Огэ русский язык однажды в начале октября. М. Агеев. Что такое материнская любовь

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку

Сочинения по текстам ЕГЭ.

Сочинения по текстам М. Агеева, Ю. Трифонова.

Сочинение–рассуждение по тексту М. Агеева

Исходный текст:

(1) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву)


Сочинение по тексту М. Агеева:


Передо мной фрагмент из произведения М.Агеева «Роман с кокаином». Писатель рисует образ жалкой женщины, каждое слово вызывает сочувствие: «облысевшая шубёнка», «смешной капор», «седые волосики», «беспомощно вглядывалась». Герой, мальчик Вадим, стыдится своей матери, смеётся над нею вместе со своими одноклассниками. В противостоянии матери сына вырисовывается проблема взаимоотношений между ними, проблема отцов и детей.

Эта нравственная проблема, к сожалению, вечная. О разногласиях, непонимании людей разных поколений мы читаем в произведениях И.С. Тургенева, А. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Этот вопрос часто становится предметом обсуждения среди психологов, педагогов, журналистов, простых людей в частных беседах, на радио, на телевидении.

Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.
Нельзя не согласиться с мыслями М.Агеева о том, что родители, пусть не до конца понимающие нас, – это самое святое в жизни. К ним мы приходим в трудную минуту за помощью, советом, добрым словом.
Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Вспомним, например, героев из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на всё. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.
Отношения между детьми и родителями не могут быть безоблачными, идеальными. Но самое главное, что надо научиться признавать свои ошибки, не бояться просить прощения и стремиться к взаимопониманию. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» герой Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собою Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется лишь только на его могиле.
Вслед за известным поэтом Расулом Гамзатовым хочется сказать: «Дети мира, берегите мать». Берегите своих родителей, уважайте их и не причиняйте им зла!


Сочинение–рассуждение по тексту Ю. Трифонова



Исходный текст:

(1) Володя поражал меня часто. (2) Его поступки невозможно было предвидеть.
(3) Например, история с крысой, взволновавшая всю школу! (4) У нас была замечательная школа совместного обучения, лучшая на Васильевском острове да, наверное, в целом Питере; ее называли пригодинской по имени Николая Аполлоновича Пригоды, основателя, директора, энтузиаста и поклонника Томаса Мора и Кампанеллы, он преподавал историю, его жена Ольга Витальевна - биологию. (5) Странные люди! (6) Им ничего не было нужно, ничего им не надо было в жизни, кроме школы и учеников. (7) Школьные советы, введенные после февраля семнадцатого, в пригодинской существовали много раньше. (8) Все решалось голосованием. (9) Итак, та история началась с того, что Ольга Витальевна попросила принести крысу, ее надо было разрезать, что бы учить анатомию. (10) Кто-то обещал поймать, долго не удавалось, наконец-то принесли. (11) Вся школа знала, что в это день в нашем классе будут резать крысу, живую, мальчик принес ее в клетке и почему-то сказал, что ее зовут Феня. (12) Он сам и вызвался резать. (13) Внезапно на урок приходит депутация из старшего класса, во главе – Володя.
(14) «Мы не хотим, чтобы в нашей школе убивали живое существо! (15) Нам жалко Феню!»(16) Одни кричат – жалко! (17) Другие – резать! (18) Начинается страшный спор. (19) Помню, Ольга Витальевна этот спор более разжигает. (20) Заявление о том, что крысу зовут Феней, сказывается роковым. (21) Крыса перестает быть просто крысой, она становится индивидуальностью. (22) К ней присматриваются. (23) Она ведет себя как Феня. (24) На собрании произносятся пылкие речи, забыв о крысе, которая скромно ждет решений своей участи, все рассуждают о науке, об истории, о гильотине, о Парижской коммуне. (25) «Великие цели требуют жертв! (26) Но жертвы на это не согласны! (27) А вы спросите у крысы! (28) А вы пользуетесь её немотой, если бы она могла говорить, она бы ответила!»(29) Наконец решаем голосовать.(30) Голосует не только наш класс, крысиный вопрос взбудоражил всю школу.
(31) Володя торжественно выносит клетку во двор и в присутствии всех выпускает несостоявшуюся жертву науки на свободу. (32) Волнующая минута! (33) Особенно возбуждена Ольга Витальевна, да и мы всем сердцем чувствовали, что дело касается не крысы, а чего-то более важного.
(По Ю. Трифонову)


Сочинение по тексту Ю. Трифонова:


Передо мной фрагмент из текста Ю.Трифонова, в котором он поднимает проблему милосердия.

Эта проблема очень актуальна и в наше время, так как о ней пишут в газетах, говорят на телевидении. Автор рассказывает «взволновавшую всю школу» историю о том, как когда-то давно, когда он учился в школе, ребята-ученики поднялись защищать крысу, которую хотели разрезать для опытов. Вся школа словно бы разделилась на два лагеря, решая судьбу крысы. Каждый человек должен понимать, что животные – это тоже живые существа, в них бьётся сердце, поэтому проблему, поднимаемую автором, можно отнести к категории нравственных.

Рассказывая историю о крысе, Ю.Трифонов убеждает нас в том, что нужно быть добрыми, милосердными по отношению к «братьям нашим меньшим» – такими, как Володя, который выпускает «несостоявшуюся жертву науки» на свободу, а все ребята чувствуют, «что дело касается не крысы, а чего-то более важного».

Невозможно не согласиться с писателем, ведь доброта, милосердие – неотъемлемые качества любого человека, которые должны проявляться ко всему, что нас, людей, окружает, ведь жестокое отношение к животным влечёт за собой такое же, жесткое, отношение к людям. Вспомним историю с Белогрудкой из одноимённого рассказа В.П.Астафьева. Дети не жалеют маленьких котят, отнимают их у матери и скармливают собакам. Детская шалость не проходит бесследно, куница начинает мстить людям, а месть всегда в любом живом существе убивает самое лучшее – чувство справедливости, доброту, милосердие. Так человеческая жестокость, необдуманный поступок детей приводят к трагедии.
С другой стороны, в мире немало таких людей, как ученики из рассказа Ю. Трифонова. Многие понимают, что отзывчивость – очень важное свойство человеческой души. Например, дед Ларион Малявин из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» приносит домой из леса зайца, у которого обгорели лапы, лечит его, оставляет у себя жить, потому что заяц спасает ему жизнь, не даёт погибнуть от лесного пожара.

В заключение хотелось бы сказать, что и животные, и люди должны быть благодарными друг другу за доброту, неравнодушие, взаимопонимание, недаром известный поэт Е.Евтушенко писал:
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Марк Агеев

Роман с кокаином

ГИМНАЗИЯ

БУРКЕВИЦ ОТКАЗАЛ

Однажды в начале октября, я - Вадим Масленников (мне шел тогда шестнадцатый год), рано утром, уходя в гимназию, забыл с вечера еще положенный матерью в столовой конверт с деньгами, которые нужно было внести за первое полугодие. Вспомнил я об этом конверте, уже стоя в трамвае, когда - от ускоряющегося хода - акации и пики бульварной ограды из игольчатого мелькания вошли в сплошную струю, и нависавшая мне на плечи тяжесть все теснее прижимала спину к никелированной штанге. Забывчивость моя, однако, нисколько меня не обеспокоила. Деньги в гимназию можно было внести и завтра, в доме же стащить их было некому; кроме матери в квартире жила за прислугу лишь старая нянька моя Степанида, бывшая в доме уже больше двадцати лет, и единственной слабостью, а может быть, даже страстью которой были ее беспрерывные звонки, как щелканья подсолнухов, шушуканья, при помощи которых за неимением собеседников вела она сама с собой длиннейшие разговоры, а подчас даже и споры, изредка прерывая себя громкими, в голос, восклицаниями, как-то: «ну-да!» или «еще бы!» или «открывай карман шире!» В гимназии же я об этом конверте и вовсе забыл. В этот день, что впрочем отнюдь не часто случалось, уроки были не выучены, готовить их приходилось частью за время перемен, частью даже тогда, когда преподаватель находился в классе, и это жаркое состояние напряженности внимания, в котором все с такой легкостью усваивалось (хоть и с такой же легкостью, спустя день, забывалось), весьма способствовало вытряхиванию из памяти всего постороннего. Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды, выпускали во двор и на нижней площадке лестницы, я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что видно она не стерпела и принесла его с собой. Мать однако стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то еще больше усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили. Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней. - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели; - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю испугается, так вот - принесла. Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору и что уж коли не стерпела и деньги принесла, так пусть и сама платит. Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако, сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. Мать все так же стояла на верхней плищадке и, печально склонив свою уродливую голову, смотрела мне вслед. Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка, что пришла она ко мне с письменными рекомендациями, и, что если угодно, то я с ней познакомлю: они смогут за ней не без успеха поухаживать. Высказав все это, я, не столько по сказанным мною словам, сколько по ответному хохоту, который они вызвали, почувствовал, что это слишком даже для меня и что говорить этого не следовало. Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.

Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго, причем отчетливое ее иссякание, и значит полное исцеление мое от этой боли произошло как бы в два приема, когда я, вернувшись из гимназии домой, вошел в переднюю и прошел по узкому коридорчику нашей бедной квартирки, где шибко пахло кухней, к себе в комнату - боль эта, хоть и перестав уже болеть, все еще как-то напоминала о том, как она час тому назад болела; и дальше, когда, придя в столовую, я сел к столу и передо мною села мать, разливая суп, - боль эта меня уже не только не беспокоила, но мне даже и представить себе было трудно, что она когда-либо могла меня тревожить.

Но только я почувствовал себя облегченным, как множество злобных соображений начали волновать меня. И то, что такой старой старухе надобно понимать, что она только срамит меня своей одеждой, - и то, что незачем ей было шляться в гимназию с конвертом - и то, что она заставила меня лгать, что лишила меня возможности пригласить к себе товарищей. Я смотрел, как она ела суп, как, поднимая ложку дрожащей рукой, проливала часть обратно в тарелку, я смотрел на ее желтые щечки, на морковный от горячего супа нос, видел, как она после каждого глотка беловатым языком слизывает жир, и остро и жарко ненавидел ее. Почувствовав, что я смотрю на нее, мать, как всегда нежно, взглянула на меня своими выцветающими карими глазами, положила ложку и, будто этим своим взглядом понуждаемая хоть что-нибудь сказать, - спросила: вкусно? Она сказала это словно с подыгрыванием под ребенка, при этом с вопрошающим утверждением мотнув мне седой головкой. - Ффкюснэ, - сказал и я, не подтверждая и не отрицая, а передразнивая ее. Я произнес это ффкюснэ с отвращающей гримасой, словно меня сейчас вытошнит, и наши взгляды - мой холодный и ненавидящий, - ее, теплый открытый внутрь и любящий, встретились и слились. Это продолжалось долго, я отчетливо видел, как взгляд ее добрых глаз тускнеет, становится недоумевающим, потом горестным, - но чем очевиднее становилась мне моя победа, тем менее ощутимым и понятным казалось то чувство ненависти к этому любящему и старому человеку, силой которого эта победа достигалась. Вероятно, поэтому-то я и не выдержал, первым опустил глаза и взял ложку и начал есть. Но когда внутренне примиренный, желая сказать что-то ничего незначащее, я снова поднял голову, то уже ничего не сказал и невольно вскочил. Одна рука матери с ложкой супа лежала прямо на скатерти. На ладонь другой, подпертой локтем о стол, она положила голову. Узкие губы ее, перекосив лицо, взбирались на щеку. Из коричневых впадин закрытых глаз, веерами тянувших морщины, текли слезы. И столько беззащитности было в этой желтой, старенькой головке, столько незлобивого горького горя, и столько безнадежности от этой никому не нужной теперь ее гадкой старости, - что я, все косясь на нее, уже подозрительно грубым голосом сказал - ну, не надо, - ну, брось, - ведь не о чем, - и хотел было уже прибавить - мамочка - и может быть даже подойти и поцеловать ее, как в этот самый момент с внешней стороны, с коридора, нянька, балансируя на одном валенке пнула другим в дверь и внесла блюдо. Не знаю, для кого это уж и зачем, но только тут же я хватил кулаком по тарелке, и болью пораненной руки и облитыми супом брюками, окончательно уверованный в своей правоте, справедливость которой как-то туманно подкреплялась чрезвычайным испугом няньки, - я, грозно выругавшись, пошел к себе в комнату.

Вскоре после этого мать оделась, куда-то ушла и вернулась домой лишь под вечер. Заслышав, как она прямо из передней простукала по коридору к моей двери, постучала и спросила - можно, - я бросился к письменному столику, поспешно раскрыв книгу и, сев спиной к двери, скучно сказал - войди. Пройдя комнату и нерешительно подойдя ко мне сбоку, причем я, будто углубленный в книгу, видел, что она еще в шубке и в черном своем смешном капоре, мать, вынув руку из-за пазухи, положила мне на стол две смятых, словно желающих стыдливо уменьшиться, пятирублевых бумажки. Погладив затем своей скрюченной ручкой мою руку, она тихо сказала: - Ты уж прости меня, мой мальчик. Ты ведь хороший. Я знаю. И, погладив меня по волосам и чуть призадумавшись, будто еще чтото хотела сказать, но, не сказав ничего, мать на цыпочках вышла, тихонько прищелкнув за собою дверь.

Вариант 2

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

- (6)Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, - ты забыл деньги, а я думаю - испугается, так вот - принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)*

* Агеев Михаил (Марк Лазаревич Леви) (1898 - 1973) - русский писатель.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик оглянулся и посмотрел на мать (предложение 9)?»

1)Потому что мать посмотрела на него, «как будто просила милостыни».

2)Рассказчик хотел понять, над кем смеялись его друзья.

3)Рассказчик чувствовал, что обидел мать.

4)Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется».

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2)…я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

4. Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия ».

5. Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».

Ответ: ___________________________________________

6. Замените просторечное слово ОРАВА из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание К ЖЕЛЕЗНЫМ ВОРОТАМ (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Когда началась большая перемена, (1) когда всех нас по случаю холодной, (2) но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, (3) только тогда я вспомнил про конверт и понял, (4) что она, (5) видно, (6) не стерпела и принесла его сама.

Ответ: _____________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: _____________________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Приблизившись, (1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить, (2) но мать, (3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, (4) помахала рукой, (5) и я, (6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, (7) подошёл к ней.

Ответ: _________________________________________

13. Среди предложений 11 - 15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________________

14.Среди предложений 8 - 12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Что такое материнская любовь?

Материнская любовь --- это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.

Я считаю, что любовь матери --- это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. Никогда нельзя говорить ей грубые слова, унижать, оскорблять...

Первым аргументом в пользу моего мнения может служить текст М.Агеева. Посмотрите, как плохо мальчик относится к матери. Из-за того что мать пришла в ужасной одежде, сын стыдится её, даже говорит грубо: " Нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит."(5-7) Товарищам сказал, что это не его родная матушка, а обнищавшая гувернантка (13-14). Несмотря на унижения, оскорбления, на холодность сына, мать любит своего ребёнка.

В качестве второго аргумента, подтверждающего тезис, возьму пример из жизненного опыта. Как-то раз я прочитала одну легенду о двух курганах. Больше всего меня поразило отношение сына к матери. У него была жена, которая не любила его матушку. Когда девушка попросила героя принести сердце его матери, то он смог убить её, но, неся её сердце в руке, не выдержал, заплакал и пожалел об своём ужасном поступке. И любовь матери, желающей добра сыну, совершила чудо: "ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди." Больше всего в этой легенде меня поразила безграничная материнская любовь: после всего, что сын сделал, она его простила.

Таким образом, я доказала, что материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней...

Василенко Светлана, ученица И.А.Суязовой

Текст 8.2

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Безграничной считается материнская любовь к своему ребёнку. Мать одаривает его нежностью, добротой, лаской. Она всегда способна понять его, поддержать в сложную минуту, и никогда не предавать. Мать – это главная опора в жизни детей, и именно на материнской любви держится весь мир. Если бы не было её, то не существовало бы и нас, а в мире господствовала бы злость, недружелюбие, и одиночество.

Человек, плохо поступивший по отношению к матери, впоследствии приходит к осознанию то, что он неправильно сделал, и его начинает преследовать чувство вины. Никогда нельзя в адрес мамы говорить грубые и оскорбительные слова, или унижать её .

В качестве веского аргумента в пользу такого мнения служит произведение М.Агеева. Грустно видеть, как мальчик плохо относится к матери. Причиной презрительного отношения стала её ужасная одежда. Стыдясь внешнего вида матери, сын грубо разговаривает с ней: " Нежности … не ко двору, …коли деньги принесла, …пусть сама … платит." Персонаж текста сказал товарищам, что женщина эта не является его родной матушкой, и представляет её в качестве обнищавшей гувернантки. Несмотря на то, что сын её унижает, оскорбляет, холодно с неё разговаривает, мать любит собственного ребёнка.

Вторым фактом, подтверждающим тезис, выступает пример, взятый из жизненного опыта. Однажды мной была прочитана легенда о двух курганах. Поразило больше всего то, как относится сын к матери. Он был женат на женщине, не любившей его матушку. Супруга героя попросила принести ей сердце его матери, и у него поднялась рука на самого родного для себя человека. Когда в руке его находилось сердце убитой им матери, он заплакал. В итоге, герой произведения пожалел о свершении ужасного поступка. Однако материнская любовь настолько сильна, что никогда не умирает. Желая добра сыну, она совершила чудо, оживив сердце: "… закрылась растерзанная грудь, …мать … прижала голову сына к груди." Поражает в этой легенде безграничность любви матери: после сделанного, она простила своего сына.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Сочинение 15.3 «Что такое материнская любовь?» по тексту Яковлева

(172 слова) Материнская любовь – это самозабвенное чувство матери к своему ребенку, которое проявляется в заботе, поддержке и понимании. Что бы ни случилось, она всегда простит и поможет в трудную минуту, жертвуя собой.

«Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у нее нет» — говорит рассказчик, вспоминая свою жестокость по отношению к матери, которая отдала ему последнюю еду, а себя обделила. Он обидел ее, швыряя стулья и ругаясь, что ему «мало». А она даже не упрекнула его. Вся сила материнской любви проявилась в ее молчаливых слезах. Она винила не его, себя винила, что не достала больше колбасы.

Пример из литературы, который демонстрирует любовь матери, – это история семейных взаимоотношений в рассказе Солженицына «Матренин двор». Матрена всю жизнь положила на воспитание Киры – даже не родной ее дочери. В результате, бессердечная девушка высосала все соки из Матрены, выторговала на свои нужды все, что имелось у ее приемной матери. А женщина была рада отдать всю себя, только бы дочери стало лучше.

Таким образом, материнская любовь – это самоотречение во имя новой жизни, нового человека, нового времени.