Как называются и подчеркиваются второстепенные чл предложения. Как определить второстепенные члены предложения. Другие члены предложения


Общее понятие о второстепенных членах.

В т о ­р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения могут распространять (по­яснять) как главные, так и второстепенные члены предложе­ния, вместе с которыми они составляют словосочетания (см. вы­ше, § 1-4), например: 1) На деревьях висят спелые яблоки. (В этом предложении второстепенные члены распространяют (поясняют) главные члены предложения.) 2) Больная говорила очень тихо. (В этом предложении тихо распространяет сказуе­мое говорила, и второстепенный член очень распространяет вто­ростепенный член тихо.)

Второстепенные члены предложения могут соединяться с дру­гими членами предложения тремя способами: согласова­нием , управлением , примыканием , например:

1) Краснеет спелая земляника (согласование). 2) Ученик чи­тает книгу (управление). 3) Вдали был виден лес (примыка­ние). (См. § 3.)

Второстепенные члены предложения имеют самые разнооб­разные значения: указывают качество предмета (Цветут души­стые липы); указывают на принадлежность предмета (Ваши часы верные); указывают орудие действия (Лесоруб работал автопилой); предмет, на который направляется действие (Ле­соруб пилит дерево); место действия (Всадники ехали впере­ди); время действия (Разведчики вернулись на рассвете) и др.

Некоторые второстепенные члены совмещают два значения, например: 1) У пристани стоял баркас с грузом . Второстепен­ный член с грузом указывает на добавочный предмет и одно­временно указывает на признак предмета. (Ср.: У пристани стоял гружёный баркас.) Вот почему к этому второстепенному члену можно поставить два вопроса: а) баркас с чем ? - бар­кас с грузом; б) баркас какой ? - баркас с грузом. 2) Очки лежат в футляре. Второстепенный член в футляре совмещает два значения: 1) указывает на предмет (в чём лежат оч­ки?); 2) указывает место (где лежат очки). (См. § 4.)

Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы:

д о п о л н е н ия, о п р е д е л е н и я и о б с т о я т е л ь с т в а.

Дополнение.

Д о п о л н е н и е обозначает предмет, яв­ляющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопро­сов косвенных падежей: к о г о? - ч е г о? к о м у? - ч е м у? к о г о? - ч т о? к е м? - ч е м? о к о м? - очё м? Дополне­ния бывают как без предлога, так и с предлогом.

1. Дополнение выражается косвенными падежами имён су­ществительных и местоимений-существительных: Вы отыскивае­те себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осмат­риваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. (Т.)

2. Дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного: Старый Тарас ду­мал о давнем. (Г.) Он посмотрел на вошедшего. Кукушка одно куку своё твердит. (П.)

3. Дополнение (как и подлежащее) может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным:

Командир приказал обстрелять дот противника (что прика­зал командир ? ). Разделите десять на два (что на что ? ).

П р и м е ч а н и я. 1. Числительные и неопределённая форма не приоб­ретают при этом значения существительного; они признаются дополнениями постольку, поскольку стоят на месте дополнения и относятся к словам, допу­скающим при себе дополнение.

2. В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глаголь­ное сказуемое, неопределённая форма в качестве дополнения обозначает дей­ствие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть ука­заны в предложении в дательном или винительном падеже. Такое значение неопределённая форма имеет при глаголах, связанных с понятиями: просить, приказывать, умолять, разрешать, препятствовать и т. п., например: Я велел ямщику ехать. (П.)- Велел я, а ехать должен ямщик. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.)- Наказывала матушка, а беречь должен я. Зурин велел подать пуншу. (П.)- Велел Зурин, а подадут дру­гие. Я прошу вас подождать. - Прошу я, а подождёте вы.

4. Дополнение может быть выражено словосочетанием, со­стоящим из количественного числительного и существительного, например: 1) Купили пять тетрадей. 2) Встретился с пятью товарищами. 3) Говорили о пяти новых книгах.

Дополнение к глаголу прямое и косвенное.

П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаго­лом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с пря­мыми дополнениями, в противном случае смысл высказываний, содержащих переходные глаголы, остаётся неясным, а сами та­кие высказывания - синтаксически незаконченными.

Так, предложение Мальчик ловил ... является незакончен­ным, потому что переходный глагол ловил обязательно требу­ет прямого дополнения, отвечающего на вопросы ч т о ловил?

к о г о ловил? - Мальчик ловил мяч. Мальчик ловил лошадь и т. п.

Прямое дополнение выражается: 1) винительным падежом без предлога, показывающим, что предмет полностью охвачен действием: поймал окуня, срубил берёзу, прочитал книгу и т. д.;

2) вместо винительного может быть употреблён и родительный падеж без предлога в следующих случаях: а) когда хотят по­казать, что действие охватывает не весь предмет, а только его часть: принести воды, достать муки, налить молока, насыпать крупы, выпить чаю; б) при отрицании: не дают прав, не тронул волоска, не ожидал возвращения; сравнительно с винительным родительный падеж в этом случае усиливает отрицание; сопо­ставьте: Я не читал эту книгу. - Я не читал этой книги.

В отличие от прямого дополнения все остальные дополнения называются косвенными.

П р и м е ч а н и е. Прямое дополнение бывает не только при переходном глаголе, но также при некоторых предикативных наречиях: Жаль сестру. Мне надо книгу.

Действительный и страдательный обороты.

Д е й с т в и ­ т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предло­жения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуе­мое - действие, которое "переходит" на другой предмет, ука­занный прямым дополнением.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. П р я м о е д о п о л н е н и е.

Мальчик прочитал книгу.

Ветер раскачивает берёзу.

Я вымыла пол.

С т р а д а т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое по­строение предложения, при котором в роли подлежащего высту­пает предмет, подвергающийся действию, сказуемое имеет стра­дательное значение, а деятель может быть указан дополнением в творительном падеже без предлога.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. Д о п о л н е н и е, о б о з н а ­ ч а ю щ е е д е я т е л я.

Книга была прочитана мальчиком.

Берёза раскачивается ветром.

Пол вымыт мной.

В качестве сказуемого в страдательных оборотах употребля­ется либо возвратный глагол со страдательным значением, либо составное именное сказуемое, именной.частью которого являет­ся краткое страдательное причастие (на и -т): раскачивает­ся, была прочитана, вымыт.

Действительный оборот легко превратить в страдательный, и обратно.

Д е й с т в и т е л ь н ы й о б о р о т. С т р а д а т е л ь н ы й о б о р о т.

1) Старая Кириловна пере- Все сказки были пересказаны

сказала мне все свои мне старой Кириловной.

сказки.

2) Наши студенты серьёзно Народная поэзия серьёзно

изучают народную поэзию. изучается нашими студен­тами.

П р и м е ч а н и е. При сказуемом, имеющем форму несовершенно­го вида, преимущественно употребляются возвратные глаголы со страдательным значением: Эта задача успешно решается нами (решалась нами, будет решаться нами).

При сказуемом, имеющем форму совершенного вида, преимуществен­но употребляются страдательные причастия на-ни-т: Эта задача решена (правильно понята) нами (была решена нами. будет решена нами).

Сказуемое, выраженное возвратным глаголом со страдательным значе­нием, обычно употребляется только в 3-м лице. Недостающие страдательные формы 1-го и 2-го лица восполняются неопределённо-личными предложения­ми, имеющими действительную конструкцию: Меня одевают. Тебя моют и т.п.

Дополнение при именах существительных и прилага­тельных.

I. Следующие разряды существительных могут пояс­няться дополнениями:

1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом корень (мстить и мщение, бояться и боязнь, рубить и рубка) или же близки к глаголу по своему лексическому значению (думать - дума, мысль).

Одни из этих существительных управляют теми же паде­жами дополнения, что и соответствующие им глаголы: мстить врагу - мщение врагу, бояться опасности - боязнь опасности, тосковать по родине - тоска по родине, думал о нём - мысль о нём. Другие же управляют не теми падежами, что соответствующие им глаголы: рубить лес - рубка леса, копать карто­фель - копка картофеля и т. п.

Винительному падежу прямого дополнения при глаголе со­ответствует родительный падеж дополнения при отглагольном существительном: сушить (что ?) плоды -сушка (чего ?) пло­дов; заготовить хлеб - заготовка хлеба; изучить математику - изучение математики и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из имени существительно­го, обозначающего меру чего-либо или вместилище для чего-либо, и другого существительного при нём в родительном падеже, рассматриваются как один член предложения: Принесли полную корзину грибов . Купили три литра молока. Привезли мешок картофеля.

2) Дополнения могут быть также и при именах существи­тельных, образованных от глагольных основ и обозначающих дея­телей (руководитель, председатель, правитель и т. п.): руко­водитель кружка, председатель собрания, правитель страны и т. п.

II. Дополнениями управляют те прилагательные, которые имеют корни, одинаковые с глаголами.

Эти прилагательные имеют при себе дополнения либо в том же падеже, что однокоренные глаголы: сержусь на кого ? - сердит на кого ? злюсь на кого ? - зол на кого ? похожу на ко­го ? - похож на кого ?, либо управляют другими падежами: чуж­даюсь чего ? - чуждый чему ?

Кроме того, дополнениями могут поясняться прилагательные в сравнительной степени.

Прилагательные в сравнительной степени (также и наречия) управляют дополнением в родительном падеже; это дополнение обозначает предмет или лицо, с которым сравнивают: ярче роз, белее снега, выше меня (родительный при сравнении).

Упражнение 46. Выпишите глагольные словосочетания с дополнениями и определите падежи этих дополнений. Какие из этих дополнений прямые, какие косвенные? Объясните правописание во всех выделенных случаях.

1) Я ждал тебя. (П.) 2) Кто бы нам сказал про старое, про старое - про бывалое, про того ли Илью Муромца. (Был.)

3) Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. (М. Г.)

4) Разделите триста семьдесят на два. 5) Охотники убили сем­надцать бекасов. (Л. Т.) 6) Знает он много рассказов забав­ных про деревенских охотников славных. (Н.) 7) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Г.) 8) Да понадеялся на русский авось. (П.) 9) Вотще воображенье вокруг меня това­рищей зовёт. Знакомое не слышно пробужденье, и милого душа моя не ждёт. (П.)

47 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с дополнениями и укажите, чем выражены дополнения.

1) И вашей радости бе...печной сквозь слезы улыбнулся я. (П.) 2) Я нагнал его, мне н...преме...о хотелось вид...ть его лицо. (Т.) 3) Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник. <Максим Максимыч, не хо...те ли чаю?" - закричал я ему в окно. (Л.) 4) Выжже...ая солнц...м трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. (Ч.)

5) Над мостовой мелькают ласточки, почти к...саясь земли изо­гнутыми крыль...ми. (М. Г.) 6) Золотым луч...м деревню обли­ло. (Майк.) 7) Ж-лаю вам всякого счастья и весёлой дороги! (Л.) 8) Н... стану я ж...леть о розах. увя...ших с лёгкою вес­ной. (П.) 9) Что ты рж...шь, мой конь ретивый, что ты шею опустил, н... потряхиваешь гривой, н... грызёшь своих удил?

(П.) 10) О чём, прозаик, ты хлопоч...шь? (П.) 11) Я жду тебя,

мой запоздалый друг,- приди; огнём волшебного ра...каза сердечные пр...данья оживи; поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. (П.)

48 . Спишите. Найдите глагольные словосочетания с неопределённой фор­мой; укажите, где неопределённая форма выступает в роли части составно­го сказуемого, где - в роли дополнения. Объясните правописание слов во всех выделенных случаях.

1) Спорить с ними я ни когда не мог. 2) Признаюсь, я не желаю с ними познакомить ся. 3) Все просили её спеть что-ни­будь . 4) Княгиня лечит ся от ревматизма, а дочь бог знает от чего; я велел обе им пить по два стакана в день кисло серной воды. 5) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться:

этот ковёр так украсил бы её кабинет! 6) Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынн ого ветра.

(М. Ю. Л е р м о н т о в.)

49 . Спишите, поставив слова из скобок в нужных падежах; падежные окончания подчеркните.

1) Доклад поручили прочитать (Софья Антоновна). 2) Уча­щиеся беседовали с (Сергей Никитич). 3) В газете сообща­лось о (лыжница Ксения Николаева). 4) Ребята отправились в горы с (Василий Кузьмич). 5) Пруд зарос (камыш). 6) Се­стра склонилась над (чертёж). 7) Отдыхающие любовались чу­десным (пейзаж). 8) Ученики тренировались в (решение) ариф­метических (задачи).

50. Переделайте данные предложения в отрицательные и замените винительный падеж выделенных слов родительным. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

1) Вы учли все условия при производстве этого опыта. 2) Вы обр...тили вн...мание на пок...зания манометра? 3) Это сообщение рассе...ло все наши сомнения. 4) Мы имеем возмож­ность засветло добраться до нашего лагеря. 5) Вряд ли вы одо­брите решение ноч...вать среди открытого поля. 6) Эта карта даёт представление о мес...ности, где мы находимся. 7) Новые факты внесли ясность в поставл...нный вопрос. 8) Вы имеете право на след...щий ход? 9) Мы решали задачи на ур...внения вы...ших степеней.

51 . Разберите предложения, ответив на следующие вопросы: что обозна­чает подлежащее страдательного оборота? Чем выражено сказуемое? В ка­ком падеже стоит название деятеля? Переделайте страдательный оборот в действительный. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1) Недостаток смелости мен...е всего извиняется молодыми людьми. 2) Малое число книг, найд...нных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. 3) Тайна была сохранена бол...е чем (полодюжиною заговорщиков. 4) (не)- смотря на её холодность, Марья Гавриловна всё (по) прежне­му окружена была искателями. 5) Тесная квартирка сапожни­ка была наполнена гостями, больш...ю частию немцами-ремесле...иками, с их жёнами и подмастерь...ми.

52 . Выпишите именные словосочетания с дополнениями; укажите падежи дополнений. Замените, где можно, управляющее слово глаголом с тем же корнем. Сохранится ли при нём тот же самый падеж дополнения?

1) О радость! Полные тобой, дрожат, готовы грянуть стру­ны нелицемерною хвалой. (П.) 2) Дальше, вечно чуждый тени. моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Л.) 3) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко. (Ч.) 4) На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (Ч.) 5) Известие о при­бытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подейст­вовало. (П.) 6) Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (П.) 7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба кра­юшка. (Загадка.)

Определение.

О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?

к о т о р ы й?:

1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглоли­цая, румяная, с светло-русыми волосами. (П.) 2) (Какие?) Всегдашние шутки (ч ь и?) его насчёт семьи (чье и?) комен­данта мне очень не нравились, особенно (к а к и е?) колкие замечания о Марье Ивановне. (П.)

Определения бывают согласованные и несогласо­ванные. Согласованные определения согласуются с опреде­ляемым существительным в роде, числе и падеже; они выража­ются прилагательными, местоимениями-прилагательными, при­частиями, порядковыми числительными.

П р и м е р ы. Установилась хорошая погода. (М. Г.) Собака моя наткнулась на выводок. (Т.) Колос срезанный из рук ва­лится. (Н.) Пятая неделя уж к концу идёт. (Ник.)

Несогласованное определение.

Несогласованное опре­деление выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.

1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозначающий:

а) принадлежность (т. е. то же. что выражается притяжа­тельными прилагательными, отвечающими на вопрос ч е й?), например: дом деда, типы Островского, опера Глинки, драмы Чехова;

б) признак предмета (т. е. то же, что выражается относительными и качественными прилагательными и отвечает на вопрос к а к о й?), например: темнота ночи, ветка ивы, след тигра.

2. Кроме родительного падежа без предлога, определения могут быть выражены родительным с предлогом и другими па­дежными формами с предлогами: Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору. (Л. Т.) Однажды отец катал меня на лодке с парусом. (М. Г.) (См. Примечание 2.)

П р и м е ч а н и я. 1. В некоторых случаях определения, выраженные при­лагательными и управляемыми существительными, совпадают по своему зна­чению: сестрин платок - платок сестры, кожаный портфель - портфель из кожи, длиннобородый старик, - старик с длинной бородой. Но в большин­стве случаев определения, выраженные управляемыми существительными, имеют более частные значения, особенно если существительное пояснено прилагательным: Это платок моей старшей сестры, а это платок младшей сестры; портфель из шагреневой кожи; старик с реденькой бородкой и т. п.

2. Многие несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах, имеют и второе значение - значение дополнения, на­пример: 1) Сердце матери дрожало дрожью нетерпения. (М. Г.) 2) Семья комиссара жила в Москве. (Бубен.) 3) Наши лавочники привязывали собаке к хвосту жестянку из-под керосина. (Ч.) 4) На предпоследнем переезде он встретил знакомого колхозника из соседней деревни. (Г. Ник.) 5) У одной стены стоял ларь для муки. (М. Г). 6) Она показала Кате записочку от мужа. (А. Н. Т.)

3. Определение может быть выражено прилагательным в сравнительной степени, например: Зато в другое время не бы­ло человека деятельнее его. (Т.) Дайте мне книгу поинтерес­нее. Так как сравнительная степень не изменяется, то, разуме­ется, согласования здесь нет.

4. В роли определения употребляются также и обстоятель­ственные наречия: Москва сегодня - это не то, что Москва вче­ра . Поездки верхом очень занимали меня. Им подали яйца всмятку и кофе по-варшавски .

5. Определение может быть выражено неопределённой фор­мой глагола. Неопределённая форма может употребляться при существительных отвлечённых, имеющих общую основу (а иногда только общее лексическое значение) с глаголами и прилагательными: желаю нравиться - желание нравиться, спо­собный работать - способность работать. Например: Нетерпе­ние доехать до Тифлиса всецело овладело мной. (П.) Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть при­стально смеющимися, ласковыми глазами. (Л. Т.)

6. Определение очень часто выражается словосочетаниями, состоящими из существительного в косвенном падеже вместе с относящимся к нему прилагательным, которое в рассматривае­мой конструкции не может быть опущено: Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней. (Герц.) На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубые глаза. (М. Г.);

из существительного в родительном падеже и количественного числительного при нём, также обязательного: Мальчик лет пят­надцати , кудрявый и краснощёкий, сидел кучером. (Т.)

Упражнение 53. Выпишите именные словосочетания с определениями и разберите грамматические формы согласованных и несогласованных опре­делений.

I. Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё хо­лодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всхо­дило всё выше в голубую пустыню неба из пурпурно-золотых волн реки. Справа от плотов был виден коричневый горный бе­рег в зелёной бахроме леса, слева - бледно-изумрудный ковёр лугов блестел брильянтами росы. В воздухе поплыл сочный за­пах земли, только что рождённой травы и смолистый аромат

(М. Г о р ь к и й.)

II. 1) У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий серд­цу или рассудку. 2) Это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены.

54. Укажите в нижеследующих именных словосочетаниях значение пояснительных слов.

1) Комната соседа, дом брата, рассказы И. С. Тургенева; рабо­чий фабрик и заводов, председатели колхозов, секретарь профко­ма; крыша сарая, ножка стола, решётка сада, голова лошади; че­ловек дела, мальчик семи лет, день веселья, кабинет карельской берёзы.

2) Доброта отца, храбрость воина, стойкость борца; белизна снега, чистота комнаты, красота слога; приезд делегатов, вы­ступления рабочих; уборка сена, копка картофеля, критика недо­статков, обсуждение доклада.

55 . Замените именные словосочетания с согласованными определениями именны­ми словосочетаниями с несогласованными определениями, выраженными управляе­мыми существительными.

Образец. Стальной нож - нож из стали.

Кожаный портфель; фарфоровая посуда; черноглазый мальчик; седобородый старик; двугорбый верблюд; шестиствольный миномёт. Осенние дни, птичьи голоса, сестрина книга.

56 . Найдите в отрывке из произведения И. С. Тургенева "Лес и степь" ("За­писки охотника") определения и укажите, какими частями речи они выра­жены. Вместо точек придумайте подходящие по смыслу определения-эпите­ты, затем сверьте с текстом Тургенева и установите, какие эпитеты употре­бил Тургенев.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в... воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; . . . туман стоит вдали над. . . полями. Сквозь обнажённые. . . сучья дерев мирно белеет. . . небо; кое-где на липах висят последние. . . листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие, сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на... траве.

57 . Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения; вставьте про­пущенные буквы.

Уже пос...нело над (далёкий) поворотом реки, над (желтею­щий) песками, над (обрывистый) берегом, над (примолкший) на той стороне лесом.

Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли т...хонько за­тяг...валось дымкой покоя, усталости под (спокойный), глубоко (синевший), с (редкий белый) звёздами небом.

Баржа и лодка возле неё, понемногу (терявший) очертания, неясно и темно р...совались у берега. Отр...жаясь и дробясь (багровый) отблеском, у (самый) воды горел костёр, и поплё­скивал на (шипевший) уголья (сбегавший) пеной подвеш....ный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по (узкий) полосе (прибрежный) песка, (длинный) тени, и задумчиво возвышал­ся обрыв.

(А. С. С е р а ф и м о в и ч.)

Приложение. Чёрточка при приложении.

I. П р и л о ­ж е н и е-это определение, выраженное именем существитель­ным, которое согласуется с поясняемым словом в падеже.

П р и м е р ы. Попрыгунья -стрекоза лето красное пропела. (Кр.) В классе мы читали о попрыгунье -стрекозе и трудолюби­вом муравье. В первом примере приложение попрыгунья согла­совано с существительным стрекоза в именительном падеже, а во втором - в предложном падеже. Если существительное, яв­ляющееся приложением, изменяется и по числам, то оно согла­суется и в числе, например: Герой -лётчик выполнил задание блестяще. Герои -лётчики выполнили задание блестяще. В при­мере: Деревня Горки стояла на высоком берегу реки - прило­жение Горки не согласовано в числе со словом деревня, так как существительное Горки имеет форму только множественного числа, хотя и обозначает как имя собственное единичный

Приложение относится к именам существительным, но мо­жет относиться и к личным местоимениям (в последнем случае лишь в форме обособленного приложения), например: Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она, мать, всё молчит. (М. Г.)

Приложения по значению своему неодинаковы:

1) Одни приложения обозначают качества, свойства пред­мета и даже передают наше отношение к нему: Чижа захлопну-

ла злодейка -западня. (Кр.) К ним, если приедет какой-нибудь гусь- помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.)

2) Другие служат для обозначения возраста, звания, занятия лица (т. е. указывают, к какому роду предметов относится данный пред­мет) или называют человека по имени, фамилии, прозвищу: В комна­ту вошла телефонистка, молоденькая девушка. Студент Знамен­ский торопился на занятия.

3) Третьи, наконец, заключают в себе пояснение, т. е. другое, бо­лее точное обозначение того же предмета (перед ними можно подра­зумевать союз то есть), например: Мы пошли на вал - возвыше­ние, образованное природой и укреплённое частоколом. (П.)

П р и м е ч а н и е. Собственные имена неодушевлённых предметов, в част­ности географические названия, обычно бывают приложением к именам на­рицательным, например: Река Днепр сильно разлилась. Город Иваново вырос и похорошел.

В качестве приложений могут быть и такие собственные имена, как предприятие "Мосводосток", агентство "Знак ", ледокол "Ге­оргий Седов"; сюда же относятся и названия газет, журналов и ли­тературных произведений: газета "Правда", роман "Поднятая це­лина". Чтобы отметить, что эти слова и сочетания слов употребляют­ся в качестве собственных имён, их заключают в кавычки. При изменении определяемого существительного по падежам эти прило­жения-названия не изменяются: Я прочитал об этом в газете "Прав­да". Я узнал об этом из газеты "Правда". Его брат работает бухгалтером в фирме "Мираж" и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из существительного и приложения к нему, не следует смешивать: 1) с составными именами соб­ственными: Александр Сергеевич. Пушкин, Николай Алексеевич Некра­сов; 2) со сложными словами, образованными из двух существительных:

радость-веселье, грусть-тоска, хлеб-соль, плакун-трава, иван-чай и т. п. Разумеется, такие сочетания не могут быть разбиты на члены предложе­ния и должны рассматриваться как одно целое.

II. Если приложение состоит из одного слова, оно присоединяется к определяемому существительному посредством чёрточки (де­фиса): Француз -камердинер подал ему башмаки с красными каб­луками. (П.) Перед именем собственным чёрточка не ставится: река Москва, но при обратном порядке слов дефис обязателен: Москва- река.

П р и м е ч а н и е. Обособленные приложения выделяются запятой или тире. Подробно об этом см. в § 79.

Приложения - географические названия.

Названия городов, выраженные склоняемыми существительными, обыч­но согласуются с определяемым словом в падеже: из города Петербурга, под городом Ташкентом, в городе Нарьян-Маре. Исключение составляют названия малоизвестных городов: в этом случае, во избежание неясности, сохраняется форма имени­тельного падежа: в городе Адуй (не: в городе Адуе - в этом случае была бы неясна исходная форма этого названия: Адуе? Адуя? Адуй?). Неизменным сохраняется название города также в тех случаях, ког­да возможна омонимия форм мужского и среднего рода; сравните: в городе Пушкино, но не в городе Пушкине, так как при такой форме согласования неясно, о каком городе идет речь - Пушкино или

Пушкин.

Не согласуются со словом город составные наименования: в горо­де Великие Луки, о городе Вышний Волочек, к городу Минеральные

Воды.

То же самое правило касается и согласования приложений -гео­графических названий со словами деревня, село и река. Названия озёр, заливов, проливов,островов, гор, а также названия станций и портов, как правило, не согласуются с родовыми наименования­ми: на озере Иссык-куль, у острова Шпицберген, около горы Эве­рест, на станции Таёжная, к порту Гданьск.

Названия зарубежных административно-территориальных еди­ниц обычно не согласуются с родовыми наименованиями: из шта­та Оклахома, в провинции Тоскана, с княжеством Лих­тенштейн.

В речи, особенно в обиходно-бытовом её стиле, часто возникает необходимость употребить географическое название без родового слова (типа город, село, река и т.п.). В этих случаях названия, если они не принадлежат к разряду неизменяемых существительных, имеют форму того падежа, который требуется данным предлогом, например: в Великих Луках, плыли по Аргуни (реке), с Байкала, у Шпицберге­на, около Эвереста, из Оклахомы, в Тоскане, на Таёжной, к Гдань­ску и т. п.

Некоторые жанры официально-делового стиля речи харак­теризуются тенденцией к употреблению всех географических назва­ний при родовом слове в неизменном виде. Таковы, например, жан­ры военных документов, где нормативно такое словоупотребление:

переправа через реку Десна, в боях под хутором Татарский, про­тивник силами до батальона занимает оборону в трёх километ­рах южнее деревни Сосновка и т. п.

Упражнение 58. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните именные словосочетания с приложением. Укажите, в чём согласовано приложение. Объясните постановку дефиса.

1) Ра...ступись, о старец-море, дай приют моей волне. (Л.) 2) Ноч...вала тучка золотая на груди утёса-великана. (Л.) 3) И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) 4) Осетин-изво...чик неутомимо пог...нял лошадей. (Л.) 5) Подн...мается сторож-старик на свою колокольню-руину. 6) Поэт Н.А. Некрасов своё детство провёл на берегу реки Волги. 7) Ходил на Оку-кормилицу, и на Цну-голубку, и на Волгу-матушку и много людей видал. (Т.) 8) Няня ра...сказывала ска...ку про братца Ива­нушку и про сестрицу Аленушку. 9) Я смотрю на его весёлое лицо и в...поминаю бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Ива­нушку-дурачка. (М. Г.)

59 . Вставьте вместо вопросов названия литературных произведений или газет.

1) Герой поэмы Гоголя (к а к о й поэмы?) Павел Иванович Чичи­ков - ловкий и жадный приобретатель. 2) В романе А. С. Пушкина (к а к о м?) широко показано дворянское общество начала XIX века. 3) В комедии (к а к о и?) Д. И. Фонвизин осудил невежество Простаковых и Скотининых. 4) В своём романе (к а к о м?) Горький показал героизм и мужество революционеров. 5) Наши соседи выписывают газету (к а к у ю?).

Обстоятельства.

О б с т о я т е л ь с т в а обозначают ус­ловия, в которых протекает действие: время, место, способ совершае­мого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выде­ляется несколько типов обстоятельств.

1. Обстоятельство м е с т а указывает место действия (отвечает на вопрос где?), его направление (к у д а?), исходный пункт (о т к у д а?), предел (д о к у д а?).

П р и м е р ы. Внизу рассыпался аул. (Л.) Два казака вы­ехали вперёд. (Г.) Издали доносились звуки музыки. Проводи меня до угла.

2. Обстоятельство времени обозначает время действия (к о г д а?), его начало (с к а к и х п о р?), его окончание (д о к а к и х п о р?).

П р и м е р ы. Войска наши выступили накануне. (П.) Бабуш­ка от восхода солнца до поздней ночи была занята по хозяй­ству. (М. Г.)

3. Обстоятельство п р и ч и н ы обозначает причину действия или его повод (почему? отчего?).

П р и м е р. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радос­ти в зобу дыханье спёрло. (Кр.)

4. Обстоятельство ц е л и обозначает цель совершения данного действия (з а ч е м? д л я

П р и м е р ы. Цыганок поехал на базар покупать провизию. (М. Г.) В Пайсанауре остановился я для перемены лошадей. (П.)

5. Обстоятельство образа действия обозначает каче­ство действия или же способ его совершения (к а к? к а к и м о б ­р а з о м?).

П р и м е р ы. Облака тяжело тянулись около чёрных вершин. (П.) Мы ехали шагом. (Свет л.)

6. Обстоятельство м е р ы обозначает, сколько раз прояв­лялось действие, во сколько раз что-нибудь увеличилось или уменьшилось, длину пройденного пути и длительность во вре­мени

(с к о л ь к о р а з? в о с к о л ь к о р а з? к а к м н о г о?

как долго?).

П р и м е р ы. Я трижды постучал в дверь. Число нападаю­щих вдесятеро увеличилось. Ребёнок мало ест. Мы проехали

с версту. Очень долго ждали поезда.

7. Обстоятельство с т е п е н и показывает степень проявле­ния действия, состояния или качества (в к а ко й м е р е? в к а к о й с т е п е н и?).

П р и м е р ы. Я был весьма озадачен таким приёмом. Док­лад был замечательно интересный.

П р и м е ч а н и е. Кроме перечисленных значений, обстоятельства могут выражать

у с л о в и е, например: При большей настойчивости вы добьётесь лучших результатов; могут иметь у с т у п и- т е л ь н о е з н а ч е н и е, т. е. выражать причину, которая могла бы помешать, но не помешала действию, например: Несмотря на страшную усталость, спать не хотелось.

Обстоятельства выражаются н а р е ч и я м и.

П р и м е р ы. Виднелись горы. вдалеке . (Н.) Войска наши выступили накануне. (П.) Никогда он не играл так хорошо. Он почему-то ненавидел мою собаку. (М. Г.) Зачем он шапкой дорожит? Затем, что в ней донос зашит. (П.) Он быстро на аркане младого пленника влачил. (П.) Пушка ехала шагом. (П.) Число нападающих вдесятеро увеличилось со времени по­следнего приступа. (П.)

Обстоятельства выражаются д е е п р и ч а с т и я м и и д е е ­п р и ч а с т н ы м и

о б о р о т а м и, которые обычно обособляют­ся и отделяются запятыми, например: 1) Впереди роты, при­храмывая, шагал командир. 2) Тюлени лежали неподвижно, раскинув чёрные ласты. (Копт.) (См. § 80.)

Кроме того, обстоятельства могут быть выражены к о с в е н ­н ы м и п а д е ж а м и как без предлогов, так и с предлогами.

П р и м е р ы. Дорога шла горами и лесом . (П.) Мы спусти­лись в долину . Молодой месяц показался на ясном небе . (П.) Снег выпал только в январе , на третье в ночь . (П.) Он по бо­лезни вовсе не выходил из дома. (М. Г). Гагин, путешествуя для своего удовольствия , неделю тому назад заехал в городок Л. (Т.) И русский "н", как "п" французский, произносить уме­ла в нос . (П.) Летят стадами птицы. (Кр.) Сто раз вам по­вторять! (Гр.) Соседушка, я сыт по горло ! (Кр.)

П р и м е ч а н и е. Чтобы не смешивать обстоятельство с дополнением, надо обратить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения; эти вопросы должны быть естественными, употреби­тельными в живой речи. Так, например, в предложении Мы гуляли в лесу, к сочетанию в лесу подходит только вопрос где?,и, следовательно, это сочетание является обстоятельством. Если же к слову или к сочетанию слов одинаково хорошо подходит и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, то в этих словах совмещаются два значения: обстоятельства и до­полнения; так, в предложении Я был у бабушки к словам у бабушки одинаково хорошо подходят вопросы г д е в ы б ы л и? и у к о г о в ы б ы л и? Следовательно, у бабушки можно разобрать как обстоятельство и как дополнение.

Обстоятельства цели могут быть выражены н е о п р е д е л ё н ­н о й ф о р м о й г л а г о-

л а. Неопределённая форма в этом слу­чае стоит обычно при глаголах, обозначающих движение, целью которого является совершение действия, обозначенного неопре­делённой формой, например: Братья его побежали прятать­ся. (М. Г) .

Обстоятельства очень часто выражаются с и н т а к с и ч е с к и н е р а з л о ж и м ы м и

с л о в о с о ч е т а н и я м и, т.е. такими, которые представляют собой один член предложения (см. об этом выше, § 21): Лет десять тому назад несколько тысяч деся­тин выгорело в Полесье и до сих пор не заросло. (Т.)

Обстоятельства образа действия могут выражаться с р а в н и ­т е л ь н ы м и о б о р о т а -

м и, т. е. словами с союзами как, словно, точно, которые, как правило, отделяются запятыми, на­пример: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.)

2) Головы людей покачивались, точно колосья. (М. Г.) (См. § 108.)

Упражнение 60. Выпишите глагольные словосочетания с обстоятельства­ми. Определите, какие это обстоятельства и какими частями речи выраже­ны. Если обстоятельства выражены словосочетаниями, то выпишите всё словосочетание, подчеркнув в нём главное слово. Объясните правописание выделенных слов.

Образец. Лежащее (где?) в самой середине леса (обст. места, вы­ражено существительным в предложном падеже, с предлогом в; распространено определением самой и дополнением леса).

1) Мне хотелось засветло попасть в село Святое, лежащее в самой середине леса. 2) За зелёной полосой низкого ельника толстый столб сизого дыма медленно поднимался от земли.

3) Я любил бродить по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба. 4) С самого рожденья её все баловали, и это тотчас можно было заметить: люди, избало­ванные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жиз­ни. 5) Теперь уже скоро стемнеет, и вам лучше будет переез­жать Рейн при луне. 6) Иван Ильич хотел было по неизменной своей привычке промолчать, однако почёл за лучшее произне­сти одобрительный звук. 7) Владимир Сергеевич встал, покло­нился и от изумления не мог произнести ни слова. 8) Ипатов для предосторожности закрыл окно и запер дверь. 9) Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком. Лошади выступали дружным шагом, фыркая и отма­хиваясь головами от комаров и мошек. 10) Камнем на сердце опустилась грусть. Я сидел неподвижно и глядел, глядел с изум­лением и усилием. 11) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом, из­редка рысцой. 12) Мы отправились и бродили долго, до вече­ра. 13) На этой "Гари" растут всякие ягоды в великом мно­жестве и водятся тетерева. 14) Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых её красот". 15) Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился обедать дома.

(Из произведений И. С. Ту р г е н е в а.)

61. Найдите глагольные словосочетания и укажите, чем являются по­яснительные слова, стоящие в этих словосочетаниях: дополнениями или обстоятельствами и какими именно обстоятельствами; определите падежи управляемых слов.

1) Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу. (Л.) 2) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом. (Т.) 3) Я не спал всю ночь. (Л.) 4) Я приехал в деревню двадцать второго июня. 5) Мне не забыть двадцать второго июня. 6) Полем идёшь - всё цветы да цветы. (Н.) 7) Ни днём, ни тёмной ноченькой покоя не найдёшь. (Н.) 8) Мы шли медленно, наслаждаясь ти­хим осенним днём. 9) Трубный дым столбом восходит голубым. (П.) 10) Молодость не кипела в нём ключом: она светилась тихим светом. (Т.) 11) Соловьем залётным юность пролетела. (Кольц.)

62. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с обстоятельствами. Укажите, какие это обстоятельства по значению и чем выражены. Если обстоятельства выражены синтаксически неразложимы­ми словосочетаниями, то подчеркните всё словосочетание.

Лет пять тому назад, осенью, на дороге из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть почти целый день в почтовом доме, за н...достатком лошадей. Я возвращался с охоты и имел н...-осторожность отправить свою тройку вперёд. Смотритель, чело­век уже старый, угрюмый, с засп...нными глазами, на все мои жалобы и про...ьбы отвечал отрывистым ворчаньем, в сердцах хлопал дверью, как будто сам прокл...нал свою должность, и, выходя на крыльцо, бранил ямщиков, которые медле...о брели по грязи с пудовыми дугами на руках или сидели на ла...ке, позёвывая и почёсываясь, и не обр...щали особе...ого внимания на гневные восклицания своего начальника. Я раза три уже при­нимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочёл все надписи на окнах и на стенах; скука меня томила страшная. С холодным и безнадёжным отчаянием глядел я на пр...поднятые оглобли своего тарантаса, как вдруг колокольчик зазвенел, и небольшая телега, запр...жённая тройкой измучен­ных лошадей, остановилась перед крыльц...м.

(По И. С. Т у р г е н е в у, П ё т р П е т р о в и ч К а р а т а е в.)

63. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните обстоятельства и устно укажите, какие они.

1) (В) дали виднелись округлые сопки. (В. А.) 2) Приехать в Новинск старик (на) отрез отказался. (В. А.). 3) Улика (на) лицо, и запираться поздно. (Кр.) 4) (В) дали прозрачной озна­чались громады светло-снежных гор. (П.) 5) Я (на) силу до­ждался утра. (Л.) 6) Слев... наши, справ... наши, не отстать бы (на) ходу. (Тв.) 7) Дни ещё теплы и (по) осеннему ласко­вы. (Купр.) 8) Солнце жгло (по) вчерашнему. (Ч.) 9) Очки не действуют (ни) как. (Кр.) 10) Узкая дверь раскрыта настеж... . (Т.)

64. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с неопределённой формой; укажите, где неопределённая форма яв­ляется частью сказуемого, где - дополнением, где - обстоятельством цели.

1) Между тем солнце зак...тилось, з...ря начала гаснуть. 2) Я готов согласи...ся, что и другой на моём месте мог бы обману...ся. 3) Кирила Матвеевич побежал одева...ся. 4) Он про­сил меня представить его Олимпиаде Никитичне. 5) Ожогин продолжал распространя...ся насчет своего гостя. 6) Этот дом, с своими наглухо заколоченными окнами, представлялся мне слепым стариком, вышедш...м погре...ся.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам.

1) Большая круглая капля ночной росы бл...стела тёмным блеском на дне раскрытого цветка. 2) Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень. 3) Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый раз­гар вечерней з...ри. 4) Скво...ь открытые окна в сад ве...ло осен­ней свежестью и зап...хом яблок. 5) Из-за шума падающего лив­ня н...чего н...было слышно.

(И. С. Т у р г е н е в.)


Навигация

« »

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: ,
или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос «что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .

Второстепенные члены предложения - одна из самых сложных тем в русском языке. С другой стороны, всё подчиняется простым правилам, разобраться в которых очень легко. Что такое определение, дополнение и обстоятельство в русском языке, как обнаружить их в предложении и при каких условиях они выделяются запятыми? Узнаем.

Немного теории

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого? ) на вошедшего; подарил (кому? ) ему; я купил (что? ) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего? ) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего? ) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "какой?", "чей?" Может являться любой частью речи, главное - описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая? ) синяя, лес (какой? ) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?) набекрень, в доме (каком? ) из дерева)).

Обстоятельство в русском языке - самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда? ) домой), время (встретимся (когда? ) завтра), образ действия (говорить (каким образом? ) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).

В синтаксическом разборе

Удивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор. Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда? ) домой - пропущен глагол "иду"/"пошёл", поэтому и неполное). Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным ("Раннее утро" ).

Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е. предложение «Золотая осень» будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая» - двусоставным.

Выделяем запятыми

Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются.
В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства. Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:

  • Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом ("Проехав две сотни километров, мы поняли всё" ) или одиночным деепричастием ("Поев, мальчик отправился в путь" ). Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия ("Он читал лёжа" ), потому что в этом случае обособления не будет.
  • Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом ("Несмотря на все трудности, мы добрались" ).
  • В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами "как", "будто", "словно", также похожие на наречия образа действия ("Облака, как ватные, низко плыли над землёй" ).

Не выделяется обстоятельство в русском языке:

  • Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием ("Бежал сломя голову" , т. е. очень быстро).
  • В случае деепричастных оборотов - если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством ("Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь" ). Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е. нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется ("Она сидела опустив голову" ).

Заключение

Обособленные дополнение, определение и обстоятельство в русском языке - совсем несложная, но очень полезная и, признаться, часто встречающаяся тема. Понимание правил позволит без труда выполнять задания любой сложности, связанные с выделением второстепенных членов предложений запятыми.

Второстепенными называются члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью (согласованием, управлением или примыканием). Если главные члены предложения образуют грамматическую основу, то второстепенные — не образуют.

В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение - это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой?, который?, чей? и относится к слову с предметным значением.

По характеру связи определения с определяемым словом и способу выражения различаются согласованные, несогласованные определения и приложения.

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в числе и падеже, а в единственном числе — ещё и в роде и выражаются словами со значением признака:

а) полным прилагательным: Пришёл пригородный автобус;

б) местоименным прилагательным: Наши люди изменились; Не ходи по этой дорожке;

в) порядковым числительным: Остановите у второго дома;

г) полным причастием: Мы мечтаем о приближающемся чемпионате.

Несогласованные определения связываются с главным словом по способу управления (рубашка в полоску , книга брата ) или примыкания (яйцо всмятку , мечта жениться ) и выражаются:

а) существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога: совет друга , список группы , ветка черемухи , юбка в складку ..

б) притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их): её достоинство;

в) наречием: макароны по-флотски , дом напротив ;

г) сравнительной степенью прилагательного: ребенок постарше ;

д) инфинитивом: время побеждать ;

е) нечленимым словосочетанием: учитель высшей квалификационной категории , товары повседневного спроса , добрейшей души человек..

Приложение

Приложение — определение, выраженное существительным или словосочетанием с существительным в роли главного слова (девочка-красавица , мой сосед Павел ). Приложение согласуется с определяемым словом (именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием, прилагательным, числительным) в падеже: Маша-сластёна — дал Маше-сластёне, кошка Мурка — кошкой Муркой ; может происходить также согласование в числе (студент-заочник — студенты-заочники ), но не всегда: журнал «Веселые картинки». Приложения, связанные с определяемым словом связью согласования, называются согласованными (студент-заочник , красавец мужчина ), а связанные связью примыкания — несогласованными (Ричард Львиное Сердце , журнал «Максим »).

Приложение может обозначать:

1) название предмета (географического объекта, сооружения, учреждения, произведения, продукта, товара..): река Волга , озеро Байкал , роман «Евгений Онегин» , журнал «Мурзилка» , кинотеатр «Октябрь» , миноносец «Петр Великий» ;

2) различные характеристики предмета:

а) по назначению: сумка-холодильник , дом-фургон ;

б) по качественному признаку: девушка-активистка , школьник-второгодник ;

в) по специализации: художник-маринист , студенты-юристы ;

г) по роду занятий: Анка-пулеметчица , девушка-модель ;

д) по подобию: юбка-колокольчик , месяц-серп ;

е) по возрасту: малышка сестренка, старик сосед;

ж) по национальности: продавец-грузин , учитель-француз ;

Приложение может также присоединяться союзом как в значении «в качестве»: Он прославился как прекрасный оратор .

Имя собственное лица чаще всего является главным словом, а нарицательное, характеризующее это лицо по степени родства, статусу или другим признакам, является приложением: академик Д.С. Лихачев, студент 5 курса Степанов Илья … Однако имя собственное может стать приложением, если оно поясняет нарицательное и можно вставить «а зовут его..»: Мой отец, Липатов Игорь Владимирович , Герой России.

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, называющий лицо, предмет или явление, на который распространяется действие или по отношению к которому проявляется признак.

Дополнение обозначает:

1) объект, на который направлено действие: приступить к задаче , испечь пирог ;

2) объект восприятия: смотреть фильм , видеть детей ;

3) орудие действия: раскрасил гуашью , бьет молотком ;

4) объект сравнения: лучше Паши , быстрее лидера ;

5) отношение к производителю, владельцу, руководителю: директор компании , руководитель театра , владелец дома ;

6) совместимость: журнал с приложением ;

Дополнение выражается:

а) формами косвенных падежей существительных с предлогами и без: играть с собакой , наслаждаться музыкой , гордиться достижениями ;

б) местоимением: подойти к ним , размышлять об этом ;

в) числительным: к пяти прибавить семь ;

г) субстантивированными словами: примкнул к митингующим ;

д) нечленимыми словосочетаниями: купил музыкальный центр ;

е) фразеологизмами: пригласить мастера на все руки ;

ж) инфинитивом: попросил замолчать , посоветовал подумать .

Прямое дополнение относится к переходному глаголу (переход. глаг. обозначает действие, которое не совершается в самом деятеле, а переходит на другой предмет или лицо) и некоторым словам категории состояния и выражается существительными и субстантивированными словами в следующих формах:

1) В.п. без предлога: рассказывать анекдоты , сформулировать тезис , видно звезды ;

2) Р.п. без предлога при отрицании: не читал книг , не носит брюк ;

3) Р.п. со значением части или неопределенного количества: купить масла , налить кваса ;

Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами: заступиться за девушку , взять у брата ;

Дополнения могут иметь добавочные обстоятельственные значения: отдыхать у моря (у чего? где?).

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие (время, причину, условие..), или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака: пришёл поздно (когда?), плакал от обиды (по какой причине?), очень вспыльчив (в какой степени?) и др.

Обстоятельства могут выражаться:

1) наречием: исследовать глубоко , стрелять метко ;

2) падежными формами существительных (с предлогами и без предлогов): относиться с сочувствием , петь фальцетом ;

3) деепричастиями: шуметь не переставая ;

4) сравнительной степенью наречия: аргументировать обстоятельнее ;

5) инфинитивом: поехать отдохнуть ;

6) нечленимым словосочетанием: отсутствовать две недели ;

Выделяются следующие типы обстоятельств по значению:

1) обстоятельства образа действия : идти пританцовывая, нестись сломя голову, читать монотонно (обозначает качественную характеристику действия, способ его совершения и отвечает на вопросы как? каким образом?);

2) обстоятельства меры и степени : жить за три моря, весьма интересный, слишком редко, говорить вполголоса (обозначает меру действия, пространства, времени, количества и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени? );

3) обстоятельства места : идти вдоль дороги, свернуть направо (указывает на место, направление маршрута, взаимного расположения и отвечает на вопросы где? куда? откуда? );

4) обстоятельства времени : проснуться поздно, приехать спустя час (обозначает момент времени, меру времени и отвечает на вопросы когда? как долго? );

5) обстоятельства цели : прийти поговорить, приготовить для брифинга (обозначает цель, ради которой совершается и отвечает на вопросы зачем? с какой целью? );

6) обстоятельства причины : пропустить из-за болезни, прихватить на случай дождя (обозначает причину, повод, основания события и отвечает на вопросы почему? на каком основании? );

7) обстоятельства условия : начнём при наличии большинства, сделает в случае договоренности (обозначает условие, при котором может осуществиться действие и отвечает на вопросы при каком условии?);

8) обстоятельства уступки : начался вопреки прогнозам; сделать, несмотря на возражения (обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы вопреки чему? несмотря на что? ).

В начале было слово… Мы общаемся и сознательно формируем свою речь при коммуникации, пользуясь определёнными языковыми единицами. Они и будут предметом изучения данной статьи. Чтобы узнать (или вспомнить), что такое и как они могут проявляться в тексте/речи, обратимся к основным понятиям.

Что такое предложение?

Начнём с того, что слово не единственная, но основная структурная Она именует предметы. Набор слов, объединённых вместе смыслом, грамматикой и интонацией, оформляется в предложение. Оно будет следующей языковой единицей. Она состоит из совокупности правильных грамматических словесных соединений, фактически - членов предложения.

Что такое члены предложения?

С точки зрения грамматики, это важные части (слова или их сочетания) внутри одной законченной фразы. Они выполняют свои роли и несут определённое значение. Их принято подразделять на главные и второстепенные. Чтобы раскрыть ответ на вопрос "что такое второстепенные члены предложения?", вскользь упомянем о главных с целью формирования общего представления.

К главным членам относят подлежащее и сказуемое. Их непосредственная задача - сформировать каркас, основу предложения. Эти составляющие независимы от прочих слов. Но формы других языковых единиц могут зависеть именно от подлежащего и сказуемого.

Что такое второстепенные члены предложения?

Это все языковые единицы, кроме подлежащего и сказуемого. Здесь необходимо уяснить: второстепенные члены могут быть зависимы не только от главных, но и друг от друга. Вот какой непростой наш русский язык!

Второстепенные члены предложения могут определять, дополнять и пояснять значимые слова. Познакомимся с каждой языковой единицей подробно. Рассмотрим их на конкретных примерах и поймём, что представляют собой второстепенные члены предложения:

Определение

Этот второстепенный член предложения говорит сам за себя. Он характеризует качество предмета, его выделяющее свойство или отличительный признак. К определению задаются вопросы типа «какой?», «какая?», «какое?» или «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»: "красивое платье" (платье какое?), "заячьи уши" (уши чьи?). Выделяют определения согласованные и несогласованные:

  • Первая разновидность обладает согласованием с главным словом в падеже и числе (если число единственное, то ещё и в роде). Кроме того, может выражаться по-разному и находиться перед определяемым словом. Например, "пушистая (прил.) верба", "ваш (мест.) учитель", "первый (числ.) день", "упавший (прич.) лист".
  • Вторая разновидность определения формально не имеет согласования, однако тут наблюдается связь с определяемой языковой единицей лишь по способу примыкания или управления: "лицо в веснушках", "мужчина в пальто", "дети с яблоками". Несогласованное определение выражается следующими возможными способами: "погода в Москве" (сущ. с предлогом), "полёт бабочки" (сущ. без предлога), "желание узнать" (инф.), "кубик побольше" (прил. в ср. ст.), "прогулка пешком" (нареч.), "её брат" (притяжат. мест.), "ни рыба ни мясо" (цельное сочетание).
  • Ещё одна разновидность определения - это приложение. Как правило, оно выражается существительным. Приложение даёт поясняющую характеристику предмету или человеку, открывает его с какой-то новой стороны. Оно стоит в той же форме, что и существительное, к которому относится. Например, "Хозяйка (им. п.), гостеприимная женщина (им. п.), впустила их радушно в дом".

Дополнение

Этот второстепенный член предложения обозначает предмет, некое поясняемое слово. Здесь будут работать все падежей. Дополнение может быть выражено следующими частями речи:

  • Имя существительное в с предлогом или без него: "Он смотрит (что?) фильм и мечтает (о чём?) о приключениях".
  • Любая часть речи, которая выполняет функцию имени существительного: "Они внимательно слушали (кого?) выступавшего".
  • Неопределённая форма глагола: "Мы попросили его (о чём?) присоединиться".
  • Устойчивое сочетание: "Он просит тебя (о чём?) не считать ворон по сторонам и быть более внимательным".
  • Числительное: "Разделить (что?) пятнадцать на (что?) три".

Дополнение может быть прямым или косвенным:


Обстоятельство

Этот второстепенный член выполняет функцию пояснения слов и обозначений условий, при которых совершается само действие. Он может быть выражен:

  • Наречие: "Мы шли спокойно и размеренно".
  • Существительное в косвенном падеже с предлогом: "Они отдыхали по выходным до вечера".
  • Деепричастие: "Улыбнувшись, она налила в чашку чай".
  • Неопределённой формой глагола: "Я позвонила узнать, как дела".

Видов этой категории членов предложения много больше, чем у определения и дополнения. Выделяются обстоятельства времени, образа действия, места, цели, причины, уступки, условия, меры и степени.

Мы упомянули вскользь о подлежащем, сказуемом и подробнее рассмотрели определение, дополнение, обстоятельство, чтобы ответить на вопрос "что такое второстепенные члены предложения?". На этом статья подходит к своему логическому завершению, но не заканчивается сама тема, ибо каждую языковую единицу можно детально разбирать и исследовать. Надеемся, что данный материал оказался полезным.