Московский государственный университет печати. После бала Я был не весел и доволен

О произведении «После бала»

С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича Толстого. В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя. Реализм изображения действительности, необычная кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.

На нашем сайте вы можете не только про читать краткое содержание «После бала» Толстого, но и понять, как построено произведение, каково его идейное содержание. Рассказ включен в программу русской литературы 8 класса.

Главные герои

Иван Васильевич – человек, выступающий в роли рассказчика. Вспоминает время, когда он «весёлый бойкий малый да ещё и богатый» был молодым и влюблённым студентом. Юноша доверчив, честен и совестлив.

Другие персонажи

Пётр Владиславович – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.

Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.

Краткое содержание

Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.

Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.

Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.

Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.

Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславович сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.

Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел. Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.

Заключение

Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека. Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию. Поэтому не стоит ограничивать себя знакомством с кратким пересказом рассказа «После бала». Следует прочитать текст великого классика полностью.

Тест по произведению «После бала» 1 вариант

1. В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?

1903 1907 1911 1915

2. К какому литературному жанру относится произведение «После бала»?

Новелла; Зарисовка; Рассказ; Повесть

3. Какие события легли в основу сюжета произведения «После бала»?

Рассказанные Толстому сестрой; Произошедшие с братом писателя;

События из жизни Толстого; История, прочитанная писателем в газетной заметке.

4. Отражение какой исторической эпохи описано в произведении «После бала»?

Правления Николая I; Правление Николая II; Правление Петра I; Правление Елизаветы II.

5. Кто из героев является рассказчиком в произведении «После бала»?

Петр Владиславович; Иван Васильевич; Андрей Васильевич; Варенька.

6. Кто такой Петр Владиславович?

Отец Вареньки, офицер; Друг Ивана Васильевича, доктор;

Один из гостей на балу; Дядя Вареньки, чиновник.

7. О чем в начале произведения дискутировали друзья?

О том, возможна ли вечная любовь; О перспективах развития современной науки;

О том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека; О религии и боге.

8. Кому из героев принадлежат слова: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр»?

Отцу Вареньки; Петру Владиславовичу; Андрею Васильевичу; Ивану Васильевичу.

9. Какой эпизод в жизни героя кардинально изменил его жизнь?

Иван Васильевич узнал, что Варенька ему изменила; Варенька отказала Ивану Васильевичу;

Иван Васильевич сильно повздорил на балу с будущим тестем;

Иван Васильевич увидел, как отец ее возлюбленной избивает татарина.

10. Как построена композиция рассказа?

Сначала описаны события из жизни героя, а затем страницы из его дневника;

Сначала описаны светлые события на балу, а затем мрачные после бала;

Рассказ построен в форме страниц из дневника, описывающих три дня;

Сначала описаны приготовления героя к балу, а потом его впечатления после бала.

Тест по произведению "После бала" . 2 вариант

1. Как зовут девушку, в которую влюблен главный герой?

Ася Ольга Катерина Варенька

2. Кому из героев принадлежат слова "...Будешь мазать? Будешь?.."?

татарину полковнику Ивану Васильевичу инженеру Анисимову

3. В какие годы происходит действие рассказа "После бала"?

1840-е годы 1860-е годы 1900-е годы 1940-е годы

4. Сколько лет Вареньке в рассказе "После бала"?

14 16 18 20

5. К какому сословию принадлежит Иван Васильевич?

купцы мещане дворяне духовенство

6. Кто из героев является "добродушным старичком, богачом, хлебосолом"?

полковник Иван Васильевич губернский предводитель инженер Анисимов

7. С кем Варенька танцует первый танец на балу?

с Иваном Васильевичем с губернским предводителем с отцом с инженером Анисимовым

8. За что татарина наказывают шпицрутенами?

за воровство за побег за клевету за пьянство

9. Что особенно умиляет автора во внешности полковника на балу?

шляпа сапоги мундир галстук

10. Что делает главный герой утром после бала?

идет гулять по городу уезжает из города идет в трактир пишет письмо Вареньке

1. Где учится главный герой?

8

А. Петербург Б. Москва В. Губернский город Г. Уездный город

Тест по произведению "После бала". 3 вариант

1. Где учится главный герой?

в университете в гимназии в Пажеском корпусе в уездном училище

2. Что Варенька оставила на память Ивану Васильевичу?

гребешок перчатку зеркальце браслет

3. В какое время происходят события в рассказе "После бала"?

под рождество в день Петра и Павла во время Пасхи во время масленицы

4. Какие музыкальные инструменты звучат во время наказания татарина?

барабан и виолончель барабан и флейта труба и скрипка труба и кларнет

5. Что Иван Васильевич считал главным удовольствием в своей молодости?

конные прогулки игру в карты балы и вечера путешествия

6. Кому из героев дается такая характеристика: "...очень красивый, статный, высокий и свежий старик..."?

Ивану Васильевичу губернскому предводителю инженеру Анисимову полковнику

7. Кому из героев принадлежат слова: "...Братцы, помилосердствуйте..."?

Ивану Васильевичу полковнику татарину лакею Петрушке

8 . Отметить место действия рассказа.

А. Петербург Б. Москва В. Губернский город Г. Уездный город

9.Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

10. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

Ответы на вопросы теста по рассказу "После бала"

1 вар.

    1903

    рассказ

    с братом

    Николай 1

    Иван Васильевич

    отец Вареньки

    окруж.среда

    Ивану Васильевичу

    избивает татарина

    светлые, потом мрачные

2 вар.

    ответ (4) Иван Васильевич

    ответ (2) полковнику

    ответ (1) в 1840-е годы

    ответ (3) 18 лет

    ответ (3) дворяне

    ответ (3) губернский предводитель

    ответ (4) с инженером Анисимовым

    ответ (2) за побег

    ответ (2) сапоги

    ответ (1) идет гулять по городу

3 вар.

1.ответ (1) в университете

2.ответ (2) перчатку

3ответ (4) во время масленицы

4ответ (2) барабан и флейта

5.ответ (3) балы и вечера

6.ответ (4) полковнику

7.ответ (3) татарину

8.в

9.в

10.в

ПОСЛЕ БАЛА

– Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменять условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь.

– Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.

– От чего же? – спросили мы.

– Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.

– Вот вы и расскажите.

Иван Васильевич задумался, покачал головой. – Да,– сказал он.– Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее утра.

– Да что же было?

– А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была Б…, да, Варенька Б…,– Иван Васильевич назвал фамилию.– Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная, и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.

– Каково Иван Васильевич расписывает.

– Да как ни расписывай, расписать нельзя так чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег – ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.

– Ну, нечего скромничать,– перебила его одна из собеседниц.– Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то, что не безобразен, а вы были красавец.

– Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет вели­колепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду, танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня; препротивный инженер Анисимов – я до сих пор не могу простить это ему – пригласил ее, только она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore». И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.

– Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только свое, но и ее тело,– сказал один из гостей.

Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал почти:

– Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr,– хороший был писатель,– на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймете…

– Да. Так вот танцевал я больше с нею и не видал, как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости, знаете, как бывает в конце бала, подхватывали все тот же мотив мазурки, из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши, ожидая ужина, лакеи чаще забегали, пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы.

– Так после ужина кадриль моя? – сказал я ей, отводя ее к ее месту.

– Разумеется, если меня не увезут,– сказала она, улыбаясь.

– Я не дам,– сказал я.

– Дайте же веер,– сказала она.

– Жалко отдавать,– сказал я, подавая ей белый дешевенький веер.

– Так вот вам, чтоб вы не жалели,– сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне.

Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее.

§ 1339. Образование кратких форм у ряда прилагательных связано с различием основ краткой и полной формы, а также с различием ударения (см. § 1354-1358). От разных основ образуют полные и краткие формы следующие прилагательные.

1) Прил. с суф. -анн -, -ённ - образуют от основ на -ан -, -ён - краткие формы только муж. р.; все остальные краткие формы образуются от основы на -анн -, -янн -, -ённ -, фонемат. |aн 1 н|, |oн 1 н|; произносится двойное н [『] как правило, только в тех случаях, когда ему предшествует ударная гласная: воспитанный воспитан , но воспитанна , воспитанно , воспитанны ; образованный образован , но образованна , образованно , образованны ; отчаянный отчаян , но отчаянна , отчаянно , отчаянны ; отдалённый отдалён , но отдалённа , отдалённо , отдалённы ; благонамеренный благонамерен , но благонамеренна , благонамеренно , благонамеренны .

Основы с двумя н во всех формах, кроме краткой формы муж. р., и одним н – в краткой форме муж. р. отличают также следующие книжные прилагательные на -енный : благословенный (благословен , благословенна , благословенны ), блаженный , вдохновенный , дерзновенный , незабвенный , неизреченный , неоцененный , неприкосновенный , презренный , растленный , самозабвенный , священный , смиренный , согбенный , сокровенный , а также выспренний (выспрен , выспрення , выспренне , выспренни ).

У прилагательных с основой на ударное -анн - (-янн -) основа краткой формы муж. р. ед. ч. имеет беглую гласную: первозданный первозданен , постоянный постоянен , но отчаянный отчаян , сдержанный сдержан .

В редко образуемых кратких формах прил. деревянный , оловянный , стеклянный (в качественном знач.) основа краткой формы муж. р. ед. ч. имеет беглую гласную: деревянен , оловянен , стеклянен .

У слов с основой на -енн - возможно образование вариантных кратких форм муж. р. ед. ч. с основой на -ен и на -енен (в последнем случае нн основы сохраняются, но разделяются беглой гласной). Словоформы на -нен широко употребительны; они квалифицируются как разговорные: барствен и барственен , бездействен и бездейственен , беспрепятствен и беспрепятственен , вдохновен и вдохновенен , ответствен и ответственен , явствен и явственен . Краткие формы муж. р. на -ен и -енен имеют все прилагательные на -ственный (бедственный , величественный , наследственный , невежественный , посредственный , таинственный и др.) и следующие прилагательные на -енный : беспочвенный , благословенный , блаженный , вдохновенный , -временный (без -, свое -), дерзновенный , жертвенный , клятвенный , медленный , мертвенный , молитвенный , незабвенный , письменный (бес -, младо -), прикосновенный (со -), самозабвенный , священный , смиренный .

Обе вариантные формы представлены в художественной литературе и публицистике. Примеры употребления:

формы на -ен : Я понял , что дом , где обитаете вы , священ (Пушк.); Я был не только весел и доволен , – я был счастлив , блажен , я был добр (Л. Толст.); Человек во всей деятельности своей , а в искусстве всего больше , – должен быть художествен , т . е . красив и силен , как бог (Горьк.); Он был прост и естествен в речах и движениях (Пауст.); Дельвиг в полезном медлен , а в шалостях скор (Тын.); Я слишком невежествен в современной физике , чтоб об этом судить (Эренб.); Он не одиночка , он частица всех , он могуществен ! (Тендр.); Дом как бы спит , но я знаю внутри что -то делается , и от этого дом становится сразу таинствен (Ю. Казак.); В твоем сознании я ответствен за все (журн.); Поэтому так своевремен и содержателен был деловой , творческий разговор (газ.); Ленинград торжествен , строг и великолепен всегда (газ.); И если упрек справедлив , – он убийствен для поэта (газ.); чувство , что ты не единствен (газ.);

формы на -енен : Снедаемый болезнью , для которой балтийский климат был убийственен , Белинский становился раздражительнее и раздражительнее (Герц.); Левин не мог спокойно смотреть на брата , не мог быть сам естественен и спокоен в его присутствии (Л. Толст.); Подъем медленен и труден (А. Н. Толст.); Почему так хорош и художественен язык народной речи ? (А. Н. Толст.); Рассказ интересен и очень своевременен (Горьк.); Могущественен , благороден и красив лесной товар (Фед.); Невежественен был Чибаков до крайности (Вс. Иванов); Никогда не сдергивайте абажур с лампы ! Абажур священен ! (Булг.); И вечер явно не про нас Таинственен и черномаз (Пастерн.); Был этот час таинственен и славен (Асеев); И все , чем навек незабвенен и дорог , И все , чем единственен тот человек (Анток.).

Аналогичные колебания характерны для кратких форм муж. р. прил. ветреный (ветрен и ветренен ): Он ветрен , как ветер (Пастерн.) и: День был ярок и , пожалуй , немного ветренен (Павл.).

2) Прил. на -ний , имеющие краткие формы, образуют форму муж. р. от основы на твердую согласную |н|: древний древен , но древня , древне , древни ; излишний излишен , но излишня , излишне , излишни . Формы ед. ч. жен. и сред. р., имеющие в основе мягкую согласную, в употреблении редки. Прил. искренний образует краткие формы ед. ч. муж. и жен. р. с основой на твердую согласную: искренен (с беглой гласной), искренна , а краткие формы сред. р. и формы мн. ч. – с основой как на твердую, так и на мягкую согласную: искренно , искренны и искренне , искренни .


Предваряя главное художество графа А.К.Толстого поясним, что название его даже самим автором писалось по-разному и наиболее распространенное звучит так:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО ТИМАШЕВА

Гостомысл - легендарный русский князь, по преданию VI века основавший Великий Новгород и правивший в нем до "призвания варягов". Тимашев А.К. - начальник штаба корпуса жандармов и третьего отделения собственной его величества канцелярии, а с 1868-1877 г.г. - министр внутренних дел.

Слово "наряда" в эпиграфе означает, что "Вся земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет".

Вся земля наша велика и обильна,
а наряда в ней нет.

Нестор, Летопись, стр. 8.


Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.

И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.

Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».

Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!

Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».

Варягам стало жутко,
Но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка -
Пойдем, коли зовут!»

И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет.

«Ну, - думают, - команда!
Здесь ногу сломит черт,
Es ist ja eine Schande,
Wir mussen wieder fort *» .

Но братец старший Рюрик
«Постой, - сказал другим, -
Fort, gehen ungebiirlich,
Vielleicht ist"s nicht so schlimm **.

* Ведь это срам - что мы опять должны уйти
** Уйти недостойно, может быть тут не так уж все плохо.

Хоть вшивая команда,
Почти одна лишь шваль;
Wir bringen"s schon zu Stande,
Versuchen wir einmal *»

И стал княжить он сильно,
Княжил семнадцать лет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет!

* Как-нибудь справимся, давайте попробуем

За ним княжил князь Игорь,
А правил им Олег,
Das war ein grosser Krieger *
И умный человек.

Потом княжила Ольга,
А после Святослав;
So ging die Reihenfolge **
Языческих держав.

* Он был великий воин
** Такова была последовательность

Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte fur immer
Die alte Religion *.

* Тогда пришел конец старой религии

Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги - дрянь,
Пойдем креститься в воду!»
И сделал нам Иордань.

«Перун уж очень гадок!
Когда его спихнем,
Увидите, порядок
Какой мы заведем!»

Послал он за попами
В Афины и Царьград
Попы пришли толпами,
Крестятся и кадят,

Поют себе умильно
И полнят свой кисет;
Земля, как есть, обильна,
Порядка только нет.

Умре Владимир с горя
Порядка не создав.
За ним княжить стал вскоре
Великий Ярослав.

Оно, пожалуй, с этим
Порядок бы и был;
Но из любви он к детям
Всю землю разделил.

Плоха была услуга,
А дети, видя то,
Давай тузить друг друга:
Кто как и чем во что!

Узнали то татары:
«Ну, - думают, - не трусь!»
Надели шаровары,
Приехали на Русь.

«От вашего, мол, спора
Земля пошла вверх дном,
Постойте ж, мы вам скоро
Порядок заведем».

Кричат: «Давайте дани!»
(Хоть вон святых неси.)
Тут много всякой дряни
Настало на Руси.

Что день, то брат на брата
В орду несет извет;
Земля, кажись, богата
Порядка ж вовсе нет.

Иван явился Третий;
Он говорит: «Шалишь!
Уж мы теперь не дети!»
Послал татарам шиш.

И вот земля свободна
От всяких зол и бед
И очень хлебородна,
А все ж порядка нет.

Настал Иван Четвертый,
Он Третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.

Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.

Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!

Жить можно бы беспечно
При этаком царе;
Но ах! ничто не вечно -
И царь Иван умре!

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Борис же, царский шурин,
Не в шутку был умен,
Брюнет, лицом недурен,
И сел на царский трон.

При нем пошло всё гладко,
Не стало прежних зол,
Чуть-чуть было порядка
В земле он не завел.

К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.

И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.

Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.

А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь.

Взошел на трон Василий,
Но вскоре всей землей
Его мы попросили,
Чтоб он сошел долой.

Вернулися поляки,
Казаков привели;
Пошел сумбур и драки:
Поляки и казаки,

Казаки и поляки
Нас паки бьют и паки;
Мы ж без царя как раки
Горюем на мели.

Прямые были страсти -
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти
Далёко не уйдешь.

Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.

И выгнала их сила
Поляков снова вон,
Земля же Михаила
Взвела на русский трон.

Свершилося то летом;
Но был ли уговор -
История об этом
Молчит до этих пор.

Варшава нам и Вильна
Прислали свой привет;
Земля была обильна -
Порядка ж нет как нет.

Сев Алексей на царство,
Тогда роди Петра.
Пришла для государства
Тут новая пора.

Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.

Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!..

Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.

Но это, впрочем, в шутку,
Петра я не виню:
Больному дать желудку
Полезно ревеню.

Хотя силён уж очень
Был, может быть, приём;
А все ж довольно прочен
Порядок стал при нем.

Но сон объял могильный
Петра во цвете лет,
Глядишь, земля обильна,
Порядка ж снова нет.

Тут кротко или строго
Царило много лиц,
Царей не слишком много,
А более цариц.

Бирон царил при Анне;
Он сущий был жандарм, .
Сидели мы как в ванне
При нем, dass Gott erbarm ! *

* Помилуй нас Бог

Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.

Какая ж тут причина
И где же корень зла,
Сама Екатерина
Постигнуть не могла.

«Madame, при вас на диво
Порядок расцветет, -
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, -

Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать».

«Messieurs, - им возразила
Она, - vous me comblez *», -
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле.

За ней царить стал Павел,
Мальтийский кавалер,
Но не совсем он правил
На рыцарский манер.

* Господа, вы мне льстите

Царь Александр Первый
Настал ему взамен,
В нем слабы были нервы,
Но был он джентльмен.

Когда на нас в азарте
Стотысячную рать
Надвинул Бонапарте,
Он начал отступать.

Казалося, ну, ниже
Нельзя сидеть в дыре,
Ан глядь: уж мы в Париже,
С Louis le Desire.

В то время очень сильно
Рацвел России цвет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет.

Последнее сказанье
Я б написал мое,
Но чаю наказанье,
Боюсь monsieur Veillot.

Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.

Оставим лучше троны,
К министрам перейдем.
Но что я слышу? стоны,
И крики, и содом!

Что вижу я! Лишь в сказках
Мы зрим такой наряд;
На маленьких салазках
Министры все катят.

С горы со криком громким
In corpore *, сполна,
Скользя, свои к потомкам
Уносят имена.

* В полном составе

Се Норов, се Путятин,
Се Панин, се Метлин,
Се Брок, а се Замятнин,
Се Корф, се, Головнин.

Их много, очень много,
Припомнить всех нельзя,
И вниз одной дорогой
Летят они, скользя.

Я грешен: летописный
Я позабыл свой слог;
Картине живописной
Противостать не мог.

Лиризм, на все способный,
Знать, у меня в крови;
О Нестор преподобный,
Меня ты вдохнови.

Поуспокой мне совесть,
Мое усердье зря,
И дай мою мне повесть
Окончить не хитря.

Итак, начавши снова,
Столбец кончаю свой
От рождества Христова
В год шестьдесят восьмой.

У видя, что всё хуже
Идут у нас дела,
Зело изрядна мужа
Господь нам ниспосла.

На утешенье наше
Нам, аки свет зари,
Свой лик яви Тимашев -
Порядок водвори.

Что аз же многогрешный
На бренных сих листах
Не дописах поспешно
Или переписах,

То, спереди и сзади
Читая во все дни,
Исправи правды ради,
Писанья ж не кляни.

Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб божий Алексей.

Граф А.К.Толстой
1868

Опубликовано впервые в "Русской старине" в 1883 году под названием "Русская история от Гостомысла 862-1868", до этого широко распространялась в списках.
Иллюстрации В.Порфирьева по публикации в журнале "Стрекоза", 1906 г.

Самое интересное, что у этой Истории оказалось несколько продолжений - и одно было напечатано в 1917 году, сразу после февральской революции. Правда, автором его был не А.К.Толстой.

Упражнение 253 . В отрывках из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» укажите части речи, которые несут основную изобразительно-выразительную функцию. Выделите прилагательные. Какова их грамматическая и стилистическая роль в тексте? Какие разряды прилагательных использованы?

1. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров... можно почерпнуть много любопытного и поучительного.

2. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель. - Поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

3. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.

4. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал... Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел... Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

Упражнение 254 . Укажите стилистические особенности употребления прилагательных, выявляя приемы создания образности и эмоциональности речи (метафоризация, употребление относительных прилагательных в значении качественных, образование от них степеней сравнения, кратких форм, использование экспрессивного словообразования прилагательных, субстантивация и т.д.).

I. 1. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над ними; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу (Л. ).

2. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя (Л. ).

II. - Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?

Очень хороший город, прекрасный город, - отвечал Чичиков, - и время провел очень приятно: общество самое обходительное.

А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.

Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов.

Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! <...>

Очень обходительный и приятный человек, - продолжал Чичиков, - и какой искусник! Я даже никак не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает разные домашние узоры! <...>

Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер! Не правда ли, что очень приятный человек?

Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! (Г. )

Упражнение 255 . В отрывке из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выделите прилагательные качественные и относительные; укажите случаи употребления их в переносном значении (как эпитетов) и в функции логических определений. Дайте оценку стилистическому использованию прилагательных.

Теперь я должен нарисовать его портрет. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сертучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера... В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади; чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.

Упражнение 256 . Сравните редакции стихотворных отрывков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Объясните предпочтение одних прилагательных другим, учитывая их принадлежность к качественным или относительным, употребление в прямом или переносном значении, особенности их звучания и экспрессивные свойства.

I. 1. Сквозь печальные туманы пробирается луна.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Он по полю едет на смирном коне.

2. ...на верном коне.

3. Идет престарелый кудесник.

3. ...вдохновенный кудесник.

4. И к гордому старцу подъехал Олег.

4. ...к мудрому старцу...

5. Уж не ступит нога в твое заслуженное стремя.

5. ...позлащенное стремя.

6. И кудри их белы, как утренний снег над ветхой главою кургана.

6. ...над славной главою кургана.

7. Густо-зелеными садами ее покрылись острова.

7. Темно-зелеными садами ее покрылись острова.

8. И горек был холодный их привет.

8. ...небратский их привет.

9. Ты им доволен ли, божественный (увенчанный) (разборчивый) художник?

9. Ты им доволен ли, взыскательный художник? (П. )

II. 1. Зеленый листок (молодой) оторвался от ветки родимой и в степь укатился, холодной (безжалостной) бурей гонимый.

1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

2. И корни мои умывает покорное (послушное) море.

2. И корни мои умывает холодное море.

3. К чему теперь рыданья, похвал и слез ненужный хор...

3. ...пустых похвал ненужный хор...

4. Его свободный чудный дар.

4. Его свободный смелый дар.

5. Добыча ревности немой.

5. Добыча ревности глухой.

6. Зачем он руку дал клеветникам безбожным?

6. ...клеветникам ничтожным?

7. Отравлены его последние мгновенья коварным шепотом презрительных (бесчувственных) невежд. И умер он с глубокой жаждой мщенья...

7. ...Коварным шепотом насмешливых невежд. И умер он с напрасной жаждой мщенья.. .(Л. )

III. 1. Худой! Седые длинные усы, фуражка белая высокая, с околышем из красного сукна.

1. Худой! Как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая...

2. Hoc с горбинкою, усы седые длинные. И - разные глаза: один здоровый - светится. А левый - тусклый, матовый...

2. Hoc клювом, как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза. Один здоровый - светится, а левый - мутный, пасмурный, как оловянный грош!

3. Когда б не (княжеская) (Чернышевых) кровь текла в вас - я б молчал.

3. Когда б не доблестная кровь текла в вас - я б молчал.

4. Сурово молчали родные мои, прощание было немое... Старик поднялся негодуя, по сжатым губам, по морщинам чела ходили угрюмые тени...

4. Сурово молчали родные мои... по сжатым губам, по морщинам чела ходили зловещие тени.

5. Мне снова жить среди клевет, интриг и жалких дел?.. Там места нет, там друга нет тому, кто раз прозрел.

5. Вернуться? жить среди клевет, пустых и темных дел?..

6. Дорога все трудней, но грезы мирны и легки - приснилась юность ей. (Широкий двор, высокий дом...) Дворец с наследственным гербом...

6. ...приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом на берегу Невы... (Н. )

Упражнение 257 . Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими? Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.

I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П. ).

II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]...) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) Злой человек (Ч. ).

III. 1. Чехов... разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились... в мечте... о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных , как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему свою нежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга - как истый бродяга (Купр. ).

Упражнение 258 . Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).

1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост. ). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т. ). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М. Г. ). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М. Г. ). 5. Весенний день горяч и золот (Сев. ). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний - неохотный, серый (Фед. ). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед. ). 8. О, я все могу выносить потому что у меня железная воля! (Леск. ) 9. Деревянен братец твой, деревянен... Мозги у него прямые какие-то (Леон. ).

Упражнение 259 . Укажите особенности образования и употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных; выделите элятив. Какова стилистическая роль этих прилагательных в тексте? Попытайтесь заменить простые формы сложными и наоборот; прокомментируйте стилистический результат такой замены.

1. Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье! (Гр. ) 2. Ты присягал наследнику престола законному; но если жив другой, законнейший? (П. ) 3. Читатель, басни сей мысль самая простая: что равенство в любви и дружбе - вещь святая (Кр. ). 4. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука (Л. ). 5. Ее рука была немногим меньше его руки, но гораздо теплей и глаже, и мягче, и жизненней (Т. ). 6. Этот случай считаю самым сквернейшим поступком из всей моей жизни (Добр. ). 7. В середине самой возвышенной скорби он вдруг зачинал смеяться самым простонароднейшим образом (Добр. ). 8. Над всем этим царит беспримерная бесталанность и неслыханнейшая бедность миросозерцания (С.-Щ. ). 9. У нас погода просто замечательная, изумительная, весна чудеснейшая, какой давно не было (Ч. ). 10. В сплетенье проволок машины рука мертвее рычага (Бл. ). 11. Чем рок был многотрудней, тем слаще вспомнить вас, - рубинней, изумрудней, алмазней, чем алмаз! (Брюс. ) 12. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам (Паст. ). 13. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не бывал (Ахм. ). 14. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших, казенных, и рубашки побелее наших белоснежных, и портфели у них были пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек. ).

Упражнение 260 . Определите стилистическую роль прилагательных; проанализируйте употребление полных и кратких форм. Попробуйте заменить одни другими. В каких случаях это возможно?

Все наши дамы были без ума от нового гостя... Упомяну как странность: все у нас, чуть ли не с первого дня, нашли его чрезвычайно рассудительным человеком. Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен, как у нас никто. Наши франты смотрели на него с завистью и совершенно перед ним стушевывались. Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые - казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску; впрочем, многое говорили, между прочим, и о чрезвычайной телесной силе его. Росту он был почти высокого.

(Ф.М. Достоевский. )

Упражнение 261 . Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их вариантами, объясняя возможность и недопустимость такой замены. За справками обращайтесь к словарям.

1. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ (П. ). 2. Я был не только весел и доволен, - я был счастлив, блажен, я был добр (Л. Т. ). 3. Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии (Л. Т. ). 4. Человек во всей деятельности своей, а в искусстве всего больше, - должен быть художествен, то есть красив и силен (М. Г. ). 5. Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор (Тын. ). 6. И вечер явно не про нас таинственен и черномаз (Паст. ). 7. Он ветрен, как ветер (Паст. ). 8. День был ярок и, пожалуй, немного ветреней (И. Павл. ). 9. Он был прост и естествен в речах и движениях (Пауст. ). 10. Я слишком невежествен в современной физике, чтоб об этом судить (Эрен. ). 11. Дом как бы спит, но я знаю - внутри что-то делается, и от этого дом становится сразу таинствен (Каз. ). 12. Подъем медленен и труден (А. Т .). 13. Он не одиночка, он - частица всех, он могуществен! (Тендр. ) 14. И все, чем навек незабвенен и дорог, и все, чем единственен тот человек (Ант. ). 15. В твоем сознании я ответственен за все (из газ. ). 16. Петербург торжествен, строг и великолепен всегда (из газ. ). 17. И если упрек справедлив, он убийствен для поэта (из газ. ). 18. Помогало чувство, что ты не единствен (из газ. ).

Упражнение 262 . В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее ) формы, чем в письменной. (Уч. пособие ). 2. Если утверждается, что А (более сильный, сильнее ) Б и (более сильный, сильнее ) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же рфемя А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный ) относительно этих трех носителей признака (монография ). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее ), если рассматривать признак в динамике и в статике (монография ). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона... (Самый благодатный, благодатнейший ) край! (Из газ. ) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее ) из довоенного прошлого (повесть ). 6. С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее ), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (повесть ). 7. Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший ) сестре, а может, даже и больше (повесть ). 8. Твардовский был (самый образованный, образованнейший ) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (крит. статья ). 9. Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее ), чем в современном русском языке (монография ).

Упражнение 263 . Укажите усеченные формы прилагательных, отмечая их отличия от кратких. Определите их стилистическую нагрузку в тексте (архаизация слога, стилизация, создание возвышенного звучания речи, пародирование высокого слога).

1. Так сердце может лишь мечтою услаждаться! Оно все хочет оживить... Услышать барда песнь священну... Так сердцем рождена поэзия любезна, как нектар сладостный, приятна и полезна (Бат. ). 1. Ретивы кони бранью пышут, усеян ратниками дол, за строем строй течет... Бессмертны вы вовек, о росски исполины, в боях воспитанны средь бранных непогод (П. ). 3. «Кто ты? - спросил ее [тень] Минос, - и кто сии?» - На сей вопрос «Мы все с Невы поэты росски, - сказала тень... - Стихи их хоть немного жестки, но истинно варяго-росски» (Бат. ). 4. Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася: опозорил семью нашу честную злой опричник царский Киребеевич... Супротив него он становится... Да кудряву бороду поглаживает (Л. ).

Упражнение 264 . Выделите притяжательные прилагательные. Укажите их стилистические особенности (разговорную, просторечную, книжную окраску) и экспрессивную функцию.

1. На то есть воля батюшкина, чтобы я шла замуж (Остр. ). 2. Порфиша и себя, и семью - все вверил маменькиному усмотрению (С.-Щ. ). 3. У нас кучерова жена своего мужа хозяином зовет (Остр. ). 4. - Цыц, проклятая! - крикнул старик, поднимаясь на локте. - А, чтоб ты лопнула, бесова тварь! (Ч. ) 5. Путешествуют обыкновенно: садятся на пароход, остальное - дело капитаново (М. Г. ). 6. Гегелева «Феноменология духа» воспринималась им как нечто юмористическое (М. Г. ). 7. Эка повадка у тебя, сватья! Княжья повадка, убей меня бог! (М. Г. ) 8. От невестина дома подошла гурьба поезжан, собравшихся проводить жениха и невесту (Зл. ). 9. Он поклонился барынину брату (Тын. ).

Упражнение 265 . Дайте стилистическую оценку употреблению падежных окончаний имен прилагательных, различая устаревшие, разговорные и литературные формы. Укажите случаи стилистически мотивированного предпочтения автором одного из вариантных окончаний имен прилагательных.

1. Душевных мук волшебный исцелитель, мой друг Морфей, мой давный утешитель (П. ). 2. Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах (П. ). 3. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный (П. ). 4. Пустился в дальнюю дорогу, шагал, шагал, и, славу богу, как бы Пророчеству назло, все счастливо сначала шло (П. ). 5. С тех пор у казаков охота к дальним походам охладела (П. ). 6. Иногородные могут адресоваться в Газетную экспедицию (П. ). 7. Зимовейский атаман спрашивал его на станичном сбору, откуда взял он карюю лошадь, на которой приехал домой? (П. ) 8. Мы начали искать актеров: знакомились с местными, вызывали иногородних, рассылали письма (Гардин ). 9. Я взошел на гору и сел там, глядя вниз на бескрайное могучее море (М. Г. ). 10. [Григорий] ехал по раскинувшейся бескрайней заснеженной степи (Шол. ). 11. Никаких выспренных требований к нему не предъявишь (Фед. ). 12. Восхвалял театр, употребляя неимоверное количество иностранных слов и выспренних выражений (Н. Вирта ). 13. Снимает трубку, звонит на нашу междугородную (Полев. ). 14. Поехал на междугороднюю станцию (Сим. ). 15. Бекетов жил и вырос в бескрайных песках Туркмении (Гайд. ). 16. Перед Пашей он не мог кривить душою - перед нею ему хотелось быть откровенным, искренним (Гл. ).

Упражнение 266 . Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта. 3. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 4. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 5. А сейчас, накануне праздника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие государственных учреждений: в районном центре вступает в строй административное здание. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Упражнение 267 . Укажите стилистические недочеты; исправьте их.

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища Подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в настоящее время действен. 7. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актера становится зрим и ясен лишь после того, как заканчиваются съемки и фильм монтируется. 9. Писатель показывает, как человек с хорошими, здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать хозяином жизни, собственником. 10. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

Упражнение 268 . Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки; предложите свой вариант стилистической правки.

1. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.

1. Разработка этого месторождения - самая важная задача.

2. К еще более строжайшей экономии материалов призвала Л. Тюнина.

2. К более строгой экономии материалов призвала Л. Тюнина.

3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий.

3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочен и легок.

4. Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение.

4. Проверка показала, что склад спецодежды необходимо перевести в лучшее и гораздо большее помещение.

5. Все это требует от участников совещания наиболее серьезного подхода к делу.

5. Все это требует от участников совещания самого серьезного подхода к делу

6. Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

6. Цифры - самое убедительное доказательство снижения инфляции.

8. Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена.

8. Видны были покрытые снегом сверкающие горы, и самой замечательной из них была гора Хельмера Хансена.