), нем. психолог и философ идеалист. В философии представитель критического реализма. Осн. тема работ К. психологич. основания теории познания. По К.,… … Философская энциклопедия

Иноязычные аналоги: арм. Օսվալդ (Osvald) греч. Οσβάλδος (Osváldos) исп. Osvaldo итал. Osvaldo нем. … Википедия

- (1862 1915) немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых смыслов, придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии представитель критического реализма … Большой Энциклопедический словарь

- (3.08.1862 30.12.1915) немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод… … Психологический словарь

Кюльпе (Kulpe) Освальд - (3.08.1862, Кандава, Латвия 30.12.1915, Мюнхен) немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Биография. В 1887 г. окончил Лейпцигский университет, ученик В.Вундта и Г.Мюллера. С 1894 по 1909 г. профессор философии и эстетики и… … Большая психологическая энциклопедия

- (Külpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР, 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ идеалист. В философии представитель критического реализма (См. Критический реализм). Ученик немецкого психолога В … Большая советская энциклопедия

Освальд Кюльпе родился в $1862$ году 3 августа в Германии в Кандаве, (ныне территория Латвии).

С $1887$ года Кюльпе восемь лет проработал в Лейпцигской лаборатории Вундта, который являлся его учителем, в роли ассистента. Под руководством Вундта Освальд написал докторскую диссертацию и защитил ее в 1887 году.

В $1894$ году Кюльпе занимает должность профессора в университете города Вюрцбург. Там в $1896$ году он создал психологическую лабораторию, составившую конкуренцию лаборатории самого Вундта. Он проработал профессором в Вюрцбурге до $1909$ года, затем в Бонне до $1913$ года и был профессором в Мюнхене с $1913$ по $1915$ год.

В $1896$ году Кюльпе вместе с К.Марбе основал Институт психологии в Вюрцбурге.

Известными учениками О.Кюльпе стали Ах, Бюлер, Зельц, Энджел. Некоторое время с Кюльпе работали такие ученые как Макс Вертгеймер, Чарльз Спирмен, Курт Коффка.

Вклад в развитие психологии

Освальд Кюльпе стал основателем и главным теоретиком Вюрцбургской школы. Он является автором концепции «безобразного мышления» и одним из создателей в Европе направления функциональной психологии.

Как создатель и идейный вдохновитель вюрцбургской психологической школы мышления, Кюльпе впервые сделал акцент на описание специфических особенностей безобразного мышления. Кюльпе значительно усовершенствовал методы экспериментальной психологии, а также изобрел метод систематической интроспекции.

Кюльпе первым из ученых начал экспериментально изучать высшие психические процессы, такие как мышление и воля, методом систематической интроспекции. Это произошло, несмотря на то, что Вундт - его учитель, придерживался мнения, что мышление не может являться предметом экспериментальной психологии. Кюльпе считал делом всех наук, в том числе и психологии, описание фактов. Для того, чтобы психология стала научной, ее утверждения должны, по его мнению, обладать космической весомостью.

Замечание 1

Метод систематической экспериментальной интроспекции, предложенный Кюльпе, предполагал ретроспективное наблюдение за собственными познавательными процессами в период решения задачи, а не одновременное разворачивание наблюдения и процесса мышления.

Основным объектом исследования данным методом при этом являлась сама процессуальная сторона мышления, а не результат мышления.

Важным результатом этих исследований стало открытие самостоятельной мыслительной реальности, которую нельзя сводить к чувственному содержанию.

Определение 1

Термин «безобразное мышление», введенный в психологию именно Кюльпе, предполагает, что мысли возникают без определенного образного или сенсорного содержания.

Он считал, что объекты внешнего мира могут осмысливаться непосредственно, без образования о них наглядных представлений. На основе этого он говорил, что мышление является особым видом деятельности человеческой души, находясь в совсем другом отношении к предметам, чем ощущение или представление.

Кюльпе, вместе с коллегами обнаружил, что специфика и суть мышления состоит в особых «смыслов», придающих ему стабильность, цельность, активность, ненаглядность и направленность. Подробное изучение динамики мышления помогло выявить новые закономерности. Это понятие установки, определяющей ход мышления, регулирующей отбор идей в соответствии с задачей. В зависимости от установки (подобия современной мотивации), испытуемые выполняют задание медленнее или быстрее, менее или более продуктивно. Содержание направленности на решение определенной задачи Кюльпе связал со значением самой задачи или в целом ситуации для испытуемых. Так в психологии образовалась новая категория, которая трактуется как значение умственного образа, инструкции, ситуации в целом.

Освальда Кюльпе можно отнести к представителям критического реализма. Основной сферой его исследований были психологические основания эпистемологии, теории познания.

Основные изданные работы Кюльпе:

  • «Очерки по психологии»;
  • «Введение в психологию»;
  • «Современная философия в Германии»;
  • «Иммануил Кант»;
  • «Психология и медицина»;
  • «Реализация».

Освальд Кюльпе (1862-1915 гг.) был последователем Вундта. Но позже он стал во главе группы студентов, выступавших против ограничений, выдвинутых Вундтом. Вся научная деятельность О. Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология .

В 19 лет Кюльпе поступил в Лейпцигский университет. Он собирался изучать историю, но под влиянием идей Вундта обратился к философии и экспериментальной психологии. Кюльпе был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). После окончания университета он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором.

В 1894 г. становится профессором университета в г. Вюрцбурге, куда переехал и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

Основные положения теории Кюлепе

В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории. Главное внимание к работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не па результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали:
1) наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям;
2) эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец,
3) неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

Кюльпе преобразовал метод интроспекции в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики.

Более детальное изучение динамики мышления Вюрцбюргской школой помогло выявить новые важные закономерности. К ним относится понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Подразумевает бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степени рассматривалась и как аналог современной мотивации), испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуации в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко как значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Освальд Кюльпе Цитаты : 1. Дело всех наук – описание фактов. 2. Мы не только скажем — мыслю, значит, существую, но также — мир существует, как мы его устанавливаем и определяем. 3. Если психология должна стать научной, ее утверждения должны обладать космической весомостью (universal validity). 3. Существо мира не постигается с первого натиска, как думает наивный реализм; лишь бесконечной работой мы приближаемся к этой цели. 4. Я был поражен, что объекты внешнего мира, такие как тела, или метафизические предметы, такие как идеи Платона или монады Лейбница, могут мыслиться непосредственно, без того, чтобы можно было образовать о них наглядные представления. Из этого я заключил, что мышление должно быть особым видом деятельности нашей души и что оно стоит совсем в другом отношении к своим предметам, чем, например, ощущение или представление.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог и философ.
Основной вклад (чем известен): Создатель и вдохновитель вюрцбургской школы психологии мышления, впервые сделавшей акцент на описании специфики без-образного мышления. Один из создателей европейского направления функциональной психологии. Усовершенствовал методы экспериментальной психологии и предложил метод систематической интроспекции.
Вклады: 1. Несмотря на то, что его учитель Вундт считал, что мышление не может быть предметом экспериментальной психологии, Кюльпе впервые обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов: мышления и воли методом систематической интроспекции.
2. Метод. Он применял метод «систематической экспериментальной интроспекции», который предполагал не одновременное разворачивание процесса мышления и его наблюдения, а ретроспективное наблюдение собственных познавательных процессов во время решения задачи.
3. При этом основным объектом исследования этим методом была сама процессуальная сторона мышления , а не его результат.
4. Важнейшим результатом исследований было открытие самостоятельной мыслительной реальности , которая не может быть редуцирована к чувственному содержанию.
5. Он ввел понятие «без-образного мышления», предполагающего, что мысли могут возникать без определенного сенсорного или образного содержания.
6. Кюльпе и его коллеги обнаружили, что суть и специфика мышления заключается в наличии в нем особых «смыслов» , которые придают ему цельность, стабильность, активность, безобразность (ненаглядность) и направленность.
7. Философия. Он был представителем критического реализма. Основной областью исследований Кюльпе были психологические основания эпистемологии и теории познания.
8. В 1896 году основал Институт психологии в «Alte Universität» в Вюрцбурге (вместе с Карлом Марбе).
Основные труды: Очерки по психологии (1893), Введение в психологию (1895, шестое издание, 1913); Современная философия в Германии, (1902, пятое издание, 1911), Иммануил Кант (1907, третье издание, 1912), Психология и медицина (1912); Реализация (В 3-х томах, 1912-23).

Жизнь:

Происхождение: О.Кюльпе родился 3 августа 1862 года в Кандава, Курляндия, Германия, ныне Кандава, Латвия.
Образование: В 19 лет Кюльпе поступил в Лейпцигский университет. Он собирался изучать историю, но под влиянием идей Вундта обратился к философии и экспериментальной психологии.
Оказали влияние: Вильгельм Вундт
Основные этапы профессиональной деятельности: 8 лет работал в Лейпцигской лаборатории своего учителя В. Вундта, в качестве его асистента (1887-1894). под его руководствоме писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г
В 1894 г. становится профессором университета в г. Вюрцбурге, куда переехал и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию, которая вскоре смогла составить конкуренцию лаборатории Вундта. Он работал профессором в Вюрцбурге (1894-1909), Бонне (1909-13) и Мюнхене (1913-1915).
Его самыми известными учениками были Н. Ах и К. Бюлер, О.Зельц, Д. Энджел. Кроме того, некоторое время с ним работали Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Чарльз Спирмен.
Основные этапы личной жизни: Он был дружелюбным человеком и, хотя,

(1862-08-03 ) Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сочинения

  • Grundriss der Psychologie. Lpz.,1893
  • Die Realisierung, Bd 1-3. Lpz., 1912- 23.
  • Einleitung in die Philosophie (9. verb. Aufl. 1919 / 12. verb. Aufl. 1928 hrsg. v. August Messer)
  • Immanuel Kant. Darstellung und Würdigung, Leipzig / Berlin: Teubner 5. Auflage 1921
  • Vorlesungen Uber Psychologic. Lpz., 1922

На русском языке

  • Введение в философию. СПБ., 1901.
  • Современная философия в Германии. М., 1903.
  • Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кюльпе, Освальд"

Литература

  • Кюльпе, Освальд // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital (нем.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Кюльпе, Освальд

Он ничего мне не ответил, видимо считая, что всё и так было предельно ясно. Что здесь не о чём больше говорить. А у меня поднималась в душе горькая человеческая обида за тех, кто так незаслуженно ушёл... За тех, кто ещё уйдёт. И за него, за Севера, который жил и не понимал, что люди должны были всё это знать! Знать для того, чтобы измениться. Для того, чтобы не убивать пришедшего на помощь. Чтобы понять, наконец, как дорога и прекрасна наша ЖИЗНЬ. И я точно знала, что ни за что не перестану бороться!.. Даже за таких, как Север.
– Мне пора уходить, к сожалению... Но я благодарю тебя за твой рассказ. Думаю, ты помог мне выстоять, Север... Могу ли я задать тебе ещё один вопрос, уже не относящийся к религии? – Он кивнул. – Что это за такая красота стоит рядом с тобой? Она похожа, и в то же время совсем другая, чем та, которую я видела в первое посещение Мэтэоры.
– Это Кристалл Жизни, Изидора. Один из семи, находящихся на Земле. Обычно его никто никогда не видит – он сам защищается от приходящих... Но, как ни странно, он показался тебе. Видимо, ты готова к большему, Изидора... Потому я и просил тебя у нас остаться. Ты могла бы достичь очень многого, если бы захотела. Подумай, пока ещё не поздно. Я не смогу по-другому помочь тебе. Подумай, Изидора...
– Благодарю тебя, Север. Но ты прекрасно знаешь мой ответ. Поэтому не будем всё начинать снова. Быть может, я ещё вернусь к тебе... А если нет – счастья тебе и твоим подопечным! Возможно, им удастся изменить к лучшему нашу Землю... Удачи тебе, Север...
– Да будет покой с тобой, Изидора... Я всё же надеюсь, что увижу тебя ещё в этой жизни. Ну а если же нет – прошу тебя, не держи на нас зла и там, в другом мире... Когда-нибудь ты, возможно, поймёшь нашу правду... Возможно, она не покажется тебе столь уж злой... Прощай, дитя Света. Да будет Мир в твоей Душе...
Грустно напоследок ему улыбнувшись и закрыв глаза, я пошла обратно «домой»...
Вернувшись прямиком в «свою» венецианскую комнату, я потрясённо уставилась на открывшееся там зрелище!.. Ощетинившись, как попавший в капкан молодой зверёк, перед Караффой стояла взбешённая Анна. Её глаза метали молнии, и, казалось, ещё чуть-чуть и моя воинственная дочь потеряет над собой контроль. Моё сердце почти что остановилось, не в состоянии поверить в происходящее!.. Казалось, вся моя, долгими месяцами копившаяся тоска тут же вырвется наружу и затопит мою милую девочку с головой!.. Только сейчас, видя её перед собой, я наконец-то поняла, как же беспредельно и болезненно я по ней скучала!.. Анна была сильно повзрослевшей и выглядела ещё красивее, чем я могла её вспомнить. На её мягкие детские черты теперь наложилась суровая жизненная печать потерь, и от этого её милое лицо казалось ещё привлекательнее и утончённее. Но что меня больше всего поразило, это было то, что Анна совершенно не боялась Караффы!.. В чём же тут было дело? Неужели ей удалось найти что-то, что могло нас от него избавить?!..