Образ Базарова. «Бунтующее сердце» - сочинение-рассуждение. Сочинение на тему «Бунтующее сердце» (по роману Тургенева «Отцы и дети»). «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова) Бунтующее сердце базаров

Фев 12 2014

Работу выполнила Рахманова Зарина (гимназия №3 г. Павлодар). Оценка «5». В романе «Отцы и дети» И. С.Тургенев показал трагический характер нараставших конфликтов, хозяйственные Неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои двух основных частей русской интеллигенции. Евгений Базаров предстает как нового поколения, пришедшего на смену «отцам», неспособным решить Основные проблемы эпохи.

Он – «сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не Жалел для его воспитания…» формировалась в условиях общественного подъёма. Базаров учился в Медико-хирургической академии, был осведомлен в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. «Главный Предмет его – естественные науки».

Базаров считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого Поэта». Герой твердо уверен в своих убеждениях и не желает следовать старым традициям. «Он нигилист», то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, Каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров отрицает красоту, эстетическое наслаждение, любовь.

Его взгляды наиболее ярко раскрываются в нескончаемых спорах с Павлом Петровичем Кирсановым. Тургеневский Нигилист обо всех явлениях жизни судит, прежде всего, с точки зрения пользы. Такая позиция приводит персонажа К абсурдным утверждениям: «Рафаэль гроша медного не стоит». Подобные «афоризмы» в сочетании с могучей силой Личности Базарова позволяют сделать вывод, что ограниченность его мировоззрения сковывает громадные Потенциальные возможности этой неординарной натуры, лишая способности совершить какое-либо значительное, Необходимое дело для страны и народа.

Евгений «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях Низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Со многими мыслями главного героя нельзя Согласиться. Однако Базаров может пожертвовать всем, даже любовью, ради своих убеждений.

Евгений был очень Любознателен и трудолюбив. «Базаров вставал … и отправлялся…

не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, а собирать травы. Герой считал, что «только своим трудом нужно добиваться цели». Он имел зрелый ум и мог Очень глубоко рассуждать.

«Самоуверен, говорит отрывисто и немного…» Базаров поражает своим хладнокровием в Спорах с Павлом Петровичем. Именно в столкновениях с различными персонажами, противопоставленных ему, Раскрываются замечательные черты главного героя: во взаимоотношениях с другом Аркадием – способность Привлекать молодежь, быть учителем, воспитателем; в полемике с Павлом Петровичем – непримиримая ненависть к Барству и рабству; в отношениях с Одинцовой – умение глубоко по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли Чувство собственного достоинства.

Все действующие лица произведения относятся к Базарову по-разному. «Он Бескорыстный, честный человек», заметил Аркадий. Николай Кирсанов говорил, что «Базаров умен и знающ». Старик Прокофьич Евгения не любил, «называл его «живодером» и прощелыгой…». Павел Петрович считал главного Героя «гордецом, нахалом, циником, плебеем».

Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», стоит в ряду лучших героев русской литературы. В то же время, его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал. Здесь - трагедия этого человека, направившего свои могучие силы не в то русло, выбравшего не тот путь.

Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.

Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.

Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши - нигилист. Что же это значит? «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.

Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.

На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.

Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.

Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?

Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.

Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»

С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

Писарев, представляющий в нашей литературе революционно-демократическую критику 60-х годов XX века, справедливо сказал, что роман «Отцы и дети» «шевелит ум», вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы» (с их культом Бога, традиции, святости семьи и брака, любви, высокого искусства), и материалистическая теория переделки сознания человека и мира, в котором он живет.

Конфликт между «отцами» и «детьми» а романе явно не возрастной. Долгое время конфликт между аристократом Кирсановым и студентом из Петербурга, дерзнувшим выразить свое непочтение к щегольской одежде, прекрасным манерам, затворнической жизни в имении, воспринимался читателем как социально-политический, ибо столкнулись аристократ-«бездельник», равнодушный к судьбам России и народу, и революционер, прошедший школу труда и лишений и объявивший себя разрушителем многовекового уклада с его социальной несправедливостью - патриотизмом одних и убогостью и нищетой существования других. Но действительно ли конфликт, развернутый на страницах романа, имеет столь ограниченный смысл?

А разобраться в конфликте нам необходимо, иначе мы не сможем понять, какое явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова, в чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?

Сюжет романа строится как противопоставление двух форм бытия: родителей, укорененных всвоем Марьине, с их заботами о хозяйстве, воспитании детей, воспоминаниями о молодости, любви, счастье и «детей», которые пока не имеют собственного дома, семьи, ищут себя, формируют свое мировоззрение, спорят, ссорятся, читают книги...

Но почему озлоблен Евгений? Почему смотрит на людей «сверху вниз», полупрезрителен к тем, кто его ненавидит, и «ни в чем не стесняет свою особу»? Почему он так агрессивен? Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе». Культ силы. А какое самомнение «Волосатый» - так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Наши симпатии на стороне Базаровачеловека труда, не имеющего времени заняться своей внешностью. Если это так ну а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь? Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважения... Я думаю, именно это восстановило Павла Петровича против Базарова в первую очередь.

По-человечески Базаров не прав: в доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал Подумаешь, мелочь какая Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны: «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!»

Спор героев в X главе требует к себе пристального внимания, потому что Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Общественный строй ужасен (с этим нельзя не согласиться), Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено.

Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Базаров в этом разговоре, увы, не победитель, поскольку утверждает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Все плохо: плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе: плохо, когда мужчина видит в женщине не «богато тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость, ибо каждый человек - это космос, тайна; плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»...

Трагедия Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), - тяготился родителями, снисходителен в дружбе, циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми. Трагедия его и в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Базаровская трагедия- это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести» {Раскольников, Верховенский у Достоевского). Я не ставлю знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается и блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60--8О-Х годов, которые действительно служили науке, России и не покушались на нравственные ценности и не противопоставляли две формы познания: духовную и научную. А Базаров объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать..» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть ты бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России на все последующие времена. А это и есть настоящая трагедия.

Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», предстает перед нами, как человек с неординарным характером. Хоть Базаров и являлся личностью не богатой в денежном плане, у него восхитительный склад ума. Молодой человек являлся будущим доктором, который только начал развиваться в этой отрасли. В его характере заложен тот стержень, благодаря которому он был в силах стать выдающимся профессионалом своего дела, прожить стезю своего отца. Евгений Базаров трудолюбив, даже находясь в гостях у своего друга Аркадия Кирсанова, препарировал лягушек, минуту не могу усидеть на месте. Сам Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Эта черта характера мне очень понравилась в Евгении Базарове, отчасти я даже позавидовала такой целеустремленности героя. Пусть он даже существовал лишь на страницах книги, на меня он повлиял достаточно сильно, чтобы постараться что-то изменить в себе.

13444

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / "Бунтующее сердце" (образ Е. Базарова).

Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)

Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…». Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было выбить оттуда.

Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он – деятель, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы. Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: «Мой дед землю пахал», – с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою «обнажённую красную руку», лицо его «выражает самоуверенность и ум». Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого «страстное и бунтующее сердце», но не как не об «ужасном существе», «дьяволе», «асмодее». У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет действовать. За это его и невзлюбил Павел Петрович, который «раскис из-за женщины», лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца. Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают «красивые речи», он хочет переделать общество: «Исправьте общество, болезни не будет», считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она «не храм, а мастерская», что любовь – физическое явление, искусство – пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям. Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм – слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.

Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а живой, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервые помогает Одинцова – единственный человек, которого он уважает, – а сделать новые – Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться. Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: «Нужен ли я России?», что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.

6067 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева "Отцы и деты")

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Утро. Первый луч солнца касается занавесок, затем закрытых глаз. Пробуждение. Сон её не покинул тела, и потому рождается мечта. Как последний отголосок прекрасного сна, дающий покой уже в реальности. Но вот мы уж совсем просыпаемся… и видим. Что от мечты нашей нет и следа, реальность сурова. Со вздохом встаём, и начинаем новый день. Грустно. А так хотелось… Но не все грустят, что их мечтам не суждено сбыться. Некоторые твёрдо верят, что они сбудутся. Кто-то остаётся в них, отгораживаясь от суровой реальности. Кто-то всю жизнь пытается воплотить их в жизнь. Но есть те, что разочаровываются в своих снах. Пытаются от них избавиться, страдают от них. И получаются несчастные, но ужасные люди, отрицающие романтику. Ярким примером такого человека является базаров – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Для начала коротко познакомимся с этим героем. Евгений Васильевич Базаров – сын бедного уездного лекаря. Автор ничего не говорит нам о студенческой жизни Базарова. Но понятно. Что всего он добился сам – он смог добиться сам. Естественные науки – главный предмет его жизни. Они же и сделали его суровым, волевым, но и недоверчивым к опыту другим. Наука всегда придерживалась принципа «доверяй, но проверяй», ибо всё в науке нужно доказывать. Одних ощущений ей мало. Как истинному сыну науки Базарову тоже их стало мало. Он доверял лишь органам чувств, и то только тем проявлениям, которые он мог объяснить: «Я придерживаюсь отрицательного направления, - говорит он, - в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в сиу ощущения – это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет. Да и я в другой раз тебе этого не скажу». Наслаждение искусством во всех его проявлениях, красивым закатом, высоким чувством любви он равняет с наслаждением сытным обедом. Всё. Чем восхищается человечество, что любо и мило ля Базарова – «романтизм», что ничуть не лучше чем «вздор» (в его лексиконе это синонимы.) Но что породило в нём такие чувства? Расчет. Расчетливость родилась в нём с нуждой. Ведь было время. Когда он остро нуждался в удовлетворении элементарных физических потребностей. На это он и делал упор, оставляя мечты позади. Потом, когда он решил эти проблемы… вернуть мечты не получилось. И потому он работал неутомимо, повинуясь влечению и вкусу, рассчитывая каждый ход. Почему он не убивал. Не грабил, когда остро нуждался? Он слишком умён для этого – ему это просто было не выгодно. Ведь честным быть выгоднее.

Честность, расчетливость усугублялась ещё и непоколебимой уверенностью в себе. Очень точно сказал о нём Д. И. Писарев: «его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей».

Но жизнь никогда не оставляет человека в покое. Почти всегда она ниспосылает нам испытания. Пройдём мы их или нет – это уже наше дело, наша личная история и биография. Базарову тоже было послано испытание в виде любви – он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Она пригласила Аркадия и Евгения к себе в имение. Аркадий. Конечно, уже успел заинтересоваться Одинцовой после их мазурки на губернаторском балу, что, конечно, заметил Базаров, но не обращает внимания на это, продолжая обсуждать красивые плечи Одинцовой. Но незаметно для себя самого, он тоже начинает увлекаться этой жениной: странно-сдержанно ведёт себя в её обществе, не делает своих обыкновенных резких выходок, старается увлечь собеседницу. Отвечая поклоном на предложение приехать ещё раз, краснеет. И как бы не старался он по-прежнему шутливо говорить о ней, он всё равно всё больше и больше срастается душой с той, что не испугалась его. Она сумела расшевелить его ум, струны его нервов настроились на неизвестный ему до этого лад любви. Ему чужды новые ощущения, он боится и презирает их. Чувства захлёстывают его с головой, и когда Одинцова вызывает его на дружескую беседу, он признаётся ей в любви. Он не просто любил её. «… Это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась. Сильная и тяжёлая –страсть, похожая на злобу и. может быть. Сродни ей…» Но Одинцова отвергает его. «…Я этого не могла предвидеть» - успокаивает она себя. Не верится. Что женщина с её умом не могла заметить чувств человека, с которым так близко общается. Но она не дала им волю. «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы всё это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» - вот её мысли. Всё было в её руках. Но был ли шанс у этого романа? Вряд ли. Одинцова слишком умна. Чтобы отдаться человеку. Не обещающему ничего, любя которого надо жить лишь одним сегодняшним днём. Ей нужны были гарантии. Базаров же дать их не мог. Да и не хотел – для него в любви не было не компромиссов, ни гарантий. Если бы Одинцова могла со своей холодной расчетливостью, не уступающую базаровской, броситься в омут любви, тогда бы был шанс. Но она предпочла покой. Базаров же – буря.

Уехав из дома Одинцовой, базаров заводит интригу уже в доме Кирсановых – просто от скуки, пытаясь наверстать упущенное с Одинцовой и хоть как-то восстановить себя в своих же глазах. Фенечка ему просто нравиться. Поцелуй. Дуэль с Павлом Петровичем, который был неравнодушный к Фенечке. Затем отъезд… Странный водоворот событий разочарованного в жизни нигилиста. Его убеждения растоптаны, чувства подавлены – им нет полного выхода. И какой же итог?

В конце романа базаров умирает. Умирает случайно, бессмысленно – от хирургического отравления – небольшого пореза во время рассечения трупа. Рассеянная небрежность к самому себе, безразличие затем переходят в страх перед неизбежностью. И вот, полный сил, энергии, но, так и не расставшись с собственными убеждениями, он заболевает. Крепится, борется с болезнью, хотя как медик видит, что заражённые всегда умирают, и понимает, что этот закон и его не минует. Не боясь посмотреть в глаза свому страху, с гордостью умирает. Но пере смертью он становиться человеком. Нет, он не терЯет своего лица, остаётся до конца верен себе. Просто спадает маска нигилистической рассудочности и он, как любой человек, изъявляет желание видеть любимую женщину. И что же говорит он ей при встрече? «эх, Анна Сергеевна. Станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущм. Старая штука смерть. А каждому внове. До сих пор не трушу… а там придёт беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь – форма, а моя собственная уже разлагается. Скажу я лучше. Что – какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…» Что же это. В нём проснулся романтик? Да, просто человеческий романтизм – «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Не романтик ли он здесь? Романтик. Но теперь это не имеет смысла, не расходиться с его убеждениями. Которые отошли на задний план. И он умер. Красиво.

Что же такое Базаров? Болезнь? Нет, он новый тип человека. Без таких людей не было бы просвещения, науки, новых убеждений, и вообще чего-то нового. Плохо лишь. Что эти новые убеждения никаким образом не стыковывались с окружающей реальностью. Полное отрицание реальности – крайность, представленная в романе в самом жёстком её проявлении. В более мягкой форме Азаровы в жизни весьма преуспеют. Важно лишь не отрицать действительность и окружающую реальность.

12433 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Краткое описание

В 50 – 60 годы в России появляются, так называемые, разночинцы. Это образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали дворянство и аристократизм. После чего в 1860 году у И.С. Тургенева появляется замысел романа «Отцы и дети», главным героем которого становится молодой человек по имени Евгений Базаров – юный нигилист, не признающий авторитетов.

Вложенные файлы: 1 файл

В 50 – 60 годы в России появляются, так называемые, разночинцы. Это образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали дворянство и аристократизм. После чего в 1860 году у И.С. Тургенева появляется замысел романа «Отцы и дети», главным героем которого становится молодой человек по имени Евгений Базаров – юный нигилист, не признающий авторитетов.

Евгений, действительно, был тем человеком, который выделяется из общей серой массы. Его незаурядная внешность отличала его от всех остальных. «Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями» выглядел внушительно, но в то же время отталкивал. Родившись в семье бедного уездного лекаря, Базаров привык самостоятельности и труду. Он «отроду лишней копейки не взял» у своих родителей, которые сразу поняли, что их сын не такой и дали ему полную свободу. Его привязанность и интерес к делу поражали. Ни минуты он не терял зря, проводя время за поисками различных видов растений и насекомых, занимаясь различного рода исследованиями и практикой.

Но всё это лишь внешние факторы, которые играют не самую важную роль в создании образа Евгения Базарова. Наш герой – нигилист, то есть «человек, который ничего не признает», а если быть точным, то «человек, который ко всему относится с критической точки зрения». Его манера общения и манера поведения может сразу показаться несколько странной читателю. Ведь изначально нельзя понять, почему при знакомстве с Николаем Петровичем Базаров не сразу подает ему руку, почему медлит. Но разгадка кроется на поверхности. Возможно, с Евгением случалось и такое, что на протянутую руку человек просто не реагировал, что является знаком неуважения. Этот случай характеризует Евгения, как человека скрытного, замкнутого. Но по приезду в Марьино в поместье семьи Кирсановых нам представляется совсем другой Евгений Базаров.

К старшим представителям семьи Кирсановых он относился с некой иронией. А вот с прислугой и Фенечкой он очень хорошо сладил. Внешняя холодность и безразличие скрывала под собой мягкость и доброту. Он был свой среди обычных дворовых людей, он не отличался от них и общался на равных.

Его взгляды на жизнь, да и на мир в целом были непоколебимы и четко обозначены им самим с самого начала произведения. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Принципиальная неприязнь к аристократии и всему, что с ней, так или иначе связано, всплывало наружу. С первый дней прибывания в поместье у нашего героя завязывается некое противостояние с дядей Аркадия – Павлом Петровичем. Будучи аристократом и приверженцем старых взглядов и устоев, Павел Кирсанов категорически не хотел понимать и вникать в суть нигилизма. А Базаров в свою очередь не желал ему ничего доказывать. Но эта борьба переросла у них в нечто большее. И это «нечто большее» называется ненавистью.

Между ними происходило несколько дуэлей, но все это словесные распри, настоящая дуэль произошла позже. Причина этой дуэли – внезапный порыв чувств, который захлестнул Евгения, в этом порыве он поцеловал Фенечку. Свидетелем именно этого события стал Павел Кирсанов, это же событие и стало началом нового конфликта.

Отношение к дуэли у Евгения было двустороннее: «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое». Но чуть позже Базаров характеризует их с Павлом договоренность так: «фу ты, черт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!» Возможно, Базаров считал дуэль издержкой прошлого, с нотками некого романтизма, что в его понимании было неприемлемо, но все же он соглашается.

Дуэль вносит ясность в отношения между мужчинами и является жирной точкой в их конфликте. Но изначально ни тот ни другой не правы. Имея поверхностные знания, судить о чем либо невозможно.

Но полная картина внутреннего мира Евгения Базарова открывается нам лишь тогда, когда он влюбляется в Анну Одинцову. Это чувство не знакомо и чуждо Базарову. Мало того, он еще недавно отвергал его и считал «белибердой». Незнакомые ощущения загоняют нашего героя в тупик, первое время он просто скрывает ото всех и от себя, в том числе, то, что творится у него на душе.

НО для самой Одинцовой Базаров был лишь человеком, которое внес разнообразие в ее скучную размеренную жизнь, человеком, чьи взгляды ее забавляли. Она сама выводила его на откровенный разговор и получила признание, которое так тяжело далось Базарову: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» Ответ ее удивил не только Евгения, но и многих читателей: «Вы меня не поняли…». Она испугалась, испугалась той страсти, которая горела в глазах Базарова, напора, боялась перемены в своей размеренной жизни.

И к сожалению наш герой не состоялся в любви. Но он до смерти хранил память о ней, думал о той, которая помогла почувствовать, что же все таки такое любовь. Возможно он бы еще долго жил и снова смог бы полюбить, но глупая, нелепая случайность оборвала его жизнь так рано.

Этот удивительный человек – Евгений Базаров. Человек с бунтующим сердцем. Разносторонний, удивительно умный и трудолюбивый. Он умер слишком рано, так и не осуществив свое призвание. Его сгубило то чувство, которое он так долго отвергал, но он умер как достойно, его смерть не может вызывать жалость, напротив, она вызывает уважение. И бунтующие сердце всегда будет биться в такт с нашими.